Принудительная реорганизация юридического лица

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Принудительная реорганизация юридического лица". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Реорганизация юридического лица

Место нахождения юридического лица.

Наименование юридического лица.

От своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом или ответчиком в суде. Имя – наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Основные правила – ст.54, 138 ГК, ст.5 ФЗ «О государственной регистрации», ФЗ об отдельных видах ЮЛ. Наименование (полное и сокращенное). Полное – всегда (организационно-правовая форма и прочее), сокращенное – по желанию. Коммерческие организации могут иметь фирменное наименование (фирму) – средства их индивидуализации в ряду других. Предел – до степени смешения. Д.б. принят ФЗ о порядке регистрации фирмы, исключительные права, если зарегистрировано. Положение о фирме 1927 г.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу (универсальное правоприемство). В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

1. Слияние — объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение— образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц.При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение — образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование — прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.


При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении — разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9640 —

| 7395 — или читать все.

Принудительная реорганизация юридического лица

Действующее гражданское законодательство РФ, помимо права заниматься предпринимательской деятельностью, предусматривает целый ряд случаев, когда судьба юридического лица определяется не его участниками или учредителями, а государственными органами или судом, т.е. речь идет о принудительном прекращении деятельности коммерческих организаций.

При этом она может происходить в форме принудительной ликвидации или в форме принудительной реорганизации юридического лица. Поскольку Гражданский Кодекс РФ довольно сухо регулирует эти вопросы, то для того чтобы понять основания, основные этапы и правовые последствия принудительного прекращения деятельности коммерческих организаций необходимо проанализировать целый ряд нормативных актов.

Принудительная реорганизация

Поскольку основы принудительной реорганизации юридических лиц содержатся в статье 57 ГК РФ, то ее основное правовое регулирование переместилось на уровень отдельных федеральных законов, в частности в рамках антимонопольного законодательства РФ, которое сегодня представлено Федеральным Законом «О защите конкуренции». Данный нормативный акт предусматривает правила о принудительной реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения. В соответствии со статьей 234 ФЗ «О защите конкуренции» в качестве последствий нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа и порядка представления в антимонопольный орган уведомлений о создании коммерческой организации устанавливает следующее:

Читайте так же:  Создание государственная регистрация некоммерческих организаций

ФЗ «О конкуренции» в статье 38 определил, что принудительное прекращение деятельности юридического лица в форме разделения или выделения возможно при систематическом осуществлении монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение на рынке либо некоммерческой организацией, которая занимается деятельностью, приносящей ей доход. Основанием является также исковое заявление антимонопольного органа, а сам порядок исключительно судебный. При этом если принудительно реорганизовать необходимо кредитную организацию, то помимо заявления антимонопольного органа необходимо одобрение Центрального Банка РФ. Кроме того, судебное решение о принудительной реорганизации юридического лица в форме разделения или выделении может быть принято в целях развития конкуренции и при выполнении следующих условий:

Окончание реорганизации

Последним этапом реорганизации является её окончание, которое ассоциировано с моментом внесения в ЕГРЮЛ сведений о новообразованных субъектах или исключении сведений об исчезнувших юрлицах (присоединение). При этом минимальный срок реорганизации равняется 3 месяцам, что связано со стремлением законодателя защитить права лиц, оспаривающих реорганизацию.

Банковское законодательство

Институт принудительной реорганизации знаком не только антимонопольному законодательству. Его активно использует законодательство о банках и банковской деятельности. Так, например, о возможности использования принудительной реорганизации в отношении коммерческих банков по требованию Банка России говорят нормы Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Если руководитель коммерческого банка получил такое требование, то он должен в течение пяти дней со дня его получения, созвать совет директоров или обратиться к общему собранию участников кредитной организации с просьбой о необходимости проведения реорганизации банка. Органы управления коммерческого банка должны в десятидневный срок с момента получения ходатайства о реорганизации банка известить Банк России о принятом решении. Реорганизация кредитной организации возможна не в форме выделения или разделения, а в форме слияния или присоединения.

О принудительной реорганизации банка можно прочитать и в Федеральном Законе «О Центральном банке (Банке России)», а именно в статье 74, в соответствии с нормами которой Банк России имеет право потребовать от кредитной организации проведения ее реорганизации в установленных в статье случаях.

Антимонопольное законодательство РФ

Изначально, институт принудительной реорганизации начал формироваться в 1995 году, в рамках антимонопольного законодательства, которое в настоящее время также претерпело существенные изменения. Так, в 2002 году, действующие правила о принудительной реорганизации подверглись реконструкции в очередной раз. В соответствии с последними изменениями Антимонопольного закона право выдать предписание о принудительном разделении коммерческой или некоммерческой организации, осуществляющих предпринимательскую деятельность и занимающих доминирующее положение на рынке, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций вновь возникло у антимонопольного органа в случае, если они систематически осуществляли монополистическую деятельность. При этом систематическим осуществлением монополистической деятельности считалось совершение в течение трех лет, двух и более выявленных фактов ведения монополистической деятельности.

Антимонопольный орган мог выдать предписание о принудительном разделении или принудительном выделении коммерческой организации, если налицо были следующие факты:

Порядок принудительной реорганизации

Гражданский Кодекс РФ выделяет три схемы принудительной реорганизации. Это реорганизация по решению суда; по решению уполномоченного государственного органа или по решению внешнего управляющего. При этом внешний управляющий должен быть назначен судом по иску уполномоченного государственного органа, если учредители юридического лица, либо уполномоченные ими лица, либо лица, уполномоченные на реорганизацию в Учредительных документах, не приняли решения о реорганизации в установленный срок.

Перечисляя способы и порядок реорганизации, ГК РФ не указывает когда осуществляется та или иная схема, как и не называет орган и лицо, которое вправе обращаться в суд с иском о принудительной реорганизации. Следовательно, эти и некоторые другие вопросы принудительной реорганизации отнесены к компетенции федерального законодательства. Например, при нарушении норм антимонопольного законодательства РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению суда. Судебный порядок принудительной реорганизации предусмотрен для жилищного накопительного кооператива, для реорганизации которого необходимо требование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков. А вот при принудительной реорганизации кредитных организаций приоритет отдается требованию Банка России.

Более детально урегулирован в Гражданском Кодексе и в Федеральных Законах порядок проведения принудительной реорганизации по решению внешнего управляющего, назначенного судом. Именно с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению организацией. Следовательно, внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с Учредительными документами, которые были сформированы в результате реорганизации. Если суд утвердит вышеуказанные документы, то это станет основанием для государственной регистрации юридических лиц возникающих в результате принудительной реорганизации. Примерно такие же положения можно найти в специальных законах. В общем и целом Федеральные Законы, регулирующие принудительную реорганизацию юридических лиц, практически не содержат других правил и условий, оставляя все основные вопросы на решение внешнего управляющего.

Срок принудительной реорганизации

В действующем законодательстве РФ не содержится условий о сроке проведения принудительной реорганизации юридического лица. Некоторые положения можно найти исключительно в Федеральных Законах. Например, ФЗ » О конкуренции» говорит о том, что решение суда подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом в указанный в решении срок, который не может быть менее чем шесть месяцев. В качестве примера можно также привести статью 37 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в которой содержится положение о том, что принудительная реорганизация дочерних предприятий унитарных предприятий в форме присоединения проводится в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Закона. Поскольку вопрос о сроке проведения принудительной реорганизации в любом случае является принципиальным, то его необходимо закрепить на уровне закона.

Читайте так же:  Обязательный аудит проводится тест

ФЗ «О защите конкуренции»

Сегодня антимонопольное законодательство в России сосредоточено в Федеральном Законе «О защите конкуренции», которым оно и представлено в гражданском праве.

Указанный нормативный акт устанавливает правила для осуществления принудительной реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения, которые в значительной мере отличаются от правил, закрепленных Антимонопольным законом. Особенно интересными для нас станут статьи 34 и 38 ФЗ «О конкуренции», предусматривающие возможность для ликвидации или реорганизации в форме выделения или разделения организаций, нарушивших нормы закона в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Суд может принять решение о принудительном разделении или выделении коммерческой организации исключительно в целях развития конкуренции и при выполнении следующих условий:

Уведомление о реорганизации

По принятии решения обязательно уведомление о реорганизации регистрирующего органа. На это предоставляется 3-дневный срок, отчёт которого начинается с момента принятия решения. После этого для надлежащего оповещения заинтересованных лиц сведения о реорганизации должны публиковаться в Вестнике государственной регистрации. Необходимо два сообщения с разрывом в месяц. Кроме того, юрлицо обязано уведомить известных ему кредиторов, на что ему дано 5 дней и что обязательно должно быть сделано в письменной форме. Только соблюдение всех выше указанных требований является добросовестным уведомлением о реорганизации.

Основания и способы принудительной реорганизации

Основанием для принудительной реорганизации в большинстве случаев является правонарушение, под которым закон подразумевает нарушение какой-либо позитивной обязанности, установленной им. Поскольку с основаниями принудительного прекращения деятельности юридического лица все понятно, то особое внимание нужно уделить перечню способов реорганизации. Действующий Гражданский Кодекс РФ в качестве способов принудительной реорганизации называет выделение и разделение, в то время как специальные законы выделяют также слияние, присоединение и преобразование.

Последствия принудительной реорганизации

В заключении необходимо сказать и о последствиях несоблюдения требований действующего гражданского законодательства о принудительной реорганизации, которые выражаются либо в судебном порядке с назначением внешнего управляющего, либо в предъявлении исковых заявлений о принудительной ликвидации организации.

Принудительная реорганизация юридического лица

В действующем гражданском законодательстве РФ о принудительной реорганизации юридического лица сказано в статье 57 ГК РФ, которая практически не менялась со дня вступления в силу первой части Гражданского Кодекса РФ.

Помимо нее нормативное регулирование принудительной реорганизации юридических лиц можно увидеть на уровне отдельных федеральных законов, в рамках которых оно постоянно развивается.

Иные виды юридических лиц

О возможности принудительной реорганизации говорят нормы Федеральных Законов «О жилищных накопительных кооперативах» (статья 13), «О несостоятельности (банкротстве)» (статья 109), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (статья 43), «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (статья 37), «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (статья 6) и т.д.

Требования кредиторов

Следующим этапом реорганизации можно признать досрочное удовлетворение требований кредиторов. Согласно ГК РФ, кредитор, если его требования уже существовали до опубликования уведомления о реорганизации, имеет право требовать, чтобы лицо досрочно исполнило обязательство или его прекращения с соответствующим возмещением убытков. На заявление такого требования кредитору дано 30 дней со дня первой публикации. Важно подчеркнуть, что если обязательства реорганизуемого юрлица перед кредитором и так в достаточной мере обеспечены, например, юристы по корпоративному праву к данной категории относят залог или банковскую гарантию, то его требование не будет погашено досрочно.

Принятие решения о реорганизации юридического лица

Выделяются добровольная или принудительная реорганизация (в силу специфики возможно разделение или выделение). Во втором случае решение о реорганизации юрлица зависит от результата рассмотрения судебного дела, инициированного антимонопольным органом.

Добровольное решение рассматривается на общем собрании. Процедура принятия решения о реорганизациидолжна соответствовать ряду формальных требований, в частности надлежащее уведомление участников, оформление протоколов собрания, процедура голосования, в связи чем необходимо обращение к юристу по корпоративному праву.

ФЗ «Об электроэнергетике»

Немного изолированно в области антимонопольного регулирования находится Федеральный Закон «Об электроэнергетике», статья 25 которого, устанавливает возможность для осуществления принудительного разделения хозяйствующего субъекта в случае многократного злоупотребления своим доминирующим или исключительным положением, в том числе, манипулирование ценами на оптовом или розничных рынках либо иной монополистической деятельности. Разделение проводится строго с учетом особенностей, определенных Правительством Российской Федерации. Ссылаясь на общие нормы антимонопольного законодательства ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает немного другие условия для осуществления принудительной реорганизации.

Особенности

В связи с анализом указанных нормативных актов, основанием для осуществления принудительной реорганизации всегда выступает правонарушение, т.е., речь идет о нарушение какой-либо позитивной обязанности, установленной законом. Действующий Гражданский кодекс РФ, не содержит полного перечня способов принудительной реорганизации юридических лиц, указывая на выделение и раздел, в то время как специальные законы говорят также о слиянии, преобразовании и присоединении.

Интересным моментом являются условия и порядок осуществления принудительной реорганизации юридических лиц. Положения ГК РФ, вводят довольно общие схемы принудительной реорганизации, которые просты и лаконичны. Это реорганизация по решению суда, по решению уполномоченного государственного органа или по решению внешнего управляющего. При использовании третьей схемы внешний управляющий назначается судом по иску уполномоченного государственного органа, если решение о реорганизации юридического лица не было принято его учредителями или участниками, либо уполномоченным или органом. Перечисляя схемы проведения принудительной реорганизации юридического лица, Гражданский Кодекс РФ совершенно забывает указать на случаи, при которых принудительная реорганизация исполняется по решению суда или по решению уполномоченного государственного органа.

Читайте так же:  За год дивиденды выплачиваются по акциям

Следующим недостатком ГК РФ является отсутствие указания на орган, который имеет право обращаться с исковым заявлением о принудительной реорганизации компании в суд, что нашло отражение в сложившейся судебной практике. Отсутствие конкретики, относит подобные вопросы на разрешение специальных федеральных законов. Например, по иску территориального органа юстиции может быть произведена реорганизация коллегии адвокатов, что прямо указано в статье 43 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Следующей особенностью принудительной реорганизации, предусмотренной ГК РФ является отсутствие указания на срок ее проведения, за исключением случаев предусмотренных некоторыми специальными законами. К примеру, статья 37 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» говорит о шестимесячном сроке для проведения реорганизации в форме присоединения. Таким образом, общие нормы снова отсылают нас к нормам специальным.

Видео (кликните для воспроизведения).

В действующем Гражданском Законодательстве РФ в части проведения принудительной реорганизации юридических лиц еще много пробелов и не состыковок, которые должны быть урегулированы законодателем в ближайшее время для того, чтобы институт принудительной реорганизации был хорошо разработан, а механизм ее проведения отлажен.

Принудительная реорганизация юридического лица

Помимо добровольной реорганизации возможно проведение принудительной реорганизации юр. лица. Прежде всего, данный институт распространён в антимонопольном праве, особенно последнее время принудительная реорганизация характерна для электроэнергетических рынков. Соответственно, принудительная реорганизация осуществляется в форме разделения или выделения.

Вторым случаем (ст. 38 Закона) принудительной реорганизации юридического лица является систематическое осуществление монополистической деятельности участником рынка, который занимает доминирующее положение. В этой ситуации Законом предусмотрены ещё более сложные условия проведения принудительной реорганизации юрлица. Она возможна только тогда, когда есть действительная возможность обособления подразделений организации, новообразованные юрлица способны вести самостоятельную деятельность, а также отсутствует технологическая взаимосвязь между подразделениями.

Возвращаясь к вопросу судебной практики, стоит отметить, что случаи принудительной реорганизации в форме разделения или выделения достаточно редки. При этом суды критически относятся к искам антимонопольных органов. В наиболее общем случае антимонопольный орган в суде обязан доказать реальность ограничения конкуренции как с фактической, так и юридической точки зрения. Как уже отмечалось, достаточно большое количество дел было связано с энергетическим правом. Так, «популярным» основанием является совмещение деятельности по купле-продаже электроэнергии с действиями по передаче энергии другим субъектам. При этом суды выступают против формального толкования, зачастую применяемого УФАС. В деле № А44-300/2008 судом отмечено, что указание в уставе общества несовместимых видов деятельности не означает их фактического осуществления. Также в судебной практике четко обозначен подход, согласно которому принудительная реорганизация должна применяться ФАС только к одному юридическому лицу, но не к группе лиц. Суд признает решения ФАС незаконными в случае, если ФАС обязывает принудительно реорганизоваться группу аффилированных юридических лиц.

Принудительная реорганизация

Принудительная реорганизация встречается довольно редко, обычно она применяется антимонопольными органами в целях развития конкуренции на отечественных рынках и недопущения установления монопольного положения. Однако в последнее время случаи принудительной реорганизации все чаще стали встречаться в судебной практике, прежде всего в сфере электроэнергетики, причем суды как соглашаются с позицией ФАС*(530), так и принимают противоположные ее позиции решения*(531).

В судебной практике четко обозначен подход, согласно которому принудительная реорганизация может быть применена ФАС только по отношению к отдельному юридическому лицу, но не к группе лиц. Суд признает решения ФАС незаконными в случае, если ФАС обязывает принудительно реорганизоваться группу аффилированных юридических лиц*(532).

Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.

1. В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.

В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией антимонопольный орган выдает предварительное согласие на осуществление целого ряда действий, связанных со слиянием, присоединением и созданием коммерческих организаций*(533). В том случае, если коммерческая организация была создана без получения указанного предварительного согласия, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с требованием о ее реорганизации в форме выделения или разделения (ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции). Исковое заявление направляется в судебные органы только в том случае, если создание организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Следует отметить одну недоработку упомянутого положения законодательства о конкуренции. Дело в том, что ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, созданной без получения предварительного согласия антимонопольного органа. При этом в качестве способов создания указываются такие разновидности реорганизации, как слияние и присоединение. Если в случае со слиянием вопросов не возникает, то указание на то, что в результате присоединения одной коммерческой организации к другой создается новое юридическое лицо, вряд ли можно принять как правильное. В данном случае происходит прекращение присоединяемого лица с передачей его прав и обязанностей организации, к которой осуществляется присоединение. Создания нового субъекта права в рассматриваемом случае не происходит. Разумеется, здесь понятна мысль законодателя, который предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, приобретающей права и обязанности присоединяемого к ней юридического лица. Однако указанное положение закона требует изменений и корректировки в соответствии с положениями действующего законодательства о создании и реорганизации юридических лиц.

2. При условии, если хозяйственное общество, на которое возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в законе, нарушило установленный порядок уведомления.

Порядок разделения и выделения компаний аналогичен изложенному в предыдущем пункте. Следует только добавить, что случаи, при которых коммерческая организация обязана уведомлять о своих действиях, подробно изложены в ст. 30 Закона о защите конкуренции.

Читайте так же:  Порядок регистрации изменения адреса ооо

3. В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение.

Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции в рассматриваемой ситуации антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном разделении нарушающего закон хозяйственного общества или выделении из его состава одной или нескольких организаций. При этом в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, антимонопольный орган вправе подать иск только по предварительному согласованию с Центральным банком РФ.

Следует отметить, что решение суда о реорганизации хозяйственного общества принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

— существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

— отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

— существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Необходимо особо подчеркнуть, что правила осуществления реорганизации едины как для принудительного, так и для добровольного случая. Однако в том случае, если акционеры (участники) хозяйственного общества, уполномоченный ими орган не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд вправе назначить внешнего управляющего хозяйственным обществом и поручить ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами компании (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9226 —

| 7344 — или читать все.

Энциклопедия решений. Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица

Реорганизация — особый способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц, может осуществляться в следующих формах:

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (абз. второй п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, возможна реорганизация хозяйственных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (см. ст. 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), постановление Восьмого ААС от 17.10.2016 N 08АП-11989/16).

Также допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абз. третий п. 1 ст. 57 ГК РФ). Например, возможно слияние АО и ООО.

Реорганизация может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами — добровольная реорганизация (п. 1 ст. 57 ГК РФ). В случаях, установленных законом, реорганизация в форме слияния, присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон о защите конкуренции).

Пунктом 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрена также возможность принудительной реорганизации в форме разделения или выделения по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (см., например, ст. 38 Закона о защите конкуренции). Если при принудительной ликвидации учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, то такой государственный орган вправе обратиться с иском в суд. Суд назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию (абз. второй п. 2 ст. 57 ГК РФ).

Общие вопросы реорганизации регулируются нормами ГК РФ. Особенности реорганизации обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ регулируются, соответственно, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Законом об АО. Кроме того, особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций (абз. пятый п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Реорганизация связана с переходом к вновь образующимся или существующим (при присоединении) юридическим лицам прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица (ст.cт. 129, 387 ГК РФ).


Законодательством установлен ряд гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. К ним относятся (ст. 60 ГК РФ):

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Порядок государственной регистрации установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законодательство не содержит запрета на отмену ранее принятого решения о реорганизации. До завершения реорганизации соответствующее решение может быть принято его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного учредительными документами, в том же порядке, что и решение о реорганизации. Об отмене ранее принятого решения о реорганизации уведомляется регистрирующий орган.

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ). Кредиторы реорганизуемого юридического лица не вправе заявлять требование о признании решения о реорганизации юридического лица недействительным (постановления АС Московского округа от 30.05.2017 N Ф05-6874/17, от 20.10.2016 N Ф05-15654/16, АС Поволжского округа от 07.10.2016 N Ф06-13176/16).

Читайте так же:  Решение о внесении изменений в учредительные документы

Признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

В случае признания решения о реорганизации недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами (п. 3 ст. 60.1 ГК РФ).

По требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать суд реорганизацию несостоявшейся в случае (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ):

— если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации;

— представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет правовые последствия, указанные в п. 2 ст. 60.2 ГК РФ, в том числе:

— восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в ЕГРЮЛ

— участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ.

Этапы реорганизации юридических лиц

Формы реорганизации юридического лица исчерпывающе перечислены в гражданском законодательстве. Ими являются выделение, присоединение, слияние, разделение преобразование, при этом законом допускается использование смешанной системы, т.е. выражающейся в соединении нескольких форм реорганизации.

В независимости от формы реорганизации можно выделить ключевые этапы реорганизации юридического лица.

Правопреемство при реорганизации

Правило о правопреемстве является достаточно простым и зависит от формы реорганизации юрлица. При слиянии и присоединении они просто переходят к вновь возникшему или уже существующему лицу, к которому произошло присоединение. В случае разделения или выделения переход происходит согласно передаточному акту. Наконец, при преобразовании права и обязанности юрлица не претерпевают изменений, но одновременно с этим изменяются корпоративные взаимоотношения внутри организации.

Федеральные особенности принудительного прекращения деятельности

Как отмечалось выше те или иные особенности принудительного прекращения деятельности коммерческих организаций присутствуют во многих Федеральных Законах, например в статье 25 ФЗ «Об электроэнергетике» говорится о возможности принудительной реорганизации в форме разделения в отношении юридических лиц осуществляющих свою деятельность в сфере электроэнергетики. Указанный нормативный акт хоть и ссылается на антимонопольное законодательство, но имеет некоторые отличия, например по условиям при которых возможно проведение принудительной реорганизации соответствующей категории коммерческих организаций.

Возможность применения принудительной реорганизации имеется в действующем законодательстве РФ о банках и банковской деятельности, в частности, в Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» она предусмотрена для коммерческих банков на основании соответствующего требования Банка России.

Так, при получении требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель должен собрать совет директоров или общее собрание участников организации для заявления ходатайства о необходимости реорганизации кредитной организации в течение пяти дней с момента получения требования. При этом органы управления кредитной организации должны сообщить Банку России о принятом решении не позднее 10 дней с момента получения его требования. Важным моментом здесь является проведение принудительной реорганизации не в форме разделения или выделения, а в форме слияния или присоединения. О принудительной реорганизации коммерческих организаций также сказано в статье 74 Федерального Закона «О Центральном банке (Банке России)».

Федеральный Закон «О жилищных накопительных кооперативах» тоже предусматривает возможность принудительной реорганизации в статье 13, которая устанавливает, что кооператив подлежит принудительной реорганизации в судебном порядке, в форме разделения или выделения если число его членов превысит предел, установленный законом.

В Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» можно обнаружить элементы принудительной реорганизации, решение о которой может быть принято в ходе осуществления управления внешним управляющим. Подобный вывод напрашивается из анализа норм статьи 109 указанного нормативного акта. При этом решение должно получить одобрение кредиторов, и быть утвержденным судом. Статья 37 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что созданные до момента вступления в силу настоящего закона, унитарными предприятиями дочерние предприятия подлежат принудительной реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.

Признание реорганизации недействительной или несостоявшейся

Видео (кликните для воспроизведения).

Данные институты различны как по субъектному составу, так и принципиально отличаются по последствиям. Требование о признании реорганизации недействительной могут предъявить участники реорганизуемого юрлица, – несостоявшейся только лица, не принимавшие участие в голосовании или же голосовавшие против. При этом последствием недействительности является выплата убытков. Главным же результатом признания реорганизации несостоявшейся – восстановление юридических лиц, существовавших до реорганизации. А основанием для этого может служить фальсификация документов при реорганизации или случай, когда в действительности решение о реорганизации юридического лица не принималось.

Источники

Принудительная реорганизация юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here