Этапы планирования аудиторской проверки кратко

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Этапы планирования аудиторской проверки кратко". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Стадии (этапы) аудиторской проверки

До заключения договора оказания аудиторских услуг, аудитор должен получить сведения об отрасли, в которой работает организация.

Приобретение информации о деятельности орган.-это непрерывный процесс сбора информации, оценки ее, соотношения ее с аудит.доказательствами.

Аудитор на подготовительном этапе должен:

— определить цели проверки;

-знакомство с организацией, прежними аудит.заключениями;

-выяснение характера и проблем;

Письмо о проведении аудита(письмо обязательство) — это документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый рук-ем аудируемого лица в случае согласия.

— оценка аудиторского риска;

— изучение СВК и оценка риска ее эффективности.

Планирование осуществляется с целью:

-разработка аудиторской программы, определяющей объем, времени проведения проверки, состав группы аудиторов; последовательность осуществления аудиторских процедур;

— перечень процедур, методика проведения;

— состав информации, которую клиент должен представить для установления возможности применения выборочных методов контроля;

— достижение взаимопонимания с клиентом во всем основным вопросам до начала проверки;

— разработка общего плана аудита.

Сбор аудиторских доказательств:

— проверка правильности учета отдельных объектов;

— сводка нарушений, выявленных в результате арифметической проверки первичных учетных документов;

— проверка правильности отражения в учетных регистрах перемещения объекта;

— сводка методических (систематических) нарушений;

— сводка методологических нарушений (с перечнем документов).

На заключительном этапе аудиторской проверки аудитор:

— подготавливает отчет о проделанной работе;

— на основе полученных доказательств аудитор обязан проанализировать совокупность факторов, оказывающих и способных оказать влияние на возможность экономического субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.

— сравнивает ожидаемую финансовую информацию за текущий период – с действительными результатами;

-составляет аудиторское заключение

— выражает мнение о достоверности бух.отч. во всех существенных аспектах в форме безоговорочно-положительного или модифицированного мнения.

— после проведения всех необходимых процедур оценивает полноту и качество исполнения всех пунктов программы, рассматривает адекватность раскрытия в фин. Информации в отчетности.

Планирование аудиторской проверки.

Стандарт №3 ауд. деят-ти, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требо-вания по планированию аудита финансовой (бухг.) отчетности. Ауд. орг-зация и индивидуальный аудитор обязаны пла-нировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование работы Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оп-тимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в ауд. проверке, а также координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деят-ти аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деят-сти. Получение инфор-ции о деятельности аудируемого лица яв-ляется важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, ко-торые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бух.) отчетность. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудитор. процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации ауд. проце-дур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разра-ботку общего плана и программы аудита.

Общий план аудита Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения ауд. проверки. При разработке общего плана аудита аудитору необходи-мо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Читайте так же:  Сколько стоит адрес для регистрации ооо

Программа аудита Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9226 —

| 7344 — или читать все.

Этапы и принципы планирования аудиторской проверки

Индивидуальный аудитор и аудиторская организация планируют аудит с целью его эффективного проведения. При планировании аудита разрабатывается как его общая стратегия, так и детальные процедуры.

При планировании аудита учитывается также, какие участки работы могут потребовать особого внимания аудиторов, обстоятельства, которые потребуют дополнительной проверки (например, существование аффилированных лиц, контроль за отложенными обязательствами и т.п.), какие документы аудитор готовит для заказчика.

В 2002 г. принято федеральное правило (стандарт) «Планирование аудита».

Планирование аудиторской проверки проводится в три этапа.

Первый этап — предварительное планирование, которое проводится на этапе выбора клиента. По его результатам аудиторская проверка может вообще не проводиться, если обнаружится высокий уровень внешнего риска.

Второй этап — разработка общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита.

Третий этап — составление аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

По окончании процесса планирования общий план и программа аудита должны быть документально оформлены и завизированы.

Процесс планирования достаточно трудоемок, его второй и третий этапы могут занимать до 30% времени, затраченного на аудит. Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ и оплачиваться клиентом.

При планировании следует соблюдать его общие принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.

Принцип комплексности предполагает взаимную увязку и согласованность всех этапов планирования. Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования с определенными сроками. Это бывает достаточно сложно сделать, если проверяется организация, имеющая филиалы, представительства, дочерние организации. Принцип оптимальности означает необходимость разработки нескольких вариантов плана и выбора оптимального. Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе работы в него могут быть внесены изменения, но их причины должны документироваться.

В общем плане следует указать ожидаемый объем, графики и сроки проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения. При расчете сроков проверки необходимо учесть реальные трудозатраты (можно основываться на трудозатратах предыдущего периода), уровень существенности и аудиторский риск.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

• численность и квалификацию аудиторов в аудиторской группе;

• распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

• инструктирование всех членов группы об их обязанностях, их ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с общим планом аудита;

• контроль руководителя группы за выполнением плана, качеством работы членов группы, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

• разъяснение руководителем группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур (на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков);

• документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между ним и руководителем группы.

В общем плане также определяется роль внутреннего аудита и необходимость привлечения экспертов.

План может быть обсужден с руководством проверяемой фирмы, хотя это и не является обязательным.

Исходя из существующей практики на стадии планирования аудитор подготавливает следующие документы:

• описание бизнеса проверяемой организации;

• описание системы бухгалтерского учета;

• описание системы внутреннего контроля;

• материалы экспресс-анализа отчетности проверяемой организации.

Описание бизнеса проверяемой организации базируется на перечне факторов внутрихозяйственной деятельности и факторов, отражающих состояние конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, влияющих на увеличение риска искажений. Примерный перечень этих факторов приведен в российском правиле (стандарте) «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности».

Изучая факторы, отражающие состояние конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, аудитор должен указать, в каком состоянии находится отрасль бизнеса клиента (кризис, депрессия, подъем), как на нее влияет общее состояние экономики страны, возможность возникновения несостоятельности (банкротства) клиента, если отрасль находится в кризисном состоянии. Аудитор должен сделать вывод о том, достаточно ли он компетентен в решении проблем данной отрасли (строительства, торговли, сельского хозяйства и т.д.), потребуется ли ему привлечение специалистов для решения специфических для данной отрасли проблем. Ему следует изучить условия конкуренции в отрасли (составить список основных конкурентов с указанием цен на продукцию, работы, услуги), проанализировать колебания цен. Следует также разобраться в причинах, вызвавших спад в отрасли, если он имеет место.

После этого надо описать особенности бизнеса данного клиента. Целесообразно начать с формы и структуры собственности, составив список крупнейших собственников, а также филиалов, дочерних, зависимых предприятий и других объектов возможного инвестирования. Далее следует описать структуру управления, представив схему управления, данные о функциях руководящих, исполнительных и контрольных органов, обязанностях и разграничении ответственности, указав факторы, определяющие заработную плату руководства.

Читайте так же:  Дивиденды по проданным акциям

Аудитору следует указать цель создания фирмы, ближайшие перспективы ее развития (например, собственники могут ожидать ликвидации фирмы).

Изучая факторы внутрихозяйственной деятельности, следует, в частности, проанализировать налоговый статус фирмы, наличие налоговых льгот, типичность учетной политики для данной отрасли. Следует выяснить, застраховано ли имущество фирмы и ее ответственность, существуют ли судебные разбирательства по искам фирмы или против нее, возможно ли появление таких исков.

Описание системы бухгалтерского учета должно включать схему документооборота, состав бухгалтерии, распределение обязанностей и ответственности между ее работниками, форму бухгалтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием на применяемую бухгалтерскую программу.

В описании системы внутреннего контроля следует указать наличие контролирующего органа (ревизионной комиссии, службы внутреннего контроля и т.д.) и его функции, обязанности руководства предприятия по обеспечению контроля (ведение учета в соответствии с действующим законодательством, включая проведение инвентаризации, создание системы материальной ответственности в соответствии с трудовым законодательством, ведение делопроизводства, включая кадровый учет). Аудитор должен обратить внимание на совмещение должностей, которое ведет к утрате контроля (например, кассир и бухгалтер).

Экспресс-анализ отчетности проверяемой организации включает:

• описание необычных сумм для данного типа статей отчетности и неожиданных соотношений между ними (например, баланс торгового предприятия без остатка по статье «товары» означает, что он может быть искусственно списан на реализацию в целях сокрытия прибыли);

• изучение статей отчетности в динамике;

• расчет основных финансовых показателей;

• заключение о возможности предприятия продолжать работу в будущем.

1. Основные этапы планирования аудиторской проверки.

1. Основные этапы и подготовка аудиторской проверки.

2. Оценка стоимости аудиторских услуг.

3. Планирование аудиторской проверки.

1. Основные этапы и подготовка аудиторской проверки

Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов зависит от профессионализма, правильности применения методологии и методики контроля. Поскольку, каждая аудиторская проверка ограничена во времени аудиторам необходимо чётко определить её цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формирования объективного аудиторского заключения.

Анализ российской и зарубежной экономической литературы позволяет выделить 4 этапа проведения аудита:

I. Подготовительный этап.

Видео (кликните для воспроизведения).

II. Планирование аудита.

III. Этап выполнения аудиторских процедур.

IV. Оформление результатов аудита.

На подготовительном этапе происходит установление взаимоотношений между аудиторской организацией и предприятием клиентом. На этом этапе, аудиторская организация должна ознакомиться с финансово – хозяйственной деятельностью предприятия, составить письмо о согласии на проведение аудита и заключить договор об оказании аудиторских услуг.

Планирование аудита – осуществляется на основании федерального стандарта аудиторской деятельности «Планирование аудита». На этом этапе, на основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учёта аудиторы оценивают аудиторский риск и определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита.

На этапе выполнения аудиторских процедур производится сбор аудиторских доказательств и их документирование.

В процессе оформления результатов аудита обобщаются материалы проверки, формулируется мнение аудиторской организации относительно достоверности бухгалтерской отчётности и соответствия её действующему законодательству, а также составляется информация руководству проверяемого предприятия и аудиторское заключение.

В связи с тем, что в настоящее время действует значительное количество аудиторских фирм создаётся возможность выбора предприятием той аудиторской фирмы, которая окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях.

Сделав свой выбор, предприятие направляет аудиторской организации официальное письмо (оферта) о проведении аудита.

Для того чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны в свою очередь иметь надёжные критерии оценки потенциальных клиентов.

На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяснить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты проверки. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиентов.

К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие:

1. определение цели проверки у данного клиента;

2. определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия – клиента, его организационно – управленческого устройства, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомления с учредительными и другими внутренними документами;

3. выяснение квалификации учётного персонала путём личных бесед;

4. предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских посещений;

5. знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчётами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

6. выяснения характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнёрами, учредителями (акционерами) и другими пользователями финансовой отчётности клиента;

7. экспресс – анализ отчётности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учёта и системы внутреннего контроля на предприятии;

8. получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, различных организаций, из средств массовой информации и т.д.);

9. предварительная оценка трудоёмкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

10. оценка собственной способности аудиторской организации к выполнению работы

Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоёмкой, то клиент не принимается на обслуживание – и наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия – клиента письмо о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предприятием до заключения договора.

Читайте так же:  Нарушение сроков государственной регистрации юридического лица

При планировании аудита необходимо руководствоваться таким стандартам, как ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 8. ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА, СРЕДЫ, В КОТОРОЙ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, И ОЦЕНКА РИСКОВ СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ АУДИРУЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, от 27.01.2011 N 30). При этом следует обратить внимание, что требования Правила (стандарта) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» [1, с. 139] необходимо выполнять в ходе всего процесса аудита.

В соответствии со стандартом аудиторской деятельности «Согласование условий проведения аудита» в содержании письма должны быть раскрыты:

1) цель аудита и его объекты, сроки проведения проверки;

2) ответственность аудиторской организации перед клиентом и её обязательство о сохранении коммерческой тайны;

3) обязательства клиента по предоставлению необходимой для проверки информации;

4) ответственность руководства предприятия – клиента за достоверность финансовой информации и отчётности;

5) нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит;

6) возможный риск невыявления неточностей и ошибок в учёте и отчётности клиента;

7) форма отчётности аудиторской организации по результатам проверки;

8) условия оплаты выполненной работы.

9) аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

10) требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

11) цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В ходе предварительного ознакомления чаще всего используются следующие аудиторские процедуры:

— запрос к третьим лицам;

Источниками получения информации об экономическом субъекте, его бизнесе, состоянии бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут являться:

1) учредительные и регистрационные документы;

2) приказ по учетной политики;

3) бухгалтерская отчетность, регистры учета;

4) контракты (договора) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;

5) результаты осмотра предприятия, его производственных площадей, офисных помещений;

6) результаты бесед и переговоров с руководством с руководством, главным бухгалтером, работниками предприятия;

7) результаты наблюдения за производственным процессом;

8) результаты проверок, проведенных раннее (другой аудиторской фирмой, налоговой инспекцией);

9) информация от третьих лиц.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиентом письмо о согласии на проведение аудита в соответствии с ГК РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудиторской организацией. Если же раннее между сторонами был заключён долгосрочный договор, то указанное письмо аудиторской организации может не составляться.

При достижении между аудиторской организацией и предприятием — клиентом договорённости о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг, который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон.

Общие положения такого договора определяются ГК РФ. Договор на проведение аудиторской проверки в соответствии с гражданским законодательством является договором возмездного оказания услуг (ст. 779-783 Гражданского кодекса РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать ему аудиторскую услугу, а заказчик обязуется оплатить эту услугу. Существенными условиями подобного договора согласно требованиям Гражданского кодекса РФ является: предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты.

Кроме того, федеральный стандарт №12 рекомендует включать в договор следующие пункты:

1) условия оказания услуг;

2) права и обязанности аудиторской организации;

3) права и обязанности экономического субъекта;

4) ответственность сторон и порядок разрешения споров.

В договоре следует точно сформулировать права, обязанности и ответственность сторон, сроки выполнения работ. Целесообразно отразить в нём перечень причин, по которым аудиторская организация может выдать клиенту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения, а также установить окончательные сроки представления клиентом документов для проверки. В договоре также фиксируется стоимость аудиторских услуг. Определённую финансовую независимость аудиторской организации от клиента может обеспечить указание на частичную или полную предоплату стоимости услуг. Возможно также включение в договор пункта, обязывающего клиента оказывать помощь аудиторам (выделять работников для проведения инвентаризации, предоставлять рабочий кабинет, транспорт для выезда в командировки и т. д.) В тексте договора могут быть также включены:

1. примерный календарный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы;

2. общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;

3. уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

4. указания по ограничению ответственности аудиторской организации;

5. порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе оказания аудиторских услуг;

6. условия дальнейшего развития договорных отношений между аудиторской организацией и предприятием.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (однократное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определённого периода времени) характер,

исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае достижения повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться. Изменения и дополнения к договору должны быть оформлены в письменном виде.

Этапы планирования аудиторской проверки

Процесс планирования деятельности аудитора регламентируется федеральным стандартом №3. Его положения применяются к повторяющемуся аудиту, а именно тем проверкам, которые организация проводит не первый год. Для процедуры аудиторской проверки в отношении компании, которая впервые участвует в данном процессе, проверяющему лицу необходимо расширить планирование аудиторской проверки и внести в него вопросы не входящие в основной перечень, указанный в стандарте №3. О раскрытии вопросов первичной аудиторской проверки можно подробно изложено в федеральном стандарте №19.

Получение информации на предварительном этапе

Проведение аудиторской проверки в фазе предварительного планирования, подразумевает получение аудитором некоторой информации от клиента, в частности:

  • О факторах внешнего характера, оказывающих воздействие на хозяйственные операции, отражающих экономическую ситуацию в государстве, в общем, и отраслевые особенности.
  • О факторах внутреннего характера, оказывающих воздействие на хозяйственные операции, связанных с индивидуальными особенностями предприятия.
  • Организационно-управленческой структуре субъекта.
  • Направлениях деятельности.
  • Структуре капитала и курсе акций.
  • Особенностях технологического характера.
  • Рентабельности.
  • Базовых контрагентах.
  • Порядке сегрегации прибыли, находящейся в распоряжении организации.
  • Наличии дочерних и зависимых компаний.
  • Системе внутреннего контроля.
  • Структуре формирования оплаты труда.
Читайте так же:  Решение о внесении изменений в учредительные документы

Получить необходимую информацию аудитор может из нескольких источников. Среди наиболее распространенных:

  • Устав организации.
  • Документы о регистрации.
  • Протоколы с заседаний управляющего подразделения.
  • Положения, регламентирующие политику проведения учета.
  • Финансовая и статистическая отчетная документация.
  • Документы, отражающие системы планирования деятельности.
  • Контракты, договоры, соглашения.
  • Отчетная документация консультантов и аудиторов.
  • Инструкции, регламентирующие порядок действий внутри предприятия.
  • Материалы проверок налоговыми службами.
  • Материалы судебных и арбитражных исков.
  • Документация, регламентирующая структуру производства и процессов организации деятельности предприятия, его филиалов.
  • Сведения, полученные в процессе беседы с управляющим аппаратом компании.
  • Сведения, полученные в результате визуального осмотра предприятия, его основных участков.

Предварительный этап планирования

Этап предварительного планирования включает в себя работу над организацией следующих моментов:

  • Стратегии аудита. Процесс выражается в формировании общего аудиторского плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения.
  • Детального подхода к ожидаемой специфике, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
  • Аудиторской программы, которая будет определять объем, виды и последовательность выполнения аудиторских процедур, необходимых для определения объективного и обоснованного мнения о финансовой отчетности предприятия.

Замечание 1

Помимо предварительного этапа планирования, существуют также этапы подготовки и составления общего аудиторского плана, этап подготовки и формирования аудиторской программы.

Оценка вероятности аудита

Подготовка аудиторской проверки на начальной стадии планирования подразумевает оценку аудитором вероятность проведения аудита.

Если определено, что аудиторская проверка может быть проведена и никаких препятствий для процедуры нет, контролирующая организация составляет письмо о готовящейся проверке и направляет его в адрес предприятия. Впоследствии формируется группа проверяющих, а с предприятием заключается договор.

В случае, если осуществление проверки определяется как невозможное, контролирующая организация информирует предприятие путем составления соответствующего письма, содержащего отказ от проведения.

Планирование аудита

Шимолина Марина Александровна,
главный аудитор-методолог Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Как правильно определить объемы аудиторских работ, их стоимость и сроки проведения аудиторской проверки?

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности 1.

Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Правило N 3 содержит минимальные требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок планирования аудиторской проверки, не указаны принципы, соблюдаемые в процессе планирования аудита, не перечислены этапы планирования. Для осуществления качественной подготовки аудиторской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование аудита» и определить в нем порядок действий аудитора: от момента получения заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

В старом правиле (стандарте) аудиторской деятельности были перечислены используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность 2.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур.

Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).

Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора 3.

На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.

После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки 4, где выражает свое согласие на проведение аудита.

Читайте так же:  Проводим аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности

В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.

Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки 5. Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита 6.

Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).

Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения 7. В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

К значимым для аудита в первую очередь относятся разделы и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. А к малозначимым (несущественным) – отсутствующие у клиента, имеющие незначительный объем или те разделы и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

После составления программы и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется и утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, общим планом и программой аудита.

В последнем разделе общего плана аудита планируется завершающий этап путем определения действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в виде письменной информации руководству аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление внутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности в том, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах 9.

Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.

Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверки 10.

1) п. 7 ст. 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2) Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (25.12.1996, утратил силу)

3) Федеральное правило (стандарт) N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

4) п. 2 Федерального правила (стандарта) N 12 «Согласование условий проведения аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

5) Федеральное правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

6) п. 9 Федерального правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

7) п. 8 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

8) п. 10 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

9) Федеральное правило (стандарт) N 7 «Внутренний контроль качества аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

Видео (кликните для воспроизведения).

10) п. 12 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

Источники

Этапы планирования аудиторской проверки кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here