Акты аудиторских проверок органов власти

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Акты аудиторских проверок органов власти". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Акт аудиторской проверки

Формирование акта аудиторской проверки является обязательным этапом проведения контрольных проверочных мероприятий по финансово-экономической деятельности организации.

Кто проводит проверку

Для проведения аудиторской проверки могут привлекаться как сотрудники сторонних специализированных компаний и эксперты государственных надзорных структур, так и специалисты самого предприятия (но не во всех случаях). В любом случае, это должны быть лица, имеющие высшее экономическое или бухгалтерское образование, серьезный опыт работы, а также аттестат аудитора.

Основной целью проверки является оценка «чистоты» бухгалтерской финансовой отчётности организации и ее соответствия законам РФ.

По результатам проверки аудитор выдает свое заключение (положительное или отрицательное). При этом если проверяющий считает, что не получил достаточного объема документации и прочих подтверждающих свидетельств о деятельности компании, он имеет право отказаться от выдачи заключения.

Аудиты могут быть:

  • обязательными, регулируемыми законодательством РФ – обычно им подвергаются предприятия, работающие с финансовыми средствами населения;
  • добровольными – такие проводятся по инициативе руководства фирмы.

Также проверки могут быть разовыми или регулярными (последние обычно используются в крупных организациях и являются эффективным методом контроля за работой бухгалтерских и финансовых отделов).

Внутренний финансовый аудит

Согласно ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) (далее – главные распорядители бюджетных средств) обязаны осуществлять на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит. Он осуществляется в целях:

оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Порядок внутреннего финансового аудита должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета такого аудита – Правила № 193. Именно этим документом должно руководствоваться, например, Минобрнауки при проведении внутреннего финансового аудита. Кроме того, в целях обеспечения единообразного подхода к такому аудиту Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822 утверждены специальные методические рекомендации, которые, соответственно, носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным распорядителям бюджетных средств в ходе внутреннего финансового аудита.

В силу п. 30 Правил № 193 объектами указанного аудита являются структурные подразделения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, подведомственные ему распорядители и получатели бюджетных средств.

Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в ситуациях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Обратите внимание: аналогичный вывод сделал Минфин в Письме от 12.04.2017 № 02-02-05/21864.

Условия хранения акта

Акт аудиторской проверки подлежит обязательному хранению как один из важнейших контрольных документов. В качестве места для хранения лучше всего определить кабинет, доступ к которому строго ограничен. Период хранения определяется либо внутренними нормативными актами, либо законодательством РФ (но не меньше пяти лет).

Ведомственный контроль

Может возникнуть вопрос, на основании чего и в каком порядке должен осуществляться контроль за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями. Напомним, что в силу п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:

федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;

в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;

в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Для автономных учреждений аналогичный порядок установлен п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 № 02-07-10/3259 Минфин отметил: с учетом реализации механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

Основными целями контроля за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями являются:

анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;

выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;

определение правомерности, эффективности и целевого характера использования средств при осуществлении деятельности учреждения;

оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.

В Письме от 12.04.2017 № 02-02-05/21864 Минфин отмечает, что в соответствии с п. 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, субъект учета в целях организации бухгалтерского учета формирует свою учетную политику. При этом актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухучета учетную политику, утверждается в том числе порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля. При разработке указанного порядка Минфин рекомендует использовать подходы, предусмотренные Правилами № 193.

Читайте так же:  Документы для нотариуса при смене директора ооо

В заключение еще раз отметим, что внутренний финансовый контроль обязаны осуществлять все главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

В свою очередь, внутренний финансовый аудит обязаны осуществлять все главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. При этом указанная обязанность не исчезает и при отсутствии у данных органов подведомственных организаций.

Вместе с тем указанные органы не вправе осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в отношении бюджетных и автономных учреждений.

Акты аудиторских проверок органов власти

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ

от 16 сентября 2015 года N 118

О документах по осуществлению внутреннего финансового аудита и сроках проведения аудиторских проверок Росрезервом и его территориальными органами

____________________________________________________________________
Утратил силу с 20 ноября 2017 года на основании
приказа Росрезерва от 10 октября 2017 года N 236
____________________________________________________________________

В соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст.1290; 2015, N 16, ст.2393),

приказываю:

Утвердить:

порядок составления, утверждения и ведения плана внутреннего финансового аудита Росрезерва и его территориальных органов (приложение N 1);

предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления (приложение N 2);

форму акта аудиторской проверки (приложение N 3);

порядок направления акта аудиторской проверки и сроки его рассмотрения объектом аудита (приложение N 4);

порядок составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (приложение N 5).

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
15 октября 2015 года,
регистрационный N 39327

Система нормативного регулирования

Выделяется четыре уровня НПА:

Рисунок 1. Система нормативного регулирования в России

На первом уровне находятся ГК РФ, НК РФ, ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «О саморегулируемых организациях», ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», НПА государственных органов власти, постановления Правительства РФ, то есть все те акты, на основании которых происходит государственное регулирование аудиторской деятельности.

На втором уровне находятся кодекс профессиональной этики аудиторов, федеральные стандарты и нормативные акты в пределах своей компетенции Минфина России. Поскольку большое участие в разработке документов принимал Совет по аудиторской деятельности, их с уверенностью можно отнести к НПА смешанного регулирования.

На третьем уровне размещены документы профессиональных аудиторских объединений в виде кодексов профессиональной этики СРОА, стандартов, методических материалов, положений СРО.

На четвертом уровне находятся аудиторские правила организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются инструментом определения внутреннего контроля качества, внутренние стандарты, правила и методики.

НПА третьего и четвертого уровня применяются при саморегулировании.

Внутренний финансовый контроль

Согласно ч. 1 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль, направленный:

на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;

на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.

Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, этим администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с п. 3 Правил № 193 внутренний финансовый контроль ведется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующий структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, в соответствии с распределением обязанностей.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;

оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;

повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

С учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.

Порядок внутреннего финансового контроля должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления указанными органами (лицами) внутреннего финансового контроля – Правила № 193. Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.09.2016 № 356.

Напомним, что получателями бюджетных средств признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Читайте так же:  Где хранится оригинал устава ооо

Исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса.

С учетом вышеизложенного, поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения (за исключением отдельных случаев) не являются участниками бюджетного процесса, положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового контроля на них не распространяются и такие проверки в отношении них не должны осуществляться. Исключение из данного правила – случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств. Так, в силу ч. 4 ст. 79 БК РФ органы государственной власти, управления государственными внебюджетными фондами, местного самоуправления вправе передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию данных объектов) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых названные органы выполняют функции и полномочия учредителей.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль.

Образец акта аудиторской проверки

В начале документа пишется:

  • его наименование, а также дата и место (населенный пункт) составления;
  • информация об организации, проводящей проверку (ИНН, КПП, адрес и телефон);
  • данные аудитора (его ФИО, номер аттестата и прочие идентификационные данные);
  • сведения о компании, в которой осуществляется проверка (также – ИНН, КПП, адрес, телефон, ФИО директора и главного бухгалтера).

Затем идет основной раздел. Его можно поделить на несколько пунктов. Сюда нужно обязательно внести:

  • цель контрольных действий;
  • период, за которых проводится проверка;
  • методы проверки;
  • названия документов, которые подверглись анализу;
  • территория проведения (в офисе исполнителя или в офисе компании – заказчика);
  • пункт о разграничении ответственности (т.е. о том, что аудитор несет ответственность только за свои выводы, все, что касается достоверности бумаг, а также отсутствие необходимых документов – на совести того, кто их предоставил или не предоставил).

В завершении указываются результаты проверки. Чем подробнее будет расписана эта часть акта, тем лучше.

Документ может быть дополнен любой другой информацией (в зависимости от индивидуальных особенностей компании). Если к акту проверки прилагаются какие-то дополнительные бумаги, это нужно также отметить.

Приложение N 4. Порядок формирования и направления акта аудиторской проверки и сроки его рассмотрения объектом внутреннего финансового аудита

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 1 августа 2016 г. N 130н приложение изложено в новой редакции

Приложение N 4
к Положению об осуществлении Министерством
финансов Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов Российской Федерации
России от 21 сентября 2015 г. N 143н

Порядок формирования и направления акта аудиторской проверки и сроки его рассмотрения объектом внутреннего финансового аудита

С изменениями и дополнениями от:

1 августа 2016 г., 4 декабря 2017 г.

1. Результаты аудиторской проверки оформляются в письменном виде актом аудиторской проверки (далее — Акт), который подписывается должностным лицом подразделения Министерства финансов Российской Федерации (далее — Министерство), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — уполномоченное подразделение), назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным (далее — проверяющий), а в случае проведения аудиторской проверки группой должностных лиц субъекта аудита (далее — аудиторская группа) — руководителем аудиторской группы, назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки.

2. В Акте указываются:

а) наименование аудиторской проверки;

б) наименование объекта внутреннего финансового аудита;

в) номер Акта, дата и место его составления;

г) основания для проведения аудиторской проверки: номер и дата приказа о назначении аудиторской проверки; номер пункта годового плана внутреннего финансового аудита, в соответствии с которым осуществляется аудиторская проверка; программа аудиторской проверки с указанием даты ее утверждения;

д) фамилии, имена, отчества руководителя аудиторской группы (проверяющего), аудиторской группы уполномоченного подразделения и их должности;

е) период, за который проведена аудиторская проверка;

ж) даты начала и окончания аудиторской проверки;

з) вид аудиторской проверки (камеральная проверка, выездная проверка, комбинированная проверка);

и) краткая информация об объекте внутреннего финансового аудита;

к) перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре).

3. Акт содержит краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе исследуемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к Акту, и на заключения экспертов (в случае привлечения независимых экспертов для проведения экспертизы).

При наличии по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре) указаний в актах, заключениях, представлениях и предписаниях Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства (его территориальных органов) на соответствующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в акте приводятся результаты внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита по данной внутренней бюджетной процедуре, и оценка его надежности.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. При выявлении нарушений и недостатков в Акте указываются:

Читайте так же:  Присоединение является формой реорганизации юридического лица

положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены:

виды выявленных нарушений с указанием кодов и видов средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);

причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;

сумма ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки.

Не допускается включение в Акт предположений и сведений, не подтвержденных документами.

5. Выводы по результатам аудиторской проверки должны содержать:

а) оценку надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объекта внутреннего финансового аудита по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации» и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством.

6. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

7. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр — для уполномоченного подразделения; один экземпляр — для объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки обособленного подразделения федерального казенного учреждения, подведомственного Министерству, Акт составляется в трех экземплярах: один экземпляр — для уполномоченного подразделения; один экземпляр — для объекта внутреннего финансового аудита; один экземпляр — для вышестоящей организации объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки по мотивированному обращению контрольного или правоохранительного органа для указанного органа составляется дополнительный экземпляр Акта.

8. Каждый экземпляр Акта подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.

Подписанный руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы Акт направляется руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

Документ, подтверждающий факт направления Акта объекту внутреннего финансового аудита, приобщается к материалам аудиторской проверки.

9. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения под роспись руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) одного экземпляра Акта либо день получения объектом внутреннего финансового аудита Акта, направленного в адрес объекта внутреннего финансового аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

О получении Акта руководитель объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре Акта, который остается у руководителя аудиторской группы (проверяющего), содержащую дату получения Акта, подпись и расшифровку этой подписи.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 7 января 2018 г. — Приказ Минфина России от 4 декабря 2017 г. N 215н

10. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) устанавливает срок для ознакомления руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) с Актом, но не менее 5 рабочих дней со дня вручения (получения) Акта.

Если у руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения по Акту, об этом делается отметка в Акте, письменные замечания и возражения вместе с подписанным Актом представляются руководителю аудиторской группы (проверяющему). Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.

Если от руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) не поступили замечания и возражения по Акту в течение срока, установленного для ознакомления с Актом руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица), Акт считается согласованным без замечаний и возражений со стороны объекта внутреннего финансового аудита.

11. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее — заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту внутреннего финансового аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.

Заключение направляется объекту внутреннего финансового аудита по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) под роспись.

Приложение N 3. Акт по результатам аудиторской проверки (рекомендуемый образец)

Приложение N 3
к Положению по осуществлению
Федеральной службой судебных приставов
и ее территориальными органами
внутреннего финансового аудита

>
N 4. Отчет о результатах аудиторской проверки (рекомендуемый образец)
Содержание
Приказ Федеральной службы судебных приставов РФ от 28 сентября 2018 г. N 427 «Об утверждении Положения по осуществлению.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность

Очень часто практические действия в сфере аудита опережали нормативную базу. Фирмы по аудиту быстро осваивались на рынке, расширяли свои услуги, оказывали их самым разным хозяйствующим субъектам. От такого темпа страдало качество аудиторских проверок, а иногда и нарушались нормы и правила, закрепленные в правовых документах. Бывали вопиющие случаи, когда аудиторские заключения выдавались за деньги без реальных проверочных действий. Органы, регулирующие аудиторскою деятельность столкнулись с проблемой контроля качества аудиторских проверок. Необходимо было разработать единый нормативный документ.

Как проводится проверка

Стандарты проведения аудиторских мероприятий прописаны в законодательстве РФ. Кроме того, некоторые правила могут содержаться в учетной политике организации.

В процессе проверки учитываются многие параметры:

  • направление деятельности компании;
  • квалификация персонала;
  • темпы роста;
  • финансовое состояние и т.п.

Далее просматриваются и анализируются предоставленные документы, а также действия, производимые сотрудниками предприятия.

Часто аудиторские мероприятия занимают несколько дней, а то и недель – конкретный период оговаривается индивидуально и зависит от множества факторов, в том числе размера организации, наличия структурных подразделений и филиалов, длительности периода, за который проводится проверка и т.д.

В любом случае, аудит не проводится чаще одного раза в год.

Составление акта, особенности документа

Унифицированного образца акта аудиторской проверки нет, так что он может быть написан в произвольной форме. Однако, при его составлении важно учитывать некоторые общие для всех подобного рода документов особенности.

В частности, нужно обязательно делить акт на разделы. Их должно быть как минимум три:

  • начало (так называемая «шапка»),
  • основная часть,
  • заключение.

В начало вносятся реквизиты организации, в которой проводится проверка, а также сведения о проверяющем лице, в основной блок – методы и ход проверки, в заключение – выводы экспертов.

Акт обязательно должен быть подписан лицом или группой лиц, проводивших проверку – таким образом, они свидетельствуют о том, что вся внесенная в него информация верна и они несут за нее полную ответственность. Также акт должен содержать аудиторскую печать.

Читайте так же:  Понятие регистрации юридического лица

Составляется документ в двух идентичных экземплярах. Один их них остается у аудитора, второй передается компании – заказчику. Отметку об акте следует занести в журнал учета документации предприятия – он обычно находится у секретаря.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

В 2001 году вышел ФЗ «Об аудиторской деятельности». Далее в него вносились значимые дополнения и поправки, в конечном итоге появился новый закон, который действует сегодня. Закон содержит:

  1. Определение аудита и сопутствующих понятий.
  2. Органы, регламентирующие деятельность аудиторов.
  3. Понятия «аудитор», «аудиторская организация».
  4. Аттестация аудиторской деятельности, ее цели и задачи.
  5. Критерии для включения в СРО.
  6. Государственный реестр СРО, порядок его ведения.
  7. Обязательный аудит, случаи проведения.
  8. Стандарты аудиторской деятельности, классификация.
  9. Права и обязанности аудитора при осуществлении аудиторской проверки.
  10. Структура аудиторского заключения.
  11. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

Замечание 1

Закон определяет место аудиторской деятельности в системе хозяйствования. Для России это имеет важное значение, так как ранее государственный контроль был единственным видом, необходимо было определить место и роль независимого контроля, коим является аудит.

Среди актов нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности Закон является ведущим НПА, определяющим основополагающие требования к аудиту. Сегодня разработана и принята концепция смешанного регулирования и законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Такая система позволяет регулировать аудиторскую деятельность не только посредством законов и подзаконных актов гос. структур, но и посредством нормативных актов общественных организаций.

Какие документы проверяются в первую очередь

Аудиторы проверяют весь пакет бухгалтерской документации (за определенный промежуток времени), а также отчетные бумаги: балансы, приложения, декларации, справки, примечания и т.д. При этом, для полного и всеобъемлющего анализа все запрашиваемые документы должны быть предоставлены.

В некоторых случаях аудиту подвергаются только некоторые направления деятельности компании, например, в части расчетов по налогам и прочим обязательным платежам, финансовых взаимоотношений с контрагентами, учету кассовых операций, основных средств и т.д.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»

Закон регулирует деятельность СОА, где члены организации взаимодействуют на основе профессионального признака. Закон определяет:

  1. Понятие саморегулирования и его субъектов.
  2. Предмет СО, стандарты и правила организаций, общие критерии признания некоммерческой организации СРО.
  3. Структуру руководящих органов, функции, права, обязанности СРО.
  4. Порядок осуществления контроля СРО за деятельностью своих членов.
  5. Имущественная ответственность членов СРО перед потребителями.

Российские стандарты аудита называются Федеральными правилами аудиторской деятельности (ФПСАД). Первые шесть стандартов вышли в 2003 году, с этого времени идет их постоянное обновление и совершенствование. Это объясняется экономической активностью, развитием рынка аудиторских услуг, изменениями в международной практике аудита. В 2010 году действовало 34 стандарта, принятых в соответствии с законом.

ФПСАД включает в себя информацию, которая необходима для осуществления аудиторской деятельности и сопутствующих ей услуг. Здесь подробно прописан порядок оказания услуг, оформление результатов проверки, оценка качества услуг.

Требования ФПСАД помогают разрабатывать и осуществлять грамотную политику в области аудита. Российские стандарты соответствуют международным, это обеспечивает доверительные отношения между аудиторами и пользователями. Безусловно, главную роль в разработке стандартов играет аудиторское сообщество.

Развитие аудита должно опираться на мировые достижения в этой области, а также на практику современных российский предприятий.

Стандарты СРО определяют требования к процедурам аудита в дополнение к требованиям федеральных стандартов. Они утверждают свои правила, которые обязательны к исполнению для аудиторов, имеющих членство в СРО.

Регулирование аудита осуществляется при участии субъектов аудита:

  • уполномоченного федерального органа (УФО) на государственном уровне;
  • Совета по аудиту при УФО – смешанное регулирование;
  • саморегулируемого объединения аудиторов – саморегулирование;
  • аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов – саморегулирование.

Функции регулирующего федерального органа выполняет Минфин России, в его рамках создан Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Функции федерального органа следующие:

  • определение гос.политики в сфере аудита;
  • нормативно-правовое регулирование, утверждение федеральных стандартов, правил;
  • ведение государственного реестра СРОА и контрольного экземпляра реестра;
  • анализ рынка аудиторских услуг;
  • надзор за деятельностью СРОА;
  • контроль внешнего характера за качеством работы аудиторов, которые осуществляют аудит гос.собственности.

Департамент, созданный в рамках Минфина России разрабатывает меры по государственному регулированию рынка аудита в РФ, осуществляет надзорные действия за этой деятельностью. В обязанности сотрудников департамента входит публикация в СМИ статей рекомендательного характера по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности и применению законодательства.

Рекомендации Минфина освещают наиболее актуальные вопросы, которые требуют изучения, например, по факторам риска право и дееспособности экономического субъекта, риска внутреннего контроля, риска непрерывности деятельности и пр. К разработке проектов нормативных актов по договорам привлекаются члены аудиторского сообщества, специалисты, эксперты.

Совет по аудиторской деятельности – новое подразделение в системе государственного аудита. Он создан с целью обеспечения общественных интересов в ходе аудиторских проверок.

Состав Совета следующий:

  • 10 представителей пользователей бух. отчетности;
  • 2 представителя УФО;
  • по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, имеющего полномочия принимать НПА, контролировать и осуществлять надзорные действия в сфере финансовых рынков;
  • 2 представителя от СРОА, делегированных всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.

Совет создает рабочий орган, который готовит решения. Состав и численность утверждается УФО. В состав рабочего органа входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители СРОА, а также руководитель аттестационной комиссии, представители научной и педагогической общественности. Число представителей СРО должно составлять 70% от общего числа состава рабочего органа. Положение о Совете и о рабочем органе утверждается УФО, а регламент утверждает сам Совет. Сведения о деятельности Совета должны обладать такими свойствами, как доступность и открытость, в том числе через официальный сайт Минфина России.

  • рассмотрение вопросов гос.политики в сфере аудита;
  • рассмотрение проектов федеральных стандартов и других НПА, рекомендации к утверждению;
  • одобрение или неодобрение порядка разработки федеральных стандартов;
  • оценка деятельности СРО;
  • внесение предложений об осуществлении внешнего контроля;
  • рассмотрение обращений и ходатайств СРО;
  • осуществление иных функций, необходимых для поддержания профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.
Читайте так же:  Внутренний финансовый аудит документы

О проведении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении бюджетных и автономных учреждений

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В редакцию поступила просьба разъяснить вопрос о правомерности осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении подведомственными им бюджетных и автономных учреждений. Рассмотрим данный вопрос.

Приложение N 2. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росрезерва
от 16 сентября 2015 года N 118

1. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности структурных подразделений (должностных лиц) Росрезерва, его территориального органа, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — объект аудита), объемов их финансирования, но не должны превышать 30 календарных дней.

2. Проведение аудиторской проверки приостанавливается должностным лицом, утвердившим план внутреннего финансового аудита, на основании мотивированного обращения начальника структурного подразделения (должностного лица) Росрезерва, его территориального органа, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — субъекты аудита).

3. Основаниями приостановления проведения аудиторской проверки являются:

а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита — на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности;

б) непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки — на период устранения перечисленных обстоятельств.

4. На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

5. Субъект аудита в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

6. Проведение аудиторской проверки возобновляется должностным лицом, принявшим решение о приостановлении проведения аудиторской проверки, при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки.

7. Субъект аудита в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита.

8. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться должностным лицом, назначившим ее проведение, но не более чем на 15 рабочих дней, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы.

9. Основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:

а) проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;

б) получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;

в) наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Приложение N 1. Порядок составления, утверждения и ведения плана внутреннего финансового аудита Росрезерва и его территориальных органов

УТВЕРЖДЕН
приказом Росрезерва
от 16 сентября 2015 года N 118

1. План внутреннего финансового аудита (далее — План) составляется на очередной финансовый год и ведется соответствующим структурным подразделением (должностным лицом) Росрезерва, его территориального органа, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

2. Объектом аудита являются структурные подразделения Росрезерва, его территориальные органы и подведомственные Росрезерву организации.

3. План состоит из заголовочной, содержательной и оформляющей частей.

3.1. В заголовочной части Плана указываются:

гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения;

наименование документа.

3.2. Содержательная часть оформляется в виде таблицы, в которой указываются:

порядковый номер;

внутренняя бюджетная процедура;

объект аудита;

срок аудиторской проверки;

ответственный исполнитель.

3.3. Оформляющая часть Плана содержит подпись (и ее расшифровку) начальника структурного подразделения (должностного лица) Росрезерва, его территориального органа, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

4. План Росрезерва составляется структурным подразделением Росрезерва, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, подписывается начальником структурного подразделения Росрезерва, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, и утверждается руководителем Росрезерва до начала очередного финансового года.

5. Планы территориальных органов Росрезерва, являющихся распорядителями средств федерального бюджета и администраторами доходов федерального бюджета, составляются структурными подразделениями (должностными лицами), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита в соответствующих территориальных органах Росрезерва, подписываются начальниками структурных подразделений (должностными лицами), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, и утверждаются руководителями территориальных органов Росрезерва до начала очередного финансового года.

6. Изменения в Планы вносятся в соответствии с решениями должностных лиц, их утвердивших, на основании мотивированных обращений начальников структурных подразделений (должностных лиц), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Решение о внесении изменений в Планы оформляется должностным лицом в порядке, установленном в пункте 5 настоящего приложения.

7. В ходе проведения аудиторской проверки либо до ее начала руководитель аудиторской группы имеет право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля.

Указанный запрос направляется объекту аудита не менее чем за 3 рабочих дня до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки.

Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами аудита, в сроки, указанные в запросе. В случае если срок представления в запросе не указан, документы, материалы и информация представляются в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.

Приложение N 3. Форма. Акт аудиторской проверки

Видео (кликните для воспроизведения).

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росрезерва
от 16 сентября 2015 года N 118

Источники

Акты аудиторских проверок органов власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here