Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия: периодичность, основные критерии, составление отчетов

  • 22 Сентября, 2018
  • Бухгалтерия
  • Марина Лобачева

Большинству компаний ежегодно приходится сталкиваться с аудиторской проверкой бухгалтерской отчетности предприятия. Она может быть внутренней или внешней. Наиболее часто в добровольной проверке заинтересованы непосредственные владельцы бизнеса, которые сомневаются в честности своих работников. Процедура выполняется только опытными аудиторами, хорошо разбирающимися в нюансах отчетности различных компаний. Некоторые фирмы в связи с особенностями своей работы обязаны ежегодно проводить такую проверку, чтобы подтвердить законность функционирования.

Цели и задачи процесса

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия — сложная процедура, заключающаяся в тщательном изучении и анализе всех документов фирмы. Основной целью процесса выступает подтверждение того, что все имеющиеся сведения являются достоверными и актуальными.

Процедура проверки может выполняться работниками компании или специально приглашенными аудиторами. Независимые аудиторы должны обладать правом на такую деятельность и обладать лицензией на выполнение проверки.

В крупных компаниях наиболее часто открываются собственные отделы аудита и ревизии. Сотрудники этого отдела занимаются регулярной проверкой отчетности, чтобы выявить ошибки, нарушения в работе бухгалтеров или вовсе незаконную деятельность со стороны сотрудников фирмы.

Внешний аудит проводится только независимыми экспертами, которые не заинтересованы в результатах процедуры.

Кто включается в рабочую группу?

Если для аудита бухгалтерской отчетности привлекаются независимые эксперты, то рабочая группа формируется непосредственно выбранной компанией. Если осуществляется внутренний аудит, то руководитель организации может самостоятельно решить, кто именно будет заниматься данным процессом. Для этого в рабочую группу привлекаются следующие специалисты:

  • работники разных отделов компании, разбирающиеся в нюансах функционирования организации;
  • нанятые в штат аудиторы;
  • контролер качества;
  • независимые консультанты.

В крупных компаниях нередко вовсе формируется аудиторский отдел. В него входят только опытные аудиторы, обладающие соответствующим образованием. Они самостоятельно занимаются аудитом финансовой отчетности предприятия, причем нередко процедура проводится без издания приказа руководителем фирмы.

Как оформляются результаты?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Аудит бухгалтерии должен проводиться официально, поэтому в конце данного процесса обязательно рабочей группой составляется аудиторское заключение. Основной целью процедуры выступает выявление ошибок, мошенничества и нарушений, поэтому вся информация включается в это заключение. В нем могут иметься следующие сведения:

  • выявляется, что среди работников компании имеются мошенники;
  • обнаруживается хищение имущества или недостачи;
  • аудитор предоставляет сведения о том, насколько компетентны работники компании относительно правильности ведения бухгалтерской отчетности.

Нередко в заключении указывается, что отсутствуют серьезные нарушения в документации, поэтому фирма полностью готова к налоговым проверкам. Если же имеются ошибки и проблемы, то вносятся в документацию необходимые изменения.

Кого будут проверять аудиторы и кто будет контролировать их

В Госдуму сегодня внесен законопроект № 273179-7 о наделении ЦБ полномочиями в сфере аудиторской деятельности.

Законопроектом предлагается уточнить круг организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Так, с учетом изменений критериев малого предпринимательства предлагается увеличить порог обязательного аудита по значению объема выручки до800 млн. рублей, активов бухгалтерского баланса — до 400 млн. рублей, ввести критерий среднесписочной численности работников (100 человек) и условие соответствия хотя бы двум из трех указанных показателей в течение двух последовательных лет, предшествующих отчетному году.

Законопроектом устанавливаются требования к аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги организациям, подпадающим под категорию «общественно значимая организация» (это определение описано в законе).

Аудиторские услуги общественно значимым организациям будут вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр, ведение которого будет осуществляться Банком России. К руководителю аудита в этом случае предъявляются определенные требования в части опыта работы, повышения квалификации и деловой репутации.

В части осуществления контроля и надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций законопроект предполагает осуществление Банком России прямого контроля и надзора за саморегулируемыми организациями аудиторов, а также за аудиторскими организациями, осуществляющими аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.

Заключение

Аудиторские проверки могут быть добровольными или обязательными. Они заключаются в изучении бухгалтерской отчетности компании независимыми экспертами. На основании проведенного исследования составляется специальное заключение, в котором перечисляются все выявленные ошибки и нарушения.

Процедура может выполняться специальными компаниями, независимыми аудиторами или работниками организации, входящими в рабочую группу. За услуги сторонних организаций приходится уплачивать определенную сумму средств, которая зависит от выполненного объема работы.

Малое предприятие подлежало аудиту, но не провела его: какое будет наказание?

Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за 2016 год в полном объеме, со всеми приложениями. Бухгалтерский учет ведется по обычному плану счетов, без упрощений. Сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн. руб. по состоянию на 31.12.2015. Соответственно, бухгалтерская финансовая отчетность за 2016 год подлежит обязательному аудиту. Организация не провела аудит и ведёт упрощённый учёт (не применяет ПБУ 18/02 и т.д.). ООО не обязано публиковать свою бухгалтерскую отчетность. Какая ответственность установлена в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены. Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ.

Не установлено прямой ответственности и за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено. Тем не менее, указанные нарушения могут повлечь негативные последствия вследствие непредставления аудиторского заключения, непредставления отдельных форм отчетности в налоговый орган и (или) в орган государственной статистики, представления такой отчетности в неполном или искаженном виде, а также если упрощенные способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов.

Указанные нарушения могут являться основанием для привлечения организации и (или) ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6, ст. 15.11 КоАП РФ.

Читайте так же:  Открыть ооо электронно без пошлины

Обоснование вывода:

1. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон N 307-ФЗ).

В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) аудиторская проверка ООО является обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ), в частности, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).

Обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью предусмотрена только для обществ, публикующих свою отчетность (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Однако Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее — Закон N 357-ФЗ) с 1 января 2014 года ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении в органы государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В рассматриваемом случае аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности ООО за 2016 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2017 года.

В связи с непредставлением в установленный срок аудиторского заключения организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (смотрите письма Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2015 по делу N 4А-660/2015, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 по делу N 12-824/2012).

Санкция указанной выше статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.

При этом несвоевременное представление (непредставление) бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней — это два отдельных нарушения, и штраф может быть взыскан за каждое из них (письмо Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ).

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трёх месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения), то есть в рассматриваемой ситуации — до 31 марта 2018 года.

Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Закон N 402-ФЗ не предусматривает.

2. Относительно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета сообщаем следующее.

Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено отдельным экономическим субъектам ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). В частности, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета разрешено применять организациям, имеющим статус субъекта малого предпринимательства. Для таких организаций также утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 6, п. 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н), п. 18 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 (далее — Информация Минфина)).

Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, п. 2 Информации Минфина, пункт 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008)).

В частности, такие организации могут не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» и др.), а также применять упрощенный порядок учета, предусмотренный для таких организаций иными ПБУ (например п. 6.1, п. 15.1 ПБУ 1/2008, п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).

Однако п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ уточняет, что организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Законодательство также прямо не устанавливает ответственность за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:

занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

Читайте так же:  Арбитражный спор разрешается в соответствии

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Отметим, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случае представления пересмотренной бухгалтерской отчетности до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ).

Вместе с тем полагаем, что в случае, когда ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов приводит не к искажению статей (строк) бухгалтерской отчетности, а лишь к меньшей степени их детализации, основания для применения ст. 15.11 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается:

отсутствие первичных документов;

или отсутствие счетов-фактур;

или регистров бухгалтерского учета или налогового учета;

систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Имеющаяся судебная практика свидетельствует о наличии рисков возникновения претензий со стороны налоговых органов в случае нарушения экономическим субъектом бухгалтерского законодательства (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3764/2006(23682-А67-40)). Поэтому нельзя исключать претензии налоговых органов в связи с применением организацией упрощенных способов бухгалтерского учета, если такие способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов в целях применения ст. 120 НК РФ.

В соответствии с п. 1.12 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» налоговый орган на основании списков лиц, не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность, привлекает:

налогоплательщиков-организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со ст. 101.4 НК РФ;

должностных лиц организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении.

Напомним, что в общих случаях годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ):

отчета о финансовых результатах;

приложений к ним.

В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах п. 2, п. 4 Приказа N 66н предусмотрено представление:

отчета об изменениях капитала;

отчета о движении денежных средств;

отчета о целевом использовании средств;

иных приложений (пояснений).

Если бы ООО формировало бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе в соответствии с п. 6.1 Приказа N 66н, оно (и его должностные лица) могло бы быть привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Однако в рассматриваемом случае ООО сформировало и представило бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке в полном объеме форм и показателей, предусмотренных п.п. 1-4 Приказа N 66н, поэтому указанные выше санкции к ООО применены быть не могут.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;

— Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

— Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;

— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;

— Энциклопедия решений. Состав и формы годовой бухгалтерской отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

22 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно

Дата публикации 21.01.2020

Видео (кликните для воспроизведения).

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Обязательный аудит — кому нужно проходить? Критерии, штрафы, ответы на вопросы

Обязательный аудит проходят организации, которые соответствуют определенным критериям.

Аудиторская проверка — это мероприятие, которое позволяет оценить правильность ведения бухгалтерского и налогового учета.

Аудиторское заключение — подтверждает правильное составление бухгалтерской и налоговой отчетности.

Процедура проведения

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия считается сложным и длительным процессом. Он зависит от того, кто именно занимается данной процедурой, а также какое количество документации изучается. Процедура делится на следующие этапы:

Аудит бухгалтерской отчетности малых предприятий обычно представлен быстрым процессом, поэтому занимает около трех дней. Если проверка осуществляется в отношении крупных компаний, то процедура может затянуться на несколько месяцев, поэтому обязательный аудит выполняется заблаговременно до окончания календарного года.

Ответственность за отсутствие заключения

Некоторые фирмы обязаны ежегодно проводить проверку бухгалтерской отчетности. Результат такого исследования передается в органы статистики. Процедура должна реализоваться до 31 декабря каждого года.

Информация о проверке дополнительно вносится в специальный реестр, причем выполняется процедура в течение трех дней с момента получения заключения. Процесс реализуется в интернете, поэтому не требуется для этого посещать какие-либо учреждения.

Читайте так же:  Обязательный аудит на усн параметры

Если фирма не выполнила требования законодательства, поэтому в установленные сроки не была проведена проверка, то компания привлекается к административной ответственности. Штраф варьируется от 5 до 10 тыс. руб.

Если аудиторское заключение не было передано в установленные сроки в органы статистики, то должностные лица уплачивают штраф в размере 500 рублей. Если документ не был опубликован на сайте фирмы, то штраф увеличивается до 50 тыс. руб. Поэтому компании должны ответственно подходить к своим обязанностям.

Некоторые фонды освободят от обязательного аудита

Обязательный аудит фондов предлагается проводить только в случае, если годовой объём их дохода превышает три миллиона рублей. Такой законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

«Проведение аудиторской проверки для небольшой некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме „фонд“, требует существенных затрат и является значительным финансовым бременем для указанных организаций», — говорится в пояснительной записке.

Кроме того, изменения не коснутся негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов.

Минфин напомнил, для кого обязателен аудит

Данный перечень структурирован в зависимости от организационно-правовой формы организации, осуществления определённых видов деятельности, наличия определённых финансовых показателей (выручка за предшествовавший отчётному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 млн руб.), составления консолидированной отчётности.

Также в перечень включены конкретные организации, отчётность которых подлежит обязательному аудиту. В их числе: Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», «Роскосмос».

Какие организаций проходят обязательный аудит по закону № 307-ФЗ

Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ от 30.12.2008г. обязательный аудит проводят следующие компании:

  • Акционерные общества — АО (ОАО, ЗАО, ПАО);
  • Кредитные организации;
  • Страховые компании;
  • Фонды НПФ (Негосударственные пенсионные фонды);
  • Компании с объемом выручки за предыдущий год свыше 400 млн. рублей;
  • Сумма активов по бухгалтерскому балансу (валюта баланса) за предыдущий год более 60 млн. рублей;
  • Компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Когда обязательно проводится проверка?

Некоторые компании обязаны непременно пользоваться аудитом перед публикацией отчетности в открытых источниках. Поэтому аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно проводится следующими организациями:

  • фирмы, у которых выручка в год превышает 400 млн руб. или стоимость активов превышает 60 млн руб.;
  • организации, формирующие консолидированную отчетность;
  • акционерные общества, кредитные учреждения, страховые компании или МФО;
  • предприятия, чьи ценные бумаги участвуют в обороте на фондовых рынках;
  • клиринговые компании или участники фондового рынка;
  • государственные организации, а также корпорации, в которые вложен государственный капитал;
  • иные фирмы.

Все вышеуказанные предприятия должны проводить аудит в обязательном порядке. По итогу данного процесса составляется приглашенными экспертами заключение. Оно может требоваться работниками ФНС при проверке организаций.

Виды исследования

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности предприятия может быть представлен следующими видами:

Независимо от вида проверки, основной целью выступает выявление ошибок и нарушений.

Малые предприятия освободят от обязательного аудита

Порог обязательного аудита должен быть увеличен.

Какие планируются изменения, читайте в блоге ИПБ России.

Мы создали раздел «Блоги компаний» для того, чтобы вы могли общаться напрямую с компаниями, которые работают для бухгалтеров.

И если вы не подпишетесь, то в вашу ленту не будут попадать важные статьи для бухгалтеров. Потому что наша редакция обсуждает с блогерами каждый пост, чтобы они были только самыми полезными для вас.

Подписаться можно в этом списке :

Список случаев, когда нужен обязательный аудит за 2019 год

Начался отчетный период, скоро организациям предстоит сдать бухгалтерскую отчетность в новую систему — ГИР БО. Вместе с бухотчетностью надо сдать и аудиторское заключение, если юрлицо попадает под обязательный аудит.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как рассчитать сумму активов по бухгалтерскому балансу для обязательного аудита?

Сумма активов по бухгалтерскому балансу для обязательного аудита — это валюта баланса (сумма активов), которая указана в строке 1600 бухгалтерского баланса.

Можно ли использовать свернутое сальдо по активно-пассивным счетам, чтобы избежать обязательную аудиторскую проверку?

Нет, так поступать нельзя. Например, нельзя из дебиторской задолженности вычитать кредиторскую даже по одному контрагенту (если у Вас нет акта взаимозачета задолженности). Все показатели в Дебете и Кредите баланса отражаются развернуто. Это прямо говорится в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» , пункт 34:

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

За какой год нужно проводить обязательный аудит компании, если сумма выручки или активов превысила лимиты?

По Федеральному закону № 307-ФЗ критерием для проведения обязательного аудита являются превышение выручки в 400 млн. руб. или валюты баланса (активов) в 60 млн. руб. за предыдущий год.

Например, по итогам 2019 года произошло превышение. Значит, организации нужно будет проводить аудиторскую проверку за 2020 год, то есть в начале 2021 года и получить аудиторское заключение за 2020 год.

Нужно ли проводить обязательный аудит только что зарегистрированному ООО за первый год деятельности, если сумма выручки или активов превысила лимиты?

Для новых организаций существуют особые правила определения отчетного года. Первым отчетным годом вновь созданной организации является период (№ 402-ФЗ от 06.12.2011г., ст.15, ч.2 и 3):

  • С даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • С даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

обязательный аудит

Кому обязательно нужно провести аудит бухотчетности за 2018 год: 73 случая

Все причины в одной таблице. Проверьте, нет ли такой обязанности у вас.

Какие фонды освободят от обязательного аудита

Благотворительные фонды, чей оборот не превышает 3 млн рублей, могут быть освобождены от обязательного финансового аудита, пишет «Парламентская газета».

Комитет Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности 10 декабря с рядом замечаний поддержал к первому чтению соответствующий правительственный законопроект.

По словам члена комитета Мухарбека Барахоева, проект закона совершенствует механизм проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.

«В настоящее время любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме „фонд“, в том числе благотворительная, обязана проводить аудит независимо от годового оборота средств и состояния баланса, — пояснил сенатор. — Но следует отметить, что проведение аудиторской проверки для небольшого благотворительного фонда требует существенных затрат и является значительным финансовым бременем».

Тех, кому надо проводить обязательный аудит отчетности, стало больше

Минфин обновил Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.

Читайте так же:  Смена генерального директора список документов

В Перечень включен 71 случай обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 г. По сравнению с 2016 годом список включает три новых случая обязательного аудита:

  • организация, которая является туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей (пункт 51);
  • организация является фондом, созданным в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 52);
  • публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (пункт 69).

Штраф за отсутствие аудиторского заключения

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), — (в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В каких случаях нужен обязательный аудит отчетности за 2017 год

Минфин опубликовал Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.

Кого освободят от обязательного аудита

В Госдуму поступил законопроект № 840046-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

В настоящее время любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд», в том числе благотворительная, обязана проводить аудит независимо от годового оборота средств и состояния баланса.

Однако дело это затратное и является значительным финансовым бременем для указанных организаций.

В связи с этим существует необходимость установления нижней границы финансовых показателей, при которых обязательный аудит может фондом не проводиться, отмечается в пояснительной записке к проекту.

Законопроектом предлагается устранить имеющуюся правовую коллизию и закрепить требования к проведению обязательного аудита фондов нижней границы финансовых показателей в размере 3 млн. рублей.

Имеется в виду сумма стоимости имущества и объема денежных средств, поступивших в фонд.

Какая информация включается в заключение?

После проведения исследования непременно аудитором формируется заключение. В него включаются следующие сведения:

  • мнение аудитора относительно достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности;
  • наименование и реквизиты фирмы, заказавшей услугу;
  • перечисляются все изученные документы;
  • приводятся выявленные ошибки, искажения и неточности;
  • включаются рекомендации для руководителя относительно возможности исправления нарушений;
  • перечисляются причины, по которым могли быть допущены ошибки.

Нередко на основании данного заключения работодателем принимается решение о необходимости привлечения к ответственности некоторых работников компании.

Кто и когда проводит обязательный аудит

Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ от 30.12.2018г. «Об аудиторской деятельности» проводить обязательный аудит могут:

  1. Аудиторские компании;
  2. Индивидуальные аудиторы.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Аудиторское заключение должно быть готово к моменту сдачи бухгалтерской отчетности в срок до 31 марта следующего за проверяемым годом.

При выборе аудиторской компании (индивидуального аудитора) нужно:

  • Удостовериться в ее независимости (№ 307-ФЗ от 30.12.2008г., ст.8, ч.1)
  • Удостовериться в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. У аудиторов должен быть документ, свидетельствующий о членстве в СРО. С государственным реестром саморегулируемых организаций можно ознакомиться на сайте Минфина РФ .

Аудит не может проводиться

В статье о независимости аудиторских организаций, аудиторов в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008г., ст.8 сказано, что аудит не может осуществляться в некоторых случаях, когда

Аудиторским организациями, руководители которых являются:

  1. Учредителями аудируемого лица;
  2. Близкими родственниками;
  3. Когда аудиторская служба выполняла восстановление бухучета этой компании;
  4. Когда аудиторы сами ведут бухучет этой организации на аутсорсинге.

Когда требуется добровольный аудит?

Добровольная юридическая проверка бухгалтерской отчетности проводится по инициативе предпринимателя. Наиболее часто данная процедура необходима в следующих ситуациях:

  • требуется привлечь инвесторов для расширения бизнеса, поэтому руководитель должен передать потенциальным партнерам подтверждение законности работы и достоверности бухгалтерской отчетности;
  • возникает необходимость оформить банковский кредит;
  • проводится процесс часто перед налоговыми проверками, что позволяет убедиться, что в документах отсутствуют ошибки и нарушения, за которые фирма может привлекаться к ответственности;
  • у руководителя фирмы возникают сомнения в компетентности или честности сотрудников.

Цель может быть совершенно любой, но при этом работники фирмы не имеют права отказывать в передаче или анализе документов. Руководитель фирмы может пользоваться услугами независимых экспертов или привлекать для проверки собственных работников.

Куда сдавать аудиторское заключение

Компания, которая обязана проходить аудиторскую проверку должна сдать заключение в налоговую инспекцию.

Срок сдачи Аудиторского заключения об отчетности компании, требующей обязательный аудит:

  1. Одновременно с бухгалтерской отчетностью;
  2. В течение 10 дней после составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчетным года (№ 402-ФЗ, ст.18, п.5)

Изменились правила сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год. Отменена обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность за 2019г. и аудиторское заключение в статистику.

Минфин РФ: Письмо № 07-04-09/78875 от 28.12.2016

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год

Стоимость аудита

Проведение аудита бухгалтерской отчетности сторонними организациями является платным процессом. Конечная стоимость зависит от того, по каким тарифам работает выбранная компания. Если обращаться к независимому эксперту, то важно первоначально убедиться, что у него имеется необходимая лицензия на работу. Его услуги обычно варьируются от 5 до 10 тыс. руб.

Если же обращаться в крупные аудиторские компании, которые специализируются на тщательном исследовании и сплошных проверках, то стоимость их услуг может достигать даже 100 тыс. руб.

Конечная цена определяется только после того, как работники выбранной организации изучат фронт работы. Для этого они узнают у потенциального клиента информацию о том, в какой сфере деятельности функционирует компания, каков ее ежегодный доход, а также какое количество документов будет изучаться. На основании полученных сведений производится расчет оптимальной стоимости услуги.

Читайте так же:  Внесение изменений в устав реестр муниципальных образований

Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам

  • Государственные корпорации (№ 7-ФЗ от 12.01.1996г., ст.7.1, п.2 и ст.7.2, п.8);
  • Микрофинансовые организации (№ 151-ФЗ от 02.07.2010г., ст.15, п.4);
  • Операторы лотереи (№ 138-ФЗ от 11.11.2003г., ст.23)
  • Организаторы азартных игр (№ 244-ФЗ от 29.12.2006г., ст.6, п.12);
  • Управляющие компании и специализированные депозитарии (№ 117-ФЗ от 20.08.2014г., ст.29, п.1-2);
  • Кредитные кооперативы с численностью свыше 2000 человек (№ 190-ФЗ от 18.07.2009г., ст.31, п.1);
  • Жилищные накопительные кооперативы (№ 215-ФЗ от 30.12.2004г., ст.54, п.1);
  • Организации-застройщики многоквартирных домов, привлекающие денежные средства участников долевого строительства (№214-ФЗ от 30.12.2004г., ст.3, п.5);
  • Туроператоры, осуществляющие продажу туров в сфере выездного туризма, если сумма от продажи таких туров за предыдущий год составила более 400 млн.рублей. (№ 132-ФЗ от 24.11.1996г., ст.17.7);
  • Другие прочие организации в случаях, установленных Федеральным законодательством.

Полный перечень случает для проведения обязательного аудита смотрите здесь.

ЦБ планирует ужесточить требования к аудиторам

ЦБ подготовил предложения для доработки законопроекта об аудиторской деятельности в рамках передачи ему полномочий по надзору за значительной частью этого рынка, сейчас подконтрольной Минфину и Федеральному казначейству.

В сферу ответственности Банка России перейдут компании, оказывающие услуги обязательного аудита, напоминает РБК. Поручение передать часть полномочий Мифина и казначейства к Центробанку было дано 29 марта на совещании у первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. ЦБ РФ рассчитывают начать работать в качестве регулятора на этом рынке с 1 января 2018 года.

В настоящий момент согласно закону «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат акционерные общества, фирмы, торгующиеся на бирже, все финансовые организации, подконтрольные ЦБ (банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды и пр.), компании с годовой выручкой от 400 млн руб. или активами от 60 млн руб., гос- и квазигосструктуры. Минфину останется контроль за аудиторами, оказывающими услуги необязательного аудита.

Каким планирует взаимодействовать регулятор с новыми подопечными, рассказало агентство РБК, корреспонденты которого побывали на пресс-конференции директора департамента корпоративных отношений ЦБ Елены Курицыной.

Для начала ЦБ предлагает сузить круг компаний, подлежащих обязательному аудиту. По словам Курицыной, речь идет об исключении из закона пункта об обязательном аудите предприятий с определенной величиной выручки и активов вне зависимости от их статуса. «Мы так и не выявили, кто является потребителем такого аудита, если компания не является общественно значимой: публичной, торгующейся, финансовой или государственной. К сожалению, отсутствие мотивированного заказчика приводит к формированию на рынке аудита в кавычках, который осуществляется за небольшую плату и является не проведением нормальных аудиторских услуг, а продажей подписи под аудиторским заключением», — пояснила она предложенное нововведение.

Также ЦБ собирается ужесточить требования ко входу на аудиторский рынок. Сейчас работать на нем можно при включении аудиторской компании в реестр одной из действующих на рынке саморегулируемых организаций. «Сейчас аудиторская организация имеет право быть включенной в реестр СРО, если она предоставит информацию, что у нее есть три аудитора с аттестатами, которые работают по трудовому договору. Но эти аудиторы могут работать в нескольких аудиторских организациях. Это приводит к тому, что аудиторы числятся в 15–20 компаниях, что позволяет всем им получить свой статус», — пояснила Курицына. ЦБ же предлагает зафиксировать, что аудитор со своим аттестатом может работать только в одной аудиторской организации и только там он может подписывать аудиторское заключение.

Еще одно ужесточение затронет аудиторов, которые планируют заверять отчетность банков и прочих поднадзорных ЦБ организаций. Вместо трех аудиторов с аттестатами ЦБ потребует у аудиторской компании иметь 12 таких специалистов, рассказала представитель ЦБ.

Допускать аудиторов к подтверждению отчетности общественно-значимых компаний ЦБ намерен не сразу, как сейчас, а последовательно, в два этапа. ​«Сначала аудиторская организация попадает в реестр одной из СРО, потом, набрав необходимый опыт, она имеет право обратиться в Банк России, чтобы быть допущенной к аудиту общественно значимой организации (через включение в отдельный реестр, который, как предполагается, будет вести сам ЦБ. — РБК)», — говорит Курицына. По ее словам, сейчас ЦБ предлагает аудиторским компаниям подать заявки на​ добровольное тестирование по прохождению в реестр ЦБ.

Еще одним пунктом будут идти квалификационные и репутационные требования к организациям, которые допустят в реестр ЦБ. Такие организации должны иметь опыт работы с компаниями, поднадзорными ЦБ, не менее трех лет и не иметь в течение этого периода случаев, когда подписанная ими отчетность была признана Банком России недостоверной. «Естественно, не должно быть фактов признания аудиторского заключения заведомо ложным, несоблюдения кодекса профессиональной этики или требований независимости аудиторов за последние три года», — пояснила Елена Курицына. Руководителям таких организаций необходим будет опыт работы не менее пяти лет с поднадзорными ЦБ компаниями, говорит она. — Также им предстоит постоянно проходить повышение квалификации».

Кроме того, ЦБ планирует ввести ротацию аудиторов из реестра при работе с одним клиентом. По словам Курицыной, лицо, которое подписывает аудиторское заключение, не сможет работать с одной компанией более семи лет. После этого срока оно должно сделать перерыв на два года.

ЦБ также думает об изменении модели саморегулирования на финансовом рынке, потому что «она не отвечает вызовам, которые стоят перед саморегулированием». Сейчас СРО должна объединять не менее 2 тыс. аудиторских организаций и не менее 10 тыс. аудиторов-физлиц. «Эти цифры загоняют СРО в регуляторную ловушку — там понимают, что некоторые организации не соблюдают стандарты, но, чтобы выжить, берегут каждого члена», — поясняет проблему Курицына.

Видео (кликните для воспроизведения).

ЦБ считает, что количественные требования для СРО должны быть относительными, например привязанными не к числу аудиторов — членов СРО, а к доле услуг, которые члены СРО совместно оказывают на рынке. Также ЦБ думает о создании отдельной саморегулируемой организации, которая будет включать в себя компании из будущего реестра Банка России.

Источники

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here