Финансовый контроль и финансовый аудит грбс

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Финансовый контроль и финансовый аудит грбс". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Финансовый контроль и финансовый аудит грбс

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Обзор документа

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98727 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 г.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:

1) пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) вступит в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что действующие в настоящее время порядки осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, принятые соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее — Порядки), должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2020 года;

2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.

Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.

Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» и «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: «Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации».

Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита» (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).

Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.

Читайте так же:  Уплата госпошлины за регистрацию юридического лица

Это означает, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и (или) принявшие решение об упрощенной организации внутреннего финансового аудита с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.

До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, и (или) Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Ранее изданные внутренние акты (стандарты) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению ими внутреннего финансового аудита подлежат уточнению с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита».

Также сообщаем, что в проекте федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» учтены особенности организации и осуществления внутреннего финансового аудита на уровне субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), исходя из которых определены несколько возможных форм организации внутреннего финансового аудита, в том числе упрощенная организация внутреннего финансового аудита.

Обращаем внимание, что объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.

При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Порядков, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части указанного содержания плана).

Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год рекомендуется сформировать с учетом положений Порядков.

Минфин России просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести указанное письмо до главных администраторов бюджетных средств субъекта Российской Федерации, а также до финансовых органов муниципальных образований (главных администраторов средств местного бюджета).

A.M. Лавров

НОВАЯ МОДЕЛЬ ФИНКОНТРОЛЯ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ — 2019

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

В связи с совершенствованием государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита рассмотрим уточнение полномочий участников бюджетного процесса по его организации и проведению, новые задачи и порядок осуществления внутреннего контроля с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 26.07.2019 № 199-ФЗ и № 247-ФЗ.

Цели и причины оптимизации внутреннего финансового контроля

Основные направления оптимизации внутреннего контроля — 2019

Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее — Закон № 199-ФЗ) направлен на повышение эффективности финансового контроля и аудита по следующим основным направлениям:

определение целей, задач и порядка осуществления соответствующих видов контроля государственного (муниципального) финансового контроля (далее — госфинконтроль, Г(М)ФК), внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА);
усиление контроля за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств , положений правовых актов , обуславливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по выплатам из бюджетов бюджетной системы РФ;
совершенствование порядка применения бюджетных мер принуждения (БМП);
формирование федеральной системы стандартов ВФА , которые должны содержать принципы, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения ВФА, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА;
определение требований к порядку проведения мониторинга качества финансового менеджмента (порядком должны определяться в том числе правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации для его проведения).

Модель осуществления государственного финансового контроля в России

Виды государственного контроля Органы — субъекты государственного финансового контроля Объекты контроля
Внешний государственный финансовый контроль Счетная палата Российской Федерации — высший орган внешнего государственного аудита Учредители, ГРБС — органы исполнительной власти (государственные органы) (федеральные и субъектов РФ), осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федерального бюджетного или автономного учреждения;
Учреждения — получатели средств бюджета:
— казенные учреждения — получатели бюджетных средств (участники бюджетного процесса);
— бюджетные и автономные учреждения — получатели субсидий (неучастники бюджетного процесса)
Внутренний государственный финансовый контроль Федеральное казначейство осуществляет:
— контроль в финансово-бюджетной сфере;
— анализ осуществления полномочий по ВФК и ВФА
Внутриведомственный контроль Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) осуществляет:
— внутренний финансовый контроль (ВФК);
— внутренний финансовый аудит (ВФА)
— Получатели субсидий, инвестиций, кредитов и займов;
— Получатели бюджетных средств;
— Получатели межбюджетных трансфертов;
— Региональные операторы;
— Федеральные государственные бюджетные учреждения;
— Иные юридические и физические лица, получающие средства из федерального бюджета, а также совершающие операции с ними;
— Средства Фонда ЖКХ
Читайте так же:  Регистрация присоединения юридического лица

Проблемы реализации внутреннего контроля как самостоятельного бюджетного полномочия следующие:

излишняя формализация процедур внутреннего контроля;
субъективная оценка рисков исполнителями операций, демотивация «показывать» результаты внутреннего контроля;
отсутствие единой регламентации к осуществлению внутреннего контроля по уровням бюджетной систем;
отсутствие связи между результатами оценки качества финансового менеджмента и внутреннего контроля.

Решение проблем с учетом принятия поправок в Бюджетный кодекс РФ (в редакции Закона № 199-ФЗ):

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Обзор документа

Минфин выпустил разъяснения по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита с учетом изменений в законодательство, вступающих в силу с 1 января 2020 г., и указал:

— главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий;

— аудит нужно будет проводить в соответствии с федеральными стандартами.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в стандарте «Планирование внутреннего финансового аудита».

Курс повышения квалификации Внутренний контроль и внутренний аудит у главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) и в учреждениях

Код 41336

Курс о задачах, порядке и особенностях внутреннего контроля и внутреннего аудита у главного распорядителя бюджетных средств

Видео (кликните для воспроизведения).

Для руководителей, финансовых контролеров и аудиторов, главных бухгалтеров главных распорядителей бюджетных средств, централизованных бухгалтерий, государственных (муниципальных) бюджетных, автономных, казенных учреждений

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит у главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), в бюджетных и автономных учреждениях

Нормативно-правовое регулирование и организация проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита в бюджете.
Задачи внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита.
Субъекты, объекты, контрольные действия. Способы проведения контрольных действий.

Внутренний контроль и внутренний аудит закупок:

  • Соблюдения требований к обоснованию закупок, и обоснованности закупок;
  • Соблюдения правил нормирования в сфере закупок,
  • Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
  • Контроль применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • Контроль соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • Своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • Соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Внутренний контроль у государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.
Обязанность принимать к бухгалтерскому учету первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля. Федеральные стандарты организаций государственного сектора.

Внутренний контроль и внутренний аудит у главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС).
Самоконтроль. Контроль по уровню подчиненности и контроль по уровню подведомственности.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит учредителя государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль: органы, объекты, субъекты, задачи, методы, контрольные процедуры, оформление результатов проверки.

Приказ Минфина России от 07.09.2016 N 356 (ред. от 29.12.2017) «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» на практике.

  • Задачами внутреннего финансового контроля.
  • Бюджетные риски: риски несоблюдения бюджетного законодательства; риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств; риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции; риски недостижения целевых значений.
  • Внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур.
  • Контроль обоснованности формирования, своевременности финансирования, полноты и качества выполнения государственного (муниципального) задания.
  • Контроль за наличием и движением имущественных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
  • Контроль обоснованности расходов на оплату труда.
  • Контроль экономической эффективности расходования бюджетных средств и целевого использования бюджетных средств.
  • Осуществление внутреннего контроля качества ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Увязка показателей; удаленный мониторинг ключевых показателей.
  • Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств. Карта внутреннего финансового контроля.

Приказ Минфина России от 30.12.2016 N 822 (ред. от 27.07.2018) «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита» на практике.

Осуществление внутреннего финансового аудита:

  • Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок. Формирование программы аудита.
  • Выбор приоритетных направлений аудита системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств.
  • Определение значений приоритетности объектов аудита достоверности бюджетной отчетности.
  • Проведение аудиторских проверок
  • Составление Акта по результатам аудиторской проверки, Отчета о результатах проверки, Годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
  • Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность.
  • Расчет показателей оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств.
  • Соглашение о передаче полномочия распорядителя средств федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Читайте так же:  Реквизиты для оплаты госпошлины за регистрацию ооо

Классификация и виды нарушений.

  • Нарушения при формировании и исполнении бюджетов.
  • Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью.
  • Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц.

Подготовка и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля и внутреннего аудита, организация их хранения.
Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отчетности.

Ответственность за правонарушения действующего законодательства.
Обзор арбитражной практики.

Ответы на практические вопросы о практике проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в бюджете.

Финансовый контроль и финансовый аудит грбс

Дата документа 31.10.2019
Метки Статья

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в бюджетных и автономных учреждениях в 2020 году

Нормативно-правовое регулирование и организация проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита в бюджете.
Задачи внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита.
Субъекты, объекты, контрольные действия. Способы проведения контрольных действий.

Внутренний контроль и внутренний аудит закупок:

  • Соблюдения требований к обоснованию закупок, и обоснованности закупок;
  • Соблюдения правил нормирования в сфере закупок;
  • Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
  • Контроль применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • Контроль соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • Своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • Соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Внутренний контроль у государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.
Обязанность принимать к бухгалтерскому учету первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля. Федеральные стандарты организаций государственного сектора.

Внутренний контроль и внутренний аудит у главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС).
Самоконтроль. Контроль по уровню подчиненности и контроль по уровню подведомственности.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит учредителя государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль: органы, объекты, субъекты, задачи, методы, контрольные процедуры, оформление результатов проверки.

Приказ Минфина России от 07.09.2016 N 356 (в последней редакции) «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» на практике.

  • Задачами внутреннего финансового контроля.
  • Бюджетные риски: риски несоблюдения бюджетного законодательства; риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств; риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции; риски недостижения целевых значений.
  • Внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур.
  • Контроль обоснованности формирования, своевременности финансирования, полноты и качества выполнения государственного (муниципального) задания.
  • Контроль за наличием и движением имущественных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
  • Контроль обоснованности расходов на оплату труда.
  • Контроль экономической эффективности расходования бюджетных средств и целевого использования бюджетных средств.
  • Осуществление внутреннего контроля качества ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Увязка показателей; удаленный мониторинг ключевых показателей.
  • Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств. Карта внутреннего финансового контроля.

Приказ Минфина России от 30.12.2016 N 822 (в последней редакции) «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита» на практике.

Осуществление внутреннего финансового аудита:

  • Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок. Формирование программы аудита.
  • Выбор приоритетных направлений аудита системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств.
  • Определение значений приоритетности объектов аудита достоверности бюджетной отчетности.
  • Проведение аудиторских проверок.
  • Составление Акта по результатам аудиторской проверки, Отчета о результатах проверки, Годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
  • Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность.
  • Расчет показателей оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств.
  • Соглашение о передаче полномочия распорядителя средств федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Классификация и виды нарушений.

  • Нарушения при формировании и исполнении бюджетов.
  • Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью.
  • Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц.

Подготовка и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля и внутреннего аудита, организация их хранения.
Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отчетности.

Ответственность за правонарушения действующего законодательства.
Обзор арбитражной практики.

Ответы на практические вопросы о практике проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в бюджете.

Внутреннего финансового контроля нет?

Вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита стали темой для разговора участников секции, которая прошла в рамках VI Васильевских чтений.

Внутренний контроль — это не ведомственный контроль

Читайте так же:  Акции реорганизации зао в ооо

В соответствии с законодательством главные администраторы бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит. На подзаконном уровне существует большое количество нормативных актов, которые регулируют эти процедуры, утверждены соответствующие методические рекомендации. Тем не менее, как отметил директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Романов, складывается ощущение, что внутреннего контроля в том виде, в котором он задумывался, нет. Вернее, цели, для достижения которых были разработаны системы ВФК и ВФА, в настоящее время не достигаются. Это происходит в силу многих причин, как объективных, связанных с недостатком правового регулирования, так и субъективных, вызванных неправильным пониманием главными администраторами бюджетных средств того, как нужно и должно организовывать работу сравнительно новых инструментов.

Конечно, в госструктурах, от которых введения такого контроля требует законодательство, ВФК и ВФА созданы — контрольные органы в лице Счетной палаты и Казначейства России тщательно за этим следят. Но вся проблема в том, что работает эта система, как правило, формально — вся ее организация направлена на соблюдение требований нормативных правовых актов, а не на контроль. Неправильное понимание сути внутреннего финансового контроля и аудита базируется еще и на том, что главный администратор бюджетных средств привык к ведомственному контролю, который существовал всегда и с которым сложно расстаться. В результате происходит неоправданное сращивание аудита и ведомственного контроля. Подразделение ВФА создается, но при этом меняется только вывеска, а функции остаются прежние — контроль направлен на фиксацию нарушений подведомственных организаций, ВФА при этом превращается в довесок к ведомственному контролю. Прежние контролеры, называясь теперь аудиторами, также приходят на проверки, и их задача — не предупреждение нарушений и подготовка рекомендаций по устранению причин их возникновения, а надзор за тем, что уже случилось.

Подготовленные Минфином России поправки в постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 пока не решают озвученных проблем, а только формализуют понятия и дают некий инструмент для реализации внутреннего контроля и аудита. «В ближайшее время мы попытаемся нарисовать схему организации ВФК и ВФА, которая должна отвечать основным их принципам, — отметил Романов. — И из этой схемы должно быть предельно ясно, что ВФК — не отдельный институт контроля, а постоянно действующий процесс, который осуществляется не специально назначенными людьми, а сотрудниками, непосредственно выполняющими свои функциональные обязанности».

Что касается ведомственного контроля, то законодательно не прописано, что он должен быть, тем не менее у ГАБС есть полномочия учредителя, в соответствии с которыми он имеет право создавать структуру, призванную осуществлять ведомственный контроль, рассматривая все сферы деятельности подведомственного учреждения, а не только финансовую. При этом ведомственный контроль может и должен использовать резервы и информацию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Сэкономить ресурсы и обеспечить контроль

О том, как работает система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах власти столицы, рассказала заместитель начальника Главного контрольного управления Москвы И. Е. Зайко. Именно Главконтроль осуществляет методологическое обеспечение ВФК и ВФА, ведомственного контроля, разрабатывая типовые регламенты, положения, образцы оформления приказов и т. д. Кроме того, в Москве есть Межведомственная комиссия по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти при осуществлении ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля, в которую входят представители всех органов власти столицы.

Сегодня ситуация сложилась таким образом, что орган исполнительной власти в соответствии с законодательством должен осуществлять целый ряд контролей: внутренний финансовый контроль фактов хозяйственной жизни в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402‑ФЗ, так как является юридическим лицом; учредительский контроль, так как является учредителем; ведомственный контроль в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом № 44‑ФЗ; внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в соответствии с Бюджетным кодексом. Штатная численность органа власти, как правило, ограниченна, и подмена аудита ведомственным контролем как раз и идет от желания объединить выполнение нескольких обязательных функций, сэкономив ресурсы. При этом, как отметила Зайко, задачи ВФК и ВФА, учредительского контроля и ведомственного контроля часто схожие (рисунок).

В Москве половина ГРБС имеют от 8 до 55 подведомственных учреждений, объем бюджетных средств, направляемых ими на госзаказ, достигает 20 миллиардов рублей. Естественно, что эти ГРБС нуждаются в организации контроля не только непосредственно в своем ведомстве, но и в реализации задач по повышению эффективности использования бюджетных средств всей подведомственной сетью. На этом и базируется понимание Главным контрольным управлением Москвы того, как должна работать система контролей ведомства. «Сейчас необходимо разработать единые стандарты (методики, регламенты) организации контрольных мероприятий в рамках всех имеющихся контрольных полномочий, которые позволят совмещать в едином контрольном мероприятии проверку всех вопросов, входящих в текущем периоде в рисковую зону, независимо от вида контрольных полномочий. Это позволит исключить дублирование контрольных мероприятий, проводимых в отношении одного объекта контроля в рамках всех имеющихся полномочий. Кроме того, необходимо исключить применение различных мер ответственности в зависимости от вида контроля, в рамках которого проводится контрольное мероприятие», — подчеркнула Зайко.

Очень большой вопрос вызывает и соблюдение такого принципа внутреннего аудита, как независимость. Например, штатная численность администраций муниципальных образований города Москвы, как правило, три человека: глава администрации, главный бухгалтер и специалист по закупкам. Выделить из этого состава кого-то независимого и свободного от выполнения бюджетных процедур невозможно.

Читайте так же:  Открытие туристического бизнеса

По идее и задумке методологов ВФК и ВФА работа этой системы должна вести к тому, чтобы информация, полученная в ходе осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, анализировалась и способствовала совершенствованию деятельности органа власти. Главное контрольное управление Москвы проводит регулярный анализ состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах власти столицы и, к примеру, выясняет следующее. Согласно Бюджетному кодексу внутренний контроль направлен на подтверждение соответствия бюджетных операций внутренним стандартам, но ни у одного органа власти, в котором проводилось обследование, внутренние стандарты не были утверждены. То есть внутренний финансовый контроль существует сам по себе и проводится от случая к случаю. Кроме того, были выявлены и такие недостатки, как:

излишняя контрольная нагрузка — тотальный контроль без учета рисковых операций;

неоправданная избирательность контроля, то есть контроль какого-то любимого участка;

формализм при организации контроля, то есть контроль для галочки и поверхностный контроль;

отсутствие обратной связи, то есть контроль без принятия решений по его результатам и контроль без проведения последующего обучения.

Опыт по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах власти Вологодской области освятил заместитель начальника контрольно-ревизионного управления Департамента финансов Вологодской области М. В. Семенов. Он отметил, что, как показывает практика, для повышения эффективности бюджетного рубля недостаточно периодических контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.

Общая сумма нарушений по итогам проверок 2016 года, проведенных Департаментом финансов Вологодской области в рамках ВГФК, составила более 15% от суммы проверенного бюджетного финансирования, то есть практически каждый шестой рубль был израсходован неправомерно. При этом проведенный анализ показал, что недостаточно эффективная система внутреннего контроля в органах исполнительной государственной власти области и органах местного самоуправления в 78% случаев является первопричиной нарушений бюджетного законодательства.

«С 2017 года департамент финансов по поручению губернатора области начал исправлять сложившуюся ситуацию и выступил координатором работы по совершенствованию внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти области», — рассказал Семенов. Был разработан соответствующий план мероприятий с конечным сроком реализации 1 апреля 2018 года и создан Координационный совет при руководителе департамента финансов по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти области при осуществлении ими внутреннего финансового контроля, на котором системно рассматриваются промежуточные итоги реализации дорожной карты.

На сегодняшний день департамент финансов проанализировал все стандарты осуществления внутреннего финансового контроля, и органам власти рекомендован единообразный подход по их актуализации. Кроме того, департамент обязал органы исполнительной власти региона уточнить перечни процессов и операций внутренних бюджетных процедур, необходимых для формирования плана внутреннего финансового контроля, предварительно подготовив методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, в которых содержались примерные перечни процессов внутренних бюджетных процедур. Следующим шагом стала разработка так называемых чек-листов. Их введение обусловлено тем, что в ходе контрольных мероприятий проверяющие устанавливали: при принятии решений о выделении бюджетных средств главные распорядители бюджетных средств не проводят оценку на соответствие принимаемых решений нормативным правовым актам, регламентирующим процедуры бюджетного финансирования.

«Что в нашем понимании чек-лист? Это перечень действий специалиста по проверке представленных исполнителем документов на соответствие порядку предоставления субсидии перед принятием руководителем решения о предоставлении субсидии», — объяснил представитель Вологодской области. Также органам государственной власти было рекомендовано скорректировать планы внутреннего финансового контроля на 2017 год, применив риск-ориентированный подход, для чего подготовлены соответствующие методические рекомендации. Далее органы исполнительной власти обязали закрепить в положениях структурных подразделений и в должностных регламентах обязанности и полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, причем в том числе и у руководителей органов власти.

Следующим шагом стало внесение изменений в порядок проведения департаментом финансов области анализа осуществления ГРБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с целью создать у должностных лиц, в первую очередь у руководителей органов власти, мотивацию организовывать и эффективно осуществлять ВФК и ВФА. «Теперь мы ежегодно в первом квартале будем анализировать состояние внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита во всех органах исполнительной государственной власти области. Результаты анализа будут учтены при оценке качества финансового управления, которая будет предоставляться губернатору для принятия управленческих решений. Одновременно внесены изменения в показатели оценки организации и эффективности финансового контроля органов исполнительной власти области, а в KPI их руководителей и специалистов включены показатели (имеющие значительный вес), характеризующие качество внутреннего финансового контроля и аудита», — отметил Семенов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Органы власти под контролем департамента финансов скорректировали свои организационные структуры, обеспечив функциональную независимость специалистов, занимающихся внутренним финансовым аудитом, внесли изменения в должностные регламенты должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, разработали и утвердили план внутреннего финансового аудита на 2018 год. На сегодняшний день внутренний финансовый аудит осуществляется во всех органах исполнительной власти области.

Источники

Финансовый контроль и финансовый аудит грбс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here