Информационное обеспечение налогового учета и аудита налогообложения

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Информационное обеспечение налогового учета и аудита налогообложения". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Налоговый учет

Понятие налогового учета приведено в ст. 313 НК РФ. Так, указано, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В то же время в более широком смысле налоговый учет является системой определения облагаемой базы по всем налогам, сборам, страховым взносам, предусмотренным налоговым законодательством РФ. Именно поэтому нормативное регулирование налогового учета в РФ не ограничено лишь главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ, а включает в себя весь спектр налогового законодательства, в т.ч. НК РФ и принятых в соответствии с ним региональных и местных нормативных актов в области налогообложения. И поэтому в учетной политике организации в целях налогообложения вопросы учета налогов и сборов не ограничиваются одним лишь налогом на прибыль. Налоговая учетная политика дополняет правовые основы налогового учета определенного налогоплательщика, устанавливая конкретные способы и приемы ведения налогового учета в тех случаях, когда по тем или иным вопросам предусмотрена вариативность или какие-то аспекты не урегулированы нормативно на должном уровне, а отданы на усмотрение организации.

Для чего нужен налоговый учет?

Налоговый учет предназначен для того, чтобы налогоплательщик смог правильно рассчитать свои налоговые обязательства. Ведь порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов определяется правилами не бухгалтерского, а налогового учета. Поэтому если не вести налоговый учет, т. е. не определять объект налогообложения, не исчислять налоговую базу, не руководствоваться предусмотренным налоговым законодательством порядком исчисления налогов, а также не соблюдать порядок и сроки уплаты налога, налогоплательщик не сможет выполнять свою главную обязанность – уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Необходимость пересмотра целей и задач аудита в сторону оценки финансового положения. Принципы организации информационного обеспечения, учитывающего специфику деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта, а также особенности налогообложения.

Подобные документы

Особенности государственного аудита в контексте системных подходов и принципов управления. Повышение эффективности государственного аудита в России на основе формирования и последующего внедрения интегрированной системы его информационного обеспечения.

автореферат, добавлен 26.02.2018

Характеристика понятия, сущности и видов аудита. Определение основных объектов и участников аудиторской деятельности. Анализ факторов, ограничивающих надежность аудита. Анализ целей и задач аудита, а также норм и этических принципов его проведения.

реферат, добавлен 28.09.2017

Изучение понятия, задач информационного обеспечения финансово-хозяйственного контроля и аудита. Характеристика видов профессиональной информационной коммуникации работников контроля, критерии экономической информации (синтактика, семантика и прагматика).

реферат, добавлен 01.01.2010

Особенности финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций в системе задач аудита. Цель, задачи аудита некоммерческих организаций. Организация проведения аудита некоммерческих организаций. Основы стандартизации аудиторской деятельности.

курсовая работа, добавлен 23.03.2016

Понятие и закономерности проведения налогового аудита как самостоятельного направления деятельности. Отражение в соответствующем договоре специального аудиторского задания. Формирование достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения.

статья, добавлен 28.05.2017

Понятие внутреннего аудита налогообложения организации, объекты, цели, задачи. Нормативно-правовая база проведения, методы и инструменты. Среда аудируемого объекта. Программа внутреннего аудита налогообложения организации. Рекомендации по его оптимизации.

дипломная работа, добавлен 28.08.2016

Изложение методики проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности: задачи аудита; права, обязанности и ответственность аудитора; технологические основы и планирование аудита; анализ финансовой отчётности и результатов хозяйственной деятельности.

курсовая работа, добавлен 07.06.2014

Возникновение, необходимость и сущность аудита. Пользователи бухгалтерской отчетности. Понятие, цели и принципы аудита. Услуги аудиторских организаций. Процедуры и методы аудиторской проверки. Государственное регулирование аудиторской деятельности.

шпаргалка, добавлен 23.04.2014

Характеристика особенностей общения с руководством экономического субъекта, аудиторской организации с налоговыми органами при проведении налогового аудита и оказании услуг по налоговым вопросам. Ответственность сторон при проведении налогового аудита.

контрольная работа, добавлен 01.06.2014

Определение понятия, характеристика сущности, условия возникновения и становления аудита и аудиторской деятельности. Особенности организации и проведения учета и аудита за рубежом. Характеристика международной практики и стандартов финансового аудита.

Налоговое право — Н.Г. Викторова.

7.2. Информационное обеспечение налогового производства.

  • Аннотация
  • Оглавление
  • Предисловие
  • Раздел I КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА
  • Глава 1. Значение налогов для государства и общества
  • 1.1. История развития налогообложения
  • 1.2. Функции налогов
  • 1.3. Принципы налогообложения
  • Глава 2. Правовая и экономическая сущность налогов
  • 2.1- Понятие и определение налога
  • 2.2. Виды налоговых платежей, отличительные особенности
  • 2.3. Классификация налогов
  • Глава 3. Элементы налогообложения
  • 3.1. Понятие и состав элементов налогообложения
  • 3.2. Налогоплательщики
  • 3.3. Объект налогообложения
  • 3.4. Налоговая база
  • 3.5. Налоговый период
  • 3.6. Налоговая ставка
  • 3.7. Налоговые льготы
  • 3.8. Порядок исчисления налога
  • 3.9. Порядок и сроки уплаты налога
  • Глава 4. Налоговое право
  • 4.1. Понятие, предмет и метод налогового права
  • 4.2. Принципы налогового права
  • 4.3. Характеристика налоговых правоотношений
  • 4.4. Источники налогового права
  • Глава 5. Основы международного налогового права
  • 5.1. Понятие международного налогового права
  • 5.2. Характеристика источников международного налогового права
  • 5.3. Постоянное представительство в налоговых отношениях
  • 5.4. Офшорный бизнес
  • Глава 6. Базовые аспекты налогового планирования
  • 6.1. Понятие, принципы и элементы налогового планирования
  • 6.2. Этапы налогового планирования
  • 6.3. Методы ограничения налогового планирования
  • Раздел II НАЛОГОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Глава 7. Налоговое производство
  • 7.1. Понятие налогового производства
  • 7.2. Информационное обеспечение налогового производства
  • 7.3. Документирование налогового производства
  • 7.4. Порядок исчисления налога
  • Глава 8. Органы налогового контроля
  • 8.1. Налоговые органы
  • 8.2. Таможенные органы
  • 8.3. Органы внутренних дел
  • 8.4. Министерство финансов Российской Федерации
  • 8.5. Государственные социальные внебюджетные фонды
  • Глава 9. Организация налогового контроля
  • 9.1. Понятие и виды налогового контроля
  • 9.2. Камеральная налоговая проверка
  • 9.3. Выездная налоговая проверка
  • 9.4. Виды защиты налогоплательщиком своих интересов
  • Глава 10. Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • 10.1. Характеристика налоговых правонарушений
  • 10.2. Понятие налоговой ответственности
  • 10.3. Ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ
  • Раздел III НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Глава 11. Налоговая система Российской Федерации
  • 11.1. Существенные условия налогообложения
  • 11.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
  • 11.3. Система налогов Российской Федерации
  • Глава 12. Федеральные налоги
  • 12.1. Налог на добавленную стоимость
  • 12.2. Акцизы
  • 12.3. Налог на доходы физических лиц
  • 12.4. Единый социальный налог
  • 12.5. Налог на прибыль организаций
  • 12.6. Налог на добычу полезных ископаемых
  • 12.7. Водный налог
  • 12.8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • 12.9. Государственная пошлина
  • Глава 13. Региональные налоги
  • 13.1. Налог на имущество организаций
  • 13.2. Транспортный налог
  • 13.3. Налог на игорный бизнес
  • Глава 14. Местные налоги
  • 14.1. Налог на имущество физических лиц
  • 14.2. Земельный налог
  • Глава 15. Специальные налоговые режимы
  • 15.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
  • 15.2. Упрощенная система налогообложения
  • 15.3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • 15.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Источники
Читайте так же:  Апелляционная жалоба на определение арбитражного суда госпошлина

7.2. Информационное обеспечение налогового производства

Основой информационного обеспечения исполнения обязанности по уплате налога будут данные бухгалтерского и налогового учета. Взаимодействие данных видов учета может быть представлено следующими моделями:

1) налоговые показатели формируются и исчисляются только посредством данных бухгалтерского учета;

2) налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения;

3) показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются на базе данных налогового учета1.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1. Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Налоговый учет — ϶ᴛᴏ система обобщения информации для определения налоговой базы на базе данных первичных документов. Налоговый учет официально введен в Российской Федерации с 1 января 2002 г. в отношении налога на прибыль организаций. Его назначение — обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и ϲʙᴏевременностью исчисления и уплаты в бюджет ϶ᴛᴏго налога. Такой вид учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313-333 НК РФ, и охватывает первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Налогоплательщики производят расчет налоговой базы на базе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете.

1 На практике применяются разные модели. Вот к примеру, для исчисления налога на имущество организаций требуются только данные бухгалтерского учета, для расчета налога на прибыль организаций — данные налогового учета.

Глава 7. Налоговое производство

Налоговые и иные органы не могут устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (абз. 5

Порядок ведения налогового учета определяется в учетной политике для целей налогообложения, кᴏᴛᴏᴩая должна быть утверждена ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим приказом или распоряжением руководителя организации. Решение о внесении поправок в ϶ᴛᴏт важный документ при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

К данным налогового учета предъбудут особые требования. Стоит отметить — они должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль (абз. 8

Для того ɥᴛᴏбы пользователи бухгалтерской отчетности могли понять и оценить расхождения между суммами налога на прибыль, исчисленными по правилам бухгалтерского учета и по налоговому законодательству, в 2003 г. введен новый стандарт ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

В тех случаях, когда бухгалтерский учет перестает быть единственным источником данных для исчисления налогов, имеют место особые приемы и способы получения необходимой информации: установление специальных учетно-налоговых показателей; расчет специальной «налоговой себестоимости»; определение метода формирования налогооблагаемой базы; собственное толкование некᴏᴛᴏᴩых положений из другой отрасли знания; установление налогового дисконта; определение налогового периода; введение специальной налоговой документации.

Установление специальных учетно-налоговых показателей базируется на данных бухгалтерского учета, но используется исключительно для целей налогообложения. К примеру, используется такой учетно-налоговый показатель, как валовая прибыль.

Расчет специальной налоговой себестоимости представляет собой установление особого правила формирования налогового показателя, отличного от учетной методики. Так, для целей налогообложения про-

Раздел II. Налоговое производство и налоговый контроль

изведенные предприятием затраты корректируют в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленными нормативами.

Определение метода формирования налогооблагаемой базы крайне важно для правильного выявления момента возникновения налогового обязательства. В отношении каждого налога законодательством установлен ϲʙᴏй метод формирования налоговой базы: кассовый или накопительный. В отдельных случаях налогоплательщик имеет право выбора метода (например, по налогу на прибыль организаций).

Установление налогового дисконта — ϶ᴛᴏ поправка, на кᴏᴛᴏᴩую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает ϲʙᴏи доходы. Примером может служить специальный расчет налогооблагаемой базы по НДС.

Определение налогового периода по каждому виду налогов имеет принципиальное значение для налогооблагаемой базы и играет большую роль при использовании санкций за налоговые правонарушения.

Введение специальной налоговой документации — технический прием налогового учета. Так, с 1 января 2002 г. в ее состав введены первичные документы налогового учета.

(С) Юридический репозиторий Зачётка.рф 2011-2016

Тема 2. Информационное обеспечение аудита налогообложения

Аудит по специальным аудиторским заданиям.

Налоговый аудит может осуществляться по специальным аудиторским заданиям, если собственник предприятия, имеющий не менее 10% голосующих акций (долей) выступит с инициативой провести аудит по налогам. Основанием для проведения инициативного аудита по является решение собрания собственников( акционеров). Которым принадлежит не мене 10% долей ( акций) в уставном капитале. Администрация предприятия имеет право в целях выполнения своих функций и в рамках предоставленных ей полномочий заключить договор на проведения налогового аудита.

С точки зрения экономического субъекта в разряд обязательного аудита, в том смысле, что субъект не имеет право от него уклониться, относят аудит, выполняемый по специальным аудиторским заданиям, которые получены аудиторской организацией от правоохранительных или судебных органов. Основанием для проведения проверки по такому заданию является:

— определение арбитражного суда

— участие в процессе в качестве специалиста (ст. 188 ГПК РФ)

— постановление следователя по назначению экономической экспертизы (57 УК РФ).

Следует отметить, что особенностью при проведении аудита по заданиям судебных или следственных органов является жесткая определенность объекта проверки. Существенным образом отличается процедура документооборота в данном случае.

1 этап- определение задания аудиторской организации следственным (судебным) органом.

2 подписание письма- обязательства (согласование) с экономическим субъектом, выступающим в качестве заказчика, назначенного судебным (следственным) органом

3.заключение договора на проведение налогового аудита

4 проведение аудита в сроки, предусмотренные договором.

5 подготовка материалов по результатам проверки и передача их заказчику.

6 заказчик передает материалы следственным (судебным) органам.

При получении задания аудитором от собственника экономического субъекта в случае инициирования проверки собственником предприятия заключение договора на аудит налогообложения будет включать:

1.предварительное планирование, знакомство с деятельностью экономического субъекта

Читайте так же:  Обязательный аудит для зао реорганизованного в ооо

2. подписание письма согласования условий проведения аудита;

3. подписание договора на проведение аудита налогообложения

4. проведение аудита налогообложения

5.подготовка материалов, включающих аудиторские рекомендации по устранению недостатков в организации налогового учета по результатам проверки и передача их заказчику, включая аудиторское заключение.

Результатом аудита по специальному аудиторскому заданию будет аудиторское заключение, которое отличается от формы аудиторского заключения, предусмотренного Правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Существует международная практика формирования аудита по специальным аудиторским заданиям, которая использует стандарт МСА 800 Аудиторской отчет ( заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей.

Объектами аудита при проведении аудита налогообложения являются расчеты с бюджетом по следующим налогам: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на недра, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю, единый налог на вмененный доход, единый специальный налог, налог на рекламу и др. Кроме налогов, в состав аудита налогообложения входят подтверждение достоверности расчетов по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования. В состав налогового аудита могут входить сопутствующие услуги, которые связаны с восстановлением налогового учета предприятия, составление налоговой отчетности и представление отчетности контролирующим органам. В случае выполнения сопутствующих услуг (кроме консультационных) аудиторская организация не имеет права согласно норм Закона об аудиторской деятельности осуществлять обязательный аудит в тех организациях, которым были оказаны сопутствующие услуги.

Поскольку объектом аудита являются расчеты с бюджетом по налогам и сборам для целей достоверности необходимо с одной стороны подтвердить сальдо расчетов, отраженное в балансе предприятия – налогоплательщика. С другой стороны правильность и полноты составления налоговых деклараций. Сальдо расчетов, как известно, складывается из суммы: остаток задолженности на начало налогового периода минус обороты по уплате или налоговым вычетам за налоговый период плюс обороты по начислению за налоговый период. Составляющей частью аудита налогообложения является подтверждение правильности определения налоговой базы. Порядок проведения проверки во многом определяется непосредственно видом налога в силу различия порядка исчисления, форм налоговых деклараций, сроков уплаты, ставки налогов и других составляющих для исчисления и уплаты налога в целом.

Для проведения аудита налогообложения аудиторская организация, имеющая лицензию на аудиторскую деятельность выделяет специалистов по проверке отдельных налогов. Для реализации права проведения аудита налогообложения достаточно иметь аттестованных аудиторов, т.е имеющих квалификационный аттестат соответствующий профилю проверяемой организации: банки, страховые компании, инвестиционные фонды, коммерческие предприятия и организации При этом никаких дополнительных разрешительных документов не требуется аудиторским организациям. Каждый налог выделяется в отдельный объект аудита, по которому выполняются общие в данном разделе аудита этапы:

1.Определение масштабов налоговых обязательств и структуры налогоплательщика с точки зрения наличия структурных подразделений

2. определение обязанности уплатить налог в качестве налогоплательщика или налогового агента

3.оценка системы бухгалтерского учета по налогу

4.оценка системы внутреннего контроля по налогу

5.оценка системы налогового учета по конкретному налогу

6.определение аудиторского риска необнаружения

7.определение объема аудиторской выборки с целью доведения уровня аудиторского риска до приемлемого, применяемого конкретной аудиторской организацией

8.расчет уровня существенности для конкретного налога или принятие общего уровня существенности по общему плану аудита.

9.отбор информационных источников для аудита налога

10. построение аудиторской выборки

11.выполнение аналитических процедур и проведение проверки по существу

12.оценка результатов аудиторской выборки

13.оценка аудиторских доказательств и принятие решение об их надежности и достаточности

14.формирование мнения аудитора о степени достоверности финансовой отчетности в части остатков по расчетам с бюджетом по налогам и сборам

15.Подготовка детализированного отчета для руководства экономического субъекта.

По тексту аудиторского заключения по специальным заданиям , сформированного в единый пакет должны быть изложены все обстоятельства, на которых основано мнении аудитора.

Таким образом, аудит налогообложения в аудиторской практике имеет как самостоятельное значение, так и является составной часть обязательного аудита подтверждения достоверности финансовой отчетности предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей. Кредитных организаций, государственных внебюджетных фондов, инвестиционных институтов, страховых организаций, бирж и других субъектов экономических отношений.

1.Планирование аудита налогообложения.

| следующая лекция ==>
Внешний и внутренний аудит налогообложения | Информационное обеспечение аудита на этапе планирования

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 239 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Информационное обеспечение налогового аудита строительных организаций

Налоговый аудит предприятия: что это и зачем он нужен

Налоговый аудит — это проверка финансовой документации на предмет ее соответствия налоговому законодательству. Компания-поставщик или частный аудитор осуществляет мониторинг начисления и уплаты налогов, занимается составлением и ведением необходимой отчетности, дает оценку рисков и консультации по вопросам налогообложения. Цель услуги — оградить клиента от потенциальных штрафов и прочих санкций за нарушение законодательства в данной сфере, а также исключить возможность переплат. Специалисты, осуществляющие аудит налогообложения, проверяют бухгалтерскую отчетность и выявляют в ней какие-либо неточности, которые противоречат закону. Эти неточности могут возникнуть не только по причине недостаточного профессионализма бухгалтеров, но и из-за частых изменений в законодательстве.

Услуга аудита налоговых обязательств пользуется наибольшим спросом у крупных компаний, ведущих бизнес в смежных или разных сферах, где большой объем документооборота ведет к возникновению ошибок. Также в налоговом аудите нуждаются компании, имеющие холдинговую или иную многоуровневую структуру. Эта услуга популярна и среди фирм с разветвленной сетью филиалов. Средний и малый бизнес также пользуются налоговым аудитом с целью оптимизации системы отчислений.

Налоговый аудит важно проводить вовремя. Приведение отчетности в порядок непосредственно перед обязательным налоговым аудитом может избавить от многих проблем. А вернуть переплаченные деньги можно не позднее, чем через три года после уплаты, поэтому своевременность услуги определяет ее эффективность. Кроме этих случаев, аудит налогообложения имеет смысл проводить при смене главного бухгалтера или специалиста, ответственного за составление деклараций и осуществление платежей.

Инициативный налоговый аудит предприятия — услуга необязательная и проводится всегда по инициативе клиента (не освобождает от проверок должностными лицами). Но для крупных компаний она зачастую оказывается необходимой, поскольку может значительно снизить затраты. Примеры экономии для организации мы приведем далее.

Результаты аудита налогообложения

Сказать конкретно, сколько денег может сэкономить налоговый аудит для предприятия, нельзя, поскольку ошибки в отчетности бывают разные. Но несколько примеров результативного аудита налогообложения прибыли могут показать общую картину.

Крупный поставщик сырья (полезных ископаемых) решил оспорить налоговую проверку, в результате которой его обязали доплатить более 10-ти млн рублей. Налоговая инспекция требовала доначислений в связи с претензиями к подрядчику клиента, с которыми он был не согласен и по этой причине обратился к компании-аудитору (КСК групп). В результате оспаривания проверки клиенту удалось сохранить 10 млн, а также ему были возмещены судебные расходы в размере 300 тыс. рублей. Аудит правильности налогообложения обошелся в 950 тыс., ROI оценивается в 985%.

Читайте так же:  Аудиторские услуги несовместимые с обязательной аудиторской проверкой
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом аудит налогообложения может не только сохранить средства, но и вернуть их.

Компания-производитель мебели, поставляющая 40% своей продукции за границу, имеет право вернуть НДС из бюджета. Однако реализовать это право не удалось. Клиент обратился за помощью в аудиторскую компанию. Было инициировано судебное разбирательство, в результате которого было возвращено 6 млн рублей, а также отлажена процедура возврата НДС.

Важная задача аудита налогообложения малого бизнеса — оптимизация затрат.

Эта задача была выполнена компанией-аудитором для крупного технопарка. В результате проверки распределения НДС между несколькими видами деятельности клиента была выявлена переплата более 30-ти млн за три года. Компания предложила другую структуру распределения, тем самым избавила клиента от лишних расходов.

Из приведенных примеров видно, что аудит налогообложения — выгодная услуга, в большинстве случаев она окупается сразу же после оказания. Но для наибольшей эффективности необходимо выбирать тот вид налогового аудита, который подходит компании в данной сложившейся ситуации и учитывает специфику бизнеса.

Виды налогового аудита

Традиционно налоговый аудит разделяется на три вида: комплексный, тематический и структурный. Комплексный аудит — это проверка всей налоговой отчетности за год, а тематический — проверка какой-либо определенной налоговой отчетности за выбранный период. Структурный аудит проверяет декларации по отдельным налогам, которые клиент платит по месту нахождения подразделений компании.

Комплексный аудит

требует больших затрат времени со стороны компании-поставщика и больших финансовых затрат со стороны клиента. Кроме того, при такой масштабной проверке могут быть пропущены какие-либо мелочи в документах, которые могут оказаться как незначительными, так и определяющими. В то же время комплексный аудит больше подходит клиенту в преддверии плановой проверки налоговой инспекции. Также он позволяет выявить тенденции затрат и разработать систему их оптимизации.

Тематический аудит

— верный выбор для тех клиентов, которые сами представляют, какая именно область в бизнесе проблемная и чему стоит уделить большее внимание. Тематический аудит позволяет углубиться в детали отчетности, найти слабые места. Обычно он проводится несколько оперативнее, чем комплексный, в чем тоже заключается его плюс.

Структурный аудит

лучше других подходит для предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет охватить всю систему налогообложения предприятия, сравнить налоговую нагрузку на подразделения и сбалансировать ее.

Отдельно выделяют такой вид услуги, как экспресс-аудит

. Этот вид аудита в каком-то смысле объединяет в себе комплексный и тематический. Экспресс-аудит — это экспертиза всей налоговой отчетности в сжатые сроки. Этой услугой пользуются в том случае, когда не хватает времени и средств на комплексный аудит, а тематического оказывается недостаточно, поскольку нужно проанализировать большой объем информации. Кроме того, экспресс-аудит налоговых рисков оказывается незаменимым в том случае, если компания-клиент желает приобрести какую-либо другую компанию или ее часть. В этом случае оцениваются либо все налоговые риски, либо риски по какому-то конкретному направлению деятельности компании, выставленной на продажу.

Методика проведения аудита

Аудит налоговых обязательств разделяется на два этапа — предварительная оценка действующей системы налогообложения и проверка правильности налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Эти этапы включают в себя несколько видов работ.

Предварительная оценка действующей системы налогообложения

В рамках первого этапа аудиторы осуществляют:

  • выявление факторов, имеющих влияние на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления платежей;
  • правовую экспертизу внутренней структуры компании;
  • диагностику документооборота и деятельности отделов, ответственных за платежи;
  • расчет налоговых показателей компании.

В результате этой работы специалисты могут понять специфику бизнеса и оценить возможные нарушения законодательства, наметить проблемные зоны. Чтобы сказать, сколько времени понадобится для выполнения этих задач, аудитору нужно 1–1,5 часа на оценку. Сроки будут зависеть от размера компании и объема документооборота.

Проверка правильности налоговых отчислений

Этот этап предполагает под собой анализ налоговых деклараций по НДС, деклараций по налогам на прибыль, справок по авансовым платежам, налоговый аудит по НДФЛ и прочее. Обычно эта процедура занимает не более 5-ти дней на один налог, но при многоуровневой или разветвленной системе бизнеса сроки могут быть больше. По результатам этого этапа делаются выводы о структуре налогообложения, исправляются системные недочеты, предлагаются варианты оптимизации.

Особенности аудита налогообложения

Аудит правильности налогообложения практически на всех предприятиях выполняется по вышеизложенной схеме. Но в зависимости от специфики бизнеса он может иметь некоторые особенности.

Так, добыча полезных ископаемых на территории РФ облагается многими налогами, размеры и процедура уплаты которых различаются в зависимости от ресурса (нефть, металлы, минералы и прочее). Обычно ошибки в уплате НДПИ связаны с адвалорными и специфическими ставками.

Нарушения в уплате налога на прибыль обычно возникают из-за неправильно составленной налоговой базы, неверного использования налоговых льгот или просто математических неточностей. А ошибки в начислении НДС обычно связаны с применением этого налога к вычету, тем же способом строятся и схемы по уклонению от уплаты.

Ошибки в имущественных платежах чаще всего возникают в связи с неправильно составленными договорами аренды. Аудиторы проверяют их юридическую точность, выявляя недочеты как со стороны клиента, так и со стороны контрагента.

Налоговая правовая база актуализируется очень часто, кроме того, меняется и толкование действующих законов. При такой конъюнктуре налоговый аудит — это хороший способ избежать санкций, которые в некоторых случаях могут не ограничиваться денежными штрафами. Кроме того, аудит правильности налогообложения может избавить компанию не только от существующих переплат, но и предотвратить риск их возникновения в будущем.

Кто проводит налоговый аудит?

В большом разнообразии компаний и частных лиц, предоставляющих услуги налогового аудита, легко запутаться. Как правило, определяющими факторами в выборе являются цена услуги и сроки реализации. Но тот, кто способен провести качественный налоговый аудит, должен соответствовать следующим требованиям: достаточно длительный опыт работы и наличие успешно реализованных кейсов, умение оперативно устранять выявленные несоответствия, знание актуального законодательства и владение информацией о судебной практике (ситуации и решения). Всем этим требованиям соответствует, например, компания КСК групп, которая предоставляет услуги обязательного, инициативного, а также экспресс-аудита, бухгалтерского и налогового консалтинга, осуществляет международное налоговое планирование и подготавливает клиента к налоговым проверкам. В рейтинге RAEX («Эксперт РА») за 2015 год КСК групп заняла третье место в области налогового консалтинга, что также подтверждает высокий уровень качества предоставляемых услуг. Экономьте свое время и деньги — обращайтесь к профессионалам.

Информационное обеспечение налогового аудита строительных организаций

Функции налогового учета

В системе налогового учета выделают, как правило, 3 основные функции:

Сущность фискальной функции состоит в том, что благодаря правильной постановке и ведению налогового учета выполняется основное назначение налогов – пополнение доходной части бюджета для обеспечения возложенных на государство задач.

Читайте так же:  Методика аудиторской проверки учета дебиторской задолженности

Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взносов, а также о финансовом положении налогоплательщика.

Путем составления и представления налоговой отчетности обеспечивается возможность контроля данных налогового учета и взаимной сверки и сопоставления показателей между собой. В этом заключается контрольная функция налогового учета.

Совершенствование методики аудита налогообложения организаций

Гаджирагимова Дилара Джумаединовна,магистрант 2 года обучения кафедры экономического анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала[email protected]

Юнусова Дженнет Абдулкадыровна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала

Совершенствование методики аудита налогообложения организаций

Аннотация.В данной статье рассмотрены методика аудита налогообложения, этапы его проведения. Обозначены проблемы аудита налогообложения на современном этапе и возможные пути совершенствования аудита налогообложения.Ключевые слова:аудит налогообложения, методика аудита, этапыналоговогоаудита, проблемы аудита налогообложения.

I этапПланированиеIIэтапПроверка начисления и уплаты отдельных видов налогов и сборовIIIэтапЗаключительныйВрамках которого, в соответствии с требованиями федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных постановлениями правительства РФ, целесообразно провести предварительное планирование, цель которого состоит в знакомстве с деятельностьюклиента, выборе методов и приемов проведения аудита налогообложения, закреплении их в договоре на оказание аудиторских услуг.Непосредственно планирование заключается в оценке действующей в проверяемой организации системы внутреннего контроля применяемой системы налогообложения и организации бухгалтерского учета, с последующим расчетом величины аудиторского риска, уровня существенности и аудиторской выборки.

Цель данного этапа состоит в сборе надлежащих аудиторских доказательств, путем проведения аналитических процедур,–проведение проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборамПредполагает обобщение результатов аудиторской проверки, формирование аудиторского заключения в соответствии с Федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России 17 августа 2010 г. В том числе: ФСАД 1/2010 –Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

Ссылки на источники1.Василенко А.А. Характеристика специфических аудиторских услуг налогового аудита//Экономические науки, №4, 2013г. С.118211842.Каурова О.В., Канина Т.И. Проблемы проведения налогового аудита и его роль в повышение эффективности деятельности российских организаций//Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, №2, 2010г. 3.Нюнха И.В. Возможные пути совершенствования аудита налогообложения в России //РГУ им. С.А. Есенина, 2015г. С.7179.4.Сафонова М.Ф, Щербаков Е.А. Проблемы развития налогового аудита в Российской Федерации//Международный бухгалтерский учет, №17(263), 2013г. С.2633.5.Савин А.А, Савина А.А. Аудит налогообложения: Учеб. пособие.2е изд.М.:Вузовский учебник:ИНФРАМ, 2011.С.367.6.Федеральный закон от 30.12.2008 N 307ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015).

Что дает аудит налогообложения и как он проводится

Профессиональный налоговый аудит и экспертиза дают возможность избежать проблем с налоговым законодательством, оптимизировать базу налогообложения и обеспечить эффективную деятельность фирмы.

Рассчитать стоимость проведение аудита можно предварительно и бесплатно, всего за 5 шагов.

Чтобы правильно подготовиться к налоговой проверке, привести в порядок документацию, провести инструктаж специалистов и учесть другие нюансы, можно воспользоваться консалтинговой помощью.

Хотите исключить риск санкций, подготовиться к налоговым проверкам, оптимизировать расходную часть и даже рассчитывать на льготы? Бухгалтерское и налоговое консультирование — оптимальное решение.

Сопровождение налоговых проверок на досудебной и судебной стадиях — эффективный способ защитить интересы фирмы при оспаривании решений налоговых органов.

Точность, надежность, своевременность — очевидные преимущества проведения аудиторской проверки независимой консалтинговой компанией.

Аудит со стороны налоговых органов — не самый приятный момент в жизни компании. Но есть способ подготовиться к нему и избежать штрафов — провести независимую внутреннюю проверку. Заранее выявить все неточности в документах и исправить их до прихода инспекторов поможет добровольный налоговый аудит.

Необходимость пересмотра целей и задач аудита в сторону оценки финансового положения. Принципы организации информационного обеспечения, учитывающего специфику деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта, а также особенности налогообложения.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 17.11.2013
Размер файла 15,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Информационное обеспечение налогового аудита строительных организаций

На сегодняшний день отечественный аудит представляет собой институт современной экономики, играющий важнейшую роль в обеспечении достоверной информацией заинтересованных пользователей. В то же время аудит в России проходит стадию становления и трансформации в соответствии с международными аудиторскими стандартами.

Аудит совместно с государственным и управленческим контролем позволяет обеспечивать необходимой и достоверной информацией все уровни управления страной. Продвижение российской экономики по пути создания цивилизованного рынка сопровождается образованием многочисленных субъектов рынка — независимых производителей товаров, работ и услуг, действующих в конкурентной среде. С одной стороны, они являются пользователями информации, вступая в рыночные отношения с партнерами по бизнесу, с другой — сами являются носителями информации о своей деятельности. Таким образом, формируется определенное информационное пространство, в котором каждый хозяйствующий субъект является как производителем, так и потребителем информации.

В условиях реформирования системы бухгалтерского учета и налогообложения меняется функциональная направленность аудиторской деятельности — происходит пересмотр целей и задач аудита в сторону оценки финансового положения и перспективы деятельности организации в будущем. В свою очередь, стабильное финансовое положение во многом определяется величиной налоговых обязательств и существенностью налоговых рисков, что обуславливает возрастание роли налогового аудита.

Одним из важнейших видов информации, оказывающей значительное влияние на процессы, происходящие в обществе, является различного рода экономическая информация, в том числе информация о налогах, подготовленная на основании данных бухгалтерского учета, но по правилам налогового законодательства.

В отличие от бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательной аудиторской проверке, качество налоговой отчетности не гарантировано, поскольку при подготовке информации о налогах руководство организации не обязано обращаться к аудиторам для проведения сертификации. Но на данный момент, еще не решен ряд организационных и методических вопросов аудиторской проверки налоговой отчетности; не определены сущность аудита налоговой отчетности, его цель, задачи, принципы проведения, критериальная область оценки.

Для качественного проведения налогового аудита строительных организаций необходимо соответствующее информационное обеспечение, учитывающее специфику деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта, а также особенности налогообложения.

Именно на налоговый аудит заинтересованными пользователями возлагается задача получения полной, достоверной и объективной информации о правильности исчисления налоговых обязательств в соответствии с нормами налогового законодательства, от чего в свою нередко очередь зависит функционирование и развитие организации.

В последнее время наибольшую популярность в строительных организациях набирает информация, полученная из так называемых исторических источников — баз данных бухгалтерского учета. Именно данные о фактических операциях, а не сметные нормативы могут быть достоверным источником при принятии решения о заключении новых контрактов. Кроме того, в условиях экономического кризиса, когда деятельность организаций может осуществляться только в режиме тотальной экономии, из-за высокой конкуренции у руководства как никогда возникает потребность в своевременной и качественной аналитической информации, необходимой для принятия решений в области поиска новых заказов [3].

Читайте так же:  Альфа открыть расчетный счет для ооо

Эффективная организация системы учета становится в н.в. главной проблемой многих строительных организаций, требующей оперативного решения. Необходимость планирования, четкого учета и контроля расходов на капитальное строительство наряду с учетом того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, повышает требования к системе, позволяющей получить оперативную и достоверную информацию для принятия соответствующих решений. Часто испытывают потребность в такой информации субъекты инвестиционной деятельности, финансирующие капитальное строительство, т.е. инвесторы. За помощью в решении подобной проблемы строительные организации все чаще обращаются в аудиторские компании [4].

На Минфин России возлагается ответственность за налоговое администрирование, но фактически оно не отвечает за регулирование бухгалтерского учета, если только это хотя бы косвенно не связано с налогообложением.

В таких условиях налоговая направленность российского учета остается его доминирующей характеристикой. На практике налоговая направленность усиливается обязательным аудитом.

Общей информационной базой для составления регистров как финансового и управленческого, так и налогового учета является первичный учетный документ бухгалтерского учета. В различных видах финансовых, управленческих и налоговых регистров данная информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения финансового, управленческого и налогового учета являются определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

Следует отметить, что повышение эффективности учетного процесса путем сближения бухгалтерского и налогового учета объявлено в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации как одно из приоритетных направлений. В этой связи представляется актуальным сформулировать унифицированные налогооблагаемые показатели, формируемые в бухгалтерском учете и используемые для составления налоговой отчетности, что позволит повысить эффективность как учетного процесса налоговых обязательств, так и процесса аудиторской проверки налоговой отчетности.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно ст. 314 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС России. Конечной целью составления регистров налогового учета является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налоговую базу.

К основным этапам формирования информационных процессов в аудите относятся следующие:

— получение и накопление исходной информации;

— обработка сформированных данных;

— использование полученной результатной информации.

В процессе налогового аудита сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. Для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

Список использованной литературы

аудит финансовый налогообложение информационный

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: с изм. и доп. на 1 января 2012 г. — М.: Эскимо, 2012. — 954 с.

2. [электронный ресурс] — URL: http://alt-x.narod.ru/DOC/13audit/0212iona.htm ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО АУДИТА СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА, «Международный бухгалтерский учет», 2011, №39. (дата обращения: 21.05.2013 г.).

3. Илышева Н.Н., Бельских В.Б. Модель бухгалтерского учета как инструмент управления строительными организациями: международный опыт и российская практика // Международный бухгалтерский учет. 2010. №8.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Место аудита в системе финансового контроля России. Понятие аудита как независимой экспертизы, анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченным лицом. Стандарты аудита, его использование во внешнеэкономической деятельности.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 19.08.2011

Понятие, сущность, виды, функции, цели и задачи внутреннего аудита предприятия. Релевантное информационное обеспечение как способ обеспечения эффективности управленческих решений. Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 26.07.2010

Этапы и принципы планирования аудита. Получение информации о деятельности аудируемого лица. Изменения в общем плане и программе аудита. Сроки подготовки и представления аудиторских заключений. События, произошедшие после даты аудиторского заключения.

контрольная работа [34,9 K], добавлен 28.03.2015

Понятие аудиторской деятельности. Цели, задачи и принципы аудита, система его классификации. Виды сопутствующих аудиту услуг. Субъекты обязательного аудита, ответственность аудируемого субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки.

реферат [19,7 K], добавлен 29.03.2009

Необходимость проведения аудита экономического субъекта. Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые предоставляются аудируемой организации. Анализ деятельности предприятия и оценка внутреннего контроля. Свод запланированных аудиторских процедур.

курсовая работа [97,7 K], добавлен 19.03.2012

Оценка способности экономического субъекта продолжать свою деятельность. Оценка результатов проверки (аудита) и обобщение полученной информации. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и его представителям.

реферат [27,7 K], добавлен 04.07.2010

Характерные признаки аудита согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». Отличия ревизии от аудита. Круг задач аудитора. Понятие внутреннего аудита согласно стандарту аудита РФ «Изучение и использование работы внутреннего аудита».

контрольная работа [89,1 K], добавлен 04.11.2012

Изучение сущности и основных задач аудита — независимой проверки, цель которой состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности, а также в контроле за соблюдением законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

контрольная работа [32,5 K], добавлен 13.09.2011

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности РФ. Сущность и принципы аудита. Особенности организации и аналитических процедур внутреннего аудита. Профессиональные требования к аудиторам в соответствии с требованиями этического кодекса.

курс лекций [55,4 K], добавлен 09.06.2011

Специфика и правовое регулирование строительной деятельности. Характеристика учетной политики. Цели и задачи аудита. Оценка системы внутреннего контроля. Получение аудиторских доказательств. Последовательность процедур при поведении аудиторской проверки.

курсовая работа [90,1 K], добавлен 13.01.2016

Видео (кликните для воспроизведения).

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники

Информационное обеспечение налогового учета и аудита налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here