Подведомственность споров арбитражному суду понятие критерии подведомственности

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Подведомственность споров арбитражному суду понятие критерии подведомственности". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Компетенция арбитражных судов

Понятие, критерии и виды подведомственности дел арбитражным судам

Под компетенцией арбитражного суда понимается полномочие арбитражного суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела.

Подведомственность в юридическом понимании — самостоятельный арбитражный процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность арбитражных процессуальных норм, регулирующих судопроизводство, независимо от того, в каком законе помещены нормы.

Арбитражному суду подведомствены дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью (ст. 27 АПК РФ).

Данный критерий подведомственности представлен в современном АПК РФ в более широком смысле, чем это было предусмотрено АПК РФ 1995 г. В настоящее время одной из главных характеристик подведомственности является направление хозяйственной деятельности лица; предыдущий кодекс использовал критерий субъектности.

Таким образом, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Кроме того, арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Выделяют следующие виды подведомственности.

1) исключительную — характеризуется тем, что определенные категории дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда независимо от субъектного состава и других критериев (ст. 28—32 АПК РФ).

Использование правил исключительной подведомственности позволяет устранить конфликты в сфере подведомственности и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел;

2) специальную — определена в ст. 33 АПК РФ, которую законодатель закрепляет через рассмотрение следующей категории дел: о несостоятельности, по корпоративным спорам, по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом права на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей, по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы, по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ, о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом;

3) множественную — позволяет разрешать определенные категории дел как государственным (судам общей юрисдикции, арбитражным судам), так и третейским судам.

Множественная подведомственность, в свою очередь, подразделяется на договорную, императивную и альтернативную подведомственности.

Договорная подведомственность определяется взаимным соглашением сторон. Например, спор, возникший между двумя юридическими лицами, может быть передан на рассмотрение третейского суда по их соглашению.

Императивная подведомственность заключается в том, что дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. То есть судебному разбирательству должен предшествовать претензионный или административный порядок разрешения спора. Обязательный претензионный порядок урегулирования спора до обращения в арбитражный суд установлен законом и применяется, например, в следующих случаях: по требованиям к перевозчику, по требованиям об изменении или расторжении договора, по требованиям, связанным с предоставлением услуг организациями связи.

Альтернативная подведомственность — это подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. То есть лицо, чьи права нарушены, вправе выбирать орган для защиты своих прав — в административном или судебном порядке.

Как показывает практика, на сегодняшний день практически все споры, разрешаемые в административном порядке, далее передаются на рассмотрение в арбитражный суд.

Новеллой АПК РФ 2002 г. является то, что заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Четкое закрепление в нормах процессуального законодательства критериев подведомственности обусловлено необходимостью избежания коллизий, возникающих на практике при выборе суда. Однако закрепление на законодательном уровне категорий дел, подведомственных арбитражным судам, не всегда позволяет избежать коллизии. Только четко разработанный правовой механизм устранения коллизий, а также разработка коллизионных норм позволит предотвратить их появление.

Понятие и виды подведомственности

Экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений (связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью), разрешаются различными органами гражданской юрисдикции:

  1. во-первых, государственными органамисудебной власти — в основном арбитражными судами, а также судами общей юрисдикции;
  2. во-вторых, государственными органами исполнительной власти, в основном в предварительном внесудебном порядке, например, налоговыми органами;
  3. в-третьих, в частноправовом порядке: в согласительном порядке сторонами (при наличии установленного федеральным законом обязательного претензионного порядка разрешения спора, в рамках процедур медиации и иных до- и внесудебных форм урегулирования споров), а также третейскими судами, международными коммерческими арбитражами как органами частноправового применения.
Читайте так же:  Реквизиты для оплаты госпошлины за регистрацию ооо

Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Для определения подведомственности арбитражного суда используются следующие критерии.

Первый и основной критерий — спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

К экономическим спорам относятся споры из гражданских (ст. 28 АПК РФ) и административных и иных публичных правоотношений (ст. 29). Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношений является местоположение регулирующих их правовых норм.

Второй критерий — субъектный состав сторон. Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, — с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся:

  • юридические лица,
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя,
  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • государственные органы, иные органы,
  • должностные лица,
  • прокуроры,
  • иностранные организации,
  • международные организации,
  • иностранные граждане,
  • лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность,
  • организации с иностранными инвестициями.

Помимо указанных критериев (экономического характера (предмета) спора и его связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также субъектного состава), в процессуальном законодательстве используются иные дополнительные критерии подведомственности: наличие договора между сторонами спора, спорность либо бесспорность права, а также характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

Выделяют несколько видов подведомственности.

По терминологии АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ):

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по корпоративным спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К специальной подведомственности отнесены также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

  • дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
  • когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, например налоговыми органами.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе.

Подсудность дел арбитражным судам

Подсудность — это разграничение подведомственности между судами одной системы; это процессуальный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными арбитражными судами внутри одной системы.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности ВАС РФ, Суда по интеллектуальным правам и федеральных арбитражных судов округов (ст. 34 АПК РФ).

По общему правилу иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).

Таким образом, выбор между арбитражными судами, которым согласно указанной статье подсудно дело, принадлежит истцу.

В арбитражном судопроизводстве выделяются следующие виды подсудности:

  • договорная (или добровольная) — подсудность может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству (ст. 37 АПК РФ);
  • исключительная — дело подлежит рассмотрению только в том арбитражном суде, который определен АПК РФ. В ст. 38 АПК РФ приведены следующие случаи исключительной подсудности:

а) иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества;

б) иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации;

Читайте так же:  Сколько времени идет регистрация ооо

в) иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика;

г) иск по спору, в котором лицом, участвующим в деле, является арбитражный суд, предъявляется в Арбитражный суд Московской области, за исключением случая, если лицом, участвующим в деле, является арбитражный суд, расположенный на территории Московского судебного округа. В этом случае иск предъявляется в Арбитражный суд Тверской области.

д) заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника;

е) исковое заявление или заявление по корпоративному спору подается в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, с которым возник спор;

ж) заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества;

з) заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя;

и) заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации-ответчика;

к) заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.

л) заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника;

м) встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Однако дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду (ст. 39 АПК РФ).

В теории также выделяются и другие виды подсудности:

  • родовая — позволяет разграничить дела между арбитражными судами различного уровня, т. е. определить уровень арбитражного суда, правомочного рассматривать дела определенного рода[10]. Критерием родовой подсудности является род дела (или предмет спора). Примером родовой подсудности может служить, в частности, определение категории споров, подлежащих рассмотрению ВАС РФ в качестве суда первой инстанции, несмотря на то что по общему правилу ВАС РФ является судом надзорной инстанции;
  • территориальная — позволяет разграничить предметную компетенцию арбитражных судов одного уровня или звена в зависимости от места рассмотрения спора.

Территориальная подсудность делится:

  • на общую (определяет основное правило выбора арбитражного суда: по месту нахождения или месту жительства ответчика);
  • альтернативную (определяется по выбору истца (ст. 36 АПК РФ)).

Несмотря на то что в большинстве случаев нормы, определяющие подсудность арбитражных судов, являются императивными, законом предусмотрена возможность передачи дел из одного арбитражного суда в другой, если: а) ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства; б) обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств; в) при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности; г) при рассмотрении дела в суде было установлено, что лицом, участвующим в деле, является тот же арбитражный суд; д) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.

Сегодня рассмотрение экономических споров является прерогативой арбитражных судов; за двадцатилетний период существования данной системы в России сложилась устоявшаяся практика, зарекомендовавшая себя на высоком уровне с точки зрения законности и справедливости.

Подведомственность и подсудность

Понятие, виды и правила о подсудности

Институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности — родовая и территориальная.

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу все споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов округов.

Подсудность Высшему Арбитражному Суду РФ согласно ч. 2 ст. 34 АПК РФ заключается в следующем. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции:

  1. дела об оспаривании нормативных правовых актовПрезидента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 3 ст. 34 АПК РФ).

Читайте так же:  Проводим аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т. е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ. Территориальная подсудность может быть общей, альтернативной, исключительной, по связи дел и договорной.

В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 36 АПК РФ. Например, иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.

Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом (ст. 38 АПК РФ). Например, иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). В этот же арбитражный суд предъявляется исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 50 АПК РФ).

В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения).

Дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.

Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:

  1. ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
  2. обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
  3. при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  4. при рассмотрении дела в суде было установлено, что одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
  5. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.

О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение, которое может быть обжаловано. Споры о подсудности между арбитражными судами в РФ не допускаются.

Процессуально-правовые последствия неподсудности дела арбитражному суду являются основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ). По смыслу закона (ст. 39 АПК РФ) дело, принятое арбитражным судом к своему производству с нарушением правил о подсудности, должно быть передано для рассмотрения в другой суд.

21. Критерии подведомственности.

1. Характер спора — определяет подведомствен-

ность органов судебной власти.

2. Субъектный состав участников спора — по-

Видео (кликните для воспроизведения).

зволяет провести разграничение между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

3. Наличие или отсутствие спора — определяет

подв. между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юр. фактов (нотариусы, органы загса). Так, при отсутствии спора между супругами при расторжении брака брак будет расторгаться органом загса, а при наличии спора — судом.

4. Наличие договора между сторонами спора —

определяет подведомственность между государственными и негосударственными третейскими судами.

В соответствии с общими правилами подведомственности дел определяется подведомственность КС РФ

(ст. 125 Конституции РФ), судов общей юрисдикции, арбитражных судов, общественных организаций и третейских судов.

В соответствии со ст. 22 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны: дела по спорам, вытекающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических правоотношений; дела, разрешаемые в порядке приказного производства; дела, возникающие из публичных правоотношений; дела особого производства, дела об оспаривании решений третейских судов; дела с участием иностранных лиц.

Понятие, критерии и виды подведомственности дел арбитражным судам

Под компетенцией арбитражного суда понимается полномочие арбитражного суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела.

Подведомственность в юридическом понимании — самостоятельный арбитражный процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность арбитражных процессуальных норм, регулирующих судопроизводство, независимо от того, в каком законе помещены нормы.

Арбитражному суду подведомствены дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью (ст. 27 АПК РФ).

Данный критерий подведомственности представлен в современном АПК РФ в более широком смысле, чем это было предусмотрено АПК РФ 1995 г. В настоящее время одной из главных характеристик подведомственности является направление хозяйственной деятельности лица; предыдущий кодекс использовал критерий субъектности.

Таким образом, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Читайте так же:  Регистрация радиостанций в роскомнадзоре для юридических лиц

Кроме того, арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Выделяют следующие виды подведомственности.

1) исключительную — характеризуется тем, что определенные категории дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда независимо от субъектного состава и других критериев (ст. 28—32 АПК РФ).

Использование правил исключительной подведомственности позволяет устранить конфликты в сфере подведомственности и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел;

2) специальную — определена в ст. 33 АПК РФ, которую законодатель закрепляет через рассмотрение следующей категории дел: о несостоятельности, по корпоративным спорам, по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом права на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей, по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы, по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности суда по интеллектуальным правам в соот-

ветствии с ч. 4 ст.

3) множественную — позволяет разрешать определенные категории дел как государственным (судам общей юрисдикции, арбитражным судам), так и третейским судам.

Множественная подведомственность, в свою очередь, подразделяется на договорную, императивную и альтернативную подведомственности.

Договорная подведомственность определяется взаимным соглашением сторон. Например, спор, возникший между двумя юридическими лицами, может быть передан на рассмотрение третейского суда по их соглашению.

Императивная подведомственность заключается в том, что дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. То есть судебному разбирательству должен предшествовать претензионный или административный порядок разрешения спора. Обязательный претензионный порядок урегулирования спора до обращения в арбитражный суд установлен законом и применяется, например, в следующих случаях: по требованиям к перевозчику, по требованиям об изменении или расторжении договора, по требованиям, связанным с предоставлением услуг организациями связи.

Альтернативная подведомственность — это подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. То есть лицо, чьи права нарушены, вправе выбирать орган для защиты своих прав — в административном или судебном порядке.

Как показывает практика, на сегодняшний день практически все споры, разрешаемые в административном порядке, далее передаются на рассмотрение в арбитражный суд.

Новеллой АПК РФ 2002 г. является то, что заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Четкое закрепление в нормах процессуального законодательства критериев подведомственности обусловлено необходимостью избежания коллизий, возникающих на практике при выборе суда. Однако закрепление на законодательном уровне категорий дел, подведомственных арбитражным судам, не всегда позволяет избежать коллизии. Только четко разработанный правовой механизм устранения коллизий, а также разработка коллизионных норм позволит предотвратить их появление.

Электронная библиотека

Под подведомственностью следуют понимать свойство спора, в силу которого оно отнесено законом к возможности рассмотрения и разрешения его в определенном юрисдикционным органе.

Органы гражданской юрисдикции – это органы судебной власти. К ним относятся арбитражные суды, суды общей юрисдикции, государственные органы исполнительной власти, например налоговые органы, палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам. Для того чтобы было вынесено законное решение необходимо определить, какой юрисдикционный орган вправе рассматривать спор.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Субъектами арбитражного суда являются (рис. 3.1):

· индивидуальные предприниматели иностранные организации;

· иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие, предпринимательскую деятельность организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, субъектами арбитражного суда являются:

· органы местного самоуправления;

· образования, не имеющие статуса юридического лица и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

При сохранении отдельных спорных и смежных вопросов подведомственности окончательно сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) – связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью или нет. Критерий субъектного состава носит второстепенный характер

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на исключительную (специальную) и множественную.

Правила исключительной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда независимо от субъектного состава и других критериев. Использование правил исключительной подведомственности позволяет устранить конфликты в сфере подведомственности и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел.

По терминологии АПК РФ к специальной (но более точно – исключительной) подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

Читайте так же:  Регистрация юридических лиц контрольная работа

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

1) дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;

2) федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т.п.).

Претензионный порядок установлен федеральным законом, например, в следующих случаях:

по требованиям об изменении или расторжении договора.

1) ние изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ);

2) по требованиям к перевозчику, вытекающим из договора перевозки груза, в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК), в частности в соответствии со ст. 125 Воздушного кодекса РФ; ст. 22 федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте»; ст. 120 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

3) по требованиям, связанным с предоставлением услуг организациями связи (ст. 38 федерального закона «О связи», ст. 37 федерального закона «О почтовой связи»);

4) предусмотренных ст. 104 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Такой выбор имелся обычно между судом либо органом административной юрисдикции. Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.

Иногда правила подведомственности формулируются таким образом, что создается впечатление о наличии правил альтернативной подведомственности. Так, согласно ч. 1 ст. 131 Водного кодекса РФ ущерб водным объектам возмещается по решению суда или арбитражного суда. Однако в данном случае никакого права выбора не имеется, а орган судебной власти, уполномоченный на разрешение спора, определяется в соответствии с установленными законом правилами подведомственности. Данное положение подчеркнуто в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», в соответствии с которым в случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду), следует при ее определении исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений.

Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение, когда речь шла об альтернативе между судебным и административным порядком обжалования. Что касается случаев альтернативной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, что имело место до принятия нового АПК, то такие ситуации возможны в ряде случаев в силу неоднозначности толкования судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства о подведомственности.

Арбитражные суды рассматривают:

· в порядке искового производства

– экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений


– другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также другими организациями и гражданами в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами

· в порядке административного судопроизводства – возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

– об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя

– об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и интересы заявителя

– об административных правонарушениях

– взыскании обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания

– другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений

· в порядке особого производства

– дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере экономической деятельности;

– дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

Видео (кликните для воспроизведения).

– дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Если федеральным законом рассмотрение этих дел отнесено к компетенции арбитражного суда.

Источники

Подведомственность споров арбитражному суду понятие критерии подведомственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here