Этапы аудиторской проверки мса

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Этапы аудиторской проверки мса". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита.

При разработке общей стратегии аудита аудитор должен:

выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;

подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера необходимого информационного взаимодействия;

проанализировать факторы, которые в соответствии с суждением аудитора являются значимыми для определения направления деятельности аудиторской группы;

изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию;

установить характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита.

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Этапы аудиторской проверки мса

О ходе работ по подготовке рабочих документов по проведению аудита по МСА

Рабочая группа СРО ААС по методическому обеспечению аудиторской деятельности в условиях применения Международных стандартов аудита информирует о согласовании Перечня пакетов (кейсов) рабочих документов, путем формирования которых до конца 2016 года будет осуществлена подготовка рабочих документов по МСА:

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРА

Процедуры получения задания (Приложения: 1.Программа для новых клиентов; 2.Программа для старых клиентов)

Договор, контракт и /или письмо-обязательство аудитора

Документирование основных договоренностей, связанных с выполнением аудиторского задания

Переписка с клиентом по организационным вопросам

Расписки о независимости по аудиту

Рассмотрение недобросовестных действий

Рассмотрение нормативно-правовой базы клиента и соблюдения требований законодательства

Информационное взаимодействие с руководством и лицами, ответственными за корпоративное управление

Письменная информация аудитора по результатам проведения аудита

Информация лицам, наделенным руководящими полномочиями, и др. лицам

ОЦЕНКА РИСКОВ И АУДИТОРСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В ОТВЕТ НА ОЦЕНЕННЫЕ РИСКИ

Этапы аудиторской проверки мса

Дополнительные документы.
Публикация нижеуказанных документов на русском языке является официальной публикацией для применения на территории Российской Федерации. Данные документы применяются в контексте документов, содержащих международные стандарты аудита и признанных в установленном порядке применимыми на территории Российской Федерации, и во взаимосвязи с ними.

МСА, признанные для применения в России

Авторские права на документы международных стандартов аудита (ISA™, ISAE™, ISRE™, ISRS™, ISQC™ и IAPN™), изданные Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB), принадлежат Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Утвержденный текст документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) опубликован МФБ на английском языке. МФБ не несет ответственность за точность и полноту перевода, а также за действия, которые могли быть предприняты в результате применения этого перевода.

Воспроизведение текста документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) на русском языке допускается в пределах территории Российской Федерации исключительно в некоммерческих целях. Все иные права в отношении указанного текста защищены в Российской Федерации и за ее пределами.
Дополнительная информация может быть получена на официальном Интернет-сайте МФБ www.ifac.org или по запросу на адрес [email protected] .

Приказ Минфина России от 09.01.2019 года №2н «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРИКАЗОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА

магистрант, кафедра государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО ВятГУ,

Аннотация. В статье рассматривается процесс организации и проведения аудита финансовой отчётности в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита, а также подготовка и предоставление аудиторского заключения.

Ключевые слова: аудит, стратегия аудита, аудиторское заключение, Международные стандарты аудита, МСА.

Аудит – независимая проверка финансовой отчётности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Согласно поправкам, внесенным в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитор должен планировать и проводить аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

В России решение о переходе на МСА было принято в конце 2014 года. Но этому противостояли следующие причины:

  1. Перевод разработанных стандартов на другие языки;
  2. Сложное содержание стандартов, а так же их структуры;
  3. Большой объём изменений в стандартах;
  4. Малым и средним аудиторским и бухгалтерским фирмам трудно применять МСА;
  5. Компетентность российских специалистов.

Порядок признания МСА для применения на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»

Согласно приказу Минфина России от 24.10.2016 N 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» вступают в силу следующие МСА: 200, 240, 250, 265, 300, 315, 320, 330, 402, 450, 500, 501, 505, 520, 530, 550, 560, 610, 620. А уже с 1 января 2017 г. международные стандарты аудита стали обязательны к применению всеми аудитор­скими организациями и аудиторами, за исключением аудиторских проверок «переходного периода».

Каждая аудиторская проверка включает в себя ряд последовательных аудиторских процедур. Можно выделить следующие три основных этапа аудиторской проверки:

  1. Планирование аудита
  2. Сбор аудиторских доказательств
  3. Оформление результатов проверки

Перед этапом планирования аудитору необходимо познакомиться с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенци­ального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа, расчёта временных и материальных затрат на проведение аудита. Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

  • региональные и отраслевые особенности деятельности клиента;
  • финансовое положение клиента;
  • организационные и технологические особенности деятельности клиента;
  • информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование финансовой отчётности;
  • уровень автоматизации учётных процессов;
  • деятельность клиента на рынке ценных бумаг;
  • организация системы внутреннего контроля;
  • информация о финансовых обязательствах клиента;
  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.
Читайте так же:  Лист записи о смене генерального директора

Данная информация необходима для определения объёма аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки. Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

1 этап – Планирование аудита

Целью планирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Для подготовки данного этапа необходимо руководствоваться Международным стандартом аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчётности».

Разработанная стратегия аудита должна отражать объём, сроки проведения и общую направленность аудита, а также являться основой для разработки плана аудита. Поэтому при разработке общей стратегии аудита аудитор должен ознакомится с информацией об организации, в которой будет проводиться проверка.

Далее необходимо разработать план аудита, который включает характер, сроки и объём планируемых процедур оценки рисков, запланированных последующих аудиторских процедур на уровне предпосылок и прочих запланированных аудиторских процедур.

Планирование должно помочь аудитору должным образом организовать свою работу и осуществлять надзор за работой ассистентов, участвующих в проверке, а также координи­ровать работу, которая выполняется другими аудиторами и специалистами других профессий.

Планирование и подготовка аудита осуществляется таким образом, чтобы гаранти­ровать его высокое качество, эффективность и своевременность выполнения всех процедур. В зависимости от этого аудитору необходимо документально оформить общий план проверки, определить в нем существенность ошибок, а затем осуществить аудит по этому плану.

Существенность – максимально допустимый размер суммы ошибки, которая может быть рассматриваться как несущественная, т. е. не вводящая пользователей в заблуждение. Уровень существенности в аудите регламентируется МСА 320 «Существенность при плани­ровании и проведении аудита». Определение аудитором существенности является предметом профессионального суждения и зависит от понимания аудитором потребностей в финансовой информации пользователей финансовой отчётности.

В настоящее время считается, что незначительным является отклонение показателя отчётности до 5%, а более 10% – материальным (существенным). Однако не все искажения будут оцениваться как несущественные. Конкретные обстоятельства, относящиеся к тем или иным искажениям, могут служить основанием для оценки аудитором таких искажений как существенных, даже если они оказались меньше установленной величины существенности.

Существенность находится в обратной зависимости от аудиторского риска, таким образом, чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. При оценке достоверности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной.

Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск путем проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую отчётность.

Записи и выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы фиксируются в рабочей документации и является тем фактическим материалом, который используется аудитором в процессе подготовки аудиторского отчёта.

2 этап – Сбор аудиторских доказательств

На втором этапе аудиторской проверки необходимо получить достаточные доказательства в целях обоснования своего мнения. Для этого необходимо отобрать элементы, подлежащих проверке при сборе аудиторских доказательств.

Аудиторская выборка – способ применения аудиторских процедур, при котором аудитор проверяет документацию финансовой отчётности субъекта выборочно так, чтобы все элементы выборки могли быть включены выборку для более достоверного формирования выводов. Требования к формированию аудиторской выборки установлены МСА 530 «Аудиторская выборка»

Аудитор делает точный расчёт: сколько документов необходимо ему проверить, основываясь на генеральной совокупности всех представленных для проверки первичных документов. В процессе проверки процент выборки может быть изменен в большую сторону. Уменьшать количество выборки аудитор не имеет права.

Необходимый объём выборки определяется приемлемым для аудитора уровнем риска выборки. Чем ниже степень такого риска, тем больше должен быть объём выборки.

Существует несколько методов отбора элементов для формирования выборок. Наиболее часто используются методы случайного, систематического, произвольного, блочного отбора, а также монетарная выборка.

Чтобы выразить мнение о достоверности финансовой отчётности, аудитор должен собрать достаточные и необходимые аудиторские доказательства и выполнить необходимые процедуры. Целенаправленный подход к сбору аудиторских доказательств может быть реализован через систему предпосылок подготовки финансовой отчётности. На это указывается в МСА 500 «Аудиторские доказательства».

Для сбора доказательств используется информационная база, которая формируется из различных источников. В соответствии с требованиями и разъяснениями МСА 315 (пересмотренного) и МСА 330 аудиторские доказательства для формирования выводов, на которых будет основано аудиторское мнение, собираются путем проведения процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур.

Все аудиторские процедуры отражаются в соответствующих отчётах аудитора, в которых отражается, что проверялось, каким образом делалась проверка, какие документы запрашивались у организации, корреспонденция каких счётов анализировалась аудитором. То есть на каждый пункт аудиторского задания аудитор должен написать способ и результат проверки, указать на существование какого-либо риска материального искажения, сообщить материальную существенность данного искажения, по возможности определить сумму искажения и превышает ли данная сумма барьер, указать рекомендуемые корректировки. Если какая-либо информация не была предоставлена аудитору, необходимо указать, каким образом непредставление запрашиваемой информации влияет на возможность судить о наличии или отсутствии существенных искажений.

Все отраженное по данной проверке в отчётах аудитора будет иметь место в аудиторском заключении.

3 этап – Оформление результатов проверки

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчётности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности финансовой отчётности аудируемого лица.

С учётом требований применимой концепции подготовки финансовой отчётности в организации аудитор оценивает:

  1. раскрытие в финансовой отчётности выбранных и применяемых основных положений учётной политики, соответствуют ли они применяемой концепции и являются ли они надлежащими;
  2. обоснованность оценочных значений, рассчитанных руководством;
  3. уместность, надежность, сопоставимость и понятность информации, представленной в финансовой отчётности;
  4. надлежащее раскрытие информации, которое позволит предполагаемым пользователям понять влияние существенных операций и событий на информацию, представленную в финансовой отчётности;
  5. использование в финансовой отчётности надлежащей терминологии, включая наиме­нование каждого отчёта в составе финансовой отчётности.
Читайте так же:  Методика аудиторской проверки учета кредитов и займов

Если на основании полученных аудиторских доказательств аудитор делает вывод о том, что финансовая отчётность, содержит существенные искажения, или он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, то в соответствии с МСА 705 аудитор должен выразить модифицировать мнение. В противном случае выражается немодифициро­ванное мнение.

В результате оформляется аудиторское заключение, которое должно включать следующую информацию:

  1. Наименование «Аудиторское заключение»
  2. Мнение
  3. Основание для выражения мнения
  4. Ключевые вопросы аудита
  5. Прочая информация
  6. Ответственность руководства аудируемого лица за годовую финансовую отчётность
  7. Ответственность аудитора за аудит годовой финансовой отчётности
  8. Сведения об аудируемом лице
  9. Сведения об аудиторской организации или индивидуальном аудиторе
  10. Указание даты заключения

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

Таким образом, качество проведения аудита достигается за счёт выполнения всех техно­логических процессов на каждом этапе проверки. Во избежание неоднозначного понимания того, какие действия следует предпринять и какое мнение аудитору выразить, необходимы подробные инструкции, которые сейчас прописаны в Международных стандартах аудита.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  2. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации».
  3. Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».
  4. МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».
  5. МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчётности».
  6. МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения».
  7. МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита».
  8. МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски».
  9. МСА 500 «Аудиторские доказательства».
  10. МСА 530 «Аудиторская выборка».
  11. МСА 705 (пересмотренного) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

Документы

Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» Отправить по электронной почте

Дата публикации: 14.02.2019

Дата изменения: 14.02.2019

Прикрепленный файл: docx, 52.56 кБ

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Уровень существенности и уровень точности аудиторской проверки

Существенность и точность в аудите по МСА

Определение существенности является основополагающим при планировании и проведении аудиторской проверки, а также оценке выявленных искажений отчетности при выдаче аудиторского заключения. Международные стандарты дают лишь теоретическое руководство, однако, анализируя их, можно вывести алгоритмы определения уровня существенности, которое является предметом профессионального суждения аудитора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Два основных Международных стандарта, посвященные вопросам существенности в аудите, — это МСА (ISA) 320 «Существенность в планировании и проведении аудита» и МСА (ISA) 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита». Первый посвящен оценке существенности на этапе планирования проверки и в ходе ее проведения. Второй сводится к оценке влияния неисправленных искажений на отчетность с целью сформировать мнение в аудиторском заключении. Тех, кто надеялся почерпнуть из данных Стандартов конкретные методики или алгоритмы расчета существенности, ждет разочарование: в Стандартах сделан акцент на субъективном суждении аудитора, хотя они и содержат практические рекомендации.

МСА (ISA) 320 указывает, что та концепция существенности, которая используется для целей подготовки финансовой отчетности, применима аудиторами и при ее проверке. И это логично, так как аудитор должен сделать вывод о достоверности отчетности с учетом применимых правил ее подготовки и представления.

Как указывает МСА (ISA) 320, обычно данная концепция включает следующие положения:

1) искажения, в том числе пропуски информации, являются существенными, если они по отдельности или в совокупности могут оказать влияние на принятие экономических решений на основе этой отчетности;

2) оценивать существенность необходимо с учетом сопутствующих обстоятельств, исходя из размера и (или) характера искажения;

3) при определении, что является существенным для пользователей отчетности, необходимо рассматривать их как группу лиц, не принимая во внимание потребности отдельных пользователей, которые могут значительно варьироваться.

МСА (ISA) 320 устанавливает, что определение существенности является предметом профессионального суждения аудитора. При вынесении суждения аудитор должен исходить из определенного представления о потребностях пользователей отчетности в информации. Так, аудитору целесообразно предположить, что эти пользователи:

— обладают достаточными знаниями в области бизнеса, экономики, бухгалтерского учета и готовы с должной тщательностью изучать информацию, представленную в отчетности;

— понимают, что отчетность составлена и аудирована с использованием уровней существенности;

— признают существование неопределенностей, присущих оценочным значениям, основанным в том числе на использовании субъективных суждений и прогнозов на будущее;

— принимают разумные экономические решения на основе информации, представленной в финансовой отчетности.

МСА (ISA) 320 предписывает на этапе планирования аудита определять конкретные размеры искажений, которые будут расцениваться как существенные. Эти уровни существенности будут служить основой для:

— определения процедур оценки аудиторских рисков (по характеру, времени и объему);

— идентификации и оценки рисков наличия существенных искажений;

— определения характера, времени и объема последующих аудиторских процедур.

На основании принципа существенности аудитор планирует проведение аудита, в том числе определяет методы отбора подлежащих проверке элементов. Оценка существенности помогает аудитору определить, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности требуют более тщательной проверки и как использовать выборочную проверку и аналитические процедуры. Во многих методиках аудита предусмотрено определение уровня точности, который обычно составляет около 75 процентов уровня существенности. Это помогает достаточно детально спланировать и провести аудиторскую проверку и сделать более точные выводы. При разработке аудиторских процедур аудитор должен определить надлежащие методы отбора элементов для проверки. Он может отобрать и все элементы (при сплошной проверке), и только специфические (определенные), и отдельные элементы (когда необходимо сформировать аудиторскую выборку).

Читайте так же:  Имущественные и неимущественные права акционеров

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Последствия для бухгалтерии

Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

Что меняется в обязательном аудите в 2017 году?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. В перечень международных стандартов аудита входит:

  • согласование условий аудиторских заданий;
  • контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
  • аудиторская документация;
  • формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
  • информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
  • модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/projects#npa=51024

Аудиторское заключение по МСА станет более информативным и публичным

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита.

Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении.

Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Последствия для бизнеса

Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Читайте так же:  Положение о государственной регистрации юридических лиц

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).
Читайте так же:  Особенность учредительных документов акционерного общества

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Международные стандарты аудита с 2017 года

В данном материале дан краткий обзор изменений в российском аудите в 2017 году и последствий для бизнеса. Подробный анализ последствий с комментариями экспертов «Правовест Аудит» Вы найдете в статьях:

Почему аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Оптимальный вариант — провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.

Источники

Этапы аудиторской проверки мса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here