Планирование аудиторской проверки ндфл

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Планирование аудиторской проверки ндфл". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Методика аудиторской проверки по налогу на доходы физических лиц

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 2333 раза

Библиографическое описание:

Выскребенцева А. С. Методика аудиторской проверки по налогу на доходы физических лиц // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 155-158. — URL https://moluch.ru/archive/16/1529/ (дата обращения: 12.02.2020).

На сегодняшний момент времени возникла острая необходимость в правильном и грамотном проведении аудита по специальным аудиторским заданиям, а именно налогового аудита, так как от произведенных налоговых расчетов зависит не только финансовая составляющая предприятия, но и его репутация в деловом мире.

В настоящее время все виды налоговых проверок проводятся в соответствии с Методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», однако, до сих пор нет четких рекомендаций при проведении аудита налогообложения по конкретным видам налоговых расчетов.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что налоговые поступления бюджетов муниципальных образований формируются за счет различных налогов (Рис.1): налога на доходы физических лиц (51,4%); земельного налога (19%); налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (15,4%); налога на имущество организаций (7,6%), транспортного налога (4,7%). Одним из основных налогов, рассчитываемых на предприятиях различных форм собственности, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ) именно по этой причине в данной статье будет представлена методика проведения проверки расчетов по НДФЛ.

Рис. 1. Структура формирования бюджета МО за счет налоговых поступлений.

При аудите НДФЛ целью проверки является, выражение мнения аудитора о правильности порядка исчисления и уплаты налога согласно требованиям действующего законодательства.

Методика проведения аудита налога на доходы физических лиц состоит из нескольких этапов (Рис.2).

Рис. 2. Блок-схема методики проверки НДФЛ.

На ознакомительном этапе проводятся такие виды работ как: определение объекта налогообложения по НДФЛ, оценка систем бухгалтерского и налогового учета, оценка аудиторских рисков, расчет уровня существенности, определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели, анализ документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Основной этап состоит из оценки правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов, проверки наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, проверки правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов, проверки правильности определения доходов, не подлежащих налогообложению, проверки правильности применения налоговых ставок, проверки налоговой отчетности, расчета налоговых последствий в случаях некорректного применения норм налогового законодательства, разработки и представлении рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению СВК за правильностью исчисления налога. В качестве основного метода получения аудиторских доказательств на этом этапе является документирование.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Рис. 3. Методы сбора аудиторских доказательств при аудите НДФЛ.

На заключительном этапе выполняются такие виды работ как: анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки, оформление результатов налогового аудита по НДФЛ.

Особенности аудита НДФЛ:

— типичные ошибки (неправильное формирование НБ, неправильное применение вычетов и ставок, арифметические ошибки),

— налоговые ставки (13%,35% и 9% — для резидентов, 15% и 30% — для нерезидентов),

— определение налогооблагаемой базы («Доходы – Вычеты» — для 13%, «Доходы» — для остальных).

При аудите налога на доходы физических лиц за 2009 год аудитору необходимо помнить об изменениях, произошедших в расчете данного налога.

Изменения по НДФЛ

До 1 января 2009 г.

С 1 января 2009 г.

Стандартные вычеты на работника:

400 руб. (до 20 000 руб.)

400 руб. (до 40 000 руб.)

Стандартные вычеты на ребенка:

600 руб. (до 40 000 руб.)

1 000 руб. (до 280 000 руб.)

одинокий родитель (1 200 руб.)

единственный родитель (2 000 руб.)

Социальные вычеты:

денежная помощь на благотворительные цели

дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии

обучение

лечение

пенсионные взносы

размер не более 100 000 руб.

размер не более 120 000 руб.

Имущественные вычеты:

при новом строительстве или приобретении жилья (1 000 000 руб.)

при новом строительстве или приобретении жилья (2 000 000 руб.)

Результаты проведения аудита по разделу налога на доходы физических лиц и обязательств перед бюджетом находят свое отражение в «Письменной информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности» или в отдельном документе (при налоговом аудите).

Письменная информация (отчет) аудитора руководству и (или) собственникам должен содержать сведения, выявленные в процессе проверки:

— недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете НДФЛ и выполнению обязательств перед бюджетом;

— количественных отклонений при формировании базы по НДФЛ в соответствии с налоговым законодательством;

— искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу и обязательствам перед бюджетом в отчетности.

В письменной информации (отчете) аудитором должны быть даны ссылки на законодательные и нормативные акты, нарушения которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных нарушений.

При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту по НДФЛ) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах данных по НДФЛ, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам построения системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.

В заключение можно отметить предложения, связанные с выгодным применением изменений по НДФЛ, вступающих с 2010 года (для физических лиц):

1.Отложить до 2010 года продажу прочего имущества, находившегося в собственности менее трех лет. С нового года имущественный вычет по такому имуществу (за исключением жилья и земли) будет увеличен вдвое и составит 250 000 руб.

2.Отдать предпочтение земельному участку с домом. Имущественный вычет в размере не выше 2 млн. рублей с нового года можно применить при покупке не только жилья, но и земельных участков, предназначенных для строительства, или на которых уже расположены жилые дома. Если гражданин планирует приобретение земли, то для получения права на вычет выгоднее выбрать участок, на котором уже стоит дом, пусть даже он подлежит сносу. Тогда можно получить вычет сразу, а не ждать, когда будет построен новый дом.

Читайте так же:  Определение финансовый аудит

3. Включить проценты по займу от ИП в имущественный вычет. Проценты по займу, использованному на приобретение жилья (с 2010 года и земли под жилье), признаются имущественным вычетом сверх установленного лимита в 2 млн. рублей. Сейчас эта норма распространяется только на займы, полученные от организаций. С нового года формулировка меняется – «от российских организаций и индивидуальных предпринимателей».

4. Перенести ремонт квартиры на 2010 год. С нового года собственники квартир, комнат или долей в них получают возможность применить имущественный вычет по затратам не только на отделку, но и на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.

1. Журнал «Главбух» № 15/2009 «Обзор изменений в учете и налогообложении» от 29.07.2009

2. Журнал «Главбух» №16/2009 «Свежие поправки в Налоговом кодексе РФ» от 11.08.2009

3. Барышников Н.П. Организация и методика проведения аудита: Учебное пособие. / Н.П. Барышников. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Филинъ, 2004

http://moluch.ru/archive/16/1529/

Аудит расчетов по НДФЛ

1 Сущность и значение аудита

налога на доходы физических лиц……….…………..………………….…

1.1 Сущность, задачи аудита

налога на доходы физических лиц…….…………………….…….…..

1.2 План и программа проведения аудита

налога на доходы физических лиц…………..…………………………

1.3 Нормативное регулирование аудита операций по

удержанию налога на доходы физических лиц…………………….………

2 Организация аудита расчетов по

подоходному налогу с физических лиц…………..……………….……….

2.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств……..……….

2.2 Проверка правильности расчетов по налогу на доходы

физических лиц на примере OOO «Охрана»………………………………..

2.3 Типичные ошибки и нарушения……………………………….………..

3 Обобщение результатов аудиторской проверки

Список использованных источников..…………….…………………………….

Приложение А План аудиторской проверки…………………………………

Приложение Б Договор об оказании аудиторских услуг………………..…..

Приложение В Заявление сотрудника о предоставлении

Приложение Г Расчетная ведомость……………………………………..…..

Приложение Д Справка 2-НДФЛ……………………………………..………

Переход России к рыночной экономике, развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. В результате проведенной реорганизации контролирующих органов в РФ сложилась следующая их структура:

— государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

— ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;

— внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);

— аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.

Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются, прежде всего, предприятия и организации негосударственного сектора экономики которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. В отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдений ими законодательства необходимо также государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. В ряде случаев в объективной экспертизе нуждаются следственные органы, суды, прокуратура для подтверждения интересующей их финансовой отчетности экономических субъектов.

Таким образом, в достоверной информации о финансовом состоянии предприятия непосредственно заинтересованы администрация и сотрудники, учредители, поставщики, покупатели, кредиторы, государственные органы (налоговые, статистики, внебюджетные фонды и др.

Налог на доходы физических лиц введен с 1 января 2001 года. Правила его расчета, состав доходов, облагаемых налогом, состав вычетов, льгот и налоговые ставки установлены Главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.

Цель курсовой работы состоит в проведение аудиторской проверки по налогу на доходы с физических лиц.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить основные понятия, цели, задачи, объекты аудита удержания налога на доходы физических лиц;

— изучить закон «Об аудиторской деятельности» и другие нормативные документы;

— раскрыть методику аудита удержания налога на доходы физических лиц.

Объектом является Общество с ограниченной ответственностью «Охрана».

1 Сущность и значение аудита налога на доходы физических лиц

1.1 Сущность, задачи аудита налога на доходы физических лиц

Слово «аудит» происходит от латинского слова «audio» (что значит «слушатель» или «слушающий»). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используемыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудитор — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период (либо определенного участка ведения бухгалтерского учета на предприятии, в нашем случае расчет по НДФЛ). Аудитор — специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.

Следует отметить, что аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально — правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или гражданского дела, поскольку представляет собой процессуально — правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

В связи с развитием аудиторской деятельности происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. За последние 25 лет аудит и аудиторские процедуры непрерывно развивались. Можно выделить три стадии развития:

¾ аудит, базирующийся на риске.

Подтверждающая стадия аудита характеризовалась тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры.

В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

Так как аудит — это предпринимательская деятельность, то есть деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Читайте так же:  Интер рао акции привилегированные

Аудит, базирующийся на риске — это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с точки зрения затрат проверку.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита, так как внешние аудиторы могут ограничить свою работу выборочными проверками и тестированием отдельных объектов контроля.

Аудит расчетов по налогу на доходы физических лиц может решать следующие задачи:

— оценка соответствующей в организации системы расчетов по налогу на доходы физических лиц;

— оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

— проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по налогу на доходы физических лиц;

— проверка соблюдения организацией законодательства.

1.2 План и программа проведения аудита

налога на доходы физических лиц

Созданный непосредственно перед проведением проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка. Для лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться графики, диаграммы и компьютерные системы.

Составляя план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

http://mirznanii.com/a/18774/audit-raschetov-po-ndfl

Аудит расчетов по НДФЛ

В плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть:

— проведенные оценки рисков аудиторской проверки.

В плане аудиторская организация определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку.

В плане рекомендуется предусмотреть:

— какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;

— какие существенные моменты следует охватить;

— какие выборочные планы надо разработать;

— формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов;

— распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;

— какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;

— бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;

— предполагаемые сроки работы группы;

— инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями плана аудита;

— контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.

Аудиторская организация определяет в плане необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.

План проверки предоставлен в Приложении А.

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении плана аудиторской проверки может иметь следующий вид:

— учредительные и другие общие документы организации (устав, лицензии,

— приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и т.п.);

— учетная политика предприятия;

— производственные запасы и т.д.

В данной курсовой работе объектом проверки является Налог на доходы физических лиц.

По существу, программа аудита является более детальным развитием плана аудита для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о проверяемых субъектах в соответствии с договором. Программа аудита составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. В программе детально описываются все процедуры, необходимые для реализации плана аудиторской проверки, а также цели и задачи по каждому участку проверки. В программе определяются также предельные сроки обработки и предоставления материалов для составления заключения. В программе строго определяется численность необходимого для аудита персонала, объем, последовательность и содержание работы каждого аудитора и ассистента, график их работы. Программа служит одновременно в качестве базового документа для контроля выполнения заданий отдельными аудиторами и ассистентами в аудиторской группе.

Аудиторские программы могут быть в виде: программы тестов контроля, которые содержат процедуры для сбора информации о функционировании системы внутрихозяйственного контроля организации; программы проверки оборотов и остатков на счетах, которые содержат процедуры для сбора информации непосредственно об оборотах и остатках на счетах.

Программа аудита может реализовываться на следующих этапах аудиторской проверки:

— этапе проведения предварительной проверки, связанной с ознакомлением с финансово-хозяйственной деятельностью, состоянием системы учета и внутрихозяйственного контроля организации;

— этапе проведения независимой проверки хозяйственных операций;

— этапе проверки достоверности данных статей бухгалтерского отчета.

Программа аудиторской поверки расчетов подоходного налога:

1. Проверка документов на оформление найма работников;

2. Проверка документов на оформление найма работников принятых по совместительству;

3. Проверка основания для начисления заработной платы;

4. Проверка начисления заработной платы согласно первичным документам;

5. Проверка основания для удержания подоходного налога;

6. Проверка основания для льгот по подоходному налогу согласно заявления физических лиц;

7. Счетная проверка правильности удержания подоходного налога с физических лиц;

8. Проверка идентификации подписи одного и того же лица в различных документах по выплате денежных средств;

9. Сверка отчета кассира в журнале регистрации расходных ордеров на соответствие расчетных ведомостей;

10. Проверка отражений суммы выплат по заработной плате и на счете 50;

11. сверка суммы удержанных по подоходному налогу с отчислениями со счета 51;

12. Проверка депонированной заработной платы;

13. Сверка ведомостей на выплату депонированной заработной платы с датой отчисления со счета 51 по тем же основаниям;

14. Проверка отражения в бухгалтерском учете данных по счету 68 (субсчет).

Аудиторская организация самостоятельно определяет требования к формам составления и оформления аудиторских планов и программ.

Аудиторская организация может разработать свои стандарты плана проверки и аудиторских программ.

Аудиторская программа является также средством обслуживания рабочего места и средством повышения качества работы каждого члена аудиторской группы. Поэтому программу аудита следует рассматривать как производственное задание, а ее нарушение — как нарушение трудовой и производственно дисциплины

Читайте так же:  Реорганизация юридического лица порядок осуществления
Видео (кликните для воспроизведения).

1.3 Нормативное регулирование аудита операций по удержанию

налога на доходы физических лиц

В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ.

Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. Глава 23 Налогового кодекса РФ называется «Налог на доходы физических лиц» (ст. 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ11 Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст.3341 она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (от 26 декабря 1994 г. №170).

Инструкция о составе средств, направляемых на потребление (Госкомстат РФ от 13 октября 1992 г. №6-3 (124)).

О порядке определения месячных тарифных ставок из расчета установленных часовых тарифных ставок (Госналогслужба РФ от 12 января 1994г. №ЮБ-6-10/12).

Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) (Правительство РФ от 21 марта 1994г. №210).

Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме (приложение №1 к постановлению Минтруда от 14 июля 1993г. №315).

О продолжительности работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником на рабочий день (Минтруда РФ от 25 февраля 1994г. №4).

План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ от 28 декабря 1994г. №173).

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992г. №522 с изменениями и дополнениями от 1 июля 1995г. №661).

О порядке выдачи средств на потребление (Центробанк РФ от 6 апреля 1994г. №14-5/82).

Инструкция о подоходном налоге с физических лиц (Госналогслужба РФ от 29 июня 1995г. №35 с изменениями и дополнениями).

Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера (Госкомстат от 10 июля 1995г. №89).

Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (Постановление фонда социального страхования РФ от 19 апреля 1994г. №21).

Методические рекомендации по исчислению совокупного годового дохода и начислению подоходного налога в организациях (Госналогслужба РФ б/н, ноябрь 1995г.).

2 Организация аудита расчетов по подоходному налогу

с физических лиц

2.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств

В ходе проведения проверки аудитор должен получить достаточные доказательства для составления объективного и обоснованного аудиторского заключения о проверяемых бухгалтерских (финансовых) отчетах.

Аудиторские доказательства — это информация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, которые служат для обоснования выражения им своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства нужны не только, аудиторам, проводящим проверки, но и, прежде всего, основным пользователям информации — администрации организации.

Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:

а) первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

б) регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

в) результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

г) устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

д) сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

http://mirznanii.com/a/18774-2/audit-raschetov-po-ndfl-2

Аудит расчетов по НДФЛ

е) результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

ж) бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур вне зависимости от того, проверяется одна или группа хозяйственных операций.

1. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет).

1.1. Пересчет заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов. Пересчет, как правило, осуществляется выборочно. При проведение аудиторской выборки аудиторские организации обязаны следовать установленным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» требованиям.

2. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.

2.1. Этот метод позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Полученная информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования этих операций.

3.1. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

4. Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны.

4.1. Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки. Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено. Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться аудиторской организацией к другим рабочим документам аудиторской проверки.

5.1. Под прослеживанием понимается процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете. Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах клиента.

6. Аналитические процедуры.

6.1. Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений. Типичными видами аналитических процедур являются:

а) сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

б) сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;

в) оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

г) сопоставление финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями соответствующей отрасли экономики;

д) сопоставление финансовой информации и нефинансовой (сведений о деятельности экономического субъекта, не отражаемой напрямую в системе его бухгалтерского учета).

6.2. Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан грамотно спланировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.

Читайте так же:  Регистрация присоединения юридического лица

Аудиторские доказательства найдем с помощью аудиторской выборки. В нашей организации численность работников 62 человека. Выборка будет проходить по табельным номерам, которые начинаются с 00001 по 00062.

Для выборки мы будем использовать систематический отбор. Это разновидность вероятностных методов отбора, в котором имеется существенный недостаток — возможность необъективности в формировании выборки. Однако метод применяется, т. к. у него есть и достоинства — простота, обеспечивающая скорость отбора, и автоматическая расстановка номеров по порядку. Упрощается и процесс документирования процедуры выборки. При систематическом отборе аудитор задается объемом выборки, затем вычисляет интервал, выбирает случайное число для определения начальной точки отсчета, и отбирает соответствующие элементы из совокупности.

Нам необходимо отобрать 10 сотрудников для проверки правильности начисления налога на доходы физических лиц из совокупности личных дел с табельными номерами от 00001 до 00062. Интервал в данном случае рассчитывается так: (62 — 1) : 10 = 6. Случайно выбранное число для начальной точки отсчета — 6. Таким образом, начиная с номера (1 + 6) = 7 составляем выборку.

Под проверку аудитора попадают следующие сотрудники:

Табельный номер Фамилия, ИО Должность Заработная плата
00007 Графовский С.В. Охранник 7 000
00013 Дорошенко С.Н. Главный бухгалтер 12 000
00019 Посохов Н.В. Ученик охранника 6 800
00025 Андреев С.Ю. Охранник 7 000
00031 Ткачев А.И. Водитель 7 200
00037 Миненко О.С. Начальник отдела кадров 7 800
00043 Гаршин Г.Т. Ученик охранника 6 800
00049 Лукьянов В.Ф. Охранника 7 000
00055 Калинкин Н.И. Охранник 7 000
00061 Гусев Ю.И. Водитель 7 200

Проверим правильность расчета начисления налога на доходы физических лиц у отобранных сотрудников. Будем рассматривать следующее: документы на оформление найма работников; документы на оформление найма работников принятых по совместительству; основания для начисления заработной платы; начисление заработной платы согласно первичным документам; основания для удержания подоходного налога; основания для льгот по подоходному налогу согласно заявления физических лиц; проверка правильности удержания подоходного налога с физических лиц; проверка идентификации подписи одного и того же лица в различных документах по выплате денежных средств; сверка отчета кассира в журнале регистрации расходных ордеров на соответствие расчетных ведомостей; проверка отражений суммы выплат по заработной плате и на счете 50; сверка суммы удержанных по подоходному налогу с отчислениями со счета 51; проверка отражения в бухгалтерском учете данных по счету 68 (субсчет).

2.2 Проверка правильности расчетов по подоходному налогу

с физическими лицами на примере OОО «Охрана»

Рассмотрим расчет заработной платы отобранных сотрудников. Стандартные налоговые вычеты по подоходному налогу гл. 23 НК РФ ст. 218 п.3 в ООО «Охрана» предоставляются всем работникам в размере 400 р. (действует до месяца, в котором доход превысил 40 000 р.), на одного ребенка 1000 р. (действует до месяца, в котором доход превысил 280 000 р.) на основании личного заявления (Приложение В), которое предоставляется в бухгалтерию организации ежегодно, в начале года.

Проверку начнем с сотрудника Графовского С.В., охранника. Двое детей. Табельный номер 00007.

Заработная плата 7 000 р. Суммарный годовой доход составит 84 000 = (7 000 * 12). Налоговый вычет работнику с июня 2009г. не предоставляется т.к. сумма дохода превышает 40 000 р.

Расчет: С 01.01.2009г. по 31.05.2009г. – (7 000 – 2 400) * 5 = 23 000 р. доход облагаемый налогу 13%, с 01.06.2009г. по 31.12.2009г. — (7 000 – 2 000) *7 = 35 000 р. доход облагаемый налогу 13%.

Налоговый вычет предоставляется на работника 400 р. и на детей 2 000 р.

Подоходный налог за 2009 год составит 7 540 = (58 000 * 13%).

Дорошенко С.Н., главный бухгалтер. Детей нет. Табельный номер 00013. Заработная плата 12 000 р. Суммарный годовой доход составит 144 000 = (12 000 * 12). Налоговый вычет работнику с апреля 2009г. не предоставляется т.к. сумма дохода превышает 40 000 р.

Расчет: С 01.01.2009г. по 31.03.2009г. – (12 000 – 400) * 3 = 34 800 р. доход облагаемый налогу 13%, с 01.04.2009г. по 31.12.2009г. — 12 000 * 9 = 108 000 р. доход облагаемый налогу 13%.

Налоговый вычет предоставляется на работника 400 р.

Подоходный налог за 2009 год составит 18 564 = (142 800 * 13%).

Посохов Н.В., ученик охранника. Один ребенок. Табельный номер 00019. Заработная плата 6 800 р. Суммарный годовой доход составит 81 600 = (6 800 * 12). Налоговый вычет работнику с июня 2009г. не предоставляется т.к. сумма дохода превышает 40 000 р.

Расчет: С 01.01.2009г. по 31.05.2009г. – (6 800 – 1 400) * 5 = 27 000 р. доход облагаемый налогу 13%, с 01.06.2009г. по 31.12.2009г. — (6 800 – 1 000) *7 = 40 600 р. доход облагаемый налогу 13%.

Налоговый вычет предоставляется на работника 400 р. и на одного ребенка 1 000 р.

Подоходный налог за 2009 год составит 8 788 = (67 600 * 13%).

Андреев С.Ю., охранник. Один ребенок. Табельный номер 00025.

Заработная плата 7 000 р. Суммарный годовой доход составит 84 000 = (7 000 * 12). Налоговый вычет работнику с июня 2009г. не предоставляется т.к. сумма дохода превышает 40 000 р.

Расчет: С 01.01.2009г. по 31.05.2009г. – (7 000 – 1 400) * 5 = 28 000 р. доход облагаемый налогу 13%, с 01.06.2009г. по 31.12.2009г. — (7 000 – 1 000) *7 = 42 000 р. доход облагаемый налогу 13%.

Налоговый вычет предоставляется на работника 400 р. и на одного ребенка 1 000 р.

Подоходный налог за 2009 год составит 9 100 = (70 000 * 13%).

Ткачев А.И., водитель. Детей нет. Табельный номер 00031.

Заработная плата 7 200 р. Суммарный годовой доход составит 86 400 = (7 200 * 12). Налоговый вычет работнику с июня 2009г. не предоставляется т.к. сумма дохода превышает 40 000 р.

Расчет: С 01.01.2009г. по 31.05.2009г. – (7 200 – 400) * 5 = 34 000 р. доход облагаемый налогу 13%, с 01.06.2009г. по 31.12.2009г. — 7 200 *7 = 50 400 р. доход облагаемый налогу 13%.

http://mirznanii.com/a/18774-3/audit-raschetov-po-ndfl-3

Планирование аудиторской проверки ндфл

Вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными в связи с большим количеством видов налогов и других выплат в бюджет, нестабильностью и несовершенством налогового законодательства.

Целью аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц является установление полноты и правильности расчетов по налоговым и другим платежам в анализируемом периоде.

Читайте так же:  Может ли учреждение быть учредителем ооо

Общей задачей проверки является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов причитающихся сумм, выявление причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности.

Исходя из перечисленных выше задач необходимо проверить:

— правильность определения объекта налогообложения;

— правильность применения ставок налога;

— законность и обоснованность применения льгот по оплате налога;

— полноту и своевременность перечисления взносов;

— правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;

— соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» записям в Главной книге и балансе;

— правильность и своевременность составления форм налогового учета и отчетности по бюджетному платежу.

Аудитор проводит проверку по расчетам с бюджетом по каждому расчету отдельно.

Аудитор до начала проведения проверки устанавливает особенности налогообложения данного объекта.

Планирование и программирование аудита учета расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации

Планируя аудиторскую проверку, необходимо установить материальность – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и, рассматриваться как несущественная, то есть не вводящая пользователей в заблуждение.

Расчет уровня существенности

Наименование базового показателя Значение базового показателя Доля, % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности
Балансовая прибыль предприятия 32 328 5 1616
Валовой объем реализации без НДС 219 919 2 4398
Валюта баланса 217 742 2 4355
Собственный капитал 69 581 10 6958
Общие затраты предприятия 159 491 2 3190

Среднеарифметическое значение показателей в столбце 4 составляет:

(1616 + 4398 +4355+ 6958 + 3190) / 5 = 4103

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(4103 – 1616) / 4103 * 100 % = 61 %

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(6958 – 4103) / 4103 * 100 % = 70 %

Так как отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, принимаем решение отбросить значение 1616 тыс. руб. и 6958 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении. Находим новую среднюю величину:

(4398 + 4355 + 3190) / 3 = 3981

Полученную величину допустимо округлить до 4000 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности.

Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:

(4000 – 3981) / 3981 * 100 % = 1 %.

Между уровнем существенности и степенью аудиторского риска существует обратная зависимость:

· Чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск;

· Чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.

Прежде чем приступить к проверке учета расчетов с бюджетом по существу был разработан вопросник «внутреннего контроля» по учету расчетов с бюджетом в ООО «Корпорация «Мир» который представлен в таблице 8.

С помощью вопросника определяется состояние внутреннего контроля организации, дается предварительная оценка учета расчетов с бюджетом, выявляются более слабые стороны в учете, а также планируется состав основных контрольных процедур.

Вопросник оценки системы внутреннего контроля по учету расчетов с бюджетом в ООО «Корпорация «Мир»

Да нет 1 Вес реквизиты документа заполнены? Нет 2 Достоверны ли первичные документы и правильно ли они составлены? да 3 Правильно ли отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы? да 4 Проверяется ли свод по начислению и удержанию заработной платы главным бухгалтером? да 5 Сопоставляются ли расчетные ведомости со сведениями из личных счетов работников? да 6 Проверяется ли обоснованность предоставления налоговых вычетов? Да 7 Нет ли случаев повторного удержания из заработной платы или неудержания НДФЛ? Нет 8 Сопоставляются ли тождественные показатели регистров учета и отчетности? Да 9 Отражается ли начисленный НДФЛ в личных счетах работников? да

На основании данных вопросника можно сделать вывод, что СВК в ООО «Корпорация «Мир» контроля находится на высоком уровне.

Аудиторский риск (АР) выражает меру готовности аудитора признать приемлемой вероятность содержания в финансовой отчетности материальных (существенных) ошибок после завершения аудита и выдачи клиенту стандартного аудиторского заключения без оговорок.

Аудиторский риск содержит несколько компонентов:

АР = НР * РСК * РН

НР – неотъемлемый риск. Означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

РСК – риск средств контроля. Означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

РН – риск необнаружения. Означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажения остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций по отдельности, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

По данному объекту исследования примем:

НР составляет 80 %;

После простых вычислений получаем значение риска при аудите 4 %

План проведения аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц.

План аудита учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц

Проверяемая организация: ООО «Корпорация «Мир»

Период аудита: с 01.01 по 31.12 2009 года

Количество человеко-часов: 120

Планируемый аудиторский риск: 4 %

Планируемый уровень существенности: 4000 тыс. руб.

№ п/п Наименование аудиторских процедур Период проведения Исполнитель
1 Общая оценка организации учета расчетов по налогу на доходы физических лиц и аудит оформления первичных документов 01.03.09 – 03.03.09 Амирханова Г. А., Иванова А. А.
2 Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов 01.03.09 – 03.03.09 Амирханова Г. А., Иванова А. А
3 Аудит обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы 01.03.09 – 03.03.09 Амирханова Г. А., Иванова А. А.
4 Проверка тождественных показателей регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности 03.03.09 – 05.03.09 Амирханова Г. А., Иванова А. А.

Программа проведения аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы с физических лиц.

Проверяемая организация: ООО «Корпорация «Мир»

Период аудита: с 1 января по 31 декабря 2009 года

Количество человеко-часов: 160

Руководитель аудиторской группы: Иванова А. А.

Состав аудиторской группы: Амирханова Г. А., Иванова А. А.

Планируемый аудиторский риск: 4 %

Планируемый уровень существенности: 4000 тыс. руб.

Программа аудита учета расчетов с бюджетом по НДФЛ

Видео (кликните для воспроизведения).

http://findout.su/10×27729.html

Планирование аудиторской проверки ндфл
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here