Аудиторская проверка акционерного общества

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Аудиторская проверка акционерного общества". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Аудит в акционерных обществах

Согласно п.3 ст.1 ФЗ Об аудиторской деятельности аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В соответствии со статьями 3 и 4 ФЗ Об аудиторской деятельности аудиторской организацией может быть только коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.Аудитором может быть физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Требования к независимости аудиторских организаций, аудиторов установлены статьей 8 ФЗ обаудиторской деятельности.

В пункте 1 статьи 5 ФЗ Об аудиторской деятельности установлены случаи проведения обязательного аудита:

1. Если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2. Если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3. Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Указанный перечень является открытым, иные случаи установлены федеральными законами (подп.6 пункта 1 ст.5 ФЗ Об аудиторской деятельности).

Обратите внимание, что обязательный аудит проводится ежегодно.

Пунктом 5 статьи 103 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов (инициативный аудит).

Заключение аудитора входит в перечень информации (материалов), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в ОСА, при подготовке к его проведению (пункт 3 статьи 52 ФЗ об АО), а также подлежит предоставлению по запросу акционера согласно пункту 1 статьи 91 ФЗ об АО.

Вопрос об утверждении аудитора общества должен решаться на годовом общем собрании акционеров (п.1 ст. 47 ФЗ об АО). Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества (п.2 ст.86 ФЗ об АО).

Аудитор общества вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания акционеров (п.1 ст.55 ФЗ об АО) и заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества (п.1 ст.68 ФЗ об АО).

14 января 2014 года Минфин РФ на своем сайте опубликовал Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год (согласно законодательству Российской Федерации). Данный перечень очень удобен с практической стороны. В нем подробно указано, в каких случаях обязательно проводить аудит (указано 57 случаев), какими нормативными актами это установлено, вид отчетности, подлежащей аудиту, кто вправе проводить аудит (требования к аудиторам).

66. АУДИТ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Проверка акционерного общества строится из расчета некоторых особенностей организаций данной организационно-правовой формы собственности.

Первоочередное внимание уделяется учредительным документам (устав, утвержденный учредителями).

размер уставного капитала (для акционерных обществ его минимальный размер составляет тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда);

распределение и сроки оплаты акций;

порядок увеличения или уменьшения уставного капитала;

порядок выпуска облигаций;

порядок выплаты дивидендов.

При проверке сводной бухгалтерской документации и отчетности аудиторская организация в ходе проведения проверки руководствуется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г.

В общем порядке проводится аудит финансового положения организации, анализ процессов формирования и использования финансовых ресурсов, оценки финансового благополучия организации, состояние ее активов и пассивов, скорости оборота всего капитала и его отдельных частей, рентабельности используемых средств.

В общем виде аналитические процедуры сводятся к сравнению:

текущих данных с данными бизнес-плана и прогнозом;

текущих данных с нормативными значениями финансовых коэффициентов.

Проверяется организация учета выполнения договоров по хозяйственным операциям.

Порядок более полного аудита осуществляется по таким направлениям деятельности:

проверка порядка состояния учета денежных средств. Денежные потоки тщательно отслеживаются и проверяются;

проверка производственных запасов, осуществляется по первичным документам (о поступлению и расходов производственных запасов). По первичной документации осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов;

контроль за текущей деятельностью акционерного общества (выпуск продукции, оказание работ или услуг);

налоговому аудиту отводится особое место. Проверяется правильность расчетов налогов и других платежей, полнота и своевременность расчета по этим налогам и платежам;

один из этапов успешной аудиторской проверки и подготовки достоверного аудиторского заключения о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия, предусматривает анализ формирования и реализации учетной политики организации (анализ совокупных принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения предприятием бухгалтерского учета). Осуществляя аудит акционерного общества, необходимо провести проверку чистых активов организации. Здесь важное значение приобретают методы расчета степени отдаленности от банкротства проверяемой фирмы. Используются экономико-статистические методы анализа.

Аудиторская организация призвана помочь клиенту путем оказания сопутствующих услуг, качественного консультирования, выработки методов эффективного развития в будущем.

устойчивости фонда на всех уровнях; выполнения инструкции о начислении, уплате, расходовании и учете средств государственного социального страхования.

Проверяются сметная документация, например по проведению научно-исследовательской работы.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей, осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой РФ.

Аудиторская организация проверяет правильность взыскания налоговыми органами сумм штрафов, пеней и других финансовых санкций, применяемых к нарушителям и зачисляемых в доход Фонда.

Читайте так же:  Как узнать дату выплаты дивидендов по акциям

Аудиту подвергается работа аппарата управления Фонда, политика, которую Фонд проводит в ходе своей работы. Аудиторская организация проверяет соблюдение методики работы фонда, инструкций и предписаний, предназначенных к выполнению в целях эффективного функционирования деятельности Фонда.

Проверка имущественной части Фонда социального страхования является обязательным элементом аудита.

Консультации и сопутствующие услуги не исключены по отдельным вопросам деятельности Фонда.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и т. п.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

В части использования имущества проверяется деятельность Фонда по использованию имущества (пути распределения доходов от используемого имущества, пути его направления в части реализации уставных задач).

Проверка отчета об использовании бюджета фонда также является частью аудита Фонда обязательного медицинского страхования.

Документальный аудит предусматривает проверку всей первичной документации и заканчивается проверкой отчетности (не только порядка ее ведения и оформления, но и ее содержательной стороны).

Проверяется выполнение договоров, которые были заключены в ходе работы Фонда, в том числе и трудовых. В ходе аудита фонда исследуется методическая документация: проверяется ее обоснованность, порядок соблюдения инструкций и предписаний, выполнение возложенных обязательств. 00

При проведении аудита должна учитываться и правовая сторона работы Фонда: соблюдение Фондом законодательства РФ, анализ и изучение законопроектов Фонда.

Правление Фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Аудиторская организация, проводящая такого вида аудит, полностью укомплектована специалистами разного профиля: финансовые аналитики, специалисты в области инвестиционной деятельности, юристы, экономисты и другие специалисты и эксперты.

Отчет о результатах проверки федерального Фонда обязательного медицинского страхования представляется в Правительство РФ.

Аудит в акционерных обществах

Согласно п.3 ст.1 ФЗ Об аудиторской деятельности аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В соответствии со статьями 3 и 4 ФЗ Об аудиторской деятельности аудиторской организацией может быть только коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.Аудитором может быть физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Требования к независимости аудиторских организаций, аудиторов установлены статьей 8 ФЗ обаудиторской деятельности.

В пункте 1 статьи 5 ФЗ Об аудиторской деятельности установлены случаи проведения обязательного аудита:

1. Если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2. Если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3. Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Указанный перечень является открытым, иные случаи установлены федеральными законами (подп.6 пункта 1 ст.5 ФЗ Об аудиторской деятельности).

Обратите внимание, что обязательный аудит проводится ежегодно.

Пунктом 5 статьи 103 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов (инициативный аудит).

Заключение аудитора входит в перечень информации (материалов), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в ОСА, при подготовке к его проведению (пункт 3 статьи 52 ФЗ об АО), а также подлежит предоставлению по запросу акционера согласно пункту 1 статьи 91 ФЗ об АО.

Вопрос об утверждении аудитора общества должен решаться на годовом общем собрании акционеров (п.1 ст. 47 ФЗ об АО). Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества (п.2 ст.86 ФЗ об АО).

Аудитор общества вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания акционеров (п.1 ст.55 ФЗ об АО) и заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества (п.1 ст.68 ФЗ об АО).

14 января 2014 года Минфин РФ на своем сайте опубликовал Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год (согласно законодательству Российской Федерации). Данный перечень очень удобен с практической стороны. В нем подробно указано, в каких случаях обязательно проводить аудит (указано 57 случаев), какими нормативными актами это установлено, вид отчетности, подлежащей аудиту, кто вправе проводить аудит (требования к аудиторам).

Поправки в закон об аудите: под обязательный аудит попали все АО

Обязательный аудит всех акционерных обществ, возможность аудита не всей, а лишь части бухгалтерской и налоговой отчетности организации, новые обязанности аудиторов — эти и другие изменения внесены в Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите) Федеральным законом от 01.12.14 № 403-ФЗ (далее — Закон № 403-ФЗ). Большинство новшеств вступило в силу со 2 декабря 2014 года.

Обязательный аудит всех АО

Как известно, с 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса (см. «Поправки в ГК РФ: новые виды юрлиц, обязательный аудит для всех АО и принудительная ликвидация организаций»). Одним из самых заметных изменений стала новая классификация акционерных обществ. Все АО были разделены на публичные и непубличные. А такие понятия как открытое и закрытое акционерное общество из ГК РФ исчезли. При этом для всех без исключения акционерных обществ был введен обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Читайте так же:  Перераспределение долей учредителей ооо

Эти новшества повлекли за собой изменения и в Закон об аудите. Теперь в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 закона сказано, что обязательному аудиту подлежат все акционерные общества. Данное правило при меняется вне зависимости от размера выручки и суммы активов бухгалтерского баланса АО, а также от его разновидности — публичное или непубличное АО.

Расширен предмет аудита

В части 3 статьи 1 прежней редакции Закона об аудите в качестве предмета аудита были определены два вида финансовой информации:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная законом о бухучете*;
  • аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами (например, консолидированная финансовая отчетность).

Теперь же к ним добавились еще два предмета аудита:

  • часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.);
  • любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность и др.).

Соответственно, аудиторы получили возможность проверять не только бухгалтерскую или аналогичную ей финансовую информацию, но и любую информацию вообще, включая налоговые декларации.

Результаты обязательного аудита ?

По результатам обязательного аудита, аудиторская организация выражает мнение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении.

Стандартами Академия Аудита предусмотрено, что по мимо аудиторского заключения руководству и бухгалтерии организации представляется отчет с рекомендациями.

Что такое обязательный аудит ?

Впервую очередь, это подтверждение достоверности годовой (бухгалтерской) финансовой отчетности, который проводится в обязательном порядке в силу закона.

Годовая бухгалтерская отчетность за 2019 год подлежит обязательному аудиту в 73 случаях (годом ранее был 71 случай проведения обязательного аудита).

Но по-мимо выдачи аудиторского заключения, специалисты нашей компании, проводят работу по оценке рисков в организации (договорные, хозяйственные, фискальные и др.) и дают рекомендации по их устранию и уменьшению связанных с ними проблем.

Обязательный аудит проводит аудиторская оргазация, которая является членом саморегулируемой организации аудиторов. В отдельных случаях, аудит может проводить индивидуальный аудитор. Кроме того, к аудиторской организации могут предъявляться дополнительные требования, например наличие в штате аудиторов с единым квалифакационным аттестатом.

Новые обязанности аудиторов

Закон № 403-ФЗ установил целый ряд новых обязанностей аудиторов. Коротко их перечислим. Отныне аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны:

  • составлять документы на русском языке;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе аудита, в течение не менее пяти лет;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе оказания аудита, на территории РФ;
  • размещать на территории РФ базы данных информации об оказанных аудиторских услугах;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе оказания прочих аудиторских услуг, не менее трех лет.

Еще одной обязанностью аудиторов стала обязанность по отслеживанию коррупционных нарушений у аудируемого лица. При выявлении таких правонарушений или даже их признаков, аудиторская организация обязана информировать об этом учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей, либо руководителя организации. Лица, получившие от аудиторов информацию о коррупционных нарушениях, обязаны рассмотреть ее и в течение 90 дней сообщить аудиторской организации о результатах рассмотрения в письменной форме. Если же в указанный срок аудитор не будет проинформирован о результатах рассмотрения упомянутой информации, то он должен будет сообщить об этом в государственные органы.

* Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обязательный аудит для вашей организации от 55 000 руб. !

Какие организации подлежат обязательному аудиту ?

Перечень организаций, которые подлежат обязательному аудиту, проводится в случаях изложенных в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также в ряде специальных законов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Критерии отнесения организации к числу подлежащих обязательному аудиту зависят либо от организационно-правовой формы, либо от вида или особенностей деятельности, либо от финансовых показателей. Причем в первых двух случаях финансовые показатели, такие как выручка или валюта баланса, не имеют значения.

По финансовым показателям обязательному аудиту подлежат организации, выручка которых превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 млн. руб. за предшествовавший отчетному год. По этому критерию обязательному аудиту подлежат и Общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Т.е. если выручка за 2018 год в отчете о финансовых результатах превысила 400 млн. руб. или валюта баланса превысила 60 млн. руб., то организация, независимо от статуса субъекта малого предпринимательства, обязана пройти обязательную аудиторскую проверку за 2019 год. Следовательно, ваша организация должна будет пройти обязательную аудиторскую проверку до конца 2020 года.

По признаку организационно-правовой формы обязательному аудиту подлежат любые акционерные общества (ПАО, АО, ОАО, ЗАО и др.), а также государственные или муниципальные предприятия.

Обратите внимание: обязательный аудит ЗАО проводится с годовой отчетности за 2014 год независимо от финансовых показателей и применяемого режима налогообложения, а также статуса малого предприятия. ЗАО обязаны предоставить аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности за 2014, 2015, 2016 гг. в Росстат и акционерам.

По признаку вида деятельности обязательному аудиту подлежат страховые организации, клиринговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, бюро кредитных историй, биржи как товарные так и фондовые, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды и иные фонды, в т. ч. некоммерческие и благотворительные фонды.

В силу особенностей деятельности обязательному аудиту подлежат организации, ценные бумаги которых допущены к торгам на организованном рынке ценных бумаг, а также те, которые публикуют или (или) предоставляют сводную (консолидированную) отчетность. Исключение составляет отчетность органов государственной власти, местного самоуправления, госучреждений, а также внебюджетных фондов.

Аудит обязателен и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Например, должны проводить аудит организаторы и операторы лотерей (Закон от 11.11.2003 №138-ФЗ), саморегулируемые организации (Закон от 01.12.2007 №315-ФЗ); юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе (Закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ) и др.
Читайте так же:  Реорганизация образовательного учреждения в форме выделения

В 2020 году обязательный аудит отчетности за 2019 год должны пройти организации отвечающие критериями обязательного аудита по списку, приведенному в ссылке. Все случаи обязательного аудита за 2019 год вы найдете на нашем сайте.

Обязательный ежегодный аудит акционерных обществ: правовой аспект

Сведения об авторе: Михайленко Евгений Владиславович, корпоративный адвокат (Начальник отдела по юридическим вопросам, ценным бумагам и корпоративному управлению ОАО «Чукоткасвязьинформ»). Р.т. (42722) 2-26-32 время: +10 часов к Московскому, д.т. (42722) 2-00-27. Статья получена: 13.02.03.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» (далее – Постановление) были утверждены Правила «Проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов» (далее – Правила). Таким образом, начиная с 2003 года огромное количество хозяйствующих субъектов для проведения обязательного аудита будут привлекать исключительно аудиторов, прошедших соответствующий конкурс. При практической реализации данной процедуры возникает ряд вопросов, взгляд на возможные решения которых мне и хотелось бы осветить в данной статье. Сразу оговорюсь, что речь пойдет о небанковских учреждениях.

Итак, первый же возникающий вопрос – необходимо ли проведение конкурса во всех случаях проведения аудита. Так, например, один из случаев обязательного проведения аудита помимо ежегодного установлен ч.2 п.5 ст. 130 ГК РФ – «Аудиторская проверка деятельности акционерного общества … должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов». Однако, из смысла и содержания Правил (п.1.) следует что они регламентируют только обязательный ежегодный аудит. Таким образом, проведение конкурса во всех случаях не представляется целесообразным, если это специально не оговорено нормативными актами. То есть, на практике вполне допустимы ситуации, когда в одном и том же хозяйствующем субъекте проводится аудит различными аудиторами, в том числе, если один (или несколько) из аудиторов не избирались в результате конкурса. Например, хозяйствующий субъект проводит обязательный ежегодный аудит, и в то же время, в целях получения крупного кредита проводит аудит самостоятельно привлеченным аудитором или аудитором, привлеченным банком, причем периоды времени, за который проводится аудит, могут даже совпадать.

Следующий возникающий вопрос – подлежит ли аудиторской проверке деятельность в 2002 году только лишь избранным в результате конкурса аудитором. При решении данного вопроса, по моему мнению, стоит исходить из следующего:

Постановление было принято Правительством РФ 12 июня 2002 года, текст постановления был опубликован в «Российской газете» от 22 июня 2002 г., № 111. На практике сложилось так, что годовые общие собрания акционеров, на которых в соответствии с требованиями ч. 3 п.1 ст. 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г.). были утверждены аудиторы обществ на 2002 год проводились в 2002 году в разное время, поскольку в соответствии с ч. 2 п.1. названной статьи — «Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.» Таким образом, ежегодные общие собрания акционеров собрания проводились в период с 01 марта по 30 июня 2002 года.

Итого возможно два варианта:

  1. Ежегодное общее собрание акционеров, на котором был утвержден аудитор состоялось до 22 июня – поскольку Постановление и Порядок обратной силы не имеют, то следует руководствоваться решением общего собрания и аудит по результатам 2002 года проводится аудитором, утвержденным общим собранием.
  2. Ежегодное общее собрание акционеров, на котором был утвержден аудитор состоялось в период с 22 по 30 июня – поскольку Постановление уже действовало и в своем тексте не содержит оговорок об ограничении своего действия на 2002 год, то, по логике вещей, необходимо проведение конкурса и по его результатам — внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня: утверждение аудитора общества для проведения обязательного аудита по результатам 2002 года.

При проведении конкурса возникает также ряд технических вопросов. Один из них – формирование состава комиссии. Так нормативно установлены следующие требования: состав комиссии — не менее 6 человек (п.1 «Типового положения о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита» утвержденного Приказом Минфина от 31 октября 2002 года № 107н, далее — Положение); в состав конкурсной комиссии включаются:

1. Представители организатора конкурса (представители общества);

2. Министерства финансов Российской Федерации;

3. Министерства имущественных отношений Российской Федерации или органов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений Российской Федерации;

Данные лица включаются на основании требований п. 8 Правил.

4. Представитель федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей области (сфере) управления (п. 3 Положения);

5. Представитель одного из аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединений (п. 3 Положения).

Таким образом, состав комиссии определен только частично, 5 – «обязательных» (общество, Минфин, Минимущество, отраслевое министерство или ведомство, аудиторское объединение) тогда как минимальное количество членов комиссии – 6. Представляется, что недостающие члены комиссии могут выдвигаться любыми из перечисленных органов, поскольку ограничения в части того что, каждое из перечисленных лиц может быть представлено только одним членом в конкурсной комиссии законодательством не предусмотрено. На практике, для формирования комиссии организатору конкурса рекомендуется предложить перечисленным органам представить свои кандидатуры для утверждения в состав конкурсной комиссии и на основании соответствующих предложений утверждать персональный состав конкурсной комиссии.

Читайте так же:  Возрождение акции привилегированные

Возникают также трудности при даче информации о проведении конкурса, поскольку данная обязанность возложена на организатора конкурса (орган управления организации) пунктом 4 Правил. Исходя из обязательных требований к содержанию извещения, установленных в ч. 1 п. 4 Правил можно предположить что текст соответствующего объявления должен выглядеть примерно так:

Информационное сообщение АО «***»
о конкурсном отборе аудиторских организаций для
осуществления обязательного ежегодного аудита

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 12.06.2002 г. АО «***» проводит конкурс по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита.

Условия участия в конкурсе:

1. Аудиторская организация, претендующая на участие в конкурсе, должна отвечать следующим критериям:

а) наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, выданной в установленном порядке;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее _______ специалистов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов, срок действия которых не истек, на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, выданные Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке;

в) срок деятельности аудиторской организации-претендента на рынке аудиторских услуг — не менее _______ лет;

д) отсутствие в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доли, принадлежащей иностранным инвесторам.

2. Для участия в конкурсном отборе аудиторская организация, претендующая на участие в конкурсе, подает в конкурсную комиссию по отбору аудиторских организаций (далее — Комиссия) следующие документы:

а) заявку аудиторской организации на участие в конкурсном отборе в произвольной форме;

б) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов аудиторской организации;

в) заверенную в установленном порядке копию лицензии аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выданной в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которой не истек, а также копии лицензий аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выдававшихся аудиторской организации ранее;

г) заверенные в установленном порядке копии квалификационных аттестатов аудиторов — штатных специалистов аудиторской организации на право осуществления аудиторской деятельности, выданных в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которых не истек;

д) квалификационные данные о специалистах, которые предлагаются для проведения аудита, подтверждаемые соответствующими квалификационными аттестатами аудиторов, с учетом опыта проведения не менее ___ аудиторских проверок по типу деятельности организации;

е) образец аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (без указания ее наименования и других идентификационных признаков), содержащего в обязательном порядке показатели и экономические расчеты, максимально соответствующие типовому техническому заданию на проведение обязательного аудита организаций, а также сведения о практической пользе, которую получила проверяемая организация в результате проведения аудита;

е) методику осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки;

з) финансовые предложения по проведению аудита.

Все вышеперечисленные документы подаются в Комиссию в одном экземпляре на русском языке. К заявке прилагается подписанная претендентом опись представленных документов.

Заявки с прилагаемыми к ним документами направляются по почте по адресу: и принимаются с ________ по _______ 200___ г.

3. Заявки с прилагаемыми к ним документами не принимаются, если:

а) документы поступили после истечения срока приема заявок, все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторским организациям в нераспечатанном виде.

б) представлены не все документы, предусмотренные настоящим информационным сообщением;

в) аудиторской организация не соответствует критериям, предусмотренным Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.02 г. № 409.

Претенденты, не допущенные к участию, уведомляются об этом путем направления уведомления по почте в срок не позднее 3 (трех) дней с момента подписания протокола приема заявок.

Конкурсный отбор состоится ________ 200__ г. по адресу:__________.

Победитель конкурса будет определен в порядке, предусмотренном Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.02 г. № 409.

Договор с аудиторской организацией, выигравшей конкурс будет заключен в случае утверждения кандидатуры аудитора общим собранием акционеров общества до _________ (не ранее даты общего собрания акционеров – примечание автора).

С дополнительной информацией, касающейся проведения конкурса, заинтересованным юридическим и физическим лицам можно ознакомиться по адресу: __________ АО «***».

Обратим внимание на то, что требования к тому, чтобы данная информация публиковалась в каком-либо определенном издании (перечне изданий) не установлено, таким образом, данная информация может публиковаться в любом издании по усмотрению конкурсной комиссии.

Действующим законодательством предусмотрена такая характеристика конкурса как его открытость (п. 2 Правил), таким образом, принять участие в конкурсе может любая аудиторская организация, удовлетворяющая нормативно установленным требованиям. Однако, на практике, часто случается что один или несколько из членов конкурсной комиссии настаивают на предъявлении дополнительных требований к аудитору, так например, автор сталкивался с ситуацией когда Министерство имущественных отношений РФ заявило требование о том чтобы аудитор в обязательном порядке был аккредитован последним, согласиться с такой позицией нельзя, поскольку она противоречит действующему законодательству (п. 2 Правил). Однако, при этом следует иметь ввиду что аудитор подлежит утверждению общим собранием акционеров и вряд ли имеет смысл настаивать на привлечении аудитора, против кандидатуры которого выступает лицо или группа лиц, владеющих контрольным пакетом акций, поскольку такое лицо или лица впоследствии могут просто не утвердить избранного в результате конкурса аудитора.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г.) аудитор Общества подлежит утверждению Общим собранием акционеров. На практике возможна ситуация, когда Общее собрание может не согласится с выводами конкурсной комиссии относительно кандидатуры аудитора и не утвердит его, в таком случае, представляется необходимым проведение повторного конкурса с последующим утверждением аудитора на Общем собрании, поскольку в данном случае аудиторское заключение без утверждения кандидатуры аудитора общим собранием не будет иметь правовой силы в силу того, что обязательность утверждения аудитора Общим собранием установлена законом, который в силу своей юридической природы, естественно, имеет приоритет, над любым из перечисленных нормативных актов.

Читайте так же:  Акции привилегированные и обыкновенные башнефть

В законодательстве по данному поводу имеется явная недоработка, поскольку лицо, выигравшее конкурс может не быть утверждено общим собранием акционеров, однако при этом, как лицо выигравшее конкурс имеет право на заключение договора (п. 4 ст. 447 ГК РФ) и может доказывать свое право на заключение договора в судебном порядке.

Энциклопедия решений. Аудиторская проверка АО

Аудиторская проверка АО

Под аудиторской проверкой акционерного общества понимается независимая проверка его бухгалтерской (финансовой отчетности) в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон об аудиторской деятельности).

Аудит отчетности АО может быть обязательным и добровольным.

С 01.09.2014*(1) проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ вне зависимости от их типа, вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, абз. второй п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).

Ранее такое требование было обязательным только для ОАО, и лишь в некоторых случаях — для ЗАО, например, для кредитных и страховых организаций, при достижении определённой суммы выручки или активов и пр.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом АО, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности АО должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет 10 и более процентов (абз. второй п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Такая аудиторская проверка может быть проведена в любое время. Объем добровольной проверки определяется договором между аудитором и АО. Аудит может быть выборочным, когда проверяется часть отчетности, например, только по определенным операциям или только по налоговым отчетам, или комплексным, если проверяется вся финансовая отчетность общества.

Внимание

Договор на проведение аудиторской проверки АО, как обязательной, так и добровольной может быть заключен только с тем аудитором (аудиторской организацией), который был утвержден уполномоченным органом АО (п. 2 ст. 86 Закона об АО).

Аудиторская проверка АО должна быть проведена в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

На основании проведённой проверки составляется аудиторское заключение (ст. 87 Закона об АО).

Аудиторское заключение, в том числе, должно содержать (абзацы второй, третий ст. 87 Закона об АО, ч. 2 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности):

— сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе);

— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией (индивидуальным аудитором);

— объем аудита — сведения о работе, выполненной для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

— мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

— информацию о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также иных нарушений при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности АО;

Другие требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (ч. 3 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности).

Если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит опубликованию, аудиторское заключение также должно быть опубликовано вместе с такой отчетностью (п. 10 ст. 13 Федерального закона от 6.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухучете).

Аудиторские заключения АО хранятся в течение установленных сроков (абз. пятнадцатый п. 1 ст. 89 Закона об АО, ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учёте, п. 2.1.10 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. Постановлением ФКРЦБ от 16.07.2003 N 03-33/пс, ст. 408 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558).

Акционеры имеют право знакомиться с аудиторскими заключениями (п. 1 ст. 91 Закона об АО). Аудиторское заключение также относится к обязательной информации, предоставляемой для ознакомления при подготовке к общему собранию акционеров АО (п. 3 ст. 52 Закона об АО).

С 1 октября 2016 г. предусмотрено внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведений о результатах обязательного аудита (ч. 6 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности»).

Данные сведения вносятся заказчиком аудита с указанием в сообщении:

— аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных;

— наименования (ФИО) аудитора, идентифицирующих аудитора данных;

— перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена;

— мнения аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

При этом не подержат раскрытию сведения, составляющие государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

*(1) Изменения в Закон об аудиторской деятельности были внесены Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ и вступили в силу 02.12.2014. Изменения в ГК РФ вступили в силу 01.09.2014.

Источники

Аудиторская проверка акционерного общества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here