Организация реорганизация и ликвидация юридического лица

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Организация реорганизация и ликвидация юридического лица". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица – прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.

В первом случае собственники или учредители организаций самостоятельно принимают решение, руководствуясь своими мотивами.

В случае же вынужденной или принудительной реорганизации пойти на данную меру вынуждают нормы действующего законодательства.

Классификация видов реорганизации

Создание новых или прекращение прежних юридических лиц

Порядок действий при реорганизации

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.

Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:

налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;

внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;

кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Также реорганизуемая компания после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды, с периодичностью один раз в месяц, публикует в Вестнике государственной регистрации сообщение о реорганизации.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения юридического лица, который не сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Ликвидация юридического лица может быть произведена как в добровольном, так и принудительном порядке.

Ликвидация в добровольном порядке производится по решению учредителей (участников) юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Основаниями для добровольной ликвидации могут быть истечение срока, на который создано юридическое лицо и достижение целей, ради которых оно было создано.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Перечень оснований для принудительной ликвидации приведен в п. 3 ст. 61 ГК, однако не является исчерпывающим.

Иные основания для могут устанавливаться нормами ГК РФ и специальных законов.

Порядок ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, создают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Если решение о ликвидации юридического лица принимается судом, то суд также решает вопрос о назначении лица, на которое могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Органы юридического лица (общее собрание, совет директоров, директор и т.п.) после назначения ликвидационной комиссии не вправе осуществлять управленческие функции, в том числе и функции по распоряжению имуществом юридического лица.

Основной задачей ликвидационной комиссии является удовлетворение требований кредиторов юридического лица в очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 64 ГК РФ).

Процедура ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов, каждый из которых сопровождается определенными действиями ликвидационной комиссии или ликвидатора (ст. 63 ГК РФ):

1) размещение в средствах массовой информации сообщения о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. Срок по заявлению указанных требований не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению известных кредиторов, письменному уведомлению их о ликвидации юридического лица. Также комиссии предоставлено полномочие на получение дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица, в том числе в судебном порядке;

2) составление промежуточного ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица либо его органом, принявшим решение о ликвидации. Содержанием ликвидационного баланса являются сведения об активах и пассивах ликвидируемого юридического лица (абз. 1 п. 2 ст. 63 ГК);

3) продажа имущества ликвидируемого юридического лица при недостаточности для удовлетворения требований кредиторов имеющихся в активе денежных средств. По общему правилу имущество ликвидируемого юридического лица подлежит продаже с публичных торгов;

4) расчет с кредиторами в порядке очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК, и в соответствии с утвержденным ликвидационным балансом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

При этом никакие другие способы отчуждения имущества (например, прекращение обязательств предоставлением взамен исполнения отступного, новация обязательств, вклады в совместную деятельность и т.п.) в соответствии с действующим законодательством недопустимы.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Реорганизация юридических лиц: общие положения

Реорганизация юридических лиц — это способ прекращения юридического лица без прекращения его прав и обязанностей. Юридическое лицо перестает существовать, но одновременно с этим его права и обязанности в полном объеме переходят к иному юридическому лицу, уже существующему на момент реорганизации или созданному в результате такой реорганизации.

Читайте так же:  Калькулятор расчета дивидендов по акциям

В этом состоит основное отличие реорганизации от ликвидации юридического лица:

при ликвидации права и обязанности организации прекращаются и в порядке универсального правопреемства не переходят, а оставшееся после ликвидации имущество распределяется между учредителями. При реорганизации права и обязанности, а также имущество реорганизуемого юридического лица переходят к правопреемникам.

Слияние организаций

В случае слияния образуется абсолютно новое юридическое лицо — правопреемник реорганизованных фирм, а те организации, которые участвуют в слиянии, прекращают свою деятельность с правопреемством, так как передают все свои права и обязанности новой организации.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При слиянии прекращают существование подлежащие слиянию юридические лица.

При слиянии возможна смена организационно-правовой формы компании.

Преобразование организации

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы организации.

В результате преобразования старая организация свою деятельность прекращает, а вместо нее создается только одна новая организация, к которой переходят все права и обязанности реорганизованной организации.

Государственная регистрация реорганизованных организаций

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия.

Со дня, когда в Единый государственный реестр внесены указанные записи, реорганизация считается завершенной.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Разделение организации

При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц.

Реорганизованное лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица представляет собой особую процедуру, в ходе которой происходит прекращение и (или) создание юридического лица (лиц), сопровождающаяся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства к другому одному или нескольким юридическим лицам (правопреемнику).

Правопреемство при реорганизации является универсальным, так как вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам, существующим к моменту реорганизации.

Согласно гражданскому законодательству реорганизацию юридического лица осуществляется в следующих формах:

  • слияние,
  • присоединение,
  • разделение,
  • выделение,
  • преобразование.

Слияние — возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних (п. 1 ст. 58 ГК РФ).

Присоединение — прекращение одного или нескольких хозяйственных обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Разделение — прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом (п. 3 ст. 58 ГК РФ).

Выделение — создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

Преобразование — изменение организационно-правовой формы хозяйственного общества.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При присоединении одного юридического лица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Принятие решения о реорганизации юридического лица сопровождается следующими обязательными процедурами:

  • уведомление регистрирующего органа о начале реорганизации с указанием ее формы. На основании данного уведомления происходит внесение записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации;
  • публикация реорганизуемым юридическим лицом уведомлений о своей реорганизации;
  • письменное уведомление всех известных кредиторов.

Кредиторы вправе требовать от реорганизуемого юридического лица досрочного исполнения обязательства, а в случае невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

Юридическое лицо по общему правилу считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. В случае реорганизации в форме присоединения — с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Передаточный акт

Правопреемство при реорганизации юридических лиц оформляется на основании специального документа — передаточного акта (ст. 59 ГК).

При реорганизации юридических лиц в формах слияния или присоединения передаточный акт не требуется. Такое регулирование обусловлено универсальным правопреемством при реорганизации в этих формах

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации в форме выделения или разделения, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц.

Читайте так же:  Открытие бизнеса в канаде

Непредставление передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Содержание передаточного акта определяется на основании:

  • бухгалтерской отчетности, определяющей состав имущества и обязательств;
  • актов (описей) инвентаризации имущества и обязательств;
  • первичных учетных документов по материальным ценностям;
  • расшифровок (описей) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов, а также о расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами (Приказ Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н).

Виды реорганизации юридического лица

По общему правилу реорганизация юридического лица является добровольной и осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Принудительная реорганизация юридического лица возможна в случаях, предусмотренных законом, по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.

Признание реорганизации недействительной или несостоявшейся

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

Последствием такого признания будет обязанность возмещения убытков кредиторам реорганизованного юридического лица и его участникам, не голосовавшим или голосовавшим против принятия решения о реорганизации.

Согласно ст. 60.2 ГК РФ по требованию участника корпорации, голосовавшего против решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по этому вопросу, суд может признать реорганизацию несостоявшейся.

Следовательно, данное правило относится только к корпорациям — хозяйственным товариществам и обществам, производственным и потребительским кооперативам, общественным организациям, ассоциациям и союзам и др. (ст. 65.1 ГК РФ).

Суд вправе признать реорганизацию корпорации несостоявшейся, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации юридического лица, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Кто принимает решение о реорганизации?

Кроме того, в установленных законом случаях, реорганизация в форме разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Такие случаи предусмотрены, например, законодательством о защите конкуренции — в частности, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации или реорганизации коммерческой организации, занимающей доминирующее положение на рынке, в связи с систематическим осуществлением ею монополистической деятельности.

Также, согласно ГК РФ, законом могут быть установлены случаи, когда реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования требует согласия уполномоченных государственных органов. В настоящее время такой случай установлен опять же законом о защите конкуренции – например, слияние организаций, общая стоимость активов которых превышает определенный размер, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

В каком порядке проводится реорганизация по решению суда?

Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, принудительная реорганизация юридического лица включает следующие этапы:

  1. Уполномоченный государственный орган, по решению которого может проводиться принудительная реорганизация, выносит решение о такой реорганизации и устанавливает срок для её проведения.
  2. Если в вышеуказанный срок учредители не проведут реорганизацию – государственный орган обращается в суд с соответствующим иском.
  3. Суд по иску о реорганизации назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию.
  4. Арбитражный управляющий составляет документы о реорганизации (в том числе передаточный акт) и передает их на рассмотрение суда. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Финансовый журнал про Бизнес, деньги и инвестиции

Здравствуйте! Проект «FeelWave.ru» — качественный онлайн-журнал для активных и амбициозных предпринимателей и всех тех, кого интересует личное развитие.

Из материалов нашего ресурса Вы узнаете, как зарабатывать деньги, как выгодно инвестировать, как начать свое дело и добиваться успеха в нем, как открыть бизнес с нуля и как им управлять. Мы собираем для Вас актуальные способы заработка. Анализируем лучшие варианты накопления и сбережения Ваших активов.

Целью нашего проекта является предоставление максимально полной и качественной информации для повышения финансовой грамотности и личностного роста наших читателей, подготовка различных вариантов Бизнес-идей с минимальными инвестициями, предоставление документации по ведению бизнеса, обучение оптимизации расходов и контролю за личными финансами.

Правовое регулирование экономических отношений

Присоединение организации

Присоединение — это форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом нового юридического лица не образуется.

При присоединении прекращают существование присоединяемые юридические лица.

Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц).

Форму «присоединение» могут выбрать только компании, имеющие одинаковую организационно-правовую форму.

Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации

В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации:

Имущество и обязательства переходят к правопреемнику

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

Выделение организации

При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых организаций.

Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

В каких формах может быть проведена реорганизация?

Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Создание юридических лиц

Процесс создания юридического лица включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, учредители юридического лица должны определиться с его организационно-правовой формой. Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмотрение учредителей. Однако бывают и исключения.

Так, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. Аудиторская же деятельность может осуществляться в любой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Читайте так же:  Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности

Следующий этап — выработка учредительных документов. Вы уже знаете, что в зависимости от организационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учредительный договор и устав, либо только устав.

Учредительный договор — это документ, подписываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и направления деятельности, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности создаваемого лица.

В случаях, когда договор является единственным учредительным документом (например, в товариществах), в нем должны быть определены условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, порядок управления деятельностью, порядок выхода участников из его состава.

Учредительный договор является разновидностью гражданско-правовых сделок и потому должен отвечать требованиям, предусмотренным гражданским законодательством. Учредительный договор заключается в письменной форме правоспособными, а для физических лиц — и дееспособными лицами, действующими на добровольной основе. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через представителей, уполномоченных надлежащим образом.

Устав — документ, который наряду с учредительным договором (или самостоятельно) определяет правовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ.

Видео (кликните для воспроизведения).

В уставе отражаются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, структура органов управления и их компетенция и другие сведения.

Как уже было сказано, для некоторых видов коммерческих организаций законом предусмотрено обязательное отражение в уставе определенных сведений. Так, в уставе общества с ограниченной ответственностью должны указываться размеры долей каждого участника, в уставе общества с дополнительной ответственностью — размеры дополнительной ответственности участников в виде кратности к стоимости их вкладов. В уставе производственного кооператива отражаются условия о размере паевых взносов членов и порядке их внесения, а также условия и порядок личного трудового участия членов кооператива в его деятельности и ответственность за нарушение этого порядка.

Одной из целей учредительных документов является предоставление информации контрагентам коммерческой организации об объеме ее правоспособности, о целях деятельности и порядке принятия решений. Именно поэтому сведения, содержащиеся в учредительных документах, не могут составлять коммерческую тайну.

Важный этап создания юридического лица — формирование его уставного (складочного) капитала. В соответствии с законодательством к моменту создания организации должно быть сформировано не менее половины ее уставного (складочного) капитала. В некоторых случаях, например, при создании унитарного предприятия, уставный фонд должен быть оплачен полностью до государственной регистрации.

Заключительным этапом создания юридического лица является его государственная регистрация.

Государственная регистрация преследует несколько целей. Важнейшими среди них являются закрепление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов деятельности.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.

Для регистрации юридического лица его учредитель (учредители) должны представить в регистрирующий орган следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  3. учредительные документы юридического лица;
  4. документ об уплате государственной пошлины;
  5. если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо — документ, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое лицо считается созданным, и у него возникают гражданские право и дееспособность.

Реорганизация юридических лиц

В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Такое изменение осуществляется путем реорганизации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам).

Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного государственного органа (например, антимонопольного) или по решению суда.

Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.

Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоединяющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его правопреемником.

Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.

Выделение — единственный способ реорганизации, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.

При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ должен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации. Кроме того, в нем должны содержаться сведения о правопреемнике по всем обязательствам реорганизованного лица.

Читайте так же:  Уменьшение уставного капитала примеры

Ликвидация юридических лиц

Ликвидация — такой способ прекращения юридического лица, при котором правопреемство не возникает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданское законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в учредительных документах; признание недействительной регистрации юридического лица.

Принудительная ликвидация осуществляется в судебном порядке по требованию уполномоченных государственных органов, на основании нарушения положений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения законодательства, несостоятельности (банкротства) юридического лица и т. п.

Процедура ликвидации включает в себя нескольких этапов.

Первоначально лицо, принявшее решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган. В государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные документы. Аналогичные извещения направляются в налоговые органы и внебюджетные фонды (пенсионный, страховой).

На следующем этапе органом, принявшим решение о ликвидации, создается ликвидационная комиссия (ликвидатор). Состав членов комиссии направляется в регистрирующий орган для согласования. До окончания ликвидации все полномочия по управлению организацией переходят к ликвидационной комиссии, в обязанности которой входит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публикация должна содержать информацию об органе, принявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами ликвидируемого лица (не менее двух месяцев с момента публикации).

После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления претензий, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом, после чего субъект вправе обратиться в налоговые органы и внебюджетные фонды для снятия с учета.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация юридического лица является одним из способов его прекращения, отличающаяся от ликвидации наличием правопреемства. Исключение составляет реорганизация путем выделения, при котором реорганизуемое юридическое лицо продолжает свое существование (лишь регистрируются изменения, вносимые в учредительные документы).

Реорганизация общества может быть осуществлена в следующих формах:

1. Слияние — это объединение двух или более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо).;

2. Присоединение — прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому (существующему) юридическому лицу;

3. Разделение — прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей нескольким (двум и более) вновь создаваемым юридическим лицам.;

5. Преобразование — прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому вновь создаваемому юридическому лицу иной организац.-прав. формы..

При реорганизации юридического лица происходит либо смена организационно-правовой формы существующей организации (преобразование), либо устранение (слияние, присоединение), либо появление новых юридических лиц (разделение, выделение), зачастую сопровождающееся сменой организационно-правовой формы.

Обязательным условием реорганизации является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 63 ГК ПМР).

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его де­ятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК ПМР содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ГК ПМР и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную ко­миссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидац. комиссия принимает на себя все полно­мочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ГК ПМР. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует и законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8611 —

Читайте так же:  Постановление о внесении изменений в устав
| 8174 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Реорганизация и ликвидация предприятия

Прекращение деятельности предприятия осуществляется также в соответствии с законодательством РФ и может быть произведено в виде реорганизации или ликвидации этого предприятия.

Реорганизация

предприятия означает прекращение его деятельности с одновременным переходом его прав и обязанностей к другим (одному или нескольким) лицам.

Причиной реорганизации может быть:

— решение учредителей (участников);

— решение уполномоченного органа юридического лица;

— решение уполномоченных государственных органов или суда.

Если в срок, определенный уполномоченным государственным органом, учредители не осуществляют реорганизацию предприятия, то суд назначает внешнего управляющего. С этого момента к последнему переходят полномочия по управлению предприятием. Внешний управляющий выступает от имени предприятия в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающими в результате реорганизации. Утверждение судом новых учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Реорганизация предприятий может осуществляться в одном из следующих видов:

1. Преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица. Правопреемство на основе передаточного акта переходит к вновь возникшему лицу. Преобразование может быть произведено в следующих случаях:

— полное хозяйственное товарищество преобразуется в хозяйственное общество (в течение 6 месяцев), если в нем остается один участник;

— хозяйственное товарищество на вере может быть преобразовано в полное товарищество при выбытии всех вкладчиков (коммандитистов);

— хозяйственное общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью преобразуется в открытое акционерное общество или производственный кооператив по единогласному решению всех участников или в случае увеличения количества учредителей;

— открытое акционерное общество преобразуется в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив по решению общего собрания акционеров или при уменьшении уставного капитала.

2. Слияние нескольких юридических лиц с образованием нового юридического лица. Правопреемство переходит к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом.

3. Присоединение одного юридического лица к другому юридическому лицу. К последнему переходят права и обязанности присоединяющегося лица в соответствии с передаточным актом.

4. Разделение юридического лица на несколько новых лиц. Права и обязанности этого лица распределяются между вновь возникшими юридическими лицами на основе разделительного баланса.

5. Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц. Права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса.

Учредители реорганизуемого предприятия обязаны письменно уведомить кредиторов. Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо.

Предприятия, возникающие в результате реорганизации, в обязательном порядке осуществляют процедуру государственной регистрации, как и при создании нового юридического лица.

Ликвидация

предприятия означает прекращение его прав и обязанностей без перехода их к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по следующимпричинам:

— в связи с истечением срока, на которое оно было создано;

— в связи с достижением цели его создания;

— в связи с признанием судом недействительной его регистрации;

— по решению суда в случаях осуществления деятельности, противоречащей закону (например, без лицензии);

— по решению учредителей;

— по решению суда в случае признания предприятия банкротом (при этом процедуре ликвидации предшествует процедура банкротства).

Этапы

ликвидации предприятия.

1. Создание ликвидационной комиссии. Учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в регистрационную палату, одновременно назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде.

2. Сообщение о ликвидации. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации предприятия и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению дебиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации.

3. Составление промежуточного баланса. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также результатов их рассмотрения. При недостаточности денежных средств для удовлетворения кредиторов осуществляется продажа имущества с публичных торгов.

4. Выплаты кредиторам. Порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривает следующую очередность выплат:

— первая очередь – граждане, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность по причине вреда жизни и здоровью;

— вторая очередь – выходные пособия и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору;

— третья очередь – кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого лица;

— четвертая очередь – задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

— пятая очередь – прочие кредиторы.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенных из-за недостаточности имущества, считаются погашенными (по решению суда о признании должника банкротом).

5. Составление ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями по согласования с регистрационной палатой. Оставшееся после удовлетворения требований имущество предприятия передается его учредителям, имеющим вещные права на это имущество, пропорционально вкладам в уставный капитал. Ликвидация считается завершенной, а предприятие – прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9227 —

| 7344 — или читать все.

Источники

Организация реорганизация и ликвидация юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here