Финансовый аудит фонды

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Финансовый аудит фонды". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Финансовый аудит фонды

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Подлежит ли обязательному аудиту некоммерческая организация (благотворительный фонд), коммерческая деятельность в которой не ведется?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Разработаны поправки проведения обязательного аудита деятельности благотворительных фондов

racorn / Depositphotos.com

В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ряд поправок в механизм проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.

В настоящее время законодательством установлена общая норма, согласно которой обязательный аудит проводится в отношении любой организации, являющейся фондом (подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3). А значит любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд», в том числе и благотворительная, обязана проводить аудит независимо от размера годового оборота средств и состояния баланса.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Вместе с тем Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ (далее – Закон № 275-ФЗ) устанавливает особые условия проведения обязательного аудита бухотчетности некоммерческих организаций-собственников целевого капитала и некоммерческих организаций-получателей дохода от целевого капитала. Так, годовая отчетность подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. (п. 6 ст. 6 Закона № 275-ФЗ). Получатель доходов должен проводить ежегодную аудиторскую проверку своей отчетности, если размер финансирования от целевого капитала за счет дохода от него в течение отчетного года составляет более 5 млн. руб. (п. 2 ст. 7 Закона № 275-ФЗ).

В связи с наличием правовых разногласий по вопросу обязательности проведения аудита в фондах с меньшим размером годового оборота и баланса и был разработан законопроект, устанавливающий нижние границы финансовых показателей, при которых обязательный аудит может фондом не проводиться.

Так, предлагается 1 установить, что расширенную отчетность в органы юстиции некоммерческая организация представляет в случае, если сумма стоимости имущества и объема денежных средств, поступивших в фонд (за исключением фонда, являющегося специализированной организацией управления целевым капиталом) в течение года, предшествовавшего отчетному, превышает 3 млн руб.

1 С текстом законопроекта № 840046-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Отправить по почте

Реестры аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов

Анализ практики ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов и его контрольного экземпляра (Отчет за 2010 — 2015 гг.)

Дата публикации: 08.06.2017

Приказ Минфина России

от 30.10.2009 № 111н

Приказ Минфина России от 30 октября 2009 года № 111н «Об утверждении положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций с.

Дата публикации: 15.12.2016

Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов — систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов — свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Ведение реестров аудиторов и аудиторских организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Ведение контрольного экземпляра реестра осуществляет Минфин России; исполнение данной функции в Министерстве возложено на Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов утвержден приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н.

Минфин России размещает на своем официальном Интернет-сайте сведения из контрольного экземпляра реестра. Эти сведения включают:

  • об аудиторе — фамилия, имя, отчество аудитора, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, номер квалификационного аттестата аудитора, субъект Российской Федерации, где проживает (зарегистрирован) аудитор, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудитор, сведения о прохождении внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия;
  • об аудиторской организации — наименование аудиторской организации, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер, место нахождения аудиторской организации, контактная информация, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудиторская организация, сведения об органах управления аудиторской организации, сведения о прохождении аудиторской организацией внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия, участии аудиторской организации в международных сетях и регистрации в других государствах.

Программное обеспечение официального Интернет-сайта Минфина России позволяет осуществлять поиск и выборку по следующим признакам:

  • аудитора — по фамилии, имени, отчеству, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру индивидуального предпринимателя, номеру квалификационного аттестата, наличию единого квалификационного аттестата;
  • аудиторскую организацию — по наименованию организации, организационно-правовой форме, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру, участию в международных сетях аудиторских организаций, наличию в штате аудиторской организации аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат.

Сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе, содержащиеся в реестрах аудиторов и аудиторских организаций, представляются саморегулируемыми организациями аудиторов по письменному запросу заинтересованного лица. Минфин России не предоставляет сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Читайте так же:  Требования к оформлению устава ооо

Как провести аудит финансового состояния компании

Для чего компании аудит

Деятельность компании, будь то огромный холдинг с разветвленной структурой дочерних организаций и филиалов, или малое предприятие с мизерным оборотом и штатом, строится на базовых принципах. Среди них: планирование, регулирование, учет, анализ и контроль.

Финансовый контроль или аудит финансово-хозяйственной деятельности это элемент общей системы контроля на предприятии. Он производится наряду с иными видами и формами контроля:

  • входным контролем сырья;
  • пооперационным контролем технологических процессов;
  • приемочным контролем готовой продукции;
  • контролем за исполнением внутренних и внешних регламентов качества и т. д.

Финансовый аудит позволяет оценить экономическую эффективность деятельности предприятия в целом или отдельных его участков и подразделений. С помощью финансового аудита в деятельности компании выявляются проблемные сегменты, причины низких финансовых показателей, оцениваются потенциальные риски и угрозы, намечаются пути их преодоления. По его результатам принимаются управленческие решения руководством компании и ее собственниками, а в некоторых случаях и другими заинтересованными лицами.

Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, детально рассказываем в материалах специальной рубрики.

Кому нужно проводить обязательный аудит

Компания «АУДИТ-СЕРВИС» имеет большой опыт выполнения аудиторских проверок бухгалтерской отчетности страховых, кредитных и других финансовых организаций, составленной в соответствии с РСБУ или МСФО.

Наш аудитор с «единым» аттестатом постоянно взаимодействует со всеми участниками проверки, что предоставляет возможность уже на первых этапах обнаруживать искажения в учете и устранять выявленные риски финансовых потерь.

После завершения аудита мы составляем подробный отчет, обсуждаем его с заказчиком, даем оценки потенциальных рисков и предлагаем решения по оптимизации деятельности организации, росту ее результативности.

Качественные исходные данные — основа эффективного аудита

Сбор исходных данных — ответственный этап аудиторской проверки.

  • бухгалтерская первичка;
  • учетные регистры;
  • отчетность (управленческая, производственная, налоговая, бухгалтерская).

Необходимую информацию может дать инвентаризация активов и обязательств. С ее помощью получают наиболее полное и точное представление об имеющихся на предприятии материалах, сырье, иных видах активов и обязательств, их количестве, состоянии и т. д.

Сбор данных не должен быть хаотичным: каждый специалист на своем участке собирает те сведения, которые затем тщательно проверяются и анализируются.

При проведении аудита финансовой деятельности своими силами можно отказаться от отдельных процедур по сбору данных, применяемых обычно в аудиторских проверках. Например, нет смысла опрашивать исполнителей, наблюдать за технологическими процессами или отдельными операциями, если задействованные в проверке специалисты досконально знакомы с технологией производства и для понимания деятельности предприятия в дополнительной информации не нуждаются. Хотя в определенных ситуациях для достижения поставленных перед проверяющими задач требуются такие мероприятия, как хронометраж или фотография рабочего времени.

Не следует пренебрегать также изучением результатов предыдущих внешних проверок предприятия (ИФНС и иных надзорных органов), независимых аудиторских проверок (если они проводились), внутренних проверок, проведенных силами самой компании.

Собранная информация систематизируется, при необходимости агрегируется или детализируется для дальнейшего анализа и оценки.

Обязательный аудит благотворительного фонда

Иногда встает вопрос о неотвратимости обязательного аудита в конкретных организациях, а, в частности, – в благотворительных фондах. Ключевое отличие НКО от иных юридических объектов в том, что зарабатывание прибыли — не главная ее цель, а извлеченный доход тратится на реализацию уставной миссии. То есть НКО может заниматься коммерческой деятельностью, но исключительно для достижения тех задач, ради которых она образована в рамках существующей схемы государственной регистрации.

Когда нужно проводить обязательный аудит фонда

ФЗ предусмотрено, что непременный аудиторский контроль осуществляется исключительно аудиторскими фирмами. Если вы нашли свой фонд в перечисленном ниже списке, то обязательно проведение аудита, который осуществляется каждый год.

Кроме того, аудит фонда вправе потребовать грантодатель либо благотоворитель в отношении учреждений, получивших от него субсидии.

Кому нужно проводить обязательный аудит

  • негосударственным пенсионным фондам,
  • акционерным инвестиционным фондам,
  • управляющим компаниям акционерного инвестиционного фонда,
  • управляющим компаниям паевого инвестиционного фонда,
  • специализированным депозитариям негосударственного пенсионного фонда,
  • паевым инвестиционным фондам (кроме государственных внебюджетных фондов),
  • фондам содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств),
  • иным фондам (например, фонд венчурных инвестиций, благотворительный фонд, фонд перспективных исследований, Российский научный фонд и т.д.)

Аудит финансовых организаций

Аудит финансовых организаций представляет собой комплексное исследование и оценку финансового положения фирмы с последующим рассмотрением перспективы развития. Финансовые организации, где аудит обязателен, — это юридические лица, реализующие банковские и не банковские операции, функционирующие на рынке ценных бумаг, страховщики, микрофинансовые и кредитные фирмы, негосударственный пенсионный фонд и многие иные. Аудит финансовых организаций должен выполняться аудиторской компанией, и, что особенно важно, выполнять его могут только аудиторы, имеющие «единый» аттестат, выданный после 01 января 2011 года.

Собранные в ходе аудита сведения позволяют:

  • обнаружить законодательные нарушения в секторе бухгалтерского учета;
  • проанализировать вращение денежной массы;
  • определить эффективность применения инвестиционных финансовых ресурсов;
  • составить план развития предприятия.

Схема проведения проверки

Составление подробной программы аудита выполняется после анализа доходов и расходов предприятия, баланса, детального обсуждения его с клиентом. По итогам становится понятен весь объем проверки и стороны договариваются об основных параметрах работы: сроках аудита, составе аудиторской группы, финансовых составляющих и формы предоставления результата.

Основные формы аудиторских услуг

Чаще всего аудит финансовых организаций проводится по следующим направлениям:

  • определение достоверности и общий обзор бухгалтерской отчетности;
  • аудит схемы внутреннего учета и контроля;
  • изучение финансового состояния компании;
  • оценки пассивов или активов;
  • налоговый аудит и оптимизация финансовых налоговых выплат.

Причины проведения аудиторской проверки

Аудит может быть организован по определенному направлению, установленному заказчиком в соответствии с причиной, побудившей к проведению проверки:

  • обязательный ежегодный финансовый аудит;
  • по причине регистрационных изменений;
  • в рамках передачи финансовых дел и документации по учету при смене исполнительного руководства, изменениях в числе учредителей;
  • проверка, вызванная значительными переменами в экономическом состоянии предприятия.

Методы аудита финансовой организации

Чтобы организовать выполнение аудиторской проверки, применяются следующие методы:

  • тщательное изучение нюансов производства и ознакомление с целями организации;
  • исследование данных о кадровом составе, способах ведения бухгалтерского учета;
  • анализ финансовых условий, в которых действует объект проверки;
  • привлечение узких специалистов для получения объективных сведений о специфических аспектах деятельности и структуре расходов контролируемой фирмы.

Принципы аудита финансовых организаций

Когда заключен договор и начат аудит фирмы, приглашенные специалисты имеют право:

  • исследовать документацию, касающуюся управленческого учета предприятия,
  • выполнять анализ финансовых документов,
  • письменно запрашивать от третьих лиц сведения, которые требуются для выполнения проверки.

Если объект проверки не предоставляет какие-либо финансовые документы, данные учета, отказывается содействовать по параметрам, утвержденным в договоре, то проверяющая фирма праве отказаться выполнять аудит. При уклонении от аудиторской проверки для финансовых организаций предусмотрено наложение штрафных санкций по решению суда.

Налоговый аудит финансовых организаций и планирование

Частью проверки финансовой организации является налоговый аудит, цель которого – выявить и устранить возможные нарушения учета перед плановой проверкой налоговой инспекцией. Приглашенный аудитор проверяет соответствие начисленных налоговых выплат критериям налогового законодательства, выявляет финансовые налоговые риски и вероятность штрафных санкций со стороны налоговых структур.

Читайте так же:  Штраф за обязательный аудит в году

Например, аудитор по итогам инвентаризации устанавливает правильность фиксирования в бухгалтерском учете поступивших финансовых и нематериальных активов. На основании первичной документации определяется целесообразность приобретения текущих активов.

В рамках налогового планирования аудиторская компания дает рекомендации по коррекции учетной политики с целью уменьшения налоговой нагрузки.

Разработка методологий и аналитические исследования

Опыт наших аудиторов в части оценки потенциала организации, проведения аналитической работы, составления итоговой информации и оперативных отчетов позволит Вам принимать результативные управленческие решения, базирующиеся на подробном исследовании, что повысит качество учета, результативность деятельности и уровень финансовых показателей фирмы.

Деловая репутация ООО «АУДИТ-СЕРВИС», продолжительность ее деятельности на рынке услуг аудита в Москве и Саратове, количество аттестованных аудиторов позволяют нам проводить проверку деятельности любой финансовой организации. Наше заключение полезно не только для внутренних целей (для приведения учета в соответствии с законодательством), но и для внешних – потенциальные партнеры и клиенты фирмы часто хотят ознакомиться с заключением последнего проведенного аудита компании, чтобы оценить уровень риска вложения денег в конкретную организацию.

Если у Вас имеются вопросы, касающиеся бухгалтерского учета или организации процедуры аудита, то оставьте на сайте заявку на организацию проверки, и мы перезвоним Вам в кратчайшие сроки. Наши специалисты предоставят всю исчерпывающую информацию по учету и процедуре аудита финансовых компаний.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Стоимость услуг

₽ от 80 000 до 280 000 рублей

По нашей практике, стоимость обязательного аудита НКО составляет от 80 000 до 280 000 рублей. Цена зависит от объема работ, т.е. от активности НКО: количества доноров, активности трат их средств на цели, прописанные в уставе НКО. Такой разброс цен обусловлен тем, что стоимость напрямую зависит от объема работ.

В зависимости от поставленных целей, наши аудиторы:

1. Проверяют соблюдение требований соглашений, контрактов с донором , расход средств.

2. Контролируют корректность ведения учета средств целевого финансирования, в том числе и иностранного, средств, полученных из-за рубежа.

3. Проверяют эффективность в приобретении, использовании организацией ее ресурсов.

4. Выявляют случаи неэффективного и неэкономного, нецелевого расходования средств.

Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

  • негосударственный пенсионный или иной фонд;
  • акционерный инвестиционный фонд;
  • управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).
  • То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение.

Наша ответственность застрахована !

Профессиональная ответственность дополнительно застрахована страховой группой, лимит ответственности 12.000.000 рублей. Аудиторские услуги оказывают налоговые юристы и аудиторы с многолетним опытом работы в профильных учреждениях, в том числе налоговых органах.

20 лет помогаем строить успешный бизнес!

Заполните простейшую анкету , и мы в течение 24 часов подготовим Вам коммерческое предложение, описывающее что мы для вас сделаем, сколько это будет стоить, в какие сроки мы проведем проверку и кто будет для вас работать.

Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

  • жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
  • кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);
  • государственные корпорации (ст.7.1 Закона №7-ФЗ, ст.35 Федерального закона от 01.12.2007 г. №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ст.9 Федерального закона от 23.11.2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и пр.);
  • НКО, связанные с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей (ст.6 и ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала НКО»).
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита (например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2015 г.»).

Финансовый аудит фонды

Обязательный аудит фондов подразумевает регулярную проверку сертифицированными аудиторами финансовой отчетности, бухгалтерского учета некоммерческих организаций, сформированных на базе добровольных платежей и преследующих цели, направленные на культурное просвещение либо на развитие образования, благотворительность и другие социально направленные задачи.

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

  • общественных или религиозных организаций (объединений);
  • общин коренных малочисленных народов РФ;
  • казачьих обществ;
  • некоммерческих партнерств;
  • учреждений;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • социальных, благотворительных и иных фондов;
  • ассоциаций и союзов;
  • в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Читайте так же:  Методы проведения кадрового аудита и их характеристика

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

Как спланировать проверку организации

Несмотря на то что в законодательстве отсутствуют жесткие требования к процедуре проведения аудита хозяйственной деятельности предприятия своими силами, начинать такое мероприятие лучше с определения цели проводимой проверки и составления детального плана.

При планировании аудита финансового состояния организации, проводимого без привлечения внешних специалистов, нет необходимости всецело опираться на аудиторские стандарты. Они предусматривают специфические подходы к проверке: риск-ориентированный способ организации контроля, определение уровня существенности, выборочный метод проверки и т. д. Проверка собственными силами может проходить сплошным способом и не требовать расчета существенности.

В первую очередь определяется объем проверки:

  • по конкретным подразделениям или в целом по предприятию;
  • отдельным направлениям деятельности;
  • проблемным учетным сегментам и т. д.

Исходя из запланированных объемов рассчитывается число задействованных в проверке специалистов, которые распределяются по участкам, подлежащим контролю; назначается руководитель проверки.

Затем устанавливается оптимальный период проверочных мероприятий с учетом не только длительности контрольных процедур, но и времени на обсуждение результатов проверки, их анализ и оценку, а также на подготовку итогового документа по результатам аудита для представления руководству и собственникам компании.

Далее определяются методики проверочных процедур и детально расписываются по времени и задействованным специалистам. Здесь уже используются наработки и опыт аудиторов, а также их рабочие программы по отдельным участкам контроля. Или разрабатываются собственные проверочные алгоритмы, учитывающие специфику работы компании. Но этот процесс трудоемкий и затратный по времени, поэтому его лучше проводить заранее.

Грамотно спланированный аудит проходит эффективно и в оптимальные сроки.

Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):
— все акционерные общества;
— компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
— кредитные организации;
— бюро кредитных историй;
— организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— страховые организации;
— клиринговые организации;
— общества взаимного страхования;
— организаторы торговли;
— негосударственные пенсионные и иные фонды;
— акционерные инвестиционные фонды;
— управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственного пенсионного фонда;
-организации, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;
— иные организации в случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит должен проводится ежегодно (п. 2 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Аудиторская проверка может быть проведена в несколько этапов по желанию аудируемого лица.

Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение 3 рабочих дней с даты аудиторского заключения (п. 9 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Какие виды НКО обязаны ежегодно проводить аудит?

В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Кому поручить проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Для проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно использовать собственные ресурсы или воспользоваться платными услугами специализированных компаний и экспертов.

Кому доверить аудит финансового состояния и деятельности компании в целом? Единого рецепта не существует. На решение влияют разнообразные факторы: требования закона по проведению обязательного аудита, намерения руководства или собственников компании, наличие средств для оплаты услуг независимых экспертов и др.

Если обязательного аудита не избежать, выбор сужается. Такой вид аудита производится исключительно аудиторами, имеющими квалификационные аттестаты и состоящими в профессиональной саморегулируемой организации. Когда же обязательный аудит не требуется, но необходимость в аудите высока и финансовые ресурсы для этого есть, можно воспользоваться услугами консалтинговой фирмы, специализирующейся на анализе и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Если же в компании есть свои квалифицированные кадры финансово-экономического профиля и/или руководство не хочет раскрывать свою деятельность сторонним аналитикам, можно провести аудит собственными силами.

Далее разберемся, как провести финансовый аудит компании своими силами.

Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные

В процессе аудиторской проверки применяются разнообразные приемы, способы и методы:

Аналитические процедуры проводят по всем направлениям:

Чем детальнее проведены все запланированные процедуры, тем обоснованнее сформулированные на их основе выводы и эффективнее принятые по итогам проверки решения.

Какие решения собственников оформляются в том числе по итогам аудита, рассказываем в материалах:

Итоги

Аудит финансового состояния и в целом всей деятельности компания может проводить как с помощью привлеченных экспертов, так и собственными силами. В любом случае проверка требует тщательного планирования, качественного сбора информации, анализа и оценки. По результатам аудита принимаются различные управленческие решения, в том числе повышающие эффективность деятельности предприятия.

Читайте так же:  Конфликты учредителей ооо

Аудит некоммерческих организаций

Обязательный аудит НКО (некоммерческих организаций)

Согласно ФЗ, годовой аудит НКО подразумевает анализ расходного и доходного сегментов бюджета в строгом соответствии с утвержденной сметой некоммерческой организации.

В процессе аудита сотрудники нашей фирмы проводят следующие действия:

  • контроль правильности бухгалтерской отчетности и учета ресурсов целевого финансирования по отчетному периоду;
  • проверяют соблюдение критериев соглашений в области расходования финансов;
  • оценивают отчетность на предмет достоверности отображения хозяйственных действий;
  • выявляют факты нерационального расходования средств;
  • подготавливают аудиторское заключение и рекомендации по коррекции вскрытых недочетов для последующей эффективной работы.

Когда нужно проводить обязательный аудит НКО

Закон предусматривает следующие критерии обязательности проведения аудита в НКО (ст. 6 закона № 275-ФЗ):

  • стоимость имущества, состоящего на балансе, из которого формируется целевой капитал НКО, превышает на последнюю дату проверяемого года 20 миллионов рублей,
  • размер финансирования НКО превышает 5 миллионов рублей,
  • НКО имеет статус саморегулируемой организации,
  • НКО осуществляет функции иностранного агента,
  • НКО является политической партией, которая получила в отчетный период финансирование по государственной программе или любое финансирование на сумму более 60 млн. руб., или израсходовала денег на сумму свыше 60 млн. руб.

Нами гарантируется качественное проведение аудиторских проверок и дополнительное консультирование в разработке методов эффективного контроля.

Оставьте заявку на нашем сайте, и мы оперативно проведем аудиторскую проверку Вашей компании и дадим рекомендации по оптимизации ее деятельности.

Финансовый аудит фонды

Что дает аудит фонда ?

Мы проводим инициативный и обязательный аудит общественных организаций, образовательного учреждения (НОУ),благотворительного фонда и других некоммерческих организаций. Аудит некоммерческой организации (НКО) заказывается, как правило, или спонсором, или директором НКО.

НКО: Подготовится к налоговой проверке и снизить риски доначислений по налогу на прибыль, штрафов и пеней из-за некорректного учета средств целевого финансирования

Ассоциации (объединения): Выводы аудитора позволяют спонсору вновь обрести уверенность в том, что выделенные им средства тратятся только на поставленные им же цели;

Благотворительного фонда: Предоставить спонсору отчет независимой аудиторской организации о целевом использовании выделенных средств

Удовлетворить требования Минюста России об обязательном аудите Некоммерческих организаций, в том числе фондов, имеющих статус иностранного агента.

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).
Читайте так же:  Решение единственного участника о смене генерального директора

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

Видео (кликните для воспроизведения).

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Источники

Финансовый аудит фонды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here