Аудит бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Аудит бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия

Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия включает в себя проверку финансовых результатов и использования прибыли, проверку соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства, а также проверку отчетности экономического субъекта.

Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли — установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Источниками информации для проверки являются: Положение об учетной политике организации, учредительные документы, протоколы собраний учредителей; приказы, распоряжения, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения), учетные регистры по счетам 84, 90, 91, 99, 68, Главная книга, бухгалтерская отчетность (ф. №1 «Бухгалтерский баланс», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках»), декларации по налогу на прибыль и др.

Аудитору необходимо проверить:

  • наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;
  • правильность определения предприятием предлагаемой прибыли и выручки от реализации продукции для исчисления авансовых платежей в бюджет;
  • правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;
  • правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;
  • правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;
  • правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;
  • правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 99 «Прибыли и убытки», 59 «Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • правильность формирования финансового результата.

В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:

  • операции по продаже надлежащим образом санкционированы;
  • на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
  • продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;
  • стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;
  • суммы продажи правильно классифицированы;
  • суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно отражены на соответствующих счетах.

Аудитор осуществляет выборочную проверку правильности отражения операций по продаже путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами, и наоборот.

Читайте так же:  Как снять уставной капитал при ликвидации ооо

Типичными ошибками, выявляемыми в процессе аудиторских проверок формирования и использования финансовых результатов, являются:

  • включение в состав расходов от обычной деятельности операционных и внереализационных расходов;
  • неправомерное использование прибыли текущего периода;
  • некорректная корреспонденция счетов;
  • намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
  • намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
  • неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
  • намеренное завышение расходов для сокрытия фактов не надлежащего использования денежных средств;
  • оплата фиктивных расходов.

Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Целью аудита является проверка выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.

Проверка организации и ведения бухгалтерского учета различных объектов контроля, проведенная аудиторами согласно программе аудита, позволяет собрать достаточное количество аудиторских доказательств для оценки полноты, достоверности и правильности расчета показателей бухгалтерской отчетности. Однако аудиторам необходимо также осуществить дополнительный анализ соответствия методики составления и содержания отчетности требованиям, предъявляемым следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;
  • Приказ МФ РФ №67н от 22.07.2003г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями:

  • Бухгалтерский баланс (ф. №1);
  • Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);
  • Отчет об изменениях капитала (ф. №3);
  • Отчет о движении денежных средств (ф. №4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. №6);
  • Пояснительная записка к годовому отчету;
  • Специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомостями РФ.

Перед началом проверки аудитору следует установить:

обеспечивается ли персонал предприятия необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота, графики проведения инвентаризаций и т.д.;

применяются ли меры воздействия на персонал предприятия за нарушение требований нормативных актов.

Выявленные аудитором нарушения порядка составления и представления отчетности подразделяются на существенные и несущественные.

Существенные нарушения искажают величину показателей бухгалтерской отчетности и могут ввести пользователей отчетности в заблуждение.

При обнаружении существенных нарушений требований нормативных актов аудитор обязан отразить их в своей рабочей документации, сообщить руководству предприятия и пользователям отчетности.

Типичными нарушениями выявляемыми в ходе проверки являются:

  • несоответствие отдельных положений учетной политики предприятия требованиям действующих нормативных актов;
  • использование форм и методов учета непредусмотренных учетной политикой;
  • применение различных методов оценки объектов учета в промежуточной и годовой отчетности;
  • отсутствие в отчетности информации по сегментам деятельности предприятия;
  • нераскрытие в отчетности существенной информации о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за отчетный период.

Аудит отчетности экономического субъекта

Целью аудиторских проверок предприятий и организаций является формирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних пользователей, либо – нет.

Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.

Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями:

Бухгалтерский баланс (ф. №1);

Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);

Отчет об изменениях капитала (ф. №3);

Отчет о движении денежных средств (ф. №4);

Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);

Пояснительная записка к годовому отчету;

Все формы промежуточной отчетности предприятия за год.

К источникам информации помимо форм отчетности относятся также Положение об учетной политике предприятия, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские справки и т.д.

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудиторы должны удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

1) отражение в отчетности стоимости имущества и обязательства предприятия должны производиться в рублях;

2) оценка имущества и обязательства должны осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

3) зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

4) отражение в «Бухгалтерском балансе» (ф. №1) числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценках, т.е. зачетом регулирующих величин;

5) методики формирования показателей отчетности должны соответствовать нормативных документов. При наличии отступления их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, которые эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.

Все выявленные аудита ошибки и искажения отчетности регистрируются в рабочих документах и обобщаются в аналитической части аудиторского заключения.

Если при проверке различных видов хозяйственных операций предприятие за отчетный период были установлены существенные ошибки и определено их количественное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать руководству предприятия внести соответствующие изменения в формы отчетности.

В том случае, когда аудиторы не обнаружили нарушений в отчетности или выявлены нарушения незначительны, аудиторская организация вправе выдать положительное аудиторское заключение.

Если ошибки (искажения), обнаруженные аудиторами, существенны и влияют на достоверность отчетности или наносят ущерб государству, учредителям (собственникам), аудиторская организация предоставляет администрации предприятия-клиента время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудиторы не вправе выдавать положительное заключение.

  • неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчетности;
  • показатели отчетности не подтверждены результатами инвентаризации;
  • неправильное формирование показателей сводной бухгалтерской отчетности;
  • не включение в бухгалтерскую отчетность организации данных об обособленных подразделениях;
  • не опубликование акционерными обществами своей бухгалтерской отчетности;
  • не отражение существенных событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности;
  • не раскрытие либо не достаточное раскрытие последствий условных фактов;
  • не раскрытие информации либо не полное раскрытие об аффилированных лицах в отчетности акционерных обществ.
Читайте так же:  Методы проведения кадрового аудита и их характеристика


Источник — Аудит : учебное пособие / М. А. Рябова, Н. А. Богданова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 199 с.

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Аудит отчетности экономического субъекта.

Целью яв-ся формирование и выражение мнения о достоверности финансовой от-ти эк-го субъекта и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних поль-лей, либо нет.

Источниками информации выступают формы бух. от-ти, применяемые организациями и предприятиями: ф№1, ф№2, ф№3, ф№4, ф№5; пояснительная записка к годовому отчету; все формы промежуточной отчетности предприятия за год. К источникам инфор. помимо форм от-ти от-ся также Положение об учетной политике пред-я, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, бухгалтерские справки и т.д. Для формирования профессионального мнения относительно указанных форм отчетности аудиторы должны: проверить соответствие от-ти п-я требованиям нормативных актов РФ, предъявляемых к ее составлению; проверить состав и содержание форм бух.от-ти; проверить правильность оценки статей от-ти; подтвердить достоверность показателей от-ти; проверить правильность формирования сводной отчетности.

Читайте так же:  Организации попадающие под обязательный аудит

Изучая состав и содер-е форм БО п-я, аудиторы выясняют их соответ-е требов-м нормативных доков: наличие всех установ форм, полноту их заполнения, присут-е необх-х реквизитов; осущес арифметический контроль показат и проверяют их взаимосвязь. Типичными ошибками бух. от-ти яв-ся: неполное заполнение всех обязательных реквизитов от-ти; не раскрытие в от-ти существенных показат. деят-ти пред-я за отчет. период; недостаточные пояснения к бух. от-ти; наличие исправлений и помарок в от-ти; не составление промежуточной от-ти; наличие арифметич ошибок при подсчете показат от-ти, округлениях значений показателей; отсутствие взаимоувязки отдельных показателей различных форм от-ти; не отражение существенных событий после отчетной даты в бух. от-ти; не раскрытие либо недостаточное раскрытие последствий условных фактов.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала ,Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, прочие расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.).

Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей Отчета о движении денежных средств.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Аудит отчетности экономического субъекта

Основным нормативным документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. В нем дается определение аудита. Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Задачами проверки являются:

1. формулировка целей аудита бухгалтерской отчетности;

2. описание основополагающих принципов, связанных с аудитом бухгалтерской отчетности;

3. установление порядка определения объема аудиторской проверки и характеристика основных мероприятий, проводимых в ходе аудита бухгалтерской отчетности;

4. обозначение уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении бухгалтерской отчетности указанного субъекта.

В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Цели аудита бухгалтерской отчетности

1. Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

2. Целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

3. В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

— соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

— соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

4. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

При проведении ауд. проверки, в т.ч. при планировании аудита, ауд. организация должна учитывать возможное наличие искажений бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. В то же время ауд. орг-ии не следует в процессе аудита специально вести поиск фактов, указывающих на наличие искажений Бухгалтерской отчетности.

Виды нарушений, ведущие к появлению искажений, такие, как:

а) отклонения от установленных законодательством правил ведения бухгалтерского учета;

б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики;

в) нарушения гражданского, налогового и валютного законодательства

г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение Бухгалтерской отчетности.

Ауд. орг-ия должна включить сведения о выявленных искажениях Бухгалтерской отчетности в ауд. заключение.

Читайте так же:  Инн закрытых организаций

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9011 —

| 7282 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Лекция 10. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

• бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

• бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

• степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Целями аудита бухгалтерской отчетности являются:

формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

• соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

• соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Задачами аудита бухгалтерской отчетности являются:

а) формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;

б) определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений проверяемым экономическим субъектом требований нормативных документов;

в) отражение в рабочей документации аудитора фактов нарушений требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Выявленные аудитором нарушения могут влиять:

а) существенно на величину показателей бухгалтерской отчетности;

б) несущественно на величину показателей бухгалтерской отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом нормативных документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9226 —

| 7344 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Тот факт, что аудиторское заключение теперь не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.

ФЗ от 6.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение по ведению БУ и БО в РФ, № 34-н.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Приказ Минфина РФ «О формах БО организаций» от 02.07.10 г. № 66н.

Новшеством Закона N 402-ФЗ являются включенные в него положения о внутреннем контроле, организуемом экономическими субъектами в обязательном порядке. Причем объектом контроля должно быть не только ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и сами факты хозяйственной жизни экономического субъекта.

Аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудит Баланса организации;

Аудит отчета о Финансовых результатах;

Аудит остальных форм отчетности (отчета о движении дс, о движении капитала, пояснительная записка)

Цель проверки — выражение мнения о достоверности отчетности организации.

проверка полноты, состава и содержания отчетных форм;

проверка своевременности формирования форм отчетности;

проверка адекватности, идентичности отображения одинаковых показателей в разных отчетных формах;

проверка взаимосвязи различных показателей фхд организации в ее отчетных формах.

Читайте так же:  Органы государственного аудита и финансового контроля

Аудит бухгалтерского баланса.

На основе его можно проанализировать финансовое положение организации.

В ходе аудита анализируют статьи актива и пассива бухгалтерского баланса и смотрят их увязку с данными предыдущих отчетных периодов, чтобы убедиться в непрерывности баланса и ведении бухучета в организации. По текущему балансу необходимо провести сверку данных с аналитическим учетом, чтобы выразить мнение о достоверности его статей, сверить данные баланса с данными по результатам инвентаризации. Отдельно учитываются заключительные обороты(закрытие счетов), чтобы подтвердить непрерывность финансового результата по сравнению с предыдущим годом. В помощь привлекаются акты службы внутреннего контроля, по проверкам Доходов иРасходов и других показателей финансово-хозяйственной деятельности.

По балансу аудиторы должны убедиться:

в его достоверности, правильности, полноте и своевременности;

в непрерывности баланса;

финансовый результат деятельности учитывается исходя из результатов предыдущей деятельности(заключительные обороты);

ОС и НМА отражены в балансе по их остаточной стоимости;

приобретенное оборудование, требующее монтажа и незавершенное строительство отражается в балансе по фактическим затратам инвесторов;

вложения в цб отражаются за минусом средств резерва, созданного под их обесценение;

затраты по НЗП, а также отгруженная продукция отражаются в учете в соответствие с Учетной Политикой организации;

ДЗ и КЗ отражаются в учете отдельно, как краткосрочная или долгосрочная задолженности;

сальдо по Активным/Пассивным счетам по расчетам с Дебиторами и Кредиторами должны быть представлены в активе баланса по тем счетам, где сальдо дебетовое, и в пассиве, где сальдо кредитовое;

УК отражен в балансе, в сумме, соответствующей уставу организации, или приложению к нему;

проследить соответствие между отдельными данными баланса и Отчета о Финансовых результатах.

Аудит Отчета о Финансовых результатах.

Отчет очень важен для всех пользователей, т.к. характеризует формирование организацией финансовых результатов.

Перед тем, как приступить к аудиту, аудиторы:

знакомятся с УП организации (какие Доходы и Расходы связаны с основной, а какие с неосновной деятельностью);

сверяют данные, полученные при проверке с данными Оборотно-Сальдовой Ведомости, Главной книгой, бухгалтерских журналов и другими документами аналитического учета.

Доходы иРасходы являются существенными, если подлежат обособленному отражению по показателю Выручка.

Затраты на производство и оказание услуг должны отражаться по показателюСс, данные в этот показатель должны попасть из следующих счетов:

43 «ГП», 20 «»Основное производство», 41 счет «Товары».

Коммерческие расходы — отражаются издержки обращения, т. е. Затраты, связанные со сбытом ГП, посредники, пошлины и тд. Данные операционных расходов за минусом НДС.

Проверяется также исходя из данной формы правильность начисления налога на прибыль, на основании этой формы определяют также показания рентабельности и делают выводы по эффективности такой деятельности.

Неправильное отнесение насубсчета учета ДиР, неправильное исчисление ДиР в целом;

неправильное начисление налога на прибыль;

распределение ЧП по субсчетам идет не в соответствие с решениями общих собраний участников, а также документами по формированию внутренних фондов и резервов;

неправильное отражение сумм по авансовым платежам по налогу на прибыль.

Отчет об изменении Денежных Средств.

В отчете о движении денежных средств аудиторы проверяют данные о средствах организации на счетах, а также в кассе, проверяют достоверность путем сверки данных аналитического учета (при расчетах безналичным путем (банк) проверяют – платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, инкассо, банковские ордера; при наличных расчетах(касса) — ПКО,РКО, объявление на взнос наличными, денежные чеки).

Данные о движении ДС сопоставляются с данными баланса на предмет идентичности отражения в этих 2х документах одинаковых данных по кассе и расчетным счетам организации. По данным этого отчета и первичных документов проверяется своевременность и полнота отражения в данном отчете о движении ДС операций по рс в банках и операции по кассе. По данным этого отчета аудиторы могут судить о финансовых возможностях организации по поддержанию производства, а также об инвестиционных возможностях организации.

Отчет об изменении капитала.

Аудиторы прежде всего обращают внимание на величину Чистых Активов организации, которые не должны быть меньше Уставного Капитала. Если ЧА меньше УК, то тогда аудиторы выражают сомнение в том, что организация сможет в ближайшем финансовом году непрерывно продолжать деятельность. В этом случае дается модифицированное заключение, в котором при наличии достоверных форм отчетности выражается сомнение и обращается внимание, что организация вряд ли сможет получать прибыль, которая ей необходима для деятельности, в результате чего она может разориться.

Далее обращают внимание на величину стоимости имущества при переоценке, т. к. в аудиторской практике известны частые ошибки проверяемых организаций, связанные с неверным определением новой стоимости имущества при переоценке, в тех случаях, если трудно выяснить рыночную стоимость этого имущества. На этот случай организация должна приглашать эксперта-оценщика, но во избежание дополнительных расходов организации часто этого не делают. В отчете об изменении капитала должны быть учтены положительные и отрицательные курсовые разницы, связанные с принадлежащими организации цб.

В ней обычно отражаются сведения по тем сторонам фхд организации, которые явно показаны в отчетных формах(пример: сведения о реорганизации, перепрофилировании, финансовый кризис, форс-мажоры, дополнительные расшифровки по поводу отдельных статей форм отчетности, отдельных строк в приложении этих форм).

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудиторы должны проверить достоверность отражения сведений в записке, путем сверки данных аналитического с синтетическим учетом. Проверить необходимость отражения той информации, которая дала организация. Выразить мнение и дать рекомендации.

Источники

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here