Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Содержание

  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 822 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита»

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ
    от 30 декабря 2016 г. N 822

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
    ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

    Список изменяющих документов
    (в ред. Приказов Минфина России от 29.12.2017 N 1401,
    от 27.07.2018 N 1668)

    Для обеспечения единообразного подхода к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита приказываю:

    утвердить прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

    http://www.depfin48.ru/articles/akty-kontr-reviz-deyat/1202/

    Внутренний финансовый аудит: рекомендации утверждены, вопросы остались

    Заместитель директора ДМАиК

    • Время чтения: 9 минут

    Понравилась статья? Поделитесь!

    В декабре 2016 года Приказом Минфина России от 30 декабря 2016 г. № 822 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита (Методические рекомендации). Данный документ направлен на обеспечение единообразного подхода к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита, полномочия по осуществлению которого установлены статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Если рассматривать содержание Методических рекомендаций с точки зрения описания организационных процессов и технологии непосредственного осуществления внутреннего финансового аудита, то рекомендуемые подходы представляются вполне оптимальными и понятными. Тем более, к настоящему времени уже прошел некий период «адаптации» к новациям бюджетного законодательства, и подавляющее большинство главных администраторов бюджетных средств фактически приступило к реализации полномочий по внутреннему финансовому аудиту. Методы планирования, организации, проведения контрольных мероприятий, а также оформления и реализации их результатов также вполне отработаны и стандартны.

    Вместе с тем, большое количество вопросов и сомнений вызывает практическая возможность соблюдения обозначенных принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, в частности, таких основополагающих, как принципы независимости и профессиональной компетенции.

    Мнение Минфина России в части подходов к обеспечению функциональной независимости субъекта внутреннего финансового контроля также изложено в письменных ответах на отдельные частные вопросы. Так, письмами от 7 апреля 2015 года № 02-11-06/19504, от 10 февраля 2016 года № 02-11-07/6892 разъяснено, что для организации внутреннего финансового аудита могут быть использованы трудовые ресурсы ведомственного финансового контроля. Отдельно выделенные в структуре организации подразделения, осуществляющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля, могут быть наделены полномочием по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии обеспечения функциональной независимости данного подразделения с обязательной актуализацией Положения о структурном подразделении.

    Таким образом, многие главные администраторы бюджетных средств сталкиваются с необходимостью образования отдельных структурных единиц, таких как управления (отделы) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, по сути, взамен ликвидированных в период оптимизационных процессов контрольно-ревизионных подразделений. При сохранении в дальнейшем для главных администраторов бюджетных средств полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, эта необходимость будет только усиливаться. И если на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований это, в принципе, реализуемо, то в средних и малых муниципальных образованиях, крайне проблематично.

    Принцип профессиональной компетентности выражается в применении соответствующими должностными лицами и работниками совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач.

    Анализ возможностей реализации только двух из рекомендуемых принципов деятельности субъекта внутреннего финансового контроля, свидетельствует о недостаточности имеющихся условий для эффективного и комплексного осуществления внутреннего финансового аудита на уровне главных администраторов бюджетных средств.

    Для изменения этой ситуации, на наш взгляд, необходима реализация системных мер на федеральном уровне как методологического, так и организационного характера.

    Во-первых, требуется разработка и утверждение стандартов проведения внутреннего финансового аудита в разрезе конкретных направлений деятельности главных администраторов бюджетных средств. Стандарты должны быть максимально понятны, предусматривать четкий алгоритм действий в случае выявления тех или иных отклонений, а также содержать критерии оценки для каждого варианта выявляемых отклонений. Это позволит, с одной стороны, исключить субъективизм со стороны внутренних аудиторов, с другой – обезопасить аудитора от внешних воздействий, а также будет способствовать решению проблемы обеспечения достаточного уровня компетентности кадров, предоставит возможность их взаимозаменяемости.

    http://bftcom.com/expert-bft/3584/

    Вопрос об «отмене» внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1 БК РФ)

    ВОПРОС:

    Добрый день! Вопрос по внутреннему финансовому контролю и аудиту. В Бюджетный кодекс ст. 160.2-1 внесены изменения и исключена информация по внутреннему финансовому контролю. Однако ч. 5 звучит в следующей редакции: «5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.».

    Читайте так же:  Регистрация структурного подразделения юридического лица

    Отменили или нет внутренний финансовый контроль?

    ОТВЕТ:

    Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, как управленческие инструменты главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (далее – ГА (А)БС), применяются в Российской Федерации уже более пять лет. За это время стало ясно, что применение изначально установленных норм законодательства, регулирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия, привело не только к получению положительного эффекта, но и повлекло чрезмерную формализацию процедур внутреннего контроля.

    Ранее действующая редакция статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) не содержала определения понятия «внутренний финансовый контроль». Согласно БК РФ, осуществляемый внутренний финансовый контроль должен был быть направлен на:

    • соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
    • подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

    С учетом изложенного, внутренний финансовый контроль должен представлять собой контрольный механизм, осуществляемый на постоянной основе в ходе формирования любого юридически значимого документа и (или) совершения операции и действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры). Следует отметить, что фактически внутренний финансовый контроль представляет собой составную часть цикла осуществления любого процесса, включая осуществление бюджетных полномочий (внутренних бюджетных процедур).

    Цикл осуществления бюджетного полномочия приведён на рисунке 1.

    Рисунок 1 — Цикл осуществления бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры)

    В этой связи, а также в целях устранения излишней формализации осуществляемых процедур внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), была осуществлена реорганизация норм статьи 160.2-1 БК РФ.

    Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» из БК РФ исключено понятие ВФК как отдельного самостоятельного бюджетного полномочия.

    Одновременно были внесены правки, в соответствии с которыми изменены как подходы к организации ВФК, так и к его осуществлению.

    Во-первых, в БК РФ косвенно появилось определение ВФК. Так, п.п.1) п.2 статьи 160.2-1 БК РФ установлено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

    «1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.».

    Таким образом, исходя из обновленных норм БК РФ, под внутренним финансовым контролем понимается внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий.

    В соответствии с новой редакцией статьи 160.2-1 БК РФ, деятельность по осуществлению внутреннего финансового аудита регламентируется на федеральном уровне и должна с 1 января 2020 года осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. При этом, деятельность по ВФК не регулируется нормативными правовыми актами федерального уровня. Согласно обновленной редакции абзаца сорокового статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет только методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля.

    Как указано в п.5 ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Таким образом, ГА(А)БС получили возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК. В этой ситуации руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и обеспечить увязку систем внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, необходимую для исполнения новых полномочий по организации и проведению мониторинга качества финансового

    менеджмента с учетом существующей специфики. Это позволит, с одной стороны, организовать эффективную систему внутреннего финансового контроля в организациях государственного сектора, отвечающую потребностям конкретного главного администратора (администратора) бюджетных средств, а с другой, избавит сотрудников ГА (А)БС от необходимости «механического» соблюдения норм, не отражающих существующие реалии и потребности.

    В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018-2020 гг., утверждённой Минфином России 14.11.2018, планируется разработка девяти федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

    К настоящему времени в открытом доступе опубликованы проекты трёх федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (ФС ВФА). Перечень ФС ВФА с указанием сфер регулирования приведён на рисунке 2.

    Рисунок 2 – Перечень опубликованных проектов федеральных стандартов внутреннего финансового аудита по состоянию на 28.10.2019 года

    Указанные проекты размещены на сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Бюджет / Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации»: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/gov_control/legistation/

    Анализ текстов проектов ФС ВФА, а также комментарии представителей Минфина России по данному вопросу, свидетельствуют о том, что с 1 января 2020 года организация ВФК и анализ его осуществления возлагаются на подразделения внутреннего финансового аудита (далее – ВФА).

    При этом, устанавливается, что внутренний финансовый контроль представляет собой внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, который является составной частью бюджетных процедур и осуществляется посредством совершения контрольных действий (см. п. 3 раздела II проекта ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»).

    Читайте так же:  Ограниченная ответственность учредителей ооо

    Следует отметить, что первый из обозначенных стандартов (ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита») 14 октября т.г. размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов — https://regulation.gov.ru/projects#npa=95859, срок завершения общественного обсуждения документа – 28 октября т.г.

    В целом представляется, что принятие соответствующих федеральных стандартов внутреннего финансового аудита будет обеспечено до конца текущего года, что, в свою очередь, повлечет необходимость актуализации действующих документов, устанавливающих порядки осуществления внутреннего финансового аудита и, соответственно, внутреннего финансового контроля, на региональном и муниципальном уровнях.

    Однако, даже если этого не произойдёт, на наш взгляд, в настоящее время нет препятствий для «прекращения» деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля по причине «неясности» норм законодательства. Продолжает действовать приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля». Сохраняет действие и постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, устанавливающее порядок осуществления ВФК в отношении ГА (А)БС – федеральных органов исполнительной власти. Это даёт возможность сориентироваться соответствующим субъектам внутреннего финансового контроля при решении вопросов об организации и осуществлении ВФК.

    Вместе с тем, нельзя не учитывать тот факт, что новации, внесённые в БК РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ, уже сейчас предоставляют реальную возможность отказаться от отдельных «формальных» элементов при осуществлении ВФК, сохранив наиболее эффективные наработки, и превратить ВФК в эффективный управленческий инструмент руководителя.

    РЕЗЮМЕ:

    Внутренний финансовый контроль исключен из БК РФ как отдельное бюджетное полномочие, однако:

    • сохранил свою роль в качестве управленческого инструмента, позволяющего:
    • обеспечить своевременное выявление (минимизацию) бюджетных рисков при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
    • достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
    • в соответствии с БК РФ должен осуществляться ГА(А)БС федерального, регионального и муниципального уровня в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

    Ответ подготовила:
    Заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Зенцова Елена

    http://bftcom.com/expert-bft/faq/10533/

    Тема недели: «Минфин России разъяснил порядок реализации новаций в сфере внутреннего финансового аудита с 1 января 2020 года»

    • Время чтения: 10 минут

    Понравилась статья? Поделитесь!

    Обзор законодательства за период с 16 декабря по 20 декабря 2019 года

    Минфином России подготовлены разъяснения в адрес финансовых органов субъектов Российской Федерации и главных администраторов средств федерального бюджета по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в 2020 году.

    Опубликованы Методические рекомендации, направленные на обеспечение единого подхода к организации и проведению финансовыми органами мониторинга качества финансового менеджмента.

    ФНС России утвержден формат представления в ГИР БО экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней.

    ГосДумой принят и направлен в Совет Федерации законопроект, направленный на урегулирование отдельных вопросов в рамках осуществления контрольной деятельности в сфере закупок. До конца текущего года должно завершиться общественное обсуждение изменений, направленных на предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, а также совершенствование порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля.

    Более детальная информация приведена ниже.

    НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

    Минфин России подготовлены разъяснения по осуществлению ВФК и ВФА в 2020 году

    Многочисленные новации в сфере внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, обусловленные вступлением в силу норм Федерального закона от 26.07.2019 № 199-ФЗ, вызвали и продолжают вызывать довольно много вопросов в части их практической реализации. Их актуальность не снижается, поскольку реализация изменений должна начаться уже в следующем году. Минфин России подготовил разъяснения в адрес финансовых органов субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА), начиная с 1 января 2020 года. Эти разъяснения доведены письмом Минфина России от 17.12.2019 № 02-02-05/98727.

    Из наиболее важного – то, что действующие в настоящее время порядки осуществления ВФК и ВФА, принятые соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2020 года.

    Начиная с 2020 года, ВФА будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами ВФА (см. обзор https://bftcom.com/expert-bft/10991/ и экспертные материалы https://bftcom.com/expert-bft/faq/10533/ ). Что касается регулирования ВФК, то главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления ВФК.

    Письмом Минфина России от 17.12.2019 № 02-02-05/98728 аналогичные разъяснения по вопросам ВФК и ВФА доведены до главных администраторов средств федерального бюджета. На федеральном уровне с 1 января 2020 года прекращается действие постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 № 193.

    Вышеуказанные письма Минфина России содержат пояснения по порядку действий в отношении ранее утверждённых внутренних актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, что позволит тем, кто еще не завершил актуализацию нормативной правовой базы, скоординировать реализуемые меры с рекомендациями Минфина России.

    В этой связи, обращаем внимание, что 18.12.2019 прошли регистрацию в Минюсте России:

    • приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» (рег. № 56862)
    • приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита«Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (рег.№ 56863)
    Читайте так же:  Как заменить учредителя ооо

    Дата публикации:
    19.12.2019

    Дата публикации:
    19.12.2019

    Опубликованы методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента

    На сайте Минфина России опубликован документ, направленный на обеспечение единого подхода к организации и проведению финансовыми органами, главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета мониторинга качества финансового менеджмента (далее – мониторинг КФМ). Речь идёт о приказе Минфина России от 14.11.2019 № 1031 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению мониторинга качества финансового менеджмента» (далее – рекомендации).

    Рекомендации разработаны в целях оказания содействия при проведении мониторинга КФМ, предусмотренного пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Документ может быть учтён при подготовке нормативных правовых актов и ведомственных (внутренних) актов, определяющих порядок проведения мониторинга КФМ, поскольку включают описание целей мониторинга КФМ, формулировок основных терминов и понятий КФМ, а также подходов к:

    • организации мониторинга КФМ;
    • расчету и анализу значений показателей КФМ;
    • формированию и представлению отчета о результатах мониторинга КФМ, реализации результатов его проведения;
    • передаче полномочий по проведению мониторинга КФМ.

    Приложение к рекомендациям содержит перечень направлений мониторинга КФМ с краткими комментариями в разрезе каждого направления мониторинга.

    Утверждён формат представления в ГИР БО экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней

    Немного ранее мы писали об утверждении документов в целях обеспечения функционирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) и, в частности, об утверждении Порядка представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в ГИР БО, см. https://bftcom.com/expert-bft/10991/

    На прошедшей неделе Минюст России зарегистрировал Приказ Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/[email protected] Документ вступает в силу с 1 января 2020 года.

    Данным приказом ФНС России утвердила электронный формат представления годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения для представления в налоговые органы. Документ описывает требования к XML файлам передачи в электронной форме соответствующей отчетности. Что касается аудиторского заключения, то оно подлежит представлению в виде электронного документа в формате PDF.

    Таким образом, еще есть время оценить фактическую возможность обеспечения установленных требований, и, в случае необходимости, предпринять необходимые меры с тем, чтобы подготовиться к представлению годовой отчетности по новым требованиям, установленным ФНС России.

    Руководителям налоговых органов по субъектам Российской Федерации поручено довести вышеуказанный приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

    Дата публикации:
    18.12.2019

    ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    Видео (кликните для воспроизведения).

    ГосДума приняла поправки в части согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком

    Законопроект направлен на урегулирование отдельных вопросов в рамках осуществления контрольной деятельности в сфере закупок. В частности, предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием на определение размера НМЦК, при которой по результатам несостоявшихся закупок заказчик будет обязан согласовать заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок. По мнению разработчика (Минфин России) это позволит предотвратить существенное увеличение нагрузки на контрольные органы в сфере закупок, а также увеличение временных затрат заказчика при осуществлении закупки.

    Кроме того, предусматривается исключение из-под сферы применения вышеуказанного Федерального закона (№ 44-ФЗ) заключения соглашений об установлении сервитутов, изменения, направленные на обеспечение возможности заключения договора аренды с единственным поставщиком в отношении земельных участков и другие корректирвоки.

    Дата публикации:
    18.12.2019

    Подготовлены и обсуждаются изменения, направленные на предотвращение злоупотреблений в сфере закупок

    Начато общественное обсуждение законопроекта, подготовленного с учетом результатов анализа информации, предоставленной в адрес Минфина России субъектами Российской Федерации о негативной практике затягивания процедур закупок на этапе подачи заявок на участие в закупке и других злоупотреблениях в сфере закупок.

    В числе предлагаемых новаций:

    • установление электронной формы подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС);
    • установление универсальной стоимостной предквалификации;
    • сокращение срока подачи жалобы на положения документации о закупке;
    • установление однократности подачи жалобы на положения документации о закупке и др.

    В случае принятия законопроекта планируется, что новый порядок обжалования начнет действовать с 1 июля 2020 года, но не ранее чем по истечении 180 дней после опубликования документа.

    Дата публикации:
    13.12.2019

    http://bftcom.com/expert-bft/11078/

    Внутренний финансовый аудит

    Приказом Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 1401 внесены изменения в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

    Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению главными распорядителями и главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также распорядителями и администраторами, имеющие в своем ведении получателей бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита.

    Внутренний финансовый аудит направлен на:

    • оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
    • подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
    • подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

    Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств.

    Читайте так же:  Порядок регистрации ооо пошаговая инструкция в

    Объектом аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств.

    В порядок проведения внутреннего финансового аудита внесены следующие изменения:

    http://b-uchet.ru/article/338329.php

    Приказ от 01.01.01 г. N 822 об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита (стр. 5 )

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5 6 7

    52. Примерная (рекомендуемая) форма годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и рекомендации по ее заполнению приведены в Приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

    53. Главный администратор бюджетных средств устанавливает порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

    Приложение N 1

    к Методическим рекомендациям

    по осуществлению внутреннего

    администратора бюджетных средств

    «__» __________________ 20__ г.

    внутреннего финансового аудита

    от «__» _______ 20__ г.

    Наименование главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств

    Субъект внутреннего финансового аудита

    Тема аудиторской проверки

    Вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная)

    Срок проведения аудиторской проверки

    Руководитель субъекта _____________ ___________ __________________

    внутреннего финансового аудита (должность) (подпись) (расшифровка

    «__» __________ 20__ г.

    Приложение

    к Приложению N 1

    к Методическим рекомендациям

    по осуществлению внутреннего

    I. Определение значений приоритетности направлений аудита

    системы внутреннего финансового контроля, экономности

    и результативности использования бюджетных средств

    Наименование направления аудита

    Оценка по критерию отбора:

    объем бюджетных ассигновании, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за главным администратором (администратором) бюджетных средств

    существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки

    период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки

    полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок

    наличие существенных изменений бюджетного законодательства, принятых в течение проверяемого периода

    опыт и квалификация сотрудников подразделений, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур)

    http://pandia.ru/text/81/120/47557-5.php

    Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 822 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита»

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ
    от 30 декабря 2016 г. N 822

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
    ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

    Список изменяющих документов
    (в ред. Приказов Минфина России от 29.12.2017 N 1401,
    от 27.07.2018 N 1668)

    Для обеспечения единообразного подхода к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита приказываю:

    утвердить прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

    http://www.depfin48.ru/articles/akty-kontr-reviz-deyat/1202/

    Вопрос об «отмене» внутреннего финансового контроля (ст. 160.2-1 БК РФ)

    ВОПРОС:

    Добрый день! Вопрос по внутреннему финансовому контролю и аудиту. В Бюджетный кодекс ст. 160.2-1 внесены изменения и исключена информация по внутреннему финансовому контролю. Однако ч. 5 звучит в следующей редакции: «5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.».

    Отменили или нет внутренний финансовый контроль?

    ОТВЕТ:

    Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, как управленческие инструменты главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (далее – ГА (А)БС), применяются в Российской Федерации уже более пять лет. За это время стало ясно, что применение изначально установленных норм законодательства, регулирующих вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия, привело не только к получению положительного эффекта, но и повлекло чрезмерную формализацию процедур внутреннего контроля.

    Ранее действующая редакция статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) не содержала определения понятия «внутренний финансовый контроль». Согласно БК РФ, осуществляемый внутренний финансовый контроль должен был быть направлен на:

    • соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
    • подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

    С учетом изложенного, внутренний финансовый контроль должен представлять собой контрольный механизм, осуществляемый на постоянной основе в ходе формирования любого юридически значимого документа и (или) совершения операции и действий, направленных на выполнение бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры). Следует отметить, что фактически внутренний финансовый контроль представляет собой составную часть цикла осуществления любого процесса, включая осуществление бюджетных полномочий (внутренних бюджетных процедур).

    Цикл осуществления бюджетного полномочия приведён на рисунке 1.

    Рисунок 1 — Цикл осуществления бюджетного полномочия (внутренней бюджетной процедуры)

    В этой связи, а также в целях устранения излишней формализации осуществляемых процедур внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), была осуществлена реорганизация норм статьи 160.2-1 БК РФ.

    Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» из БК РФ исключено понятие ВФК как отдельного самостоятельного бюджетного полномочия.

    Одновременно были внесены правки, в соответствии с которыми изменены как подходы к организации ВФК, так и к его осуществлению.

    Во-первых, в БК РФ косвенно появилось определение ВФК. Так, п.п.1) п.2 статьи 160.2-1 БК РФ установлено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

    Читайте так же:  Налоговый аудит отчет

    «1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.».

    Таким образом, исходя из обновленных норм БК РФ, под внутренним финансовым контролем понимается внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий.

    В соответствии с новой редакцией статьи 160.2-1 БК РФ, деятельность по осуществлению внутреннего финансового аудита регламентируется на федеральном уровне и должна с 1 января 2020 года осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. При этом, деятельность по ВФК не регулируется нормативными правовыми актами федерального уровня. Согласно обновленной редакции абзаца сорокового статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет только методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля.

    Как указано в п.5 ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Таким образом, ГА(А)БС получили возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК. В этой ситуации руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и обеспечить увязку систем внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, необходимую для исполнения новых полномочий по организации и проведению мониторинга качества финансового

    менеджмента с учетом существующей специфики. Это позволит, с одной стороны, организовать эффективную систему внутреннего финансового контроля в организациях государственного сектора, отвечающую потребностям конкретного главного администратора (администратора) бюджетных средств, а с другой, избавит сотрудников ГА (А)БС от необходимости «механического» соблюдения норм, не отражающих существующие реалии и потребности.

    В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018-2020 гг., утверждённой Минфином России 14.11.2018, планируется разработка девяти федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

    К настоящему времени в открытом доступе опубликованы проекты трёх федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (ФС ВФА). Перечень ФС ВФА с указанием сфер регулирования приведён на рисунке 2.

    Рисунок 2 – Перечень опубликованных проектов федеральных стандартов внутреннего финансового аудита по состоянию на 28.10.2019 года

    Указанные проекты размещены на сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Бюджет / Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации»: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/gov_control/legistation/

    Анализ текстов проектов ФС ВФА, а также комментарии представителей Минфина России по данному вопросу, свидетельствуют о том, что с 1 января 2020 года организация ВФК и анализ его осуществления возлагаются на подразделения внутреннего финансового аудита (далее – ВФА).

    При этом, устанавливается, что внутренний финансовый контроль представляет собой внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, который является составной частью бюджетных процедур и осуществляется посредством совершения контрольных действий (см. п. 3 раздела II проекта ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»).

    Следует отметить, что первый из обозначенных стандартов (ФС ВФА «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита») 14 октября т.г. размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов — https://regulation.gov.ru/projects#npa=95859, срок завершения общественного обсуждения документа – 28 октября т.г.

    В целом представляется, что принятие соответствующих федеральных стандартов внутреннего финансового аудита будет обеспечено до конца текущего года, что, в свою очередь, повлечет необходимость актуализации действующих документов, устанавливающих порядки осуществления внутреннего финансового аудита и, соответственно, внутреннего финансового контроля, на региональном и муниципальном уровнях.

    Однако, даже если этого не произойдёт, на наш взгляд, в настоящее время нет препятствий для «прекращения» деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля по причине «неясности» норм законодательства. Продолжает действовать приказ Минфина России от 07.09.2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля». Сохраняет действие и постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, устанавливающее порядок осуществления ВФК в отношении ГА (А)БС – федеральных органов исполнительной власти. Это даёт возможность сориентироваться соответствующим субъектам внутреннего финансового контроля при решении вопросов об организации и осуществлении ВФК.

    Вместе с тем, нельзя не учитывать тот факт, что новации, внесённые в БК РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ, уже сейчас предоставляют реальную возможность отказаться от отдельных «формальных» элементов при осуществлении ВФК, сохранив наиболее эффективные наработки, и превратить ВФК в эффективный управленческий инструмент руководителя.

    РЕЗЮМЕ:

    Внутренний финансовый контроль исключен из БК РФ как отдельное бюджетное полномочие, однако:

    • сохранил свою роль в качестве управленческого инструмента, позволяющего:
    • обеспечить своевременное выявление (минимизацию) бюджетных рисков при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
    • достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
    • в соответствии с БК РФ должен осуществляться ГА(А)БС федерального, регионального и муниципального уровня в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

    Ответ подготовила:
    Заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Зенцова Елена

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://bftcom.com/expert-bft/faq/10533/

    Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here