Подведомственность хозяйственных споров арбитражными судами

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Подведомственность хозяйственных споров арбитражными судами". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Подведомственность и подсудность

Понятие и виды подведомственности

Экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений (связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью), разрешаются различными органами гражданской юрисдикции:

  1. во-первых, государственными органамисудебной власти — в основном арбитражными судами, а также судами общей юрисдикции;
  2. во-вторых, государственными органами исполнительной власти, в основном в предварительном внесудебном порядке, например, налоговыми органами;
  3. в-третьих, в частноправовом порядке: в согласительном порядке сторонами (при наличии установленного федеральным законом обязательного претензионного порядка разрешения спора, в рамках процедур медиации и иных до- и внесудебных форм урегулирования споров), а также третейскими судами, международными коммерческими арбитражами как органами частноправового применения.

Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Для определения подведомственности арбитражного суда используются следующие критерии.

Первый и основной критерий — спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

К экономическим спорам относятся споры из гражданских (ст. 28 АПК РФ) и административных и иных публичных правоотношений (ст. 29). Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношений является местоположение регулирующих их правовых норм.

Второй критерий — субъектный состав сторон. Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, — с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).


К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • юридические лица,
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя,
  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • государственные органы, иные органы,
  • должностные лица,
  • прокуроры,
  • иностранные организации,
  • международные организации,
  • иностранные граждане,
  • лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность,
  • организации с иностранными инвестициями.

Помимо указанных критериев (экономического характера (предмета) спора и его связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также субъектного состава), в процессуальном законодательстве используются иные дополнительные критерии подведомственности: наличие договора между сторонами спора, спорность либо бесспорность права, а также характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

Выделяют несколько видов подведомственности.

По терминологии АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ):

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К специальной подведомственности отнесены также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

  • дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
  • когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, например налоговыми органами.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе.

Нарушение подсудности арбитражного суда. Последствия подобного нарушения

В случаях, когда дело подается на рассмотрение в арбитражный суд, полномочия которого не допускают разрешения спора подобного типа, оно возвращается стороне-истцу с указанием несоответствия подсудности.

При этом сторона-истец не вправе требовать от конкретного, не уполномоченного суда принятия иска.

Если же несоответствие полномочий арбитражного суда подсудности дела открылось уже после принятия на рассмотрение иска или в ходе судопроизводства, то конкретный арбитражный суд обязан передать спор на разрешение тому арбитражному суду, у которого есть все полномочия на рассмотрение спора в пределах своей компетенции. При этом уполномоченный суд не вправе отказаться от принятия на рассмотрение спора от другого арбитражного суда, поскольку это не предусмотрено российским законодательством.

Читайте так же:  Бизнес план открытия организации

Подведомственность споров арбитражному суду. Понятие, виды и критерии подведомственности

Подведомственность (предметная компетенция) — круг дел, отнесённых федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов. Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. п. 1 — 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ:

— о несостоятельности (банкротстве);

— по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

— по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

— по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

— о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных законом.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.

Договорная подведомственность — определяемая взаимным соглашением сторон.

Императивная подведомственность— дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

— дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;

— когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке. Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав.

Заинтересованное в разрешении спора лицо вправе по своему усмотрению обратиться к любому из органов, названных в законе; при обращении за разрешением спора во внесудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, заинтересованное лицо не лишается права на обращение в суд.

В АПК РФ нет оснований для отказа в принятии искового заявления (в том числе и в связи с неподведомственностью), поскольку установление обстоятельств дела, свидетельствующих об отсутствии права на обращение в суд, может производиться только в судебном заседании и быть основанием для прекращения производства по делу (п. 1 ст. 150 АПК РФ). Временная неподведомственность дела арбитражному суду, связанная с несоблюдением претензионного порядка, является основанием либо для оставления заявления без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ), либо для оставления заявления без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Основные критерии подведомственности дел арбитражным судам:

1) характер спорного правоотношения, которое должно носить гражданский, административный либо иной характер, связанный с предпринимательской деятельностью;

2) экономический характер спора — отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

Дополнительными критериями определения подведомственности дела арбитражному суду могут выступать спорность либо бесспорность права, наличие соглашения сторон, а также характер оспариваемого правового акта (имеет ли он нормативный либо ненормативный характер):

1) спорность либо бесспорность права — разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами, органами государственной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов;

2) наличие договора между сторонами спора — разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи, при наличии трех условий:

— спор должен вытекать из гражданских правоотношений;

— спор должен быть одновременно подведомствен арбитражному суду;

— соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда должно быть достигнуто до принятия решения арбитражным судом, т.е. до окончания разбирательства дела по существу;

3) в зависимости от того, носит правовой акт нормативный или ненормативный характер при определении подведомственности дел об оспаривании актов государственных органов и органов местного самоуправления и т.д., происходит разграничение подведомственности между Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции с одной стороны и арбитражными судами с другой стороны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9053 —

| 7681 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Арбитражный суд Приморского края

Особенности и виды территориальной подсудности

Одной из особенностей территориальной подсудности является разграничение полномочий на рассмотрение спора в пределах одной ветви арбитражных судов (арбитражные суды субъекта федерации). Территориальная подсудность и ее виды бывают:

  • договорная;
  • по связи дел между собой;
  • общая;
  • альтернативная;
  • исключительная.
Читайте так же:  Отсутствие обязательного аудита ответственность

Под общим видом территориальной подсудности понимается установленное законодательством правило – рассмотрение арбитражного дела по месту фактического/юридического нахождения стороны-ответчика. То есть экономический или предпринимательский спор должен быть разрешен там, где находится организация-ответчик по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве юридического лица или ИП, или постоянно зарегистрирован гражданин (физическое лицо), являющееся ответчиком по делу. Под договорной подсудностью понимается возможность изменения подсудности конкретному суду, определенному по месту нахождения стороны-ответчика, в рамках договоренности сторон. То есть если в силу действующих обстоятельств в качестве суда первой инстанции выбран конкретный территориальный суд, то он может быть заменен другим территориальным арбитражным судом, если обе стороны спора на это согласны.

При этом выбранный изначально арбитражный территориальный суд не должен начать судопроизводство по спору.

Если судебные заседания по экономическому спору уже начаты, изменить территориальный суд уже нельзя даже по согласию обеих сторон-участников. Под подсудностью по связи дел между собой понимается необходимость рассмотрения встречного спора в том же территориальном суде, где был рассмотрен первый спор. То есть если одна из сторон спора выдвигает встречный иск, то рассматривать его будет тот же суд, что и первое дело, независимо от территориальной принадлежности. Альтернативной подсудностью в рамках действующего Арбитражно-процессуального кодекса РФ называется возможность выбора территориального суда в зависимости от местонахождения стороны-ответчика на усмотрение стороны-истца.

Истец вправе сам выбрать, в какой территориальный суд подавать на разрешение спор.

Под исключительной арбитражной подсудностью понимается принадлежность некоторых споров конкретным территориальным арбитражным судам. Так, споры о праве собственности на недвижимое имущество (квартира, дом, строение, земельный участок и прочие) не могут быть рассмотрены никакими арбитражными судами, кроме тех, на территории которых расположено это имущество. Другими исключительно подсудными спорами являются споры:

  • о банкротстве стороны-должника;
  • о перевозе грузов или пассажиров, или их багажа;
  • о праве на воздушные суда, морские суда, объекты космической принадлежности, суда, относящиеся к судам внутреннего плавания.

Правила подсудности арбитражных споров

В рамках российского законодательства под подсудностью дел арбитражного суда понимаются полномочия, которыми наделены те или иные арбитражные суды для рассмотрения споров. Так, предусмотрено несколько больших категорий подсудностей:

  • родовая;
  • территориальная;
  • специальная;
  • договорная;
  • субъектов федерации;
  • федеральный арбитраж;
  • суды интеллектуальных споров;
  • Высший Арбитражный Суд;
  • по выбору истца.

При этом для определения принадлежности конкретного спора существует ряд критериев. Так, помимо того, что спор должен носить экономический характер, необходимо определить, что именно является предметом этого спора, кто выступает в роли сторон-участников.

Процесс

Дальневосточное ГУ Центрального банка Российской Федерации

Проблемы при определении арбитражной подсудности споров

Несмотря на существующие четкие критерии определения подсудности того или иного спора, на практике нередко возникают проблемы. Так, сторона-истец может подать на рассмотрение иск в арбитражный суд, который в ходе судебного разбирательства или открытия новых обстоятельств теряет свои полномочия на рассмотрение. Например, спор был разрешен одним судом первой инстанции, а встречный иск направлен в другой территориальный суд.

В этом случае имеет место нарушение подсудности по связи дел между собой.

Или, например, иск был отправлен на разрешение в территориальный суд по последнему известному месту нахождения стороны-ответчика (если его настоящее место пребывание неизвестно). Но в ходе судебного разбирательства было определено фактическое местонахождение, территориально отличное от последнего известного. Суд вправе передать дело на рассмотрение в уполномоченный территориальный арбитражный суд по вновь открывшимся обстоятельствам. Оспорить решение определения подсудности невозможно, поскольку данный процесс не предусмотрен действующим законодательством.

ОКТМО

Получатель

Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока)

Виды подсудности арбитражно-процессуальных дел

Подсудность дел арбитражным судам определяется исходя из предмета спора, а также других нюансов. Так, при наличии соглашения участников спора он приобретает характер договорного спора, где решение принимается на основании заключенного соглашения сторон. Институтом арбитражной подсудности определяется то, какие дела и какими именно видами арбитражных судов могут быть рассмотрены. Основными типами арбитражной подсудности являются территориальная и родовая подсудность. Под родовой подсудностью в рамках действующего законодательства понимается распределение дел между всеми существующими видами арбитражных судов по роду рассматриваемого дела. Так, существует ряд споров, которые могут быть разрешены только с участием Высшего Арбитражного Суда. К таким делам относятся:

  • споры, возникающие между субъектами РФ, в основе которых лежат экономические вопросы;
  • споры, возникающие между РФ как государством и конкретным субъектом;
  • споры, в основе которых лежит оспаривание принятых Президентом или Правительством, а также федеральными исполнительными органами РФ нормативно-правовые и правовые акты, носящие ненормативных характер, которые затрагивают вопросы осуществления предпринимательской или экономической деятельности.

При этом при рассмотрении таких дел Высший Арбитражный Суд выступает в роли суда первой инстанции, а при неполучении удовлетворительного результата решение может быть оспорено только в Верховном Суде РФ, а также в Конституционном Суде РФ при наличии на то оснований. Федеральные арбитражные суды (арбитражные суды конкретного округа или района) вправе, согласно нормам Арбитражно-процессуального кодекса России, рассматривать дела, предметом спора которых являются компенсации за нарушенные сроки судопроизводства или исполнения вступившего в силу решения суда. Помимо предмета спора для определения подсудности арбитражных дел немаловажную роль играет и территориальная принадлежность, согласно которой тот или иной вид арбитражного суда вправе рассматривать конкретный спор. Данное явление носит название территориальной подсудности.

Понятие, виды и правила о подсудности

Видео (кликните для воспроизведения).

Институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности — родовая и территориальная.

Читайте так же:  Присоединение ооо без увеличения уставного капитала

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу все споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов округов.

Подсудность Высшему Арбитражному Суду РФ согласно ч. 2 ст. 34 АПК РФ заключается в следующем. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции:

  1. дела об оспаривании нормативных правовых актовПрезидента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 3 ст. 34 АПК РФ).

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т. е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ. Территориальная подсудность может быть общей, альтернативной, исключительной, по связи дел и договорной.

В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 36 АПК РФ. Например, иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.

Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом (ст. 38 АПК РФ). Например, иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). В этот же арбитражный суд предъявляется исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 50 АПК РФ).

В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения).

Дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.

Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:

  1. ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
  2. обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
  3. при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  4. при рассмотрении дела в суде было установлено, что одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
  5. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.

О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение, которое может быть обжаловано. Споры о подсудности между арбитражными судами в РФ не допускаются.

Процессуально-правовые последствия неподсудности дела арбитражному суду являются основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ). По смыслу закона (ст. 39 АПК РФ) дело, принятое арбитражным судом к своему производству с нарушением правил о подсудности, должно быть передано для рассмотрения в другой суд.

Подведомственность хозяйственных споров

Само слово «подведомственность» раскрывает свою суть, обозначая, какие дела, вопросы отнесены к ведению того или иного ведомства. В связи с этим в литературе иногда подведомственность отождествляют с компетен­цией, заявляя, что она разграничивает компетенцию раз­личных органов. Но это не совсем так, поскольку ком­петенция хозяйственных судов не сводится к правомо­чию разрешения хозяйственных споров. Она включает в себя решение и целого ряда других вопросов. Поэтому, сопоставляя понятия компетенция и подведомственность, следует иметь в виду, что подведомственность хозяйствен­ных судов означает их компетенцию только в части того, какие споры относятся к их ведению. В этом плане под­ведомственность хозяйственных судов отграничивает их полномочия по разрешению споров от других юрисдик-ционных органов.

В ст. 1 Закона «О хозяйственном суде» указывается, что хозяйственный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров между юри­дическими лицами, государственными и другими орга­нами. Но эта норма не является абсолютной. Во-первых, рядом дополнительных законов было установлено, что арбитражным (хозяйственным) судам подведомствен­ны и хозяйственные споры с участием граждан (а не только юридических лиц) осуществляющих предпри­нимательскую деятельность, а в некоторых случаях и граждан, не являющихся субъектами предприниматель­ской деятельности.

Во-вторых, указывая о подведомственности хозяй­ственным судам всех хозяйственных споров, норма име­ла прежде всего в виду прекращение рассмотрения та­ких споров ведомственными арбитражами, общими су­дами (когда одной из сторон являлся колхоз), вышесто­ящими органами ответчика при незначительной сумме спора, налоговыми инспекциями, банками. Это четко было подтверждено постановлением Верховной Рады от 6 но­ября 1991 г. «О порядке введения в действие Арбитраж­ного процессуального кодекса Украины». В нем гово­рится, что дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов Украины, которые до 1 марта 1992 г. (с этой даты вводился в действие АПК) разрешаются судами, арбитра­жами министерств, ведомств, налоговыми инспекциями, банками, вышестоящими по отношению к должникам органами, а также другими государственными, коопера­тивными и общественными органами, начатые и незакон­ченные производством до 1 марта 1,992 г., подлежат раз­решению указанными органами. Следовательно, после 1 марта 1992 г. все указанные органы лишались права воз­буждать и рассматривать новые дела.

Читайте так же:  Субъект малого предпринимательства и обязательный аудит

В-третьих, ст. 12 ХПК определяет в общих чертах круг дел, подведомственных хозяйственным судам. К ним относятся:

1) споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров;

2) споры о возмещении внедоговорного вреда, о воз­врате неосновательно приобретенного чужого имущества;

3) о признании недействительными актов государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством;

4) дела о банкротстве;

5) дела по заявлениям органов Антимонопольного ко­митета Украины, связанные с нарушением антимоно­польного законодательства.

Наряду с определением круга подведомственных хо­зяйственным судам дел эта же норма указывает на спо­ры, которые им не подведомственны. Это споры, возни­кающие при согласовании стандартов и технических ус­ловий. Объясняется это тем, что согласование этих нормативно-технических актов связано с решением не столько правовых, сколько технических, технологичес­ких вопросов, которые с большим знанием дела могут быть решены самими сторонами или вышестоящими органами.

Не подведомственны хозяйственным судам и споры об установлении цен на продукцию (товары), тарифов на ус­луги, выполнение работ, если эти цены и тарифы устанав­ливаются соответствующими государственными органа­ми. В тех же случаях, когда цены, тарифы являются дого­ворными, определяются соглашением сторон, возникающие по ним споры вправе разрешать хозяйственные суды.

Не подведомственны хозяйственным судам и другие споры, разрешение которых законодательством, межгосу­дарственными договорами, соглашениями отнесено к ве­дению иных органов. Круг этих споров довольно обши­рен, каждый вид их определяется конкретным законом.

Так, споры, возникающие при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп в соответствии с Законом Украины от 21 ноября 1995 г. «О промышленно-финансовых группах в Украи­не» хозяйственным судам не подведомственны. Они от­носятся к ведению Кабинета Министров Украины.

Закон Украины от 24 февраля 1994 г. «О междуна­родном коммерческом арбитраже» установил, какие споры рассматривает этот орган, а также Морская ар­битражная комиссия при Торгово-промышленной пала­те Украины. Эти споры также не могут рассматривать­ся хозяйственными судами.

Согласно Закону от 10 ноября 1992 г. «О печатных средствах массовой информации» споры о прекращении выпуска средств массовой информации, изъятие тира­жа или части его подведомственны не хозяйственным, а общим судам.

Существует и целый ряд других исключений из об­щего правила подведомственности хозяйственных споров.

Важно знать, что формула ст. 1 Закона «О хозяй­ственном суде» о подведомственности ему всех хозяй­ственных споров не является абсолютной, она относи­тельна, так как целый ряд споров подведомственны не хозяйственным судам, а другим органам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Подсудность дел арбитражным судам

В рамках российского законодательства под подсудностью дел арбитражного суда понимаются полномочия, которыми наделены те или иные арбитражные суды для рассмотрения споров.

Арбитражный процесс в российском законодательстве не относится к специализированным судебным процессам, однако ограничен в своей компетенции. Так, арбитражно-процессуальное право подразумевает рассмотрение экономических и предпринимательских споров, основанных на финансовых вопросах, а также частично затрагивают гражданско-правовые споры.

Расчетный счет

Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

Компетенция арбитражного суда

Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).

Подведомственность дел в федеральной судебной системе — это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

  • организаций, являющихся юридическими лицами;
  • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
  • в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров — дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации — далее ТК РФ) между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Читайте так же:  Порядок перерегистрации оао в ооо

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.

При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:

  • характер спора, экономический;
  • спор связан с деятельностью юридического лица;
  • основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • предмет спора.

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:

  • Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.

Статья 14. Подведомственность хозяйственных споров Высшему арбитражному суду СССР

Статья 14. Подведомственность хозяйственных споров Высшему арбитражному суду СССР

Высший арбитражный суд СССР разрешает возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров либо по другим основаниям споры (кроме споров, разрешение которых в соответствии с законодательными актами СССР отнесено к ведению иных органов):

1) о признании недействительными (полностью или частично) не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления СССР и иных общесоюзных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций;

2) о возмещении убытков, причиненных организациям органами государственного управления СССР и иными общесоюзными органами в результате издания не имеющих нормативного характера актов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, или в результате ненадлежащего осуществления указанными органами по отношению к ним своих обязанностей;

3) вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими органами управления, органами управления республик;

4) вытекающие из отношений по созданию и поставке вооружений и военной техники;

5) между организациями, расположенными на территории разных республик, когда это предусмотрено соглашением между республиками;

6) другие споры, связанные с применением законодательства СССР и отнесенные к ведению Высшего арбитражного суда СССР законодательными актами СССР или международными соглашениями.

Высший арбитражный суд СССР вправе принять к своему производству спор между организациями независимо от их подчиненности, местонахождения и форм собственности при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора.

>
Передача хозяйственных споров на разрешение третейского суда
Содержание
Закон СССР от 17 мая 1991 г. N 2171-I «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источники

Подведомственность хозяйственных споров арбитражными судами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here