Планирование аудиторской проверки план программа

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Планирование аудиторской проверки план программа". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Отправить по почте

Примерный перечень типовых аудиторских рабочих документов для проведения аудита, разработанный в рамках проекта ТАСИС «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации»

Сборник типовых аудиторских рабочих документов для проведения аудита

Дата публикации: 29.06.2015

Дата публикации: 29.06.2015

Условия выполнения работ

Обмен информацией в процессе работы по проекту

Дата публикации: 29.06.2015

Планы, программы и графики

Дата публикации: 29.06.2015

Матрицы изменений и/или оборотный баланс

«АБВ Аудит». Финансовая отчетность

Дата публикации: 29.06.2015

Дата публикации: 29.06.2015

Образец формы заявления руководства

Дата публикации: 29.06.2015

Дата публикации: 29.06.2015

Образец формы отчета лицам, исполняющим управленческие функции

Дата публикации: 29.06.2015

Образец формы отчета руководству компании

Дата публикации: 29.06.2015

Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

109097, Москва, ул. Ильинка, д.9
+7 (495) 987-91-01

Материалы официального сайта

СМИ, учредителем которых является Минфин России

Федеральные службы

Федеральные агентства

Минфин в соцсетях

Минфин.Документы

Все материалы сайта
доступны по лицензии:
Creative Commons
«Attribution» 4.0
Всемирная

1.3. Планирование и программа производственного аудита

1.3. Планирование и программа производственного аудита

Порядок планирования аудита, в том числе и производственного, определяется правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» [14,102,117].

Планирование способствует тому, чтобы важным областям производственного аудита было уделено необходимое внимание, выявлены потенциальные проблемы, работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

При планировании производственного аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана аудита;

в) подготовка и составление программы аудита.

Содержание предварительного планирования производственного аудита

На этапе предварительного планирования, аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить общую информацию о фирме, оценить возможность проведения аудита.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:

  1. Бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
  2. предполагаемые сроки работы группы;
  3. количественный состав группы;
  4. должностной уровень членов группы;
  5. преемственность персонала группы;
  6. квалификационный уровень членов группы.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур, аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
  • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Читайте так же:  Для кого обязателен аудит в году

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

  • описывать сущность процедур, отражая важные детали, давать инструкции членам аудиторской команды;
  • отражать продолжительность проверки и ожидаемый срок выполнения;
  • содержать следующую информацию по каждой процедуре:
    • ссылку на рабочие документы, отражающие полученное доказательство;
    • инициалы члена аудиторской команды, выполняющего работу;
    • дату окончания работы;
    • информацию о выявленных исключениях из правил и их разъяснение.

По окончании процесса планирования, аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом разработано техническое задание на проведение обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий и организаций, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации. При этом сформулированы и задачи производственного аудита- Таблица 3.

Задачи и подзадачи производственного аудита организации

Планирование аудита | Аудиторские процедуры

Понимание деятельности аудируемого лица

Подготовка письма-соглашения об условиях аудиторского задания

Информация об обособленных подразделениях

Подготовка договора на проведение аудиторской проверки

Протокол встречи с сотрудниками обслуживающей организации

Протокол встречи с предыдущим аудитором

Подтверждение от аудитора компонента

Протокол обсуждения вопросов членами аудиторской группы

Протокол обсуждения вопросов членами группы по проверке консолидированной финансовой отчетности

Изучение влияния законодательства на деятельность предприятия

Анализ остатков на начало периода

Бесплатные обучающие вебинары по IT Audit

Ответим на вопросы действующих и потенциальных пользователей. Покажем работу программы и рабочие документы по МСА.

26.2. План и программа аудита

Планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности включает:

планирование проверки по существу — составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

планирование состава группы аудиторов для проверки;

составление календарного графика проверки, т. е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

План аудита должен содержать информацию об основных орга-низационных вопросах:

уровень (уровни) существенности;

оценку аудиторского риска;

сроки проведения проверки;

состав аудиторской группы;

перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнения.

Программа аудита содержит подробную информацию об ауди-торских процедурах, необходимых для практической реализации общего плана аудита:

виды процедур, которые будут использоваться при проверке;

способы применения процедур;

Разработка общего плана и программы аудита происходит после предварительного сбора информации о предприятии, а именно об особенностях его хозяйственных процессов, специфике деятельности.

Процесс планирования можно разделить на 2 этапа:

подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после направления аудитором предприятию письма-обязательства о согласии на проведение аудита.

В то же время планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является непрерывным процессом. Аудитор в процессе аудита обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:

предприятие предоставило неточные сведения о положении дел, что привело к изменению основных позиций проверки;

обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;

произошло изменение сроков проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности по вине предприятия.

По итогам предварительного планирования аудиторская ор-ганизация окончательно решает вопрос о возможности проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

При разработке общего плана и программы аудита определяется и стратегия аудиторской проверки.

Достоверность данных, отраженных в форме № 1 и форме № 2, проверяется в ходе анализа соответствующих объектов аудита (аудит основных средств, нематериальных активов, материально про-изводственных запасов, резервов и пр.). Однако финансовая (бух-галтерская) отчетность является самостоятельным сегментом аудита, поскольку существующие нормативные акты предъявляют ряд требований именно к ней. Исходя из анализа указанных требований, можно выделить следующие задачи проверки отчетности, что и должно найти отражение в плане и программе аудита:

включение в финансовую (бухгалтерскую) отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений;

соответствие данных финансовой (бухгалтерской) отчетности данным учетных регистров и инвентаризации;

полнота раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период;

полнота раскрытия информации о данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, приведенной в пояснительной записке;

соблюдение взаимоувязки форм отчетности;

правильность оценки статей отчетности;

достоверность показателей отчетности;

формирование сводной отчетности.

Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках и пр.) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки.

Объем выборки зависит:

от степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции финансовой (бухгалтерской) отчетности;

степени точности ожидаемых результатов;

оценки надежности системы внутреннего контроля.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. На изменение общего плана могут повлиять:

уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;

результаты проверочных процедур позиций отчетности с высокой степенью риска, если количество ошибок намного превышает планируемый объем;

прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты.

Все изменения плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отразить в рабочей документации. Вносимые в план изменения, а также их причины аудитор должен подробно документировать.

Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.

Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Общий план и программа аудита должны быть оформлены в порядке, установленном внутрифирменными стандартами аудиторской организации, и соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

План и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда: план и программа аудита

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Цель планирования аудита по МСА

Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, о чем будет сказано ниже.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

– размера проверяемого субъекта;

– сложности предстоящей проверки;

– опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

– знания бизнеса клиента.

Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке.

Процесс планирования аудита по МСА

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

— понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;

— проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;

— тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Типичные ошибки при аудите расчетов с персоналом по оплате труда

В ходе проведенного аудита расчетов с персоналом по оплате труда обычно выделяют следующие ошибки:

— в коллективном договоре предприятия не предусмотрена выплата заработной платы в натуральной форме, хотя фактически такая оплата производится;

— заработная плата на предприятии выдается с большими задержками;

— нарушен порядок расчета среднего заработка при составлении записки-расчета при прекращении (расторжении) трудового договора с работником;

— в Приказах (распоряжениях) о приеме на работу неправомерно применяется формулировка «постоянно»;

— в личной карточке работника не указаны характер работы, реквизиты документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний работника, стаж работы в днях, месяцах, годах;

— в приказе (распоряжении) о предоставлении отпуска работнику не указан год начала ежегодного основного оплачиваемого отпуска;

— в приказе (распоряжении) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) в основании не указана ссылка на дату и номер документа, на основании которого готовится приказ и прекращается действие трудового договора.

Планирование аудиторской проверки по МСА

МСА 300 Планирование аудита

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Элементы планирования аудита по МСА

Видео (кликните для воспроизведения).

Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в МСА 300:

– выработка общей стратегии проверки;

– составление плана аудита;

– внесение изменений в план в ходе проверки;

– осуществление руководства, контроля и надзора;

– документирование действий, связанных с вышеперечисленными аспектами.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:

– согласно МСА 220 провести процедуры, касающиеся продолжения работы с клиентом и специфики аудиторского задания, и оценить соблюдение этических требований;

– обеспечить понимание условий задания в соответствии с МСА 210.

Данные установки МСА 300, в частности, означают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита.

Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита.

Программа аудита расчетов по заработной плате — пример

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита.

ПРОГРАММА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Проверяемая организация ООО «ХХХХХ»

Период аудита 12.09.2018 – 12.10.2018

Количество человеко-часов 169

Руководитель аудиторской группы Грекова Е.Г.

Состав аудиторской группы Грекова Е.Г.

Планируемый аудиторский риск ___%

Планируемый уровень существенности _______ тыс. руб.

План аудита расчетов по заработной плате — пример

ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА ОПЕРАЦИЙ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И РАСЧЕТАМ С ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ

Проверяемая организация ООО «ХХХХХХ»

Период аудита 12.09.2018 – 12.10.2018

Количество человеко-часов 169

Руководитель аудиторской группы Грекова Е.Г.

Состав аудиторской группы Грекова Е.Г.

Планируемый аудиторский риск ______ %

Планируемый уровень существенности _______ тыс. руб.

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения (в часах) Исполнитель Примечание
1 Общая оценка организации учета операций по оплате труда и расчетам с персоналом по прочим операциям 27 Грекова Е.Г.
2 Аудит системы на­числений заработ­ной платы 46 Грекова Е.Г.
3 Аудит обоснован­ности предоставле­ния налоговых вы­четов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы 40 Грекова Е.Г.
4 Аудит тождествен­ности показателей бухгалтерской от­четности и регист­ров бухгалтерского учета 17 Грекова Е.Г.
5 Аудит расчетов по начислению взносов во внебюджетные фонды 39 Грекова Е.Г.

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени: ИвановаН.П. ____________________ /

Руководитель аудиторской группы: Грекова Е.Г. _____________/

Разработка общей стратегии планирования аудита по МСА

В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования и проводится следующая работа:

1. Определяются характеристики задания, влияющие на его объем: применяемые основы финансовой отчетности, специфические отраслевые требования, наличие обособленных подразделений и др.

2. Устанавливаются требования к отчетности по результатам выполнения задания, включающие сроки окончания проверки, промежуточного и окончательного отчетов, даты сообщения информации по результатам аудита представителям руководства клиента.

3. Рассматриваются важные факторы, которые могут оказать влияние на направление действий аудиторской группы. Среди этих факторов – уровень существенности, выявление участков, наиболее подверженных риску возникновения существенных искажений, предварительная оценка эффективности внутреннего контроля аудируемой организации, определение значительных специфических особенностей деятельности предприятия и его отчетности. Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:

– кадровый потенциал и его распределение по направлениям, этапам проверки – учитывается наличие специалистов, имеющих опыт работы с данным клиентом; способных справиться с повышенными областями риска, отвечающих требованиям, предъявляемым к экспертам, для решения сложных вопросов; определяется очередность привлечения данных специалистов на начальном, промежуточном и заключительном этапах аудита;

– руководство кадрами – планируется инструктаж персонала, обсуждение вопросов с членами аудиторской группы, текущий очный и заочный контроль проведения проверки и обзорная проверка качества выполнения задания.

При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия.

Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

Состав плана аудита по МСА

План должен содержать:

– детальную информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений в соответствии с МСА 315;

– подробную информацию о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур в отношении каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в отчетности в соответствии с МСА 330;

– перечень других процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы проведенный аудит соответствовал МСА.

В приложении к МСА 300 перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:

– применяемые основы финансовой отчетности, подлежащей аудиту;

– отраслевые особенности составления финансовой отчетности;

– планируемый объем аудита, рассчитанный с учетом работы с обособленными подразделениями;

– характер контроля, осуществляемого головной организацией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;

– использование работы других аудиторов при проведении аудита обособленных подразделений;

– характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;

– валюта представления финансовой отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;

– необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;

– наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

– использование аудируемым лицом услуг специализированных обслуживающих организаций, а также способ, каким аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;

– возможность использования доказательств, полученных в ходе предыдущих проверок;

– влияние информационных систем на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;

– соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой отчетности;

– обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с персоналом аудиторской фирмы, ответственным за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;

– возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

Внесение изменений в план в ходе проверки. Как уже говорилось, планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их.

Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в МСА 220.

Пример планирования аудиторской проверки из практики

Аудиторская фирма заключила договор на проведение аудита с оптово-розничной организацией. При разработке общего плана и программы аудита старший аудитор решил сократить объем аудиторских процедур, мотивируя свои действия следующими фактами:

а. высокая квалификация аудиторов;

б. однотипность и массовость товарных операций;

в. простота учетной политики клиента.

Определите правомерность действий аудитора и дайте им оценку.

Планирование аудиторского задания является непрерывным процессом. Предварительное планирование должно обеспечить уверенность в том, что аудитор рассмотрел разные события и обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на возможности выполнения аудита, таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. По результатам предварительного планирования разрабатывается общая стратегия аудита, помогающая аудитору определить характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения всех условий аудиторского задания.

После принятия стратегии аудита разрабатывается тактика проверки в виде детального плана (программы). В соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», планирование аудиторской проверки позволяет:

— обозначить наиболее важные области аудита;

— эффективно распределить объем работ среди аудиторов;

— определить размеры субъекта, сложность аудиторской проверки;

— приобрести знания о бизнесе клиента;

— обозначить существенные события, операции, влияющие на финансовую отчетность.

Форма и содержание плана аудита может изменяться в зависимости от размеров бизнеса экономического субъекта; сложности аудиторской проверки; конкретных методик и технологий, применяемых аудитором в процессе аудита. Аудитор может обсудить элементы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством клиента в целях координации своих действий с работой персонала клиента для обеспечения эффективности проверки. Однако за аудитором сохраняется ответственность за план и программу аудита.

3.Планирование аудиторской проверки. План и программа аудита

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

3. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

5. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Общий план аудита

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

10. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

11. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта).

Изменения в общем плане и программе аудита

12. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

1.Субъекты экономики. Факторы производства. Кругооборот продукта и капитала.

Для производства товаров необходимы определенные ресурсы или факторы производства. К ним относятся:

1). Труд, т.е. способность людей совершать определенные действия с другими факторами производства.

2). Земля, т.е. природные ресурсы. К ним относятся земля в узком смысле: 1) место, на котором осуществляется производство, 2) верхний слой земли (почва), обладающий свойством плодородия, 3) недра земли как источник полезных ископаемых, далее, воздух, вода из природных водоемов, природные силы: ветер, солнечная энергия, гидроэнергия, энергия приливов и др.

3). Капитал. Это физический капитал, т.е. находящиеся у предприятия средства труда (помещения, машины, оборудование, инструменты и др.) и материальные оборотные средства (запасы материалов, готовой продукции, незавершенное производство). Это также денежный капитал.

Эти три фактора называют «классическими».

4). Предпринимательская способность. Это способность организовывать производство.

5). Технический прогресс.

6). Информация, т.е. базы данных, в том числе, электронные.

К основным субъектам рын. экономики относятся:

1). Домашние хозяйства, т.е. семьи. Они владеют всеми факторами производства и предоставляют их в пользование фирмам за плату. За эту плату они приобретают у фирм изготовленные ими товары, которые используют на личное потребление. Эта плата принимает форму факторных доходов: оплаты труда, ренты (доход от передачи в пользование природных ресурсов), процента (доход на капитал) и предпринимательского дохода.

2). Фирмы. Фирмы получают в пользование от домохозяйств факторы производства, которые используют для изготовления товаров. Выручка от реализации товаров направляется на выплату факторных доходов домохозяйствам.

3). Государство. Государство собирает налоги с домохозяйств, получает от домохозяйств факторы производства, приобретает у фирм товары для государственных нужд, за счет налогов оплачивает факторы производства, товары, а также выплачивает пенсии домохозяйствам.

Модель кругооборота продуктов и доходов в самой простой версии.

Расходы одного субъекта явля­ются доходами другого. Расходы домашних хозяйств, произведен­ные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами для владельцев последних — домашних хозяйств. Таким образом строится один кругооборот — денежный, который можно назвать «доходы — расходы». Но имеется и встречный — материально–вещественный кругооборот, который можно назвать «ресурсы — продукция». Потребительские товары производятся предприятиями, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Но возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресурсы.

Расширенная модель кругооборота. Теперь рассмотрим взаимосвязи основных субъектов экономики с учетом финансовых рынков. При этом отразим не только движение продукта и денег, но и капитала.

С одной стороны, гос–во собирает фин ресурсы: прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, поземельный, взносы в социальные фонды и др.), прямые налоги с предприятий (на прибыль, на корпорацию и т.п.), а также косвенные налоги – формально с предприятий, а фактически со всего общества (налог с оборота, акцизы и др.). С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. До­машние хозяйства получают от него пенсии, стипендии, различные виды дотаций (например, на квартирную плату), работники госсектора – зарплату. Все эти выплаты называются трансфертами. Предприятия получают от государства субсидии, налоговые льготы дополнение к этому госпредприятия и организации пользуются: государственными инвестициями. Государство также осуществляет закупки для своих нужд на рынке продуктов. Оно заимствует средства на финансовых рынках продавая на нем свои облигации, а затем погашает задолженности выкупая их с процентами.

Домашние хозяйства, получая доходы как владельцы ресурсов, делят их на две части — потребление и сбережения. Сбережения они направляют в различные финансовые институты (вклады в банки, инвестиционные, пенсионные и др фонды, покупка акций и облигаций частных предпр–й и гос–ва). Тем самым создаются различные финансовые рынки, на которых предприятия осуществляют заимствования инвестиционных средств, в которых они нуждаются, чтобы дополнить собственные внутренние источники финансирования. В обратном направлении к домашним хозяйствам текут доходы от финансовых вложений – проценты и дивиденды. Результатом нормального хода кругооборота продукта и капитала является возможность непрерывного существования и выполнения своих экономических функций всеми субъектами экономики. Именно этот непрерывный и возобновляющийся процесс экономисты называют воспроизводством

Четыре сферы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. Помимо производства важную роль играет сфера распре­деления, которая включает:

распределение факторов производства по субъектам кто собственник тех или иных факторов);

распределение произведенных благ и полученных доходов между субъектами рыночной экономики в зависимости от прав собственности, экономической власти.

При этом различают первичное и вторичное распределение, или перераспределение. Активную роль в перераспределении через на­логи и государственные расходы играет государство.

В сферу обмена поступают произведенные продукты и услуги. Обмен необходим и возможен в силу общественного разделения труда, т.е. специализации производителей. Опосредуют обмен деньги, хотя могут существовать и случаи прямого товарообмена (бартера), что нетипично для развитых рынков

Путем обмена блага поступают в сферу потребления, которое делится на:

а) личное потребление (предметы потребления длительного и крат­косрочного пользования);

Видео (кликните для воспроизведения).

б) производственное потребление (машины, оборудование, сырье и т.п).

Источники

Планирование аудиторской проверки план программа
Оценка 5 проголосовавших: 1