Адрес места государственной регистрации юридического лица

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Адрес места государственной регистрации юридического лица". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Адрес места государственной регистрации юридического лица

Дата публикации 22.12.2015

Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.

Место нахождения юридического лица

Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать «город Москва» или «городской округ Химки, Московская область» (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ. Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.

Адрес юридического лица

Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.

Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устав ООО должен содержать его место нахождения.

Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Действующее законодательство не содержит определений «юридического адреса» и «фактического адреса» организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия «место нахождения» и «адрес» организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является «юридическим», а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – «фактическим».

Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

  • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
  • риск ликвидации организации.

Как следует из п. 2 ст. 51 ГК РФ, в отношениях с другими лицами юридическое лицо не имеет права ссылаться на неверность указанных в ЕГРЮЛ данных, поскольку подразумевается, что эти данные верны, следить за их правильностью должна сама организация. Исключение составляют случаи, когда неверные данные были внесены в реестр в результате чьих-либо неправомерных действий. Если же неверно указанные в реестре сведения (в том числе адрес) стали причиной причинения убытков третьим лицам, придется возместить такие убытки (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Когда нужно менять адрес или место нахождения

Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Как проверить адрес массовой регистрации юридических лиц?

Адрес массовой регистрации юридических лиц – это адрес, по которому в соответствии с ЕГРЮЛ зарегистрировано достаточно большое количество организаций. В одних регионах большим считается 5 и более компаний, расположенных по одному адресу, в других, к примеру, 10 и более. Это решает региональное УФНС. Оно же формирует реестр адресов массовой регистрации юридических лиц и еженедельно направляет в ФНС. При этом некоторые адреса по решению руководителя Управления могут в реестр не войти. Речь идет об адресах офисных центров, бизнес-центров и т.д. (п. 1.2.1 Приложения 2 к Приказу ФНС от 29.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected] ).

Читайте так же:  Программа кадрового аудита пример

Чем опасен адрес массовой регистрации

Если налоговики, проанализировав данные об адресах, придут к выводу, что вы находитесь по адресу массовой регистрации, то они в отношении вашей компании внесут в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе. А через полгода существования этой записи будут вправе и вовсе исключить фирму из ЕГРЮЛ (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Если же вы только собираетесь регистрировать организацию по массовому адресу, то лучше этого не делать. Поскольку в регистрации вам наверняка откажут. Ведь адрес априори будет считаться недостоверным.

Отказ в регистрации организации из-за недостоверного адреса

Одним из оснований для отказа в регистрации юрлица является указание недостоверных сведений об адресе регистрируемой организации в заявлении на регистрацию по форме Р11001 (пп. «р» п. 1 ст. 23, пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Налоговики могут решить, что указано недостоверное место регистрации ООО, если указанный в документах адрес (п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61):

  • обозначен как адрес массовой регистрации компаний, причем со многими из них невозможно по нему связаться (почтовые отправления возвращаются с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Кстати, проверить адрес на массовость можно через сервис «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» на сайте ФНС;
  • не существует. Или если объект, расположенный по этому адресу, разрушен;
  • является условным адресом, который присвоен объекту незавершенного строительства;
  • априори не может использоваться для связи с юридическим лицом. К примеру, если это адрес размещения органа государственной власти, воинской части и т.п.

Еще один случай, когда адрес признают недостоверным, – если у налоговиков есть заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает организациям регистрироваться по адресу местонахождения этого объекта недвижимости.

При выявлении любого из указанных обстоятельств, налоговики наверняка откажут в регистрации. Однако в своем решении об отказе они должны будут не только сослаться на определенную норму Закона, но и указать конкретные признаки, которые свидетельствуют о недостоверности адреса (п. 3 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61).

Адрес места государственной регистрации юридического лица

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Должны ли совпадать место нахождения юридического лица («юридический» адрес) и «почтовый» адрес?

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический. «, «почтовый. » и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический. » и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/[email protected] «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

Читайте так же:  Аудиторская проверка и подтверждение бухгалтерской отчетности

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что такое место нахождения юридического лица, юридический адрес организации?

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

Местонахождение имеет существенное значение — по нему определяются, например, место уплаты налогов, подсудность (т.е. в какой именно суд нужно обращаться) и многие другие юридические вопросы. На практике часто используется термин «юридический адрес» или «юр. адрес».

Вы можете воспользоваться услугой предоставления юридического адреса.
В рамках услуги Вы получаете:

Во всех случаях мы рекомендуем своим клиентам использовать юридические адреса только при отсутствии иных альтернатив и тщательно относиться к его подбору, т.к. велика вероятность возникновения проблем с получением почтовой корреспонденции из налоговых органов и в случае проведения налоговой проверки.

Проверить адрес массовой регистрации онлайн бесплатно

Российское законодательство не предусматривает такого понятия, как адрес массовой регистрации или юридический адрес предприятия. Законом № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года предусмотрено лишь место нахождения организации, определяемое местом ее государственной регистрации.

Однако в целях борьбы с нарушениями в сфере налогов и сборов налоговой службой было сформировано понятие «адрес массовой регистрации» – адрес, по которому зарегистрировано несколько юридических лиц. Согласно Приказу ФНС РФ от 29.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected] “Об информационной поддержке» в список массовых попадают адреса, по которым зарегистрировано от пяти и более предприятий. При этом управления ФНС в каждом субъекте самостоятельно определяют, какое минимальное количество организаций должно иметь в качестве места нахождения один и тот же адрес, чтобы последний приобрел статус массового.

Читайте так же:  Первая корпорация выплатившая дивиденды по акциям

Налоговые органы вносят все подобные адреса в специальную базу данных, и при регистрации ООО проверяют, не является ли юридический адрес (место расположения организации) массовым. Делается это, в том числе, и для борьбы с фирмами-однодневками (компаниями, которые создаются без цели осуществления постоянной предпринимательской деятельности).

Проверить адрес на наличие или отсутствие в списках адресов массовой регистрации можно при помощи нашего удобного онлайн-сервиса. Сделать это очень просто – достаточно ввести адресные данные в предложенную форму запроса и ввести капчу (цифры с картинки).

Видео (кликните для воспроизведения).

Сервис в течение нескольких секунд выдаст, в открывшемся окне, сведения о количестве зарегистрированных по указанному адресу компаний. В том случае, если введенного адреса нет в базе данных массовых адресов, то сервис выдаст информацию об отсутствие адреса в числе массовых.

Проверка адреса при помощи нашего сервиса совершенно бесплатна и не занимает много времени! А также для вашего удобства мы добавили проверку адреса на массовость во все формы, где она необходима (например, при подготовке документов для регистрации ООО, или смены места нахождения юридического лица).

У людей часто возникает вопрос о том, что делать, если выбранный ими юридический адрес организации является массовым? Однозначного ответа на него дать невозможно.

С одной стороны, в список массовых адресов попадает любой бизнес-центр, в котором зарегистрировано несколько фирм, то есть в большом городе все сложнее найти «немассовый» адрес для регистрации своей компании.

С другой стороны, налоговые органы по закону (ФЗ №129 от 8 августа 2001 года) вправе отказать в регистрации юридического лица, если есть основания полагать, что в заявлении о его регистрации указаны недостоверные сведения о месте нахождения предприятия.

Избежать последствий выбора для места государственной регистрации компании массового адреса можно:

  • Предоставив в налоговую инспекцию вместе с документами для регистрации ООО, доказательство прав на адрес, выбранный в качестве места нахождения фирмы (предоставлять такие доказательства по закону совершенно не обязательно).
  • Конечно, негативных последствий выбора адреса массовой регистрации при создании ООО может и не быть, но проверить адресные данные, выбранные в качестве места государственной регистрации все-таки стоит.

    Проверить адрес массовой регистрации с eRegistrator.ru – это так просто!

    Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, — напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

    Энциклопедия решений. Место нахождения, адрес юридического лица

    Место нахождения, адрес юридического лица

    Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

    Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

    Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе (за исключением случая, когда юридическое лицо действует на основании типового устава) и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

    C 1 сентября 2014 г. (в соответствии с изменениями, внесенными в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ), определяя свое место нахождения в учредительном документе, юридическому лицу достаточно указать наименование населенного пункта (муниципального образования), в котором будет находиться его постоянно действующий орган, при его отсутствии — орган или лицо, уполномоченное выступать от его имени в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

    Однако одновременно в законодательство введено понятие «адрес юридического лица». Исходя из содержания п. 3 ст. 54 ГК РФ под адресом юридического лица понимается адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения. Таким образом, адрес юридического лица подразумевает указание почтового индекса, наименования населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, офиса (квартиры).

    Внимание

    Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительных документах, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ.

    С 29.12.2015 уточнено, что адрес юридического лица, указываемый в ЕГРЮЛ, должен быть в пределах места нахождения юридического лица, содержащегося в учредительных документах юридического лица (за исключением случая использования типового устава) (п.п. 3, 5 ст. 54 ГК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

    Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац второй п. 3 ст. 54 ГК).

    В ранее сложившейся практике (до 01.09.2014) было принято разделять:

    — юридический адрес (указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ);

    — фактический адрес юридического лица (где в действительности ведется его финансово-хозяйственная деятельность).

    В настоящее время также место нахождения юридического лица и его адрес могут не совпадать с адресом, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.) (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

    При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории РФ сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (абзац третий п. 3 ст. 54 ГК РФ).

    Так как место нахождения юридического лица подлежит указанию в учредительном документе, решение вопроса об определении места нахождения (месте нахождения единоличного исполнительно органа) будет относиться к компетенции общего собрания участников (п. 2 ст. 65.3 ГК РФ).

    Читайте так же:  Внутренний устав ооо

    Адрес юридического лица не подлежит обязательному включению в учредительные документы, его определение специально не отнесено законодательством к компетенции какого-либо органа юридического лица. Поэтому, по общему правилу, решение вопроса об определении адреса юридического лица будет относиться к компетенции единоличного исполнительного органа, если уставом не предусмотрено иное (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).

    Об изменении своего места нахождения или адреса юридическое лицо должно сообщить в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).

    Внимание

    С 1 января 2016 в связи с вступлением в силу отдельных положений Федеральных законов от 30.03.2015 N 67-ФЗ и от 29.06.2015 N 209-ФЗ изменился порядок смены места нахождения юридического лица (п. 6 ст. 17 Закона о госрегистрации).

    Регистрирующий орган обязан проверять достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, и может отказать в регистрации, если у него имеется подтвержденная информация о недостоверности места нахождения или адреса данного юридического лица (п. 5 ст. 51 ГК РФ, пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

    Законодательством не установлены какие-либо требования к срокам внесения юридическими лицами, созданными до 1 сентября 2014 г., сведений об их адресе в ЕГРЮЛ.

    Кроме того, существующие в настоящее время формы заявлений, используемые для государственной регистрации юридических лиц (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]), содержат только раздел «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом», что не позволяет разделить место нахождения и адрес юридического лица в понимании ст. 54 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.

    Ранее в правоприменительной практике сложился подход, основанный на положениях пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, п. 2 ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

    Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (например, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

    Возможно, до урегулирования расхождений существующих сейчас регистрационных форм и изменившегося с 01.09.2014 законодательства будет использоваться сложившийся ранее подход: до внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в качестве такого будут использоваться имеющиеся в реестре сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

    Место регистрации ООО

    Если у желающих стать ИП в большинстве случаев не возникает вопросов по поводу места регистрации, поскольку их регистрируют согласно прописке в паспорте, то для учредителей ООО этот момент не столь однозначен. Где регистрировать ООО, если его учредители проживают в разных населённых пунктах? Как быть, если офиса как такового у компании нет? И нельзя ли, подобно ИП, зарегистрироваться в жилом помещении — по месту жительства директора?

    Место государственной регистрации ООО

    Закон определяет однозначно: государственная регистрация ООО осуществляется по месту нахождения единственного исполнительного органа (ЕИО). За подробностями обращайтесь к п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 4 ФЗ № 14-ФЗ, а также п. 2 ст. 8 ФЗ № 129-ФЗ. Под ЕИО в данном случае подразумевается руководитель общества, а если таковой отсутствует, его замещает другой орган или лицо, которое вправе действовать от имени юрлица без доверенности.

    Если учредители ООО проживают в разных городах, но планируют вести совместный бизнес, логично, что место регистрации ООО — там, где будет располагаться офис компании. Как вариант: у партнёров есть возможность зарегистрировать ООО по домашнему адресу руководителя, но об этом чуть позже.

    Инициируя процедуру регистрации ООО по месту аренды офиса, следует быть готовыми к тому, что в регистрирующем органе потребуют документально подтвердить юридический адрес. Это является частью общей проверки достоверности информации, содержащейся в представленных документах. Подтверждением достоверности юридического адреса в общем случае выступает гарантийное письмо от собственника или арендодателя помещения. Гарантийное письмо на юридический адрес не входит в перечень регистрационных документов, однако на практике его запрашивают в большинстве случаев при регистрации ООО.

    Перечислим адреса, которые не годятся в качестве места регистрации ООО:

    • несуществующий адрес;
    • адрес массовой регистрации юридических лиц, то есть адрес, по которому регистрируют далеко не первую компанию и все субъекты предпринимательской деятельности вряд ли физически могут там сосуществовать;
    • адрес помещения, которое используется иным юридическим лицом, не имеющим права передавать его в субаренду;
    • адрес, по которому находится разрушенное строение;
    • адрес, который выступает условным почтовым адресом строящегося объекта;
    • адрес, на который нельзя регистрировать коммерческие организации (адрес воинской части, госорганы и т. п.).

    Список не полон, ФНС вполне может признать юридический адрес недостоверным по другим соображениям, поэтому гарантийное письмо подготовить необходимо. Весьма вероятно, что этот документ избавит заявителя от судебных разбирательств по поводу безосновательного отказа в регистрации ООО.

    Итак, вместе с заявлением на регистрацию ООО, уставом общества и квитанцией об оплате госпошлины в размере 4000 рублей необходимо представить в регистрирующий орган гарантийное письмо на юридический адрес, приложив к нему копию свидетельства о собственности на объект недвижимости. Важно, чтобы в гарантийном письме был правильно указан номер телефона собственника, и чтобы тот был готов принять звонок из ФНС.

    Кстати, собственник помещения, который подписал гарантийное письмо, не обязан в итоге заключать с ООО договор аренды, и наоборот, руководитель компании не обязан вступать с ним в договорные отношения. Гарантийное письмо подтверждает исключительно факт согласия собственника на то, что по адресу принадлежащего ему объекта недвижимости будет зарегистрирован предпринимательский субъект. Если впоследствии ООО не арендует помещение по адресу, который был заявлен юридическим, нужно будет в установленном порядке сообщить об изменении юридического адреса в налоговую, чтобы информация в ЕГРЮЛ была актуализирована.

    Читайте так же:  Регистрация изменений предприятия

    Адрес массовой регистрации юридических лиц: как проверить

    Проверить адрес массовой регистрации юридических лиц можно на сайте налоговой службы. Если вы зайдете в сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», то ниже на странице увидите ссылку «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами». Указав конкретный адрес, вы сможете узнать, сколько компаний по нему зарегистрировано.

    Что можно сделать, если ваша компания находится по адресу массовой регистрации? В первую очередь выяснить причину. Довольно часто встречается ситуация, когда множество небольших организаций арендуют помещения в одном здании. Если это ваш случай, то вам нужно:

    • прописать в договоре с арендодателем как можно более точно, какое именно помещение (офис, кабинет, комнату) вы занимаете, указав его номер, этаж, крыло и проч.;
    • подать в регистрирующую ИФНС заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р14001 (Приложение N 6 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] ) в части адреса. В данном случае адрес у вас кардинально не изменится, но в нем появятся новые данные, а значит, он уже будет отличаться от того адреса, который содержится в черном списке адресов массовой регистрации юридических лиц.

    Место регистрации юридического лица — это …

    В соответствии с ГК РФ место регистрации юридического лица – это место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а если такого органа нет, то иного органа (или лица), уполномоченного выступать от имени организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). Адрес регистрации компании указывается в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

    Место государственной регистрации юридического лица это не обязательно место ведения его деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61). Производственный цех, склад или торговое помещение могут быть расположены совершенно в другом месте. Однако это не означает, что в качестве адреса регистрации можно указать абсолютно любую точку на карте. Хотя бы потому, что по общему правилу адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, это адрес, по которому с организацией можно связаться по почте. Налоговики вправе направлять компании документы, к примеру, требование о представлении пояснений, именно на адрес регистрации (п. 5 ст. 31 НК РФ). И если организация не получит эти почтовые отправления, т.к. по указанному адресу не расположена, то все равно будет считаться, что вся почта ей доставлена (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

    Отметим, что при регистрации в качестве адреса компании может быть указан адрес места жительства участника ООО или его директора (Письмо ФНС от 23.09.2011 N ПА-21-6/293 ). При условии что по данному адресу можно будет осуществлять связь с организацией. И если раньше помимо прочих документов налоговики просили предоставить, к примеру, договор аренды помещения, расположенного по тому адресу, где организация решила зарегистрироваться, то сегодня такие требования специалисты ИФНС не предъявляют.

    Регистрация ООО по месту жительства директора

    Как правило, для открытия ООО арендуют офис или здание. Однако некоторые заявители ищут возможность регистрации ООО по месту жительства учредителя. В статье 17 ЖК РФ легко найти подтверждение тому, что жилое помещение, в котором гражданин прописан, можно использовать для предпринимательской деятельности, если другие проживающие здесь лица не выступают против этого.

    Желающих выбрать местом регистрации ООО домашний адрес должен воодушевить тот факт, что в России таких “домашних” организаций немало. В судебной практике найдётся множество решений в пользу предпринимателей, из которых следует, что регистрация по адресу, где прописан руководитель и/или учредитель ООО, не вступает в конфликт с нормами закона.

    Если место государственной регистрации ООО — квартира или другое жилое помещение, то к заявлению по форме Р11001 необходимо приложить копию свидетельства о праве собственности на это помещение и согласие собственника на то, что по данному адресу состоится регистрация ООО и впоследствии будет осуществляться предпринимательская деятельность. Согласие собственника оформляют в свободной форме.

    Перед тем как подавать документы на регистрацию ООО, стоит уточнить в налоговой, будет ли достаточно согласия только собственника квартиры. В некоторых налоговых требуют документы, подтверждающие согласие на регистрацию ООО по месту прописки учредителя всех остальных прописанных на этих квадратных метрах лиц.

    Местом регистрации ООО в теории может быть и неприватизированная квартира. В этом случае нужно получать согласие у муниципального или государственного органа – собственника жилья. Такая затея далеко не всегда оборачивается успехом.

    Стоит знать, что регистрация ООО по месту жительства имеет свои недостатки. Они могут вскрыться уже спустя некоторое время, когда компании потребуется лицензия на какой-то вид деятельности или расчётный счёт в определённом банке. Кроме того, в судебной практике встречаются случаи, когда суды признают отказ в регистрации ООО по месту прописки директора правомерным. На основании рассмотренных материалов дела может быть решено, что регистрация юрлица нарушает законные интересы жильцов квартиры.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Исключить такие риски при регистрации ООО по месту жительства можно, если вы закажете услугу предоставления юридического адреса с секретарско-почтовым обслуживанием. В этом случае вы будете получать всю адресованную вам официальную корреспонденцию, а по стационарному телефону, указанному, как рабочему для вашей организации, ответит секретарь и передаст вам всю необходимую информацию. Особенной популярностью такие юридические адреса пользуются в крупных городах, где высока арендная плата на офисную недвижимость.

    Источники

    Адрес места государственной регистрации юридического лица
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here