Повысят критерии обязательного аудита

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Повысят критерии обязательного аудита". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Минфин России подготовил памятку по случаям проведения обязательного аудита бухотчетности за 2019 год

[email protected] / Depositphotos.com

На официальном сайте Минфина России размещен перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год. Этот и другие документы по вопросам проведения аудита можно найти в подразделе «Общая информация» раздела «Аудиторская деятельность» рубрики «Деятельность».

Случаи проверки того или иного вида отчетности зависят от организационно-правовой формы юрлица и осуществляемого вида деятельности. Также значение имеет, сдает ли организация консолидированную отчетность или имеет определенные финансовые показатели. От вышеуказанных критериев зависит и то, кто вправе проводить аудит. Так, например, годовую бухотчетность и консолидированную отчетность организации, являющейся акционерным обществом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, вправе проверять только аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 года (подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ).

Индивидуальные аудиторы могут проверять фонды (кроме государственных внебюджетных фондов, международных фондов), бюро кредитных историй, общества взаимного страхования, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев и других), клиринговые организации, операторов лотереи, организаторов азартных игр и других.

Обязательный аудит проводится и в отношении годовой бухгалтерской отчетности организаций, чей объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Исключение из этого правила составляют только госорганы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, сельскохозкооперативы и их союзы.

Подросли критерии для обязательного аудита бухотчетности

Законопроектом № 273179-7 повышены лимиты выручки и стоимости активов для обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2019 год.

О том, в каких случаях фирма обязана пройти аудиторскую проверку, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

По этому закону обязательный аудит должны пройти, в частности:

  • акционерные общества;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 млн. рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 млн. рублей;
  • банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.

Обязательную аудиторскую проверку проводят, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.

Обязательный аудит за 2019 год нужно будет проводить, если выручка за предыдущий год превышает 600 млн. рублей, а стоимость активов на конец года перед отчетным – 200 млн. рублей. Эти показатели для отчета за 2020 год и далее — еще выше: 800 млн. руб. и 400 млн. рублей.

Критерии для аудита отчета за 2018 год не изменились и составляют по-прежнему 400 млн. рублей и 60 млн. рублей.

Обязательный аудит: критерии 2017 года

Многие компании, в том числе ООО, озабочены вопросом о критериях обязательного аудита в 2017 году и в последующем. Затрагивает ли он их? В этой консультации мы приведём основные критерии, а также расскажем, были ли изменения в законодательстве на этот счёт.

Особенности правового регулирования

По общему правилу критерием обязательного аудита является:

  • конкретный объективный факт хозяйственной жизни предприятия;
  • определенный юридический статус организации.

Основная проблема в том, что критерии обязательного аудита не собраны в каком-либо одном нормативном документе. Поэтому их приходится буквально выуживать из различных законодательных актов.

Полного перечня критериев проведения обязательного аудита нет даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Он здесь имеет открытый характер. Обратимся к нему.

Случаи обязательного аудита для ООО: критерии

Как видно из перечисленных выше случаев, законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита ООО за 2017 год (или в 2017 году). Так, наличие статуса, например, представителя малого бизнеса само по себе не освобождает фирму от прохождения обязательного аудита.

Очевидно, что невозможно применить все критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. Между тем:

  • выручка общества с ограниченной ответственностью от продаж за год может достигать 400 млн рублей без НДС (см. выше критерий № 4);
  • размер активов по балансу на конец года может быть свыше 60 млн рублей (см. критерий № 5).

Поэтому в этих случаях аудит для ООО неизбежен, поскольку закон обязывает его проводить.

Штраф

Сразу отметим, что действующими правовыми нормами не предусмотрены за сам факт отсутствия обязательного аудита штрафы. Критерии 2017 года имеют схожий, но несколько другой смысл и логику.

Так, если положен обязательный аудит, значит, в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно вовремя сдать аудиторское заключение. Иначе – штраф по ст. 19.7 КоАП РФ:

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.
Читайте так же:  Акции с выплатами дивидендов ежеквартально

То есть без аудита не может быть и аудиторского заключения на руках. А когда его проведение обязательно, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). В этом случае штраф больше – от 5 до 10 тысяч рублей.

Отметим, что аналогичны штрафы за обязательный аудит для ООО по критериям 2017 года.

Что касается акционерных компаний, то для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Повысят критерии обязательного аудита

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Повысят критерии обязательного аудита

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Обзор документа

Минфин разъясняет

Полный перечень критериев обязательного аудита периодически публикует у себя на сайте или в открытых источниках Минфин России. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации».

Случаи обязательного аудита Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

  • по организационно-правовой форме;
  • по роду деятельности;
  • конкретные организации;
  • предприятия с определенными финансовыми показатели;
  • организации, составляющие консолидированную отчетность.

Минфин помогает разобраться

Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли чётко для себя уяснить, бухгалтерская отчетность какой организации подлежит обязательному аудиту и есть ли они в этом списке, Минфин России периодически публикует у себя на сайте полный перечень таких организаций. Обычно – в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». И чиновники настаивают, что перечень имеет чисто информационный характер. Хотя на практике – совсем наоборот.

Какие-то организации в этом перечне названы напрямую. В основном это крупные государственные и окологосударственные структуры, решающие специфические и довольно масштабные задачи.

Свой перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

  • по организационно-правовой форме;
  • по роду деятельности;
  • конкретным организациям;
  • предприятиям с определенными финансовыми показатели;
  • организациям, составляющим консолидированную отчетность.

СТАТИСТИКА

Количество организаций, для которых проведение аудита бухгалтерской отчетности обязательно, последнее время постоянно растёт. Так, в 2013 и 2014 годах в законодательстве было 56 оснований для обязательного аудита в различных организациях. В 2015 году – уже 60, а в 2016-м – 69.

Например, из этого перечня можно понять, подлежит ли обязательному аудиту микрофинансовая организация. Ответ – да. Причем все без исключений.

Далее в таблице по версии Минфина представлены организации, подлежащие обязательному аудиту.

В 2018 году Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.Перечень традиционно оформлен в виде таблицы, в которой указаны:

  • случаи, в которых проводится аудит;
  • реквизиты документа, устанавливающего проведение обязательного аудита в каждом конкретном случае;
  • вид отчетности, подлежащей аудиту.

Также в списке указано, кто вправе проводить аудит в той или иной ситуации (аудиторская организация, отвечающая определенным параметрам, или индивидуальный аудитор).

Актуальный на 2018 год перечень содержит 71 пункт. Для сравнения в прошлогодний перечень попало только 69 случаев, когда аудит обязателен

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Обзор документа

Минфин представил перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. Рассмотрены случаи в отношении:

Читайте так же:  Срок владения акциями для получения дивидендов

— организаций с определенной организационно-правовой формой — АО, ФГУП, государственная корпорация или компания, фонд, публично-правовая компания;

— организаций с определенным видом деятельности — кредитование, страхование, клиринг, НФП, ПИФ, АИФ, политпартия, СРО, микрофинансирование, организация азартных игр, туризма и другие;

— 18 конкретных организаций;

— организаций, у которых объем выручки от продажи продукции превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 млн руб. за год, предшествующий отчетному;

— организаций, составляющих консолидированную отчетность.

Нужно ли осуществлять обязательный аудит отчетности ООО за 2019 год?

Добрый день. Одна из наших компаний (ООО) является учредителем другой компании, которая оказывает строительные услуги для крупных заказчиков, постоянно участвуя в тендерах. Основным видом деятельность компании-учредителя является инвестиционная деятельность. Обороты по деятельности компании небольшие. Нужно ли осуществлять обязательный аудит отчетности за 2019 год? Спасибо

Здравствуйте. В соответствии с законом об аудиторской деятельности, обязательный аудит необходимо чаще всего необходимо проводить если:

  • акции компании продаются на профессиональном рынке ценных бумах,
  • компания –является кредитной организацией,
  • является любым акционерным обществом,
  • является пенсионным или акционерным инвестиционным фондами,
  • выручка компании от продажи составляет не менее 400 000 000 рублей за 2018 год, при этом сумма активов должна быть не менее 60 000 000 рублей и на конец 2018, с 2019 соответственно – 600 000 000 и 200 000 000.
  • УК сформирован 25% и более из акций (облигаций) государства,
  • компании оглашает результаты своей деятельности в СМИ,
  • компания- объединения туроператоров в сфере выездного туризма
  • и прочее
    Необходимо отметить, что при поиске аудиторской компании, которая будет проводить аудит бух отчетности за 2019 год, нужно искать именно такую, которая будет удовлетворять следующим требованиям:

•наличие лицензии на проведение аудита,
• отсутствие родственных связей с руководством компании,
• отсутствие сотрудников среди аудиторов, которые могли бы быть связаны с компанией,

  • аудиторская компания ранее не оказывала услуги аутсорсинга на участке – бухгалтерский учет за последние три года.
  • Аудиторская проверка осуществляется на основании данных годовой отёчности до ее представления в налоговый орган по месту учета. При этом, возвращаясь к Вашему вопросу, согласно закону об аудите – обязательный аудит не нужен, если компания работает первый год и за предшествующий не было финансовых показателей, тут Вы не уточнили, когда было создано Ваше ООО, если в этом году – в 2019 – то, еще раз повторюсь, обязанности по проведению обязательного аудита у Вас нет. Учитывая Ваши обороты – можно было бы порекомендовать Вам проводить годовую проверку хотя бы раз в 2 года, но в тоже время, тот факт, что дочка является крупной организаций, участвующая в тендерах, конечно, для поддержания репутации компании, все же лучше остановиться на ежегодном аудите.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Также отмечу, что в случае, если Вы вовсе не будете проводить аудит, то штрафы неизбежны и составят они на должностное лицо – 300 – 500 рублей или 5 000– 10 000 (при отсутствие заключений за прошлые периоды), на компанию от 3000 до 5000 рублей, повторное нарушение: на должностное лицо от 10000 до 20000 или дисквалификация от одного до двух лет, что также очень негативно скажется на дочерней организации. С 2020 года планируется увеличение штрафных санкций как за отсутствие аудиторского заключения, так и за его непредставление в налоговые органы.

    Еще напомню, что аудиторское заключение за 2019 необходимо представлять только в налоговый орган, ранее нужно было представлять также в органы статистики. При этом обязанности представления в налоговые органы не было, то есть никакая ответственность за это не была предусмотрена, но осуществить представление необходимо было по запросу налогового органа. При непредставлении аудиторского заключения в органы статистики, напротив, действовала административная ответственность.

    В налоговый орган аудиторское заключение необходимо подать:

    • либо одновременно с годовой отчетностью за 2019,
    • либо в течение 10 рабочих дней с даты подписания аудиторского заключение, но не позднее 31 декабря 2020 года.

    В течение 3-х рабочих дней с момента подписания аудиторского заключения его необходимо разместить на фед.ресурсе.

    Таким образом, бух отчетность за 2019 должна состоять из:

    Критерии обязательного аудита в 2019 году

    Статью подготовил категорийный менеджер по работе с ключевыми клиентами Умберг Эмиль Дмитриевич. Связаться с автором

    Вернуться назад на Обязательный аудит 2019

    О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

    По этому закону обязательному аудиту подлежат, в частности:

    • фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);

    • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 000 000 рублей;

    • банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.

    Обязательная аудиторская проверка проводится, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.

    Согласно Федеральному закону № 99-ФЗ обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, как публичные, так и непубличные. Общества, которые зарегистрированы и имеют организационно-правовую форму ЗАО, также должны проводить обязательную аудиторскую проверку.

    Читайте так же:  Открыть ооо с видом на жительство

    Аудит проводят после оформления годовой отчетности, но до того, как она будет представлена в налоговую инспекцию. В акционерных обществах проверка должна пройти раньше, чем бухгалтерская отчетность будет утверждена общим собранием акционеров.

    На практике проверка начинается уже в процессе формирования отчетности бухгалтерией, на основании «рабочих» вариантов, которые, конечно, не имеют юридической силы, но в какой-то мере дают представление о положении дел в организации, показывают состояние учетных регистров, позволяют выявить специфические или опасные сделки.

    Это часто помогает внести существенные корректировки в отчетность. Такой подход к проверке Минфин России считает правомерным (письмо № 07-04-18/01).

    Если процесс проверки закончится одновременно с подписанием отчетности, дата аудиторского заключения и дата составления бухгалтерской (финансовой) отчетности совпадут. Напомним, что датой составления бухгалтерской отчетности является дата ее подписания руководителем организации (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

    Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение не является формой бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы. То есть его не нужно представлять в налоговую инспекцию в составе отчетности.

    В обязательном порядке компания должна представлять аудиторское заключение только в территориальное отделение Росстата, если подлежит обязательному аудиту.

    В этом случае аудиторское заключение нужно представить либо вместе с отчетностью, либо не позже 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

    Поэтому если ваша фирма подлежит обязательному аудиту, то по отчетности за 2019 год его нужно представить не позднее 31 декабря 2020 года.

    Общая собственность 2019
    Общественная организация 2019
    Общественное питание 2019
    Объект строительства 2019
    Объекты учета 2019

    Какие организации подлежат обязательному аудиту

    Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.

    Как понять, подлежит ли организация обязательному аудиту

    Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

    То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

    Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

    Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

    Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

    1 Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)

    2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам 3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов 4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей 5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей 6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)

    Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.

    Информация Минфина России от 9 января 2020 г. “Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации)”

    1 Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового. Он не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

    Перечень критериев обязательного аудита

    В Законе № 307-ФЗ основные критерии обязательного аудита перечислены в статье 5:

    1 Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)
    2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам 3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов 4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей 5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей 6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)

    Отметим, что перечисленные критерии обязательного аудита за 2017 год остались неизменны.

    Другие критерии проведения обязательного аудита за или в 2017 году могут быть установлены отдельными федеральными законами. В основном – это крупные государственные, окологосударственные или созданные под эгидой государства организации, решающие специфические и довольно масштабные задачи. А также:

    • ГУПы и МУПы (когда собственник решил, что аудит обязателен);
    • жилищные накопительные кооперативы;
    • застройщики;
    • кредитные потребительские кооперативы (кроме с/х сферы);
    • микрофинансовые организации;
    • организаторы азартных игр;
    • СРО и др.

    Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

    Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

    Читайте так же:  Дополнительный оквэд для ооо без изменения устава

    Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

    Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

    На заметку

    С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

    Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

    Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

    Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

    • Акционерные общества.
    • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
    • Публично-правовые компании.
    • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

    Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

    • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
    • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
    • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

    В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

    Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

    • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
    • АО «Почта России».

    Этапы проведения

    Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

    На заметку

    На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

    В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

    Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

    Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

    • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
    • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

    Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

    Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

    Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

    Читайте так же:  Какой орган занимается государственной регистрацией юридических лиц

    Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

    29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

    Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

    Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

    Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

    При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

    • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
    • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
    • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
    • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

    Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

    Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

    Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

    «Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

    Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

    Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

    Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

    В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

    В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

    В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

    В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

    Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

    Источники

    Повысят критерии обязательного аудита
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here