Оценка эффективности аудиторских проверок

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Оценка эффективности аудиторских проверок". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Оценка эффективности аудиторской проверки

Эффективность аудита в социально-трудовой сфере определяется теми выгодами, которые дает аудиторская проверка социально-трудовой сфере и всей организации в целом. Эффективность аудита в социально-трудовой сфере связана с тем, что аудит:

показывает вклад кадровой службы в достижение конеч­ных целей организации;

повышает профессиональный имидж службы управления персоналом, помогает прояснить роль данной службы, что приводит к большей стабильности внутри организации;

стимулирует рост ответственности и профессионализма работников службы управления персоналом;

уточняет права и обязанности службы управления персоналом;

обеспечивает соответствие кадровой стратегии и политики и практики ее реализации;

выявляет основные кадровые проблемы;

гарантирует постоянное соблюдение трудового законода­тельства;

обеспечивает оптимизацию затрат на осуществление кад­ровых мероприятий и содержание службы управления персоналом;

стимулирует прогрессивные нововведения в области управления персоналом;

осуществляет оценку системы информационного обеспе­чения кадровой работы организации.

Названные социально-экономические и организационные выгоды объясняют увеличение интереса к аудиту в социально-трудовой сфере во многих странах в последние годы.

Кроме того, эффективность аудита в социально-трудовой сфере как одного из направлений управленческого аудита необходимо оценивать и с точки зрения аудиторских рисков.

Аудит в социально-трудовой сфере имеет следующие риски неэффек­тивности:

• потеря цели аудиторского исследования;

• применение неэффективных (несоответствующих ситуа­ции проведения управленческого аудита) методов иссле­дования;

• получение недостоверной информации;

• сбор интересных, но ненужных фактов;

• упущение существенной информации;

• использование несоответствующих ситуации стандартов оценки получаемой информации, критериев эффективно­сти системы управления персоналом;

• неправильное решение под влиянием взглядов персонала организации.

Для обеспечения ре­презентативности аудиторская организация должна использовать один из следующих методов:

а) Случайный отбор. Может проводиться по таблице слу­чайных чисел.

б) Систематический отбор. Предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится либо на определенном числе элементов совокупности, либо на стоимостной их оцен­ке.

в) Комбинированный отбор. Представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Выборка может быть не­репрезентативной, т.е. непредставительной, только тогда, когда профессиональное суждение аудитора по итогам проведения выборки не должно касаться всей совокупности в целом. Нерепрезентативная выборка может использоваться, когда аудитор проверяет отдельно взятую группу объектов либо при проверке класса объектов, по которым установлены возможные ошибки.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

http://studopedia.org/13-123991.html

Оценка эффективности работы внутреннего аудита в банках

Автор: Асанова Разия Равильевна, Начальник управления центрального аппарата департамента внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан
Опубликовано: 15 сентября 2005

1. Стандарт внутреннего аудита «Качество работы службы внутреннего аудита»

Назначение: установление требований по обеспечению качества работы службы внутреннего аудита.
Разработка мероприятий по обеспечению качества.
Применение методов мониторинга и оценки общей эффективности мероприятий по обеспечению качества, которые включают внутреннюю и внешнюю оценки.
Внутренняя оценка:

  • постоянный самостоятельный контроль деятельности внутреннего аудита;
  • периодический контроль, осуществляемый посредством самооценки, либо внешними организациями, обладающими навыками внутреннего аудита и знаниями стандартов внутреннего аудита.

Внешняя оценка – не реже 1 раза в 5 лет внешним аудитором, с представлением результатов Правлению НБК.

2. Методика оценки качества и эффективности деятельности ДВА НБК.

Разработана в соответствии с Правилами организации и стандартами внутреннего аудита НБК, Международными стандартами аудита, устанавливает единую систему оценки качества и эффективности деятельности ДВА НБК.
Оценка – 1 раз в год, в исключительных случаях – по итогам полугодия.

Оценка качества деятельности – 3 этапа:
1 этап – оценка качества планирования, проведения аудита, соблюдение установленных сроков проверки, а также деловых качеств внутреннего аудитора (производится руководителем проверки по итогам проверки):
1) расчет общего количества баллов по всем критериям оценки в диапазоне от 1 до 5;
2) определение среднеарифметического значения всех баллов (учитывается также при ежемесячной и годовой оценке исполнения внутренним аудитором своих должностных обязанностей);
3) опрос руководителей объектов аудита на предмет качества проведенной проверки (в период завершения аудиторской проверки).
4) оценка работы руководителя проверки (по результатам реализации материалов проверки руководителями подразделений службы внутреннего аудита, а также руководством службы внутреннего аудита в случае, если руководителем проверки является руководитель подразделений службы внутреннего аудита.
Для подразделения методологии аудита службы внутреннего аудита оценка качества деятельности производится по итогам оценки качества рассмотрения проектов НПА и подготовки заключений по ним в установленной форме.

2 этап – расчет показателя качества деятельности подразделений за определенный период как взвешенная совокупность показателей полноты выполнения плана работ, оценка качества планирования, проведения аудита и деловых качеств внутреннего аудитора, результатов ежегодной аттестации в службе внутреннего аудита специалистов и руководителей подразделений службы внутреннего аудита.
Критерий оценки:
1) полнота выполнения плана работ – 20%;
2) оценка качества планирования, проведения аудита и деловых качеств внутреннего аудитора – 40%; 3) оценка качества работы по рассмотрению проектов НПА – 20%;
4) результаты ежегодной тестирования внутренних аудиторов и руководителей подразделений службы внутреннего аудита – 10%;
5) оценка внутренних аудиторов по итогам года – 10%.

Показатель качества деятельности подразделений Департамента рассчитывается по следующей формуле:

КД= ПП * 0,2 + КА * 0,4 + КНТ * 0,2 + РТ * 0,1 + ОГ * 0,1,

3 этап – оценка качества деятельности службы внутреннего аудита в целом и расчет показателя качества деятельности.
Расчет показателя качества деятельности Департамента производится по следующей формуле:

где ОКД – общий показатель качества деятельности Департамента;
КД1 – показатель качества деятельности УАЦА;
КД2 – показатель качества деятельности УАФО;
КД3 – показатель качества деятельности ОИА;
КД4 – показатель качества деятельности ОМА.
Подразделению информационного аудита присваивается меньший вес с учетом численности внутренних аудиторов и объема проверок (не количества). Подразделению методологии аудита присваивается меньший вес, в связи с тем, что основной функцией Департамента является осуществление аудиторских проверок.

Критерий оценки:
1) охват ежегодными проверками 80 % объектов аудита с высоким уровнем риска к общему количеству проверок в текущем году;
2) степень выполнения рекомендаций (выполнение 80 % рекомендаций и выше);
3) оценка качества деятельности Департамента (рассчитывается как описано в пункте 11 настоящей Методики);
4) оценка ожиданий объекта аудита от аудиторской проверки (проводится руководителем объекта аудита путем заполнения анкеты, приведенной в Приложении. Оценка эффективности деятельности Департамента рассчитывается как средняя оценка ожиданий объекта аудита по всем проверкам за год.
5) обучение внутренних аудиторов (каждого аудитора не менее 40 часов в год).

Читайте так же:  Документы необходимые для смены учредителя

Оценка эффективности деятельности Департамента осуществляется по пятибальной системе и рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов по указанным выше критериям к общему количеству критериев:

  • до 3 баллов – низкоэффективная;
  • от 3,1 до 4 баллов – среднеэффективная;
  • от 4,1 до 5 баллов – высокоэффективная.

По результатам оценки эффективности деятельности осуществляется анализ итоговых показателей и подготавливаются мероприятия для улучшения деятельности Департамента.
Для критериев оценки эффективности деятельности Департамента устанавливается следующая бальная система:

Наименование критериев Оценка
5
баллов
4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
1 охват ежегодными проверками объектов аудита с высоким уровнем риска 81% и выше к общему количеству проверок в текущем году 61 – 80% 41 – 60% 21 – 40% 0-20%
2 степень выполнения рекомендаций Департамента по итогам проверки 75% и выше к общему количеству рекомендаций 57 – 74% 39 – 56% 19 – 38% 0-18%
3 оценка качества деятельности Департамента внутреннего аудита 81% и выше 61 – 80% 41 – 60% 21 – 40% 0-20%
4 оценка ожиданий объекта аудита от аудиторской проверки 75% и выше к максимально возможному показателю баллов (60 баллов) 57 – 74% 39 – 56% 19 – 38% 0-18%
5 обучение внутренних аудиторов 81% и выше к общему количеству работников 61 – 80% 41 – 60% – 21 – 40% 0-20%

Система контроля за качеством деятельности Департамента.

  • Оценка качества работы внутреннего аудитора по проверке (наименование проверки) (скачать файл в формате doc)
  • Оценка качества работы руководителя проверки по проверке (наименование проверки) (скачать файл в формате doc)
  • Таблица «Насколько оправдались Ваши ожидания от проведенной аудиторской проверки?» (скачать файл в формате xls)

Автор: Асанова Разия Равильевна, Начальник управления центрального аппарата департамента внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан

Все статьи цикла «Опыт построения и развития системы внутреннего банковского аудита и контроля в странах СНГ»

http://gaap.ru/articles/otsenka_effektivnosti_raboty_vnutrennego_audita_v_bankakh/

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Читайте так же:  Ликвидация ооо без долгов с одним учредителем

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Читайте так же:  Как учредителю пополнить расчетный счет ооо

http://www.kp.ru/guide/objazatel-nyi-audit.html

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Курсовик Оценка эффективности аудиторской проверки Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.9.2013. Год: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: Содержание

Глава 1. Аудиторская проверка

1.1.Сущность и виды аудиторской проверки……………………………4
1.2. Этапы аудиторской проверки………………………………………5

Глава 2. Методики проведения аудиторской проверки

2.1. Методика проведения аудита операций с основными средствами………………………………………………………………………9
2.2. Методика проведения аудита операций с нематериальными активами………………………………………………………………………. 12
2.3. Методика проведения аудита операций с материалами………..14
2.4. Методика аудита расчетов с юридическими лицами……………16

Глава 3. Оценка эффективности аудиторской проверки

3.1. Общие понятия о системе внутреннего контроля в компании….17
3.2. Организация внутренней аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании……………………………………………19
3.3. Планирование аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании…………………………………………………………..20
3.4. Проведение аудиторских услуг…………………………………..23
3.5. Работа СВА с материалами аудита после утверждения окончательной редакции «Аудиторского отчета»…………………………27

Глава 1. Аудиторская проверка

1.1. Сущность и виды аудиторской проверки

Аудиторская проверка — это проверка финансово-экономической деятельности предприятия, организации, проводимая аудитором на основании представленных документов по финансовой отчетности. При аудиторской проверке проверяются: бухгалтерская отчетность, соответствие правилам и законодательным нормам, установленным государственными органами, соответствие юридическим и хозяйственным документам (устав, учредительный договор, проспект эмиссии, контракты).
Виды аудиторской проверки:
· обязательная аудиторская проверка — проводится в определенные сроки, установленные законодательством;
· инициативная аудиторская проверка — проводится по решению руководства предприятия (организации).
Результаты аудиторской проверки могут быть положительными, когда аудитор подтверждает достоверность данных баланса и финансовых результатов деятельности предприятия, и отрицательными, когда аудитор их не подтверждает [3].

1.2. Этапы аудиторской проверки

Аудиторскую проверку на практике можно условно разделить на ряд этапов (см. приложение 1).

1 ЭТАП. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задач.

Важно получить более четкое представление о потребностях и запросах клиента и оптимальных способах удовлетворения этих потребностей. Руководящие сотрудники, задействованные в осуществлении проекта (включая партнера и старшего менеджера или менеджера), должны обеспечить максимально эффективное выполнение этой задачи путем проведения собеседований с соответствующими сотрудниками клиента (при личных встречах с ними или при помощи использования автоматизированного средства оценки потребностей клиента.
Кроме этого, необходимо привлечь к выполнению первого этапа аудиторской проверки соответствующих сотрудников (из отделов налогообложения, аудита и управленческого консультирования) с учетом их предыдущего опыта работы с клиентами и специальных навыков, чтобы обеспечить обслуживание клиента исходя из его потребностей и запросов. Для получения более четкого представления о клиенте и его деятельности каждый член группы после выполнения проекта должен представить соответствующую информацию.

2 ЭТАП. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки.

Необходимо разработать общую стратегию аудита, которая соответствовала бы потребностям и запросам клиента и учитывала его хозяйственный риск. Одновременно такая стратегия должна учитывать аудиторский риск и экономические аспекты проекта. На совещании, посвященном разработке стратегии аудита, должны присутствовать соответствующие сотрудники клиента и члены группы по выполнению проекта, которые по окончании совещания должны прийти к единому пониманию графика, конечных сроков и результатов аудита, своих обязанностей, затронутых проблем и сделанных выводов, а также других вопросов, которые они сочтут необходимым рассмотреть.
Во всех случаях такое совещание должно проводиться с участием партнера и старшего менеджера до начала осуществляемых этапов и до конца отчетного года клиента, а его итоги необходимо документировать в рабочей аудиторской документации, которая включает в себя повестку дня совещания, список присутствовавших на нем лиц, протокол или краткое изложение состоявшегося обсуждения.

3 ЭТАП. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.д.

Необходимо получить представление о конъюнктуре рынка, деловой среде, целях бизнеса и акционерах, оказывающих влияние на хозяйственный риск клиента и, соответственно, на связанный с ним аудиторский риск.

4 ЭТАП. Оценка существенных процедур внутреннего контроля.

Необходимо получить представление об используемых клиентом существенных процедурах внутреннего контроля (включая процесс закрытия финансовой отчетности и системы контроля в области информационных технологий), а также определить процедуры контроля, оказывающие влияние на существенные счета (статьи) финансовой отчетности. Необходимо с минимальными затратами подготовить (или обновить по сравнению с предыдущими годами) документацию, включая описание или блок-схемы систем, формы анализа систем контроля или равнозначные им формы, а также подготовить сквозной анализ для всех существенных процедур.

5 ЭТАП. Оценка риска.

Необходимо провести оценку эффективности средств контроля, выявленных в существенных процедурах внутреннего контроля, а также выборочную проверку таких средств контроля, которые, как считается, носят всеобъемлющий характер, с тем чтобы определить, в какой степени на них можно полагаться для уменьшения объема осуществляемых аудиторских процедур.

6 ЭТАП. Существенные и общие аудиторские процедуры.

Необходимо осуществить остальные аудиторские процедуры, необходимые для дальнейшего уменьшения аудиторского риска до приемлемого уровня, исходя из результатов оценок и выборочных проверок средств внутреннего контроля, а также стратегии аудита. Процедуры могут включать в себя выборочную проверку детальных данных или аналитические процедуры в тех случаях, когда первичные учетные данные были оценены как надежные.

Видео (кликните для воспроизведения).

7 ЭТАП. Создание сводного отчета по аудиту.

Сводный отчет по аудиту — это проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков.
Необходимо обобщить результаты проведенного аудита, что, как минимум, включает в себя:

· обсуждение и решение существенных вопросов, выявленных в ходе аудита;

· урегулирование всех аудиторских рисков, выявленных в ходе планирования и проведения оценки средств внутреннего контроля;

· описание дополнений, которые должны быть сделаны в финансовой отчетности клиента;

· проведение общей аналитической проверки финансовой отчетности;

· подготовку общего аудиторского заключения.

8 ЭТАП. Проведение заключительного совещания.

Для эффективного завершения и подведения итогов аудита необходимо провести совещание с участием соответствующих сотрудников клиента и членов группы по выполнению проекта. На этом совещании следует обсудить и проанализировать:

· проекты финансовой отчетности;

· вопросы, выявленные в ходе аудита, и пути их решения;

· нерешенные проблемы (если таковые имеются).

Ко времени окончания совещания все указанные лица должны прийти к единому пониманию этих вопросов. Кроме этого, на совещании необходимо представить клиенту окончательно утвержденный список исправительных проводок с необходимыми пояснениями и расчетами, а также пояснения относительно трансформации отчетности, составленной по российским нормам, в отчетность, составленную по международным стандартам бухучета. Лучше всего проводить такое совещание до подписания и выпуска заключения.

Читайте так же:  Понятие обязательного и инициативного аудита

9 ЭТАП. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований.

Необходимо оценить результаты работы членов группы по выполнению проекта с точки зрения эффективности управления проектом и проведения аудита. Выводы, сделанные по итогам этой оценки, впоследствии включаются в служебную аттестацию, составляемую на каждого члена группы [9].

Вывод: Аудиторская проверка — это проверка финансово-экономической деятельности предприятия, организации, проводимая аудитором на основании представленных документов по финансовой отчетности. При аудиторской проверке проверяются: бухгалтерская отчетность, соответствие правилам и законодательным нормам, установленным государственными органами, соответствие юридическим и хозяйственным документам (устав, учредительный договор, проспект эмиссии, контракты). На практике предусмотрены этапы проведения аудиторской проверки, которые необходимо исполнять по порядку, для достижения отличных результатов и точного выявления проблем, если они существу.

Список литературы
Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки, М:Юнити, 2001.

Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита, М: 1998.

Богданова Е.П. Литвин Д.В. Аудит, М: Маркет ДС, 2008.

Богомолов А. М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит: организация и методика проведения, М: Экзамен, 2000.

Кочинев Ю.Ю. Аудит теория и практика, Спб: Питер, 2005.

Краснова И.А. Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 7, 2006.

Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Стандарты аудиторской деятельности. Учебное пособие. М: Юнити-Дана 2004.

Соколова Я.В. Основы аудита, М: МФПА, 2004.

Шеремет А.Д. «Аудит», М: ФБК — ПРЕСС, 2000 г.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=64076

Аудит / Статья Оценка целесообразности и эффективности аудиторских

«Все для бухгалтера», 2010, N 6

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

В соответствии с российским законодательством аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей аудиторских процедур под бухгалтерской отчетностью лица понимается отчетность, предусмотренная российским законодательством, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Аудиторская проверка может быть для хозяйствующих субъектов обязательной или инициативной. Обязательный аудит ежегодно должны осуществлять следующие организации:

— открытые акционерные общества;

— кредитные и страховые организации;

— бюро кредитных историй;

— общества взаимного страхования;

— товарные и фондовые биржи;

— государственные внебюджетные фонды;

— фонды, средства которых образованы из добровольных отчислений юридических и физических лиц;

— организации, выручка которых за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.

Финансовые показатели могут быть снижены для муниципальных унитарных предприятий законами субъектов РФ. Следует обратить внимание, что финансовые показатели соответствуют году, который предшествует отчетному, т.е. аудиторская организация утверждается для проверки бухгалтерской отчетности за 2009 г. на основании финансовых показателей 2008 г.

Кроме того, «персональное» проведение обязательного аудита для некоторых организаций регулируется отдельными федеральными законами (по состоянию на 01.01.2010 их насчитывается более тридцати).

Все остальные экономические субъекты могут провести инициативный аудит. Решение о его проведении принимает собственник или уполномоченный исполнительный орган. В этом случае аудируемые лица могут также получить аудиторское заключение — официальный документ, содержащий мнение аудиторской организации о достоверности отчетности. Однако часто при добровольном аудите клиентов аудиторской фирмы интересует лишь отчет о выполненной работе, в котором содержатся рекомендации по устранению выявленных ошибок или нарушений законодательства.

Ключевым является вопрос о необходимости аудита бухгалтерской отчетности: чем он полезен экономическому субъекту?

Во-первых, собственники бизнеса должны быть информированы о процедурах и результатах аудиторских услуг. В связи с этим аудиторы раскрывают своим клиентам основные положения ряда стандартов по аудиторской деятельности. Например, в письме к руководителю организации аудиторская фирма отражает существенные моменты таких стандартов, как:

— Стандарт N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности»;

— Стандарт N 12 «Согласование условий проведения аудита»;

— Стандарт N 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;

— Стандарт N 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Аудиторская проверка включает следующие этапы:

1) подготовка к проверке — происходит согласование существенных условий проведения аудита: цена услуг, сроки проведения, объем проверки, механизм доступа к первичным документам и регистрам учета клиента;

2) планирование аудита — важно проконтролировать, применяло ли аудируемое лицо при составлении отчетности допущение непрерывности деятельности. Информация может быть получена из учетной политики организации;

3) аудиторская проверка хозяйственных операций — аудитор получает доказательства: сначала определяется цель анализа, затем проверяются факты хозяйственной деятельности и далее собранная аналитическая информация оценивается;

4) подготовка аудиторского заключения, содержание которого определено законодательно. Кроме заключения клиент получает отчет или письменную информацию по результатам проверки: сведения об ошибках в учете. В соответствии со Стандартом N 22 руководство экономического субъекта может выбирать форму передачи информации: письменный отчет или устные сообщения. Как правило, этот момент указан в договоре на аудиторскую проверку.

Перечень сопутствующих аудиту услуг также определен федеральными стандартами аудиторской деятельности. В Постановлении Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 30.11.2008) отражены три вида таких услуг.

Прежде всего — обзорная проверка, которая включает в себя запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления финансовой отчетности, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для использования предполагаемыми пользователями. При этом оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы посредством сбора подтверждающих доказательств, получаемых в ходе аудиторских процедур (инспектирование, наблюдение, подтверждение и подсчет), обычно не предусматриваются.

Вторым видом услуг считается согласованная процедура, т.е. выполнение запросов и их анализ; пересчет, сравнение и другие действия по проверке точности записей; наблюдение; инспектирование; получение подтверждений.

Третий вид — это компиляция финансовой информации, включающая сбор, классификацию и обобщение финансовой информации, возможную ее трансформацию, т.е. преобразование форм отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства РФ, в иные формы финансовой отчетности.

При подготовке и подписании договора на оказание аудиторских услуг руководители организаций должны обращать внимание на следующие моменты.

Во-первых, аудиторская организация должна быть членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, так как с 01.01.2010 лицензирование аудиторской деятельности отменено. Контактную информацию о таких организациях можно найти на официальном сайте Министерства финансов РФ (табл. 1).

Саморегулируемые организации аудиторов в Российской

Федерации (по состоянию на 15.01.2010)

Адрес в сети Интернет

Аудиторская палата России

Институт профессиональных аудиторов

Московская аудиторская палата

Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров

Читайте так же:  Государственный аудит в финансово бюджетной сфере

Российская коллегия аудиторов

Аудиторская ассоциация «Содружество»

Во-вторых, в целях обеспечения имущественной ответственности аудиторских фирм перед потребителями аудиторских услуг некоммерческие партнерства вправе применять следующие способы:

— создание системы личного или коллективного страхования;

— формирование компенсационного фонда.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме. Размещение средств фонда в целях сохранения и прироста денежных средств и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации — его минимальному размеру, размещению денежных средств фонда и страхованию ответственности членов организации.

Также необходимо учитывать фактор независимости аудиторских организаций и аудиторов. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 8) определены случаи, когда аудиторская проверка не может быть проведена. По существу это касается руководителей и должностных лиц аудиторских организаций и экономических субъектов, их близких родственных связей, услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Следовательно, необходимо правильно выбрать аудиторскую организацию.

Информация об аудиторских фирмах — членах саморегулируемых организаций размещена на сайте Министерства финансов РФ (табл. 2).

Аудиторские организации в Сибирском федеральном округе

(по состоянию на 01.01.2010)

При заключении договора определяются стоимость аудиторских услуг, сроки оплаты — в зависимости от объема и сложности аудиторских процедур без учета каких-либо пожеланий аудируемого лица по подготовке выводов в аудиторском заключении.

Планирование аудиторской проверки, подбор специалистов, расчет уровня существенности финансовых операций клиента, подготовка программы аудиторской проверки осуществляет аудиторская фирма с учетом отраслевой особенности проверяемой организации.

Аудитор самостоятельно оценивает существенность показателей исходя из своего профессионального уровня и опыта работы.

В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой отчетности возможны различные уровни существенности и их взаимосвязь с аудиторским риском. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе бухгалтерской отчетности.

Оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить следующие вопросы: какие показатели бухгалтерской отчетности необходимо проверять, в каких случаях нужна сплошная или выборочная проверка и др. Это позволяет выбрать аудиторские процедуры, которые в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня, а также определить методы проверки (анализ, сравнение и др.).

На заключительном этапе аудитор готовит для клиента аудиторское заключение, структура которого определена в Федеральном стандарте N 6 и которое применяется с учетом положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (ч. 2 ст. 6).

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России [10] обращает внимание на то, что на этапе заключения договора оказания аудиторских услуг, а также при получении от аудиторской фирмы аудиторского заключения рекомендуется учесть, что аудитор, который должен подписывать аудиторское заключение, соблюдает требование Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в отношении ежегодного повышения квалификации. Подтверждением соблюдения аудитором квалификационных требований является отметка на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора.

Отсутствие на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора, выданного до 2006 г., указанной отметки означает, что квалификационный аттестат такого аудитора подлежит аннулированию.

Клиенты аудиторских фирм должны иметь четкое понимание того, что профессионализм аудитора отличается от профессионализма сотрудников организации: руководителей, бухгалтеров, финансистов, юристов, технологов. Этот фактор со своей стороны должна учитывать и аудиторская организация при формировании групп аудиторов-ревизоров, которые будут работать при проверке у клиентов.

По мнению автора, уровень квалификации аудитора зависит от его знаний и умения применять их. Например, аудитор должен уметь:

— рассматривать финансовые проблемы с нескольких точек зрения;

— делать выводы на основе противоречивой информации;

— выбирать для анализа существенную, объективную информацию;

— прогнозировать события с учетом их вероятности.

Аудитор должен обладать способностью анализировать и применять законы и другие нормативные акты в процессе проверки хозяйственных операций, прогнозировать последствия принятых руководителем организации решений, т.е. творчески подходить к своей деятельности.

Пользователи финансовой отчетности, как внешние, так и внутренние, должны быть заинтересованы в достоверной оценке состояния бухгалтерской отчетности, что очень важно для принятия правильных управленческих решений.

Важнейшее условие для формирования объективных выводов — это качество исходной информации, т.е. правильность оформления первичных учетных документов и достоверное отражение операций на счетах бухгалтерского учета.

Итак, собственники и руководители фирм в результате проведения проверки получают представление о реальном состоянии финансовой отчетности. На основе результатов проверки представляется возможным делать выводы о профессионализме, компетенции исполнителей, обоснованности их численности, а также о состоянии внутреннего контроля, его соответствии масштабам деятельности.

Руководителям организаций важно знать, какие последствия могут иметь место, если не проводить обязательный аудит. С точки зрения административного права возможны следующие штрафные санкции:

а) для открытых акционерных обществ:

— на должностных лиц может быть наложен штраф от двадцати до тридцати тысяч рублей или дисквалификация на срок до одного года;

— на юридических лиц может быть наложен штраф от пятисот до семисот тысяч рублей (п. 2 ст. 15.23.1), так как акционеры при рассмотрении и утверждении отчетности обязательно должны требовать наличие аудиторского заключения, утверждать аудитора на следующий финансовый год;

б) для обществ с ограниченной ответственностью:

— должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

— юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от пятисот до семисот тысяч рублей.

Итак, аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности и организационно-правовых форм — это, с одной стороны, законодательная необходимость, с другой — реальный способ повысить эффективность управленческих решений, т.е. повысить эффективность бизнеса, рационально осуществлять уставную деятельность.

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

2. Информационное сообщение Минфина России «Для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: www.minfin.ru.

3. Информация об аудиторских фирмах — членах саморегулируемых организаций: официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: www.minfin.ru.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

7. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ.

8. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ.

9. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

10. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ.

11. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/4172183/

Оценка эффективности аудиторских проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here