Обязательная публикация результатов аудита

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Обязательная публикация результатов аудита". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Обязательная публикация результатов аудита

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Ранее отчетность организации (ООО) не подлежала обязательному аудиту. Превышение объема выручки, установленного п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», будет допущено по итогам 2018 года.
Каков порядок выбора и привлечения независимого аудитора? Каковы сроки и порядок представления аудиторского заключения?

Порядок привлечения независимого аудитора

Обязательный аудит отчетности организации может быть проведен:
— аудиторской организацией, внесенной в реестр аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр), членом которой такая организация является (ст. 3 Закона N 307-ФЗ),
или
— аудитором — физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Закона N 307-ФЗ).
Актуальный реестр аудиторских организаций и аудиторов размещен на официальном сайте Минфина России*(3).
При этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) (далее — аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ).
Решение о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием большинством от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).
При формировании в ООО совета директоров (наблюдательного совета) решение указанных вопросов может быть отнесено к его компетенции. Решения принимаются советом директоров в порядке, определенном уставом ООО (абзац четвертый п. 2 и пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ)*(4).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Срок проведения аудита

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обязательная публикация результатов аудита

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);
— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обязательная публикация результатов аудита

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Читайте так же:  Акционерного общества обыкновенные привилегированные акции дают право

Есть ли обязанность сообщать результаты аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и какая ответственность предусмотрена за нарушение этой обязанности (проведение аудита для ООО является обязательным в силу того, что сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн. руб.)?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

16 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Обязательная публикация сведений об аудиторском заключении

Начиная с 2017 года организации, подлежащие обязательному аудиту, должны раскрыть аудиторское заключение на федеральном ресурсе Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц — http://www.fedresurs.ru.

Указанное требование закреплено в последней редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (п. 6 ст. 5), и применяется ко всем без исключения Обществам и вне зависимости от форм собственности, для которых установлена обязанность по проведению обязательного аудита.

Исходя из норм, установленных ст. 7.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что внесению в Единый федеральный реестр подлежат сведения о фактах деятельности юридических лиц, заказчиков аудита, следующие данные:

  • идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Когда публиковать аудиторское заключение?

Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178

III. Срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс.

3.1. Сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты , когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом .


В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию , установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, за исключением случаев, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, вносятся (включаются) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.

Какая ответственность?

За несоблюдение требований о публикации сведений о аудиторском заключении предусмотрена ответственность – так, если организация является эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или другой компанией, то в соответствии со ст. 15.19 КоАП РФ, ее могут оштрафовать на 700 000 — 1 000 000 рублей.

Для остальных компаний за непредставление или представление недостоверных сведений может быть применено административное наказание в виде (ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет — за повторное нарушение.

Публичность результатов обязательного аудита: обязательное раскрытие информации

С 1 октября 2016 года, на основании ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.

Обратите внимание, что обязательный аудит проводится в отношении годовой отчетности, поэтому обязательному сообщению о результатах аудиторской проверки подлежат сведения из аудиторского заключения по итогам года.

В Единый федеральный реестр расположен на интернет-сайте http://fedresurs.ru и там должны быть отражены следующие сведения об результатах обязательного аудита:

— идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);

Читайте так же:  Регистрация наименования предприятия

— идентифицирующие аудиторскую организацию(индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);

— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;

дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Порядок ведения Единого федерального реестра и опубликования сведений, содержащихся в нем,установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Разместить информацию о проведенном аудите может как сама организация, в которой проведен обязательный аудит, так и нотариус.

Разместить сведения о проведенном обязательном аудите в Едином федеральном реестре нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения .

АЛГОРИТМ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ПОРТАЛЕ:

— получить ЭЦП для работы на поотрале fedresurs у спецоператора (обратите внимание, что не подходит ЭЦП для передачи отчетности в ФНС);

— войти на портал с ЭЦП, при необходимости установить программное обеспечение;

— выставить счет и оплатить его в ЗАО ИНТЕРФАКС (как правило денежные средства доступны на следующий день);

С 1 апреля 2019 года размер платы за внесение и размещение сведений индексируется на индекс роста потребительских цен за 2018 год — за размещение каждого сообщения Оператор взимает оплату в размере 860 рублей 35 копеек , в том числе НДС 20 % (143 рублей 39 копеек).

— при наличии предоплаты — опубликовать сведения об обязательном аудите на портале (можно прикрепить скан аудиторского заключения — не обязательное требование);

— подписать акт и счет-фактуру за публикацию и получить их с ЭЦП из личного кабинета.

Штрафы за несвоевременное размещение сведений

Статьей 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность(части 6-8 введены в статью 14.25 Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ) за несвоевременное представление сведений, а также за непредставление или представление недостоверных или заведомо ложных сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Обязательная публикация результатов аудита

Размещение аудиторского заключения в Федресурсе

Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также – ЕФРСФДЮЛ, Федресурс) представляет собой федеральный информационный ресурс, содержащий открытые и общедоступные сведения о юридических лицах, позволяющий отследить наиболее важные события их деятельности.

Порядок опубликования сообщений в едином федеральном реестре сведений регламентирован статьей 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Одним из таких событий является обязательное ежегодное проведение независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, т.е. аудита. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в статье 5 закрепляет случаи, в которых должен проводиться обязательный ежегодный аудит.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанная статья была дополнена пунктом 6, предусматривающим обязанность опубликования в Федресурсе сведений о результатах обязательного аудита. Выполнение данной обязанности возложено на заказчика аудита.

Перечень информации, которую необходимо опубликовать, предусматривает:

— указание на аудируемое лицо, а также данные, позволяющие его идентифицировать (ИНН, ОГРН, страховой номер индивидуального лицевого счета при наличии);

— наименование (ФИО) аудитора, а также данные, позволяющие его идентифицировать (ИНН, ОГРН, страховой номер индивидуального лицевого счета при наличии);

— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит с указанием периода, за который она составлена;

— дату аудиторского заключения;

— мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.

Обязанности размещать в Федресурсе аудиторское заключение законом не предусмотрено, достаточно лишь корректно и полным образом указать перечисленные сведения.

В отношении срока опубликования сообщения о результатах обязательного аудита действует общее правило, предусмотренное абзацем 2 пункта 9 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ — 3 рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта, т.е. с даты составления аудиторского заключения.

Видео (кликните для воспроизведения).

За неисполнение обязанности по раскрытию информации об обязательном аудите в Федресурсе предусмотрена административная ответственность. Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ гласит:

«6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет».

Читайте так же:  Сущность этапа планирования аудиторской проверки

Как видно, самой серьезной санкцией выступает возможная дисквалификация руководителя, в связи с чем к вопросу опубликования сведений об аудите в ЕФРСФДЮЛ необходимо относиться предельно ответственно и не допускать нарушений законодательства во избежание появления проблем в деятельности компании.

Обязанность по раскрытию сведений о результатах обязательного аудита появилась с 01 октября 2016 года. Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ в статью 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был добавлен п. 6, в соответствии с которым заказчик аудита должен внести данные сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (федресурс).

Этим же пунктом установлены требования к содержанию сообщения о результатах обязательного аудита, раскрываемого на федресурсе, в сообщении указываются следующие сведения:

— идентифицирующие аудируемое лицо данные (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии);

— наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора;

— идентифицирующие аудитора данные (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии);

— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;

— период, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность;

— дата аудиторского заключения;

— мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Аудиторское заключение публикуется в федресурсе лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта, т.е. даты составления аудиторского заключения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» обязаны проводить аудит, а следовательно и раскрывать сведения об обязательно аудите в федресурсе, следующие организации:

1. Акционерные общества.

2. Кредитные организации.

3. Бюро кредитных историй.

4. Страховые организации.

5. Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

6. Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

7. Клиринговые организации.

8. Негосударственные пенсионные или иные фонды.

9. Акционерные инвестиционные фонды.

10.Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов.

11. Организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

12. Организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения), которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Этот перечень не является исчерпывающим, в соответствии с иными Федеральными законами еще ряд организаций включается в этот список.

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Федресурс) появился в 2013 году. Раскрытие информации на Федресурсе регламентируется законодательством о государственной регистрации юридических лиц, а именно ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Перечень информации, которую необходимо раскрывать в Федресурсе значительно широк и с каждым годом данный перечень меняется и расширяется.

Какие организации обязаны ежегодно проводить обязательный аудит?

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится:

Делая вывод, проводить обязательный аудит должны все акционерные общества (публичные и непубличные), а если должны проводить обязательный аудит, значит должны размещать аудиторское заключение в Федресурсе.

Рассмотрим данный вид раскрываемого сообщения более подробно.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

С 1 октября 2016 года, на основании ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах обязательного аудита в Федресурс. Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.

В сообщении указываются:

1) наименование аудируемого лица;

2) идентифицирующие аудируемое лицо данные (идентификационный номер налогоплательщика);

3) основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии;

4) наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора;

5) идентифицирующие аудитора данные (идентификационный номер налогоплательщика);

6) основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии;

7) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;

8) период, за который она составлена;

9) даты заключения;

10) мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Срок для раскрытия сообщения о результатах обязательного аудита является общим и составляет 3 рабочих дня с момента наступления основания, т.е. с даты составления аудиторского заключения.

Читайте так же:  Присоединение реорганизация юридических лиц документы

Таким образом, АО и ООО (в установленных законом случаях) не стоит забывать об обязанности раскрытия сообщения о результатах обязательного аудита на сайте ЕФРСФДЮЛ в течение 3 рабочих дней с даты составления аудиторского заключения.

За нарушение сроков и порядка раскрытия информации акционерное общество и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ.

Куда необходимо предоставить аудиторское заключение за 2018 год ?

Аудиторское заключение необходимо предоставить в Росстат. В том случае, если аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности у вас готово до сдачи баланса, то оно может быть представлено вместе бухгалтерской отчетностью.

Если по каким то причинам, Вы получаете аудиторское заключение уже после сдачи бухгалтерской отчетности в отделение статистики, то в этом случае вы должны предоставить аудиторское заключение в течении 10 рабочих дней с даты выдачи аудитоского заключения. При этом без штрафа можно предоставить аудиторское заключение в срок не позднее 31 декабря года следующего за отчетным.

Таким образом, за 2018 год аудиторское заключение необходимо предоставить в Росстат в срок не позднее 31 декабря 2019 года.

В Росстат можно предоставить аудиторское заключение лично, направив ценное письмо с описью вложения или отправив скан аудиторского заключение по ТКС через спецоператора связи.

Важно учесть, что при отправке аудиторского заключения в электронном виде файл должен иметь расширения — pdf, tif, jpg. Имя файла должно начинаться с кода ОКПО вашей организации (пример 04436855_AZ2016_OOOCVET.pdf).

Если аудиторское заключение представляется в территориальное отделение Росстата по месту нахождения организации лично, то имеет смысл составить сопроводительное письмо в двух экземплярах, на котором вам проставят отметку о получении, что будет является подтверждением своевременной сдачи.

Бухгалтерская отчетность вместе с аудиторским заключением за 2019 год будет представляться только в ИФНС по месту нахождения организации в форме электронного документа. В 2020 году в Росстат ни бухгалтерская отчетность, ни аудиторское заключение представляться не будут !

Аудиторская проверка проводится не только для статистики и налоговой инспекции! Аудит необходим собственникам организации для того, что бы понять насколько можно доверять бухгалтерской отчетности и принимать управленческие решения.

Нужно ли представлять аудиторское заключение в налоговую ?

Обязанность представлять аудиторское заключение в ИФНС по месту нахождения организации на

сегодняшний день в НК РФ не содержится. Организация должна представить только годовую бухгалтерскую отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и др.). В то же время, ИФНС может запросить аудиторское заключение при проведении камеральной или выездной проверки. И в этом случае, ваша организация должна будет представить аудиторское заключение в установленный срок для представления документов (информации).

Обратите внимание, что с отчетности за 2019 год — бухгалтерская отчетности и аудиторское заключение обязательно будет для представления в ИФНС по месту нахождения организации. Организации подлежащие обязательному аудиту будут представлять бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение в форме электронного документа по ТКС подписанного ЭЦП.

За 2018 год и ранее в ИФНС аудиторское заключение представляется только по требованию налогового органа.

Кто представляет аудиторское заключение в Минюст ?

Некоммерческие организации призанные иностранными агентами обязаны предоставить в Министерство юстиции РФ аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такие организации представляют аудиторское заключение не позднее 15 апреля года следующего за отчетным.

Кроме того, в Министерство юстиции РФ обязаны представить аудиторское заключение филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций осуществляющих дейтельность на территории РФ. Такие представительства и филиалы представляют аудиторское заключение в срок до 1 апреля года следующего за отчетным. обратите внимание, что филиалы и представительства иностранных НКО вправе не вести бухгалтерский учет по российским стандартам. В этом случае, обязательный аудит может проводится отчености составленной по специальным правилам. Как правило аудит проводится в отношении годового отчета составляемого по правилам налогового законодательства.

Кто обязан предоставить аудиторское заключение в Центризбирком ?

Организации зарегистрированные как политические партии обязаны предоставлять в Центральную избирательную комиссию РФ аудиторское заключение.

Обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и сводный финансовый отчет политической партии в случае, если:
а) в отчетный период политическая партия получала государственное финансирование;
б) в отчетный период общая сумма пожертвований политической партии составила 60 млн. руб. и более;
в) в отчетный период общая сумма расходов политической партии в сводном финансовом отчете политической партии, превысила 60 000 000 рублей.

Срок представление аудиторского заключения в Центризбирком в течение 10 рабочих дней со дня подписания аудиторского заключения.

Публикация результатов обязательного аудита

Институт независимых аудиторов по праву считается одним из наиболее важных и перспективных инструментов общественного контроля деятельности компаний. Вместе с тем значимость такой деятельности напрямую зависит от прозрачности результатов аудита и их доступности всем заинтересованным лицам. Именно на это направлены недавние изменения, внесенные в Закон об аудиторской деятельности и связанные законодательные акты.

В соответствии с новым п. 6 ст. 5 Закона сведения о результатах обязательного аудита теперь подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://www.fedresurs.ru/). Такой Реестр является публичным, внесенные в него данные открыты и доступны неограниченному кругу участников бизнеса. Обязанность публикации заключений вменена заказчику аудита (клиенту), при этом раскрытию подлежат в том числе данные, позволяющие однозначно идентифицировать как аудитора, так и организацию, в отношении отчетности которой выражается мнение (ИНН, ОГРН и пр.).

По разъяснениям Минфина, изложенным в Письме № ИС-аудит-4 от 06.07.2016, данные требования для заказчика вступают в силу, начиная с 01.10.2016. Таким образом, все аудиторские заключения, выданные после этой даты, должны быть опубликованы в установленном порядке. Ведомство так же отмечает, что указанные нормы применяются только к результатам обязательного аудита. Соответственно если заказчик проводит инициативный аудит, либо проверки по специальным аудиторским заданиям и не попадает под соответствующие критерии, обязанность публиковать результаты аудита у него не возникает.

Читайте так же:  Государственная регистрация юридического лица электронно

Внесение записей в Реестр осуществляется за плату через специализированного оператора, функции которого в настоящее время выполняет ЗАО «Интерфакс». Для совершения указанных действий компания должна зарегистрировать на сайте личный кабинет и получить ЭЦП. Опубликовать результаты аудита можно так же через нотариуса.

Сведения подлежат внесению в Реестр в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующих событий. Такое требования содержится в п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России № 178 от 05.04.2013. Таким образом, заключение должно быть опубликовано не позднее трех рабочих дней после его выдачи. Нарушение установленных сроков влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. (ч. 6 ст. 14.25 КоАП). В случае невнесения, либо внесения в Реестр недостоверных сведений предусмотрены меры административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении — от 10 до 50 тыс. руб. Так же могут применяться меры по дисквалификации должностных лиц на срок от 1 до 3 лет (ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП). Решения о привлечении организаций к ответственности по данным основаниям принимает Росреестр (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).

В целом можно сделать вывод, что последние изменения в аудиторской деятельности значительно усиливают общественную ответственность аудиторов за результаты проверок. Публичность результатов аудита значительно повышает его эффективность как контрольного инструмента и позволит заинтересованным лицам принимать более взвешенные экономические решения. Вместе с тем заказчик аудита теперь вынужден нести дополнительные финансовые расходы, связанные с надлежащим внесением записей в Реестр. Так же существенно расширена зона его ответственности за нарушение требований действующего законодательства.

В какой срок проводится обязательный аудит ? Продолжительность аудита

Обязательный аудит проводится по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Т.е. за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. С отчетности за 2019 год аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности должно быть представлено в ГИР БО, который ведет налоговая служба. При этом, ООО рекомендуется представить аудиторское заключение в ИФНС не позднее 15 мая, а ОА для того, что бы аудиторское заключение было размещено в ГИР БО не позднее 15 июля.

В большинстве случаев, организации должны пройти обязательный аудит до 31 декабря года следующего за отчетным для предствления контрольного экземпляра аудиторского заключения в государственный орган.

Сроки проведения обязательного аудита определяются сторонами

договора. В каждом конкретном случае, сроки определяются исходя из объема работ необходимых для уверенного формирования мнения о достоверности отчетности. И зависит от множества факторов (объем документооборота, удаленность компании, оперативность получения ответов, готовность бухгалтерской отчетности и т.д.). Поэтому, срок проверки может быть от 5 до 60 рабочих дней.

до сдачи годовой отчетности в налоговую ( за 2019 год до 1 апреля 2020 г. ).

В этом случае, проверка может проводиться в два этапа и начинаться за 4-5 месяцев до получения аудиторского заключения (за 2019 год срок может быть — с октября 2019 по март 2020 г.).

Но это не означает, что все это время аудиторы будут в вашем офисе. Как правило, в вашем офисе аудиторы выполняют только те процедуры, которые могут быть произведены только на месте (осмотр, наблюдение за проведением инвентаризации, опросы работников, работа с первичными документами и др.). Большую часть аналитической работы аудиторы выполняют на своем рабочем месте.

Если организация небольшая и аудит проходит в один этап, то срок от начала аудита до выдачи аудиторского заключения может быть от 5-ти дней при условии полной готовности отчетности и подтверждающих документов . Но лучше не затягивать до последнего, а начать аудит в начале февраля, так как у вас будет время спокойно внести исправления в случае выявления недочетов и ошибок.

При определении срока, мы учитываем и сроки установленные законодательством для представления отчетности в контролирующие органы и срок, в течении которого должна быть раскрыта информация на федресурсе о проведенном аудите.

Так например, представительства иностранных НКО должны предоставить аудиторское заключение в Минюст до 1 апреля, НКО иностранные агенты представляют аудиторское заключение до 15 апреля. В этом случае, лучше начинать аудит с конца января.

Те кто не спешит с получением аудиторского заключения могут пройти обязательный аудит до конца года, так что бы успеть до 31 декабр я предоставить аудиторское заключение в налоговую инспекцию для публикации в ГИР БО. Как правило, в этом случае аудит проходит в «холодный сезон» с мая по октябрь. Организация в этом случае сможет сэкономить на стоимости аудиторских услуг, так как правило в это время аудиторские организация представляют скидки до 30 % от стоимости в «жаркий сезон» (с 1 февраля по 30 апреля).
Видео (кликните для воспроизведения).

Не забудьте, что сведения о проведенном обязательном аудите подлежат раскрытию не позднее 3-х рабочих дней с даты получения аудиторского заключения.

Источники

Обязательная публикация результатов аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here