Аудит финансовых инвестиций

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Аудит финансовых инвестиций". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Понятие инвестиционного аудита

Инвестиционный аудит представляет собой комплексную проверку определенного инвестиционного проекта.

До того как заключить сделку и приобрести выбранный актив, инвестор стремится выполнить аналитическую проверку целесообразности запланированных финансовых вложений. На прединвестиционном этапе подобный аудит проекта позволяет получить достоверные исчерпывающие сведения, касающиеся рассматриваемого объекта инвестирования.

Сущность явления

Инвестиционный аудит помогает потенциальным инвесторам удостовериться в правдивости доступных для общественности отчетных показателей. Полученные результаты позволяют говорить о качественной экспертной оценке существующих рисков и доходности проекта.

Проще всего разбирать данное понятие на конкретном примере. Давайте рассмотрим ситуацию с возможностью приобретения инвестором предприятия или компании. В этом случае аудиторская проверка подразумевает проведение аналитической работы по следующим направлениям:

  • учредительная документация;
  • учетная политика;
  • динамика формирования уставного капитала;
  • достоверность отображения активов;
  • источники формирования активов;
  • платежеспособность компании;
  • обязательства, кредитная и дебиторская задолженность;
  • риски при осуществлении профильной деятельности.

Инвестиционный аудит может производиться не только до, но и после фактического подписания документов и совершения сделки. Это связано с возможностью изменения первоначальных условий и показателей рентабельности купленного актива. Таким образом, инвестор получает возможность взглянуть на данную ситуацию в динамике.

Аудит инвестиций подразумевает под собой целый комплекс мероприятий. В этом случае целесообразно говорить о проверке достоверности отражения всех финансовых операций, соответствии реального расходования денег поставленным инвестиционным задачам. Основная цель аудитора связана с выявлением любых несоответствий, в частности, нецелевого расходования денежных средств. В этом случае специалист формирует несколько рекомендаций, которые позволят устранить обнаруженные нарушения.

Проведение независимой объективной оценки может осуществляться как по всей деятельности компании, так и по отдельным финансовым операциям.

Таким образом, инвестиционный аудит – это скрупулёзный анализ выбранного объекта инвестирования в его прошлом, настоящем и будущем.

Ни один уважающий себя частный инвестор не станет инвестировать собственные деньги в конкретный актив без проведения объективного анализа его фактического состояния, перспектив дальнейшего развития и возможности окупаемости произведенных вложений. В ситуации когда потенциальные риски выше ожидаемой доходности, инвестиции не могут быть признаны целесообразными.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Реализация аудита

Аудитор оценивает уровень качества и эффективности работы внутренних контролей предприятия в части финансовых вложений. С этой целью необходимо проверить корректность отнесения актива к счету финансовых вложений, адекватность текущей оценки актива, корректность оформления первичной документации, а также инвентаризировать финансовые вложения.

При проверке корректности признания доходов от финансовых вложений необходимо зафиксировать, соблюдены ли условия для подобного признания, а именно:

  • компания имеет законные основания для получения данного дохода;
  • величина дохода может быть точно измерена;
  • увеличение экономической выгоды для предприятия в результате совершения операций может быть с уверенностью спрогнозирована.

В рамках проверки корректности ведения учета необходимо проверить соблюдение налогового законодательства и ведение счета резерва под обесценение финансовых вложений, а также полное и корректное отражение доходов по финансовым вложениям и начисления налогов на данные доходы.

При проверке начисления и списания резерва под обесценение финансовых вложений аудитор должен убедиться, что увеличение резерва отражается по дебету счета 80 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 82 «Резервный капитал». При расчете налога на прибыль данный резерв не учитывается, принимается за убыток при создании и как прибыль при восстановлении.

Критерии корректности отражения финансовых вложений в учете

Процедуры, проводимые аудитором в ходе проверки данного участка учета, направлены на выявление соответствия финансовых вложений следующим обязательным условиям:

Цель и задачи аудита финансовых вложений

Цель аудиторской проверки финансовых вложений представлена установлением соответствия используемой в компании методики бухгалтерского учета и налогообложения. Она действует в проверяемом периоде и соответствует нормативным документам. Аудит финансовых вложений проводят с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (отчетности в сфере финансов) во всех значимых аспектах.

В соответствии с 3 пунктом Положения по бухучету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, который утвержден приказом Минфина России 10.12.02 № 126н (далее – ПБУ 19/02), в число финансовых вложений включены:

  • ценные бумаги, как государственные, так и муниципальные;
  • ценные бумаги других предприятий, включая долговые ценные бумаги с определенной датой и стоимостью погашения (облигация, вексель);
  • вклад в уставной (складочный) капитал другого предприятия, включая дочерние и зависимые хозяйственные общества;
  • займы, которые предоставлены другим компаниям;
  • депозитные вклады кредитной организации;
  • дебиторская задолженность, которая формируется посредством уступки права требования, и др.

В связи с рассмотренным выше, задачи аудита финансовых вложений включают:

  • исследовать основной состав финансовых вложений по наличию первичных документов и данных учетных регистров, включая подтверждение права собственности;
  • оценить ситуацию с синтетическим и аналитическим учетом финансовых вложений;
  • освидетельствовать первичную оценку СВК (системы внутреннего контроля) и бухгалтерского учета финансовых вложений;
  • проверить своевременное и полное отражение в бухучете операций по финансовым вложениям с соблюдением требований отечественного законодательства;
  • подтвердить достоверность начисления, поступления и формирования в учете доходов по операциям с инвестициями;
  • своевременно осуществить проведение инвентаризаций финансовых вложений, выявить их результаты и отразить на счетах бухучета.
Читайте так же:  Кто подпадает под обязательный аудит

Особенности аудита финансовых вложений

Информация для проверки вложений по инвестированию включает данные по сч. 58 «Финансовые вложения», отчетность бухгалтерии, приказы об учетной политике, первичные документы, которые подтверждают проведенные операции.

Аудит учета финансовых вложений в ценные бумаги осуществляется в соответствии с п. 6 ПБУ 19/02 с обеспечением информации по эмитентам ценных бумаг. В этом случае отражают следующие сведения: наименование ценной бумаги, номер и серия бумаги, номинальная сумма; цена покупки; расходы по покупке; общее число; дата приобретения и продажи (выбытия); место хранения.

Проверяя принятие к бухгалтерскому учету финансовых вложений, необходима оценка и одновременное выполнение нескольких условий:

  • документальное подтверждение прав организации на финансовые вложения, включая получение денежных средств или прочих активов, которые относятся к владению данным правом;
  • предприятие, которое осуществило финансовые вложения, одновременно берет на себя и финансовые риски в виде изменений цен, неплатежеспособность должника, ликвидности и др.);
  • способность финансовых вложений приносить предприятию экономические выгоды (доход) в перспективе в виде процента, дивидендов или прироста их стоимости.

Определение 2

Проверка финансовых вложений по первичным документам в учете представляет собой важную стадию аудита. Это обусловлено тем, что с помощью данных документов определяется направление и порядок перехода права собственности по ценным бумагам. Сюда можно отнести: сертификат акций, облигацию, вексель и прочие ценные бумаги; акт приемки-передачи ТМЦ; выписку из реестра акционеров; договор купли-продажи; платежный документ; инвентаризационную опись и прочие документы. В документах должны быть указаны цель покупки и срок, на протяжении которого предполагается использование объекта.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 19/02 финансовые вложения могут быть приняты к учету по своей первоначальной стоимости. ПБУ предусмотрены разные способы определить первоначальную стоимость финансовых вложений в соответствии с порядком их приобретения или поступления на предприятие:

  1. Первоначальная стоимость ценных бумаг, которая включает все затраты, относящиеся к их приобретению.
  2. Первоначальная стоимость ценных бумаг, которая состоит только из сумм, уплачиваемых продавцу, при этом отражение оставшихся (несущественных) затрат происходит в составе прочих расходов.

При приобретении финансовых вложений за счет заемных средств, бухгалтера руководствуются п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», который утвержден приказом Минфина РФ от 06 мая 1999 года № 33н, и п. 14, 15 ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Так, проценты, которые начислены предприятием по предоставленным ему заемным средствам, до момента принятия финансовых вложений к бухучету должны быть включены в первоначальную стоимость.

Финансовые вложения, которые внесли в счет вклада в уставный (складочный) капитал другим предприятием, необходимо принять к учету в оценке, которая должна быть согласована учредителями.

В случае безвозмездного получения компанией ценных бумаг, их оценка происходит в соответствии с рыночной ценой на дату покупки. Важно отметить, что коммерческие компании вправе подарить друг другу имущество, со стоимостью от 5 МРОТ (пункт 4 статья 575 ГК РФ). Когда хотя бы один из участников договора дарения будет являться некоммерческой организацией или физическим лицом, то сумма подарка не ограничена ничем.

Первоначальная стоимость финансовых вложений, которые внесены в счет вклада организации товарища по договору простого товарищества, должна быть признана их денежной оценкой, которая согласована товарищами в договорах простого товарищества.

Первоначальную стоимость финансовых вложений, которые приобретены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяют по пункту 14 ПБУ 19/02, опираясь на стоимость переданных или подлежащих передаче активов. Если же установить сумму активов, которые переданы или подлежат передаче предприятием, невозможно, то сумму финансовых вложений можно определить стоимостью, по которой в сравниваемых ситуациях могут быть приобретены аналогичные финансовые вложения.

Финализация аудита

По окончании проверки аудита финансовых вложений аудитор формирует мнение, готовит подтверждающие документы, а также формирует часть аудиторского заключения, имеющую отношение к аудируемому участку учета.

Аудит финансовых вложений

«Аудиторские ведомости», 2007, N 3

В статье формулируются цели и задачи аудиторской проверки финансовых вложений. Описываются аудиторские процедуры на каждом этапе проверки.

Целью аудита финансовых вложений является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета и налогообложения, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Задачами аудита финансовых вложений являются:

  • изучение состава финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них;
  • оценка состояния синтетического и аналитического учета финансовых вложений;
  • подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений;
  • проверка своевременности и полноты отражения в бухгалтерском учете операций с финансовыми вложениями при соблюдении требований российского законодательства;
  • подтверждение достоверности начисления, поступления и отражение в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями;
  • своевременное проведение инвентаризации финансовых вложений, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Работы при проведении аудита финансовых вложений осуществляются в три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита финансовых вложений.

В процессе аудиторской проверки операций с финансовыми вложениями следует руководствоваться следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н (с изм. от 18.09.2006 N 116н и от 27.11.2006 N 156н);

Читайте так же:  Заявление о смене учредителя по форме р14001

Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н (с изм. от 18.09.2006 N 115н и 116н) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Анализируются бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о движении денежных средств (форма N 4), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 51 «Расчетные счета», 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», 50 «Касса», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 98 «Доходы будущих периодов».

Аудит фондов

Каждый паевой инвестиционный фонд (ПИФ) имеет управляющую компанию. Ее деятельность время от времени должна быть предметом для независимой аудиторской проверки. При этом аудиторами не могут становиться аффилированные лица.

Инвестиционный аудит проводится на предмет достоверности и соответствия деятельности управляющей компании требованиям действующего законодательства. В рамках такой проверки производится комплексная проверка:

  • состава и структуры имущества, которое и составляет ПИФ;
  • расчета стоимости чистых активов;
  • соблюдения требований, которые предъявляются к порядку сохранения имущества фонда;
  • сделок, которые совершены с активами ПИФа.

Результатом проведения подобной проверки становится выдача заключения, подготовленного аудитором. Зачастую этот документ считается обязательным приложением к ежегодной отчетности об эффективности деятельности управляющей компании.

Статья 11. Финансово-инвестиционный аудит

Статья 11. Финансово-инвестиционный аудит

1. Финансово-инвестиционный аудит проводится в целях создания условий для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на привлечение частных инвестиций и минимизацию расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и налоговых расходов публично-правового образования при реализации инвестиционных проектов, на основании заявки на предоставление мер государственной поддержки и (или) на участие Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в реализации публичных инвестиционных проектов (далее — заявка).

2. При проведении финансово-инвестиционного аудита осуществляются:

составление заявки, необходимой для проведения комплекса аналитических процедур в целях оценки обоснованности вариантов и объемов финансового обеспечения предложений, предусмотренных такой заявкой, и формирования вывода об их обоснованности (финансово-инвестиционная экспертиза);

оценка вариативности (включая соотношение предполагаемых выгод и затрат, в том числе дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или иных издержек) предложений о принятии органами государственной власти и (или) должностными лицами публично-правового образования решений об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) инвестора (инвесторов) в реализации публичных инвестиционных проектов, а также решений о предоставлении или непредоставлении мер государственной поддержки реализации инвестиционных проектов, оценка возможности формирования имущественного комплекса и (или) имущественных прав, предусматривающих получение прибыли;

оценка обоснованности предложений об участии Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации в реализации публичных инвестиционных проектов, о предоставлении мер государственной поддержки;

оценка обоснованности проекта декларации о реализации инвестиционного проекта;

формирование предложений о выборе варианта реализации инвестиционного проекта, а также варианта предоставления мер государственной поддержки, предусматривающего максимизацию капиталовложений частного инвестора и минимизацию объема участия Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации в инвестиционных проектах;

составление заключения по результатам финансово-инвестиционного аудита федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, или финансовым органом субъекта Российской Федерации в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Под заявками понимаются предложения:

1) о формировании проекта декларации о реализации инвестиционного проекта, а также об участии Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации в реализации публичных инвестиционных проектов;

2) о предоставлении мер государственной поддержки, в том числе в целях реализации одного или нескольких инвестиционных проектов.

4. Составление заявок осуществляется в случаях, установленных настоящим Федеральным законом:

организациями, реализующими проекты;

федеральными органами исполнительной власти;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

организациями с публичным участием;

иными организациям, привлекаемыми для реализации отдельных мероприятий в рамках финансово-инвестиционного аудита в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Составление заявок на предоставление мер государственной поддержки в отношении предложений, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляется в случае, если:

реализация инвестиционного проекта и (или) предоставление меры государственной поддержки предусматривают осуществление капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации в объеме более 1,5 миллиарда рублей в течение срока реализации инвестиционного проекта или срока предоставления меры государственной поддержки;

реализация инвестиционного проекта и (или) предоставление меры государственной поддержки (за исключением осуществления капитальных вложений) осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации в объеме более 1 миллиарда рублей в течение срока реализации инвестиционного проекта или срока предоставления меры государственной поддержки.

6. Заявки составляются в отношении предложений, указанных в части 3 настоящей статьи, предполагающих осуществление расходов в сферах поддержки национальной экономики, топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы, сельского хозяйства и рыболовства, водного и лесного хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики, прикладных научных исследований, охраны окружающей среды, жилищно-коммунального хозяйства, кинематографии, социальной политики, культуры, образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, а также средств массовой информации.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Составление заявок на предоставление государственной поддержки в отношении предложений, указанных в части 3 настоящей статьи, предполагающих осуществление расходов на общегосударственные вопросы, правоохранительную деятельность, национальную оборону и национальную безопасность, а также предложений, предполагающих осуществление расходов в рамках секретных статей федерального бюджета, не осуществляется.

Читайте так же:  Какие акции выплачивают дивиденды каждый месяц

8. Финансово-инвестиционный аудит проводится:

федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, в отношении заявок, предусматривающих предоставление государственной поддержки федеральными органами исполнительной власти;

финансовым органом субъекта Российской Федерации в отношении заявок, предусматривающих предоставление государственной поддержки исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.

9. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в абзаце первом части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовый орган субъекта Российской Федерации вправе привлекать для реализации отдельных мероприятий в рамках финансово-инвестиционного аудита органы государственной власти и организации.

10. Органы, уполномоченные на проведение финансово-инвестиционного аудита, после рассмотрения заявки и результатов ее финансово-инвестиционной экспертизы осуществляют подготовку заключения по результатам финансово-инвестиционного аудита, которое учитывается:

1) при планировании бюджетных ассигнований, внесении изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;

2) при принятии решений (правовых актов) о публикации декларации о реализации инвестиционного проекта, а также об участии Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации в реализации публичных инвестиционных проектов.

11. Финансово-инвестиционный аудит проводится с соблюдением порядка обращения с информацией, подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

>
Защита от национализации и реквизиции имущества инвестора
Содержание
Проект федерального закона N 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Аудит финансовых вложений

Под финансовыми вложениями понимают инвестиции в акции и облигации, государственные ценные бумаги, а также займы другим юридическим лицам.

Основной задачей аудита финансовых вложений является установление корректности отражения фактов хозяйственной жизни предприятия, имеющих отношение к данному участку учета, в бухгалтерском учете и отчетности.

Основной этап

На данном этапе подтверждается первичная оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений, проверяется своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете операций с финансовыми вложениями при соблюдении требований российского законодательства, а также достоверность начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями.

Подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений заключается в том, что аудитор устанавливает:

  • определен ли круг лиц, ответственных за сохранность ценных бумаг, и обеспечено ли неразглашение коммерческой тайны;
  • созданы ли условия, обеспечивающие сохранность финансовых вложений и информации о них;
  • произведена ли классификация финансовых вложений на соответствующие группы;
  • формируются ли резервы под обесценение ценных бумаг.

В соответствии с требованиями ПБУ 19/02 финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, поэтому аудитору необходимо выяснить, складывается ли стоимость финансовых вложений из:

  • сумм, уплачиваемых продавцу в соответствии с договором;
  • сумм, уплачиваемых организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов; если организации оказаны такие услуги и организация не принимает решения о таком приобретении, то стоимость указанных услуг относится на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих расходов) или на расходы некоммерческой организации того отчетного периода, когда было принято решение не приобретать финансовые вложения;
  • вознаграждения, уплачиваемого посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;
  • иных затрат, непосредственно связанных с приобретением активов в качестве финансовых вложений.

Если организация взяла кредит на приобретение ценных бумаг и начислила проценты по заемным средствам до момента перехода права собственности на ценные бумаги, то проценты в бухгалтерском учете должны быть включены в первоначальную стоимость финансовых вложений.

В случае несущественности величины затрат на приобретение ценных бумаг по сравнению с суммой, указанной в договоре, ПБУ 19/02 предоставляет возможность признавать такие затраты в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором были приняты к бухгалтерскому учету указанные ценные бумаги. При этом критерий существенности в ПБУ 19/02 не установлен, что дает возможность самостоятельно определить этот критерий и состав расходов, которые могут быть списаны единовременно. Предельная величина и состав таких расходов должны быть зафиксированы в учетной политике организации.

Что касается оценки финансовых вложений, осуществленных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал или полученных безвозмездно, то она совпадает с оценкой, которая используется в бухгалтерском учете для товарно-материальных ценностей или основных средств (п. п. 12, 13 ПБУ 19/02), т.е. первоначальная стоимость финансовых вложений, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал, равна их денежной оценке, согласованной учредителями. Первоначальная стоимость актива, внесенная в счет вклада по договору простого товарищества, равна денежной оценке, согласованной товарищами.

Первоначальная стоимость безвозмездно полученных финансовых вложений равна их текущей рыночной стоимости на дату принятия вложений к бухгалтерскому учету (рыночная цена исчисляется в установленном порядке организатором торговли на рынке ценных бумаг). Если организатором торговли в соответствии с принятым порядком не исчисляется рыночная стоимость каких-либо ценных бумаг, то их первоначальная стоимость равна сумме денежных средств, которая может быть получена на дату принятия к бухгалтерскому учету бумаги в результате ее продажи.

Читайте так же:  Формами реорганизации юридического лица являются

Первоначальная стоимость финансовых вложений, переданных по договору мены и другим договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, равна стоимости активов, переданных или подлежащих передаче. Если стоимость передаваемого актива установить невозможно, то первоначальная стоимость должна быть определена исходя из оценки, применяемой в аналогичных договорах.

ПБУ 19/02 установлены случаи, когда первоначальная стоимость финансовых вложений может изменяться.

Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально. Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты у коммерческой организации (в составе прочих доходов или расходов) или увеличение доходов или расходов у некоммерческой организации в корреспонденции со счетом учета финансовых вложений.

При проведении аудиторской проверки финансовых вложений следует подтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике организации.

Если в учетной политике организации предусмотрено создание резерва под обесценение финансовых вложений, то необходимо проверить правильность его формирования и использования.

На сумму создаваемых резервов делается запись по дебету счета 91 и кредиту счета 59. Аналогичная запись делается при увеличении величины указанных резервов. При уменьшении величины созданных резервов, а также при выбытии финансовых вложений, по которым ранее были созданы соответствующие резервы, производится запись по дебету счета 59 и кредиту счета 91.

Заключительный этап

Заключительный этап аудита финансовых вложений организации включает также проверку своевременности проведения инвентаризации финансовых вложений, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета, а именно:

проводилась ли инвентаризация финансовых вложений в случаях, установленных законодательством;

были ли соблюдены сроки проведения инвентаризации, установленные организацией самостоятельно;

соответствует ли документарное оформление инвентаризации требованиям Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Если аудитор проводит проверку лишь результатов инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качественной инвентаризации финансовых вложений более целесообразно провести ее самостоятельно.

На данном этапе производится оформление и обобщение результатов проверки, включающее анализ выполнения программ аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений.

Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с финансовыми вложениями, являются следующие.

  1. В организации не ведется аналитический учет финансовых вложений.
  2. Отсутствуют документы, подтверждающие фактические финансовые вложения, или они оформлены с нарушением установленных требований.
  3. Неправильно сформирована первоначальная стоимость финансовых вложений.
  4. В составе финансовых вложений присутствуют активы, не являющиеся таковыми.
  5. Несвоевременно или неправильно отражены доходы по операциям с ценными бумагами.
  6. Нарушен порядок проведения инвентаризации.

Аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю группы (проверки).

Аудит учета финансовых вложений

Ознакомительный этап

На данном этапе аудита финансовых вложений анализируется информация о составе финансовых вложений на основании данных первичных документов и учетных регистров, проверяется наличие права собственности на них, изучается система внутреннего контроля финансовых вложений и организация хранения ценных бумаг, оценивается экономическая целесообразность финансовых вложений.

На основании регистров бухгалтерского учета по счету 58 и первичных документов производится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к финансовым вложениям, наличия права собственности на них.

Ниже представлены виды финансовых вложений и соответствующие документы, подлежащие проверке.

Аудитору необходимо провести проверку на соответствие указанных документов, подтверждающих финансовые вложения, требованиям нормативных правовых актов, регулирующих операции с ценными бумагами.

Далее необходимо выяснить, не учитываются ли на счете 58 активы, не являющиеся финансовыми вложениями в соответствии с требованиями ПБУ 19/02, а именно:

  • собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;
  • векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;
  • вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемое организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;
  • драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности;
  • активы, имеющие материально-вещественную форму (основные средства, материально-производственные запасы);
  • нематериальные активы.

Также необходимо проверить, выполняются ли одновременно три условия, при которых финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету (данное требование закреплено в ПБУ 19/02):

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих право организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или иных активов;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;
  • способность финансового вложения приносить организации экономические выгоды (доход).

Проверка состояния синтетического и аналитического учета финансовых вложений заключается в следующем.

Во-первых, необходимо установить, имеется ли информация по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений и организациям, в которые осуществлены эти вложения (эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является организация, организациям-заемщикам и т.п.). Например, по принятым к бухгалтерскому учету государственным ценным бумагам и ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформирована как минимум следующая информация: наименование эмитента и название ценной бумаги, номер, серия и т.д., номинальная цена, цена покупки, расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, общее количество, дата покупки, дата продажи или иного выбытия, место хранения. Организация может формировать в аналитическом учете дополнительную информацию о финансовых вложениях организации, в том числе в разрезе их групп (видов). Согласно ПБУ 19/02 организациям рекомендуется ведение книги учета ценных бумаг.

Читайте так же:  Правовое значение государственной регистрации юридических лиц

Во-вторых, необходимо выяснить, как организован бухгалтерский учет на счете 58, какие используются субсчета, соответствует ли система открытых субсчетов к счету 58 действующему Плану счетов или рабочему плану счетов организации, закрепленному в ее учетной политике.

Ошибки при учете финансовых вложений

Учитывая операции по финансовым вложениям, самыми частыми можно считать несколько ошибок:

  • нет документов, которые могут подтвердить, что финансовые вложения были осуществлены или оформлены с нарушением установленных требований;
  • отражение в составе финансовых вложений активов, которые не являются таковыми;
  • неправильная первоначальная сумма финансовых вложений;
  • отсутствует аналитический учет финансовых вложений;
  • несвоевременно или неправильно отражается доход по операциям с ценными бумагами;
  • порядок проведения инвентаризаций не соответствует законодательным нормам.

Тема 7. Аудит цикла инвестирования

Основные вопросы темы:

1. Понятие, учет долгосрочных инвестиций.

2. Аудит долгосрочных инвестиций.

3. Взаимосвязь циклов инвестирования и направления аудиторского контроля.

4. Учет краткосрочных финансовых инвестиций.

5. Аудит краткосрочных финансовых инвестиций.

Цель занятия: Охарактеризовать сущность долгосрочных и краткосрочных инвестиций, порядок их отражения в учете и объяснить порядок составления программы аудиторской проверки долгосрочных и краткосрочных инвестиций.

Литература:

1.Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ в системе управления финансами. – Алматы: Экономика, 2000.

1. Понятие, учет долгосрочных инвестиций. Важным видом долгосрочных активов являются инвестиции – долгосрочные вложения капитала внутри страны или заграницей в хозяйствующие субъекты промышленности, торговли, сх и т.д., с целью получения дохода.

В бух. учете для учета инвестиций предназначены счета 14 подраздела «Инвестиции».

Под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, приобретение внеоборотных активов длительного пользования не предназначенные для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и капиталы других предприятий.

Финансовые инвестиции – это активы, которыми владеет субъект в целях получения дохода. Доход вычитается в виде процентов, дивидендов, роялти, арендной платы и т.д.

2. Аудит долгосрочных инвестиций. Для проведения аудита долгосрочных финансовых инвестиций предлагается следующая программа аудита.

Действия аудитора Источники информации Сроки
1. Проверка правильности отражения в балансе инвестиций. Баланс и главная книга
2. Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета. Первичные документы, журнал ордер №12, главная книга, баланс.
3. Проверка правильности классификации инвестиций. Договора, договора – контракты, первичные документы.
4. Установление наличия и мест хранения ценных бумаг и ознакомление с первичными документами по ценным бумагам Книга учета ценных бумаг, реестр списка акционеров, акты купли-продажи, платежные поручения, ПКО, РКО, сертификаты, договора, т.д.
5. Проверка правильности стоимости инвестиций. Первичные документы, договора, акты купли-продажи, платежные поручения.
6. Проверка правильности осуществления бух. записей. Журналы ордера №1-4, 6-8, первичные документы.
7. Проверка правильности списания разница между покупной и номинальной стоимостью ценных бумаг. Журналы ордера, главная книга, баланс.
8. Проверка правильности отражения в учете выбытия инвестиций. Журнал ордер №12, главная книга.
9. Проверка законности приобретения инвестиций. Договора – контракты.

4. Учет краткосрочных финансовых инвестиций. Краткосрочными финансовыми инвестициями считаются инвестиции представленные на срок не более 1 года, ценные бумаги других субъектов, а также процентных облигаций, государственных и местных займов, а также займов предприятий другим субъектам.

Краткосрочные финансовые инвестиции отражаются в балансе по текущей стоимости и номинальной оценки из покупной и текущей стоимости.

Финансовые инвестиции подразделяются на бух. счета:акции, облигации,прочие финансовые инвестиции. Документации, заполняемые на поступление или выбытие финансовых инвестиций аналогичны документации по долгосрочным финансовым инвестициям.

5. Аудит краткосрочных финансовых инвестиций. В соответствии с разработанной программой проверки аудитору необходимо: сопоставить показатели баланса на начало и конец отчетного периода по статье «Инвестиции», для этого необходимо произвести инвентаризацию.

1. В основном аудит краткосрочных финансовых инвестиций является одним из приоритетных направлений в аудите, влияющим на финансовую деятельность действующего предприятия.

2. Аудит начинается с проверки правильности ведения и классификации краткосрочных финансовых инвестиций.

3. Необходимо проверить правильность составления бух. проводок, а также соответствие записей в первичных документах по счетам и субсчетам краткосрочных инвестиций, также записи в журналах ордерах и главной книги.

4. Проверить правильность списания разницы между покупной и текущей стоимостью ценных бумаг.

5. Проверить правильность отражения в учете выкупа и продажи ценных бумаг.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 1365 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

Аудит финансовых инвестиций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here