Ежегодный аудит обязателен если

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Ежегодный аудит обязателен если". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Ежегодный аудит обязателен если

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Кому нужно проходить обязательный аудит в 2020 году

komu_nuzhno_prohodit_obyazatelnyy_audit_v_2020_godu.jpg

Похожие публикации

В разгаре подготовка годовой отчетности за 2019 г. Как и прежде, в этом году, помимо стандартного пакета форм, многим к отчетности необходимо приложить аудиторское заключение. Это касается тех организаций, которые по закону подлежат обязательному аудиту. Кому нужен обязательный аудит, и в какие сроки необходимо предоставить в ИФНС аудиторское заключение, узнайте далее.

Виды аудиторских проверок

Аудиторская проверка бывает двух видов:

  • обязательная;
  • добровольная (инициативная).

Налоговые инспекции всех уровней могут истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов любые документы и информацию об организации или ИП, полученные о налогоплательщике в ходе аудита или другого взаимодействия с клиентами (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ о внесении поправок в Налоговый кодекс действует с 1 января 2019 года). Принятые изменения по сути уничтожили понятие аудиторской тайны.

Чтобы получить информацию, инспекция должна прислать аудитору запрос. Основанием для такого запроса является решение руководителя (его заместителя) ФНС России.

В частности, аудиторы должны будут направить в налоговую все документы (информацию), которые являются основаниям для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов (сборов, страховых взносов) в бюджет РФ. Но при условии, что налоговики уже обращались с этим вопросом к самому налогоплательщику или налоговому агенту и затребовали у него такие сведения, а он не представил их в налоговый орган при осуществлении:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • выездной налоговой проверки плательщика;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Камеральные проверки в этот перечень не входят, хотя и могут служить основанием для проведения надзорных мероприятий.

Также инспекторы ФНС смогут истребовать у аудиторов все вышеперечисленные документы и данные, если в отношении проверяемого лица поступил официальный запрос компетентного фискального органа иностранного государства (территории), с которым у РФ заключен об этом международный договор.

Аудитор может сообщить своему клиенту о поступившем запросе, но только в случае, если запрос не содержит запрет на разглашение такой информации.

Аудитор в течение 10 дней с момента получения запроса должен передать налоговикам необходимую информацию и документы.

За отказ предоставить информацию для аудиторов предусмотрено административное наказание. Размер штрафа в этом случае по КоАП РФ достигает 10 000 рублей.

Новый закон начинает действовать с 1 января 2019 года. Его положения применяются в отношении документов, полученных в ходе аудита компаний за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2019 года. Информацию за 2018 и предыдущие годы аудиторы могут налоговикам не представлять.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Когда нужен обязательный аудит ООО — 2020 г.

Несмотря на то, что закон не обязывает напрямую организации в форме ООО проходить обязательный аудит, такие компании тоже могут попасть в список тех, кто должен пройти проверку.

Самым распространенным случаем, когда ООО может попасть под это требование, является превышение пограничного уровня по какому-либо из двух финансовых показателей: выручке или сумме активов.

Читайте так же:  Переуступка долга между юридическим и физическим лицом

Пп.4 п. 1 ст.5 закона № 307-ФЗ устанавливает пороговые значения для организаций, которые не обязаны проводить аудит в случаях, если их организационная форма или сфера деятельности не попадают под действие других пунктов.

Так, компании, не являющиеся АО или ПАО, не обязаны проходить проверку, если:

объем их годовой выручки — не более 400 млн. руб.;

либо сумма активов по балансу на конец года — не более 60 млн. руб.

При этом учитываются показатели за год, предшествующий отчетному. Сумма активов также определяется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному. Следовательно, определяя, не превышен ли лимит, и нужно ли проводить аудит отчетности за 2019 год, в качестве критерия принимаются показатели 2018 года.

Пример:

ООО «Альфа» в 2018 году выиграло тендер на поставку большой партии металлопроката для строительства стадиона. Выручка за 2018 г. составила 400 835 239 руб. Сумма активов по состоянию на 31.12.2018 г. — 18 765 932 руб.

При сверке с контрольными значениями обнаружено:

400 835 239 > 400 000 000 (превышение предела);

Таким образом, на обязательность прохождения аудита влияет не только организационная форма, сфера деятельности и финансовые показатели, но и требования отдельных федеральных законов.

За непредставление аудиторского заключения госорганам ответственное лицо может быть оштрафовано по ст. 19.7 КоАП РФ на сумму 300-500 руб., юрлицо – 3000-5000 руб. Непроведение обязательного аудита грозит должностным лицам на сумму штрафом от 5 до 10 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каких случаях проведение аудита обязательно

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Когда нужен обязательный аудит, и кто должен его проходить

Требование к проведению обязательного аудита отдельных видов организаций закреплены законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. В ст. 5 указанного закона перечислены случаи, когда нужно проводить обязательный аудит и критерии организаций, которые ему подлежат.

Читайте так же:  Увеличение доли учредителя в ооо

Так, согласно п.1 ст.5 закона № 307-ФЗ аудит необходим в случаях, если:

организация имеет форму АО (акционерного общества);

если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

если превышены критерии по объему выручки или сумме активов;

в иных случаях, если эта обязанность установлена другими федеральными законами.

Также аудит обязателен, если организация является:

банком, бюро кредитных историй;

фондом, в т.ч. НПФ;

страховой компанией, обществом взаимного страхования;

управляющей компанией инвестиционного фонда;

профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Приказом Минфина № 61н от 19.04.2019 г. были изменены формы бухгалтерской отчетности. И новостью для бухгалтеров стало требование об обязательной отметке в форме бухгалтерского баланса — подлежит ли организация обязательному аудиту. В случае, когда аудит необходим, в состав годовой отчетности необходимо включить и аудиторское заключение по итогам отчетного года. Ранее заключение предоставлялось в Росстат, теперь же направлять его нужно в ИФНС. Напомним, что ранее, до отчетности за 2019 г. в ИФНС заключение подавать не требовалось.

Начиная с отчетности за 2019 г., аудиторское заключение подается в ИФНС в электронном виде по каналам ТКС. В порядке исключения подавать заключение на бумаге в 2020 году могут субъекты малого бизнеса. Утвержден порядок подачи документа приказами ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/[email protected] и № ММВ-7-1/570.

После введения требования о подаче заключения в ИФНС Минфин разработал методические рекомендации для аудиторов в помощь при проведении аудита за 2019 г. (приложение к письму Минфина № 07-04-09/102563 от 27.12.2019).

Для предоставления заключения сроки остаются прежними. В 2020 г. оно подается:

вместе с годовой отчетностью (если оно составлено до 31.03.2020 г.);

или не позднее 10 рабочих дней с даты составления заключения (но не позднее 31.12.2020 г.).

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

В каких случаях аудит обязателен

О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

  • акционерные общества;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 000 000 рублей;
  • банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.

Обязательная аудиторская проверка проводится, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.

Обязательный аудит за 2019 год нужно будет проводить, если выручка за предыдущий год превышает 600 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 200 млн. руб. Эти показатели для отчета за 2020 год и далее — еще выше: 800 млн. руб. и 400 млн. руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, как публичные, так и непубличные.

Аудит проводят после оформления годовой отчетности, но до того, как она будет представлена в налоговую инспекцию. В акционерных обществах проверка должна пройти раньше, чем бухгалтерская отчетность будет утверждена общим собранием акционеров.

На практике проверка начинается уже в процессе формирования отчетности бухгалтерией, на основании «рабочих» вариантов, которые, конечно, не имеют юридической силы, но в какой-то мере дают представление о положении дел в организации, показывают состояние учетных регистров, позволяют выявить специфические или опасные сделки. Это часто помогает внести существенные корректировки в отчетность. Такой подход к проверке Минфин России считает правомерным (письмо от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01).

Если процесс проверки закончится одновременно с подписанием отчетности, дата аудиторского заключения и дата составления бухгалтерской (финансовой) отчетности совпадут. Напомним, что датой составления бухгалтерской отчетности является дата ее подписания руководителем организации (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение не является формой бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы. То есть его не нужно представлять в налоговую инспекцию в составе отчетности.

В обязательном порядке компания должна представлять аудиторское заключение только в территориальное отделение Росстата, если подлежит обязательному аудиту. В этом случае аудиторское заключение нужно представить либо вместе с отчетностью, либо не позже 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Поэтому если ваша фирма подлежит обязательному аудиту, то по отчетности за 2018 год его нужно представить не позднее 31 декабря 2019 года.

Читайте так же:  Государственная регистрация юридического лица пример

Аудируемое лицо обязано вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ). Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.

В реестр вносятся следующие сведения:

  • ИНН, ОГРН, СНИЛС (при наличии) проверяемого лица;
  • ИНН, ОГРН, СНИЛС (при наличии) аудитора (организации или индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Сроки сдачи отчетности и проведения проверки

Дата подачи отчетности считается по фактическому предоставлению в структурные органы. При отправке электронной версии отчета, а также предоставление информации по почте, срок подачи считается по фактической дате получения документов. При невозможности личного обращения, этот момент важно учитывать, предоставление отчетности может быть с опозданием.

Согласно законодательству, сроки предоставления финансовой отчетности регулируются следующим образом:

  1. Не позднее 30 апреля следующего за отчетным годом. Для крупных компаний, монопольных организаций, АО разных форм организации или предприятий, занятых в добывающей отрасли.
  2. До 1 июня текущего года, следующего за отчетным периодом. Для крупных предприятий, не имеющих в активах ценных бумаг, средних или малых компаний.

Результаты аудита публикуются на официальном интернет-ресурсе компании не позже 10 дней после получения результатов. Эта информация также вносится в базу данных Единого реестра о деятельности юридических лиц.

Обязательный аудит проводится в случаях перехода на МСФО. Компании должны предоставить публичный доступ к отчетности о финансовой деятельности и результатам аудиторской проверки за период 2018 года, даже если переход осуществляется в текущем (2019) году. Если фактический срок начала деятельности предприятия – позже 1 октября, годовую отчетность можно не предоставлять (кроме случаев, указанных в правках и дополнениях к закону).

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Ежегодный аудит обязателен если

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Ранее отчетность организации (ООО) не подлежала обязательному аудиту. Превышение объема выручки, установленного п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», будет допущено по итогам 2018 года.
Каков порядок выбора и привлечения независимого аудитора? Каковы сроки и порядок представления аудиторского заключения?

Порядок привлечения независимого аудитора

Обязательный аудит отчетности организации может быть проведен:
— аудиторской организацией, внесенной в реестр аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр), членом которой такая организация является (ст. 3 Закона N 307-ФЗ),
или
— аудитором — физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Закона N 307-ФЗ).
Актуальный реестр аудиторских организаций и аудиторов размещен на официальном сайте Минфина России*(3).
При этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) (далее — аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ).
Решение о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием большинством от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).
При формировании в ООО совета директоров (наблюдательного совета) решение указанных вопросов может быть отнесено к его компетенции. Решения принимаются советом директоров в порядке, определенном уставом ООО (абзац четвертый п. 2 и пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ)*(4).

Срок проведения аудита

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Случаи обязательного аудита: кто подлежит проверке в 2020 году?

Министерство финансов РФ привело свое пояснение об обязательном аудите 2019 года и обозначило список субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих проверке. Это организации, по статусу которых необходимо предоставлять и обнародовать консолидированную отчетность совместно с результатами независимого аудита. Также в перечень входят акционерные общества, монопольные компании, внебюджетные фонды и организации. Проведением проверки занимаются независимые компании или частные аудиторы, уровень и квалификация которых подтверждена членством в СРО.

Нормативная база

Порядок предоставления финансовой отчетности, выполнения аудиторской проверки регламентируется законодательством. Все пункты прописаны в Законе №307-ФЗ 2008 года «Об аудиторской деятельности». Порядок подачи и обнародования финансовых отчетов регулируется Законом №402-ФЗ от 2011 года «О бухгалтерском учете». Статья 5 этого закона приводит перечень организаций и предприятий, обязанных предоставлять регулярную финансовую отчетность, а также проходить обязательный аудит ООО.

Кто подлежит обязательному аудиту?

Цель и критерии обязательного аудита — подтверждение правильности предоставляемых данных согласно результатам специализированной проверки финансовых отчетов предприятия. Обращение в независимые аудиторские компании позволит избежать штрафных санкций, а также подтвердить финансовую состоятельность предприятия. Это повысить доверие клиентов, обеспечит хорошую репутацию и имидж при ведении бизнеса.

Читайте так же:  Доходъ дивиденды акций таблица доход на

Какие предприятия и организации подлежат обязательному аудиту :

  • Акционерные общества (в том числе ООО, ПАО).
  • Банковские организации или прочие финансовые учреждения.
  • Страховые компании.
  • Взаимосвязанные фирмы, предоставляющие совместную финансовую отчетность.
  • Предприятия, публично размещающие ценные бумаги.
  • Кредитные кооперативы со списочной численностью свыше 200 человек.
  • Жилищные накопительные кооперативы.
  • Управляющие компании.
  • Предприятия, чья сфера деятельности затрагивает добывающую отрасль.
  • Негосударственные пенсионные фонды.
  • Товарные и фондовые биржи.

Дополнения, появившиеся в конце 2018 году обязывают также проходить аудиторскую проверку компаниям, чей годовой доход превышает уровень 400 млн. рублей. В случае, если активы компании на конец 2018 года составили более 60 млн. рублей, такие организации также подлежат обязательному аудиту.

По решению надзорных органов, проверку могут использовать по отношению к тем организациям, чья деятельность вызывает определенные сомнения. В каком случае аудит обязателен: для компаний без указанного физического адреса, либо сотрудничающих с так называемыми фирмами-однодневками.

Нормативная информация о том, кто подлежит обязательному аудиту, постоянно меняется и дополняется новыми субъектами хозяйственной деятельности. Изменение организационно – правовой формы либо рода деятельности также может включить вашу компанию в перечень на обязательный аудит уже с 2019 года. Разобраться со всеми нюансами без должной подготовки чрезвычайно трудно, поэтому лучше обратиться в специализированный центр, предоставляющий аудиторские услуги по разным направлениям. Перечень случаев обязательного аудита, правильный алгоритм заполнения необходимых данных и предоставление консультационной помощи по многим важным аспектам обязательно пригодиться при ведении бизнеса.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Административная и финансовая ответственность

При нарушении положения о предоставлении и обнародовании результатов хозяйственной деятельности и проведенной проверки, предусмотрена административная ответственность. Сумма штрафов определяется в каждом отдельном случае, может составлять весьма существенную финансовую нагрузку на бизнес.

Размер штрафных санкций:

  • Нарушение сроков подачи отчетности. Штрафы для должностных лиц от 300 до 500 рублей, для юридических: от 3000 до 5000 рублей.
  • Отсутствие отчетности. Штрафы достигают 5000 – 50000 рублей.
  • Отсутствие результатов выездной проверки инспектора ФНС. Размер штрафных санкций от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Если результаты аудита не размещены на сайте. Юридическим лицам грозит от 30 до 30 тыс. штрафа. Для организаций суммы будут от 700 тыс. рублей до 1 млн.

В некоторых случаях, когда данные обязательного аудита и отчетности о финансовой деятельности не были обнародованы в срок, может произойти отстранение ответственного лица от своих обязанностей на период до двух лет.

Аудит: когда, кому и зачем

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской отчетности организации с выдачей заключения о ее достоверности. Такую проверку проводят частные аудиторские компании или индивидуальные предприниматели за счет денег фирмы. Кому и когда следует их проводить – читайте в нашей статье.

Нужно ли АО проходить обязательный аудит

Обязанность акционерных обществ проходить аудит закреплена п.1 ст. 5 закона № 307-ФЗ. Эта обязанность возникает и в том случае, если организация изначально выбрала для себя именно эту организационно-правовую форму, и в случае, если она обрела ее после реорганизации. Также не имеет значения, является ли организация ПАО или обычным АО: провести аудит она обязана в любом случае.

Тем более это касается тех АО, чьи акции торгуются на бирже. Сам факт того, что ценные бумаги компании допущены к торгам автоматически наделяет ее обязанностью провести обязательный аудит своей деятельности.

Добровольный аудит

Если фирма не должна проходить аудит в обязательном порядке, она может пройти проверку по собственному желанию (инициативный аудит).

Зачем нужен добровольный аудит

Чаще всего добровольный аудит проводят , чтобы «подстраховаться» на случай возможной налоговой проверки. Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.

Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько добросовестно руководитель и главный бухгалтер ведут дела фирмы. Желание провести аудиторскую проверку может возникнуть и у самого руководителя, например, при смене главбуха.

Заказчиками аудита также могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в фирму свои средства. В этом случае их интересуют финансовое состояние и платежеспособность возможного должника.

При инициативном аудите ваша фирма сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Вы можете провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать проверяющие.

Виды инициативных аудиторских проверок

Аудиторские проверки бывают выборочными и сплошными. Первый вариант встречается чаще.

При выборочной проверке аудиторы смотрят часть документов (например, только крупные операции или документы за один квартал). На основании изученных бумаг аудиторы делают вывод о том, насколько хорошо ведется бухучет в фирме.

Риск, что аудиторы не обнаружат ошибки, есть всегда. Однако при выборочной проверке этот риск возрастает. Ведь недочеты могут оказаться именно в тех документах, которые аудиторы не посмотрели. Поэтому нередко заказчики аудита требуют проведения сплошных проверок всех бухгалтерских документов. Понятно, что такие проверки более трудоемки и, следовательно, стоят дороже.

Проверки, при которых аудиторы проверяют какой-то один участок бухучета (например, расчет зарплаты или кассовые операции), называют тематическими. Большой популярностью пользуется также налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность фирмы.

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

Читайте так же:  Схема кадрового аудита

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

ГАРАНТ:

Видео (кликните для воспроизведения).

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источники

Ежегодный аудит обязателен если
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here