Где осуществляется государственная регистрация предприятия

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Где осуществляется государственная регистрация предприятия". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Статья 22. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

Статья 22. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В силу прямого указания закона предприятие как имущественный комплекс является объектом недвижимости.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Регистрация прав на отдельные объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, их ограничения (обременения), сделки с такими объектами подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) в общем порядке, предусмотренном комментируемым законом, в территориальном органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения данных объектов (пункт 1 комментируемой статьи).

В том случае, если к моменту регистрации ограничения (обременения) прав на объект недвижимого имущества, сделки в отношении объекта недвижимости, данный объект включен в состав предприятия как имущественного комплекса и данное предприятие зарегистрировано в порядке, предусмотренном настоящим законом, взаимодействие между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Служба) и территориальным органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — территориальный орган Службы) осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 20 Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в ЕГРП и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами (далее — Правила, утверждены Приказом Министерства юстиции России от 4 марта 2005 г. N 16, в редакции Приказа от 20 декабря 2007 г. N 245).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Так, на основании выписки из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимости, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, направленной территориальным органом Службы, Службой заполняется лист об изменениях, в котором указываются предусмотренные Правилами сведения. Заполненный лист записи об изменениях прилагается к подразделу I-5 соответствующего раздела ЕГРП. В срок, не превышающий трех дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРП, о произведенных изменениях в письменной форме уведомляется правообладатель (пункт 20 Правил). Таким образом, в описанном случае не требуется подача правообладателем заявления о внесении изменений в ЕГРП.

В случае необходимости совершения сделки в отношении предприятия как имущественного комплекса государственная регистрация наличия и перехода права на предприятие в целом и сделки с ним проводятся Службой (пункт 2 комментируемой статьи, пункт 1 статьи 9 настоящего закона).

Исходя из толкования статьи 132 Гражданского кодекса РФ, предприятием как объектом недвижимости может быть имущественный комплекс, как содержащий в своем составе недвижимые вещи, так и не включающий в себя таких вещей или прав на них.

Комментируемый закон не содержит изъятий в отношении регистрации предприятия как имущественного комплекса, не содержащего в своем составе объектов недвижимого имущества и (или) прав на них. Особенностью регистрации такого предприятия является то, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Правил, пунктом 32-5 Правил ведения ЕГРП (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, в редакции Постановлений Правительства РФ от 23.12.1999 N 1429, от 03.10.2002 N 731, от 03.09.2003 N 546, от 12.11.2004 N 627, от 22.11.2006 N 710), в графу «Состав» подраздела I-5 ЕГРП вносятся слова «Объекты недвижимого имущества отсутствуют».

Следует отметить, что регистрация предприятия как имущественного комплекса, не имеющего в своем составе объектов недвижимости и (или) прав на них, в порядке, предусмотренном комментируемым законом, практически не производилась. Представляется, что причиной этого является наличие в действующем гражданском законодательстве достаточного количества инструментов для совершения сделок с входящими в имущественный комплекс предприятия движимыми вещами.

Для государственной регистрации права на предприятие как имущественный комплекс в Службу представляются следующие документы (примерный перечень):

— Нотариально удостоверенная доверенность. Доверенность, выданная юридическим лицом, должна быть подписана руководителем юридического лица и содержать печать юридического лица.

— Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

— Учредительные документы юридического лица. Свидетельства о постановке на налоговый учет, о регистрации юридического лица. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее, чем за месяц до даты обращения с заявлением о государственной регистрации прав.

— Справка о присвоении кодов статистики юридическому лицу.

— Свидетельства о регистрации прав на объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия.

— Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших документы, представляемые на государственную регистрацию.

— Акт инвентаризации предприятия;

— Бухгалтерский баланс с приложениями;

— Заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;

— Перечень долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия с указание кредиторов, характера, размеров и сроков их требования.

— Документы, содержащие описание объектов недвижимости, входящих в состав предприятия (кадастровые паспорта объектов).

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи, зарегистрированные переход права на предприятие, ограничение (обременение) права на предприятие являются основанием для внесения записей о переходе права, об ограничении (обременении) права на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, в Единый государственный реестр прав по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Читайте так же:  Когда вносится уставный капитал при создании ооо

Как уже указывалось выше, порядок взаимодействия Службы и территориальных органов Службы, особенности ведения ЕГРП в таких случаях регламентируется разделом III Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в ЕГРП и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами.

После приема заявления о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на предприятие, сделки с ним во все разделы ЕГРП, открытые на входящие в состав предприятия объекты недвижимости, вносятся записи о наличии правопритязаний. С этой целью Служба не позднее следующего рабочего дня с даты приема документов на государственную регистрацию права, ограничения (обременения) права на предприятие, сделки с ним направляет в территориальный орган Службы сообщение, содержащее сведения о принятии документов на государственную регистрацию, а также запрос о наличии зарегистрированных прав, ограничений (обременений) прав на объект, входящий в состав предприятия, о наличии поступивших в территориальный орган Службы решений (постановлений, определений) о наложении ареста на данные объекты недвижимости или запрета совершать с ними определенные действия, в том числе регистрационные действия, о наличии в ЕГРП актуальных записей о правопритязаниях в отношении данного объекта, а также о заявленных в судебном порядке правах требования на указанный объект (пункт 14 Правил).

Территориальный орган Службы не позднее следующего рабочего дня с момента получения запроса Службы направляет в Службу выписку из ЕГРП, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, входящий в состав предприятия, ограничениях (обременениях) прав на него, о наличии правопритязаний и заявленных в судебном порядке правах требования.

В данную выписку включаются, в частности, сведения о наличии поданных на государственную регистрацию сделки, обременения документов в отношении объекта недвижимости, включаемого в состав предприятия, если государственная регистрация по данному поданному пакету документов не произведена, а также сведения о наличии запретов или арестов, наложенных компетентными органами. Копия решения (постановления, определения) о наложении запрета или ареста прилагается к выписке.

Если после направления территориальным органом Службы выписки из ЕГРП поступило решение (постановление, определение) о наложении ареста на входящий в состав предприятия объект недвижимости, о запрете совершать определенные действия с данным объектом, в том числе регистрационные действия, территориальный орган Службы не позднее следующего рабочего дня с момента поступления указанного решения (постановления, определения) направляет в Службу его копию (пункт 16 Правил).

Служба не позднее следующего рабочего дня с момента проведения государственной регистрации перехода права, ограничения (обременения) права на предприятие, сделки с ним направляет в территориальный орган Службы выписку из ЕГРП, на основании которой территориальный орган Службы:

1) в графу «Особые отметки регистратора» подраздела I раздела ЕГРП, открытого на объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия, вносит слова «Включен в состав предприятия»;

2) при проведении Службой государственной регистрации перехода права на предприятие в подраздел II-1 ЕГРП вносит запись о переходе права на объект недвижимости;

3) при проведении Службой государственной регистрации ограничения (обременения) права, договора, на основании которого возникло ограничение (обременение) права на предприятие, вносит в подраздел III ЕГРП запись об ограничении (обременении) права на объект недвижимого имущества (например, при государственной регистрации Службой договора аренды предприятия или договора об ипотеке предприятия, ипотеки предприятия, возникшей на основании закона, запись об аренде вносится в подраздел III-1 ЕГРП, а запись об ипотеке — в подраздел III-2 ЕГРП) (пункт 17 Правил).

При принятии решения о прекращении государственной регистрации, отказе в государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на предприятие, сделки с ним Служба не позднее следующего рабочего дня с момента направления заявителю уведомления о прекращении государственной регистрации или сообщения об отказе в государственной регистрации направляет в территориальные органы Службы заверенную надлежащим образом копию указанного уведомления или сообщения, на основании которой территориальный орган Службы в графе «Особые отметки регистратора» подраздела II-1 ЕГРП погашает запись о правопритязании (пункт 19 Правил).

При прекращении предприятия как объекта права и закрытии соответствующего раздела ЕГРП Службой в течение следующего рабочего дня с момента совершения указанного действия в территориальный орган Службы направляется выписка из ЕГРП (приложение N 5), на основании которой территориальный орган Службы погашает в графе «Особые отметки регистратора» подраздела I ЕГРП запись о нахождении объекта недвижимого имущества в составе предприятия.

Запись о нахождении объекта недвижимого имущества в составе предприятия также погашается территориальным органом Службы при проведении государственной регистрации перехода от правообладателя предприятия права на данный объект к иному лицу (не в составе предприятия) (пункт 21 Правил).

Правила, принятие которых предусмотрено пунктом 3 комментируемой статьи, были утверждены Приказом Министерства юстиции России N 16 от 04 марта 2005 года. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним до издания указанного нормативного акта осуществлялась в общем порядке, предусмотренном комментируемым законом и Правилами ведения ЕГРП.

Порядок регистрации ЮЛ

Для подготовки документов на регистрацию ООО вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете сформировать пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.

Юридическое лицо — это организация, которая имеет собственное имущество, определенные права и обязанности. Для того, чтобы юр лицо стало действовать, его надо учредить и зарегистрировать в ИФНС. Регистрация юридического лица происходит по процедуре, установленной законом. Ее вполне можно провести самостоятельно, не прибегая к помощи юристов.

Классификация юридических лиц

Прежде чем пошагово рассмотреть порядок регистрации юридического лица, разберемся, какими они бывают. Гражданский кодекс РФ разделяет организации на коммерческие и некоммерческие. Основной целью коммерческих структур является получение прибыли. Некоммерческие организации не могут устанавливать такую основную цель и не должны распределять прибыль среди своих участников.

Следующий критерий юридического лица – публичность и непубличность (до 2014 года применялось понятие открытых и закрытых организаций). Публичные организации размещают ценные бумаги и акции, приглашая к ним практически неограниченный круг лиц. Непубличные такой цели не имеют.

Читайте так же:  Учет дивидендов по акциям

И последний важный признак юрлица, несколько лет назад введенный статьей 65.1 ГК РФ, это его корпоративность или унитарность. Учредители корпоративной организации являются его членами и формируют высший орган управления. А вот при создании унитарного юридического лица его учредители не приобретают в нем права членства.

Государственная регистрация юридических лиц, независимо от их типа, происходит по одному стандарту, утвержденному законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. В этой статье мы рассмотрим порядок регистрации самой популярной в бизнесе формы – ООО.

Случаи отказа в государственной регистрации коммерческих организаций

Отказать в регистрации торговых предприятий могут лишь по 3-м основаниям, которые предусматриваются пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001-го г.:

  1. непредставление определенных законодательством необходимой для государственной регистрации документации;
  2. представление документации в ненадлежащий регистрирующий орган;
  3. невозможна гос. регистрация изменений, вносимых в учредительную документацию ликвидируемого юр. лица, а также гос. регистрация юр. лиц, учредителем которых является указанное юр. лицо, либо гос. регистрация юр. лиц, возникающих в процессе его реорганизации (пункт 2 статьи 20 из Федерального закона).

Замечание 3

Эти правовые нормы, а также иные положения из Федерального закона означают следующее: законодатель отказывается от прежде действовавшей практики проверки законности образования и соответствия учредительной документации юр. лица закону.

Срок принятия решения по поводу отказа в регистрации такой же, что и срок принятия решения о регистрации юр. лица и составляет 5 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган документации. Решение, содержащее отказ в регистрации, должно быть мотивированным и включать в себя ссылку на конкретное нарушение, которое допустил заявитель. Данное решение направляют лицу, которое указано в заявлении о государственной регистрации, с извещением о вручении данного решения. Решение, содержащее отказ в государственной регистрации, можно обжаловать в судебном порядке.

Пошаговая инструкция по регистрации ООО

Прежде чем оформить документы для регистрации ООО, учредителям надо решить несколько важных вопросов. Без этого создание компании невозможно.

Шаг 1. Выберите наименование для общества

В гражданском обороте каждая организация действует под своим фирменным наименованием. В заявлении на регистрацию указывают оба варианта названия – сокращенное и полное, например:

  • ООО «Северное сияние»;
  • общество с ограниченной ответственностью «Северное сияние».

В форме Р11001 фирменное наименование общества вписывают только на русском языке, но в уставе дополнительно можно указать вариант на языке народов РФ или иностранном.

Многие учредители выбирают название, которое отражает направление бизнеса компании, а в некоторых случаях этого требует закон. Например, если регистрируют ломбард, страховую компанию или платежную систему, то наименование должно указывать на вид деятельности. В связи с этим возникает вопрос об уникальности выбранного варианта. Можно ли дать ООО название уже действующей организации?

Основанием для отказа в регистрации неуникальное фирменное наименование не является. Однако юридическое лицо-тезка, которое зарегистрировано раньше и действует в той же сфере, вправе через суд потребовать защиты своих прав (статья 1474 ГК РФ). В таком случае название придется поменять. Проверить уникальность вашего варианта можно через сервис поиска сведений в ЕГРЮЛ. Он бесплатный и размещен на официальном сайте ФНС.

Кроме того, к наименованию юридического лица статьей 1473 ГК РФ установлены особые требования, нарушение которых ведет к отказу в регистрации ООО:

  • несоблюдение норм гуманности, морали, общественных интересов;
  • использование полных или сокращенных официальных наименований иностранных государств, органов государственной власти РФ, международных и межправительственных организаций, общественных объединений, а также слова, производные от них.

Шаг 2. Решите, по какому адресу будет находиться организация

У каждой организации должен быть юридический адрес, по которому с ней можно связаться. По закону место государственной регистрации юридического лица — это место нахождения его руководителя.

Налоговые органы трактуют это понятие буквально и требуют, чтобы по юридическому адресу были созданы условия для рабочего места директора. Обычно в качестве юридического адреса указывают адрес нежилого помещения, но допускается регистрация ООО и по прописке руководителя или учредителя.

В ИФНС юридический адрес проверяют на массовость и достоверность, поэтому надо подготовить гарантийное письмо от собственника или согласие на регистрацию общества в квартире.

Шаг 3. Установите размер уставного капитала

Уставный капитал – это первые активы организации, которые вносят учредители. Минимальный размер УК в денежном выражении – 10 000 рублей, дополнительно к этому можно внести имущество или любую сумму денег.

Между учредителями уставный капитал делится на доли, например, если компанию создают трое, то они могут установить такое соотношение: 20%, 35%, 45%. Равных долей в УК лучше избегать, потому что в случае конфликта между собственниками им будет трудно принять важное решение на общем собрании. Так, в суды часто подают иски участники с долей в 50%. Если один из них голосует за свой вариант, а второй с этим не согласен, работа организации может быть заблокирована.

Сразу вносить уставный капитал не надо, для этого установлен срок в четыре месяца после регистрации ООО. Специальных санкций за нарушение срока закон не устанавливает, но в договоре об учреждении общества учредители могут предусмотреть пени и штрафы. Кроме того, если по итогам второго года чистые активы окажутся меньше заявленного размера УК, то организация может быть ликвидирована в принудительном порядке.

Шаг 4. Определитесь, какими видами деятельности займется ООО

В заявлении на регистрацию по форме Р11001 надо указать, каким именно бизнесом будет заниматься общество. Виды экономической деятельностью закодированы цифровыми обозначениями, которые включены в специальный Классификатор – ОКВЭД (другое название — ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)).

Предположим, вы создаете строительную организацию, тогда подойдут такие коды:

  • 41.10 — разработка строительных проектов;
  • 41.20 — строительство жилых и нежилых зданий;
  • 43.11 — разборка и снос зданий;
  • 43.12 — подготовка строительной площадки и др.

При регистрации количество кодов ОКВЭД не ограничено, причем, организация не обязана заниматься всеми заявленными видами деятельности. Но обычно указывают не более 57 кодов (столько помещается на один лист заявления). Позже при необходимости их можно добавить или изменить.

Читайте так же:  Открытие сауны бизнес план

Обратите внимание: для регистрации ООО можно указывать только те коды, в которых указаны четыре или более знаков. Если вы выбрали коды ОКВЭД из двух и трех цифр или вписали несуществующий, то ИФНС вынесете решение об отказе.

Шаг 5. Назначьте руководителя общества

Единоличный исполнительный орган или руководитель – это самая важная фигура в организации. После регистрации ООО даже сами учредители не вправе действовать от имени общества без доверенности от директора. Полное имя и паспортные данные руководителя вносятся в форму Р11001, а затем – в государственный реестр ЕГРЮЛ.

К выбору этой кандидатуры надо подойти ответственно. Налоговая инспекция проверяет личность руководителя на массовость, дисквалификацию и наличие в реестре компаний, исключенных из ЕГРЮЛ с долгами перед бюджетом. Сразу после создания юридического лица с директором надо заключить трудовой договор. Но если руководить компанией будет ее единственный учредитель, этого можно не делать.

Шаг 6. Подготовьте документы для открытия ООО

Обязательные документы для регистрации ООО приводятся в статье 12 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ:

  • заявление по форме Р11001;
  • решение единственного учредителя или протокол общего собрания (если заявителей несколько);
  • устав ООО – единственный учредительный документ;
  • документ об оплате госпошлины на 4 000 рублей.

Кроме того, хотя в законе это прямо не указано, надо представить документы, подтверждающие достоверность юридического адреса:

  • гарантийное письмо или согласие собственника жилья;
  • копия свидетельства о собственности на недвижимость или выписка из ЕГРН.

Если учредителей несколько, то они должны заключить договор об учреждении. На регистрацию в ИФНС договор не подается, но эта обязанность установлена Гражданским кодексом РФ.

Шаг 7. Направьте документы на регистрацию

Видео (кликните для воспроизведения).

Осталось только подать документы в регистрирующий орган – налоговую инспекцию или МФЦ по месту юридического адреса. Не все ИФНС и многофункциональные центры осуществляют регистрационные процедуры. Узнать точные контакты можно на сайте ФНС или в ближайшей инспекции.

Если документы направляются на регистрацию почтой или через представителя, то подпись заявителей в форме Р11001 должен удостоверить нотариус. При личном визите учредителей в ИФНС этого делать не надо.

При наличии усиленной квалифицированной электронной подписи документы можно направить онлайн – через Портал госуслуг или сайт ФНС. Госпошлину в этом случае платить не требуется.

Что такое ООО

Согласно классификации ГК РФ, общество с ограниченной ответственностью относится к коммерческим непубличным корпоративным организациям. Это означает, что ООО создают для получения прибыли, а его участники имеют право членства в обществе и не размещают акции и ценные бумаги.

В большинстве случаев начинающие бизнесмены оценивают привлекательность этого типа юридического лица по следующим критериям:

  • достаточно простое управление;
  • многие положения устава, регламентирующие деятельность организации, можно изменить на усмотрение учредителей;
  • разделение уставного капитала между участниками на доли, в соответствии с которыми они вправе претендовать на свою часть прибыли (в общем случае);
  • возможность определять степень закрытости общества, например, право на выход участника или передачи доли наследнику можно разрешить или запретить;
  • широкая распространенность этой организационно-правовой формы — в России действует около 3 млн обществ с ограниченной ответственностью.

О том, как происходит регистрация ООО, расскажет наша пошаговая инструкция.

Решение о регистрации ООО

Если с документами все в порядке, то через три рабочих дня налоговый орган выносит решение о регистрации юридического лица. На электронный адрес, который был указан в форме Р11001, должны прийти:

  • лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав с отметкой ИФНС.

При желании можно получить эти документы и в бумажном виде, для этого надо обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением.

Иногда ИФНС принимает решение об отказе в регистрации юрлица с указанием причин. Если это ошибки с документами, то их можно сразу исправить и обратиться заново. Однако если причина связана с юридическим адресом или личностью руководителя (массовость, недостоверность, дисквалификация и др.), то надо заявить другие сведения.

Государственная регистрация юридических лиц 4 (стр. 1 из 9)

1. Понятие и правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.

2. Единый государственный реестр юридических лиц.

3. Порядок государственной регистрации юридических лиц.

4. Обязанности юридических лиц и последствия их неисполнения.

Ответственность органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

Одним из важных и многочисленных по своему составу субъектов административного права являются организации, большую часть которых составляют юридические лица. Правоспособность у юридического лица (в соответствии со ст.51 ГК РФ) возникает с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации должен регулироваться специальным законом. Однако до недавнего времени такой закон отсутствовал, и регистрация юридических лиц осуществлялась в соответствии с довольно большим количеством нормативных актов.

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть порядок государственной регистрации, а также изменения, которые произошли в нем в связи с принятием и вступлением в силу с 1 июля 2002 года Федерального закона от 08.08.01 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц » (далее Закон №129-ФЗ) и Федерального закона от 21.03.02 №31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц «».

Я не буду рассматривать проблемы регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, а также вопросы регистрации отдельных видов юридических лиц (с иностранным участием, субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций, общественных объединений и др.), т.к. особенности их регистрации предусмотрены специальными законами.

Прежде чем начать рассматривать порядок государственной регистрации юридических лиц, необходимо дать понятие » государственной регистрации юридических лиц «.

1. Понятие и правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии с п.2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Читайте так же:  Новый порядок регистрации ооо

Моментом государственной регистрации является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.(п.2 ст.11 Закона №129-ФЗ)

Понятие же самой государственной регистрации юридических лиц дано в ст.1 Закона N 129-ФЗ ФЗ. Государственной регистрацией юридических лиц является акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Ранее в законодательстве РФ не раскрывались понятия «государственная регистрация» и » момент государственной регистрации «[1].

Несмотря на всю важность установления четкого порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, до недавнего времени единообразной системы правовых актов в этой области не существовало, хотя принятие соответствующего федерального закона было предусмотрено п.1 ст.51 ГК РФ, вступившего в силу 1 января 1995 г.

Согласно ст.8 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации, т.е. предусмотренный статьями 34 и 35 Закона РСФСР от 25.12.90 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». А государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации». В целях реализации названных законов Президент РФ 8 июля 1994 г. издал указ N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (далее — Указ Президента РФ N 1482), которым утвердил Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Однако, несмотря на принятие указанных федеральных нормативных актов высокого уровня, единая система органов, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создана не была.

Так, до недавнего времени регистрацию осуществляли: Министерство юстиции Российской Федерации (в отношении общественных и религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации или за ее пределами); органы юстиции субъектов Российской Федерации (в отношении общественных и религиозных объединений, действующих на территории одного или нескольких (менее половины) субъектов Российской Федерации); Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (в отношении средств массовой информации); Центральный банк Российской Федерации (в отношении кредитных организаций); Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации (в отношении предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тыс. рублей); регистрационные палаты, созданные администрациями субъектов Российской Федерации, или специальные подразделения в администрациях субъектов Российской Федерации (в отношении всех остальных юридических лиц, находящихся в субъектах Российской Федерации).

В результате даже Правительство Российской Федерации не располагало достоверными данными о количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории России или в отдельных ее регионах, а сведения о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и вовсе отсутствовали. А поскольку не было единой информационной базы, очень трудно было получить исчерпывающие данные о конкретном юридическом лице[2].

Такое положение способствовало расцвету экономической преступности в стране. Юридические лица чрезвычайно легко создавались — ведь ограничения, связанные с государственной регистрацией предприятий и организаций, практически отсутствовали Часто одно и то же физическое лицо являлось учредителем десятков, а иногда и сотен предприятий и организаций. И в этом не было, на первый взгляд, ничего противозаконного, однако, как правило, новое юридическое лицо создавалось после того, как предыдущее накопило значительную задолженность перед государством. Например, из данных проверок, проведенных налоговыми органами г. Владивостока, следует, что учредителями 2861 предприятия и организации в этом городе являются 392 физических лица, при этом задолженность этих налогоплательщиков только перед федеральным бюджетом составила на конец 1998 г. более 100 млн рублей.

Чтобы избежать такого произвола, в новом законе о регистрации установлен один (единый) орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст.2 Закона N 129-ФЗ)

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 17.05.02 №319

«Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц » таким органом стало Министерство РФ по налогам и сборам.

Теперь именно данный орган, начиная с 1 июля 2002 года, осуществляет регистрацию путем:

1) принятия решения о государственной регистрации юридического лица;

2) внесения на основании указанного решения соответствующей записи в государственный реестр (ст.11 Закона N 129-ФЗ).

Исключение из указанного правила — «двухзвенный» порядок государственной регистрации юридического лица, когда решение о регистрации принимается одним органом, а внесение сведений в реестр — другим органом (регистрирующим органом, указанным в Законе N 129-ФЗ), — устанавливается в силу ст.10 Закона N 129-ФЗ для отдельных видов юридических лиц.

Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»», особый порядок государственной регистрации установлен:

— для общественных организаций (Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);

— торгово-промышленных палат (Закон РФ от 07.07.93 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах Российской Федерации»);

— политических партий (Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»);

— профсоюзных организаций (Федеральный закон от 12.01.96 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);

— религиозных организаций (Федеральный закон от 26.09.97 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»);

— кредитных организаций (Федеральный закон от 02.12.90 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 21.03.2002) (далее — Закон о банках).

Государственная регистрация названных выше юридических лиц осуществляется в соответствии Закону N 129-ФЗ с учетом установленного федеральным законом или законом Российской Федерации специального порядка государственной регистрации того или иного вида юридических лиц.

Внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о создании, реорганизации, ликвидации торгово-промышленных палат, политических партий, общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности, религиозных организаций, а также иных, предусмотренных федеральным законом сведений об этих юридических лицах, осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту их нахождения на основании решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом.

Читайте так же:  Ликвидация ооо пошаговая инструкция с одним учредителем

Этапы государственной регистрации коммерческих организаций

Государственную регистрацию регулирует:

  • Гражданский Кодекс;
  • Федеральный закон от 08 августа 2001-го г. касаемо госрегистрации юр. лиц и ИП;
  • Федеральные законы по конкретным организационно-правовым формам юр. лиц;
  • постановления Правительства России, принятые во исполнение данных законов.

Что такое ЕГРЮЛ

Государственные реестры заносят на бумажные и (или) электронные носители. Если сведения, включенные в запись государственных реестров на электронных носителях, не совпадают со сведениями, которые содержатся в документации, на основании которой внесены данные записи, то в приоритет становятся сведения, содержащиеся в указанной документации (абзац 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08 августа 2001-го г.).

В Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) согласно статьи 1 этого Федерального закона содержится следующая информация и документы о юр. лице:

В регистрационном деле юр. лица должна содержаться вся документация, представленная в регистрирующий орган.

Информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, является открытой и общедоступной, кроме паспортных и прочих персональных сведений физ. лиц, предусматриваемых в Федеральном законе от 27 июля 2006-го г. касаемо персональных данных. Информация и документы о конкретном юр. лице предоставляются в форме:

  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • копии документов (а), содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • справки об отсутствии запрашиваемых данных.

Сроки предоставления имеющейся в государственном реестре информации и документов устанавливает Правительство России и не может составлять более 5 дней с даты получения регистрирующим органом конкретного запроса.

Сама же государственная регистрация коммерческой организации проводится в срок не более 5 рабочих дней с даты представления документации в регистрирующий орган.

Решение о госрегистрации, которое принимает регистрирующий орган, выступает основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Моментом госрегистрации считается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган не позже, чем 1 рабочий день с момента гос. регистрации выдает или направляет заявителю документ, который подтверждает факт внесения записи в ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган не позднее, чем 5 рабочих дней с момента гос. регистрации, представляет информацию о регистрации в гос. органы, установленные Правительством России. Речь идет о Минюсте России, Центральном Банке России, территориальных органах Казначейства РФ, Пенсионном фонде России, Фонде социального страхования, Росфинмониторинге, ФАС РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ и пр.

До 1 июля 2002-го г. действовало 4 500 регистрирующих органов, в которых было занято порядка 18 000 человек. Причем 14 000 из них осуществляли исключительно регистрацию юр. лиц. Данная процедура почти не регулировалась. Как правило, происходило «законотворчество» местных органов власти. В итоге в каждом регионе устанавливалась собственная цена за регистрацию, которая варьировалась от 0,5 до 200 МРОТ. Также кроме регистрационной палаты предприниматель должен был идти в налоговый орган, пенсионный фонд, фонд социального страхования, Госкомстат, нотариальную контору, банк и прочие организации.

Сейчас для того, чтоб открыть торговое предприятие, внести изменения в учредительную документацию либо закрыть организацию, следует обратиться в местную налоговую инспекцию, предоставить необходимые документы, оплатить твердую госпошлину (с 1 января 2010-го г. – 4 000 рублей) и выждать 5 дней.

Итак, государственная регистрация коммерческой организации, прежде всего, избавлена от неумеренной бюрократической опеки. Перекрыт канал для обогащения нечистых на руку государственных должностных лиц, которые хватаются за определенную мзду быстро зарегистрировать фирму. К тому же, принцип «одного окна» дает возможность избавиться от «мертвых душ».

Важные аспекты государственной регистрации коммерческих организаций

Обращаем внимание, что статья 24 Федерального закона от 08 августа 2001-го г. предусматривает ответственность регистрирующего органа в случае нарушения порядка государственной регистрации юр. лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае необоснованного отказа в государственной регистрации, неосуществления государственной регистрации в определенные сроки либо прочего нарушения порядка государственной регистрации и в случае незаконного отказа в предоставлении либо в случае несвоевременного предоставления содержащейся в государственном реестре информации и документации государственные должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, которая предусмотрена в законодательстве России. Согласно пункту 1 и 2 статьи 14.25 КоАП за несвоевременное либо неточное внесение записей о юр. лице в единый государственный реестр предусмотрено наложение на должностных лиц админ. штрафа.

Подобное наказание предусматривается и в случае незаконного отказа в предоставлении либо несвоевременного предоставления информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.

Параллельно и заявители ответственны за непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверной информации, необходимой для включения в единый государственный реестр юр. лиц (часть 3 и 4 статьи 14.25 КоАП).

Федеральным законом от 25 июня 2002-го г. внесены существенные коррективы в Уголовный Кодекс. Таким образом, установлено уголовное наказание в случае неправомерного отказа в государственной регистрации юр. лица либо индивидуального предпринимателя, или уклонения от их регистрации, либо в случае неправомерного отказа в выдаче специального разрешения, то есть лицензии.

Также предусматривается уголовное наказание в случае осуществления хозяйственной деятельности без регистрации либо с нарушением регистрационного порядка, и также за предоставление в регистрирующий орган документации, содержащей заведомо ложные данные.

Видео (кликните для воспроизведения).

Главная проблема состоит в том, чтоб в ЕГРЮЛ были зарегистрированы действующие юр. лица. Поскольку регистрация необходима для обеспечения потребностей участников экономического оборота, чтоб каждый имел возможность получить достоверные сведения о потенциальном контрагенте, его имущественном и финансовом положении. Недостоверные данные о юр. лицах не позволяют даже органам правоохранительного порядка найти того, кто стоял за тем либо иным юр. лицом. Неслучайно в реальной жизни зачастую можно столкнуться с учреждениями, существующими 1 день, которые используют всевозможные мошенники, тем более что минимальный уставный капитал величиной 10 000 рублей для открытия юр. лица их не остановит.

Источники

Где осуществляется государственная регистрация предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here