Как закрыть религиозную организацию

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Как закрыть религиозную организацию". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Глава II. Религиозные объединения (ст.ст. 6 — 14)

Глава II. Религиозные объединения

>
Религиозные объединения
Содержание
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ в пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;

неоднократное непредставление религиозной организацией в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.

3. Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ в пункт 4 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации в соответствии с пунктами 2 — 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций в связи с ликвидацией определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Читайте так же:  Споры учредителей ооо

5. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.

7. Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Основания для ликвидации религиозной организации

Большинство современных государств – светские. Соблюдение правовых норм на их территории обязано исполняться. Все сообщества, чтобы избежать роспуска, ликвидации, должны придерживаться правил деятельности, регламентированные Конституций. Свобода слова и религиозных убеждений, защищаемые Законом, дают волю некоторым людям объединять людей с целью получения собственной выгоды, совершения неправомерных действий. Ликвидация и полный запрет деятельности религиозной организации на территории государства – крайняя форма воздействия на таких лиц.

Показательным было закрытие и ликвидация организации «Свидетелей Иеговы» на территории России, где секта была признана экстремистской. Такая практика распространена на территориях крупных стран. Малые государства (Украина, Казахстан), которые пытались ликвидировать некоторые религиозные организации, не смогли ни устранить, ни ввести какие-либо ограничения для вредоносных сообществ.

Содержание

Упразднение религиозной организации на добровольных началах

Процесс ликвидации

Законодательство РФ предусматривает закрытие подобных организаций постановлением их учредительных органов, предусмотренных сводом правил.

Порядок приема необходимых актов:

  • Принимая решение об упразднении организации верующих как юридического лица, учредитель в письменном виде информирует о своем решении учреждение государственной регистрации.
  • Затем учредители создают Ликвидационную комиссию.
  • Данный орган делает публикацию в СМИ о прекращении деятельности религиозного объединения. В объявлении содержатся такие данные:
    • полное и официальное наименование организации;
    • адрес, телефон;
    • период для обращений с требованиями кредиторов (2 месяца);
    • другие условия, предусмотренные нормативными актами;

Объявление печатается в издании «Вестник государственной регистрации». Только в этом журнале публикуется информация о государственном регистрировании. Для подтверждения следует указать № журнала и копию текста объявления с записью о приеме. Сведения о журнале расположены на сайте журнала.

Этапы процесса закрытия объединения

Ход закрытия духовных организаций проходит две стадии.

Первая стадия

Для ее завершения нужен определенный список документации:

  • Письменное извещение о постановлении ликвидировать общественное объединение, 2 образца.
  • Уведомление о создании органа по ликвидации организации, распоряжение назначить ликвидатора общественного объединения, 2 образца.
  • Информация о руководстве данной комиссией, конкурсном распорядителе, 2 образца.
  • Протокол о проведенном собрании членов объединения по причине его закрытия и образования совета по этому вопросу, 2 экземпляра.
  • Журнал с опубликованным объявлением о начале ликвидации.
  • Перечень представленных актов.

Вторая стадия

Эта стадия начинается через 2 месяца после размещения публикации о закрытии. Потребуется:

  • Сообщение о создании Промежуточного ликвидационного отчета духовной организации, 2 образца.
  • Официальное обращение о государственном оформлении общественного объединения по причине его закрытия, 2 образца.
  • Свод правил о статусе и документ, подтверждающий регистрацию в подлиннике.
  • Официальное уведомление об аннулировании печати ликвидируемой организации.
  • Отчет о ликвидации, 2 образца.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины (оригинал и копия).

Какие основания для ликвидации религиозных организаций

Для введения насильственного запрета, ликвидации её религиозной деятельности организованной группе лиц необходимо представлять угрозу для общественного порядка, государственной безопасности и личных свобод отдельных граждан. По материалам источника (сайт consultant.ru) причинами ликвидации являются:

Основанием для ликвидации религиозной организации является грубейшее нарушение прав и свобод граждан, безопасности государства.

Порядок действий при ликвидации религиозной организации

Религиозные организации могут быть принудительно ликвидированы на основании судебного решения при несоответствии их деятельности конституционным нормам страны. Принять решение о ликвидации, расформировании данной группы могут и учредители организации (ликвидироваться самостоятельно). Для этого соблюдается обязательный порядок действий.

Ликвидация религиозных организаций

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 .

Смотреть что такое «Ликвидация религиозных организаций» в других словарях:

Как происходила насильственная ликвидация святынь — На начальном этапе антицерковной политики советской власти важное место занимала организованная в 1918–1920 годах кампания по вскрытию святых мощей, на протяжении десятков и сотен лет хранившихся в православных церквах и монастырях. 14… … Энциклопедия ньюсмейкеров

CCCP — (USSR) История СССР, периоды истории СССР, республики СССР, Конституция СССР Информация об истории СССР, периоды истории СССР, республики СССР, Конституция СССР Содержание Содержание 1.История Довоенный (1923—1941) Как был создан Внешняя… … Энциклопедия инвестора

Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия

Религия в России — … Википедия

Юридическое лицо — (Legal entity) Понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц Понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, регистрация юридического лица Содержание Содержание . Теория возникновения . Понятие и признаки юрлица. Виды… … Энциклопедия инвестора

Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Россия (значения). Запрос «РФ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Россия Российская Федерация … Википедия

Россия — 1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

Читайте так же:  Акции мосбиржи дивиденды прогноз

Российская федерация — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

РФ — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Процесс ликвидации религиозной организации

В Российской Федерации существует множество различных организаций и конфессий. Конституция государства предоставляет гражданам свободу совести и вероисповедания.

Данное право может быть ликвидировано в ситуациях, определенных законом:

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

  • Постановлением основателей или лиц, наделенных полномочиями для этого.
  • Определением судебного органа в случае систематических нарушений законодательных актов или деятельности, что противоречит уставным целям.

Судебное постановление должно соответствовать закону РФ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Закрытие религиозного объединения в принудительном порядке

Закрытие организации верующих принудительно считают крайним методом в применении к юридической особе, поскольку прекращается ее деятельность без права передачи своих функций другим структурам.

Главную роль играет фактор вины. Это основной квалифицирующий признак в случае наступления юридической ответственности. Обязательным также будет факт противоправного деяния.

Мотивы

Причины принудительного закрытия некоммерческих организаций предусматриваются Гражданским кодексом и другими законами России. Среди них:

Кроме того, суд накладывает запрет на деятельность религиозных оьъединений по таким мотивам:

  • несоблюдение правил поведения и защищенности в общественной среде;
  • действия по разрушению семьи вопреки желанию верующих;
  • нарушение их прав и свобод;
  • нанесение ущерба моральному и физическому благополучию людей;
  • применение во время религиозной службы наркотиков, психотропных препаратов, развратных и прочих действий, нарушающих закон;
  • подстрекательство к суициду;
  • неоказание врачебной помощи людям по причине вероисповедания;
  • причинение препятствий в процессе обязательного обучения;
  • принудительная конфискация у членов общины принадлежащих им материальных предметов по корыстным мотивам духовных лиц;
  • действия, препятствующие выходу верующих из числа членов организации путем угроз нанесения ущерба жизни, здоровью, собственности и другими незаконными действиями;
  • склонение людей к отказу от выполнения конституционных обязанностей и к совершению правонарушений;

Права и обязанности религиозного объединения прекращаются, утрачивается возможность передачи их в качестве правопреемства другим лицам.

Таким образом, ликвидировать деятельность духовная организация может на добровольных и принудительных началах.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых религиозными организациями в документах, представляемых для государственной регистрации

1. Единство вероисповедания, его наличие – важнейший признак любой религиозной организации, установленный пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести), и, одновременно, принцип объединения местных религиозных организаций в составе централизованной религиозной организации, исходя из требований пункта 2 статьи 9, пункта 7 статьи 11 Закона о свободе совести и пункта 1 статьи 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

В нарушение указанных положений централизованные религиозные организации зачастую нарушают принцип единства вероисповедания, так как объединяют в своем составе религиозные организации различного вероисповедания. Например, централизованная религиозная организация, придерживающаяся вероучения христиан веры евангельской, объединяет, помимо местных религиозных организаций указанного исповедания, организации христиан веры евангельской (пятидесятников), евангельских христиан, евангельских христиан-баптистов.

2. В соответствии со статьей 9 Закона о свободе совести учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций.

После принятия решения об учреждении религиозной организации ее учредители подают соответствующие документы в Минюст России, его территориальный орган для государственной регистрации такой организации в качестве юридического лица.

Сведения об учредителях религиозной организации представляются единожды – для государственной регистрации религиозной организации при создании, – и в последующем изменению не подлежат, в том числе в случае смерти или ликвидации учредителя (учредителей).

Дальнейшие вопросы участия учредителей в деятельности религиозной организации определяются уставом и (или) внутренними установлениями такой организации.

В случае прекращения участия в деятельности религиозной организации гражданина (религиозной организации), являвшегося учредителем указанной организации, избрание иных лиц в качестве учредителей религиозной организации не требуется. Кроме того, такие сведения внесению в Единый государственный реестр юридических лиц не подлежат.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о свободе совести в уставе религиозной организации, помимо прочего, указывается порядок создания организации.

В нарушение вышеуказанного положения законодательства устав религиозной организации зачастую либо вообще не отражает порядка ее создания, либо содержит общие положения о создании религиозных организаций, предусмотренные статьей 8 Закона о свободе совести, и не отражают особенности создания конкретной религиозной организации.

Читайте так же:  Регистрация авто через госуслуги для юридических лиц

4. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», религиозная организация, как вид некоммерческой организации, может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности религиозной организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Религиозная организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

В нарушение указанных положений законодательства, а также пункта 2 статьи 10 и статьи 15 Закона о свободе совести устав религиозной организации, предусматривая возможность осуществления организацией предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход), зачастую не определяет виды (формы) такой деятельности.

Фактически осуществляемая деятельность религиозной организации должна соответствовать формам деятельности, предусмотренным ее уставом, а также сведениям о видах экономической деятельности организаций, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц.

5. В соответствии с пунктом 8.1 пункта 8 Закона о свободе совести порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

В нарушение указанного положения законодательства уставы религиозных организаций зачастую не содержат порядка принятия решений органами религиозной организации; сведений, из числа каких лиц (священнослужителей, участников религиозной организации, светских лиц по трудовому договору и пр.) состоят указанные органы, в том числе ревизионная комиссия, а также на какой основе (возмездной/безвозмездной) лица входят в состав органов религиозной организации. Кроме того, зачастую в уставах религиозных организаций отсутствует порядок принятия решений органами религиозной организации, в том числе единоличным органом. Так, руководитель религиозной организации принимает решения в виде указов, распоряжений, приказов и т.п., что должно быть отражено в уставе религиозной организации.

6. В нарушение пункта 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 455, протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления религиозной организации, представляемый на государственную регистрацию и содержащий решение о внесение изменений, зачастую не содержит сведений об утверждении нормы представительства делегатов, а также о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов.

Как закрыть религиозную организацию

Контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.

Следует особо обратить внимание, что согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (статья 6) основной целью религиозного объединения является совместное исповедание и распространение веры, а соответствующей этой цели признаками являются: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (пункт1 статьи 6).

Неправильное понимание руководителями религиозных организаций этого, казалось бы, простого вопроса, зачастую приводит к нарушениям законодательства. Так, например, юридическая неграмотность сотрудников одной из централизованных религиозных организаций спровоцировала подачу иска Минюстом России о ликвидации организации. Причина — неправильное заполнение форм ежегодной отчетности. Так, в своих отчетах религиозная организация в разделе «виды деятельности в отчетном периоде в соответствии с уставом», в котором, по сути, перечисляются признаки религиозной организации, везде поставила прочерки. Таким образом, получилось, что организация в течение года занималась чем угодно, но только не уставной деятельностью. Повод ничтожный и формальный, но он был дан.

Кроме своей основной цели (исповедание и распространение веры) религиозные организации в установленном законом порядке вправе заниматься и иной не запрещенной законом деятельностью, соответствующей ее цели. При этом предмет и цели деятельности религиозной организации, как некоммерческой организации, должны быть определены в ее уставе.

Что же подразумевается под деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям?

1. Утрата религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.).

Например, на практике приходиться сталкиваться с тем, что руководители религиозных организаций, помимо религиозной деятельности занимаются и другими видами деятельности, например, оказанием помощи лицам, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. При этом забывая об основных целях создания религиозной организации, деятельность по реабилитации ставят на первый план. При проведении проверки выявляется, что протоколы данной организации отражают исключительно деятельность по профилактике и реабилитации лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, и в протоколах практически отсутствует деятельность, ради которой и создана религиозная организация — совместное исповедание и распространение веры. Что и может послужить доказательством утраты признаков и характера религиозной организации и повлечь за собой ликвидацию.

Однако стоит обратить внимание и на другую сторону «медали», когда органы юстиции незаконно пытаются препятствовать благотворительной деятельности религиозных организаций. Видимо срабатывает синдром советской эпохи, когда согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» религиозным общинам запрещалась всякая социальная и благотворительная деятельность.

Читайте так же:  Закон о регистрации общественных организаций

Так, например, в адрес религиозной организации в г. Новосибирске Управлением Министерства юстиции по Новосибирской области было направлено Предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ, в котором было указано, что Церковь не имеет права содействовать профилактике и реабилитации лиц, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.

Между тем, в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Более того, государство должно оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее Закон № 135) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность не только граждан, но и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии со статьи 4 данного закона юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Однако, еще раз обратим внимание читателя, что благотворительная деятельность религиозной организации не должна становится на первый план и подменять собой основные цели деятельности религиозного объединения.

2. Осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности.

В качестве примера можно привести участие религиозных организаций в деятельности политических партий и политических движений, оказание им материальной и иной помощи, предвыборная агитация, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях и в иных, не предусмотренных законом местах, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям, продажа получаемой гуманитарной помощи и т.д.

3. Осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии).

Руководителям религиозных организаций стоит особо обратить внимание на данный пункт. Если Вы хотите при религиозной организации создать образовательное учреждение с последующей выдачей дипломов, не забудьте получить лицензию на образовательную деятельность. В противном случае за грубое нарушение закона религиозная организация как юридическое лицо может быть ликвидирована по решению суда. Тем более не стоит создавать на базе местной религиозной организации «высшие духовные учебные заведения», так называемые «институты», «университеты» и т.п., создание которых является компетенцией централизованной религиозной организации и требует получения лицензии. Помните, что не знание закона не освобождает от ответственности.

Между тем, следует особо подчеркнуть, что в силу действия пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью. В качестве примера можно привести деятельность воскресных школ, курсов катехизации и различных духовных программ не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов о духовном образовании.

4. Осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации.

5. Осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации (конфессиональная анонимность).

Последнее, пожалуй, это наиболее часто нарушаемое требование закона. Напомним, что в силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

В частности, под полным наименованием следует понимать наименование организации, указанное на титульном листе устава религиозной организации. При этом сокращенная аббревиатура не допускается. Несмотря на то, что данная тема неоднократно поднималась на страницах печати и в различных методических рекомендациях, но, к сожалению, приходится констатировать факт, что отдельные религиозные организации продолжают нарушать это требование закона.

Данный перечень нарушений не является исчерпывающим и может включать в себя и другие правонарушения.

Контроль за соблюдением устава религиозной организацией относительно порядка ее деятельности.

Согласно Письму Министерства юстиции РФ от 24 декабря 1997 г. № 08-18-257-97 при осуществлении данного вида контроля регистрирующим органам следует обращать особое внимание на:

  • соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации;
  • деятельности ее руководящих органов;
  • правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации;
  • соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия;
  • своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с пункт 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозная организация обязана информировать орган принявший решение о ее государственной регистрации об изменении сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех дней с момента таких изменений.

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

(В редакции Федерального закона от 25.07.2002 г. N 112-ФЗ)

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

Читайте так же:  Какой расчетный счет открыть для ооо

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона. (Абзац дополнен — Федеральный закон от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ)

2. Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ)

нарушение общественной безопасности и общественного порядка; (В редакции Федерального закона от 25.07.2002 г. N 112-ФЗ)

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; (В редакции Федерального закона от 25.07.2002 г. N 112-ФЗ)

(Исключен — Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 112-ФЗ)

(Исключен — Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 112-ФЗ)

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;

неоднократное непредставление религиозной организацией в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 25-1 настоящего Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации. (Абзац дополнен — Федеральный закон от 28.11.2015 г. N 341-ФЗ)

3. Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы. (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ; от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)

4. Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 08.12.2003 г. N 169-ФЗ)

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации в соответствии с пунктами 2-4 статьи 11 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 261-ФЗ)


Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение. (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций в связи с ликвидацией определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом. (В редакции федеральных законов от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ; от 13.07.2015 г. N 261-ФЗ)

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.(Новый пункт 4 дополнен — Федеральный закон от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ)

5. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.(Пункты 4 и 5 считать соответственно пунктами 5 и 6 в редакции Федерального закона от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ)

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».(Пункт 6 дополнен — Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 112-ФЗ; считать пунктом 7 в редакции Федерального закона от 08.12.2003 г. N 169-ФЗ)

Источники

Как закрыть религиозную организацию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here