Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Ликвидация компании профессионалами

Профессионализм и предоставление комплексных услуг клиентам – наши главные критерии при сотрудничестве с компаниями. Мы ценим ваше время, поэтому берем все вопросы и заботы на себя.

Обратившись в МИП, вы можете быть уверены, что ваша компания будет ликвидирована без проблем даже с крупными долгами. У нас работают только опытные юристы и адвокаты с большим стажем и огромным количеством выигранных дел.

Дубровина Светлана Борисовна руководитель юридической группы МИП

Порядок реорганизации юридических лиц

Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.

Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.

Далее необходимо произвести:

  • государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.

Реорганизация и ликвидация предприятия

Прекращение деятельности предприятия осуществляется также в соответствии с законодательством РФ и может быть произведено в виде реорганизации или ликвидации этого предприятия.

Реорганизация

предприятия означает прекращение его деятельности с одновременным переходом его прав и обязанностей к другим (одному или нескольким) лицам.

Причиной реорганизации может быть:

— решение учредителей (участников);

— решение уполномоченного органа юридического лица;

— решение уполномоченных государственных органов или суда.

Если в срок, определенный уполномоченным государственным органом, учредители не осуществляют реорганизацию предприятия, то суд назначает внешнего управляющего. С этого момента к последнему переходят полномочия по управлению предприятием. Внешний управляющий выступает от имени предприятия в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающими в результате реорганизации. Утверждение судом новых учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Реорганизация предприятий может осуществляться в одном из следующих видов:

1. Преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица. Правопреемство на основе передаточного акта переходит к вновь возникшему лицу. Преобразование может быть произведено в следующих случаях:

— полное хозяйственное товарищество преобразуется в хозяйственное общество (в течение 6 месяцев), если в нем остается один участник;

— хозяйственное товарищество на вере может быть преобразовано в полное товарищество при выбытии всех вкладчиков (коммандитистов);

— хозяйственное общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью преобразуется в открытое акционерное общество или производственный кооператив по единогласному решению всех участников или в случае увеличения количества учредителей;

— открытое акционерное общество преобразуется в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив по решению общего собрания акционеров или при уменьшении уставного капитала.

2. Слияние нескольких юридических лиц с образованием нового юридического лица. Правопреемство переходит к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом.

3. Присоединение одного юридического лица к другому юридическому лицу. К последнему переходят права и обязанности присоединяющегося лица в соответствии с передаточным актом.

4. Разделение юридического лица на несколько новых лиц. Права и обязанности этого лица распределяются между вновь возникшими юридическими лицами на основе разделительного баланса.

5. Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц. Права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса.

Учредители реорганизуемого предприятия обязаны письменно уведомить кредиторов. Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо.

Предприятия, возникающие в результате реорганизации, в обязательном порядке осуществляют процедуру государственной регистрации, как и при создании нового юридического лица.

Ликвидация

предприятия означает прекращение его прав и обязанностей без перехода их к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по следующимпричинам:

— в связи с истечением срока, на которое оно было создано;

— в связи с достижением цели его создания;

— в связи с признанием судом недействительной его регистрации;

— по решению суда в случаях осуществления деятельности, противоречащей закону (например, без лицензии);

— по решению учредителей;

— по решению суда в случае признания предприятия банкротом (при этом процедуре ликвидации предшествует процедура банкротства).

Этапы

ликвидации предприятия.

1. Создание ликвидационной комиссии. Учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в регистрационную палату, одновременно назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде.

2. Сообщение о ликвидации. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации предприятия и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению дебиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации.

3. Составление промежуточного баланса. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также результатов их рассмотрения. При недостаточности денежных средств для удовлетворения кредиторов осуществляется продажа имущества с публичных торгов.

Читайте так же:  Спор о праве в арбитражном процессе это

4. Выплаты кредиторам. Порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривает следующую очередность выплат:

— первая очередь – граждане, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность по причине вреда жизни и здоровью;

— вторая очередь – выходные пособия и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору;

— третья очередь – кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого лица;

— четвертая очередь – задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

— пятая очередь – прочие кредиторы.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенных из-за недостаточности имущества, считаются погашенными (по решению суда о признании должника банкротом).

5. Составление ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями по согласования с регистрационной палатой. Оставшееся после удовлетворения требований имущество предприятия передается его учредителям, имеющим вещные права на это имущество, пропорционально вкладам в уставный капитал. Ликвидация считается завершенной, а предприятие – прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9011 —

| 7282 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц

Особенности использования реорганизации и ликвидации юридического лица, как способов прекращения деятельности

Согласно Гражданскому кодексу можно использовать 2 варианта прекращения хозяйственной активности – реорганизация и ликвидация юридического лица . Используя любой из вариантов, предприятие перестает существовать как объект бизнеса – полностью останавливается рабочий процесс, исполнение прав и обязанностей. Относительно завершения данного этапа делается запись в реестре.

Как ликвидировать компанию: три законных способа

  • Актуально при снижении размера прибыли и уменьшения экономической рентабельности бизнеса;
  • Предприятие ликвидируется с долгами или без, по решению учредителей;
  • Производится после назначения ликвидационной комиссии;
  • Проводится комплексный бухгалтерский аудит перед налоговой проверкой;
  • Отправляются уведомления о предстоящем увольнении сотрудников в Государственную инспекцию по охране труда и миграционные органы;
  • Все документы оформляются через ИФНС;
  • Результатом ликвидации является получение свидетельства о снятии с регистрационного учета от налогового органа.
  • Возможна при наличии задолженности перед контрагентами или работниками (кредиторами) на сумму от 300000 руб. для обычных предприятий, и от 1 000 000 руб. – для стратегических компаний;
  • Дело рассматривается в арбитражном суде;
  • Правом на обращение обладают должники, конкурсы, уполномоченные органы и сотрудники организации;
  • Процесс ликвидации ООО состоит из нескольких этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство;
  • На любом этапе возможно заключение мирного соглашения с целью реструктуризации долгов перед кредиторами.
  • Учитывается финансовое положение компании и размер долгов;
  • Разрабатывается индивидуальная стратегия;
  • Можно снизить размер задолженности перед контрагентами или госорганами;
  • Предприятие быстро избавляется от долговых обязательств;
  • Учредители не рискуют имуществом;
  • Все оформляется быстро и безопасно.

Преимущества

Порядок и виды реорганизации юридических лиц

Выделяют следующие виды реорганизации:

  1. добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
  2. принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

  1. заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
  2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. решение о реорганизации юридического лица;
  4. договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Читайте так же:  Аудиторская проверка тсж кто может инициировать

Реорганизация юридического лица, как форма ликвидации

С учетом п. 1, ст. 57 ГК РФ реорганизация проводится несколькими способами, используя одни, юридическое лицо возникает (выделение), на основании других прекращает существование (присоединение) или же одновременно прекращает и возникает (слияние). При использовании последнего варианта прекращают действие все компании участвующие в процессе, а при присоединении только присоединяемая.

Процесс может проводиться несколькими способами:

  • В группе объектов, численность бывает разной;
  • Присоединение одной фирмы к другой;
  • Выделение из состава реорганизуемой фирмы одной (или нескольких) новой;
  • Изменение формы организации и правления.

Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация бывает добровольной – по решению учредителей и принудительной – по судебному решению. Принудительная форма также в отдельных случаях проводится на основании законодательных норм в случае с преобразованием общества с ограниченной ответственностью, численность участников в котором превышает 50 человек.

Реорганизация в добровольном порядке осуществляется в любой форме, а в принудительном исключительно в качестве выделения или разделения.

Любая из форм проводится согласно передаточному акту, содержащему данные о подробностях передачи прав.

Между тем особенность проведения каждого процесса регулируется специальными нормами. Например, реорганизация и ликвидация юридического лица АО подробно указана в ст. 15 – 24 208-ФЗ. Так, п. 6.1 ст. 15 указывает на обязательное содержание уведомления, без соблюдения которого процесс не будет осуществляться.

Окончание реорганизационных изменений, как и ликвидации, фиксируется записью в ЕГРЮЛ. Например, если предусмотрена форма реорганизации с присоединением, прекращается существование присоединяемой компании, запись о чем и является окончанием процедуры.

Юридическая группа «МИП» в СМИ

В чем отличие реорганизации и ликвидации юридического лица

Проведение описанных процессов имеет много общих моментов, но среди них можно выделить одно значительное отличие – правопреемство.

Если используется ликвидация, тогда правопреемство полностью отсутствует, а значит, и право требовать после ее завершения не используется. С реорганизацией согласно ст. 58 ГК РФ существуют правопреемники, при этом их личность определяется вариантом проведения и формой реорганизации:

  • Правопреемник – новое лицо при использовании слияния;
  • Правопреемник – действующая компания, принявшая в свой состав реорганизуемую;
  • Правопреемник – новое лицо при разделении.

Все права преемников определены передаточным актом.

Также отличаются реорганизация и ликвидация юридического лица содержанием записи о завершении процедуры. В случае с реорганизацией основанием завершения служат записи в ЕГРЮЛ о вновь созданных компаниях за исключением присоединения.

Разницу можно найти и в документальном оформлении, самом способе проведения.

Например, в качестве бухгалтерского документа, носителя информации об активах и долгах, при ликвидации выступает ликвидационный баланс, а при реорганизации передаточный акт / договор о присоединении.

Также при ликвидации после назначения ликвидационной комиссии директор не руководит предприятием – руководящие функции переходят исполнительному органу.

При ликвидации весь коллектив увольняется (включая льготные категории). В случае с реорганизацией, согласно ч. 5, ст. 75 ТК РФ, рабочие места гарантированно сохраняются, при этом работник вправе уволиться из-за смены руководства или организационной формы.

Все это указывает на то, что реорганизация и ликвидация юридического лица – это прекращение хозяйственной деятельности, но способы проведения и итог существенно отличаются.

Профессионалы юридического бюро МИП помогут пройти вам любой избранный путь, а также определиться с выгодным вариантом, учитывая особенности ситуации, в которой оказалось предприятие.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация юридического лица является одним из способов его прекращения, отличающаяся от ликвидации наличием правопреемства. Исключение составляет реорганизация путем выделения, при котором реорганизуемое юридическое лицо продолжает свое существование (лишь регистрируются изменения, вносимые в учредительные документы).

Видео (кликните для воспроизведения).

Реорганизация общества может быть осуществлена в следующих формах:

1. Слияние — это объединение двух или более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо).;

2. Присоединение — прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому (существующему) юридическому лицу;

3. Разделение — прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей нескольким (двум и более) вновь создаваемым юридическим лицам.;

5. Преобразование — прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому вновь создаваемому юридическому лицу иной организац.-прав. формы..

При реорганизации юридического лица происходит либо смена организационно-правовой формы существующей организации (преобразование), либо устранение (слияние, присоединение), либо появление новых юридических лиц (разделение, выделение), зачастую сопровождающееся сменой организационно-правовой формы.

Обязательным условием реорганизации является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 63 ГК ПМР).

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его де­ятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК ПМР содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ГК ПМР и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную ко­миссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидац. комиссия принимает на себя все полно­мочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

Читайте так же:  Выплата дивидендов держателям акций

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ГК ПМР. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует и законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общая характеристика оснований и порядка реорганизации юридического лица

В отличие от индивидуальных предпринимателей, прекращение деятельности которых по общему правилу не предполагает правопреемства, хозяйствующие субъекты — юридические лица могут как полностью прекратить предпринимательскую деятельность (в результате ликвидации), так и иметь правопреемников в отношении их имущества и обязательств.

Реорганизация является таким способом прекращения деятельности юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.

Реорганизация — преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (Современный экономический словарь).

Вопрос о правовой природе реорганизации (а следовательно, об основаниях и порядке ее оспаривания) является в юридической науке дискуссионным.

Реорганизация юридического лица может рассматриваться:

  • в качестве сделки;
  • как акт правопреемства и представляет собой сложный юридический состав, который может включать в себя такой юридический факт, как сделка (например, договор присоединения или слияния).

В отсутствие законодательного закрепления понятия «реорганизация» представляется возможным сформулировать следующее ее определение.

Реорганизация представляет собой совокупность юридически значимых действий учредителей юридических лиц и государственных органов, направленных на осуществление перехода прав и обязанностей юридических лиц к другим юридическим лицам в порядке правопреемства, а также совершаемых уполномоченным государственным органом актов государственной регистрации создания и ликвидации юридических лиц, изменений к их учредительным документам.

Статья 57 ГК РФ устанавливает основания реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования):

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
  • по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (в случаях, установленных законом, в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).

Таким образом, в зависимости от основания и субъекта, принимающего решение об осуществлении реорганизации, можно выделить две разновидности реорганизации:

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих реорганизацию юридических лиц, прежде всего необходимо назвать ГК РФ, ст. ст. 57-60 которого;

  • содержат общие положения о реорганизации;
  • определяют порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц;
  • регулируют содержание передаточного акта и разделительного баланса;
  • устанавливают гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

ГК РФ устанавливает следующие пять форм (способов) реорганизации:

  1. слияние;
  2. присоединение;
  3. разделение;
  4. выделение;
  5. преобразование.

При осуществлении реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, преобразования происходит прекращение деятельности юридического лица.

Реорганизация в форме выделения не предполагает прекращения существования юридического лица, из которого произошло выделение.

Порядок осуществления и конкретные формы реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм установлены отдельными законодательными актами, к которым относятся:

  1. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и т.д.

Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Ст. 50 НК РФ определяет правовые последствия реорганизации для исполнения обязанностей по уплате налогов, детализирует их применительно к различным формам реорганизации. Так, по общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). В то же время при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Среди источников правового регулирования реорганизации важное место занимают акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Порядок принятия решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации регулируются ст. 58 ГК РФ. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В результате присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

В п. 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрен механизм реализации принудительной реорганизации . Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Читайте так же:  Налоговое право налоговые органы аудит презентация

В числе норм, направленных на обеспечение прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц, необходимо назвать в первую очередь требование п. 1 ст. 59 ГК РФ, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Гарантиям прав кредиторов юридического лица при его реорганизации посвящена также ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Порядок осуществления прав кредиторов конкретизируется в законах, регламентирующих правовое положение юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Общие признаки форм реорганизации, как ликвидации юридического лица

Реорганизация юридических лиц разных форм правовой организации отличается, но можно обозначить этапы, являющиеся общими для всех:

  1. Для начала выполнения реорганизации юридического лица следует составить решение на общем собрании акционеров и документально его подтвердить. Если имеется запись в учредительных документах, то такое решение может принимать уполномоченный орган. В отдельных случаях на его принятие имеют право государственные органы.
  2. Завершенной реорганизация считается после государственной регистрации созданных предприятий. Если же используется форма присоединения, тогда завершением является запись о прекращении существования присоединенного юридического лица.

Понятие и способы реорганизации юридических лиц

Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Как мы работаем

Ликвидация юридического лица без реорганизации

При ликвидации делегирование прав третьим лицам отсутствует (нет правопреемства), так как полностью завершается деятельность. Ликвидация юридического лица осуществляется в 2 способа – добровольно и принудительно.

Для первой необходимо решение собственников, чаще всего оно связано с нерентабельностью производства. Принудительная ликвидация инициируется государственным органом через суд, если организация грубо нарушила законы, регулирующие ее деятельность.

Этапы ликвидации юридического лица регламентированы законодательством. Это утверждение решения, извещение налоговой в 3-дневный срок специальным уведомлением с приложением выписки из протокола и внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Начинает действовать ликвидационная комиссия, назначенная собранием учредителей. Она является временным исполнительным органом, контролирует все операции организации и может состоять из собственников и членов правления. Также в нее должны быть включены профильные специалисты, которых вам может предоставить компания МИП.

После этого о ликвидации юридического лица ставятся в известность заимодавцы, у них должно быть 60 дней на предъявление требований. Оформляется ПЛБ, кроме финансовой информации он должен содержать описание механизма, являющегося основанием для погашения долгов предприятия. При этом важно соблюсти нормы ГК РФ относительно очередности платежей.

Проводится расчет с долгами и вместе с ним раздел оставшегося имущества. В итоге формируется пакет документов для завершения ликвидации юридического лица. Если ФНС не имеет претензий к организации, а все долги погашены, на основании полученного пакета бумаг формируется запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности.

Проведение реорганизации, как ликвидации юридического лица

Реорганизация очень часто является лучшим или даже незаменимым способом справиться с проблемами, возникшими у юридического лица. Ее проведение зависит от формы, применяемой в конкретном случае, но существуют этапы, без которых любая форма реорганизации невозможна:

  • Принятие решения – без этого этапа дальнейшее движение невозможно, при этом важно учитывать ряд правил, при соблюдении которых решение будет одобрено. Если это АО, тогда за решение должно проголосовать не менее 75% участников, в случае с ООО должны желать провести реорганизацию все участники общества, иное возможно только при указании в Уставе;
  • Извещение налоговой службы о реорганизации в течение 3 дней посредством заполнения специальной формы. На ее основании в ЕГРЮЛ будут внесены изменения;
  • Извещение всех без исключения кредиторов в течение 5 дней с момента оповещения ФНС;
  • Размещение новости в «Вестнике государственной регистрации». Согласно ст. 60 ГК РФ, публикуется сообщение дважды, с разрывом в месяц;
  • Инвентаризация активов и ОС предприятия;
  • Утверждение передаточного акта или раздельного бухгалтерского баланса. Он должен содержать данные инвентаризации, о долгах собственных и со стороны контрагентов;
  • Созыв единого собрания участников реорганизации для формирования новых учредительных документов и органов управления, утверждения передаточного акта;
  • В месячный срок после утверждения бухгалтерской отчетности извещение о процессе ПФР.
Читайте так же:  Решение о смене паспортных данных учредителя образец

После этого следует передать все данные в ФНС для регистрации изменений. В пакет с документацией включается заявление и решение о реорганизации, уставы организаций или соглашение о слиянии, передаточный акт, доказательство извещения кредиторов, квитанции об уплате госпошлины, подтверждение размещения информации в СМИ и извещения ПФР.

Период реорганизации юридического лица в среднем длится 2 – 3 месяца, но окончательный срок указывается в решении, утвержденном собственниками. После передачи итоговой документации в ФНС регистрация осуществляется за 3 рабочих дня.

Если же реорганизация принудительная, и не получается уложиться в срок, госорган вправе инициировать назначение временного управляющего для ее завершения.

Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Источники

Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here