Какие способы реорганизации юридического лица

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Какие способы реорганизации юридического лица". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

37. Реорганизация юридического лица. Способы реорганизации.

Реорганизация ООО, или иными словами реорганизация фирмы может выполняться пятью различными способами, которые различны по своему содержанию. Вот они:

Слияние; Разделение; Выделение; Присоединение; Преобразование.

Способы реорганизации юридических лиц.

Такая форма реорганизации организации как слияние, подразумевает собой создание нового юр.лица, которое примет все имущественные и неимущественные обязанности и права участников слияния. Организации, которые приняли участие в слиянии, более не существуют в виде отдельных юридических лиц.

Эта форма реорганизации ООО полностью противоположна первой. Эта форма — организация юридических лиц совершенно новых, имеющих свои права и обязанности, созданных из одного юр.лица, которое ранее работало, но в свою очередь прекращает существовать.

Чем-то похоже на разделение, однако же, есть одна деталь — первоначальное юр.лицо продолжает деятельность. Подобная процедура характерна для предприятий, у которых во владельцах несколько человек, которые желают вести бизнес самостоятельно.

Очередной способ реорганизации фирм. Суть такова: одно или несколько предприятий просто вливаются в уже функционирующее другое, одновременно с этим передавая ему свои права и обязанности. Как правило, такая процедура характерна для крупных холдингов, а также при объединении фирм, что функционируют в одной отрасли, или же когда поглощаются конкуренты.

Последняя форма, реорганизации организаций. Преобразование представляет собой переход юр.лиц из одной организационно-правовой формы в другую. Теперь, когда мы с вами понимаем, какие существуют виды реорганизаций ООО (или например ЗАО), можно идти дальше.

Порядок реорганизации юридических лиц.

Общий порядок проведения самого процесса реорганизации юр.лиц закреплен непосредственно в Федеральном законе «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Планирование, подготовка, проведение, сопровождение процесса реорганизации юридического лица – процесс крайне трудоемкий, и требует специальных юридических знаний, посему рекомендую для проведения реорганизации обратиться к специалистам (желательно из крупных городов, например, таких как Москва), ибо они уже долгое время занимаются вопросом реорганизации, как с теоретической, так и с практической стороны. Цена у каждого специалиста своя, поэтому не могу её точно обозначить. Так как процесс реорганизации, повторюсь, крайне трудоемкий, то руководитель должен быть к нему хорошо подготовлен. Предлагаю рассмотреть процесс проведения реорганизации поэтапно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Принятие решения о реорганизации.

Принимается оно на общем собрании учредителей или акционеров, составляется план реорганизации, получаем справочку об отсутствии задолженности в пенсионном фонде.

Далее идет этап уведомления о реорганизации.

С для принятия решения о реорганизации, в течение трех дней надлежит уведомить налоговую о начале реорганизации, на основании этого уведомления ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации. В течение пяти дней со дня направления уведомления, оповещаются кредиторы, о том, что начата реорганизация. После того, как внесена запись о начале реорганизации в ЕГРЮЛ, в «Вестнике государственной регистрации» публикуется уведомление о реорганизации, публикуется дважды, по разу в месяц.

Срок инвентаризации назначает приказом руководитель организации, если он не утвержден решением учредителей.

Затем идет этап составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

После составляем передаточный акт (для присоединения, слияния, преобразования) или составляем разделительный баланс (для разделения, выделения).

Необходимо отметить, что к передаточному акту прилагают акты инвентаризации и бухгалтерскую отчетность.

Получаем учредительные документы, которые вновь возникли в результате реорганизации общества.

Составляем заключительную отчетность реорганизованного юридического лица:

начисляем зарплату работникам;

рассчитываем амортизацию по основным средствам и активам нематериальным;

списываем расходы будущих периодов, которые невозможно будет включить в наш передаточный акт;

закрываем счета учета затрат наших прибылей и убытков, обязательно выводим чистую прибыль со дня составления промежуточной отчетности до того дня, который предшествовал дате исключения юр.лица из ЕГРЮЛ;

составляем заключительную бухгалтерскую отчетность всех ликвидированных ЗАО или ООО;

передаем архив документов материально ответственным лицам наших вновь образованных обществ;

передаем ценности и материальные активы новому обществу.

Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Реорганизация юридических лиц

В процессе хозяйственной деятельности может воз­никнуть необходимость в изменении выбранной ра­нее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагива­ющих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами пред­принимательской деятельности.

Такое изменение осуществляется путем реоргани­зации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обя­занностей изменяется либо переходит к другим ли­цам (правопреемникам).

Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного го­сударственного органа (например, антимонопольно­го) или по решению суда.

Читайте так же:  Список документов для регистрации автомобиля юридическим лицом

Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация стано­вится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.

Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоеди­няющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его право пр еемником.

Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятель­ность разделяемой организации прекращается. Воп­рос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лица­ми. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.

Выделение — единственный способ реорганиза­ции, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юри­дическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.

При преобразовании ранее существовавшая орга­низация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-пра­вовой форме.

Организация считается реорганизованной с момен­та государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ дол­жен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реоргани­зации. Кроме того, в нем должны содержаться сведе­ния о правопреемнике по всем обязательствам реор­ганизованного лица.

Ликвидация юридических лиц Ликвидация — такой способ прекращения юри­дического лица, при котором правопреемство не воз­никает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданс­кое законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в уч­редительных документах; признание недействитель­ной регистрации юридического лица.

Принудительная ликвидация осуществляется в су­дебном порядке по требованию уполномоченных го­сударственных органов, на основании нарушения по­ложений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения зако­нодательства, несостоятельности (банкротства) юри­дического лица и т. п.

Процедура ликвидации включает в себя несколь­ких этапов.

Первоначально лицо, принявшее решение о лик­видации, уведомляет об этом регистрирующий орган. В государственный реестр юридических лиц вносит­ся запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные доку­менты. Аналогичные извещения направляются в на­логовые органы и внебюджетные фонды (пенсионный, страховой).

На следующем этапе органом, принявшим ре­шение о ликвидации, создается ликвидационная ко­миссия (ликвидатор). Состав членов комиссии на­правляется в регистрирующий орган для согласо­вания. До окончания ликвидации все полномочия по управлению организацией переходят к ликви­дационной комиссии, в обязанности которой вхо­дит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публика­ция должна содержать информацию об органе, при­нявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами лик­видируемого лица (не менее двух месяцев с момен­та публикации).

После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления претензий, составляется промежу­точный ликвидационный баланс, который утвержда­ется учредителями или органом, принявшим реше­ние о ликвидации, и согласовывается с регистрирую­щим органом, после чего субъект вправе обратиться в налоговые органы и внебюджетные фонды для сня­тия с учета.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидиру­емого юридического лица производится ликвидаци­онной комиссией в порядке очередности, установлен­ной ГК РФ.

Оставшееся после удовлетворения требований кре­диторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в от­ношении этого юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завер­шенной, а юридическое лицо — прекратившим су­ществование после внесения об этом записи в еди­ный государственный реестр юридических лиц.

2.3.Правовое регулирование статуса индивидуальных предпринимателей и коммерсантов

Утверждение о том, что главенствующая роль в современной экономике принадлежит юридическим лицам, совсем не означает, что времена индивиду­альных предпринимателей ушли в прошлое. Во всех странах с развитой рыночной экономикой наряду с крупнейшими корпорациями, являющимися юриди­ческими лицами, существуют десятки и сотни тысяч индивидуальных предпринимателей. Причем государ­ство, как правило, поощряет развитие индивидуаль­ного предпринимательства. Не является исключени­ем в этом смысле и наша страна. Статья 34 Консти­туции РФ провозглашает право каждого на исполь­зование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эко­номической деятельности.

Это право является следствием общей правоспо­собности гражданина, т, е. способности иметь граж­данские права и нести гражданские обязанности, при­знаваемой за всеми гражданами. Однако для реали­зации права на предпринимательскую деятельность гражданин должен обладать также дееспособностью, под которой понимается способность гражданина сво­ими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности. Другими слова­ми, заниматься предпринимательской деятельностью могут только дееспособные граждане. Дееспособность в полном объеме возникает с момента достижения совершеннолетия. Однако законодательство допуска­ет участие в предпринимательской деятельности и лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Та­кое участие возможно с согласия их законных пред­ставителей.

Законодательство предусматривает некоторые ог- д.

раничения прав на занятие предпринимательской де- >

ятельностью, связывая их с социальным статусом отдельных граждан РФ. Так, в соответствии с Зако- ^] ном РФ «О конкуренции и ограничении монополис- тической деятельности на товарных рынках»/ долж-«‘ [ ^ ностным лицам органов государственной власти и ^ » у государственного управления, а также другим слу- жащим государственного аппарата запрещается за- ниматься самостоятельной предпринимательской де- ятельностью, иметь в собственности предприятия, занимать должности в органах управления хозяйству- .. ,. ‘» / ^^лощ^ре—с^бъекта-.—. ‘

-4

Индивидуальная предпринимательская деятель- ность ведется гражданином от своего имени и на свой собственный риск (от своего имени он совершает сдел- ЮУ ,: -‘н’ ■ ioPn^pyrae юридически значимые действия), он от- вечает перед кредиторами всем своим имуществом, а

не только тем, которое используется в предпринима­тельской деятельности.

Предпринимательская деятельность граждан под­лежит государственной регистрации. Гражданин име­ет право заниматься предпринимательской деятель­ностью только с момента государственной регистра­ции в качестве индивидуального предпринимателя, т. е. получив свидетельство о государственной регис­трации.

Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей определяется законодательством.

Физическое лицо должно представить в регистри­рующий орган заявление, составленное по установ­ленной форме, и документ об уплате регистрацион­ного сбора.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей должна осуществляться регистри­рующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок со дня получения докумен­тов по почте. В тот же срок заявителю выдается (вы­сылается по почте) бессрочное свидетельство о его регистрации в качестве предпринимателя.

Для занятия определенными видами деятельнос­ти индивидуальному предпринимателю в соответствии с законодательством необходимо получить лицензию или квалификационный аттестат.

При организации группой граждан полного това­рищества им необходимо также зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом необходимо учитывать, что граждане-предпри­ниматели, в том числе участники полного товарище­ства, могут осуществлять только те виды деятельно­сти, которые указаны в свидетельстве о регистрации.

Читайте так же:  Аудиторская проверка выручки

В соответствии с первой частью Налогового ко­декса РФ индивидуальные предприниматели как на­логоплательщики должны встать на учет в налоговом органе по месту их жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. Постановка на учет, снятие с учета в налоговом органе осуществ­ляются бесплатно. Также в течение 10 дней с момен­та государственной регистрации индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет по месту жительства в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского стра­хования РФ, Фонда социального страхования РФ. При постановке на учет индивидуальные предпринимате­ли представляют свидетельство о государственной регистрации и документы (паспорт), удостоверяющие личность плательщика страховых взносов в государ­ственные внебюджетные фонды и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Особенности правового статуса гражданина-пред­принимателя можно уяснить, сравнив объем его пра­вомочий с правами физических лиц, не являющихся предпринимателями и с правовым статусом юриди­ческих лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Сравнение правового статуса гражданина-предпри­нимателя и физического лица, не являющегося пред­принимателем, позволяет сделать следующие выводы.

Физические лица, не зарегистрированные в каче­стве предпринимателя, имеют право вступать в дого­ворные отношения при отсутствии соответствующих законодательных ограничений (обладание неполной дееспособностью, невозможность быть стороной в гражданско-правовом договоре на основании юриди­ческой конструкции последнего и т. п.) и если вы­полняемые этими лицами договорные обязательства не являются предпринимательской деятельностью, т. е. не соответствуют законодательно установленным признакам предпринимательства.

Граждане-предприниматели, осуществляя пред­принимательскую деятельность и вступая в договорные отношения с контрагентами, имеют только одно ограничение: законодательный запрет на совершение каких-либо действий. Таким образом, возможности реализации права на осуществление предприниматель­ской деятельности у граждан-предпринимателей го­раздо шире, чем у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Сравнивая правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, необходимо отметить следующее: имущественная ответственность юридического лица определяется его организацион­но-правовой формой и может быть как полной, так и — в большинстве случаев — ограниченной, в то время как имущественная ответственность индиви­дуального предпринимателя всегда полная, т. е. ин­дивидуальные предприниматели отвечают по обяза­тельствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Процедура реорганизации юридического лица

procedura_reorganizacii_yur >

Похожие публикации

Реорганизация юридического лица одно из наиболее серьезных изменений, которое может произойти с организацией в процессе ее деятельности. Поэтому, порядок реорганизации предприятий имеет строгую законодательную регламентацию, в частности в федеральном законе «О государственной регистрации юрлиц и ИП» № 129-ФЗ от 08.08.2001. Сразу отметим, что вне зависимости от формы проводимых изменений общий порядок реорганизации содержит ряд основных этапов, избежать которые невозможно.

Когда реорганизацию считать завершенной

ООО или АО признается реорганизованным после проведения госрегистрации новых или обновленных юридических лиц. Такой протокол не относится лишь к форме присоединения – по ней реорганизация завершается записью в ЕГРЮЛ о прекращении существования присоединяемой организации как самостоятельного юридического лица.

http://assistentus.ru/bankrotstvo/reorganizaciya-yuridicheskogo-lica/

Реорганизация юридического лица

Видео (кликните для воспроизведения).

Реорганизация юридического лица – это остановка деятельности компании, при которой совершается перевод существующих обязательств к прочим юридическим лицам.

Основополагающие аспекты о процессе, методах, запретах и некоторых особенностях совершения реорганизации юридических лиц прописаны в ст. 57 ГК РФ (далее – Кодекс). Некоторые нюансы закреплены в нормативных актах о соответствующих учреждениях. Далее будет рассмотрено, каким образом реализуются процессы по реорганизации, какими формами и способами, порядок перевода прав, и другие важные моменты.

Сроки процедуры реорганизации

Законодательством не установлен временной период, за который должен быть проведен процесс реорганизации юридических лиц. В среднем она занимает три-четыре месяца, но может растянуться и на больший срок, например, из-за длительных расчетов с кредиторами или в связи с затянувшейся инвентаризацией активов и составлением передаточного акта.

Кроме того, возможны ситуации приостановки этого процесса, как по инициативе собственников организации, так и по инициативе заинтересованных лиц — уполномоченного государственного органа и кредиторов. В последнем случае у них должны быть весомые доводы для остановки реорганизации.

Остановить реорганизацию может и определение суда о применении обеспечительных мер в виде запрета на регистрационные действия в отношении юридического лица. Это возможно в ходе судебного разбирательства, когда проведение реорганизации может существенно нарушить права сторон процесса.

Реорганизация шаг за шагом

Реорганизация – довольно трудоемкая процедура. Ее регламентирует целый комплекс законодательных норм. Поэтому нередко для ее проведения руководители предприятий используют помощь специалистов, чтобы сберечь временной ресурс и избежать возможных отказов. Рассмотрим процедуру реорганизации поэтапно.

Шаг 1. Постановка цели

На общем сборе акционеров или учредителей ставится вопрос и проводится голосование насчет реорганизации (3/4 голосов должно быть отдано «за»). После протоколирования решения устанавливается способ реорганизации, намечается ее план, ставятся сроки.

Шаг 2. Обращение в ПФР

Прежде чем запустить процесс, нужно, чтобы Пенсионный фонд подтвердил справкой отсутствие задолженности у реорганизуемой фирмы.

Шаг 3. Извещение налогового органа

Не позже 3 суток после оформления протокола с решением собрания учредителей или акционеров компания обязана уведомить ИФНС о своих намерениях. Инспектор записывает в ЕГРЮЛ данные о начале процесса реорганизации юридического лица.

Шаг 4. Информирование контрагентов

В пятидневный срок после внесения информации в ЕГРЮЛ нужно в письменном виде оповестить кредиторов ООО (АО), ведь процесс реорганизации, возможно, скажется и на их интересах.

Шаг 5. Уведомление через СМИ

Извещение в «Вестнике государственной регистрации» необходимо публиковать два раза в месяц, начиная с первых действий налоговой инспекции (изменение ЕГРЮЛ).

Шаг 6. Инвентаризация

Ее сроки назначает генеральный директор или устанавливает совет учредителей.

Шаг 7. Промежуточный отчет

Бухгалтеры составляют промежуточную форму отчетности по итогам инвентаризации.

Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа

Если выбрана процедура слияния, присоединения или преобразования, составляется передаточный акт, вместе с которым будут переданы бухгалтерская отчетность и инвентаризационные акты. Для осуществления выделения или разделения используется разделительный баланс.

Шаг 9. Создание новых уставных документов

Составляются и регистрируются Уставы новых возникших организаций.

Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:

  • вычисление амортизации по активам и основным средствам;
  • списание расходов за будущие периоды, если их нельзя внести в реорганизационный документ;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • закрытие доходно-расходной документации;
  • выведение чистого дохода за период между промежуточным отчетом и днем, перед которым теряющее полномочия юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ;
  • последний бухгалтерский отчет прекращающих существование ООО или АО.

По завершении всех этих этапов происходит передача новым организациям прав и обязанностей вместе со всеми активами. Вновь созданные общества (их материально ответственные лица) получают:

  • ценности, принадлежавшие ликвидированным юрлицам;
  • материальные активы;
  • документальные архивы.
Читайте так же:  Открытие туристического бизнеса

Реорганизация юридического лица в форме присоединения

Реорганизация юридического лица в форме присоединения подразумевает процесс завершения работы одной, двух или более организаций с последующим “вливанием” в уже осуществляющее работу юридическое лицо.

Имеются нюансы касательно реорганизации по типу присоединения некоторых форм юридических лиц:

Этапы разделения

В начале процедуры разделения проводится общее собрание участников (акционеров), на котором утверждается решение о реорганизации путем разделения существующей организации и о создании на ее основе новых юр. лиц, о составлении и утверждении передаточного акта, обсуждаются нюансы процедуры разделения и ее правовые последствия. Вновь созданные фирмы, в свою очередь, проводят организационные собрания, на которых ведутся учредительные процедуры: утверждают устав и избирают органы управления.


Затем поэтапно организация, принявшая решение о разделении, совершает ряд обязательных действий:

Внимание! К пакету документов в ИФНС обязательно прикладывается квитанция об уплате госпошлины.

Завершается процедура разделения получением пакета соответствующих документов в ИФНС всеми участниками реорганизации и внесением записей в Госреестр данных о новых юридических лицах. Регистрация в налоговой службе длится не более 7 дней.

Реорганизация юридического лица

В мире бизнеса все процессы очень пластичны и изменчивы. Постоянные перемены характеризуют одну из главных бизнес-черт характера предпринимателей: способность быстро принимать решения и действовать в новых обстоятельствах. Это касается не только физических личностей, но и юридических лиц. ООО или АО может изменить форму своего существования – быть реорганизованным. Что нужно помнить руководителям при осуществлении этого процесса? Как правильно пройти все этапы? Какие нюансы предусматривает законодательство? Разберём эти вопросы.

Реорганизация в форме преобразования

Реорганизация в форме преобразования юридического лица регулируется Кодексом:

  1. Ст. 68 – в отношении хозяйственных товариществ.
  2. Ст. 92 – ООО.
  3. Ст. 104 – АО.
  4. Ст. 106.6. – кооперативов.

К примеру, ч. 1 ст. 68 Кодекса регламентирует, что хозяйственные товарищества могут быть преобразованы:

  1. В иные разновидности товариществ.
  2. В производственные кооперативы.

ООО, согласно ст. 92 Кодекса, преобразуются только в:

  1. АО.
  2. Хоз. товарищества.
  3. Производственные кооперативы.

АО, согласно закону, можно преобразовать в:

  1. ООО.
  2. Зоз. товарищество.
  3. Произв. кооператив.
  4. А также в партнерство некоммерческое (ст. 20 Закона об АО).

Наконец, ст. 106.6. Кодекса устанавливает возможность совершения преобразования производственного кооператива в:

5 способов для реорганизации юрлица

Гражданский кодекс РФ предусматривает 5 возможных видов реорганизации предприятий.

  1. Слияние. Несколько юридических лиц (не менее двух) перестают осуществлять свою деятельность, соединяясь в одно, получающее все обязательства и привилегии исходных.
  2. Присоединение. Одна из организаций останавливает деятельность и передает свои полномочия другой, которая продолжала функционирование и продолжает его в новом формате. Согласие продолжающей действовать организации необходимо, если к ней присоединяются не единичные фирмы, а любые объединения (союзы, ассоциации и т.п.), особенно с крупными активами.
  3. Разделение. Одна компания делит свои права и обязанности между несколькими вновь созданными, а сама уходит в прошлое.
  4. Выделение. «Материнская» организация как бы «отпочковывает» от себя одну или несколько новых, которым и передает часть своих полномочий, сама продолжая действовать по тем, что остались.
  5. Преобразование. Новые организации не возникают, изменения вносятся в правовую форму исходного юрлица. При этом реорганизуемая фирма не может превратиться в свою бизнес-противоположность: АО или ООО нельзя переделать в товарищество или, к примеру, госпредприятие, а коммерческую структуру – в некоммерческую.

При реорганизации акционерных обществ законодательно разрешалось применять еще одну, комбинированную форму изменения организационно-правовых отношений – «выделение/разделение с одновременным присоединением/слиянием».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! До сентября 2014 года при реорганизации ООО можно было применять лишь 1 из перечисленных способов. После законодательной реформы их разрешено произвольно комбинировать, причем не ограничивается количество реорганизуемых компаний и их организационно-правовые формы.

Если нарушен порядок реорганизации ООО

Реорганизация юридического лица, порядок осуществления которой нарушен, может быть признана судом недействительной по иску любого участника реорганизуемого юрлица (ст. 60.1 ГК РФ). При этом должно быть установлено не только нарушение в самой процедуре, но и причинение убытков, которые подлежат возмещению виновным лицом.

Также законодательство содержит понятие «несостоявшейся реорганизации» (ст. 60.2 ГК РФ). Таковой может быть признана реорганизация, порядок действий в которой соблюден, но участники юрлица считают, что их права нарушены. При этом заявить требование о признании реорганизации несостоявшейся могут только участники ООО, не принимавшие участие в общем собрании или выступившие против нее. Несостоявшаяся реорганизация предусматривает восстановление прежних юридических лиц.

Как проходит реорганизация в форме разделения

Юридическим лицам предоставлена возможность реорганизации путем разделения согласно ГК РФ (ст. 57-1). Разделение сопровождается прекращением работы организации с одновременным возникновением других юридических лиц. Разделение может происходить на добровольной основе или принудительно. Процедура запускается по инициативе органа управления или общего собрания, а в ином случае – по решению государственных (судебных) органов.

Правопреемство при реорганизации юридического лица

Правопреемство при реорганизации юридического лица производится в порядке, который регламентирован ст. 58 Кодекса. Согласно нормам данной статьи, правопреемство зависит от формы, в которой проводится реорганизация:

  1. Слияние – действующие права и обязанности “объединяющихся” фирм переходят к вновь образованной организации.
  2. Присоединение – предприятие, к которому присоединяют другое (другие), приобретает права и обязанности того, которое присоединяется.
  3. Правопреемство при разделении совершается в силу положений передаточного акта, по условиям которого права и действующие обязательства переводятся к вновь учрежденным организациям.
  4. Выделение подразумевает переход прав от реорганизованного юридического лица к тем, которые были выделены, в той мере, в какой это предусматривается передаточным актом.
  5. Обязательства реорганизованной компании, если проводится такая форма реорганизации, как преобразование, остаются прежними касательно других лиц, кроме прав и обязанностей, касающихся учредителей (участников), изменение которых было обусловлено такой формой реорганизации.

Реорганизация – передача прав и обязанностей

Юридическое лицо уходит в небытие, но не исчезает, а «превращается» в одну или несколько новых организаций – преемников «материнского» юридического лица. Такие превращения, весьма нередкие в бизнесе, называются реорганизацией. По сути своей, это передача всех полномочий – прав и обязанностей – от исходного к создаваемым юридическим лицам. Этот процесс позволяет помочь избежать банкротства и полной ликвидации компании, лишь переформатируя ее деятельность.

Решить начать реорганизацию может:

  • собственник имущества фирмы;
  • учредители или акционеры;
  • орган, которому такие полномочия дают уставные документы;
  • суд, давший постановление.

СПРАВКА! Воля учредителей по реорганизации вправе быть выражена исключительно с подачи совета директоров (если иного не декларирует Устав). На общем собрании не менее 75% участников должны проголосовать за начало этого процесса.

Читайте так же:  Ход регистрации юридического лица

Слияние как форма реорганизации юридических лиц

Слияние как форма реорганизации юридических лиц подразумевает ликвидацию одной или нескольких компаний и становление на их базе нового юридического лица.

Пример. Юридическое лицо А и юридическое лицо Б осуществляют коммерческую деятельность по предоставлению телекоммуникационных услуг. Совет Директоров выносит на рассмотрение общему собранию вопрос о реорганизации путем слияния. Слияние завершается тем, что имущество и обязательства ликвидированных фирм А и Б переходят к вновь основанной организации В. Для участников АО совершается конвертация акций ликвидированных компаний в акции вновь учрежденной.

Уведомление о начале процедуры

О том, что начата процедура реорганизации юридического лица необходимо уведомить уполномоченный государственный орган и кредиторов (ст. 60 ГК РФ). Для уведомления налоговой отводится три рабочих дня с момента принятия решения, оно осуществляется путем подачи в ИФНС формы Р12003 (приложение № 3 к приказу ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] в ред. от 25.05.2016). Как и любой иной документ, связанный с изменениями сведений в ЕГРЮЛ, форма подписывается лицом, имеющим право действовать без доверенности. В пятидневный срок регистрирующий орган вносит в госреестр информацию о том, что начат процесс реорганизации.

После этого необходимо уведомить кредиторов и иных заинтересованных лиц. Для этого юрлицо должно осуществить публикацию о предстоящей реорганизации в «Вестнике госрегистрации». Данная публикация делается дважды с интервалом в один месяц.

С момента публикации кредиторы имеют право в месячный срок направить свои требования о досрочном исполнении обязательств, возникшем до начала данной процедуры. При этом не имеет значение, когда фактически данные обязательства должны быть исполнены, исключение — только те из них, что имеют достаточное обеспечение, например, залоговые кредиты или займы.

С точки зрения законодательства, публикация в «Вестнике госрегистрации» считается достаточным уведомлением (если обязательное уведомление прямо не предусмотрено законом), но в жизни нередко возникают спорные ситуации, когда кредиторы не знали о том, что начата процедура реорганизации их должника. Судебная практика по подобным конфликтам носит неоднозначный характер, поэтому имеет смысл оповестить известных кредиторов еще и официальным письменным уведомлением.

Виды реорганизации юридических лиц

Виды реорганизации юридических лиц:

  1. В добровольном режиме.
  2. В принудительном режиме.

Добровольный совершается на основании:

  1. Соответствующего решения учредителей компании.
  2. Либо же решения управомоченного органа юридического лица согласно учредительной документации.

Такие виды реорганизации, как принудительные, применяются в случае:

  1. Вступления в силу судебного акта о необходимости в проведении соответствующей процедуры.
  2. На основании требования антимонопольного органа.

Некоторые формы реорганизации требуют предварительного разрешения от ФАС, к примеру:

  1. Слияние и присоединение коммерческих структур (кроме финансовых) в том случае, если совокупный объем активов в силу бухбалансов на последнюю отчетную дату, которая предшествует моменту ходатайства о реорганизации (далее – сумма последнего баланса), составляет более 7 млрд. рублей, или выручка компании за предыдущий год более 10 млрд. рублей.
  2. Слияние или присоединение финансовых корпораций (а также присоединение финансовых к коммерческим, присоединение коммерческих к финансовым) в случае, если сумма последнего баланса больше значения, установленного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 года для соответствующей правовой разновидности юридического лица.

Где производить новую регистрацию

Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

  1. Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
  2. При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
  3. При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
  4. Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
  5. Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.

Решение участников

Процедура реорганизации предприятия начинается с принятия соответствующего решения на общем собрании участников. В документе должна быть отражена, кроме общих сведений о собрании, информация о принятом решении о проведении реорганизации. В частности, указывается форма, в которой она должна быть проведена, приводятся сведения о юридических лицах, которые будут участвовать в процедуре или будут образованы по ее завершению. Например, при реорганизации в форме слияния необходимо в решении указать: «принято решение осуществить реорганизацию ООО «Плюс» в форме слияния с ООО «Минус» с образованием ООО «Равно».

Несмотря на то, что на законодательном уровне порядок реорганизации юридического лица не предусматривает оценку активов, либо проведение аудиторской проверки, практика показывает необходимость этих процедур, т.к. в дальнейшем встает вопрос о передаче имущества, обязательств новым юрлицам и участники общества должны принять решение по данному вопросу.

Разделение и его последствия

Разделение является одной из наиболее выгодных процедур реорганизации, если экономические показатели бизнеса далеки от идеала. Нередко разделением фирмы решаются не только финансовые, но и назревшие организационные проблемы, спорные ситуации, касающиеся распределения доходов. В таком случае разделение может быть назначено судебным решением. По окончании разделения возникают новые организации: две или более. Каждая проходит государственную регистрацию. От начала до завершения реорганизация может длиться 2-4 месяца.

Разделение компании предусматривает составление важных учетных форм, о которых пойдет речь ниже.

Передаточный акт и контроль задолженностей

Документ, в соответствии с которым фиксируются и передаются права возникающим в результате разделения юридическим лицам. При составлении акта руководствуются ст. 59(1) ГК РФ, в соответствии с которой в документе обязательны сведения о всех видах задолженностей реорганизуемой фирмы (как дебиторской, так и кредиторской части), с расшифровкой по контрагентам и обязательным выделением сумм, имеющих перспективу стать спорными, например, если срок истребования той или иной задолженности по закону истекает.

Кроме того, в передаточном акте перечисляются сформированная при реорганизации отчетность (согласно Приказу №44н Минфина от 20 мая 2003 г.) и важные первичные документы, подлежащие передаче новым юр. лицам:

  • описи инвентаризации материальных ценностей и обязательств;
  • первичная документация по участкам, подлежащим обязательному учету;
  • бухгалтерская отчетность.

В передаточном акте должно содержаться четкое указание на организацию, которая будет правопреемником по суммам задолженности первоначальной фирмы, как дебиторской, так и кредиторской. Как правило, эту миссию берет на себя одна из вновь создаваемых организаций. Если из данных передаточного акта не ясно, кто именно будет контролировать задолженности, кредитор реорганизуемой фирмы может предъявить претензии в установленном законом порядке любому из вновь образованных юрлиц либо одному из них, по выбору.

Читайте так же:  Бизнес план для открытия детской

Организация, расплатившаяся по задолженностям перед кредитором первоначальной фирмы, может впоследствии потребовать возврата части понесенных затрат от других, вновь образованных в результате разделения, фирм на долевой основе.

Важно! Отсутствие акта в пакете документов на регистрацию вновь созданных в результате разделения организаций может служить основанием для отказа в их регистрации.

Разделительный баланс

Документ, определяющий, какая часть прав и обязанностей перейдет той или иной организации в результате разделения. Целесообразно построить учетную работу так, чтобы составить баланс на дату конца периода (года, квартала, месяца). При составлении этого вида баланса используют его существующую типовую форму, приспособив оную для целей разделения учетных данных. Например, по строке «Основные средства» формируются три ячейки: «Первоначальная организация», «Передается организации X», «Передается организации Y», далее- аналогично. Детализация сведений обязательна и показывается в расшифровках к балансу.

Внимание! Следует отличать разделение юридического лица и его реорганизацию в форме выделения. В последнем случае образовываются новые юридические лица, но первичная организация не прекращает своего существования. Частично она сохраняет права и полномочия, которые имела до реорганизации.

Признать реорганизацию недействительной

Такая возможность закреплена законом в сентябре 2014 года. Совершить этот акт можно через суд по инициативе учредителя, не голосовавшего на общем собрании или отдавшего свой голос против реорганизации. Суд постановит, что реорганизация не состоялась, если будет доказано, что:

  • решение о начале процесса не принято установленным порядком или для положительного решения не хватило необходимой части голосов «за»;
  • в документах на регистрацию новых юридических лиц, возникших через реорганизацию, содержатся заведомо недостоверные сведения.

Процедура реорганизации юридического лица

Процедура реорганизации юридического лица заключается в выполнении указанных обязательных этапов:

Порядок реорганизации для АО содержит дополнительный шаг – регистрация выпуска ценных бумаг (первичного и дополнительного) в региональных подразделениях Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Подготовка документов для правопреемников

После погашения задолженности по досрочным требованиям кредиторов, реорганизуемое юридическое лицо должно провести инвентаризацию своих активов и составить бухгалтерский баланс на текущую дату. Отметим, что в настоящее время порядок реорганизации юрлиц не предусматривает обязательное составление разделительного баланса, но в ряде случаев его желательно подготовить т.к. это позволит исключить конфликтные ситуации в дальнейшем. При разделении и выделении обязательным документом является передаточный акт, в нем содержится вся информация по передаваемым правопреемникам имущественным правам и обязательствам. Слияние и присоединение предусматривает заключение соответствующего договора между организациями.

Реорганизация путем выделения

Реорганизация путем выделения нового юридического лица среди прочих форм проведения реорганизации отличается своей спецификой:

  1. Юридическое лицо, из которого “выделяют” одну или более новых компаний, продолжает осуществлять экономическую деятельность.
  2. К новым фирмам, основанным посредством выделения, переходит лишь часть обязательств и прав юридического лица, из которого они были выделены.
  3. Основополагающие положения о правопреемстве должны быть прописаны в передаточном акте, составляемым и утверждаемым по нормам ст. 59 Кодекса.

Реорганизация методом выделения нового юридического лица доступна для нижепредставленных организационно-правовых форм:

  1. Некоммерческих фирм.
  2. Общественных объединений.
  3. Унитарных предприятий.
  4. ООО.
  5. АО.

Согласно ст. 19 Закона об АО, решение о реорганизации путем выделения выносит общее собрание акционеров. В решении о выделении должны присутствовать следующие сведения:

  1. Название, место нахождения каждого АО, учреждаемого в результате процесса выделения.
  2. Порядок и условия выделения.
  3. Метод размещения акций.
  4. Перечень участников ревизионной комиссии и коллегиального исполнительного органа.
  5. Название исполнительного органа каждого АО.
  6. Разделительный баланс.
  7. Указание об утверждении учредительной документации каждого общества.

Порядок реорганизации юридического лица

Порядок реорганизации юридического лица обладает некоторыми аспектами:

  1. Процедура предусматривает как окончание ведения работы юридических лиц (если совершаются такие процедуры, как присоединение, преобразование или же слияние), так и становление новых (если происходят такие процессы, как выделение или разделение).
  2. В отличие от процесса ликвидации, права и имеющиеся обязательства юридического лица, которое реорганизуется, переводятся к только что учрежденным фирмам или предприятиям.
  3. Правопреемство обладает универсальной (общей) спецификой.
  4. Процедура реорганизации предусматривает составление и подписание передаточного акта (если выполняется слияние, присоединение или преобразование) или разделительного баланса (при осуществлении разделения или выделения).
  5. Должны быть соблюдены права кредиторов, что достигается благодаря письменному уведомлению каждого из них и публикации заметки в “Вестнике государственной регистрации”.

Способы реорганизации юридических лиц

Текущим законодательством регламентируются способы реорганизации юридических лиц:

  1. Совмещенная реорганизация.
  2. Несовмещенная реорганизация.

Соответствующая новелла в Кодекс была введена 99-ФЗ от 05.05.2014 года. Изложенная в новой редакции ст. 57 Кодекса теперь дополнена правомочием коллегиальных органов организации на принятие решений о реорганизации с совмещением ее различных форм. Ранее такая возможность была доступна лишь для АО. Теперь же любая коммерческая структура может совместить в одном акте реорганизации различные способы – к примеру, разделение и одновременно преобразование.

Формы реорганизации юридического лица

Кодекс регламентирует некоторые формы реорганизации юридического лица:

  1. Слияние. Под таковым подразумевают объединение 2-х или больше юридических лиц в одно. Компании, к которым было применено слияние, завершают существование. Реорганизацию в данной форме считают оконченной после внесения отметки об аннулировании компании в ЕГРЮЛ.
  2. Присоединение. Суть указанной формы реорганизации заключается в том, что совершается “вливание” одной или более фирм в уже действующее юридическое лицо. Та фирма, которая присоединяется, останавливает работу, все ее права и имеющиеся обязательства переводятся к компании, к которой совершается присоединение.
  3. Разделение. Под разделением понимается учреждение 2-х или более юридических лиц на базе аннулированных. Ранее действовавшая организация останавливает работу, ее права и обязательства в силу правопреемства переводятся к только что созданной (созданным).
  4. Выделение. Представленная форма предполагает основание новых юридических лиц, при этом то, которое реорганизуется, не останавливает свою работу. Частичные полномочия реорганизуемого переходят к только что основанным юридическим лицам.
  5. Преобразование. Суть этой разновидности заключается в остановке деятельности юридического лица и становлении на его базе нового.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задайте вопрос юристу в онлайн чате круглосуточно

Скачайте мобильное приложение

Защита прав кредиторов

Видео (кликните для воспроизведения).

Защита прав кредиторов при реорганизации юридического лица совершается в режиме, установленным ст. 60 Кодекса. В соответствии с положениями закона, защита прав кредиторов обеспечивается посредством:

Источники

Какие способы реорганизации юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here