Индивидуальный предприниматель проводить обязательный аудит

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Индивидуальный предприниматель проводить обязательный аудит". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Индивидуальный предприниматель проводить обязательный аудит

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Грозит ли ип обязательный аудит?

«Практическая бухгалтерия», 2009, N 12

Подпадает ли индивидуальный предприниматель под обязательный аудит? И какую ответственность несет налогоплательщик в случае непредставления аудиторского заключения? Эти вопросы мы не можем оставить без ответа, тем более в преддверии сдачи годовой отчетности.

Не секрет, что аудиторские услуги стоят недешево. Однако проведение аудита для некоторых субъектов бизнеса носит обязательный характер. И бытует мнение, что индивидуальные предприниматели не в их числе. Так ли это на самом деле?

Многие предприниматели всерьез озадачены этим вопросом, ведь аудиторская проверка обязательна в случае, если объем выручки за год превышает 50 млн руб., а с 1 января 2010 г. предельный размер доходов, позволяющий применять УСН, составит 60 млн руб.

Аудиту подлежат.

Аудит — это независимая проверка и подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, результаты которых отражаются в аудиторском заключении (п. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон N 307-ФЗ). Если проведение аудита обязательно, то оно входит в состав годовой бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухучете).

Это важно. Аудит — это квалифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. А если бухгалтерская отчетность не представляется в соответствии с законодательством, то и подтверждать нечего.

Обязательный аудит проводится в следующих случаях:

  • организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной/фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • объем выручки от продажи (за исключением сельхозкооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествующий отчетному год превышает 50 млн руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб., для муниципальных унитарных предприятий региональным законом финансовые показатели могут быть снижены.

Помимо этого при определенных условиях обязательному аудиту подлежат:

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее — заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Форма, содержание и порядок представления заключения определяются Правилом (стандартом) N 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (п. 2 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. «г» п. 2 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете»).

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Цена вопроса

Какова же ответственность за непредставление в налоговый орган аудиторского заключения?

Цена вопроса невелика. За непредставление в установленный срок в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения ИП рискует быть оштрафованным на 50 руб.!

Этот вывод основан на том, что аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности, если лицо подлежит обязательному аудиту (п. 2 ст. 13 Закона о бухучете). Представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган требует ст. 23 Налогового кодекса. А отсутствие документов или иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ, Письмо Минфина России от 29 октября 2008 г. N 03-02-07/1-436).

Арбитражные суды с этим мнением тоже согласны (Постановление ФАС Уральского округа от 26 декабря 2006 г. N Ф09-11483/06-С7 по делу N А76-16843/06, Определение ВАС РФ от 9 апреля 2007 г. N 3353/07).

А совсем недавно судьи посчитали привлечение к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса за непредставление аудиторского заключения неправомерным (Постановление ФАС Московского округа от 2 сентября 2009 г. N КА-А41/8622-09 по делу N А41-21379/08).

Арбитры указали на то, что аудиторское заключение не является частью налоговой отчетности налогоплательщика, подлежащей обязательному представлению в налоговый орган. Применение норм п. 1 ст. 126 Налогового кодекса возможно в случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не нормами бухгалтерского учета.

Обращаем внимание и на то, что налоговики в этом случае не вправе и приостановить операции по счетам. Основания для такой меры воздействия установлены в ст. 76 Налогового кодекса. Среди них — непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока для ее представления (п. 3 ст. 76 НК РФ). Аудиторское заключение налоговой декларацией не является, оно входит в состав бухгалтерской отчетности (Постановление ФАС Московского округа от 26, 28 сентября 2006 г. N КА-А40/9158-06).

Получается, что и ответственности за непредставление аудиторского заключения действующим законодательством не предусмотрено? Не совсем так. Наказанию могут подвергнуться должностные лица: непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, караются штрафом в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Читайте так же:  Федеральный стандарт планирование внутреннего финансового аудита

Подведем итоги: индивидуальный предприниматель не обязан представлять аудиторское заключение, требования о его представлении незаконны, а цена ответственности за непредставление аудиторского заключения в налоговый орган несоизмеримо мала по сравнению со стоимостью аудиторских услуг.

Внимание! Таким образом, индивидуальный предприниматель освобожден от обязанности вести бухгалтерский учет, но если он все же решил его вести, то он имеет право не представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Какие организации подлежат обязательному аудиту

Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб. По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма — ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)» формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 «Бухгалтерский баланс».

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. «г» п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее. Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

А есть ли баланс?

Как видно, Закон N 307-ФЗ, в отличие от ранее действующего Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», индивидуальных предпринимателей вовсе не упоминает: термин «организации и индивидуальные предприниматели» заменен на «аудируемые лица». Значит ли это, что ИП уже не вменяется обязанность по проведению аудита?

Поэтому, прежде чем говорить о возможной аудиторской проверке, необходимо выяснить, обязан ли индивидуальный предприниматель вести бухучет.

Для этого обратимся к Закону о бухучете, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Закона о бухучете). А значит, индивидуальные предприниматели вообще не обязаны его вести. Более того, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны учитывать доходы и расходы и хозяйственные операции в особом Порядке, утвержденном Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. (п. 2 ст. 4 Закона о бухучете). К предпринимателям и организациям, применяющим УСН, иные требования — они обязаны вести учет доходов и расходов для исчисления упрощенного налога. Форма книги учета доходов и расходов утверждена Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н.

Таким образом, индивидуальный предприниматель освобожден от обязанности вести бухгалтерский учет, но если он все же решил его вести, то он имеет право не представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). С этим выводом согласились финансисты (Письмо Минфина России от 15 октября 2009 г. N 03-11-09/349). Остается только добавить, что в настоящее время Минфином при подготовке проекта Федерального закона «О бухгалтерском учете» рассматривается целесообразность освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. И возможно, что от ведения бухучета при УСН будут освобождены только индивидуальные предприниматели.

Обязателен ли аудит для ООО

ООО подлежит обязательному аудиту в следующих случаях.

  • Объем полученных финансовых средств от реализуемых товаров/услуг превышает 400 000 000 руб. (принимается во внимание год, предшествующий текущему).
  • Сумма активов на балансе организации превышает 60 000 000 руб. (состояние на конец года, предшествующего отчетному).
Читайте так же:  Можно ли сменить учредителя ооо

Устав общества с ограниченной ответственностью предполагает установку порядка проведения проверки, включая вид отчетности, который действует на предприятии. Нужен ли аудит, будет зависеть от голосования участников организации и рода ее деятельности.

Профессиональный аудитор проверяет финансовую отчетность предприятия, выступая в роли незаинтересованной стороны, которая не имеет имущественных связей с участниками общества. Это гарантирует объективность проверки и последующего заключения.

Если устав ООО не предполагает выделение финансовых средств на оплату услуг компании-аудитора, все расходы, связанные с проверкой деятельности сторонней организацией, будут возложены на участников, выдвинувших инициативу о проведении обязательного аудита.

Обязателен ли аудит в ООО для организаций, годовой хозяйственный оборот которых менее 250 необлагаемого налогами минимального дохода граждан? Согласно действующему законодательству, такая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года при условии своевременной сдачи бухгалтерской отчетности.

Частота аудиторских проверок зависит от оборота финансовых активов ООО и особенностей деятельности. При уклонениях от проведения обязательного аудита на организацию начисляются штрафные санкции в размере 20 000–30 000. В случае систематических отклонений от проверки финансовых активов предприятия ООО дисквалифицируется на период до одного календарного года.

Основные виды проверки деятельности организации

Аудиторская проверка бывает нескольких видов.

  • Полная. В ходе аудита специалисты тщательно изучают первичную бухгалтерскую документацию, включая регистры проведенного аналитического и синтетического учетов.
  • Выборочная. Выполняется проверка определенных документов на усмотрение аудитора.
  • Комбинированная. Зависит от специфики работы OOO. К примеру, для малого числа операций применяется полная проверка, а для большого — выборочная.
  • Фактическая. Предполагает обязательный выезд представителей аудиторской компании на проверяемое ООО.

Кроме вышеперечисленных, существует документальная проверка, которая не предполагает обязательного посещения организации и инвентаризации. Для проведения такого обязательного аудита может использоваться выборочная, полная или комбинированная проверка.

Нужно ли осуществлять обязательный аудит отчетности ООО за 2019 год?

Добрый день. Одна из наших компаний (ООО) является учредителем другой компании, которая оказывает строительные услуги для крупных заказчиков, постоянно участвуя в тендерах. Основным видом деятельность компании-учредителя является инвестиционная деятельность. Обороты по деятельности компании небольшие. Нужно ли осуществлять обязательный аудит отчетности за 2019 год? Спасибо

Здравствуйте. В соответствии с законом об аудиторской деятельности, обязательный аудит необходимо чаще всего необходимо проводить если:

  • акции компании продаются на профессиональном рынке ценных бумах,
  • компания –является кредитной организацией,
  • является любым акционерным обществом,
  • является пенсионным или акционерным инвестиционным фондами,
  • выручка компании от продажи составляет не менее 400 000 000 рублей за 2018 год, при этом сумма активов должна быть не менее 60 000 000 рублей и на конец 2018, с 2019 соответственно – 600 000 000 и 200 000 000.
  • УК сформирован 25% и более из акций (облигаций) государства,
  • компании оглашает результаты своей деятельности в СМИ,
  • компания- объединения туроператоров в сфере выездного туризма
  • и прочее
    Необходимо отметить, что при поиске аудиторской компании, которая будет проводить аудит бух отчетности за 2019 год, нужно искать именно такую, которая будет удовлетворять следующим требованиям:

•наличие лицензии на проведение аудита,
• отсутствие родственных связей с руководством компании,
• отсутствие сотрудников среди аудиторов, которые могли бы быть связаны с компанией,

  • аудиторская компания ранее не оказывала услуги аутсорсинга на участке – бухгалтерский учет за последние три года.
  • Аудиторская проверка осуществляется на основании данных годовой отёчности до ее представления в налоговый орган по месту учета. При этом, возвращаясь к Вашему вопросу, согласно закону об аудите – обязательный аудит не нужен, если компания работает первый год и за предшествующий не было финансовых показателей, тут Вы не уточнили, когда было создано Ваше ООО, если в этом году – в 2019 – то, еще раз повторюсь, обязанности по проведению обязательного аудита у Вас нет. Учитывая Ваши обороты – можно было бы порекомендовать Вам проводить годовую проверку хотя бы раз в 2 года, но в тоже время, тот факт, что дочка является крупной организаций, участвующая в тендерах, конечно, для поддержания репутации компании, все же лучше остановиться на ежегодном аудите.

    Также отмечу, что в случае, если Вы вовсе не будете проводить аудит, то штрафы неизбежны и составят они на должностное лицо – 300 – 500 рублей или 5 000– 10 000 (при отсутствие заключений за прошлые периоды), на компанию от 3000 до 5000 рублей, повторное нарушение: на должностное лицо от 10000 до 20000 или дисквалификация от одного до двух лет, что также очень негативно скажется на дочерней организации. С 2020 года планируется увеличение штрафных санкций как за отсутствие аудиторского заключения, так и за его непредставление в налоговые органы.

    Еще напомню, что аудиторское заключение за 2019 необходимо представлять только в налоговый орган, ранее нужно было представлять также в органы статистики. При этом обязанности представления в налоговые органы не было, то есть никакая ответственность за это не была предусмотрена, но осуществить представление необходимо было по запросу налогового органа. При непредставлении аудиторского заключения в органы статистики, напротив, действовала административная ответственность.

    В налоговый орган аудиторское заключение необходимо подать:

    • либо одновременно с годовой отчетностью за 2019,
    • либо в течение 10 рабочих дней с даты подписания аудиторского заключение, но не позднее 31 декабря 2020 года.

    В течение 3-х рабочих дней с момента подписания аудиторского заключения его необходимо разместить на фед.ресурсе.

    Таким образом, бух отчетность за 2019 должна состоять из:

    Обязательная аудиторская проверка

    «Новая бухгалтерия», 2007, N 12

    В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

    Как понять, подлежит ли организация обязательному аудиту

    Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

    То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

    Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

    Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

    Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

    1 Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)
    2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам 3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов 4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей 5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей 6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)

    Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.

    Читайте так же:  Выписка свидетельство о регистрации юридического лица

    Правовые основы

    Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

    К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее — Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

    Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

    Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае — аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

    Минфин помогает разобраться

    Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли чётко для себя уяснить, бухгалтерская отчетность какой организации подлежит обязательному аудиту и есть ли они в этом списке, Минфин России периодически публикует у себя на сайте полный перечень таких организаций. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». И чиновники настаивают, что перечень имеет чисто информационный характер. Хотя на практике – совсем наоборот.

    Какие-то организации в этом перечне названы напрямую. В основном это крупные государственные и окологосударственные структуры, решающие специфические и довольно масштабные задачи.

    Свой перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

    • по организационно-правовой форме;
    • по роду деятельности;
    • конкретным организациям;
    • предприятиям с определенными финансовыми показатели;
    • организациям, составляющим консолидированную отчетность.

    СТАТИСТИКА

    Количество организаций, для которых проведение аудита бухгалтерской отчетности обязательно, последнее время постоянно растёт. Так, в 2013 и 2014 годах в законодательстве было 56 оснований для обязательного аудита в различных организациях. В 2015 году – уже 60, а в 2016-м – 69.

    Например, из этого перечня можно понять, подлежит ли обязательному аудиту микрофинансовая организация. Ответ – да. Причем все без исключений.

    Далее в таблице по версии Минфина представлены организации, подлежащие обязательному аудиту.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В 2018 году Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.Перечень традиционно оформлен в виде таблицы, в которой указаны:

    • случаи, в которых проводится аудит;
    • реквизиты документа, устанавливающего проведение обязательного аудита в каждом конкретном случае;
    • вид отчетности, подлежащей аудиту.

    Также в списке указано, кто вправе проводить аудит в той или иной ситуации (аудиторская организация, отвечающая определенным параметрам, или индивидуальный аудитор).

    Актуальный на 2018 год перечень содержит 71 пункт. Для сравнения в прошлогодний перечень попало только 69 случаев, когда аудит обязателен

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    ПОДПАДАЕТ ЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ?

    Проведение аудита для некоторых субъектов бизнеса носит обязательный характер. Многие полагают, что индивидуальные предприниматели (ИП) аудиту не подлежат.

    Многие предприниматели всерьез озадачены этим вопросом, ведь аудиторская проверка обязательна в случае, если объем выручки за год превышает 50 млн руб., а с 1 января 2010 г. предельный размер доходов, позволяющий применять УСН, составит 60 млн руб.

    Аудит — это независимая проверка и подтверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, результаты которых отражаются в аудиторском заключении (п. 3 статьи 1 Закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Закон 307-ФЗ)).

    Если проведение аудита обязательно, то оно входит в состав годовой бухгалтерской отчетности (п. 2 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон 129-ФЗ)).

    Прежде чем говорить о возможной аудиторской проверке, необходимо выяснить, обязан ли индивидуальный предприниматель вести бухучет.

    Для этого обратимся к Закону о бухучете, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 1 статьи 4 Закона 129-ФЗ). А значит, индивидуальные предприниматели вообще не обязаны его вести.

    Более того, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны учитывать доходы и расходы и хозяйственные операции в особом Порядке, утвержденном Приказом Минфина России №86н, МНС России №БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. К предпринимателям и организациям, применяющим УСН, иные требования — они обязаны вести учет доходов и расходов для исчисления упрощенного налога. Форма книги учета доходов и расходов утверждена Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. №154н.

    Таким образом, индивидуальный предприниматель освобожден от обязанности вести бухгалтерский учет, но если он все же решил его вести, то он имеет право не представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (пп. 5 п. 1 статьи 23 НК). С этим выводом согласились финансисты (Письмо Минфина России от 15 октября 2009 г. №03-11-09/349). В настоящее время Минфином при подготовке проекта Федерального закона «О бухгалтерском учете» рассматривается целесообразность освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. И возможно, что от ведения бухучета при УСН будут освобождены только индивидуальные предприниматели.

    За непредставление в установленный срок в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения ИП рискует быть оштрафованным на 50 руб.

    Этот вывод основан на том, что аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности, если лицо подлежит обязательному аудиту. Представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган требует статья 23 НК. А отсутствие документов или иных сведений, предусмотренных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 статьи 126 НК, Письмо Минфина России от 29 октября 2008 г. №03-02-07/1-436).

    Аудиторское заключение не является частью налоговой отчетности налогоплательщика, подлежащей обязательному представлению в налоговый орган. Применение норм п. 1 статьи 126 НК возможно в случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не нормами бухгалтерского учета.

    Обращаем внимание и на то, что налоговики в этом случае не вправе и приостановить операции по счетам. Основания для такой меры воздействия установлены в статье 76 НК. Среди них — непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока для ее представления (п. 3 статьи 76 НК). Аудиторское заключение налоговой декларацией не является, оно входит в состав бухгалтерской отчетности.

    Читайте так же:  Аудит финансово хозяйственной деятельности предприятия

    Наказанию могут подвергнуться должностные лица: непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, караются штрафом в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 статьи 15.6 КоАП).

    Таким образом, индивидуальный предприниматель не обязан представлять аудиторское заключение, требования о его представлении незаконны, а цена ответственности за непредставление аудиторского заключения в налоговый орган несоизмеримо мала по сравнению со стоимостью аудиторских услуг.

    Таким образом, индивидуальный предприниматель освобожден от обязанности вести бухгалтерский учет, но если он все же решил его вести, то он имеет право не представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (пп. 5 п. 1 статьи 23 НК).

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

    Обязательный аудит индивидуальных предпринимателей

    «Аудиторские ведомости», N 2, 2002

    Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263, предусматривалось, что аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной (п.4). При этом обязательная аудиторская проверка проводилась в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» (с последующими изменениями и дополнениями) к экономическим субъектам, в отношении которых должна проводиться обязательная аудиторская проверка, относились и граждане, ведущие самостоятельную предпринимательскую деятельность.

    Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» также предусматривает проведение обязательного аудита. Так, ст.7 этого Закона обязательный аудит определяется как ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. В связи с этим следует обратить внимание на следующее. Применительно к ст.7 Закона N 119-ФЗ в качестве индивидуальных предпринимателей могут рассматриваться только лица, являющиеся таковыми в соответствии со ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях налогообложения круг лиц, относящихся к предпринимателям, был расширен — к ним отнесены частные нотариусы). Таким образом, обязательный аудит может быть проведен и в отношении индивидуального аудитора.

    Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Однако следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст.4) его действие распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане же, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов (а не бухгалтерский учет и финансовую (бухгалтерскую) отчетность) в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. В связи с этим во исполнение п.2 ст.54 НК РФ совместным Приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

    Следует также обратить внимание на то, что обязательный аудит проводится в отношении предпринимателя в случае, если объем его выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год (при этом не уточняется, какой год имеется в виду: календарный, финансовый, текущий или, например, предшествующий проверке) превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз МРОТ (Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что МРОТ согласно ст.3 названного Закона применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей).

    Следует также обратить внимание на ст.21 Закона N 119-ФЗ, определяющую ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Ранее Временными правилами (п.7) было установлено, что уклонение экономического субъекта (в том числе и индивидуального предпринимателя) от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влекло взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции, штрафа в сумме от 100- до 500-кратного МРОТ.

    Теперь же ст.21 Закона N 119-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные аудиторы, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско — правовую ответственность за нарушение законодательства об аудите в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Законом.

    Уклонение индивидуального предпринимателя, подлежащего обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению влекут взыскание штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ. Такой штраф взыскивается в судебном порядке на основании постановления уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за указанное правонарушение.

    Грозит ли индивидуальному предпринимателю обязательный аудит?

    Главная / Публикации / Грозит ли индивидуальному предпринимателю обязательный аудит?

    Подпадает ли индивидуальный предприниматель под обязательный аудит? И какую ответственность несет налогоплательщик в случае непредставления аудиторского заключения? Эти вопросы мы не можем оставить без ответа, тем более в преддверии сдачи годовой отчетности.

    Не секрет, что аудиторские услуги стоят недешево. Однако проведение аудита для некоторых субъектов бизнеса носит обязательный характер. И бытует мнение, что индивидуальные предприниматели не в их числе. Так ли это на самом деле?

    Многие предприниматели всерьез озадачены этим вопросом, ведь аудиторская проверка обязательна в случае, если объем выручки за год превышает 50 млн. рублей, а с 1 января 2010 года предельный размер доходов, позволяющий применять УСН, составит 60 млн. рублей.

    Аудиту подлежат.

    А есть ли баланс?

    Как видно, Закон N 307-ФЗ, в отличие от ранее действующего Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», индивидуальных предпринимателей вовсе не упоминает: термин «организации и индивидуальные предприниматели» заменен на «аудируемые лица». Значит ли это, что ИП уже не вменяется обязанность по проведению аудита?

    Поэтому, прежде чем говорить о возможной аудиторской проверке, необходимо выяснить, обязан ли индивидуальный предприниматель вести бухучет.

    Цена вопроса

    Какова же ответственность за непредставление в налоговый орган аудиторского заключения?
    Цена вопроса невелика. За непредставление в установленный срок в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения ИП рискует быть оштрафованным на 50 рублей!

    Этот вывод основан на том, что аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности, если лицо подлежит обязательному аудиту (п. 2 ст. 13 Закона «О бухучете»). Представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган требует статья 23 Налогового кодекса. А отсутствие документов или иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ, письмо Минфина России от 29 октября 2008 г. N 03-02-07/1-436).

    Читайте так же:  Регистрация ооо с генеральным директором

    Арбитражные суды с этим мнением тоже согласны (постановление ФАС Уральского округа от 26 декабря 2006 г. N Ф09-11483/06-С7 по делу N А76-16843/06, определение ВАС РФ от 9 апреля 2007 г. N 3353/07).

    А совсем недавно судьи посчитали привлечение к ответственности по статье 126 Налогового кодекса за непредставление аудиторского заключения неправомерным (постановление ФАС Московского округа от 2 сентября 2009 г. N КА-А41/8622-09 по делу N А41-21379/08).
    Арбитры указали на то, что аудиторское заключение не является частью налоговой отчетности налогоплательщика, подлежащей обязательному представлению в налоговый орган.

    рименение норм пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса возможно в случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не нормами бухгалтерского учета.

    Обращаем внимание и на то, что налоговики в этом случае не вправе и приостановить операций по счетам. Основания для такой меры воздействия установлены в статье 76 Налогового кодекса. Среди них — непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока для ее представления (п. 3 ст. 76 НК РФ). Аудиторское заключение налоговой декларацией не является, оно входит в состав бухгалтерской отчетности (постановление ФАС Московского округа от 26, 28 сентября 2006 г. N КА-А40/9158-06).

    Получается, что и ответственности за непредставление аудиторского заключения действующим законодательством не предусмотрено? Не совсем так. Наказанию могут подвергнуться должностные лица: непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, караются штрафом в размере от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

    Подведем итоги: индивидуальный предприниматель не обязан представлять аудиторское заключение, требования об его представлении незаконны, а цена ответственности за непредставление аудиторского заключения в налоговый орган несоизмеримо мала по сравнению со стоимостью аудиторских услуг.

    Это важно

    Аудит — это квалифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. А если бухгалтерская отчетность не представляется в соответствии с законодательством, то и подтверждать нечего.

    Внимание

    Таким образом, индивидуальный предприниматель освобожден от обязанности вести бухгалтерский учет, но если он все же решил его вести, то он имеет право не представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (подп.5 п. 1 ст. 23 НКРФ).

    «Практическая бухгалтерия», N 12, — 09 г.

    Аудит и МСФО

    Как учесть расходы на аудит?

    Документирование налогового аудита

    Учетная политика: доходы и расходы

    Важные моменты учетной политики

    Налоговый аудит — новое направление аудиторской деятельности

    Учет расходов на аудит

    Расходы на аудит, или все включено, господа

    Подписка на новости

    Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

    Ваш инструмент для достижения
    бизнес-целей

    Подлежит ли ООО обязательному аудиту

    Многие предприниматели интересуются вопросом о том, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Согласно актуальному законодательству, если организация действует первый год и не имеет финансовых показателей отчетности за предыдущий период, она не подлежит обязательному аудиту.

    Учет расходов на проведение аудита

    В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

    Пример. ООО «Альфа» заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС — 18 000 руб.).

    В учете бухгалтеру ООО «Альфа» нужно сделать следующие проводки:

    Дебет 26 — Кредит 60

    • 100 000 руб. — отражена стоимость аудиторских услуг;

    Дебет 19 — Кредит 60

    • 18 000 руб. — учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

    Дебет 68/»Расчеты по НДС» — Кредит 19

    • 18 000 руб. — принят к вычету «входной» НДС;

    Дебет 51 — Кредит 60

    • 118 000 руб. — отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

    Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

    При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

    Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

    • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
    • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
    • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

    Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

    Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

    При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

    Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

    Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

    В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

    Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. «г» п. 2 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете»).

    Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности — 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

    Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за «непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

    Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

    Источники

    Индивидуальный предприниматель проводить обязательный аудит
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here