Налоговые проверки аудиторских организаций

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Налоговые проверки аудиторских организаций". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Аудит налогов

Бухгалтер обязан соблюдать закон при подготовке отчетности, но если он допустит ошибки, санкции за нарушения лягут на предприятие. Поэтому важно регулярно проверять правильность налогового учета и отчетов — это в интересах самой компании. Проверенные бухгалтеры проанализируют ваш налоговый учет, найдут слабые места и сформируют рекомендации по законной оптимизации.

Когда и зачем нужен
налоговый аудит

Проверка качества составления отчетности

Смена главного бухгалтера или руководства

Угроза выездной проверки налоговой

Желание оптимизировать налогообложение

Смена вида деятельности организации или ее реорганизация

Преимущества аудита налоговой отчетности

Аудит налогового учета дает возможность выявить ошибки, провести анализ и разработать меры по их устранению. Проведение налогового аудита позволяет избежать неточностей при уплате налогов, которые влекут за собой штрафы и взыскания.

Налоговый аудит: виды и методика проведения

Чаще всего налоговый аудит компания начинает проводить в преддверии налоговых проверок, которые являются для нее серьезным испытанием. Однако если заранее и грамотно подготовиться к ним, то можно свести к минимуму имеющиеся налоговые риски и избежать множества потенциальных проблем. Качественный налоговый аудит не только выявит и устранит ошибки в налоговых документах, снизит издержки компании по налоговым доначислениям, штрафам и пеням, но и создаст основу для оптимизации налогооблагаемой базы.

Особенности проведения аудита

При проведении налогового аудита наш Центр руководствуется принципами:

  • добросовестности и ответственности;
  • разумного скептицизма по отношению к представленной информации и документам в целях независимого и объективного подхода к анализу и оценке всех сведений и фактов, в том числе на предмет их достоверности;
  • тщательности проверки во избежание пропуска имеющей значение информации;
  • минимального вмешательства в нормальную жизнедеятельность организации – только в пределах необходимого и достаточного для качественного проведения проверки и корректной подготовки выводов;
  • строгого соблюдения законодательства и конфиденциальности.

Ход аудита, используемые методики находят отражение в отчете, а выводы – в аудиторском заключении.

В ряде случаев, особенно если предметом аудита являются выводы налоговой проверки, необходимым является общение и взаимодействие специалистов с налоговыми органами. Мы самостоятельно принимаем решение о содержании и объеме запрашиваемых у органа ФНС информации и документов, но в любом случае действуем исключительно в интересах заказчика.

Как правило, в органах ФНС запрашиваются данные, необходимые для получения:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • доказательств, которые должны найти отражение в аудиторских документах;
  • разъяснений по акту проверки ФНС, принятым решениям и санкциям;
  • информации, которая может быть использована в качестве официальной для предоставления консультаций заказчику.

Все предоставленные налоговым органом материалы и информация включаются в отчет и заключение.

Оказывая полный комплекс аудиторских услуг, наша компания при необходимости привлекает к аудиту налоговых юристов. Это позволяет опираться на квалифицированное мнение не только аудиторов, но и правовых экспертов в целях максимально полной защиты интересов наших клиентов.

Гарантии Центра независимых аудиторов – наша безупречная репутация и готовность отстаивать интересы и права наших клиентов в случае возникновения со стороны налоговых органов претензий за периоды, которые были охвачены аудитом. Наше сотрудничество с заказчиками не заканчивается предоставлением заключения. В случае необходимости специалисты Центра независимых аудиторов всегда придут на помощь.

Налоговый аудит

Налоговый аудит — это проверка налоговых отчетов экономического субъекта.

Аудит налогов проводится аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Независимый налоговый аудит всегда является актуальным как для крупных компаний, так и для средних. Аудит учета налогов позволяет существенно снизить потери при выплатах различных штрафов.

Стоимость — от 5 000

Цена за такой аудит зависит от размера и специфики вашего бизнеса. После предварительной консультации бухгалтер сможет сказать точную цену за эту услугу.

Аудит налоговых обязательств при подготовке сделок M&A

Последние годы российский бизнес переживает бум слияний и поглощений. однако, чтобы приобретаемый актив приносил новому собственнику выгоду, а не превратился в разочарование и потери, до покупки объекта проводится его комплексная проверка.

Результаты проведенной проверки или, как ее называют в последнее время, Due Diligence1 помогают покупателю:

  • объективно определить цену сделки;
  • построить систему гарантий (через договор купли-продажи акций, схему закрытия сделки и др.), которые максимально защитят его от выявленных рисков и недобросовестных действий со стороны продавца;
  • разработать план интеграции приобретаемой компании в бизнес.

Одним из объектов проверки, используемой покупателем для оценки рисков приобретения, являются налоговые риски. Задачи, которые ставятся в ходе проверки, следующие:

  • оценка налоговых схем;
  • квалификация хозяйственных отношений;
  • правильность расчета доходов и расходов;
  • проверка первичной документации и системы налогового учета;
  • оценка перспективности налоговых споров;
  • проверка своевременности уплаты налогов.

Для оценки налоговых рисков могут быть использованы результаты классического аудита, налогового аудита — специальной процедуры, выполняемой аудиторскими компаниями, или налогового Due Diligence. Бывают случаи, когда покупатель договаривается с налоговой инспекцией о проведении проверки. Рассмотрим каждую из указанных форм проведения проверки.

Классический аудит направлен на подтверждение достоверности бухгалтерской и финансовой ответственности. В ходе такого аудита налоги являются только одним из объектов проверки, поэтому проверке правильности исчисления налогов может не уделяться должного внимания. Помимо требований договора на проведение аудита аудитор руководствуется федеральными и собственными стандартами, которые определяют требования к проверке, уровни существенности и т.д. Таким образом, значительный объем информации, предоставляемой проверяющими, не будет связан с налогами. Станет такая информация полезна покупателю или нет, неизвестно.

Читайте так же:  Регистрация юридического лица производится

Налоговый аудит — процедура, направленная исключительно на проверку правильности исчисления налогов. Она в меньшей степени регламентируется законодательством, поэтому заказчик и аудитор могут более детально урегулировать требования к проверке. Стоимость подобной услуги, как правило, ниже стоимости аудита, и проводится она в более короткие сроки, чем аудит.

В ходе налогового Due Diligence, как правило, исчисление налогов анализируется не столь тщательно, как при налоговом аудите, и упор делается не столько на подсчет суммы неправильно исчисленных налогов, сколько на проверку правильности налогового учета основных операций и оценку налоговых схем. Как следствие, эта процедура дешевле и короче налогового аудита и дает покупателю возможность определиться с основными налоговыми рисками.

Привлечение для проверки налоговых органов имеет свои плюсы и минусы. С точки зрения достоинств можно отметить снижение рисков на будущее, поскольку вероятность проверки уже проверенных периодов хотя и не исключена, но ограничена. Кроме того, налоговые органы обладают бо льшим информационным ресурсом, имея возможность инициировать встречные проверки, запрашивать информацию у третьих лиц и раскручивать многоступенчатые схемы взаимоотношений, чего, как правило, не может быть сделано при проведении иных видов рассмотренных проверок.

Недостаток такого способа заключается в необходимости платить дважды: покупатель платит, чтобы «отблагодарить» инспекторов, покупаемое предприятие — чтобы рассчитаться с бюджетом, поскольку проверки редко заканчиваются без доначислений. Кроме того, в инспекции установлены планы проверок, которым проверка интересующего предприятия может и не соответствовать.

В этой связи наиболее популярным при совершении сделок слияния и поглощения является использование налогового Due Diligence. При этом способе проверки, да и при других тоже, важно обеспечить конфиденциальность информации о факте ее проведения, так как в противном случае приходится сталкиваться с тем, что налоговые и правоохранительные органы истребуют или даже изымают результаты таких проверок у налогоплательщика, чем существенно облегчают себе задачу по доначислению налогов. Нынешние же акционеры и руководители купленного предприятия могут быть привлечены к ответственности за соучастие в налоговом преступлении (если по результатам проверки налоги не были уплачены, а новый собственник принял на себя соответствующие риски).

Как уже отмечалось, задачами проверки, в частности, является оценка налоговых схем и правильности квалификации хозяйственных отношений. На практике неоднократно возникают ситуации, когда выявляется использование рисковых схем налогового планирования (иногда на момент их использования они не вызывают интереса налоговых органов, но через один-два года поступают соответствующие директивы, и налоговый орган проверяет предшествующие периоды с целью установить вновь выявленные схемы) или схем не рискованных, но, используя их, налогоплательщик не уделяет должного внимания оформлению документации.

Взять, например, ситуацию с аутстаффин-гом — наймом персонала. Выгода использования данной схемы заключается в том, что оплата за персонал, предоставленный третьей организацией, включается в расходы организации без начисления ЕСН, а организация, предоставляющая персонал, уплачивает налоги в льготном режиме, обычно применяя упрощенную систему налогообложения. Очевидные риски связаны с тем, что персонал целенаправленно переводится из проверяемой организации в такую компанию-«уп-рощенца», что создает предпосылки для обвинения в использовании необоснованной налоговой выгоды. Но даже когда персонал, предоставленный в рамках аутстаффинга, ранее в организации-заказчике не работал, необходимо удостовериться в безопасности используемой схемы и достаточности документооборота.

Другая распространенная ситуация связана с трейдерами (на них погорело множество организаций), работающими в благоприятных налоговых юрисдикциях или банально и совершенно незаконно не уплачивающими налоги. Задачи проверяющих — удостовериться в том, что взаимоотношения с подобными организациями не приведут к признанию дополнительных доходов или исключению расходов у проверяемой организации.

Выявление и экспертиза в ходе проверки используемых схем наиболее сложная из задач, стоящих перед проверяющими. Однако практика последних лет показывает, что с подобными нарушениями сопряжены самые большие доначисления: их суммы сопоставимы со стоимостью самого бизнеса.

Много неприятностей владельцу бизнеса может принести недооценка важности вопросов, связанных с состоянием налогового учета и первичной документации, поскольку дефекты в подобных документах даже при правильной модели организации деятельности могут привести к потере права на налоговые вычеты.

Во-первых, отсутствие прозрачной системы учета, налаженного документооборота и хранения документации означает, что новое руководство бухгалтерии или участка налогового учета, которое может прийти вместе с новым собственником, не сможет оппонировать претензиям налоговых органов по предыдущим периодам. Даже в случае сохранения в компании прежнего руководства при запущенности учета не всякий работник сможет вспомнить, как учитывались операции два-три года назад и где находится соответствующая документация.

Во-вторых, несмотря на некоторую либерализацию требований, предъявляемых к документам при учете расходов по налогу на прибыль, в отношении вычетов по НДС по-прежнему действует правило: отсутствие какого-либо реквизита в счете-фактуре (а их более 20) лишает права на налоговый вычет.

Логичное продолжение указанной работы — оценка правильности расчета налоговых обязательств, в ходе которой анализируются правильность оценки налоговой базы (в том числе необходимо убедиться, что для целей налогообложения применены корректные цены), порядок признания доходов и расходов, применение организацией права на налоговые льготы и ставок налогов. Если у организации имеются налоговые споры (не важно, переданы они в суд или налогоплательщик только получил акт налоговой проверки), проверяющие должны дать оценку перспективам разрешения спора.

Читайте так же:  Способы регистрации юридических лиц

По результатам проведенной проверки заказчик (покупатель бизнеса) получает информацию, позволяющую ему рассчитать потенциальные налоговые потери. Проанализировав риски, покупатель должен принять решение: продолжать переговоры или отказаться от сделки. Если он решит продолжить сделку, полученная в ходе налогового Due Diligence информация может послужить основанием для корректировки цены сделки и правильного ее структурирования в целях уменьшения выявленных рисков.

1Due Diligence дословно означает «должная степень заботливости» или «должная проверка» и представляет собой комплекс аналитических и оперативных мероприятий для проверки законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки, инвестиционного проекта, процедуры.

Журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации»

Аудит налоговой отчетности

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Читайте так же:  Новый порядок регистрации ооо

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Налоговый аудит

Центр независимых аудиторов предлагает услуги инициативного налогового аудита. Нас отличают высокий уровень квалификации аудиторов и налоговых юристов, ответственность за качество проверки и сделанные выводы, способность оказать максимально эффективную помощь вашему предприятию во избежание штрафных и иных санкций со стороны органов ФНС.

Налоговый аудит – комплексная или выборочная проверка налогового учета организаций и ИП в части правильности и достоверности расчета и уплаты налоговых и иных обязательных платежей перед бюджетами разного уровня и фондами.

Цели и задачи аудита

Налоговый аудит проводится по инициативе самого предприятия – его руководства или собственников. Определение целей и задач проверки всецело принадлежит заказчику. Но, учитывая возможные сложности в этой части, наша компания уже на стадии обсуждения предстоящего аудита помогает клиентам определить и конкретизировать предмет проверки, ее цели и задачи.

Читайте так же:  Понятие регистрации юридического лица

Ключевая особенность независимого аудита, обосновывающая его важность в деятельности любого предприятия – осуществление проверки исключительно в интересах заказчика, но по методологии налоговых органов. Посредством полученных в рамках проверки выводов и рекомендаций специалистов, действующих в интересах предприятия, перед вами предстанет ясная и четкая картину относительно:

  • правильности ведения налогового учета и составления отчетности;
  • наличия/отсутствия нарушений действующего законодательства, включая актов Минфина РФ и ФНС;
  • правильности оформления первичной документации, сделок, иных действий и операций компании с точки зрения налогового и иного законодательства;
  • текущих и потенциальных налоговых рисков, способных повлечь претензии, привлечение к административной или уголовной ответственности;
  • имеющихся налоговых резервов, которые позволят вернуть из бюджета излишне уплаченные суммы, сформировать налоговые переплаты, дающие возможность уйти от потенциальных санкций, а также разрешить некоторые спорные налоговые вопросы.

Основным предметом аудита могут быть:

  1. Комплексно налоговый учет и отчетность за 3-летний период (срок исковой давности) или выборочно конкретные периоды времени – месяц, квартал, год и т.д.
  2. Конкретные направления налогового учета или определенные виды налогов.
  3. Результаты проверки ФНС.

Для организаций со сложной, разветвленной структурой, включая холдинги, мы рекомендуем осуществление аудита по группе компаний либо структурных подразделений. Это целесообразно для исключения пробелов проверки и подготовки корректных выводов.

Стоимость аудиторских услуг

Вид деятельности предприятия Стоимость аудита Сроки проведения аудита Отчет по итогам проверки
Услуги от 60 000 руб. 4 дня 2-3 дня Торговля от 70 000 руб. 4-6 дней 2-3 дня Производство от 100 000 руб. 4-8 дней 3-5 дней ВЭД от 120 000 руб. 4-8 дней 3-5 дней Строительство от 100 000 руб. 4-8 дней 3-5 дней Предприятия питания от 120 000 руб. 6-10 дней 5-6 дней ГУП от 100 000 руб. 5-10 дней 5-6 дней

Что получает клиент в итоге аудиторской проверки

Результат налогового аудита — это письменный отчет и список рекомендаций, которые, бухгалтер передает компании.

В отчете вы узнаете:

  • Нарушения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью
  • Суммы налогов, которые надо доначислить, или переплату, которую можно вернуть
  • Правильно ли рассчитывается налоговая база, правомерны ли статьи расходов, которые уменьшают ее

В списке будут отображены:

  • Мнение бухгалтера о достоверности финансовой отчетности
  • Меры по оптимизации налогообложения, чтобы в будущем вы экономили максимум средств на законных основаниях

Этапы проведения аудита

Поскольку налоговый аудит является инициативным, план и поэтапность его проведения определяются в рамках взаимодействия и обсуждения хода проверки с заказчиком. Здесь нет строгих рамок.

По общему правилу, аудит предусматривает следующие стадии:

Организация и проведение налогового аудита: порядок и участники

  • Налоговый аудит является инициативной процедурой
  • Объем и формат планируемого аудита устанавливается клиентом
  • В рамках налогового аудита проводится тщательная проверка всех аспектов деятельности организации, влияющих на ее систему налогообложения
  • Проверка осуществляется лицензированными аудиторскими организациями

Процедуру налогового аудита условно представляет собой несколько этапов:

  • экспертиза системы налогообложения
  • проверка правильности исчисления налогов и осуществления выплат
  • составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и предложениями по их устранению

На первом этапе аудиторы проводят анализ всех аспектов системы налогообложения организации и выявляют проблемные стороны, требующие более детального изучения.

Далее специалисты осуществляют проверку правильности составления налоговой отчетности и заполнения налоговых деклараций, проводят анализ налоговых баз по каждому виду проверяемых налогов.

Кому и когда требуется налоговый аудит

Налоговый аудит полезен для любых организаций и предпринимателей. Он дает спокойствие и уверенность в правильности ведения налогового учета, а если это не так – дает время и помощь квалифицированных специалистов для оперативного устранение выявленных нарушений и ошибок. Вместе с тем, эта финансовая проверка проводится на платной основе, затраты должны быть обоснованы, поэтому мы рекомендуем заказать услугу в следующих случаях:

  1. В преддверии налоговой проверки любого характера, если есть сомнения в правильности ведения учета, существует вероятность предъявления претензий и привлечения к ответственности.
  2. При смене лица, ответственного за налоговый учет, отчетность, расчет и уплату обязательных платежей – в целях своевременного исправления допущенных нарушений и ошибок, получения аналитических данных о том, что учет находится в надлежащем состоянии.
  3. Для подготовки аргументированной доказательственной базы по оспариванию актов проверки органов ФНС, выявленных нарушений, предъявленных претензий и наложенных санкций, в том числе в случае планирования их судебного обжалования.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов
  • состояния обязательных выплат на текущий период
  • правомерности использования налоговых льгот
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства

Что такое налоговый аудит

Налоги, налоги, налоги — это слово любой руководитель предприятия (да и не только руководитель) слышит каждый день. Так что же такое налоги? Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Ключевым моментом в определении является условие обязательности. Иными словами, если налог по какой-то причине не будет уплачен в срок, то заплатить все равно придется. Но в этом случае уже не только налог, но и штраф, равный 20% от суммы неуплаты (статья 122 НК РФ), а также пени, размер которых зависит от величины ставки рефинансирования ЦБ РФ (напомним, что в настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ).

Чтобы избежать потенциальных штрафов и доначислений, многие компании проводят аудит системы налогообложения на предприятии или налоговый аудит. Стоит отметить, что оценить вероятность проведения налоговой проверки на предприятии довольно просто — для этого нужно воспользоваться Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] В ней приведены усредненные значения таких показателей, как:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов;
  • налоговая нагрузка по видам деятельности организаций.
Читайте так же:  Контрольный и неконтрольный пакет акций

Если хотя бы один рассчитанный показатель будет существенно отличаться от нормативных значений, то вероятность прихода в организацию налоговой инспекции близка к абсолютной.

Основной целью аудита налогов является выявление и устранение налоговых рисков для дальнейших прохождений проверок контролирующими органами с минимальными доначислениями.

Виды налогового аудита

Рассмотрим основные виды налогов, установленные в РФ, анализируемые в ходе проверки:

Кроме того, при проверке анализируются следующие налоги и сборы: транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин и другие. В ходе налогового аудита может быть рассмотрен как один конкретный налог (например, НДС или налог на прибыль), так и абсолютно все налоги, исчисляемые предприятием.

При проведении налогового аудита дополнительно может быть проанализирована должная осмотрительность компании в выборе контрагентов — в этом случае она имеет определяющее значение при исчислении налога на прибыль и НДС.

Что оценивается в ходе аудита

Сама процедура налогового аудита проводится в несколько этапов:

  1. Перед началом проверки обязательно выясняются цели и задачи заказчика аудита, акцентируются проблемы, которым следует уделить особое внимание.
  2. Сам налоговый аудит в большинстве случаев проводится на территории компании-заказчика, но в отдельных случаях может быть проведен и в офисе аудиторской фирмы. Продолжительность стандартного налогового аудита обычно составляет от 5–7 рабочих дней.
  3. По результатам проверки заказчик аудита получает отчет, в котором содержатся сведения обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях и, самое главное, подробные рекомендации по их устранению.

В дальнейшем компания может самостоятельно провести работу над замечаниями или обратиться за помощью к специалистам. В любом случае риски серьезных санкций при проверке контролирующими органами будут сведены к минимуму.

Как выбрать надежную компанию для проведения налогового аудита?

Свои рекомендации по выбору компании для проведения налогового аудита нашим читателям дал Роман Шишкин, к.ю.н., руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Во-первых, доверяйте проведение проверки хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, предоставляющим определенные гарантии качества выполняемых работ, а также обеспечивающим полную конфиденциальность и сохранность полученной в ходе проверки информации. Для этого необходимо ознакомиться с сайтом аудиторской организации, обратив внимание на следующее: периодичность обновления информации, наличие обзоров изменений законодательства и сведений о членстве компании в СРО, данных о страховании ответственности компании, информации о действующих клиентах и их отзывы, о наличии компании в различных рейтингах и т.п.

Во-вторых, желательно, чтобы проверку осуществляли аттестованные аудиторы, имеющие большой опыт в проведении налогового аудита предприятий различных форм собственности и отраслей хозяйства. Если на сайте компании доступна информация об отраслевом опыте как самой организации, так и сотрудников- аудиторов — это плюс.

Цена налогового аудита не может быть слишком низкой. В противном случае велика вероятность проведения проверки исключительно по формальному признаку и отсутствие желаемого результата».

P.S. КСК групп — один из лидеров российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг, занимающий по итогам 2016 года 8 место среди российских компаний, осуществляющих налоговый консалтинг (по данным «Эксперт РА»)1. Компания оказывает широкий спектр услуг для бизнеса, включая проведение всех видов налогового аудита: комплексного, тематического, экспресс-аудита, а также бухгалтерский и налоговый консалтинг, международное налоговое планирование и многое другое.

  • 1 https://www.audit-it.ru/news/audit/895381.html

С помощью налогового аудита можно свести к минимуму налоговые риски и избежать возможных проблем с контролирующими органами.

Основными целями налогового аудита, как правило, являются:

  • устранение ошибок в документах для налоговой службы;
  • снижение рисков налоговых штрафов, доначислений и пеней;
  • оптимизация налогооблагаемой базы.

Подробнее.

Продолжительность налогового аудита чаще всего зависит от периода проверки, оборотов предприятия и в среднем составляет около 5–7 дней.

Отчет для заказчика, составленный в ходе налогового аудита, может содержать не только описание выявленных нарушений, но и рекомендации по их исключению и дальнейшей минимизации.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависит качество и сроки проведения аудита.

Налоговый аудит бывает необходим в случае:

  • проверки качества составления отчетности документации;
  • выездной проверки;
  • реорганизации предприятия или смены вида деятельности;
  • смены руководства или главного бухгалтера;
  • желания оптимизировать налогообложение.

Подробнее.

Обычно крупные консалтинговые агентства предлагают максимально широкий спектр услуг в области финансового аудита.

Во­прос до­ве­рия, по­жа­луй, са­мый важ­ный в вы­бо­ре на­ло­го­во­го ауди­то­ра. Да­же без­ого­во­роч­ную ком­пе­тен­цию слож­но по­ста­вить вы­ше. Ведь, по су­ти, речь идет о до­ве­ри­тель­ном про­фес­си­о­наль­ном об­ще­нии, ре­зуль­та­ты ко­то­ро­го спо­соб­ны убе­речь ру­ко­водст­во ком­па­нии от рис­ко­ван­ных дейст­вий или по воз­мож­нос­ти ис­пра­вить их по­следст­вия.

Финансовый аудит и финансовый консалтинг: нюансы проведения и примеры из практики

Аудит бухгалтерской отчетности: зачем он нужен и как его проводить?

Управленческий консалтинг: методы, особенности и этапы оказания услуги

Видео (кликните для воспроизведения).

© 2017 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Источники

Налоговые проверки аудиторских организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here