Аудит в системе органов финансового контроля

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Аудит в системе органов финансового контроля". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Роль негосударственного аудита в системе финансового контроля

«Финансы», 2014, N 9

В современном мире негосударственный аудит как сформировавшийся социальный (экономический) институт является неотъемлемой составляющей системы финансового контроля и играет значимую роль в обеспечении экономической безопасности личности, общества и государства. Под негосударственным аудитом предлагается понимать аудит, осуществляемый в соответствии с Законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Рассматривать такой аудит как «негосударственный» необходимо в связи с тем, что в соответствии с Законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля). Однако в Бюджетном кодексе РФ термин «аудит» используется только в контексте эффективности (ч. 2 ст. 157 БК РФ) и внутреннего финансового аудита (ч. 2 и 4 ст. 157, ст. 160.2-1), а также в контексте проверки бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (ст. 168.3, регламентирующая полномочия временной финансовой администрации и главы временной финансовой администрации).

В ходе экономической деятельности заключаются сделки, выдаются кредиты, помещаются на банковские счета денежные средства, принимаются решения об инвестировании средств, оценивается вероятность банкротства и пр. Именно негосударственный аудит играет важную роль в процессе снижения до приемлемого уровня информационного риска пользователей информации при принятии решений. Е.М. Гутцайт отмечает, что «информационное звено экономических и социально-экономических систем, поставляющее для принятия управленческих решений информацию, состоит из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский учет, оценка достоверности бухгалтерской отчетности (обычно это аудит), анализ и поддержка принятия решений» .

Гутцайт Е.М. Аудит и другие науки. М.: ВивидАрт, 2011. 374 с.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Нерешенными проблемами негосударственного аудита являются и проблемы качества аудита и его контроля, проблемы взаимодействия негосударственного аудита и государственного аудита в части проверок организаций, подлежащих как обязательному аудиту, так и государственному финансовому контролю, проблемы, связанные с несовершенством нормативно-правового регулирования аудита (например, в части признания аудиторского заключения заведомо ложным), и др.

Дефлиз Ф.Л., Дженик Г.Р., О’Рейли В.М., Хирш М.Б. Аудит Монтгомери / Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова. М., 1997.
См. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика (серия «Учебники для вузов. Специальная литература»). СПб., 2000. См. также и другие работы С.М. Бычковой.

Полисюк Г.Б., Корчагина Л.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: проблема выявления искажения информации // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 4. С. 44 — 52.

С другой стороны, нельзя не учитывать, что применяемые современные информационные технологии предоставляют как правоохранительным органам, так и аудиторам массу возможностей быстро получать большой объем аналитической и фактической информации относительно экономического субъекта и его окружения (например, пользуясь услугами, оказываемыми группой компаний «Интегрум» (http://www.integrum.ru)). Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности (ФП(С)АД) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» установлена обязанность аудитора изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 22.12.2011).

Следует отметить, что вопросы исследования природы корпоративного мошенничества имеют длительную историю. Более ста лет назад первые теоретики и практики аудита исследовали природу преступлений, совершаемых бухгалтерами, и А.Т. Ватсон выделял одиннадцать типичных преступлений бухгалтеров . В наше время, проанализировав указанный перечень, можно сделать вывод о том, что практически он не сократился, более того, спектр противоправной деятельности современных бухгалтеров значительно расширился. Английские теоретики аудита XIX в. исследовали психологию лиц, совершавших экономические преступления, анализировали возможности их выявления и пресечения, А.Т. Ватсоном были сформулированы условия для выявления фальсификаций в учете. К сожалению, масштабы преступной деятельности со стороны лиц, находящихся в числе высшего управленческого персонала организаций, в том числе бухгалтеров, с годами не снижаются, а выявленные условия действуют и в настоящее время. В этой связи представляет интерес оценка масштабов внутрикорпоративных мошенничеств и роли внутреннего аудита в их предупреждении и пресечении, данная О.Б. Ивановым .

Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. М., 1991.
Иванов О.Б. Ключевая роль внутреннего аудита в пресечении и предупреждении внутрикорпоративных мошенничеств // Аудиторские ведомости. 2014. N 5. С. 13 — 26.

Читайте так же:  Реклама регистрация ооо

Преступления экономической направленности, среди которых можно отметить как разного рода мошеннические действия, так и финансовые преступления, к которым можно отнести коррупцию, отмывание денег, финансирование терроризма, налоговые, иные финансовые преступления, в том числе связанные с хищениями бюджетных средств, представляют реальную угрозу экономической безопасности государства. Соответственно, негосударственный аудит как социальный (экономический) институт должен стоять на защите интересов общества, обеспечивая лиц, принимающих решения на основании данных бухгалтерской финансовой отчетности, качественной и надежной информацией о степени достоверности отчетности, представленной в аудиторском заключении.

Отечественный негосударственный аудит фактически прошел все три этапа становления за два десятилетия. В декабре 2013 г. исполнилось 20 лет нормативно-правовому регулированию аудиторской деятельности в России, однако фактически аудит начался с создания первой «советской аудиторской организации» — фирмы «Инаудит» . Затем в отсутствие нормативного правового регулирования создавались организации, в уставах которых была предусмотрена аудиторская деятельность, проводились съезды, обсуждались законопроекты. Именно в этот период на отечественный аудиторский рынок пришли представители компаний — лидеров мирового аудита, зарегистрировав юридические лица в соответствии с российским законодательством (табл. 1).

Постановление Совета министров СССР N 1033-245 «О создании советской аудиторской организации».

Аудит в системе финансового контроля. Классификации аудита

Финансовый контроль

– это элемент управления, представляющая собой деятельность контролирующих субъектов по оценке соответствия совершенных управляемым субъектом операций финансовым интересам управляющего субъекта.

Система финансового контроля включает следующие элементы:

1) управляющие субъекты;

2) контролирующие субъекты. В качестве контролирующих субъектов могут выступать управляющие субъекты;

3) контролируемые субъекты;

4) объект контроля (что контролируется);

5) предмет контроля (контролируемый аспект);

6) принципы контроля;

7) методы контроля;

8) принятие решений по результатам контроля;

9) мониторинг эффективности функционирования системы контроля.

В зависимости от законодательной сферы различают следующие виды финансового контроля:

1) финансовый контроль, осуществляемый в рамках административного законодательства (проверки со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля);

2) финансовый контроль, осуществляемый в рамках гражданского законодательства (например, аудит);

3) финансовый контроль, осуществляемый в рамках процессуального законодательства (судебно-бухгалтерская экспертиза).

В зависимости от отношений контролирующего и контролируемого субъектов финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться в форме внутренних аудиторских проверок.

Обязанность организаций создавать службы внутреннего аудита может быть предусмотрена нормативными актами. Например, в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах кредитная организация должна иметь службу внутреннего контроля (внутреннего аудита).

При наличии соответствующих нормативных актов работа внутреннего аудита организуется в соответствии с их требованиями. В отсутствие таких нормативных документов компания самостоятельно решает вопросы формирования службы внутреннего аудита, ее компетенции, подотчетности и организации текущей работы. При этом могут быть приняты во внимание Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие внутренний аудит других категорий хозяйствующих субъектов, Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита международного Института внутренних аудиторов[1], типовые положения о службе внутреннего аудита и другие разработки российского Института внутренних аудиторов[2].

По определению международного Института внутренних аудиторов внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.

В Методических рекомендациях по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации внутренние аудиторские проверки означают изучение и анализ финансово-хозяйственной деятельности компании с целью формулирования мнения (вывода) о надежности и эффективности системы/отдельных процедур внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.

Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. С точки зрения собственников внутренний аудит является инструментом контроля работы менеджмента, позволяет им повысить уверенность в результативности деятельности компании, сохранности ее активов. Менеджерам внутренний аудит помогает формировать надежную информационную базу для принятия управленческих решений, оптимизировать бизнес-процессы.

К функциями внутреннего аудита может быть отнесена оценка:

1) эффективности корпоративного управления;

2) эффективности системы управления рисками;

3) эффективности системы внутреннего контроля, в том числе в части обеспечения сохранности активов компании;

4) эффективности информационной системы, в том числе информационной безопасности;

5) исполнения компанией требований нормативных правовых актов, предписаний регулирующих организаций, решений органов управления;

6) соответствия действий работников нормам корпоративной этики, требованиям документов, составляющих нормативную базу деятельности компании, целям компании;

7) достоверности составляемой бухгалтерской и других видов отчетности;

8) других аспектов деятельности компании,

а также консультирование менеджмента по вопросам, входящим в компетенцию службы.

Внутренний аудит может осуществляться службой (отделом, департаментом) внутреннего аудита, внутренним аудитором и (или) сторонней специализированной организацией на условиях косорсинга или аутсорсинга. Привлечение сторонней организации может быть целесообразно при отсутствии средств на содержание собственной службы (например, в период становления бизнеса), при проведении проверок, требующих специальных знаний, если нет соответствующих специалистов в штате. В отдельных случаях такой аутсорсинг может быть запрещен нормативными документами: например, служба внутреннего контроля (внутреннего аудита) кредитной организации должна состоять из штатных сотрудников, кроме случаев передачи отдельных функций службе внутреннего контроля (аудита) другой кредитной организации, входящей в банковскую группу [11, с. 388 – 389].

Читайте так же:  Открытие маленькой кофейни с нуля бизнес план

Внешний финансовый контроль может осуществляться в форме внешних аудиторских проверок, проводимых аудиторскими организациями и, в разрешенных законодательством случаях, индивидуальными аудиторами.

В зависимости от времени совершения контрольных действий может быть выделен предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Внешний аудит, рассматриваемый в целом, относится к последующему финансовому контролю, поскольку объектом контроля является бухгалтерская (финансовая) отчетность, полностью или в подавляющем большинстве состоящая из исторической финансовой информации. Однако аудит включает и элементы текущего контроля (например, присутствие аудитора на инвентаризации материально-производственных запасов, проводимой аудируемым лицом), и предварительного контроля (например, процедуры оценки применимости непрерывности деятельности аудируемого лица).

В зависимости от рассматриваемых аспектов деятельности контролируемого субъекта принято различать тематический и комплексный финансовый контроль. Поскольку объектом внешней аудиторской проверки является бухгалтерская (финансовая) отчетность, отражающая финансовое положение экономического субъекта на отчетную дату, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств за отчетный период, то есть всю хозяйственную жизнь отчитывающегося субъекта, такая проверка является комплексной. В рамках специальных заданий аудитор может выполнять тематические проверки.

Большое значение для теории и практики аудита имеют его классификации. Четкая классификация позволяет глубже понять суть аудита, оптимизировать его проведение.

Аудит, также как и финансовый контроль в целом, в зависимости от отношений аудиторов и контролируемых субъектов подразделяется на внешний и внутренний.

В зависимости от периодичности проверок различают:

1) первичный аудит – проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного клиента;

2) согласованный аудит – осуществляется аудитором или аудиторской организацией повторно или регулярно.

По отношению к требованиям законодательства выделяют инициативный (добровольный) и обязательный аудит. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает следующие случаи обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является:

бюро кредитных историй,

организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,

обществом взаимного страхования,

негосударственным пенсионным или иным фондом,

акционерным инвестиционным фондом,

управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по со стоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в других случаях, установленных федеральными законами. Например, к этой категории относятся юридические лица — застройщики, жилищные накопительные кооперативы, операторы лотереи.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,

иных кредитных и страховых организаций,

негосударственных пенсионных фондов,

организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов,

а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности

проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО (обязательный и инициативный) проводится аудиторскими организациями.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторский финансовый контроль

Сущность аудиторского финансового контроля

Аудиторский финансовый контроль – предпринимательская деятельность по независимого контролю вневедомственному характера.

Аудиторский финансовый контроль подтверждается то, что возможно сочетание интересов экономических субъектов и государства. А также при таком сочетании не нужно выделять деньги из бюджета на данную деятельность.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Срок взноса уставного капитала в ооо

Регулирует аудиторский контроль Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Данный закон дает следующие понятия:

  • аудит или аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность, которая связана с проверкой бухгалтерской отчетности независимого характера;
  • аудирумые лица – индивидуальные предприниматели и предприятия различного уровня.

Проводится аудиторский финансовый контроль индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.

У индивидуальных предпринимателей данной сферы и аудиторских организаций по законодательным нормам нет права заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме аудита и ряда сопутствующих ему услуг.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Качество аудиторской деятельности гарантируется проведением аттестации обязательного характера. Кроме того, необходимо лицензионное разрешение на данную деятельность.

Основная цель аудиторского контроля – выразить мнение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторский финансовый контроль может быть следующих форм:

В результате аудиторского контроля формируется аудиторское заключение.

Под аудиторским заключением понимают официальный документ, соответствующий федеральным правилам аудиторской деятельности, который содержит мнение лица, осуществлявшего аудит в организации, о степени достоверности бухгалтерской отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета в этой организации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Необходимо отметить, что аудиторская проверка не заменяет государственный контроль.

Особенности финансового контроля

Финансовый контроль – это мероприятия, проводимые специализированными надзорными органами или отдельными лицами, с целью выявления оптимальности и законности использования финансовых средств субъектами хозяйствования.

Контроль финансов является одним из элементов управления хозяйственной деятельностью, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Его сущность заключается в реализации действий уполномоченных организаций и лиц действий по проверке соблюдения следующих положений:

  1. Соответствие финансовых отношений нормам установленного права.
  2. Обеспечение интересов каждого участника финансовой деятельности.

Многие специалисты считают, что финансовый контроль является наиболее важным из всех надзорных операций, так как финансовая система оказывает влияние практически на все сферы жизни общества. Применение его норм позволяет выработать финансовую дисциплину, обеспечить законность действий всех участников отношений. Кроме того, следование правилам финансовых отношений сохраняет права собственника имущества. Под имуществом в данном случае понимаются деньги, собственность, финансовые обязательства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль финансов направлен на обеспечение соблюдения кассовой дисциплины. Он определяет границы полномочий контролирующих органов, а также выявляет случаи злоупотребления полномочиями и использования власти в корыстных целях. Контроль помогает отслеживать правильность отображения хозяйственных операций в документации. Одной из главных задач контроля на макроэкономическом уровне можно назвать отслеживание формирования и расходования бюджетных средств. Еще одной статьей, обязательной для контроля является использование целевых средств внебюджетных фондов. Информация для проверок обычно берется из данных управленческого, финансового и бухгалтерского учета. Так же контроль может осуществляться в сфере ценообразования, регулируемого государством. По итогу проверок разрабатываются меры привлечения к ответственности, определяется размер санкций.

Использование аудиторской формы контроля в финансово-хозяйственной деятельности. Рассмотрение основных задач аудиторского контроля и услуг, предоставляемых аудиторскими службами. Анализ правовых норм, регулирующих аудиторский финансовый контроль.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.03.2016
Размер файла 15,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль аудита в системе финансового контроля

С развитием рыночной экономики в Российской Федерации повышается роль финансового контроля, проводимого на основе Российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов, так называемого негосударственного финансового контроля. К таким относится и аудиторский финансовый контроль.

«Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами»

Аудиторский финансовый контроль согласно российскому законодательству — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности (аудиторской деятельности).

Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решение вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что, в конечном счете, отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Это новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х годов в целях осуществления независимой экспертизы финансовой отчетности частных коммерческих структур.

Основные задачи аудиторского контроля:

установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:

постановку и ведение бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской отчетности и декларации о доходах;

анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства;

Читайте так же:  Стандарты государственного аудита и финансового контроля

проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.

Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления и развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности является Министерство финансов Российской Федерации (в составе Министерства создан Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, учета и отчетности). К основным функциям Министерства отнесены: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов; контроль за соблюдение аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; введение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Вместе с тем действуют профессиональные аудиторские объединения. Они вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При Министерстве финансов создается Совет в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России. Состав Совета формируется по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений и утверждается Министром финансов Российской Федерации. В его состав должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации и пользователей аудиторских услуг. В то же время представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений не должно составлять менее 51% общего состава Совета.

Аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом. Это объясняется тем, что от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, а также реальность планирования и прогнозирования экономики и социального развития.

Кроме того государство использует такой метод финансового контроля для решения своих конкретных задач, как обязательность аудита в указанных законодательством случаях. К примеру, годовой отчет, сдаваемый в Государственную Думу Центральным Банком России, должен включать аудиторское заключение к нему. аудиторский финансовый контроль служба

Это свидетельствует о том, что правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер и содержат государственно-властные предписания правил (стандарты), касающиеся аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля. При этом планируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность, функции и формы аудиторского контроля. Проведение анализа финансового контроля дебиторской задолженности предприятия на примере ОАО «Химпром». Проблема развития государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений.

курсовая работа [114,0 K], добавлен 22.09.2014

Изучение правовых основ осуществления аудиторской деятельности в России. Исследование понятия аудита и видов услуг, предоставляемых аудиторами. Права и обязанности сторон при аудиторской проверке. Проверка содержания и оформления договоров страхования.

реферат [26,6 K], добавлен 11.03.2014

Характеристика аудиторского контроля с точки зрения современного законодательства. Проведение внутреннего аудита. Особенности первоначального и периодического аудита. Инструменты аудиторской проверки — методы фактической и документальной проверки.

курсовая работа [59,8 K], добавлен 02.06.2011

Экономическая сущность аудита, цели и принципы его проведения, отличия и преимущества от других видов финансового контроля. История возникновения и развития аудита в Республике Беларусь. Виды, направления и анализ состояния аудиторского контроля в РБ.

курсовая работа [760,5 K], добавлен 29.04.2014

Место аудита в системе финансового контроля России. Понятие аудита как независимой экспертизы, анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченным лицом. Стандарты аудита, его использование во внешнеэкономической деятельности.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 19.08.2011

Основные понятия и сущность аудиторского контроля, его формы, виды и принцип правого регулирования. Осуществление аудиторского контроля, проверки и заключения в Российской Федерации. Принцип организации деятельности аудиторов и аудиторских фирм.

курсовая работа [51,9 K], добавлен 28.11.2008

Виды финансового контроля. Внутрихозяйственный бухгалтерский, аудиторский, управленческий и ревизионный контроль. Понятие внешнего контроля и его подразделения на государственный, общественный и независимый аудиторский. Независимый аудиторский контроль.

контрольная работа [14,7 K], добавлен 20.03.2011

Изучение основных положений, касающихся регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Установление случаев обязательного проведения аудиторских проверок. Анализ средств обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.

курсовая работа [32,4 K], добавлен 28.06.2012

Нормативные документы регулирующие правовые основы аудиторской деятельности. Назначение и классифиция стандартов аудита. Основа аудиторской деятельности, отличие аудита от других форм финансового контроля. Формы и методы проведения аудиторской проверки.

контрольная работа [29,1 K], добавлен 21.10.2010

Цель внутреннего финансового контроля в рамках отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия). Внутренний контроль и функции управленческого аудита. Формы финансового контроля и способы его проведения. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

контрольная работа [39,7 K], добавлен 30.11.2010

Читайте так же:  Протокол об утверждении нового устава ооо

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Аудит как вид финансового контроля

Сущность аудита

Аудит является методом проверки финансовой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

По своей сути, это предпринимательская деятельность, которая может осуществляться аудиторскими организациями или аккредитованными индивидами. Аудиторские проверки также могут проводиться собственными силами предприятий.

Целью аудита является подтверждение правильности и достоверности отражения данных о совершенных финансовых данных в документации. Наиболее часто к услугам аудита предприниматели обращаются для того, чтобы:

  1. Получить экспертную оценку достоверности собственных финансовых операций.
  2. Благодаря экспертному мнению сформировать доверительные отношения с контрагентами и партнерами, дабы повысить их интерес к экономическому сотрудничеству.

Объектом аудиторского исследования является финансовая и бухгалтерская отчетность, которой пользуются инвесторы, наемные сотрудники, кредиторы, подрядчики, поставщики, потребители, государственные органы власти. Независимый контроль обязательный и инициативный эффективно и давно применяется в развитых странах. В России этот опыт является относительно новым.

Аудит может проводиться относительно финансовых средств, операций, проведенных субъектом за период. Аудиторская проверка позволяет определить следование законодательству, правилам, стандартам. Существуют специальные формы аудита, проводимые для формирования экспертной оценки о достоверности и надежности информации.

Проведение аудиторской проверки может осуществляться различными методами. Сюда относят инвентаризацию, визуальное наблюдение, аналитическую работу с документами, использование информационного моделирования, проведение камеральных проверок. Так же широко применяются расчетно-аналитические методы, основанные на фундаментальных знаниях из экономики и финансового дела.

Обязательный характер аудита

Аудиторский финансовый контроль осуществляется государством в случаях, когда он обязательный, и указываются данные случаи в Федеральном законе. Обязательному аудиту подлежат страховые и кредитные организации, муниципальные и государственные унитарные предприятия, фонды внебюджетных средств и так далее.

Правовые основы аудиторского финансового контроля имеют публичный характер, так как юридические нормы с помощью государственно-властных правил (стандартов) регулируют аудиторскую деятельность и порядок ее осуществления.

За нарушение аудиторской деятельности, Закон устанавливает наступление ответственности, она распространяется на аудиторские структуры, их руководство, индивидуальных предпринимателей, аудируемые лица, а также лица, которые подлежат обязательному аудиторскому контролю.

Ответственность за нарушения аудиторской деятельности может быть:

  • гражданско-правовой;
  • уголовной;
  • административной.

Рассмотрим ряд функций Минфина России, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности:

  1. Формирует нормативные акты правового характера для регулирования аудиторской деятельности.
  2. Представляют Правительству России федеральные стандарты (правила) в сфере аудиторского финансового контроля для их утверждения.
  3. Проводят аттестации.
  4. Лицензируют (выдают лицензионные разрешения) аудиторскую деятельность.
  5. Формируют надзирательскую систему для контроля над соблюдением лицензионных стандартов, которые регламентируют независимый аудиторский финансовый контроль.
  6. Контролируют соблюдение индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями предписанных федеральных стандартов.
  7. Ведут реестры государства по аттестованным аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Роль аудита в системе финансового контроля

Аудит как вид финансового контроля

Одной из форм финансового контроля является аудиторская проверка. Она представляет собой действенный инструмент определения несоответствий, нарушений, узких мест в финансовом учете и отчетности. В зависимости от лица, проводящего проверку, аудит делят на внешний и внутренний. Внутренний аудит проводится собственными силами компании. Для этой цели могут выделяться отдельные специалисты, либо создаваться целое подразделение. Внутренние аудиторские проверки позволяют оптимизировать доходы и расходы предприятия, выработать новые рациональные подходы к их использованию. Задачи для проведения внутренней аудиторской проверки определяются под каждое отдельное мероприятие.

Внешние проверки осуществляются независимыми организациями или лицами. Они дают экспертное мнение при проверке финансовой отчетности, экспертизе общего финансового состояния объекта. Так же они могут разрабатывать рекомендации по стабилизации финансового состояния, работе с платежеспособностью. Обязательной финансовой проверке ежегодно подвергаются следующие субъекты:

  • Банки.
  • Центральный банк.
  • Кредитные организации.
  • Страховые компании.
  • Биржи.
  • Внебюджетные фонды.
  • Акционерные общества.
  • Компании, имеющие в уставном капитале иностранные инвестиции.

Аудиторский контроль может учесть интересы сразу двух сторон – субъектов хозяйствования и государства. Субъекты заинтересованы в приумножении доходов и оптимизации обязательных платежей в пользу бюджета. Государству необходимо проверять полноту и своевременность выполнения субъектами экономики своих финансовых обязательств.

По итогу проверки составляется заключение, представляющее собой официальный документ. В нем содержатся данные о выявленных нарушениях и несоответствиях, а также прописывается экспертное мнение аудитора, проводившего проверку. Заказчики аудиторских услуг заинтересованы в их качестве. Для того, чтобы обеспечить потребителей экспертными аудиторскими проверками, в России реализуются действия по государственной аттестации организаций и лиц, оказывающих аудиторские услуги. За нарушение процедуры аудита, сторонние аудиторские компании несут ответственность согласно установленных правовых норм в виде уголовных, административных и гражданско-правовых наказаний.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Аудит в системе органов финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here