Нарушение сроков государственной регистрации юридического лица

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Нарушение сроков государственной регистрации юридического лица". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 14.25, является порядок регистрации юридических лиц и ИП. Напомним, что этот Закон о регистрации юридических лиц вступил в силу одновременно с КоАП (т.е. с 1 июля 2002 г.), а в настоящее время он относится и к индивидуальным предпринимателям (ст. 1 Закона о регистрации юридических лиц).

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 14.25, состоит в том, что виновный несвоевременно (т.е. нарушая 5-дневный срок со дня представления в регистрирующий орган всех необходимых документов — ст. 8 Закона о регистрации юридических лиц) или неточно вносит запись о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

При этом необходимо иметь в виду, что Закон о регистрации юридических лиц, в частности, устанавливает, что:

1)в Российской Федерации ведется единый государственный реестр, который содержит сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также изменения, внесенные в учредительные документы. В свою очередь ЕГРИП содержит предусмотренную указанным законом информацию об ИП;

2) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. ИП регистрируется налоговыми органами по месту его жительства.

О ЕГРЮЛ и ЕГРИП см. постановления Правительства РФ от 19.06.02 N 438 и от 16.10.03 N 630.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истек срок государственной регистрации или внесение записей. Оно совершается как в форме действий, так и бездействия (например, если виновный не вносит записи).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 14.25, состоит в том, что виновный незаконно отказывает (либо нарушает сроки предоставления) в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При этом он нарушает целый ряд положений Закона о регистрации юридических лиц, в частности, предусматривающих, что:

1) сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков.

Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде:

выписки из государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем 5 дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса;

2) отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается. Они предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истек срок предоставления заинтересованному лицу необходимых сведений и информации. Оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия (например, когда требование о предоставлении сведений игнорируются).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 14.25, состоит в том, что виновный либо вообще не предоставляет в госорганы сведения о юридических лицах, либо нарушает сроки их предоставления или предоставляет в госорган недостоверные, неполные сведения, что мешает нормальному ведению ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При этом виновный нарушает положения ряда норм Закона о регистрации юридических лиц, предусматривающих, в частности, что:

1) документы с необходимыми для ведения реестра сведениями представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ;

2) при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица необходимо представить в регистрирующий орган:

а) подписанное уполномоченным лицом (руководителем и др.) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины;

3) при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, в регистрирующий орган необходимо представлять:

а) заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины (ст. 14 Закона);

4) в случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными Законом о регистрации юридических лиц (ст. 17). При этом необходимо представить:

а) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменением его учредительных документов, в регистрирующий орган представляется соответствующее заявление;

5) при государственной регистрации ликвидации юридических лиц в регистрирующий орган необходимо представить:

б) ликвидационный баланс;

Читайте так же:  Реорганизация юридического лица в англии

в) документ об уплате государственной пошлины;

6) при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:

а) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;

б) документ об уплате государственной пошлины (ст. 21 Закона);

6) при государственной регистрации ИП необходимо представить заявление по форме утвержденной Правительством РФ, документ об уплате госпошлины, паспорт, иные документы, указанные в ст. 22.1 Закона о регистрации юридических лиц. Если ИП прекращает свою деятельность он представляет в налоговый орган заявление (по форме, утвержденной Правительством РФ) и иные документы, указанные в ст. 22.3 указанного закона.

Для правильного применения ст. 14.25 следует иметь в виду, что Правительство РФ приняло постановление N 439 от 19.02.02 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 27.07.07) а ФНС издала приказ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16, о порядке заполнения этих форм.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда оно совершено. Чаще всего оно совершается путем бездействия, хотя возможно и в форме действий (например, если виновный представляет недостоверные сведения).

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда в госорган представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения. Оно совершается в форме действий.

6. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч. 1, 2 ст. 14.25 являются должностные лица госоргана, осуществляющего регистрацию юридического лица;

2) ч. 3, 4 ст. 14.25 являются должностные лица организаций, например, директор ЗАО, который не представил сведения о юридических лицах в госорган.

7. Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется или умышленной, или неосторожной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

8. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 14.25, показывает, что:

1) за административные правонарушения, предусмотренные в ч. 1-3, назначается только административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5). Размеры штрафов, предусмотренных ст. 14.25, увеличены с 01.01.2004 (после вступления в силу Федерального закона N 169 от 08.12.03 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу законодательных актов РФ»;

2) за административное правонарушение, предусмотренное в ч. 4, может быть назначено или административный штраф, или дисквалификация (см. коммент. к ст. 3.11);

3) административный штраф, предусмотренный в ч. 1, 2, 4, а также дисквалификация назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1);

4) административный штраф, предусмотренный в ч. 3, назначают органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (см. коммент. к ст. 23.61).

О практике применения ст. 14.25 налоговыми органами см. письмо ФНС от 13.09.05 N ЧД-6-09/761.

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14.25 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 14.25 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в часть 2 статьи 14.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 5.63 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ в часть 3 статьи 14.25 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ часть 4 статьи 14.25 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

ГАРАНТ:

См. Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, подготовленный Федеральной налоговой службой 21 сентября 2005 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ статья 14.25 настоящего Кодекса дополнена частью 5

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ статья 14.25 настоящего Кодекса дополнена частью 6

6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ статья 14.25 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Читайте так же:  Бизнес проект открытие салона красоты

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ статья 14.25 настоящего Кодекса дополнена частью 8

8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 14.25. КоАП РФ. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Ст 14.25 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 5.63 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к статье 14.25. КоАП РФ:

1. Цель настоящей статьи — обеспечить методами административного воздействия соблюдение порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Комментируемая статья предусматривает ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.

2. Данная статья определяет четыре состава административных правонарушений. Общим объектом данных правонарушений являются общественные отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предмет посягательства — установленный законом порядок регистрации.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп.). Отдельные нормы содержатся в ГК РФ (ст. ст. 23, 51), иных нормативных правовых актах РФ. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц определяются соответствующими федеральными законами.

Государственная регистрация — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые путем внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении этими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях (см. ч. 2 ст. 1 вышеназванного Федерального закона).

Порядок ведения государственного реестра юридических лиц и государственного реестра индивидуальных предпринимателей определяется Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи включает следующие действия: 1) несвоевременное внесение записей в государственные реестры, т.е. нарушение регистрирующим органом установленных сроков государственной регистрации (см. п. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»); 2) неточное внесение записей о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в государственные реестры подразумевает их несоответствие сведениям, содержащимся в документах, представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при регистрации (абз. 1 ч. 4 ст. 5 упомянутого Федерального закона в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).

4. Часть 2 данной статьи устанавливает ответственность за незаконный отказ в представлении или несвоевременное представление содержащихся в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных документов, предусмотренных законодательством о государственной регистрации, заинтересованным лицам. Указанный Федеральный закон, таким образом, расширил и уточнил предмет посягательства данного административного правонарушения. Ранее административное наказание по ч. 2 настоящей статьи назначалось только за незаконный отказ в представлении или за несвоевременное представление соответствующих сведений о юридических лицах.

Эти сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Закон запрещает регистрирующему органу отказывать в их предоставлении. Исключение составляют сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица; сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доступ к которым ограничен. Случаи и порядок предоставления таких сведений установлены Правительством РФ. Данное ограничение не применяется при представлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц (см. ч. ч. 1 и 4 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Читайте так же:  Отмена регистрации по новому адресу ооо

Регистрирующие органы должны представлять указанные сведения в срок, установленный Правительством РФ, который не может превышать пяти дней со дня получения соответствующего запроса (см. п. 3 ст. 6 упомянутого выше Закона).

5. Субъективная сторона правонарушений по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъекты — должностные лица регистрирующих органов, в обязанности которых входит выполнение соответствующих функций.

6. Состав правонарушения по ч. 3 данной статьи образуют следующие действия: непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган в случаях, предусмотренных законом.

Перечень сведений о юридическом лице, необходимых для его регистрации, определяется ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для представления некоторых из этих сведений установлены специальные сроки (см. абз. 2, 3, 4 ч. 4 и ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона).

О достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых для регистрации, заявитель обязан прямо указывать в своем заявлении (см. п. «а» ст. 12, п. «а» ч. 1 ст. 14, п. «а» ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона).

С субъективной стороны непредставление, несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе может быть совершено с умыслом или по неосторожности.

7. За представление недостоверных сведений должностное лицо привлекается к ответственности в соответствии с ч. 3 данной статьи, если оно совершило это деяние по неосторожности. Если же имел место умысел, то действия виновного будут квалифицироваться по ч. 4 комментируемой статьи.

8. Субъектами правонарушений по ч. 3 выступают должностные лица соответствующих юридических лиц, уполномоченные представлять документы и заявление о государственной регистрации в регистрирующий орган, а также индивидуальный предприниматель (п. п. 1.3 — 1.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

К административной ответственности привлекаются также должностные лица лицензирующих органов, органов государственных внебюджетных фондов, банков, ответственные за представление сведений, предусмотренных законом о государственной регистрации (абз. 2, 3, 4 ч. 4 ст. 5 указанного Закона).

9. КоАП РФ не содержит специального положения об ответственности индивидуальных предпринимателей по ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи. Они привлекаются к административной ответственности по данной статье как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4).

10. Следует иметь в виду, что наряду с применением к виновным лицам мер административного наказания, предусмотренных комментируемой статьей, суд может по требованию регистрирующего органа вынести решение о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в случае неоднократных либо грубых нарушений ими законодательства о государственной регистрации (ч. ч. 2, 3 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

11. Дела о правонарушениях по ч. ч. 1, 2 и 4 данной статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1), а по ч. 3 — должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 23.61).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 данной статьи, составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 28.3).

За ошибки надо платить: штрафы за нарушение регистрационных действий

Ошибки при регистрации часто влекут за собой не только отказ, но и административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях и Налоговый кодекс РФ как раз рассматривает возможные нарушения законодательства в вопросах государственной регистрации и иных регистрационных действиях индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также устанавливает штрафы за подобного рода нарушения. Но, как говорится, «предупрежден – значит вооружен», поэтому знать о том, за что могут наказать, необходимо любому предпринимателю и юристу.

Неверная работа со счетами

Трепетно в налоговой относятся и к непредставлению или несвоевременному предоставлению сведений об открытии и закрытии счетов, как в банках России, так и в банках, расположенных за пределами РФ.

Так, статья 15.25 КоАП предусматривает значительные штрафе за несвоевременное уведомление или целенаправленное сокрытие информации об открытии счета в иностранном банке. Так, нарушение срока карается штрафом в размере от 5000 до 10 000 рублей для руководителя и от 50 000 до 100 000 рублей для организаций. Непредставление сведений об открытии счета наказывается штрафом в размере от 40 000 до 50 000 рублей для руководителей и от 800 000 до 1 000 000 рублей для организаций.

За те же нарушения, но уже связанные со счетами в российских банках, КоАП предусматривает штрафы в размере от 1000 до 2000 рублей (статья 15.4). К тому же, статья 118 Налогового кодекса предусматривает за нарушение налогоплательщиком срока предоставления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке штраф в размере 5000 рублей.

Редактор Регфорум.ру Анастасия Бычкова

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица установлены законодательно (п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Часть из них связана с регистрационными документами и содержащимися в них сведениями. Так, вы получите отказ в регистрации ООО, если:

  • не представите документы, необходимые для государственной регистрации. К примеру, решение о создании ООО;
  • не будет соблюдена нотариальная форма представленных документов, установленная Законом;
  • заявление о государственной регистрации организации будет подписано неуполномоченным лицом;
  • ИФНС будет располагать информацией о том, что в документах, представленных на регистрацию, указаны недостоверные сведения об адресе регистрируемой организации;
  • паспортные данные гражданина РФ, указанные в заявлении о регистрации, не будут соответствовать данным, полученным налоговиками от органов МВД РФ (п. 10 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828). Отметим, что эти сведения ИФНС при регистрации проверяет в обязательном порядке (Письмо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/[email protected] ).

Кроме того, препятствием для регистрации могут стать претензии налоговиков к лицам, указанным в заявлении на регистрацию. Компанию не зарегистрируют, если:

  • учредителем регистрируемой организации выступает юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ );
  • учредитель или участник (физлицо) регистрируемой коммерческой организации по решению суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока и этот срок еще не истек;
  • лицо (не заявитель), имеющее право действовать от имени организации без доверенности (например, генеральный директор), дисквалифицировано, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек. Аналогично в регистрации откажут, если управляющим организации назначен дисквалифицированный ИП.
Читайте так же:  Аудиторская проверка собственных средств организации

Также отказать в регистрации могут и по иным основаниям. В том числе, если:

  • документы будут представлены в ненадлежащий налоговый орган. Зарегистрировать юридическое лицо можно только в определенном регистрирующем налоговом органе субъекта РФ. При этом исполнять надзорно-контрольные функции может и другая инспекция. К примеру, в Москве регистрацией юридических лиц занимается Межрайонная ИФНС N 46;
  • наименование регистрируемой компании не будет соответствовать требованиям федерального законодательства. Так, в названии организации не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов власти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), официальные наименования иностранных государств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
  • в течение срока, установленного для регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ в инспекцию поступит акт пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение налоговиками определенных регистрационных действий.

С 1 октября 2018 года в Законе появятся еще две причины отказа в регистрации ООО (пп. «ц», «ч» п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред., действ. с 01.10.2018):

  • несоблюдение требований к оформлению документов, подаваемых на регистрацию. То есть неправильное оформление заявления по форме Р11001 приведет к отказу в регистрации, даже если в нем будут указаны верные сведения;
  • представление документов, содержащих недостоверные данные.

Так что начиная с октября оснований для отказа в регистрации юридического лица у налоговиков будет больше.

Нарушение законодательства о регистрации

Нарушение сроков предоставления информации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о юридическом лице или ИП, непредставление информации или представление недостоверной информации влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 5000 рублей. Также, если документы, подаваемые в налоговую, содержат заведомо ложные сведения, то наказание может быть как в виде штрафа в размере 5000 рублей, так и в виде дисквалификации на срок до трех лет (статья 14.25 КоАП).

Под эту статью попадают несвоевременное уведомление налоговой об изменении:

  • лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени организации;
  • паспортных данных руководителя;
  • ФИО руководителя или участников;
  • адреса руководителя;
  • паспортных данных участников.

Иногда непредоставление указанных выше сведений классифицируется как укрытие верной информации (т.е. предоставление заведомо ложной информации).

Что касается паспортных данных, то существует некая неразбериха: один нормативно-правовой акт освобождает от обязанности подавать сведения, в то же время другой нормативно-правовой акт предусматривает ответственность. Поэтому лучше будет, если сообщить о подобных изменениях.

Препятствие налоговому контролю

Если было решено ликвидировать фирму, то уведомить налоговую необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения. Нарушение этого срока также попадает под статью 14.25 КоАП. К тому же, данное нарушение относится к статье 15.6 КоАП «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», предписывающей от 300 до 500 рублей штрафа для руководителя, и к статье 126 Налогового кодекса РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», которая предписывает штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Под статьи 15.6 КоАП и 126 НК РФ также попадают следующие действия:

  • несвоевременное уведомление о создании или ликвидации обособленного подразделения;
  • организация не вовремя сообщила налоговой о принятом решении о реорганизации (слиянии, преобразовании, разделении, присоединении, выделении);
  • в налоговую не поступило сообщение об участии компании в российской или иностранной организации, то есть о приобретении акций или долей в иных обществах.

За эти нарушения придется уплатить штрафы от 300 до 500 рублей, согласно КоАП, и 200 рублей за каждый непредставленный в налоговую документ, согласно НК РФ.

Несоблюдение сроков

Статья 15.3 КоАП предписывает наказание за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе. Если заявление о постановке на учет организации (обособленного подразделения) подано не в установленное законом время, то должностное лицо получает предупреждение или облагается штрафом в размере от 500 до 1000 рублей. Статья 116 НК РФ за это же нарушение предусматривает штраф в размере 10 000 рублей. Если же с нарушением сроков подачи заявления о постановке на учет организация осуществляет деятельность, то сумма наказания возрастает и определяется уже рамками от 2000 до 3000 рублей, согласно КоАП, и штрафом 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности (не менее 40 000 рублей).

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

Получив решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, заявитель вправе его обжаловать. Жалобу можно подать в вышестоящий налоговый орган: УФНС или ФНС (п. 1,2 ст. 25.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). На это дается 3 месяца с даты, когда заявитель узнал об ущемлении своих прав регистрирующим налоговым органом или должен был узнать об этом (п. 2 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Если решить вопрос в досудебном порядке не получится, то заявитель может обратиться в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации

1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Документы для регистрации ООО
3 000

Адрес: г. Москва, ул. Василия Петушкова, д. 27, оф. 104 (схема на Яндекс.Картах — www.regfile.ru/map )

Режим работы: ПН-ПТ: с 8-00 до 20-00, СБ: с 10-00 до 18-00 — по записи

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Читайте так же:  Регистрация юридического лица производится

2. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 5.63 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к Ст. 14.25 КоАП РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ее осуществление допускается только с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации юридического лица в соответствующей форме.

Объективная сторона сводится к несоблюдению или прямому нарушению требований действующего гражданского законодательства, а также Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Сущность данных нарушений сводится к совершению следующих действий (к бездействию):

— несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в соответствующий государственный реестр. Однако следует учитывать, что в настоящее время представление сведений об изменениях личных данных индивидуального предпринимателя, а также руководителя, учредителей и иных субъектов юридического лица является правом, а не обязанностью соответствующего субъекта. Осуществляя ведение Единого государственного реестра, уполномоченный государственный орган получает соответствующие сведения о произошедших изменениях в порядке межведомственного взаимодействия. Таким образом, в настоящее время данное правонарушение квалифицируется лишь в отношении тех данных, представление сведений о которых является обязанностью индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в Едином государственном реестре сведений и (или) документов либо иных документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, т.е. нарушение права уполномоченного субъекта на получение необходимой информации. В настоящее время данное нарушение является одним из наиболее распространенных, и зачастую именно указанные решения уполномоченной Инспекции ФНС РФ подвергается обжалованию и оспариванию как в административном, так и в судебном порядке. Следует заметить, что в качестве самостоятельного нарушения ч. 3 настоящей статьи 14.25 КоАП РФ выделяет непредставление сведений или представление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, поскольку такой орган изначально вводится в заблуждение и тем самым нарушает установленный порядок ведения соответствующего реестра;

— представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные сведения, что также нарушает правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), поскольку в подобной ситуации он не отражает достоверной и полной информации о каждом зарегистрированном субъекте.

Следует заметить, что объективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть выполнена в форме действия или бездействия.

2. Субъектный состав лиц, привлекаемых к ответственности по комментируемой статье 14.25 КоАП, разграничивается применительно к особенностям объективной стороны совершенного таким субъектом деяния. В качестве исключительного субъекта ответственности выступают должностные лица, причем в отношении нарушений, регламентированных ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, к ответственности может быть привлечено исключительно должностное лицо регистрирующего органа, т.е. служащего соответствующей Инспекции ФНС РФ, в обязанности которого вменяется внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также соблюдение установленного порядка ведения такого реестра.

Субъектом нарушений, закрепленных ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи, закон определяет должностных лиц предприятия, учреждения, организации, в обязанности которых вменяется представление необходимых сведений для внесения их в Единый государственный реестр. Как правило, таким субъектом являются руководители юридических лиц. В отдельных случаях ими могут быть учредители юридического лица, например в случае продажи доли другому участнику юридического лица и т.п., а также ряд иных лиц, определенных действующим законодательством.

Наряду с указанными субъектами, объективную сторону нарушений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 настоящей статьи 14.25 КоАП России, могут в полной мере реализовать и индивидуальные предприниматели в отношении сведений, подлежащих внесению ими в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъективная сторона охватывает собой умысел виновного на искажение содержащихся в реестре сведений.

Источники

Нарушение сроков государственной регистрации юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here