Понятие обязательного и инициативного аудита

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Понятие обязательного и инициативного аудита". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Инициативный аудит

Законодательно выделено несколько форм аудиторских проверок. И главные среди них – обязательный и инициативный аудит. Первый присущ для отдельных направлений деятельности и организаций, в результате работы которых превышены нормативные лимиты по выручке и стоимости основных средств. При обязательном виде такой проверки аудиторское заключение должно быть подано вместе с финансовой отчетностью в Росстат. А в отношении второй формы аудита всё совсем по-другому.

Кто может быть инициатором аудита

При добровольной форме аудита экспертное заключение предназначено для внутреннего пользования. Его не надо передавать контролирующим органам и/или публиковать.

Основаниями для проведения экспертного анализа учета и отчетности могут служить такие ситуации:

  • произведена реорганизация компании;
  • собственники рассматривают вопрос о разделении бизнеса;
  • смена руководящего состава фирмы;
  • нужен контроль работы бухгалтерского отдела – в качестве инструмента используют инициативный аудит;
  • увольнение начальника бухгалтерской службы;
  • предприятие внесено в план проверок ФНС.

В этих ситуациях в роли инициатора проверки могут выступить собственники компании или ее директор. Настаивать на проведении экспертизы бухгалтерского и/или налогового учета могут и третьи лица, которые заинтересованы в результатах деятельности фирмы. К таким заинтересованным лицам относят:

  • кредитные организации;
  • новых руководителей финансовых отделов;
  • новоназначенного директора;
  • потенциальных инвесторов;
  • будущих компаньонов (в случае реорганизации в форме слияния или присоединения).

Проведение обязательного аудита

Для того чтобы понять, чем обязательный и инициативный аудит будут отличаться между собой, необходимо рассмотреть понятие каждого из них, для того чтобы определить, какие процессы и процедуры будут ходить во время проведения проверки. К обязательному аудиту относят проверку, которая происходит каждый год. Здесь проводится контроль бухгалтерских отчетов ОАО, попадают под проверку фонды, банки, биржи. Могут проверяться большие предприятия, а также другие организации, которые будут указаны в нормативных актах. Есть и другие случаи, когда будет проводиться обязательный аудит. А все эти варианты будут указаны в законе «Об аудиторской деятельности». Проведение независимой проверки возможно в случаях:

  1. Если организацию можно отнести к государственным или муниципальным предприятиям.
  2. Организация осуществляет кредитование либо страхование, является инвестиционным фондом, либо другой организацией.
  3. Проверка будет проводиться в случае, если организация имеет форму ООО.
  4. Объем выручки предприятия от продажи продукции либо оказания услуг будет больше в полмиллиона раз, чем было установлено законодательством.

В каждом из этих случаев после того как была проведена аудиторская проверка, будет выдано заключение, которое составляется согласно определенным правилам и стандартам. Если заключение было составлено положительное, то оно будет вселять доверие к вашей фирме других партнеров в этой отрасли.

Любой другой аудит, который будет проводиться на предприятии, будет называться добровольным. Еще такой вид проверки известен, как инициативный аудит. Чем отличается инициативный аудит от обязательного можно понять, если рассмотреть определение второго.

Особенности добровольного аудита

Отличительные черты инициативного аудита проявляются в следующих параметрах:

  • может проводиться с любой периодичностью: его инициирование зависит только от желания собственников и руководства фирмы;
  • за отсутствие экспертного заключения компания не может быть привлечена к ответственности;
  • аудиторский отчет рассчитан на внутренних пользователей;
  • распоряжение результатами проверки относится к сфере влияния собственников бизнеса;
  • нет обязательств по публикации отчета аудитора, обеспечению доступа к этой информации третьих лиц;
  • заказчик аудита сам решает, какой период должны охватить исследования, какие сферы учета необходимо подвергнуть анализу.

При добровольной форме проверки за основу может быть взята только отчетность фирмы или отдельный сегмент учета (например, зарплата, ОС, оборотные активы).

Временной интервал, подлежащий изучению, может охватывать последний год или несколько лет, квартал или месяц.

Законодательно не установлены отдельные стандарты проведения добровольного аудита. К этой процедуре применяют общие правила аудиторской деятельности.

До подписания договора на проведение проверки аудитор вправе ознакомиться:

  • с учредительной документацией компании;
  • формами, отражающими состояние исследуемого сегмента.
  • для прогнозирования предстоящего объема работ;
  • оценки уровня сложности;
  • планирования трудозатрат;
  • расчета стоимости услуги.

На этапе согласования деталей будущей проверки аудитор вправе получить по интересующим его вопросам разъяснения должностных лиц компании. Это помогает выявлять сферы повышенного риска и формировать круг задач.

Итогом проверки выступает аудиторское заключение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В 31. Обязательный и инициативный аудит

Обязательный аудит — это обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и подтверждения достоверности годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация является открытым акционерным обществом (ОАО);

2) по виду деятельности организация является:

а) кредитной организацией;

б) страховой организацией или обществом взаимного страхования;

в) товарной или фондовой биржей;

г) инвестиционным институтом или фондом;

д) государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;

Читайте так же:  Татэнергосбыт личный кабинет юридического лица регистрация

е) фондом, источниками образования средств которого выступают добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год превышает в 50 млн. руб. или сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.

4) организация — государственное унитарное предприятие, или муниципальное унитарное предприятие, если финансовые показатели его деятельности соответствуют положениям ФЗ «Об аудиторской деятельности». Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. При его проведении в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Инициативная аудиторская проверка осуществляется по решению:

1) руководства предприятия;

2) одного из учредителей (в этом случае договор на проверку заключается с учредителем, а не с предприятием).

Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению.

В отличие от обязательного аудита, который является комплексным, инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

В 32. Права, обязанности и ответственность аудитора

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов определены ст. 13Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.08 «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

• непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

• выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ и Федеральному закону «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) предоставлятьпо требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и/или лицу, заключившим договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и/или лица, заключившего договор аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащим законодательству Российской Федерации.

В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований Федерального закона «Об аудиторсокй деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести члену саморегулируемой организации аудиторов предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;

4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;

6) применить иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов меры.

В 33. Планирование аудиторской проверки

Аудиторская проверка ограничена определенным сроком, поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей каждого экономического субъект. Данный этап аудиторской проверки регламентируется федеральным стандартом №3 «Планирование аудита».

Читайте так же:  Акции с дивидендами список лучших

Предплановая подготовка, оценка существенности, оценка аудиторского риска, изучение внутреннего контроля и оценка ее неэффективности предшествуют планированию.

Планирование должно проводится в соответствии с общими принципами проведения аудита таких как: комплексности, непрерывности, оптимальности планирования.

Комплектность– предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности –выражается в установлении заданий группе аудиторов по этапам планирования, по срокам проведения проверок структурным подразделениям проверяемого предприятия.

Принцип оптимальности – заключается в разработке общего плана и программы аудита на основании критериев, определяемых самой аудиторской фирмой.

При планировании выделяют 3 этапа:

1) Предварительное планирование;

2) Подготовка общего плана;

Программа аудита

1.На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита, при котором аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и источниками получения информации об организации предприятия (устав, учредительные документы). С помощью проведения анализа процедур аудитор должен выявить области значимые для аудита.

2. В процессе подготовки общего плана и программы аудитор оценивает эффективность системы внутреннего контроля. При подготовке общего плана и программы аудитору следует установить уровень существенности, позволяющей считать б/отчетность достоверной. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые изменения в общий план и программу аудитор должен документировать. В общем плане аудита организация (аудитор) должен предусмотреть сроки и составить график проведения аудита и подготовки аудиторского заключения.

3. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации средством контроля, качества работы аудитора. В соответствии со стандартом документирования аудита аудитору следует документально оформить свою программу, обозначить номером или кодом. Каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы делать в процессе работы ссылки на них в своих рабочих документах (объяснение, экспертиза, приемы анализа).

Программа аудита должна включать обязательное содержание:

-наименование проверяемой организации

-руководитель аудиторской группы (аудитор)

-состав аудиторской группы

-планируемый аудит. Риск (необнаружение ошибок)

-планируемый уровень существенности.

В зависимости от изменений условий проведения аудита программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений документируются.

— рассмотрение собранной информации о деятельности клиента;

— предварительную оценку риска и эффективности внутреннего контроля;

— определение глубины, сущности и продолжительности проверок отдельных групп операций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9640 —

| 7395 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Обязательный и инициативный аудит. Сущность и назначение. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту.

Учет нематериальных активов.

определение, классификация, организация учета и отражение в отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами.

Обязательный и инициативный аудит. Сущность и назначение. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту.

Обязательный аудит – это ежегодная аудиторская проверка, проведение которой обусловлено прямым указанием в Федеральном законе об аудиторской деятельности и других нормативных актах. Основная цель обязательного аудита – подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ. Обязательному аудиту подлежат следующие организации: (N 403-ФЗ)

Статья 5. Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Читайте так же:  Отказ в регистрации ооо недостоверные сведения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Инициативный аудит – это аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта. Цель, задачи, объем аудита определяются по согласованию с руководством экономического субъекта. Инициативный аудит может быть комплексным или тематическим.

Инициативный аудит

  • Инициативный аудит — это аудит, проводимый по собственной инициативе руководства аудируемой организации. Проводится по той же методике, что и обязательный аудит. Имеет целью выражение мнения независимого проверяющего (аудитора) о достоверности финансовой отчётности. Основное отличие обязательного аудита от инициативного состоит в том, что первый проводится в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ, второй — по желанию заказчика услуг аудитора.

Закон об аудите не содержит такого понятия как «инициативный аудит». Таким образом, обязательный аудит и инициативный аудит ничем друг от друга не отличаются – оба должны соответствовать федеральным стандартам. Если инициативная проверка необходима исключительно для внутреннего пользования (по заказу менеджмента или собственников), и нет необходимости получения аудиторского заключения, то такую проверку лучше провести в ином формате, например, как проверку соблюдения налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации (СТО БР ИББС) — комплекс документов Банка России, описывающий единый подход к построению системы обеспечения ИБ организаций банковской сферы с учётом требований российского законодательства.

Бухгáлтерское обеспéчение — комплекс административно-хозяйственных мероприятий, направленный на организацию и обеспечение непрерывности бухгалтерского учёта, контроля, анализа затрат и результатов хозяйственной деятельности предприятий, обеспечения бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия, а также соответствие их текущим требованиям законодательства РФ.

Аудиторское заключение — документ, адресованный руководителям и/или собственникам экономического субъекта, а также другим пользователям отчётности, составляемый аудитором (аудиторской фирмой) по результатам аудиторской проверки, который содержит заключение относительно достоверности информации приводимой в финансовой отчётности.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — форма оценки соответствия, которая проводится третьим лицом (независимым от проектировщика и собственника здания). Для оценки соответствия привлекается экспертная организация, осуществляющая деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации Устанавливается МЧС России.

Аудиторские услуги. Обязательный и инициативный аудит

Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ст.1 Федерального закона от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Аудит — независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель Аудита:

подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организации,

своевременное выявление и устранение нарушений во избежание штрафных санкций со стороны налоговых органов и других последствий

получение информации о состоянии бухгалтерского и управленческого учета, документооборота и рекомендаций по их усовершенствованию.

Существует два основных вида аудита: обязательный и инициативный аудит.

Обязательный аудит — в обязательном порядке ежегодно проводится организациями , в соответствии с требованиями Закона РФ от 29.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Инициативный (добровольный) аудит — осуществляется по желанию заказчика для обеспечения достоверности финансовой отчетности, ведения бухгалтерского и налогового учета, отдельных участков бухгалтерского и налогового, а также оценку и финансовое состояние организации. Также инициативный аудит рекомендуется проводить при смене собственника организации или изменении состава учредителей.

По итогам проверки выдается:

аудиторское заключение установленного образца (в рамках обязательного аудита) и/или отчет о проверке, содержащий выводы и рекомендации аудиторов ( при инициативном и других видах аудиторских проверок).

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и входит в состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, банков, бирж, фондов, организаций с долей уставного капитала, принадлежащей иностранному инвестору, крупных предприятий и других организаций, перечень которых установлен нормативными актами. Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов. Он проводится ежегодно.

Читайте так же:  Виды корпоративных споров в арбитражном процессе

В статье 5 Федерального закона № 307-ФЗ установлены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К экономическим субъектам относятся:

§ открытые акционерные общества независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

§ банки и другие кредитные учреждения;

§ бюро кредитных историй;

§ страховые организации и общества взаимного страхования;

§ товарные и фондовые биржи;

§ инвестиционные институты (инвестиционные и чековые фонды, холдинговые компании);

§ благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

§ организации, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 50 млн. руб. или сумма активов балансов на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 млн. руб.

В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, именуется «инициативным» («добровольным», «по индивидуальному заданию»).

Инициативный аудит — это аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая проводится по решению (инициативе) учредителей предприятия или его руководства. Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях:

— руководство организации хочет удостовериться в том, что бухгалтерия правильно ведет учет и исчисляет налоги;

— собственник не доверяет директору организации и хочет проконтролировать его работу;

— банк выдает организации кредит и хочет быть уверенным в достоверности баланса и отчета о прибылях и убытках.

Такой вид аудиторской проверки, как инициативный аудит, необязателен, однако, это весьма полезная процедура, если речь идет о скорой налоговой проверке.

По составу и объему проверяемой документации аудит подразделяется на:1) аудит годовой бухгалтерской отчетности; 2) специальный аудит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9053 —

| 7681 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Чем отличается инициативный аудит от обязательного

Практически каждая компания и фирма сталкивается с таким понятием, как обязательный и инициативный аудит. Время проведения такой проверки является не всегда приятным как для бухгалтеров, так и для всех сотрудников компании. Но чем отличаются эти два вида проверок, какие нюансы стоит знать о каждой из них и почему появилось разделение на два вида проводимого контроля на предприятии?

Что такое инициативный аудит?

Инициативный аудит — это проверка, которая проводится исходя из инициативы самого директора либо основателя предприятия. Он помогает отследить, насколько достоверной является вся отчетность предприятия, есть ли какие-то ошибки в отчетах, нарушаются ли какие-то правила ведения деятельности либо сроки проверки. Он проводится только исходя из пожеланий руководства компании.

В каких случаях чаще всего принимается решение провести инициативный аудит?

  1. Если будет проводиться продажа или покупка действующего бизнеса.
  2. Перед тем как предстоит налоговая проверка. Такой подход позволяет минимизировать штрафы и пеню.
  3. Если есть необходимость получить кредит или определенные инвестиции. Аудит поможет указать на финансовую устойчивость предприятия.
  4. Для того чтобы проверить насколько качественно проводится бухгалтерский учет фирмы.
  5. Для оценки эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов предприятия.

Иными словами, основное отличие в таких понятиях, как обязательный и инициативный аудит лежит в том, что инициативный чаще всего будет проводиться перед обязательным. Он дает самому собственнику бизнеса понять, если какие-то проблемы или подтасовка в отчетах. Обязательный аудит может показать окружающим, насколько чистыми и достоверными являются факты, которые предоставляют предприятия в проверяющие органы.

Кроме этого, отвечая на вопрос, чем отличается инициативный аудит от обязательного, можно уточнить нюанс. Первый будет проводиться в сжатые сроки, при этом может сохраняться полная конфиденциальность результатов. Проводить такой аудит чаще всего доверяют специальным аудиторским компаниям.

Понятие обязательного аудита

Рассмотрение субъектов, которые подлежат обязательному аудиту и причин его проведения. Исследование особенностей обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов, а также изучение понятия судебно-бухгалтерской экспертизы.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.03.2014
Размер файла 22,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Выполнил: студент заочной формы обучения

КРИВОНОСОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

1. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

2. Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов

1. экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Обязательный аудит — это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием закона «Об аудиторской деятельности». Ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат организации или индивидуальные предприниматели.

Читайте так же:  Регистрация ооо с учредителем иностранным юридическим лицом

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством РФ.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Причины, указывающие на необходимость проведения обязательного аудита:

1. Прямая заинтересованность государства в подтверждении отчетности предприятий, имеющих значительный объем имущества и являющихся основными налогоплательщиками. Государство, таким образом, защищает не только свои интересы, но и инвесторов, собственников и общество в целом. обязательный аудит бухгалтерский

2. Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями, степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также ввиду многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов. В случае проведения обязательного аудита, аудитор выступает гарантом пользователям публикуемой отчетности, подтверждая достоверность отчетных данных.

3. Бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей.

2. особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов

Аудит, как независимая форма контроля не может осуществляться под каким-либо контролем по определению. Однако аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности». Аудитор при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы ограничен в направлении проверки, которую определяет следователь, назначивший экспертизу.

При некотором сходстве аудит существенно отличается от ревизии. Целью ревизии является выявление недостатков для их устранения и наказания виновных. Она выполняется на основе инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов и предназначена для обеспечения сохранности активов, пресечения и профилактики злоупотреблений. Акт ревизии — внутриведомственный документ, в котором фиксируются все выявленные, даже незначительные недостатки. Акт и другая информация передается органу, назначившему ревизию и контролирующим органам для принятия организационных выводов, взысканий. Как правило, ревизию проводят работники ревизионного аппарата, ее назначает вышестоящая организация или государственный орган. Выводы ревизора обязательны к исполнению.

Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 82-87), Гражданским процессуальным кодексом РФ (ст. 79, 80-87) и Уголовно-процессуальным кодексом РФ (гл. 27) предусмотрено проведение в отдельных случаях экспертизы по арбитражным, гражданским и уголовным делам, возбужденным по фактам причинения материального ущерба предприятиям, гражданам или государству. Экспертизы могут проводиться с привлечением аудитора, как независимого эксперта.

1.

Новейший справочник бухгалтера 2008. — М.: Эксмо, 2007.

2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник — М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Брыкова Н.В. Основы бухгалтерского учета: учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4. От первичных документов к бухгалтерской отчетности 2008/под ред. В.М. Власовой. — М.: Эксмо, 2008.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007.

Источники

Понятие обязательного и инициативного аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here