Чем отличается налоговая проверка от налогового аудита

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Чем отличается налоговая проверка от налогового аудита". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Что дает аудит налогообложения и как он проводится

Профессиональный налоговый аудит и экспертиза дают возможность избежать проблем с налоговым законодательством, оптимизировать базу налогообложения и обеспечить эффективную деятельность фирмы.

Рассчитать стоимость проведение аудита можно предварительно и бесплатно, всего за 5 шагов.

Чтобы правильно подготовиться к налоговой проверке, привести в порядок документацию, провести инструктаж специалистов и учесть другие нюансы, можно воспользоваться консалтинговой помощью.

Хотите исключить риск санкций, подготовиться к налоговым проверкам, оптимизировать расходную часть и даже рассчитывать на льготы? Бухгалтерское и налоговое консультирование — оптимальное решение.

Сопровождение налоговых проверок на досудебной и судебной стадиях — эффективный способ защитить интересы фирмы при оспаривании решений налоговых органов.

Точность, надежность, своевременность — очевидные преимущества проведения аудиторской проверки независимой консалтинговой компанией.

Аудит со стороны налоговых органов — не самый приятный момент в жизни компании. Но есть способ подготовиться к нему и избежать штрафов — провести независимую внутреннюю проверку. Заранее выявить все неточности в документах и исправить их до прихода инспекторов поможет добровольный налоговый аудит.

Налоговый аудит предприятия: что это и зачем он нужен

Налоговый аудит — это проверка финансовой документации на предмет ее соответствия налоговому законодательству. Компания-поставщик или частный аудитор осуществляет мониторинг начисления и уплаты налогов, занимается составлением и ведением необходимой отчетности, дает оценку рисков и консультации по вопросам налогообложения. Цель услуги — оградить клиента от потенциальных штрафов и прочих санкций за нарушение законодательства в данной сфере, а также исключить возможность переплат. Специалисты, осуществляющие аудит налогообложения, проверяют бухгалтерскую отчетность и выявляют в ней какие-либо неточности, которые противоречат закону. Эти неточности могут возникнуть не только по причине недостаточного профессионализма бухгалтеров, но и из-за частых изменений в законодательстве.

Услуга аудита налоговых обязательств пользуется наибольшим спросом у крупных компаний, ведущих бизнес в смежных или разных сферах, где большой объем документооборота ведет к возникновению ошибок. Также в налоговом аудите нуждаются компании, имеющие холдинговую или иную многоуровневую структуру. Эта услуга популярна и среди фирм с разветвленной сетью филиалов. Средний и малый бизнес также пользуются налоговым аудитом с целью оптимизации системы отчислений.

Налоговый аудит важно проводить вовремя. Приведение отчетности в порядок непосредственно перед обязательным налоговым аудитом может избавить от многих проблем. А вернуть переплаченные деньги можно не позднее, чем через три года после уплаты, поэтому своевременность услуги определяет ее эффективность. Кроме этих случаев, аудит налогообложения имеет смысл проводить при смене главного бухгалтера или специалиста, ответственного за составление деклараций и осуществление платежей.

Инициативный налоговый аудит предприятия — услуга необязательная и проводится всегда по инициативе клиента (не освобождает от проверок должностными лицами). Но для крупных компаний она зачастую оказывается необходимой, поскольку может значительно снизить затраты. Примеры экономии для организации мы приведем далее.

Результаты аудита налогообложения

Сказать конкретно, сколько денег может сэкономить налоговый аудит для предприятия, нельзя, поскольку ошибки в отчетности бывают разные. Но несколько примеров результативного аудита налогообложения прибыли могут показать общую картину.

Крупный поставщик сырья (полезных ископаемых) решил оспорить налоговую проверку, в результате которой его обязали доплатить более 10-ти млн рублей. Налоговая инспекция требовала доначислений в связи с претензиями к подрядчику клиента, с которыми он был не согласен и по этой причине обратился к компании-аудитору (КСК групп). В результате оспаривания проверки клиенту удалось сохранить 10 млн, а также ему были возмещены судебные расходы в размере 300 тыс. рублей. Аудит правильности налогообложения обошелся в 950 тыс., ROI оценивается в 985%.

При этом аудит налогообложения может не только сохранить средства, но и вернуть их.

Компания-производитель мебели, поставляющая 40% своей продукции за границу, имеет право вернуть НДС из бюджета. Однако реализовать это право не удалось. Клиент обратился за помощью в аудиторскую компанию. Было инициировано судебное разбирательство, в результате которого было возвращено 6 млн рублей, а также отлажена процедура возврата НДС.

Важная задача аудита налогообложения малого бизнеса — оптимизация затрат.

Эта задача была выполнена компанией-аудитором для крупного технопарка. В результате проверки распределения НДС между несколькими видами деятельности клиента была выявлена переплата более 30-ти млн за три года. Компания предложила другую структуру распределения, тем самым избавила клиента от лишних расходов.

Из приведенных примеров видно, что аудит налогообложения — выгодная услуга, в большинстве случаев она окупается сразу же после оказания. Но для наибольшей эффективности необходимо выбирать тот вид налогового аудита, который подходит компании в данной сложившейся ситуации и учитывает специфику бизнеса.

Виды налогового аудита

Традиционно налоговый аудит разделяется на три вида: комплексный, тематический и структурный. Комплексный аудит — это проверка всей налоговой отчетности за год, а тематический — проверка какой-либо определенной налоговой отчетности за выбранный период. Структурный аудит проверяет декларации по отдельным налогам, которые клиент платит по месту нахождения подразделений компании.

Комплексный аудит

требует больших затрат времени со стороны компании-поставщика и больших финансовых затрат со стороны клиента. Кроме того, при такой масштабной проверке могут быть пропущены какие-либо мелочи в документах, которые могут оказаться как незначительными, так и определяющими. В то же время комплексный аудит больше подходит клиенту в преддверии плановой проверки налоговой инспекции. Также он позволяет выявить тенденции затрат и разработать систему их оптимизации.

Читайте так же:  Как узнать когда выплачиваются дивиденды по акциям

Тематический аудит

— верный выбор для тех клиентов, которые сами представляют, какая именно область в бизнесе проблемная и чему стоит уделить большее внимание. Тематический аудит позволяет углубиться в детали отчетности, найти слабые места. Обычно он проводится несколько оперативнее, чем комплексный, в чем тоже заключается его плюс.

Структурный аудит

лучше других подходит для предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет охватить всю систему налогообложения предприятия, сравнить налоговую нагрузку на подразделения и сбалансировать ее.

Отдельно выделяют такой вид услуги, как экспресс-аудит

. Этот вид аудита в каком-то смысле объединяет в себе комплексный и тематический. Экспресс-аудит — это экспертиза всей налоговой отчетности в сжатые сроки. Этой услугой пользуются в том случае, когда не хватает времени и средств на комплексный аудит, а тематического оказывается недостаточно, поскольку нужно проанализировать большой объем информации. Кроме того, экспресс-аудит налоговых рисков оказывается незаменимым в том случае, если компания-клиент желает приобрести какую-либо другую компанию или ее часть. В этом случае оцениваются либо все налоговые риски, либо риски по какому-то конкретному направлению деятельности компании, выставленной на продажу.

Методика проведения аудита

Аудит налоговых обязательств разделяется на два этапа — предварительная оценка действующей системы налогообложения и проверка правильности налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Эти этапы включают в себя несколько видов работ.

Предварительная оценка действующей системы налогообложения

В рамках первого этапа аудиторы осуществляют:

  • выявление факторов, имеющих влияние на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления платежей;
  • правовую экспертизу внутренней структуры компании;
  • диагностику документооборота и деятельности отделов, ответственных за платежи;
  • расчет налоговых показателей компании.

В результате этой работы специалисты могут понять специфику бизнеса и оценить возможные нарушения законодательства, наметить проблемные зоны. Чтобы сказать, сколько времени понадобится для выполнения этих задач, аудитору нужно 1–1,5 часа на оценку. Сроки будут зависеть от размера компании и объема документооборота.

Проверка правильности налоговых отчислений

Этот этап предполагает под собой анализ налоговых деклараций по НДС, деклараций по налогам на прибыль, справок по авансовым платежам, налоговый аудит по НДФЛ и прочее. Обычно эта процедура занимает не более 5-ти дней на один налог, но при многоуровневой или разветвленной системе бизнеса сроки могут быть больше. По результатам этого этапа делаются выводы о структуре налогообложения, исправляются системные недочеты, предлагаются варианты оптимизации.

Особенности аудита налогообложения

Аудит правильности налогообложения практически на всех предприятиях выполняется по вышеизложенной схеме. Но в зависимости от специфики бизнеса он может иметь некоторые особенности.

Так, добыча полезных ископаемых на территории РФ облагается многими налогами, размеры и процедура уплаты которых различаются в зависимости от ресурса (нефть, металлы, минералы и прочее). Обычно ошибки в уплате НДПИ связаны с адвалорными и специфическими ставками.

Нарушения в уплате налога на прибыль обычно возникают из-за неправильно составленной налоговой базы, неверного использования налоговых льгот или просто математических неточностей. А ошибки в начислении НДС обычно связаны с применением этого налога к вычету, тем же способом строятся и схемы по уклонению от уплаты.

Ошибки в имущественных платежах чаще всего возникают в связи с неправильно составленными договорами аренды. Аудиторы проверяют их юридическую точность, выявляя недочеты как со стороны клиента, так и со стороны контрагента.

Налоговая правовая база актуализируется очень часто, кроме того, меняется и толкование действующих законов. При такой конъюнктуре налоговый аудит — это хороший способ избежать санкций, которые в некоторых случаях могут не ограничиваться денежными штрафами. Кроме того, аудит правильности налогообложения может избавить компанию не только от существующих переплат, но и предотвратить риск их возникновения в будущем.

Кто проводит налоговый аудит?

В большом разнообразии компаний и частных лиц, предоставляющих услуги налогового аудита, легко запутаться. Как правило, определяющими факторами в выборе являются цена услуги и сроки реализации. Но тот, кто способен провести качественный налоговый аудит, должен соответствовать следующим требованиям: достаточно длительный опыт работы и наличие успешно реализованных кейсов, умение оперативно устранять выявленные несоответствия, знание актуального законодательства и владение информацией о судебной практике (ситуации и решения). Всем этим требованиям соответствует, например, компания КСК групп, которая предоставляет услуги обязательного, инициативного, а также экспресс-аудита, бухгалтерского и налогового консалтинга, осуществляет международное налоговое планирование и подготавливает клиента к налоговым проверкам. В рейтинге RAEX («Эксперт РА») за 2015 год КСК групп заняла третье место в области налогового консалтинга, что также подтверждает высокий уровень качества предоставляемых услуг. Экономьте свое время и деньги — обращайтесь к профессионалам.

Коротко о важном

ФНС России в письме от № /[email protected] привела развернутую позицию по отдельным вопросам налогового контроля. В частности, налоговое ведомство отметило, что целью налоговой проверки является не подтверждение налоговой отчетности лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, а контроль за соблюдением налогоплательщиком или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В этом состоит концептуальное различие налогового контроля от аудиторской проверки (аудита), которая согласно ст. 1 Федерального закона от № «Об аудиторской деятельности» заключается в независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Порядок проведения налогового аудита в компании

Структура и порядок представления аудиторских заключений

Форма, содержание и иные требования к аудиторскому заключению изложены в МСА и статье 6 закона от 30.12.2008 года № 307-ФЗ. Согласно законодательству заключение должно содержать:

  • наименование;
  • указание адресата;
  • информацию о проверяемой организации;
  • сведения об аудиторе;
  • перечень отчетов, в отношении которых проводился анализ;
  • мероприятия, проведенные аудитором;
  • мнение аудитора;
  • дата.

К заключению прилагается финансовая отчетность. Все документы сшиваются, нумеруются и опечатываются печатью аудитора. Количество экземпляров заранее согласовывается с заказчиком.

Читайте так же:  Привлечь к субсидиарной ответственности учредителя ооо

Отчет аудитора бывает нескольких видов:

  • безоговорочно положительный;
  • модифицированный;
  • отрицательный.

В некоторых случаях возможен отказ аудитора от выражения мнения.

Безоговорочно положительное аудиторское заключение

Не модифицированный отчет аудитор выдает в случае, если финансовая отчетность объективно составлена, содержит достоверную информацию о текущем положении дел на предприятии и соответствует всем требованиям закона.

Безоговорочно положительное мнение не может быть выражено, если существуют обстоятельства, оказывающие влияние не достоверность отчетности.

Модифицированное аудиторское заключение

Модифицированный отчет представляется в случаях, если возникли факторы, влияющие на мнение проверяющего. К таким фактором относятся:

  • ограничение объема проверки;
  • разногласия с руководством проверяемой организации.

Отчет с оговоркой представляется если влияние факторов не настолько существенно, чтобы отказаться от выражения мнения или написать отрицательные выводы.

Отрицательное аудиторское заключение

Отрицательное аудиторское мнение выражается, если невозможно представить модифицированный отчет, а оговорка не может в полной мере раскрыть недостоверность отчетности.

Проведение внешнего аудита помогает предприятию получить объективное мнение о положении дел. Компания «Аудиторка» проводит проверки достоверности отчетности на протяжении 17 лет. Преимуществами фирмы являются:

  • гарантии качества;
  • комплексное проведение проверки;
  • срочная подготовка документов.

Кто подпадает под обязательный аудит

Итоги

Налоговый аудит имеет целью проверку правильности исчисления налоговых платежей. Он проводится либо аудиторами в обязательном или добровольном для налогоплательщика порядке, либо плательщиком налогов самостоятельно. Наиболее сложным для такого контроля является налог на прибыль, данные для расчета которого берутся из системы особых налоговых регистров.

Отличие аудита от других видов контроля

Признаки Аудит Ревизия Налоговая проверка Судебно–бухгалтерская экспертиза
Право Гражданское право на основе договоров Административное право на основе законов и инструкций Налоговое, уголовное право на основе законов и инструкций Уголовное право на основе законов и инструкций
Цели Проверка финансовой отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности Выявление и оценка недостатков, нарушений, злоупотреблений, с целью их устранения и наказания виновных Определение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской отчетности, на- логовых деклараций, первичных документов с целью обоснования исковых требований, поданных в следственные или судебные органы
Задачи Устанавливаются заказчиком при заключении договора Определяются органом, назначившим ревизию Налоговая проверка организаций проводится на основании решения руководителя налогового органа Судебно–бухгалтерская экспертиза организации проводится на основании постановления следователя или суда для сбора доказательств нарушений законодательства
Объект Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Устанавливается органом, назначающим проверку Расчеты с бюджетом Исследование конкретных фактов, определенных правоохранительными органами
Достаточность Принцип разумной уверенности Принцип максимально возможной точности в выявление виновных лиц и размера ущерба Принцип максимально возможной законности и выявление налоговых правонарушений Принцип максимально возможной точности и законности и выявление нарушений законодательства
Методы Идентичны, но используются в различных пропорциях, исходя из конкретно поставленных целей и задач Имеются ограничения в части используемых методов проверки (нельзя проводить инвентаризации, получать информацию от 3-их лиц, привлекать экспертов и др.)
Управление Связи горизонтальные, добровольные Связи вертикальные
Оплата труда Заказчик услуг или орган, нуждающийся в подтверждении достоверности отчетности Государственный орган Оплата производится за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты Сложившейся на рынке аудиторских услуг
Результат Аудиторское заключение Акт ревизии Акт налоговой проверки Заключение эксперта-бухгалтера

Рассмотрим более подробно отличия аудита от ревизии.

Ревизия – проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей, уполномоченными на это органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей.

аудит – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;

ревизия – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

аудит – предпринимательская деятельность;

ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений:

аудит – добровольное осуществление на основе договоров;

ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

4. Управленческие связи:

аудит – горизонтальные связи, равноправные во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

ревизия – вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг:

аудит – платит клиент;

ревизия – платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические задачи:

аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;

ревизия – сохранение активов, пересечение и профилактика злоупотреблений.

аудит – аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;

ревизия – акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

Литература:Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит: Учебное пособие. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 544 с.

Знаков с пробелами — 52229. Печатных листов – 1,3.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10354 —

| 7641 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Отличие внутреннего аудита от внешнего

Деятельность предприятий подлежит проверкам со стороны контролирующих органов. Для успешного прохождения контрольных мероприятий организациям необходимо самостоятельно или с привлечением сторонних компаний анализировать свою работу. В первом случае анализ проводится штатными сотрудниками и называется внутренним аудитом, а во втором – внешним аудитом.

Читайте так же:  Дата регистрации предприятия

Основные различия

Между внутренним и внешним аудитом больше отличий, чем сходства. Оба вида проверки объединяют принципы анализа:

  • объективность;
  • независимость;
  • конфиденциальность информации;
  • добросовестность проверяющих;
  • компетентность.

К отличиям относятся:

  • подчиненность – внутренний проводится штатным сотрудником, внешний – независимым аудитором;
  • периодичность – внутренний осуществляется непрерывно, внешний – ежегодно или по инициативе руководства;
  • нормативная база – сотрудники компании руководствуются внутренними актами, сторонний проверяющий – нормами законодательства и международными стандартами аудита (МСА);
  • отчетность – при самостоятельной проверке выводы, сделанные аудитором, не имеют юридической силы и не представляются в контролирующие организации, сторонняя компания выдает официальное аудиторское заключение.

В аудиторском заключении содержится мнение проверяющего о соответствии бухучета и отчетности нормам закона.

Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности

Особую значимость при налоговом аудите приобретает проверка тех исходных данных, на основе которых формируется база для расчета каждого из налогов. При этом следует иметь в виду, что для большинства налогов данные для этой базы берутся из регистров бухгалтерского учета. Это обстоятельство требует контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью отражения нужных сведений в бухучете. Именно поэтому до начала налоговых расчетов бухгалтеру необходимо убедиться в том, что все документы приняты к бухучету и все необходимые бухгалтерские учетные операции, влияющие на исчисление соответствующего налога, выполнены, причем корректно.

Говорить об аудите именно налогового учета можно лишь в отношении начислений, требующих ведения специальных налоговых регистров, в которых будут собраны данные, формирующие налоговую базу. Это касается:

  • налогов, начисляемых от прибыли;
  • НДС;
  • налогов при УСН;
  • НДФЛ.

Аудит налоговой отчетности позволяет выявить правильность разнесения данных по строкам отчета, а также обнаружить возможные опечатки и арифметические ошибки.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

Видео (кликните для воспроизведения).

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит

Налоговый аудит (или аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам) — проверка правильности начисления, отражения в учете и отчетности, уплаты налогов, сборов и страховых взносов (п. 2.1 Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги…», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1).

Вышеупомянутая методика регламентирует проведение подобных проверок при аудиторском контроле, который может быть обязательным или добровольным для налогоплательщика. Аналогичные методы использует при проверке правильности расчета налоговых платежей налоговый орган. И такую же методику может применять налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий налоговый аудит перед направлением отчетности в ИФНС.

Для выполнения подобной проверки аудитору требуется специальное четко сформулированное задание (пп. 2.6, 2.7 Методики), поскольку закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ не относит ее к числу обязательных, упоминая о ней только в связи с прочими услугами, связанными с аудиторской деятельностью (п. 7 ст. 1). Вместе с тем с учетом важности правильного исчисления налогов этот раздел контроля имеет особую значимость для налогоплательщика. Благодаря ему удается не только выявить факт отсутствия ошибок в расчетах, но и своевременно внести исправления в отчетность, имеющую недочеты, а также получить рекомендации по оптимизации налоговых баз и предупреждения о возможных налоговых рисках.

В процессе налогового аудита (пп. 2.9-2.9.4 Методики):

  • ведущаяся налогоплательщиком деятельность и применяемая им система налогообложения анализируются с точки зрения значимости для целей исчисления налогов;
  • проверяются наличие и достоверность исходных данных, необходимых для налоговых расчетов;
  • оцениваются правильность используемой методики исчисления и обоснованность применения налоговых льгот;
  • проводятся дублирующие подсчеты налогов;
  • проверяются правильность применения форм налоговой отчетности и корректность внесения данных в них.

По итогам проверки аудиторы в заключении высказывают свое мнение по кругу вопросов, сформулированных в задании на налоговый аудит (пп. 2.7, 5.6 Методики).

Читайте так же:  Заключительным моментом государственной регистрации юридического лица является

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)

Сложность проведения аудита налога на прибыль обусловлена:

  • существованием особой учетной системы, предполагающей ведение большого количества специальных налоговых регистров, отличающихся от регистров бухучета;
  • наличием не только особых методик для внесения сведений в эти регистры, но и своих правил принятия объектов к учету, которые изначально могут приводить к существенным расхождениям между бухгалтерскими и налоговыми учетными данными;
  • необходимостью отражения в бухучете сумм налога, отвечающих расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом.

Последний момент требует выполнения аудита отложенных налоговых активов и обязательств, а также постоянных разниц, возникающих между двумя учетами.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Определение дефиниции «налоговый аудит». Отличия налогового аудита от налогового контроля и обязательного аудита.

Таким образом, актуальность налогового аудита обусловлена следующими факторами:

— сложной системой налогообложения;

— постоянно меняющимся налоговым законодательством;

— наличием большого количества спорных арбитражных дел по налоговым вопросам;

— недостаточной компетентностью руководителей и сотрудников бухгалтерских служб;

— стремлением организаций получить высококачественные аудиторские консультации по вопросам планирования налогообложения с целью облегчения налоговой нагрузки.

Читайте так же:  Сплошная аудиторская проверка

Действующее законодательство об аудиторской деятельности не выделяет налоговый аудит в качестве отдельного вида аудита. Не выделяется налоговый аудит в качестве отдельного вида аудита и в международной аудиторской практике, в международных стандартах аудита (МСА). С позиций международных аудиторов внимание к кредиторской задолженности аудируемой организации перед бюджетом по налогам определяется степенью существенности этой статьи в валюте баланса, ее влиянием на показатели бухгалтерской ( финансовой) отчетности. С этой точки зрения, по мнению международных аудиторов, кредиторская задолженность аудируемой организации перед бюджетом по налогам по своей сущности ни чем не отличается от других видов кредиторской задолженности.

2. Несмотря на устойчивый спрос, сформировавшийся на налоговый аудит, нормативная база по нему практически отсутствует. В международной аудиторской практике вопрос углубленной проверки налоговых обязательств в процессе аудита регулируется международным аудиторским стандартом (МСА) «Аудит по специальным заданиям».

3. налоговый аудит представляет собой выполнение специального аудиторского задания по проверке бухгалтерской и налоговой отчетности аудируемой организации с целью выражения мнения о степени ее достоверности и соответствии действующему законодательству.

Единственным российским документом, который носит рекомендательный характер, является Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (Протокол от 11 июля 2000 г. №1). Следует разделять налоговый аудит и сопутствующие налоговому аудиту услуги в области налогового консультирования.

Налоговый аудит – это проверка правильности уплаты налогов, осуществляемая аудиторской компанией.

К сопутствующим услугам в области налогового консультирования можно отнести:

— разработку предложений и рекомендаций по улучшению существующей системы налогообложения хозяйствующего субъекта;

— разработку оптимальных механизмов начисления налогов с учетом особенностей хозяйствующего субъекта;

— выработку рекомендаций по полному и правильному использованию хозяйствующим субъектом налоговых льгот;

— разработку комплекса мер, направленных на оптимизацию налогов и снижение налоговых рисков в рамках действующего законодательства;

— предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений хозяйствующего субъекта и видах деятельности;

— разработку рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у хозяйствующего субъекта;

— разработку предложений по созданию у хозяйствующего субъекта системы внутреннего контроля за правильным исчислением налогов и сборов;

— разработку предложений по адаптации действующей системы налогового учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;

— постановку налогового учета;

— налоговое планирование и оптимизацию налогообложения;

— налоговое сопровождение в виде текущего консультирования по вопросам применения норм налогового законодательства и др.

Проведение налогового аудита не освобождает аудируемую организацию от налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами. Государственные инспекторы Федеральной налоговой службы России в ходе налогового контроля проверяют полноту и своевременность исполнения налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом, соблюдение ими налогового законодательства – Налогового кодекса РФ, а также норм Конституции РФ.

Основными формами налогового контроля, позволяющими выявлять налоговые нарушения, являются выездные и налоговые проверки организаций, осуществляемые налоговыми инспекторами.

2.Содержание основных этапов налогового аудита. Варианты оформления результатов налогового аудита.

Исходя из целей и объемов проведения налогового аудита, он делится на три вида: комплексный, тематический и структурный

1.Комплексный аудит, предполагает проверку уплаты всех налогов организации.

2.Тематический аудит, предполагает проверку отдельных налогов.

3.Структурный аудит, предполагает проверку правильности уплаты налогов структурными подразделениями организации. В соответствии с Налоговым кодексом, если организации имеет структурные подразделения или объекты недвижимости, расположенные вне места нахождения головной организации, то она обязана встать на налоговый учет и уплачивать соответствующие налоги не только по месту своей регистрации, но и по месту нахождения каждого структурного подразделения, и месту нахождения каждого объекта недвижимости.

В ходе налогового аудита аудитор должен решить две группы задач:

1. организация процесса налогового аудита;

2. методика осуществления аудита.

Не зависимо от вида налогового аудита, процесс его проведения включает в себя три основных этапа:

1.Начальный этап, включающий в себя предварительную оценку существующей системы налогообложения аудируемой организации.

2. Основной этап — проверка правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов в бюджет.

3. Заключительный этап — оформление результатов налогового аудита

С целью сбора аудиторских доказательств на каждом этапе налогового аудита аудиторы выполняют определенные проверочные действия и необходимые аудиторские процедуры.

Содержание основных этапов проведения налогового аудита раскрыто в таблице

Таблица 1

Содержание основных этапов проведения налогового аудита

Особенностью налогового аудита является широкое применение аналитических процедур, т.к. это один из наиболее рациональных способов получения аудиторских доказательств.

Таблица 3

Виды а налитических процедур, выполняемых при проведении налогового аудита

Метод
Видео (кликните для воспроизведения).

Применение

Анализ налоговых деклараций (чтение налоговых деклараций)

Используется для подтверждения правильности заполнения налоговых деклараций и реальности отражения задолженности перед бюджетом. Особое внимание обращается на соответствие различных строк деклараций с показателями бухгалтерского учета, на наличие в отчетности необычных показателей и сумм.

Анализ бухгалтерских счетов по расчетам с бюджетом

Используется для получения доказательств о правильности заполнения налоговых деклараций, оптимизации налоговых платежей, налаживания налогового учета и документооборота, построения схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и подразделениями организации.

Отраслевой сравнительный анализа

Используется для сопоставления налоговых показателей предприятия со среднеотраслевыми данными. Анализ позволяет глубже понять содержание бизнеса клиента, оценить налоговые риски, вероятность выездной налоговой проверки.

Сравнительный анализ фактических и плановых показателей

Исследование налогооблагаемых баз аудируемой организации, детальное тестирование фактических показателей, оценка эффективности управления и внутреннего контроля организации.

Источники

Чем отличается налоговая проверка от налогового аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here