Аудиторы в ходе планирования аудиторской проверки установили

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Аудиторы в ходе планирования аудиторской проверки установили". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

«Планирование аудиторской проверки»

106. В программе аудита приводится:
набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку

107. В силу ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, имеет место определенный:
Риск средств контроля

108. Вправе ли аудитор обсуждать с руководством клиента отдельные разделы общего плана аудита и некоторые аудиторские процедуры:
на усмотрение руководства аудиторской фирмы

109. Если аудитор приходит к выводу о том, что выявленные искажения могут оказаться существенными, ему необходимо:
снизить аудиторский риск посредством проведения дополнительных аудиторских процедур

110. Если пропуск или искажение информации об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях может повлиять на экономические решения пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, такая информация считается:
существенной

111. Какой показатель из ниже перечисленных не используется для определения уровня существенности:
среднесписочная численность

112. Когда принимается во внимание уровень существенности в соответствии с ПСАД «Существенность и аудиторский риск»:
на этапе планирования при определении затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур

113. Конечной целью анализа рисков является оценка:
риска необнаружения

114. Кто подготавливает план аудита?
аудитор, осуществляющий проверку

115. Могут ли меняться в ходе выполнения аудита общий план и программа аудита?
да

116. На каком этапе аудитор должен дать оценку «внутрихозяйственному риску» проверяемого экономического субъекта:
на этапе планирования аудиторской проверки

117. Необходимость и порядок привлечения экспертов определяются:
в обоих документах

118. Определите из нижеприведенных данных показатели, которые включаются в общий план аудита:
состав аудиторской группы

119. Определите один из основных методов получения знаний о деятельности экономического субъекта:
знакомство с организацией системы внутреннего контроля

120. Определите одно из основных мероприятий, проводимых в ходе аудита:
планирование аудита

Аудиторы в ходе планирования аудиторской проверки установили

46. В сложной ситуации, возникшей в ходе аудиторской проверки, аудитор при формировании своего мнения, исходил только из письменного разъяснения, полученного от руководства проверяемого экономического субъекта. Правильно ли это?
при формировании своего мнения аудитор не должен опираться только на такие разъяснения, не располагая результатами других аудиторских процедур

47. В случае, если аудиторская фирма оценивает внутрихозяйственный риск и риск средств контроля как высокие риски, то рекомендуемый уровень риска необнаружения, который можно допустить, будет:
наинизший

48. В случае, если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства по которым аудиторской фирме не разрешено проводить проверку данного экономического субъекта, то:
договор на проведение аудиторской проверки подлежит расторжению (поручение отзывается)

49. В текст письма аудиторская организация может дополнительно включать:
условия оплаты аудита

50. В ходе аудиторской проверки аудитор обнаружил, что в отчетности неполно отражено имущество экономического субъекта. Каким образом должен классифицировать этот факт аудитор?
в зависимости от обстоятельств, преднамеренности или непреднамеренности действии бухгалтера или руководителя

51. В ходе аудиторской проверки аудитор определил аудиторский риск на уровне 5% (0,05); риск, связанный со спецификой деятельности экономического субъекта (внутренний риск, чистый риск) 0,9; риск неэффективности внутреннего контроля (контрольный риск) 0,5. На каком уровне следует аудитору установить риск неэффективности выбранных им процедур проверки (риск не обнаружения)?
0,11 (11%)

52. В ходе общения с руководством экономического субъекта до начала проверки обсуждаются вопросы:
существенные условия предстоящего договора

53. В ходе проведения аудиторской проверки аудитор установил ошибки в учете, сделанные в прошлом году в бухгалтерском учете. В какой отчетный период аудитор должен предложить организации внести исправления в бухгалтерском учете?
в отчетности, составленной за отчетный период, в котором была обнаружена ошибка

54. В штате аудиторской организации с сентября 2003 года должно состоять:
не менее пяти аудиторов

55. Влияет ли на форму и содержание рабочих документов аудита такой фактор, как характер и сложность деятельности аудируемого лица?
да

56. Внутренний аудит может осуществляться:
ревизионной комиссией (ревизорами), а также привлекаемыми для целей внутреннего аудита сторонними организациями и (или) внешними аудиторами

57. Всегда ли следует определять в договоре на оказание аудиторских услуг оформление аудиторского заключения:
итоговая форма представления информации зависит от цели аудиторской проверки

58. Выберите верное утверждение из ниже приведенных:
организация бухгалтерского учета и контроля оказывает влияние на риск контроля

59. Выберите мероприятия, которые отражаются в плане аудиторской проверки и позволяют организовать контроль качества проводимого аудита:
разработка тестов для оценки качества аудита
распределение аудиторов по конкретным участкам аудита

60. Выберите одну из целей, достигаемых средствами внутреннего контроля организации.
доступ к активам возможен только с разрешения руководителей

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита.

При разработке общей стратегии аудита аудитор должен:

выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;

подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера необходимого информационного взаимодействия;

проанализировать факторы, которые в соответствии с суждением аудитора являются значимыми для определения направления деятельности аудиторской группы;

Читайте так же:  Акт по результатам аудиторских проверок госсектор

изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию;

установить характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита.

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Аудиторы в ходе планирования аудиторской проверки установили

76. Если аудитору при защите интересов клиента в налоговых или судебных органах стали известны факты о нарушении закона клиентом, аудитор обязан:
отказаться от защиты интересов клиента

77. Если пропуск или искажение информации об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности, такая информация считается:
существенной

78. Задача аудитора:
проверить бухгалтерскую отчетность и выразить мнение о ее достоверности

79. Значение уровня существенности в ходе проверки:
можно корректировать

80. Из какого источника аудитор может получить знания о деятельности проверяемого субъекта:
все указанные источники

81. Из ниже перечисленных данных определите обстоятельство, наступление которого ставит под угрозу независимость аудиторской организации и ограничивает возможности привлечения специалистов к работе в качестве аудитора:
аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывающими в течение трех лет непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета

82. Из ниже перечисленных данных определите, что изучается внешними аудиторами в процесс планирования аудиторской проверки для оценки работы, службы внутреннего аудита:
организационный статус службы внутреннего аудита

83. Из ниже перечисленных данных установите цель осуществления процесса планирования аудита:
разработка общей стратегии и детального подхода к аудиторской проверке

84. Из ниже перечисленных функций определите функцию службы внутреннего аудита:
проверка наличия, состояния, правильности оценки активов, эффективности использования всех видов ресурсов

85. Из ниже приведенного перечня данных определите информацию, которая может быть включена в текст договора на оказание аудиторских услуг в соответствии с пожеланиями сторон по договору:
уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемых при проведении аудита

86. Из нижеприведенных данных определите одно из основных мероприятий, проводимых в ходе аудита:
планирование аудита

87. Из приведенного ниже перечня выберите факторы, связанные с искажениями в результате недобросовестного составления отчетности, и относящиеся к особенностям руководства аудируемого лица:
большая текучесть кадров среди руководящих работников
необоснованные требования к аудитору

88. Из приведенного ниже перечня выберите факторы, связанные с искажениями в результате незаконного присвоения активов:
отсутствие соответствующей системы авторизации руководством аудируемого лица хозяйственных операций

89. Из приведенного ниже перечня выберите факторы, способствующие увеличению объема выборки при проверках по существу:
увеличение аудиторской оценки неотъемлемого риска
увеличение значения ошибки, которую аудитор предполагает выявить в генеральной совокупности

90. Из приведенного ниже перечня выберите факторы, способствующие увеличению объема выборки при тестировании средств контроля:
увеличение необходимой степени доверия аудитора
увеличение степени, в которой аудитор намеревается полагаться на систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).
Читайте так же:  Доля привилегированных акций не должна превышать

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).
Читайте так же:  При закрытии ооо имущество переходит к учредителю

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

Видео (кликните для воспроизведения).

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Планирование аудиторской проверки по МСА

МСА 300 Планирование аудита

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Пример планирования аудиторской проверки из практики

Аудиторская фирма заключила договор на проведение аудита с оптово-розничной организацией. При разработке общего плана и программы аудита старший аудитор решил сократить объем аудиторских процедур, мотивируя свои действия следующими фактами:

а. высокая квалификация аудиторов;

б. однотипность и массовость товарных операций;

в. простота учетной политики клиента.

Определите правомерность действий аудитора и дайте им оценку.

Планирование аудиторского задания является непрерывным процессом. Предварительное планирование должно обеспечить уверенность в том, что аудитор рассмотрел разные события и обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на возможности выполнения аудита, таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. По результатам предварительного планирования разрабатывается общая стратегия аудита, помогающая аудитору определить характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения всех условий аудиторского задания.

После принятия стратегии аудита разрабатывается тактика проверки в виде детального плана (программы). В соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», планирование аудиторской проверки позволяет:

— обозначить наиболее важные области аудита;

— эффективно распределить объем работ среди аудиторов;

— определить размеры субъекта, сложность аудиторской проверки;

— приобрести знания о бизнесе клиента;

— обозначить существенные события, операции, влияющие на финансовую отчетность.

Форма и содержание плана аудита может изменяться в зависимости от размеров бизнеса экономического субъекта; сложности аудиторской проверки; конкретных методик и технологий, применяемых аудитором в процессе аудита. Аудитор может обсудить элементы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством клиента в целях координации своих действий с работой персонала клиента для обеспечения эффективности проверки. Однако за аудитором сохраняется ответственность за план и программу аудита.

Задачи по аудиту с решениями

В этом разделе вы найдете решенные задачи по аудиту. Другие примеры в разделе: Готовые контрольные по аудиту.

Процесс планирования аудита по МСА

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

Читайте так же:  Реорганизация юридического лица в англии

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

— понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;

— проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;

— тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Элементы планирования аудита по МСА

Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в МСА 300:

– выработка общей стратегии проверки;

– составление плана аудита;

– внесение изменений в план в ходе проверки;

– осуществление руководства, контроля и надзора;

– документирование действий, связанных с вышеперечисленными аспектами.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:

– согласно МСА 220 провести процедуры, касающиеся продолжения работы с клиентом и специфики аудиторского задания, и оценить соблюдение этических требований;

– обеспечить понимание условий задания в соответствии с МСА 210.

Данные установки МСА 300, в частности, означают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита.

Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита.

Разработка общей стратегии планирования аудита по МСА

В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования и проводится следующая работа:

1. Определяются характеристики задания, влияющие на его объем: применяемые основы финансовой отчетности, специфические отраслевые требования, наличие обособленных подразделений и др.

2. Устанавливаются требования к отчетности по результатам выполнения задания, включающие сроки окончания проверки, промежуточного и окончательного отчетов, даты сообщения информации по результатам аудита представителям руководства клиента.

3. Рассматриваются важные факторы, которые могут оказать влияние на направление действий аудиторской группы. Среди этих факторов – уровень существенности, выявление участков, наиболее подверженных риску возникновения существенных искажений, предварительная оценка эффективности внутреннего контроля аудируемой организации, определение значительных специфических особенностей деятельности предприятия и его отчетности. Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:

– кадровый потенциал и его распределение по направлениям, этапам проверки – учитывается наличие специалистов, имеющих опыт работы с данным клиентом; способных справиться с повышенными областями риска, отвечающих требованиям, предъявляемым к экспертам, для решения сложных вопросов; определяется очередность привлечения данных специалистов на начальном, промежуточном и заключительном этапах аудита;

– руководство кадрами – планируется инструктаж персонала, обсуждение вопросов с членами аудиторской группы, текущий очный и заочный контроль проведения проверки и обзорная проверка качества выполнения задания.

При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия.

Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

Цель планирования аудита по МСА

Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, о чем будет сказано ниже.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

– размера проверяемого субъекта;

– сложности предстоящей проверки;

– опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

– знания бизнеса клиента.

Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке.

Состав плана аудита по МСА

План должен содержать:

– детальную информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений в соответствии с МСА 315;

Читайте так же:  Бизнес план по открытию химчистки авто

– подробную информацию о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур в отношении каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в отчетности в соответствии с МСА 330;

– перечень других процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы проведенный аудит соответствовал МСА.

В приложении к МСА 300 перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:

– применяемые основы финансовой отчетности, подлежащей аудиту;

– отраслевые особенности составления финансовой отчетности;

– планируемый объем аудита, рассчитанный с учетом работы с обособленными подразделениями;

– характер контроля, осуществляемого головной организацией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;

– использование работы других аудиторов при проведении аудита обособленных подразделений;

– характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;

– валюта представления финансовой отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;

– необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;

– наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

– использование аудируемым лицом услуг специализированных обслуживающих организаций, а также способ, каким аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;

– возможность использования доказательств, полученных в ходе предыдущих проверок;

– влияние информационных систем на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;

– соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой отчетности;

– обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с персоналом аудиторской фирмы, ответственным за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;

– возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

Внесение изменений в план в ходе проверки. Как уже говорилось, планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их.

Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в МСА 220.

Примеры решений задач по аудиту

Задача 1. Найти уровень существенности. Исходные данные:
Бухгалтерский баланс НАО «Альянс» на 01 января 201х г., тыс. руб.
Отчет о финансовых результатах НАО «Альянс» за период с 01 января 201х г. по 01 января 201х г., тыс. руб.
(таблицы в файле решения)

Задача 2. Укажите, к какой основной процедуре сбора аудиторских доказательств относятся следующие аудиторские процедуры:
1) проверка правильности расчетов с учредителями;
2) проверка документов на полноту и качество заполнения;
3) опрос работников склада;
4) проверка достаточности аналитического учета по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
5) проверка правильности стоимостной оценки материалов;
6) наблюдение за процессом оприходования товара на склад.
Сделайте необходимые пояснения.

Задача 3. Надежность аудиторских доказательств зависит от источника и формы их представления. Набор имеющихся в распоряжении аудиторов доказательств представлен в таблице:
Проставьте по 5-балльной шкале приоритеты в приведенном наборе аудиторских доказательств, призванных подтвердить факт, что производственное помещение является собственностью аудируемого лица. Оценка в 1 балл — самый высший приоритет (самое надежное доказательство), оценка в 5 баллов — низший приоритет (наименее надежное доказательство).

Задача 4. Аудиторы в ходе планирования аудиторской проверки установили значение общего уровня существенности в сумме 500 тыс. руб.
Определите частные уровни существенности выделенных для аудиторской проверки статей бухгалтерского баланса (составляющих свыше 1% от итога баланса), представленного аудиторской организации для проверки и подтверждения достоверности.

Задача 5. По результатам проверки финансовой отчетности организации за прошедший год аудитор не получил причитающееся ему аудиторское вознаграждение, на основании заключенного договора. Руководитель проверяемого экономического субъекта обещал выплатить данное вознаграждение в двойном размере после проверки аудитором финансовой отчетности за отчетный год и выдачи им по результатам проверки безоговорочно положительного заключения.
Как должен поступить аудитор в данной ситуации, чтобы не нарушить основные положения принципа независимости, определенные в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности»? Имеет ли право аудитор в данной ситуации не возвращать аудируемому лицу первичную документацию и регистры учета, а также аудиторское заключение, аргументируя свои действия задержкой выплаты вознаграждения?

Задача 6. ОАО «Колос» отказалось предоставлять документы для аудиторской проверки, мотивируя этот тем, что сумма активов баланса и сумма выручки на конец предшествующего года не превышают установленную величину.
Назовите нормативные акты, регламентирующие данную ситуацию. Назовите критерии проведения обязательного аудита.

Видео (кликните для воспроизведения).

Задача 7. Фирма «Север+» подала в суд на аудиторскую фирму и доказала факт утечки информации, представляющей коммерческую тайну, во время проведения аудита по инициативе руководства организации.
Определите нарушенную этическую норму и взыскание.

Источники

Аудиторы в ходе планирования аудиторской проверки установили
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here