Контроль учредителя за деятельностью ооо

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Контроль учредителя за деятельностью ооо". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Статья 21. Контроль за деятельностью муниципального унитарного предприятия

Статья 21. Контроль за деятельностью муниципального унитарного предприятия

1. Контроль за деятельностью муниципального унитарного предприятия осуществляется соответствующими органами администрации муниципального района, а также иными органами в случаях, предусмотренных законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Орган администрации в сфере управления муниципальной собственностью проводит в отношении муниципального унитарного предприятия следующие действия:

1) утверждает бухгалтерскую отчетность муниципального унитарного предприятия;

2) осуществляет контроль за полнотой и своевременностью перечисления в районный бюджет части прибыли муниципального предприятия, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, определенном муниципальным правовым актом;

3) принимает решение о проведении аудиторских проверок муниципального унитарного предприятия, утверждает аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) и определяет размер оплаты услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) в соответствии с федеральным законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами;

4) осуществляет иные действия в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами.

3. Орган администрации, осуществляющий функции учредителя муниципального унитарного предприятия, проводит в отношении его следующие действия:

1) утверждает иную отчетность муниципального унитарного предприятия;

2) согласовывает прием на работу главного бухгалтера муниципального унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

3) доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

4) осуществляет иные действия в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами.

4. Орган администрации в сфере управления собственностью и орган администрации, осуществляющий функции учредителя муниципального унитарного предприятия, совместно:

1) осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества муниципального унитарного предприятия;

2) утверждают показатели эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия и осуществляют контроль за их выполнением.

5. Бухгалтерская отчетность муниципального унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке в соответствии с федеральным законом. Дополнительные основания для проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности муниципального унитарного предприятия устанавливаются Советом муниципального района.

6. Муниципальное унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

7. Муниципальное унитарное предприятие обязано представлять для осуществления контроля Администрации муниципального района, бухгалтерскую отчетность и иные документы в порядке, определяемом Советом муниципального района.

8. Органы администрации, осуществляющие функции учредителя муниципальных унитарных предприятии, ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным, представляют в # Главе муниципального района информацию о финансовом состоянии муниципальных унитарных предприятий, в отношении которых они осуществляют функции учредителя, о соответствии результатов деятельности муниципальных унитарных предприятий за прошедший год утвержденным показателям экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и о принятых мерах по повышению экономической эффективности их деятельности.

9. Орган администрации в сфере управления муниципальной собственностью ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет Главе муниципального района информацию о муниципальных унитарных предприятиях, находящихся в ведении органов администрации муниципального района.

>
Реорганизация или изменение вида муниципального унитарного предприятия
Содержание
Решение Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 26 февраля 2009 г. N 462 «Об утверждении положения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Контроль учредителя за деятельностью ооо

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Обзор документа

Письмо Минфина России от 1 марта 2019 г. N 02-02-08/13390 О размещении учредителем плана проведения проверок подведомственных ему учреждений в открытом доступе

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу размещения учредителем плана проведения проверок подведомственных ему учреждений в открытом доступе и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России не уполномочен давать разъяснения законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению оценки конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пунктом 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений осуществляется:

Читайте так же:  Регистрация изменений предприятия

1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, — в отношении федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, — в отношении бюджетных, казенных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, — в отношении муниципальных бюджетных, казенных и автономных учреждений.

Таким образом, органы государственной (муниципальной) власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя, осуществляют контроль (в том числе путем проведения проверок) в отношении подведомственных им учреждений в соответствии с порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), и (или) правовым актом органа государственной (муниципальной) власти (учредителя).

Вышеуказанные акты могут содержать положения, касающиеся размещения учредителем плана проведения проверок подведомственных ему учреждений в открытом доступе (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), однако такая обязанность законодательством Российской Федерации не установлена.

Так, например, пунктом 26 Перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети интернет, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 N 953, предусмотрено размещение информации о результатах плановых и внеплановых проверок, проведенных федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в пределах их полномочий, в рамках которой, в том числе, размещается информация о проверках федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений, проведенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении «контроля учредителя», по мнению Департамента, орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, самостоятельно принимает решение о размещении плана проведения проверок в отношении подведомственных ему учреждений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель директора Департамента С.С. Бычков

Уголовная ответственность

В УК РФ есть несколько составов преступлений, которые применяются к организаторам и собственникам ООО:

  1. Преднамеренное банкротство ( ст. 196 ) при наличии признаков намеренного доведения до состояния неплатежеспособности в личных целях.
  2. Неправомерные действия при осуществлении процедуры ( ст. 195 ), например сокрытие капиталов и активов, попытки их вывода и т. д.
  3. Фиктивное банкротство ( ст. 197 ) при подаче заведомо для заявителя ложного заявления о наличии признаков неплатежеспособности.
  4. Упоминавшееся невыполнение повинности по уплате обязательных сборов.

Чаще всего по этим статьям привлекаются собственники, которые непосредственно руководят предприятием.

Энциклопедия решений. Контроль органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя

Контроль органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя

Согласно п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) и ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) контроль за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений на федеральном уровне осуществляется федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей этих учреждений.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований порядок контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений определяется соответственно:

— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ*(1);

— местной администрацией муниципального образования*(2).

Контрольные функции могут быть возложены на специальные контрольно-ревизионные органы, создаваемые в рамках ведомства, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Кроме того, полномочия по контролю за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений могут выполнять иные органы власти (местного самоуправления) в рамках своих полномочий (например, в муниципальных образованиях большая часть контрольных функций может быть передана контрольно-ревизионному органу, созданному местной администрацией, или же отдельным должностным лицам местной администрации).

Правовые акты, принимаемые уполномоченными органами в целях реализации положений п. 5.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ и ч. 3.23 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, как правило, определяют порядок проведения контрольных мероприятий по следующим направлениям :

1) соответствие деятельности учреждения целям создания и видам деятельности, предусмотренным его учредительными документами;

2) выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе*(3):

— контроль за выполнением требований по составу, качеству и объему (содержанию) предоставляемых услуг (выполняемых работ);

— контроль условий, порядка и результатов оказания услуг (выполнения работ);

3) результаты деятельности казенного учреждения и качество предоставляемых им услуг (выполняемых работ, исполняемых функций) (если для казенного учреждения не сформировано государственное (муниципальное) задание);

4) соблюдение порядка осуществления приносящей доход деятельности , в том числе соблюдение порядка установления и применения цен (тарифов) на оказываемые услуги (выполняемые работы);

5) выполнение бюджетными и автономными учреждениями Плана ФХД , исполнение казенными учреждениями бюджетной сметы ;

6) соблюдение бюджетными и автономными учреждениями порядка совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, соблюдение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений;

7) эффективность использования денежных средств и иных материальных ресурсов;

8) обеспечение открытости и доступности сведений о деятельности учреждения, а также доступности, в том числе информационной, оказываемых услуг (исполняемых функций).

Кроме того, указанные выше правовые акты могут определять порядок осуществления контрольных мероприятий по проверке целевого использования и сохранности государственного (муниципального) имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления.

Внимание

Положения документов, принимаемых в целях реализации п. 5.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ и ч. 3.23 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, не применяются при осуществлении:

Читайте так же:  Аудируемые лица подлежащие обязательному аудиту

— государственного (муниципального) финансового контроля, проводимого в соответствии с требованиями бюджетного законодательства

— контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— контроля за соблюдением трудового законодательства;

— государственного контроля (надзора), процедура осуществления которого урегулирована Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Контрольные мероприятия, проводимые в подведомственных государственных (муниципальных) учреждениях, органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, направлены, в частности, на достижение следующих целей :

1) оценка результатов деятельности учреждений;

2) выявление обстоятельств, обусловивших неэффективное расходование денежных средств и иных материальных ресурсов, нарушение требований действующего законодательства;

3) выявление отклонений плановых показателей деятельности учреждений от фактических, анализ причин таких отклонений;

4) выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности проверяемых учреждений, а также анализ применения аналогичных рекомендаций, которые доводились до учреждений в ходе прошедших ранее контрольных мероприятий;

5) формирование информационной базы в целях оптимизации расходования бюджетных средств.

Контроль органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок , которые подразделяются на документарные (камеральные) и выездные.

Специалисты финансового ведомства подчеркивают, что помимо мероприятий последующего контроля органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, вправе предусматривать мероприятия предварительного контроля за выполнением государственного (муниципального) задания, в том числе путем истребования соответствующей отчетности и анализа ее показателей (письмо Минфина России от 24.04.2013 N 02-13-09/14197). Такие мероприятия позволяют своевременно получать информацию о фактических отклонениях выполнения государственного (муниципального) задания и принимать, в случае необходимости, соответствующие меры к руководителю учреждения за невыполнение задания, корректировать показатели задания.

— постановление Правительства Красноярского края от 12.12.2013 N 652-П;

— постановление Правительства Пермского края от 28.11.2011 N 954-п;

— постановление Правительства Ярославской области от 01.11.2011 N 838-п.

— постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 27.06.2013 N 907;

— постановление администрации города Оренбурга от 29.11.2011 N 7170-п.

*(3) См. п. 48 Порядка, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на ноябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Читайте так же:  Оформление ооо с двумя учредителями

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ответственность учредителя за деятельность ООО в 2020 году

Автор: Кирилл Юрьевич Обновлено: 04 января 2020

Вопрос ответственности учредителя ООО за результаты деятельности предприятия является весьма актуальным в современной финансово-правовой среде.

Об юридических обязательствах основателя ООО мы расскажем в нашей статье.

В соответствии с уставным капиталом

В ст. 2 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998, устанавливающего основные положения об ООО, указано по аналогии с ГК РФ , что участники юрлица не отвечают по его обязательствам. Кроме того, в норме есть существенное уточнение — они несут риск убытка только в размере долей в уставном капитале. То есть границы их ответственности — размер принадлежащей им доли.

Обзор документа

По мнению Минфина России, орган государственной или муниципальной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, самостоятельно решает, размещать ли ему план проведения проверок подведомственных учреждений на своем официальном сайте. Законодательством РФ не предусмотрена обязанность учредителя размещать в открытом доступе план проверок подведомственных учреждений.

Ответственность учредителя за деятельность ООО

Учредитель создает общество с ограниченной ответственностью, утверждает его устав (юридическую основу деятельности общества), формирует уставный капитал и руководящие органы. После регистрации юридического лица учредитель становится участником. Таким образом контроль учредителя за деятельностью ООО не снижается, но законом четко очерчены границы его ответственности за деятельность и долги ООО с установлением случаев исключения из правил.

Кто отвечает за долги ООО

Налоговые

За неуплату налогов привлечь участника достаточно сложно, но Налоговая инспекция часто становится инициатором процедуры установления неплатежеспособности. Статья 49 НК РФ гласит, что при нехватке средств компании долги гасят ее участники. За неуплату налогов грозит и привлечение по УК РФ .

Кредитные

По этим долгам отвечает само юрлицо. Если кредитной организацией инициировано банкротство, возможна подача иска о привлечении собственников для расплаты по долгу.

Ответственность при банкротстве

Иск подается в соответствующем судебном процессе при рассмотрении возможности банкротства и только конкурсным управляющим.

Ответственность в рамках уставного капитала

Условия, по которым основатель ООО отвечает по обязательствам организации, описаны в Законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ, а также в Гражданском Кодексе РФ.

Так, статья 1 данного кодекса предусматривает, что при ликвидации или банкротстве организации дольщик ООО отвечает исключительно имуществом и активами данной организации.

То есть в случае финансового краха предприятия, когда долги общества перед кредиторами и контрагентами превышают фактическую стоимость уставного капитала и всего имущества (как движимого, так и недвижимого), собственник такого предприятия законодательно имеет право не покрывать разницу долга личными средствами или собственностью.

Данная законодательная норма подтверждается Гражданским кодексом РФ. Так, согласно статьи 56 ГК РФ, именно ООО, а не его собственники, отвечает по своим обязательствам самостоятельно как отдельная хозяйственная единица.

Такое правило признается справедливым, ведь ГК также определяет, что общество не отвечает по долгам своих дольщиков.

Границы ответственности юрлица

В ст. 56 ГК РФ указано, что юридическое лицо, как и индивидуальный предприниматель, отвечает по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом. Но достаточно часто на практике имущество юридического лица ограничивается только уставным капиталом, официально указанным в уставе, и в реальности не сформированным (кроме того, размер капитала для регистрации ООО ограничивается всего 10 000 рублей). В той же статье 56 указано, что ни учредитель, ни участник ООО не отвечает по долгам общества, точно так же, как и ООО по долгам учредителя (учредитель вправе выйти из состава участников в процессе деятельности общества, таким образом утратив статус, но оставшись в числе организаторов юрлица) или участника. Из этого правила есть исключения.

Субсидиарная ответственность

Этот вид фактически возможен только при осуществлении процедуры банкротства. В соответствии со ст. 3 ФЗ № 14, если неплатежеспособность общества возникла по причине действий участников и при недостаточности у юрлица имущества для погашения долгов, лицо, давшее обязательные для исполнения указания или совершившее иные действия, ставшие причиной банкротства, может быть принуждено судом возместить причиненный вред сверх имеющейся у ООО суммы.

Субсидиарная ответственность

Законодательная практика предусматривает случаи, когда учредители несут материальную ответственность за результаты деятельности ООО.

В 2020 году участятся случаи взыскание с дольщика долгов общества.

В данной ситуации вступает в силу понятие субсидиарной ответственности.

Читайте так же:  Согласие проживающих на регистрацию ооо в квартире

Если коротко — это отвечают все причастные..

Возможность погашения обязательств ООО за счет личных средств дольщика предусмотрена Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ .

Согласно изменениям к Закону от 05.06.2009, кредиторы могут привлечь к материальной ответственности учредителя общества, а также высших должностных лиц организации (руководителя, главного бухгалтера, управляющего и прочих).

Это возможно, если при банкротстве ООО имело место одно из следующих обстоятельств:

  • учредителем было принято решение, касающееся деятельности общества, выполнение которого принесло убытки контрагентам и кредиторам;
  • учредитель утвердил решение, реализация которого повлияла на банкротство организации;
  • учредителем (директором, бухгалтером) не были обеспечены соответствующее ведение и сохранность налоговой отчетности и бухгалтерской документации;
  • руководство общества (учредитель, директор) не подало в арбитражный суд заявление о признании собственной финансовой несостоятельности, при условии наличии всех соответствующих для этого обстоятельств.

Если одно из вышеописанных условий имело место быть, кредитор или любое другое заинтересованное лицо имеет право требовать погашения долгов ООО за счет личных средств учредителя.

Для этого необходимо подать в суд исковое заявления, к которому приложить все имеющиеся документальные доказательства вины собственника.

Если заявления направляется в рамках дела о банкротстве, то его рассматривает арбитражный суд.

Если же ООО официально признано банкротом, а истцом является кредитор, то решение о взыскании долга рассматривает суд общею юрисдикции. В последнем случае ответчиком выступает непосредственно учредитель как физическое лицо.

По факту исполнения судебного производства выносится решение, были ли действия учредителя виновно совершенными или нет. При доказанности вины суд обязует ответчика удовлетворить материальные требования кредиторов и контрагентов за счет личных средств, при их недостаточности – собственным имуществом.

Ответственность учредителей и руководителя

Если создатели общества практически не отвечают по долгам юрлица этой организационно-правовой формы, то это правило не распространяется на единоличный исполнительный орган. По ст. 44 ФЗ № 14, ответственность директора за деятельность ООО гораздо шире. Он ответственен за принимаемые решения, и если последовал убыток или ущерб, обязан его возместить. Это актуально и для случаев, когда единственный создатель юрлица является и его директором, что на практике встречается достаточно часто.

Кроме того, необходимо учитывать положения ст. 61.12 ФЗ № 127 от 26.10.2002, регулирующего процедуры признания должника неплатежеспособным (или банкротом), по которой устанавливается субсидиарная ответственность руководителя по части долга, при неподаче заявления о банкротстве в Арбитражный суд при наличии признаков неплатежеспособности в установленный статьей 9 этого закона срок (не позднее месяца с момента возникновения обстоятельств, подтверждающих признаки банкротства). Ее размер ограничен размером обязательств, возникших после истечения срока для подачи заявления и до даты старта процедуры неплатежеспособности.

Кто такой учредитель

Процесс деятельности ООО, регламентируется Федеральным законом, а именно законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ.

Согласно актуальной редакции 2019 года, учредителем ООО является лицо, которое:

  • утверждает устав организации;
  • основывает (вносит свою часть) в уставной капитал;
  • определяет руководящий состав предприятия и его контролеров;
  • имеет право голоса при принятии решении относительно деятельности общества.

Законом предусмотрено, что учредителем общества может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Основать ООО имеет право как гражданин РФ, так и нерезидент.

Уголовная ответственность

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность учредителя (учредителей) за неправомерные действия в отношении деятельности Общества с ограниченной ответственностью.

В финансово-юридической практике 2018 года доказательство неправомерных действий учредителя было наиболее распространенным случаем, при котором собственник получил уголовное наказание.

К таким действиям можно отнести:

  • сокрытие имущества общества и фальсификация информации о его стоимости;
  • незаконное распоряжение собственностью организации;
  • неправомерное погашение материальных требований кредиторов;
  • финансово неадекватное удовлетворение имущественных требований от должников.

Собственнику грозит тюремное заключение в случае причинение по его вине убытков обществу на сумму более 250 тысяч рублей.

Не стоит забывать об общепринятых законодательных нормах, нарушение которых влечет за собой уголовное наказание не только дольщика, но и высших должностных лиц организации. Так уголовная ответственность наступает в случае, если учредитель инициировал или совершал действия, которые привели к:

  • уклонению от уплаты предприятием общегосударственных налогов и сборов;
  • злоупотреблению при эмиссии собственных ценных бумаг организации;
  • незаконному перечислению средств в иностранной валюте и, как следствие, уклонению от уплаты таможенных сборов.

Привлечение дольщика к уголовной ответственности осуществляется в рамках искового производства. Инициатором подачи заявления может выступать кредиторы и контрагенты.

Если заявителем о возмещение убытков выступает непосредственно общество, то его интересы в суде представляет управляющий, прошедший процедуру конкурсного отбора.

В случае, когда общество официально признано банкротом, то от его имени выступает конкурсный кредитор.

Ирина says

Здравствуйте, Я являюсь учредителем ООО , меня ввели в ООО без моего согласия в 2012 г., я доверяя своему родственнику подписала документы как поручитель в кредитном договоре и там же были документы собраний ООО и я их тоже подписала. Сейчас я имею 100% долю уставного капитала. Без меня проводились собрания учредителей, где был избран другой директор и вышел один учредитель и я осталась одна. Никаких подписей в следующих собраниях об изменении лиц в ООО я не ставила, за меня расписывались другие, тем самым сейчас я выплачиваю по двум исполнительным листам крупные суммы денег. Пришел недавно еще один исполнительный лист на предприятие на сумму почти в 800000 тысяч. Я всю жизнь работаю педагогом и не компетентна в этих вопросах. Скорее всего скоро это ООО будет банкротом. Как отразится эта процедура на мое личное имущество, я сейчас хочу сделать договор дарения на свою квартиру для сына, могут ли у меня забрать мое жилье? Я выплачиваю не свои долги.

Читайте так же:  Что нужно для смены генерального директора юриста

Евгений says

Пишите заявление в полицию по данным фактам с указанием фамилий ваших родственников которые фактически контролировали деятельность предприятия.
Вас признают «фиктивным руководителем», а субсидиарную ответственность, а возможно и уголовное преследование будут взваливать на реально контролирующих должника лиц.
Квартиру лучше переоформить- потому что кредиторы постараются побыстрее привлечь Вас к субсидиарке и хоть что-то себе забрать ( имущество учредителя). Для Вас лучше свое имущество переоформить, а потом добиваться своей защиты в судах. Но заявление в полицию написать нужно как можно быстрее, чтобы у вас на руках экземпляр остался о вашем извещении правоохранителей.
Для налоговых органов, которые скоро начнут проверки и взыскание задолженности это тоже пригодиться.

Марина says

насчет полиции — согласна, а насчет квартиры — нет. Если она является единственным пригодным для проживания жильем в собственности, на нее не может быть обращено взыскание, даже если ее площадь в разы превышает нормативы. По данному поводу есть Определение Конституционного суда 2012 года.

Наталья Геннадьевна. says

Здравствуйте.У меня имеется два решения суда о взыскании долга с ООО.Но при нахождении в службе судебных приставов исполнительных листов с ООО было взыскана малая часть долга.Теперь же листы мне вернули с извещением о невозможности найти должника. Могу ли юридически взыскать долг(то есть подать в суд ) с учредителя на основании этих документов.

илья says

Здравствуйте! заключили договор строительства с ООО,срок исполнения был 2 месяца,оплатили им материал и работу..Однако через 4месяца учредители стали оформлять документы на банкротство(вышел один из лиц из состава учредителей),второй оформил развод с супругой но остался учредителем. При попытках связаться с ним был ответ: мы банкроты и с нас нечего взять.Написали иск в суд.каковы шансы вернут оплаченные деньги и с кого их получить?

Александр says

Здравствуйте нужен совет!
Как физическое лицо приобрёл долю в ООО 50% и соответственно стал соучредителем, в момент покупки доли в компании уже были долги, мне необходимо убедиться нему ли формальную ответственность за эти долги? То есть в случае судебных разбирательств могу ли я пострадать от долгов до меня?

Аноним says

Наталья Геннадьевна. 14.04.2016 at 10:07 #
Здравствуйте.У меня имеется два решения суда о взыскании долга с ООО.Но при нахождении в службе судебных приставов исполнительных листов с ООО было взыскана малая часть долга.Теперь же листы мне вернули с извещением о невозможности найти должника. Могу ли юридически взыскать долг(то есть подать в суд ) с учредителя на основании этих документов.

Можете. Через службу судебных приставов Вы можете так же разыскать должника, подав заявление на розыск должника и его имущества. Так же привлечь должника к КоАП и УК РФ. А если приставы не буду работать то можно обратиться в суд и далее их так же привлечь к ст. 315 УК РФ и взыскать с них деньги.

Валентина Ивановна says

Здравствуйте. Судебный пристав, отказывается взыскать долг с директора (он же и единственный учредитель) ООО, мотивируя, что мне должно предприятие и директор тут не причем. По адресу, где зарегистрировано ООО они не находятся, на счетах отсутствуют средства и еще 3 исполнительных дела. Получается, что ООО может брать деньги, не выполнять свои обязательства и ни за, что не отвечать, какой-то абсурд, создавай ООО и законно воруй. Уже прошел год моих мытарств по судам и приставам и итог акт о не исполнении иска. Предприятие это не обстрактное лицо, у него есть директор (учредитель) который у меня лично брал деньги. Как заставить работать пристава и вернуть мне мои средства? В данный момент ищем предприятие, хотя известно на перед мы его не найдем.

Андрей says

ООО работает с прибылью. Директор подчиняясь собственнику с 67% долей делает липовые отчеты и показывает работу в ноль. Как я могу повлиять с 33% долей?

Руслан says

Добрый день!
Несколько лет назад знакомый попросил оформить на мое имя ООО. Единственный учредителем являюсь я. Также было открыто несколько счетов в банках, которые скоро были заблокированы. В итоге люди все пропали, а ООО так и висит на мне. Сейчас там долг по налогам и сборам 15к. Подскажите, как безболезненно закрыть такую организацию, если у меня нет на руках никаких документов на нее? Могут ли меня привлечь к ответственности за эти долги? И можно как нибудь узнать, не прилетит ли вскоре еще одно «письмо счастья» на крупную сумму денег?

Анатолий. says
Видео (кликните для воспроизведения).

Меня директор фирмы попросил быть учредителем в ооо для помощи предприятию. Я в этом ООО один учредитель. На предприятии началась смена руководства. Моё ООО новому руководству не нужно. У ООО образовались крупные долги за газ, электроэнергию. Я числился учредителем, что там делали два директора я не знаю. В ооо уже нет людей остался директор и бухгалтер и долги. Какую ответственность теперь буду нести я?

Источники

Контроль учредителя за деятельностью ооо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here