Аудиторская проверка учредителем

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Аудиторская проверка учредителем". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Участник вправе провести аудиторскую проверку ООО

По вопросу назначения аудиторской проверки в Федеральном законе от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) есть коллизия двух норм.

Подпункт 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО относит назначение аудиторской проверки к компетенции общего собрания участников. А статья 48 этого закона помимо решения общего собрания участников предусматривает еще один способ назначения проверки — по требованию любого участника общества выбранным им профессиональным аудитором, отвечающим требованиям ч. 1 данной статьи, в частности отсутствие имущественных интересов между аудитором и обществом, органами управления и участниками общества (ч. 2 ст. 48 Закона об ООО).

До мая 2008 г. арбитражные суды положения ч. 2 ст. 48 Закона об ООО толковали не в пользу участника общества. Они считали, что участник вправе лишь предложить общему собранию участников общества выбранную им кандидатуру аудитора для проведения соответствующей проверки, а окончательное решение вопроса о проведении проверки остается за общим собранием (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2005 № А29-2153/2004-2э и Уральского округа от 31.08.2004 № Ф09-2836/2004-КГ).

Однако в мае 2008 г. Президиум Высшего арбитражного суда РФ принял постановление от 13.05.2008 № 17869/07, в котором разъяснил положения ч. 2 ст. 48 Закона об ООО.

Высшие арбитры пришли к выводу, что данная норма применяется без учета подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО, поскольку одновременное их применение может привести к лишению участника права контролировать финансово-хозяйственную деятельность общества. В данном случае решение общего собрания участников о проведении аудиторской проверки не требуется.

Общее собрание вправе лишь решить вопрос о компенсации расходов участника на проведение проверки.

Право участника на получение информации о деятельности общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией закреплено в ст. 8 Закона об ООО.

Поэтому любой участник вправе назначить аудиторскую проверку общества, заключить договор с профессиональным аудитором, отвечающим требованиям ст. 48 Закона об ООО, и нести расходы на оплату его услуг за свой счет.

Директор, являющийся единоличным исполнительным органом, обязан представить профессиональному аудитору необходимые документы для проведения аудиторской проверки (постановления ФАС Поволжского округа от 10.12.2009 по делу № А06-3067/2009, Северо-Западного округа от 07.07.2009 по делу № А56-22126/2008 и Центрального округа от 09.08.2010 по делу № А62-8378/2009).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Как провести аудиторскую проверку

Виды аудита

Аудит бывает двух видов:

  • обязательный – ежегодная проверка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • инициативный (добровольный), который проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации?

Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.

В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством голосов) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст. 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Кто может проводить аудит

Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см. В каких случаях проведение аудита обязательно .

Аудиторское заключение

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:

  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
  • аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:

  • мнение с оговоркой;
  • отказ от выражения мнения;
  • отрицательное мнение.

Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:

  • получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Читайте так же:  Акции башнефть выплата дивидендов

Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Ситуация: должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении?

Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита (отражается в договоре).

Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов. Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010, утвержденный приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1).

По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение. Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Ситуация: можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию, если в результате налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени ?

Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора довольно сложно.

Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре). Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации. Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.

Совет: чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации.

Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков. Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).

Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания. Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик. Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».

Внутренний аудит: проверяем учет уставного капитала

Многие наработки, которые аудиторы используют при проверках, может взять на вооружение и бухгалтер. Порой, чтобы самостоятельно найти недочеты в работе, а затем исправить их, нужно всего лишь посмотреть на рутинные операции другими глазами — глазами аудитора. Сегодня рассказываем о том, как, руководствуясь базовыми принципами аудита, проверить правильность учета уставного капитала.

Внутренний аудит уставного капитала включает проверку учредительных документов и формирования уставного капитала. Проверяется, в частности:

— юридический статус экономического субъекта и право его функционирования;

— формирование уставного капитала, его структура;

— правильность оформления изменений уставного капитала и их обоснованность;

— наличие государственной регистрации и лицензирования отдельных видов деятельности.

В состав проверяемых документов входят: устав организации, свидетельство о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговых органах, внебюджетных фондах, протоколы собраний, документы приватизации, договоры банковских счетов и вкладов, проспекты эмиссии, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.

Читайте так же:  Внесение изменений в учредительные документы электронно

Порядок привлечения независимого аудитора

Обязательный аудит отчетности организации может быть проведен:

  • аудиторской организацией, внесенной в реестр аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр), членом которой такая организация является (ст. 3 Закона N 307-ФЗ),
  • аудитором — физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Закона N 307-ФЗ).

Актуальный реестр аудиторских организаций и аудиторов размещен на официальном сайте Минфина России*(3).

При этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) (далее — аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ).

Решение о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием большинством от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).

При формировании в ООО совета директоров (наблюдательного совета) решение указанных вопросов может быть отнесено к его компетенции. Решения принимаются советом директоров в порядке, определенном уставом ООО (абзац четвертый п. 2 и пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ)*(4).

Принципы проведения аудита

Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они обязательны для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Также при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно аудита отчетности за 2015 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:

  • создание резерва по сомнительным долгам по займам;
  • отражение в бухучете операций хеджирования финансовых рисков;
  • признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год;
  • определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления;
  • раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
  • учет взноса организации в компенсационный фонд;
  • раскрытие информации об облигациях федерального займа с индексируемым номиналом;
  • учет наличия и движения отходов производства;
  • отражение в бухучете затрат на формирование страхового запаса активов;
  • раскрытие аудируемым лицом информации о выданных независимых гарантиях;
  • отражение в бухучете сумм торгового сбора;
  • отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств;
  • хранение документов бухучета;
  • составление консолидированной финансовой отчетности.

Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Срок проведения аудита

Законодательство не содержит конкретного срока, до которого должна быть проведена аудиторская проверка финансовой отчетности в случае ее обязательного проведения.
Исходя из положений ч. 2 ст. 34, п.п. 3 и 4 ст. 36, ст. 48 Закона N 14-ФЗ, ООО обязано обеспечить своим участникам возможность ознакомиться с аудиторским заключением до проведения общего собрания, которое должно быть проведено в период между 1 марта и 30 апреля каждого года.

В связи с этим полагаем, что дата аудиторского заключения должна быть более ранней, чем дата утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку в силу п.п. 3 и 4 ст. 36 Закона N 14-ФЗ утверждение отчетности на общем собрании должно происходить уже после ознакомления участников ООО, в том числе с аудиторским заключением*(5).

Отметим, что согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 307-ФЗ аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита (далее — МСА). Одним из таких стандартов предусмотрено, что в случае если запасы существенны для финансовой отчетности, то аудитор может принять решение о необходимости присутствия при проведении инвентаризации запасов. В связи с чем если договор с аудиторами будет заключен после проведения инвентаризации, проводимой в целях подготовки годовой отчетности, то аудитор должен произвести пересчет некоторого количества запасов или понаблюдать за его проведением в другой день, а также провести аудиторские процедуры в отношении операций за этот промежуток времени (п.п. 6, 7 MCA 501).

В связи с чем (в случае значительного количества запасов в организации) рекомендуем привлекать аудитора заранее, чтобы у него была возможность присутствовать при проведении инвентаризации, а у организации не было необходимости организовывать еще одну (выборочную) проверку запасов.

Особенности осуществления отдельных процедур

Аудит учредительных документов

При проведении аудита учредительных документов необходимо определить состав учредителей, проверить соответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ, определить величину уставного капитала для последующей сверки с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Кроме того, потребуется собрать данные, которые могут использоваться при проверке иных существенных показателей бухгалтерской отчетности.

Состав учредителей влияет, в частности, на классификацию организации как субъекта малого предпринимательства, что, в свою очередь, влияет на ее право, например, не применять нормы Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015).

Наличие в уставном (складочном) капитале организации доли государственной или муниципальной собственности в размере не менее 25% влечет за собой необходимость соблюдения особой процедуры: заключение договора на проведение обязательного аудита по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Такое требование установлено ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Состав учредителей и доля принадлежащего каждому учредителю капитала организации могут также влиять и на определение круга аффилированных лиц. В бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта информация о сделках с такими лицами, так как в силу требований ст. 93 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Читайте так же:  Изменение учредителя и директора ооо

Аудитор устанавливает наличие соответствующих документов, соблюдение процедуры утверждения и государственной регистрации. Поскольку юридическое лицо считается созданным не с момента принятия учредителями решения о его создании, а с момента государственной регистрации, следует проверить наличие свидетельства о регистрации и перерегистрации, если в учредительные документы вносились изменения.

При аудите устава организации, необходимо иметь в виду, что устав должен содержать информацию об обособленных подразделениях. Данные бухгалтерского учета обособленных подразделений включаются в бухгалтерскую отчетность юридического лица. Необходимо проверить выполнение требований ст. 83 НК РФ о необходимости регистрации филиалов и представительств по местонахождению обособленных рабочих мест.

Аудит уставного капитала

Уставный капитал организации определяет размер имущества, которым организация отвечает перед своими кредиторами. Законодательство РФ устанавливает минимальный размер уставного капитала организации, который различается в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Необходимо сверить сумму уставного капитала, зафиксированную в учредительных документах, с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Необходимо также проверить все корреспонденции счета 80 «Уставной капитал» на соответствие с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, и с другими нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета.

В процессе проверки необходимо установить, все ли учредители в соответствии с законодательством своевременно и правильно вносили свои вклады в уставный капитал.

В соответствии со п. 1 ст. 34 Закона об АО акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента регистрации.

При неполной оплате акций в течение установленного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом. В ином случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если оно в разумный срок не примет такое решение, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, могут предъявить в суд требование о ликвидации общества.

В бухгалтерской отчетности факт наличия задолженности за учредителями, как правило, отражается в соответствии с требованиями Плана счетов. Но нужно иметь в виду, что нарушение сроков формирования уставного капитала может привести к ликвидации общества.

Так, в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством РФ, является признаком, на основании которого аудитор может выразить сомнение в непрерывности деятельности.

*Указывается конкретный период проведения процедуры и ответственное за ее проведение лицо

Клиент (учредитель ООО) обратился в аудиторскую фирму для анализа целесообразности понесенных расходов бывшим директором

10.02.2011, 14:20

На форуме с: 20.03.2009
Сообщений: 25

10.02.2011, 15:02

На форуме с: 01.02.2008
Сообщений: 436

10.02.2011, 16:10

На форуме с: 27.09.2010
Сообщений: 3 881

10.02.2011, 19:23

На форуме с: 14.12.2006
Сообщений: 11 646

Аудиторское заключение по спецзаданию выдается.

ПСАД «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям», одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 20 октября 1999 г., протокол № 6.

На сайте Минфина размещено следующее:

ПЕРЕЧЕНЬ
правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации
от 6 февраля 2002 г. № 80
«О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»

Во исполнение Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

3. … Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности руководствоваться в своей деятельности правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

РЕШЕНИЕ
Совета по аудиторской деятельности при Минфине России
(протокол № 68 от 25 сентября 2008 г.)

Рекомендовать аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам руководствоваться в своей деятельности помимо федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации:

Наименование ПСАД Дата одобрения и № протокола заседания Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации
Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям 20 октября 1999 г., протокол № 6
Проверка прогнозной финансовой информации 20 августа 1999 г., протокол № 5
Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций 20 октября 1999 г., протокол № 6

Кто проводит аудиторскую проверку?

Перед тем как заказать аудиторскую проверку, компании важно знать, силами каких специалистов она будет проводиться.

Основной целью обязательной аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности компании. Помимо обязательного аудита собственники компании вправе инициировать и добровольный аудит. В последнем случае аудит проводится, как правило, по специальной программе, в которой раскрываются «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента.

Так, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,

иных кредитных и страховых организаций,

негосударственных пенсионных фондов,

организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %,

бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности

проводится только аудиторскими организациями (п.3 Закона №307-ФЗ).

Инициативный (добровольный) аудит может осуществляться на основе договора с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором.

Так, компания «РосКо» имеет членство в профессиональных организациях: СРО «Российский союз аудиторов» (Ассоциация), Палата Налоговых консультантов (Сертификат №78), НП «Партнерство РОО» (Российское общество оценщиков).

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Таковы требования части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.
Читайте так же:  Исключение из состава учредителей ооо

Это предусмотрено статьей 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Когда аудитор должен отказаться от проверки?

Законом определен ряд ограничений, при наличии которых аудиторские компании либо индивидуальные аудиторы должны отказаться от аудиторской проверки.

Например, нельзя проводить аудит, если:

руководители и работники аудиторской компании являются учредителями (участниками) проверяемой компании, ее руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом;

Видео (кликните для воспроизведения).

руководители и работники аудиторской компании являются близкими родственниками (родители, братья, сестры, дети), а также супругами, родителями и детьми супругов учредителей (участников) проверяемой компании, ее руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица;

проверяемая компания является учредителем аудиторской фирмы, дочерней фирмой аудиторской компании, проводящей аудит;

проверяемая и аудиторская компания имеют общих учредителей;

работники аудиторской компании в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, осуществляли ведение учета в проверяемой компании;

в иных случаях, определенных в п.8 Закона №№307-ФЗ.

Независимо от того, кто будет проводить аудит (индивидуальный аудитор либо аудиторская компания), необходимо рассчитать:

  • бюджет рабочего времени для каждого раздела аудиторской программы (временные затраты аудитора зависят от масштабов деятельности клиента, сложности аудита, опыта работы аудитора с данной аудируемой компанией, а также знания специфики ее деятельности);

общий срок работы группы специалистов либо индивидуального аудитора;

квалификационный уровень группы специалистов (для аудиторской компании);

количественный состав группы специалистов (для аудиторской компании).

При этом под навыками и профессиональной компетентностью подразумевается:

  • понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;

знание и понимание нормативных правовых актов РФ и профессиональных стандартов;

знания в области информационных технологий;

знание отраслей, в которых функционирует клиент;

способность формировать профессиональное суждение;

понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской компании (п.18 стандарта №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»).

Участники аудиторской группы должны понимать цели и задачи выполняемого ими задания по аудиту.

На какие критерии ориентироваться компании при выборе аудитора?

При выборе аудитора нужно обращать внимание на следующие критерии:

  • опыт работы на рынке аудиторский услуг;
  • проверка компаний с близким клиентом бизнесом.

Аудиторы компании должны быть знакомы со спецификой клиента, в отношении которого проводится проверка.

Репутация компании «РосКо» подтверждена благодарственными письмами клиентом и высоким рейтинговым индексом.

Компания «РосКо» — Лауреат Всероссийской премии «Национальная марка качества», Деловой Клуб Шанхайской Организации Сотрудничества (ДК ШОС) заключил соглашение о консалтинговом сотрудничестве с компанией «РосКо». Компания «РосКо» вошла в список «100 лучших предприятий и организаций России», включена в реестр «Надежных предприятий города Москвы» (Сертификаты №000.111 от 27.09.2012 г., №000.111 от 26.10.2010 г.), а также в реестр Бизнес-партнеров МФЭС (Межрегиональный финансово-экономический союз) (Свидетельство №0424).

Программа аудита уставного капитала организации

Процедуру аудита уставного капитала организации обычно проводят в три этапа:

— аудит учредительных документов;

— аудит формирования уставного капитала;

— аудит расчетов с учредителями.

Примерная программа аудита уставного капитала организации приведена в таблице.

Таблица. Примерная программа внутреннего аудита уставного капитала

Перечень аудиторских процедур

Аудит учредительных документов

Проверка учредительных документов

Копии учредительных документов

Проверка наличия разрешительных документов на право заниматься определенными видами деятельности

Копии разрешений, лицензии и т.п.

Прослеживание отражения величины уставного капитала, долей, распределенных согласно учредительным документам

Копии учредительных документов, регистры бухгалтерского учета, баланс

Сопоставление учредительных документов, решений акционеров, собственников, руководства экономического субъекта с данными бухгалтерского учета по отражению видов деятельности

Копии учредительных документов и решений, регистры бухгалтерского учета

Проверка документов, подтверждающих права собственности учредителей на имущество, вносимое в качестве вклада в уставный капитал

Договоры купли­-продажи, патенты, авторские свидетельства, платежные документы, нотариальные документы

Проверка регистрации изменений учредительных документов

Копии документов о регистрации и перерегистрации учредительных документов

Аудит формирования уставного капитала

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал

Приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета

Проверка пополнения уставного капитала по учредителям и по срокам

Копии учредительных документов, данные о хозяйственных операциях

Проверка величины задолженности по вкладам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров

Регистры бухгалтерского учета, баланс

Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал материальных ценностей, объектов недвижимости, прав и т.д. в качестве вкладов

Методики оценки, протоколы собраний учредителей

Проверка бухгалтерского оформления вносимых в качестве вклада в уставный капитал материальных ценностей, объектов недвижимости, прав и т.д.

Приказы, регистры бухгалтерского учета, рабочий план счетов

Проверка бухгалтерского оформления при увеличении уставного капитала

Приказы, акты, регистры бухгалтерского учета, баланс, протоколы, отчет об изменении капитала

Проверка бухгалтерского оформления при уменьшении уставного капитала

Приказы, акты, протоколы, регистры бухгалтерского учета, баланс, отчет об изменениях уставного капитала

Аудит расчетов с учредителями

Проверка отражения расчетов с учредителями по счету 75­1

Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс

Проверка отражения расчетов с учредителями по счету 75­2

Справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, документы

Проверка полноты и правильности расчета доходов, полученных учредителями

Расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы

Проверка организации учета и выплаты дивидендов

Решение совета директоров, решение годового собрания акционеров

Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал оборотных и внеоборотных активов

Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс

Проверка фактического выбытия оборотных и внеоборотных активов в результате расчетов с учредителями

Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс

Проверка расчетов при выбытии из состава учредителей

Протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств

При наличии в организации внутреннего аудитора соответствующую программу разрабатывает он, а утверждает — руководитель организации. При отсутствии внутреннего аудитора разработать такую программу может бухгалтерская или финансовая служба компании при участии юридического подразделения.

Читайте так же:  Как происходит реорганизация юридического лица

Как рассчитать трудозатраты специалиста, проводящего проверку?

Всем известна пословица «Бесплатный сыр только в мышеловке». Если аудиторская компания либо индивидуальный аудитор предлагает низкую стоимость проверки, то, значит соответственно, снижается количество времени на проведение проверки (ставка профессиональных аудиторов не может быть низкой) и в результате пострадает качество проведенной аудиторской проверки.

Этапы проведения проверки, дней

на территории аудируемой компании

ИТОГО трудозатрат: 20 дней х 8 часов = 160 чел/час

ООО должно провести обязательный аудит: какой порядок выбора и привлечения аудитора, сроки и порядок представления аудиторского заключения?

Ранее отчетность организации (ООО) не подлежала обязательному аудиту. Превышение объема выручки, установленного п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», будет допущено по итогам 2018 года. Каков порядок выбора и привлечения независимого аудитора? Каковы сроки и порядок представления аудиторского заключения?

Привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ)).

Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ), а также в иных федеральных законах. При этом законодательные нормы связывают необходимость проведения обязательного аудита с организационно-правовой формой организаций, видом деятельности организации, наличием определенных финансовых показателей, составлением организацией консолидированной отчетности*(1).

В частности, обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса организации по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ)*(2).

В рассматриваемом случае превышение показателей будет допущено в этом году. Тогда с учетом положений Закона N 307-ФЗ и разъяснений финансового ведомства получается, что обязательному аудиту подлежит отчетность организации за 2019 год.

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а нормами НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).

В ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) закреплена обязанность экономического субъекта представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:

вместе с такой отчетностью либо

не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Отметим также, что в соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 307-ФЗ сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ) заказчиком аудита с указанием в сообщении сведений, перечисленных в этой норме.

Сведения об обязательном аудите в ЕФРСФДЮЛ нужно внести не позже трех рабочих дней с даты аудиторского заключения (абзац 2 п. 9 ст. 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)*(6).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— Энциклопедия решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Информацию о том, в каких случаях должен проводиться обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, ежегодно публикует Минфин России:

за 2016 год — в информации Минфина России от 10.01.2017;

за 2017 год — в информации Минфина России от 12.01.2018.

За 2018 года пока нет информации от финансового ведомства.

*(2) Обращаем Ваше внимание, что решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит (п. 8 Информационного сообщения Минфина России от 09.11.2009 N 3). При этом, исходя из буквального прочтения данной нормы, критерием для проведения обязательного аудита является сумма активов баланса без какого-либо уменьшения. То есть сумма активов бухгалтерского баланса будет равна сумме оборотных и внеоборотных активов. В форме бухгалтерского баланса сумма активов организации отражается по строке 1600 «Баланс».

*(4) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Аудитор ООО.

*(5) Отметим, что в постановлении Третьего ААС от 06.02.2018 N 03АП-7648/17 судьи пришли к выводу, что утверждение годовой отчетности ООО в отсутствие аудиторского заключения является существенным нарушением порядка организации общего собрания участников.

Результаты общего собрания участников могут оспариваться участником, если, по его мнению, отсутствие аудиторского заключения финансовой отчетности общества вызвало нарушение его прав и интересов или причинение ему убытков, наступление иных неблагоприятных последствий (смотрите также п. 108 постановления Пленума ВС Российской Федерации от 23.06.2015 N 25). Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 27.05.2011 N ВАС-6214/11 по делу N А46-20739/2009 (смотрите также постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2018 N Ф02-834/18 по делу N А33-6761/2017).

Видео (кликните для воспроизведения).

*(6) Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Есть ли обязанность сообщать результаты аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и какая ответственность предусмотрена за нарушение этой обязанности (проведение аудита для ООО является обязательным в силу того, что сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн. руб.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)

Источники

Аудиторская проверка учредителем
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here