Права акционера государства

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Права акционера государства". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Права акционера государства

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 011)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (0)

Порядок реализации государством его прав как акционера регулируется Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ. В соответствии с этим нормативно- правовым актом волеизъявление акционера — РФ, в том числе внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявление требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыв внеочередного общего собрания акционеров, назначение представителя (выдача доверенности) для голосования на общем собрании акционеров, определение позиции по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, оформляется решением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее — Агентство).

http://oprave.ru/?p=41370

Участие государства в структуре капитала компании

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Леонова И. В. Участие государства в структуре капитала компании // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 248-251. — URL https://moluch.ru/archive/237/54985/ (дата обращения: 12.02.2020).

В современной российской экономике сложилась ситуация, когда существуют отрасли, в которых государственное участие в структуре капитала занимает ведущее место, в частности: энергетика, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс, добыча полезных ископаемых, банковский сектор, пенсионные и страховые фонды.

Участие государства в структуре капитала компаний можно разделить на три группы: [1]

1) компании, в которых государству принадлежит пакет в размере 100 %;

2) компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;

3) компании, в которых государство выступает миноритарным акционером.

1) При сохранении государством 100 % капитала компании, что объясняется стратегической важностью отраслей, в которых они функционируют, государство направляет и координирует работу компаний через своих уполномоченных в акционерном обществе.

В государственных компаниях отсутствует собрание акционеров. Его заменяет совет директоров, который создается государственным органом. Данный совет осуществляет контроль над деятельностью исполнительного органа в обществе, который формируется государством.

2) Компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, являются компаниями со смешанной собственностью.

Анализируя смешанную собственность, важно подчеркнуть, что наряду с отнесением организаций к определенным группам по доле собственности государства, также происходит процесс отнесения организаций к двум категориям: публичным и непубличным. Публичные и непубличные акционерные общества различаются в размещении и обращении акций на фондовый рынок, что корректирует корпоративное управление. Компании, публично обращающие свои акции на фондовом рынке, вынуждены сталкиваться с повышенными требованиями к раскрытию данных и корпоративному управлению. Для таких предприятий, акции которых в открытом доступе, особую значимость также приобретают взаимоотношения государства и миноритарных акционеров. Выступая в роли доминирующего акционера, государство может действовать вразрез с интересами миноритарных акционеров и способствовать принятию необходимых государству решений на общем собрании акционеров при отсутствии учета мнения миноритариев. Государство также имеет возможность контролировать совет директоров и его состав. Государство может иметь и другие политические и государственные задачи, реализация которых затрагивает интересы миноритарных акционеров.

Государство заинтересовано в восприятии его акционерами как прозрачного и предсказуемого субъекта, который всецело соблюдает их права. Уважая права миноритарных акционеров, государство положительно влияет на свою репутацию, в результате чего изменяются котировки акций и привлекаются инвестиции с внешних рынков. Размещение акций государственных компаний на рынке привело к увеличению влияния государства на экономику, так как появилось средство воздействия на нее в более широких масштабах.

Акционерные общества с государственным участием управляются уполномоченными государством в органах управления акционерного общества (чаще всего, это госслужащие). В таких организациях создается собрание акционеров, которое обеспечивает принятие решений посредством большинства голосов его членов.

Представитель государства играет важную роль в организации. Он не является простым контролером, представляющим государство. Представитель является также активным участником управления, который вырабатывает политику компании, реализует ее, принимает решения, занимается разработкой стратегии развития компании. В том числе через представителей государством оказывается воздействие на величину и направленность инвестиций и на другие аспекты деятельности компании с государственным участием. При управлении предприятием государству необходимо обеспечить баланс интересов всех сторон — держателей акций.

3) Компании, в которых государству не принадлежит контрольный пакет акций.

В этой ситуации государство выступает в роли обыкновенного акционера, который получает прибыль от собственности — дивиденды. Имея в собственности часть акций организации, государство имеет возможность реализовать одну из важнейших функций менеджмента в управлении государственной собственностью — «отрицательный контроль», заключающийся в том, что совету директоров общества необходимо учитывать мнение государства в принятии важных постановлений. Минимальный пакет акций дает возможность государству запрашивать созыв внеочередного собрания акционеров для обсуждения необходимых вопросов и призывать проверки финансовой деятельности компании ревизионной комиссией.

Читайте так же:  Временное приостановление деятельности ооо

В случаях если в акционерных обществах с минимальной долей государства не предусмотрено право «золотой акции», уполномоченный государства имеет возможность существенно повлиять на принятие важных решений через создание блоков с другими инвесторами.

Нет сомнений, государство, являясь собственником в том или ином акционерном обществе, вносит особенности в корпоративное управление, в том числе в случаях, если государство обладает небольшим пакетом акций. Государство через своих представителей имеет все рычаги воздействия на стратегическую политику компании для достижения своих целей, но принятие и реализация решений зависят, в том числе, и от других акционеров.

Благодаря государственным компаниям государство становится активным участником финансового рынка, способным влиять как на экономику страны в целом, так и на показатели эффективности деятельности компаний.

Рис. 1. Количество акционерных обществ, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р (ред. от 20.11.2018) [2]

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при оценке уровня государственного участия в национальной экономике, является сравнение эффективности деятельности частных предприятий и компаний, контролируемых государством. Проведенный анализ показывает, что на уровне крупнейших отраслевых компаний нельзя сделать однозначный вывод о преимуществах той или другой стороны. [3]

Список акционерных обществ, входящих в перечни:

  1. Концерн «Океанприбор», г. Санкт-Петербург
  2. Концерн «Моринформсистема-Агат», г. Москва
  3. Росспиртпром, г. Москва
  4. «Центр технологии судостроения и судоремонта», г. Санкт-Петербург
  5. «Концерн «Научно-производственное объединение «Аврора», г. Санкт-Петербург
  6. Государственная акционерная компания «Оборонпромкомплекс», г. Москва
  7. Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», г. Санкт-Петербург
  8. Приокский завод цветных металлов, г. Касимов, Рязанская область
  9. Производственное объединение «Кристалл», г. Смоленск
  10. Новороссийский морской торговый порт, г. Новороссийск, Краснодарский край
  1. Государственная транспортная лизинговая компания, г. Москва
  2. Трансинжстрой, г. Москва
  3. Корпорация развития Северного Кавказа, г. Ессентуки
  1. Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных, пос. Быково, Московская область

Система управления публичными государственными активами децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов власти.

Для оценки участия государства в структуре капитала компании вводится показатель «Эффективная доля государства» — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур. [4]

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

http://moluch.ru/archive/237/54985/

Участие государства в акционерных обществах

Дата публикации: 10.11.2018 2018-11-10

Статья просмотрена: 1051 раз

Библиографическое описание:

Козьмик Д. Ю. Участие государства в акционерных обществах // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 150-152. — URL https://moluch.ru/archive/231/53662/ (дата обращения: 12.02.2020).

В статье поднимаются вопросы государственного участия в акционерных обществах и особенности его правового положения в качестве акционера, а также приобретаемых им специфических прав. Рассматривается понятие «золотой акции» и непосредственного участия государства в управлении принадлежащими ему акциями.

На протяжении истории влияние государства на экономические процессы было значительным, в особенности, в России, переживающей и в наши дни сложный и длительный переход от плановой экономики к рынку, и даже в дореволюционный период склонной к поддержанию патерналистских тенденций. Неудивительно, что сегодня участие государства в акционерных обществах — объективная реальность. Данное явление по-разному оценивается авторами, одни из которых полагают, что подобного рода участие государства является необходимым для защиты ряда публичных интересов и решения многочисленных социальных задач. В то же время сама абстрактность государства как субъекта корпоративного управления создает впечатление низкой его эффективности как собственника и акционера. Несмотря на то, что к данному вопросу возможны многообразные подходы, невозможно отрицать факт того, что государство как субъект корпоративных отношений, имеет определенные особенности, связанные с его особым правовым положением, и, выступая в роли акционера, приобретает специфические права, обязанности, статус.

Отметим, что нормативная база, служащая основой определения правового статуса государства в акционерных обществах весьма разнообразна и включает в себя огромное количество правовых актов, таких как Гражданский Кодекс РФ, в частности, содержащий основные положения об участии государственных и муниципальных образований в регулируемых им отношениях, а также ФЗ «Об акционерных обществах» [1] и «О приватизации государственного и муниципального имущества» [2] Подчеркнем, что регулируется данное явление и на подзаконном уровне, тем не менее, какой-либо унифицированный нормативный акт, посвященный данному вопросу, отсутствует.

Так или иначе, поднимая непосредственно вопрос о правовом положении государства-акционера, отметим, что ГК РФ [3] подчеркивает равное положение публично-правовых образований, граждан, и юридических лиц в отношении участия, прямого или косвенного, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в частности, подразумеваем здесь участие в уставных капиталах акционерных обществ и реализацию права на управление ими.

Основная проблема в определении правового статуса государства заключается в том, что оно, по сути, абстрактно, а потому его участие в деятельности общества возможно только в одной из предусмотренных законом форм. К таковым можно отнести продажу им акций, передачу их в доверительное управление и залог, а также назначение представителей государства в органы управления АО. Само же приобретение государством акций в акционерном обществе может осуществляться в результате приватизации государственного имущества, наследования выморочного имущества, включающего акции акционерного общества в свой состав, а также путем предоставления бюджетных инвестиций.

Читайте так же:  Платон перечень документов для регистрации юридических лиц

Отметим также, что государство, принимая участие в акционерных обществах, безусловно, имеет ряд четко определенных целей, среди которых авторы выделяют стимулирование тех или иных отраслей развития экономики, предоставление товаров и услуг, производство которых требует значительных инвестиций или вовсе эти товары являются общественными. Путем участия в акционерных обществах государство решает ряд проблем с предоставлением рабочих мест и социального обеспечения, а также создает источник дохода для государственного бюджета [4]. Тем не менее, подчеркнем, что государство, по нашему мнению, является все же особым субъектом, который не просто неперсонифицирован, но и имеет правоспособность особой природы, которая, бесспорно, отличается от правоспособности юридических лиц и граждан. Вопрос о том, является она общей, специальной или даже целевой, остается дискуссионным в доктрине гражданского и корпоративного права.

Так или иначе, с участием государства в деятельности акционерных обществ связано наличие у него особого права, так называемой, «золотой акции», которая, не является акцией в прямом смысле этого слова, и представляет собой специальное право участника акционерного общества. Данный вопрос также относится к числу дискуссионных, однако на наш взгляд нельзя не согласиться с позицией Е. П. Третьяковой, подчеркивающей, что ценная бумага неразрывно связана с тем правом, которое она закрепляет [5]. «Золотая акция» является способом прямого участия государства в акционерном обществе, однако участие государства в акционерном обществе может выражаться и иначе — посредством участия в таковом иных юридических лиц: федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и прочих.

Каким же образом государство участвует в управлении принадлежащими ему акциями? Отметим, что в общем и целом, государство обладает той же совокупностью прав, что и иные акционеры, однако сам процесс их осуществления интересен в первую очередь тем, что наличие у государства политической власти и государственного суверенитета, само по себе означает, что оно, участвуя в корпоративных отношениях выражает не частные, но публичные интересы, в том числе, и интересы остальных акционеров.

Упомянутая выше «золотая акция» приобретает здесь особую, крайне значимую, роль. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» волеизъявление акционера — Российской Федерации, в том числе внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов в органы управления, созыв внеочередного общего собрания акционеров осуществляются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом [6].

Однако, если данный орган выступает контролирующим, то на первый план выходит вопрос об ответственности, ведь логично, что в случае прямых государственных директив членам Совета Директоров, они не могут нести единоличную ответственность по принятым вопросам. Ряду авторов эффективным способом решения данного проблемного вопроса представляется введение солидарной ответственности [7].

Что касается возможности государства иметь аффилированных лиц, заметим, что сам факт принятия государством тех или иных, в том числе, нормативно — правовых актов, способен оказать существенное влияние на неограниченный круг лиц, потому, на наш взгляд об аффилированности говорить не следует.

Наконец, заметим, что интересы государства в акционерном обществе все же должно, что рационально, представлять какое-то конкретное лицо. Тем не менее, в отличие от представителя, действия которого создают, изменяют и прекращают гражданские права, представитель интересов Российской Федерации действует на основании независимых директив. Интересно также соотношение частных и публичных интересов в действиях такого представителя — ведь он должен добросовестно действовать в интересах общества, которые порой идут вразрез с данными ему директивами. Так или иначе, данные вопросы не предполагают однозначного решения и требуют дополнительного урегулирования, поскольку действующий в наши дни институт независимых директоров, призванный решить неоднозначно сложившуюся ситуацию, на деле сам оказывается источником многочисленных трудностей.

Так или иначе, на наш взгляд, несмотря на большое количество проблем, проистекающих из участия государства в акционерных обществах и многочисленных сложностей, сопряженных с его правовым статусом, представляется, что государство как акционер выполняет значимую роль в развитии российской экономики в целом, а потому необходимо дальнейшее совершенствование норм, регулирующих его деятельность в качестве участника корпоративных правоотношений, повышение значимости независимых директоров, наконец, интерпретации в российском законодательстве международного опыта, посвященного данному вопросу.

  1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 1.
  2. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // «Собрание законодательства РФ», 28.01.2002, N 4, ст. 251
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
  4. Жмулина Д. А., Макарова О. А. Определение целей государства в АО с государственным участием // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2014. № 2. С. 33.
  5. Третьякова Е. П. Осуществление государством корпоративных прав и обязанностей // Научный Альманах. 2015. № 8 с. 1311
  6. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» // «Собрание законодательства РФ», 13.12.2004, N 50, ст. 5073
  7. Грищенко О. И. Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы. Автореф. дисс. На правах рукописи. М.: 2014. С. 171.

http://moluch.ru/archive/231/53662/

Государство как акционер

Государство может участвовать в акционерном обществе как обыкновенный акционер или как владелец «золотой акции». «Золотая акция» не является специфической ценной бумагой — это назва­ние механизма управления государства в ОАО для обеспечения госконтроля в наиболее значимых сферах экономики.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером:

1. при проведении приватизации государственных и муни­ципальных предприятий;

Читайте так же:  Кто владеет контрольным пакетом акций магнита

2. при выкупе акций акционерных обществ (огосударствление);

3. при учреждении акционерных обществ государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами.

Основной причиной образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства является то, что акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований «выбросить» на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечь дополнительные ин­вестиции с рынка, а не из государственного бюджета.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ, в которых:

· до 100% капитала принадлежит государству (полная зависимость юридического лица от структур государственного управления);

· государству принадлежит контрольный пакет акций;

· государству принадлежит «золотая акция»;

· государству принадлежит блокирующий пакет акций;

· государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

«Золотая акция» — это специфическая форма участия го­сударства в акционерных обществах, которая закреп­лялась за государством в относительно небольших по размерам уставного капитала акционерных обществах. «Золотая акция» (или специальное право на участие государства в управлении открытыми акционерными обществами) может использоваться в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Позиция Российской Федерации как акционера оформляется решением Федерального агентства по управ­лению государственным имуществом.

«Золотая акция» дает государственным органам Российской Федерации и ее субъектам право:

Ø вносить предложения в повестку дня общего собрания;

Ø требовать созыва внеочередного собрания;

Ø иметь доступ ко всем документам общества;

Ø налагать вето на решения общего собрания по вопросам:

v внесения изменения и дополнения в устав или утверждения устава в новой редакции;

Видео (кликните для воспроизведения).

v реорганизации общества;

v ликвидации общества, назначения ликвидационной комиссии;

v утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного баланса;

v изменения уставного капитала;

v совершения крупных сделок и сделок с заинтерееованностью.

Наличие «золотой акции» позволяло практически полностью приватизировать бывшее государственное предприятие, но при этом не допускать расхищения его имущества, в определенной мере защитить права трудового коллектива на первых этапах функционирования предприятия как акционерного общества. В дальнейшем «золотая акция» на основе решений государственных органов конвертировалась в обыкновенную акцию данного акционерного общества и реализовывалась на рынке.

Действие специального права — «золотой акции» прекращает­ся решением органа, который принял решение об использовании специального права «золотой акции». Российская Федерация, го­сударственные органы и муниципальные образования могут быть акционерами, не будучи владельцами «золотой акции». В этом случае их права идентичны правам других акционеров — вла­дельцев акций общества.

Свои права акционера государство реализует через пред­ставителей государства в органах управления акционерных об­ществ: в совете директоров и ревизионной комиссии. Такой представитель, назначенный на один год, может быть в любой момент заменен назначившим его органом.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируется Постановлением Правительства РФ № 738 от 3.12.2004г. Оно регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция».

Заметим, что хотя механизм «золотой акции» может быть полезен с точки зрения защиты прав государства и всего общества, однако с точки зрения принципов корпоративного управления доминирование прав государства нарушает принцип равенства между акционерами. И инвесторы чрезвычайно осторожно подходят к вопросу об инвестициях в такие компании. Поэтому рекомендуется, чтобы государственные органы тщательно анализировали все плюсы и минусы использования механизма «золотой акции».

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 1172 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/6-62877.html

Энциклопедия решений. Права акционеров АО

Права акционеров АО

Акционер как владелец акции — эмиссионной именной ценной бумагой имеет в отношении акционерного общества корпоративные права. Права акционера, а также порядок их осуществления регулируются нормами ГК РФ, Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), уставом АО, принятого в соответствии с положениями законодательства, корпоративным соглашением, заключенным между акционерами общества.

Акционер АО вправе:

— участвовать в управлении делами АО (абз. второй п. 1 ст. 65.2 ГК РФ);

— в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и уставом АО, получать информацию о деятельности АО и знакомиться с его бухгалтерской и иной документацией, в том числе с уставом АО, изменениями и дополнениями к нему (абз. третий п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, ст. 91 Закона об АО);

— обжаловать решения органов АО, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом (абз. четвертый п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, п. 7 ст. 49, п. 6 ст. 68 Закона об АО);

— требовать, действуя от имени АО (п. 1 ст. 182 ГК РФ), возмещения причиненных АО убытков (ст. 53.1 ГК РФ) путём предъявления соответствующего косвенного иска (абз. пятый п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, абз. четвертый п. 3 ст. 6, п. 5 ст. 71 Закона об АО);

— оспаривать, действуя от имени АО (п. 1 ст. 182 ГК РФ), совершенные им сделки по основаниям, предусмотренным ст. 174 ГК РФ или Законом об АО (например, п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84, п. 2 ст. 84.6 Закона об АО), и требовать применения последствий их недействительности путём предъявления соответствующего косвенного иска, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок АО (абз. шестой п. 1 ст. 65.2 ГК РФ);

— принимать участие в распределении прибыли АО, акционером которого он является (абз. второй п. 1 ст. 67 ГК РФ, п. 7 ст. 42 Закона об АО);

— получать в случае ликвидации АО часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость (абз. третий п. 1 ст. 67 ГК РФ, ст. 23 Закона об АО);

Читайте так же:  Помогу открытии бизнеса

— требовать выкупа акций обществом в случаях, предусмотренных ст. 75 Закона об АО, в частности в случае реорганизации общества, если акционер голосовал против принятия решения о реорганизации либо не принимал участия в голосовании;

— заключать акционерное соглашение, в котором акционеры могут определить порядок осуществления прав, удостоверенных акциями, а также особенности осуществления прав на акции (ст. 67.2 ГК РФ, ст. 32.1 Закона об АО).

Участники АО могут иметь и другие права, предусмотренные законом или уставом АО (абз. седьмой п. 1 ст. 65.2, абз. пятый п. 1 ст. 67 ГК РФ).

Объем прав, предоставляемых акциями, может быть различным в зависимости от того, является ли общество публичным (далее также — ПАО) или непубличным (далее также — НПАО). В правах акционеров публичных и непубличных АО можно выделить следующие различия:

Право на отчуждение акций третьим лицам

уставом НПАО может быть предусмотрено получение согласия других акционеров на отчуждение акций (п. 5 ст. 7 Закона об АО)

ничем не ограничено (п. 5 ст. 97 ГК РФ)

Преимущественное право приобретения акционерами акций, отчуждаемых по возмездным сделкам другими акционерами

может быть предусмотрено уставом НПАО (п. 3 ст. 7 Закона об АО)

право акционера на возмездное отчуждение акций третьим лицам ничем не ограничено (п. 5 ст. 97 ГК РФ)

Право владеть акциями, принадлежащими одному акционеру, без ограничения количества, их суммарной номинальной стоимости и/ или максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру

может быть ограничено уставом НПАО (абз. двенадцатый п. 3 ст. 11 Закона об АО)

не может быть ограничено (п. 5 ст. 97 ГК РФ)

Право обратиться с иском об исполнении обязанности по внесению вклада в имущество АО к лицу, уклоняющемуся от исполнения такой обязанности, установленной решением общего собрания акционеров

есть у акционера НПАО (п.п. 2-4 ст. 32.2 Закона об АО).

внесение вкладов является только правом акционера (п. 1 ст. 32.2 Закона об АО), поэтому у других акционеров нет права обращения с подобным иском

Право требовать исключения другого акционера из АО в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой акционер своими действиями (бездействием) причинил существенный вред АО либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе, грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или уставом АО

есть у акционеров НПАО (абз. четвертый п. 1 ст. 67 ГК РФ)

нет у акционеров ПАО (абз. четвертый п. 1 ст. 67 ГК РФ)

Также отличаются права акционеров — владельцев привилегированных акций и владельцев обыкновенных акций. По общему правилу, если иное не установлено законодательством об АО, владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на общем собрании акционеров АО. Исключение составляют некоторые вопросы, например о ликвидации и реорганизации АО, а также исключительные обстоятельства (п. 4 и п. 5 ст. 32 Закона об АО). При этом уставом НПАО (в отличие от ПАО) могут быть предусмотрены один или несколько типов привилегированных акций, предоставляющих их владельцам право голоса по всем или некоторым вопросам компетенции общего собрания акционеров (п. 6 ст. 32 Закона об АО).

Внимание

Владельцы привилегированных акций разного типа могут иметь разный объем прав (абз. третий п. 1 ст. 25 Закона об АО), например, по ним может быть установлен разный размер дивиденда или ликвидационной стоимости (п. 2 ст. 32 Закона об АО).

Реализацию ряда прав закон связывает с владением акционером (акционерами) определенным количеством акций, например, акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций АО, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в органу управления и контроля АО (п. 1 и п. 2 ст. 53 Закона об АО).

Корпоративные права акционера могут быть ограничены акционерным соглашением или договором, заключенным акционерами АО с кредитором этого АО или иным третьим лицом, имеющим охраняемый законом интерес, в целях обеспечения такого интереса (п. 9 ст. 67.2 ГК РФ).

Учет прав акционеров на акции АО осуществляется в реестре акционеров (п. 2 ст. 149 ГК РФ, абз. второй п. 1 ст. 25 Закона об АО, часть вторая ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг). Лицевые счета в реестре могут открываться не только владельцам акций (акционерам), но и иным лицам, в частности номинальным держателям, которые не являются владельцами акций, однако осуществляют учет прав на акции, принадлежащие акционерам (пп. 3 п. 1 ст. 8.2, ст. 8.3 Закона о рынке ценных бумаг).

Особенности осуществления акционерами своих прав в случаях, если они не являются лицами, зарегистрированными в реестре акционеров АО, определяются законодательством РФ о ценных бумагах (п. 6 ст. 1 Закона об АО), в частности ст. 8.9 Закона о рынке ценных бумаг.

http://base.garant.ru/58078430/

Государство как собственник АО

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • «Золотая акция»;
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.
Читайте так же:  Что нужно для внесения изменений в устав

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует «золотую акцию» или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно – управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о «Об акционерных обществах», ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с «Законом о приватизации», использование государством «золотой акции» обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, «золотая акция» применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия «золотой акции», то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

Котировки акций
ОАО РАО ЕЭС России
Мосэнерго 2,3705 руб.
Полюс Золото 7895,5 руб.
Новатэк 1060 руб.
МРСК Волги 0,09015 руб.
МРСК Урала 0,1686 руб.
МРСК Сибири 0,249 руб.
МРСК Центра и Приволжья 0,2287 руб.
МРСК Центра 0,2876 руб.
Акрон 4778 руб.
НМТП 9,535 руб.
Уралкалий 119,04 руб.
МТС 329,9 руб.
Магнит 3567,5 руб.
Русгидро 0,7225 руб.
Северсталь 926 руб.
Транснефть 162000 руб.
Татнефть 753,7 руб.
Норникель 21296 руб.
НЛМК 137,9 руб.
Алроса 81,45 руб.
Аэрофлот 117,38 руб.
Башнефть 2012,5 руб.
Сургутнефтегаз 45,83 руб.
Сбербанк 253,52 руб.
Роснефть 453,4 руб.
Ростелеком 91,95 руб.
Лукойл 6389,5 руб.
Газпром 226,22 руб.

Новости эмитентов

Fitch оценил влияние налоговой реформы в России на прибыли нефтегазовых компаний

Чистая прибыль «МРСК Сибири» за 1 полугодие по РСБУ снизилась на 52%

Видео (кликните для воспроизведения).

http://invest-reshenie.ru/gosudarstvo-kak-sobstvennik-ao

Права акционера государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here