Признание недействительной государственной регистрации юридического лица

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Признание недействительной государственной регистрации юридического лица". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Недействительность регистрации юридического лица


VIP регистрация

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» данный нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о государственной регистрации.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 , ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

На основании пп. 16 п. 1 ст. 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски, вытекающие из правоотношений по осуществлению налоговыми органами мероприятий налогового контроля, в том числе и о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В судебной практике до недавнего времени достаточно распространенными являлись дела о признании недействительными актов государственной регистрации юридических лиц, в частности, в связи с тем, что они регистрируются на умерших лиц, по утерянным паспортам и т.п.

Подобные образования, как правило, создаются в целях уклонения от налогообложения. Они нелегитимны с момента создания, поскольку не имеют учредителя и, следовательно, не могут сформировать органы юридического лица

Налоговый орган вправе подать иск о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и взыскании доходов, полученных в этих случаях.

Как правило, государственная регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя может быть признана недействительной по следующим основаниям:

      • юридическое лицо создано с нарушением установленного законодательством порядка его образования (в том числе в результате реорганизации юридического лица, когда образуются новые юридические лица, например, если отсутствуют передаточный акт либо разделительный баланс)
      • учредительные документы юридического лица не соответствуют законодательным нормам
      • физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя с нарушением установленного порядка

Поскольку ст. 31 НК РФ формулирует право предъявления исков налоговых органов по данному основанию, следует признать, что налоговый орган вправе предъявлять иски о признании регистрации предприятий недействительной и наряду с требованиями о взыскании доходов, полученных соответствующими предприятиями, и без них. Объем заявляемых требований определяется органом, предъявляющим иск, в пределах предоставленных ему полномочий.

Пунктом 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации предусмотрено право регистрирующего органа — он может обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке при неоднократных либо грубых нарушениях им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Такое решение может быть принято судом на основании требования регистрирующего органа о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в связи с неоднократными либо грубыми нарушениями им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации).

К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в государственный реестр сведений, представление недостоверных или искаженных сведений.

В этом случае государственная регистрация осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством порядке копии соответствующего решения суда. Государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия судом такого решения.

При этом, исходя из анализа п. 4 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации, лицо, прекратившее осуществление предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда, вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только спустя один год со дня принятия регистрирующим органом указанного решения.

Вопрос о возможности предъявления налоговыми органами подобных исков в связи с совпадением в одном лице налогового и регистрирующего органа решался судебными инстанциями неоднозначно. Судебная практика до недавнего времени свидетельствовала о том, что налоговый орган, осуществив государственную регистрацию юридического лица, не вправе впоследствии обращаться в арбитражный суд с иском к зарегистрированному юридическому лицу о признании государственной регистрации недействительной, поскольку государственную регистрацию производит именно налоговый орган, и зарегистрированное лицо в такой ситуации ответчиком быть не может.

Читайте так же:  Задачи аудита кадрового потенциала

http://www.1ao.ru/regist/vopros/044.html

Недействительность госрегистрации юрлица не означает его ликвидацию

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

http://www.eg-online.ru/article/180573/

Признание недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица — индивидуального предпринимателя

Ткачев В.Н., кандидат юридических наук, доцент.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) данный нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565, N 50. Ст. 4855, N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о государственной регистрации.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (с изм. и доп.) «О Правительстве Российской Федерации» .

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478, N 45. Ст. 4376.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (с изм. и доп.) , ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961; 2005. N 8. Ст. 654, N 12. Ст. 1042, N 23. Ст. 2270, N 42. Ст. 4277, N 48. Ст. 5042; 2006. N 23. Ст. 2510, N 24. Ст. 2602.

На основании пп. 16 п. 1 ст. 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.) налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски, вытекающие из правоотношений по осуществлению налоговыми органами мероприятий налогового контроля, в том числе и о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

В судебной практике до недавнего времени достаточно распространенными являлись дела о признании недействительными актов государственной регистрации юридических лиц, в частности, в связи с тем, что они регистрируются на умерших лиц, по утерянным паспортам и т.п.

Подобные образования, как правило, создаются в целях уклонения от налогообложения. Они нелегитимны с момента создания, поскольку не имеют учредителя и, следовательно, не могут сформировать органы юридического лица .

Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: Основные проблемы // Издательство юридического факультета С.-Петербургского государственного университета, 2005.

Налоговый орган вправе подать иск о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и взыскании доходов, полученных в этих случаях.

Данный вид искового заявления налоговых органов предусмотрен ст. 31 НК РФ, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 (в ред. от 18 июля 2005 г.) «О налоговых органах Российской Федерации» .

Бюллетень нормативных актов. 1992. N 1; Российская газета. N 182. 1992; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2958; 1997. N 47. Ст. 5341; 1999. N 28. Ст. 3484; 2000. N 46. Ст. 4537; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2, N 22. Ст. 2026; 2003. N 21. Ст. 1957; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101.

Как правило, государственная регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя может быть признана недействительной по следующим основаниям:

  • юридическое лицо создано с нарушением установленного законодательством порядка его образования (в том числе в результате реорганизации юридического лица, когда образуются новые юридические лица, например, если отсутствуют передаточный акт либо разделительный баланс);
  • учредительные документы юридического лица не соответствуют законодательным нормам;
  • физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя с нарушением установленного порядка.

Поскольку ст. 31 НК РФ формулирует право предъявления исков налоговых органов по данному основанию, следует признать, что налоговый орган вправе предъявлять иски о признании регистрации предприятий недействительной и наряду с требованиями о взыскании доходов, полученных соответствующими предприятиями, и без них. Объем заявляемых требований определяется органом, предъявляющим иск, в пределах предоставленных ему полномочий.

Пунктом 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации предусмотрено право регистрирующего органа — он может обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке при неоднократных либо грубых нарушениях им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Читайте так же:  Открыть расчетный счет для ооо в открытие

Такое решение может быть принято судом на основании требования регистрирующего органа о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в связи с неоднократными либо грубыми нарушениями им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации).

К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в государственный реестр сведений, представление недостоверных или искаженных сведений.

В этом случае государственная регистрация осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством порядке копии соответствующего решения суда. Государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия судом такого решения.

При этом, исходя из анализа п. 4 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации, лицо, прекратившее осуществление предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда, вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только спустя один год со дня принятия регистрирующим органом указанного решения.

Вопрос о возможности предъявления налоговыми органами подобных исков в связи с совпадением в одном лице налогового и регистрирующего органа решался судебными инстанциями неоднозначно. Судебная практика до недавнего времени свидетельствовала о том, что налоговый орган, осуществив государственную регистрацию юридического лица, не вправе впоследствии обращаться в арбитражный суд с иском к зарегистрированному юридическому лицу о признании государственной регистрации недействительной, поскольку государственную регистрацию производит именно налоговый орган, и зарегистрированное лицо в такой ситуации ответчиком быть не может.

Обратимся к примеру. Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 25 по Южному административному округу г. Москвы (далее — ИМНС N 25 по ЮАО г. Москвы) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском о признании недействительной государственной регистрации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Эстрейд-Строй».

Исковые требования мотивированы тем, что согласно заявлению ООО «Эстрейд-Строй» о постановке на учет в налоговом органе от 17 июня 2003 г. указанное общество было зарегистрировано ИМНС N 25 по ЮАО г. Москвы, выдано свидетельство о регистрации серия 77 N 000962921. Все имеющиеся у истца документы о создании ООО «Эстрейд-Строй» оформлены от имени Самарского А.М. Впоследствии от последнего в ИМНС N 25 по ЮАО г. Москвы поступило заявление о том, что он не учреждал ООО «Эстрейд-Строй», не является его директором и не имеет отношения к его финансово-хозяйственной деятельности. По мнению истца, юридическое лицо в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ может быть ликвидировано с признанием судом недействительной регистрации юридического лица. Истец просит признать недействительной регистрацию ООО «Эстрейд-Строй» и согласно ст. 61 ГК РФ и ст. 31 НК РФ ликвидировать ООО «Эстрейд-Строй», ссылаясь на допущенные при создании общества нарушения, носящие неустранимый характер.

Решением от 17 сентября 2003 года в иске отказано. При этом Суд установил, что ООО «Эстрейд-Строй» не осуществляло регистрацию общества, в связи с чем Суд признал его ненадлежащим ответчиком по делу. Суд пришел к выводу о несостоятельности требований истца о ликвидации ООО «Эстрейд-Строй», поскольку не установлен факт грубых нарушений при создании общества, носящих неустранимый характер в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

Жалоба мотивирована тем, что Суд при принятии обжалуемого судебного решения неправильно применил п. 1 ст. 52, ст. 87, 89 ГК РФ. По мнению заявителя, при создании общества были допущены нарушения закона, носящие неустранимый характер, так как ООО «Эстрейд-Строй» зарегистрировано неизвестными лицами и отсутствуют полномочные представители, которые могут устранить указанные нарушения. Заявитель считает, что заявление Самарского А.М. об отсутствии волеизъявления на учреждение общества является достаточным основанием для признания Судом факта нарушения ст. 87, 89 ГК РФ.

В заседании суда кассационной инстанции заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе. ООО «Эстрейд-Строй», надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя в Суд не направило.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст. 286, 287 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что на момент государственной регистрации ООО «Эстрейд-Строй» (17 июня 2003 года) отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридического лица, регулировались Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», который вступил в силу с 1 июля 2002 года.

В соответствии с п. 2 ст. 25 названного Закона и п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Следовательно, возможность ликвидации юридического лица не связана с предшествующим признанием судом недействительной регистрации юридического лица, и в связи с этим требования истца о признании недействительной регистрации ООО «Эстрейд-Строй» лишены правового основания и не могли быть удовлетворены Арбитражным судом.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц.

Таким образом, в данном случае иск предъявлен к ООО «Эстрейд-Строй» регистрирующим органом о признании недействительной регистрации ООО «Эстрейд-Строй», в связи с чем суд первой инстанции правильно установил, что ООО «Эстрейд-Строй» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Читайте так же:  Что нужно для внесения изменений в устав

Каждое лицо, участвующее в деле в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Однако истец не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что при создании общества были допущены нарушения, носящие неустранимый характер.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены .

Постановление ФАС Московского округа от 21 ноября 2003 г. по делу N КГ-А40/9194-03.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/27239-priznanie-nedejstvitelnoj-gosudarstvennoj-registracii-yuridicheskogo-lica-fizicheskogo

Телефон в Санкт-Петербурге:

пон-вскр с 8:00 до 20:00

Офисы почти
во всех районах города
Заказать обратный звонок

Телефон в Санкт-Петербурге:

пон-вскр с 8:00 до 20:00

Офисы почти
во всех районах города
Заказать обратный звонок

Юридические услуги:

Бухгалтерские услуги:

Полезные Статьи о регистрации ООО, ИП и др. от компании «Успешный Старт»

Признание недействительным решения о регистрации ООО при создании

Признание недействительным решения о регистрации ООО при создании

Судебные споры, связанные с признанием решения о регистрации ООО при создании недействительным, касаются следующих вопросов:

Основания для признания недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью при создании

Решение регистрирующего органа о госрегистрации общества при создании может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном гл. 24 арбитражно-процессуального кодекса РФ.

Однако, исходя из судебной практики, представление в регистрирующий орган на момент госрегистрации недостоверных сведений об учредителе и единоличном исполнительном органе общества не является основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации общества.

Например, такие решения были вынесены по делам N А45-1469/2010 (представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации юридического лица влечет иные правовые последствия, чем признание недействительной государственной регистрации общества), N А45-1478/2010 (представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия, в этом случае регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица), N А45-1470/2010 (недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица на основании учредительных документов и не влечет безусловную недействительность указанной государственной регистрации, поскольку является устранимой).

Интересно дело N А40-32271/10-94-151, согласно материалам которого налоговая инспекция обратилась в суд с требованием признать недействительной регистрацию юридического лица. Как оказалось, заявитель, подавшая документы на регистрацию общества через представителя по доверенности, никогда не являлась руководителем и учредителем общества, никому не выписывала от своего имени доверенностей на предоставление своих интересов связанных с регистрацией общества, а также на право своей подписи. Суд отказал в удовлетворении требований инспекции, поскольку не был доказан факт отсутствия волеизъявления учредителя на создание юридического лица в момент его регистрации, последующие объяснения учредителя о том, что она не принимала решений о создании общества, а также о подложности доверенности сами по себе не могут являться доказательствами отсутствия волеизъявления.

Признать недействительным решение о государственной регистрации общества до 01.01.2016 г. можно было на основании отсутствия согласия лица на избрание его в качестве единоличного исполнительного органа общества (например, дело N А40-108904/10-100-966).

С 01.01.2016, если по результатам проверки включенных в ЕГРЮЛ сведений, в частности, об учредителях (участниках) юридического лица, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, установлено, что эти сведения недостоверны, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения (далее — уведомление о недостоверности).

Если юридическое лицо в течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности не представит сведения или документы, свидетельствующие о достоверности включенных в ЕГРЮЛ данных, а также если представленные документы не свидетельствуют о достоверности данных, в отношении которых направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ)).

Еще одним основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации общества является совершение удостоверительной надписи нотариуса, свидетельствующей подпись заявителя (представителя юридического лица), не по установленной форме.

Так, в ходе расследования дела N А40-145023/09-130-809 выяснилось, что подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации общества при его создании не была удостоверена нотариусом по соответствующей форме, а имеющиеся исправления в ней не были подтверждены в установленном порядке. Суд вынес решение, что представление ненадлежаще оформленного заявления должно приравниваться к его непредставлению и налоговый орган не имел законных оснований для принятия решения о государственной регистрации общества.

Также, основанием для признания недействительной государственной регистрации созданного общества считается признание государственной регистрации единственного учредителя общества недействительной. Например, по делу А40-44372/03-84-492 суд постановил, что выявленные в учредительных документах ООО нарушения являются неустранимыми, поскольку единственным его учредителем было ЗАО, чья государственная регистрация признана другим решением суда недействительной, в связи с тем, что гражданин К. не учреждал ЗАО, и соответственно также не было его волеизъявления на учреждение ООО.

Отсутствие волеизъявления учредителя на создание общества (регистрация проведена по паспорту умершего лица либо по утерянному или украденному паспорту) влечет признание недействительным решения регистрирующего органа о госрегистрации создаваемого ООО.

По материалам дела N А32-1917/2014, вследствие отрицания заявителем волеизъявления на создание общества, факта подписания и подачи документов на государственную регистрацию общества судом по ходатайству заявителя была назначена судебно-почерковедческая экспертиза. В соответствии с заключением эксперта подписи от имени заявителя были выполнены иным лицом.

Читайте так же:  Программа для аудиторской проверки организаций

Таким образом, суд постановил, что представление на государственную регистрацию подложных документов, не порождающих каких-либо юридических последствий, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

Также по этому вопросу существует мнение научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск), согласно которому отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица является неустранимым нарушением, в связи с чем государственная регистрация юридического лица, осуществленная по паспорту умершего лица либо по утерянному паспорту (при достаточных для этого доказательствах), подлежит признанию недействительной.

Отсутствие общества по указанному в учредительных документах адресу после его государственной регистрации, напротив, не является основанием для признания его госрегистрации недействительной.

По данному вопросу было рассмотрено несколько аналогичных дел, однако суды соглашаются во мнении, что по смыслу Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации влечет иные правовые последствия.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, адрес общества должен содержаться в ЕГРЮЛ (абз. 1 п. 3 ст. 54 ГК РФ), но наличие адреса в уставе общества не обязательно, поскольку в этом документе должно быть указано место нахождения общества, а именно наименование населенного пункта (муниципального образования).

Представление на государственную регистрацию подложного документа об уплате госпошлины не признается судами как основание для признания регистрации общества недействительной.

Так, арбитражный суд по делу N А41-К2-17766/07 правомерно отказал налоговому органу в его требовании о признании недействительной регистрации юридического лица по мотивам неоплаты им госпошлины, поскольку вопрос о ее не оплате может быть разрешен позднее в административном порядке, предусмотренном, в частности, ст. 25 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Оснований для не регистрации общества в данном случае не имелось, так как данным юридическим лицом были предоставлены в налоговую инспекцию все необходимые документы, а налоговая служба не вправе при регистрации заниматься правовой экспертизой представленных ему на регистрацию документов.

Последствия признания недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью при создании

В случае признания недействительным решения о регистрации общества регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений об обществе, а не исключает запись о его госрегистрации.

В соответствии со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

Также согласно пункту 5 «Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации за N 438 от 19.06.2002 года, изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Рассмотрев дело N А76-19418/2011, суд указал, что признание недействительным регистрации (решения о государственной регистрации) юридического лица при его создании является основанием для последующей ликвидации юридического лица в соответствии с положениями ст. 61 — 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и гл. 7 Закона о регистрации, из содержания которых следует, что ликвидация юридического лица представляет собой процедуру, при осуществлении которой должны приниматься меры, направленные на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и иных заинтересованных лиц, и соблюдаться определенный порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Поэтому исключение записи о регистрации общества повлечет нарушение прав участников гражданского оборота, судебные акты в указанной части подлежат отмене (ч. 2 ст. 288, п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суды рекомендуют не исключать запись о госрегистрации общества в связи с признанием недействительным решения регистрирующего органа, а возложить на налоговый орган обязанность внести сведения об этом в ЕГРЮЛ.

http://gutstart.ru/articles/priznaniye_nedeistvitelnim

Регистрация юрлиц — арбитражная практика (окончание)

Единственными надлежащими ответчиками по искам о признании недействительными государственной регистрации юридического лица, учредительных документов и государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица являются юридические лица. Сегодня это обстоятельство не урегулировано в качестве бесспорного правила на уровне Высшего Арбитражного Суда, однако существуют разъяснения иных арбитражных судов, в частности Арбитражным Судом Марий Эл, где юридические лица признаются единственно возможными ответчиками по искам данной категории. Так, анализируя вопросы, возникающие в практике арбитражных судов по поводу применения Закона о регистрации, Суд Марий Эл констатировал, что в подавляющем большинстве случаев ответчиками по искам о признании недействительной государственной регистрации юрлиц выступали регистрирующие органы.

В арбитражный суд с иском к налоговому органу о признании недействительной, произведённой им в минувшем году, регистрации юридического лица обратились представители ОАО “Север”. Претензии заявителей сводились к тому, что в 2006 году инспекцией был зарегистрировано хозяйственное общество в форме ОАО с названием “Север”, что являлось прямым нарушением норм гражданского законодательства.

Суд установил, что в данном случае основной причиной признания недействительной регистрации ОАО “Север” являются не действия регистрирующего органа, а нарушения гражданского законодательства, допущенные при составлении учредительных документов общества. Поэтому, воспользовавшись положением статьи 47 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, в которой указывается на возможность с согласия истца замены ненадлежащего ответчика надлежащим, арбитражный суд изменил правовой статус участников судебного разбирательства, признав руководство ОАО “Север” ответчиками, а регистрирующий орган третьим лицом.

Читайте так же:  Реструктуризация имущественного комплекса предприятия может включать

Участник хозяйственного общества не в праве требовать признания государственной регистрации коммерческой организации недействительной. Это правило также не вытекает напрямую из российского законодательства, но с другой стороны тот же самый закон не предусматривает возможности обращения в суд участников хозяйственных обществ с подобными заявлениями. В связи с этим, в данный момент арбитражными судами всех уровней обсуждается вопрос о возможности отклонения исков участников юридических лиц о признании недействительной государственной регистрации хозяйственных обществ или признании недействительной регистрации реорганизации хозяйственного общества как заявленных неуполномоченными (непредусмотренными) законом субъектами.

Право регистрирующего органа на судебное оспаривание учредительных документов юридических лиц не имеет законного основания (подтверждения). Тем не менее, несмотря на отсутствие в законе правоустанавливающей нормы, судебная практика буквально изобилует случаями такого оспаривания.

http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a79/76544.html

Признание недействительной государственной регистрации юридического лица

Недействительная регистрация юридического лица

Сегодня всё чаще случается следующее – в результате казалось бы плановой налоговой проверки регистрация юридического лица признана недействительной.

Также подобное решение выносится, когда при ликвидации предприятия были выявлены грубые нарушения.

Здесь стоит напомнить, что именно учредители несут всю ответственность за достоверность сведений, которые они указывают в момент государственной регистрации компании. В случае если при регистрации были предоставлены заведомо ложные сведения, то государственная регистрация признаётся недействительной по решению суда, а вся деятельность компании считается незаконной и вообще запрещается.

При регистрации подобными «заведомо ложными сведениями» являются документы, а также представленная информация, которые не соответствуют действительности. Сюда входят:

  • описки в словах;
  • пропуск букв, слов, цифр;
  • ошибки в арифметических расчётах;
  • иные подобные ошибки.

Основания для признания недействительными юридических лиц

Государственная регистрация официально признаётся недействительной, если присутствует хоть одно из нижеперечисленных оснований:

Полный перечень всех условий, которые необходимы для регистрации, содержится в Декрете Президента «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования».

Правовые последствия

Согласно законодательству выделяют следующие последствия признания государственной регистрации юридического лица недействительной:

  • деятельность тех предприятий, при регистрации которых были представлены заведомо ложные сведения, считается незаконной и запрещается;
  • в случае если государственная регистрация юридического лица была признана недействительной, то это служит основанием для его ликвидации;
  • проводится взыскание в местный бюджет доходов за весь период деятельности того юридического лица, регистрацию которого официально признали недействительной.

Именно в момент завершения ликвидации происходит прекращение так называемой правоспособности данного юридического лица.

http://pravo.sovetnik.by/news/nedejstvitelnaya-registratsiya-yuridicheskogo-litsa/

Признание недействительной государственной регистрации юридического лица

Признание недействительной регистрации (перерегистрации) юридического лица, ее последствия

СМЭС Карагандинской области

Одним из направлений судебной практики в сфере споров по налогообложению является категория дел, связанных с обжалованием действий налоговых органов.

Большинство споров возникают вследствие признания недействительной и отмене государственной регистрации юридических лиц контрагентам, которых впоследствии налоговыми органами выставляются уведомления о доначислении Корпоративного подоходного налога и Налога на добавленную стоимость.

То есть, вступившее в законную силу решение суда о признании недействительной регистрации (перерегистрации) юридического лица становится правовым основанием для вынесения его контрагенту уведомления по результатам камерального контроля.

Контрагентами приводятся доводы о том, что судами при разрешении таких дел не соблюдаются требования процессуального законодательства, в частности, контрагенты не привлекаются в качестве третьих лиц к участию в судебных разбирательствах по искам о признании недействительной и отмене государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц.

Контрагенты ссылаются на состоятельность и наличие экономической составляющей в сделках, совершенных с юридическими лицами, регистрацию которых признали недействительной.

В целях защиты избранной позиции, контрагенты обращаются в суд с исками о признании совершенных сделок действительными и состоявшимися.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется, в том числе, в целях: удостоверения факта создания, перерегистрации, регистрации, внесенных изменений и дополнений в учредительные документы, реорганизации

Нарушение порядка образования юридического лица может повлечь за собой признание его регистрации недействительной по решению суда.

Регистрации юридического лица может быть признана судом недействительной, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность. То есть, все действия юридического лица (в том числе заключенные им сделки), регистрация которого признана недействительной с момента его создания, признаются несовершенными (недействительными, фиктивными).

Правовые последствия признания гос. регистрации недействительной

Последствия признания государственной регистрации юридического лица недействительной можно выделить следующие:

• деятельность субъектов хозяйствования, созданных на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается;

• осуществляется взыскание в местный бюджет доходов за весь период деятельности субъекта хозяйствования, регистрация которого признана недействительной;

• признание недействительности государственной регистрации юридического лица является основанием для его ликвидации.

Прекращение правоспособности юридического лица происходит в момент завершения ликвидации.

Признание регистрации юридического лица недействительной не влечет недействительности сделок и иных правовых актов.

Налоговые органы, ссылаясь на решение суда о признании регистрации юридического лица недействительной, вправе выставить уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, и требовать исключить из зачета по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость суммы (расходы) по взаиморасчетам с налогоплательщиком, регистрация которого была признана судом недействительной.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.zakon.kz/4850694-priznanie-nedejjstvitelnojj-registracii.html

Признание недействительной государственной регистрации юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here