Программа аудиторской проверки бюджетных процедур

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Программа аудиторской проверки бюджетных процедур". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Новости

22 Августа 2019

О разработке федеральных стандартов внутреннего финансового аудита

Минфин России сообщает, что в соответствии с недавно принятыми изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018 — 2020 годы подготовлены три проекта федеральных стандартов внутреннего финансового аудита:

· «Определения, принципы и задачи ВФА»;

· «Основания и порядок организации ВФА, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА»;

· «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».

Указанные проекты федеральных стандартов внутреннего финансового аудита размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике: Минфин России / Деятельность / Бюджет / Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе/ Нормативные правовые акты и методические рекомендации, а также на сайте ВФКА.РФ в рубрике «Совет по развитию методологии государственного финансового контроля и внутреннего финансового контроля и аудита в государственном секторе» / «Журнал событий».

Комментарии по документам можно направлять на почту [email protected]

Ссылки на проекты документов:

Краткая информация о проектах стандартов ВФА

Для реализации обновленных положений БК РФ Минфин подготовил три стандарта внутреннего финаудита. В них заложены основные принципы, задачи, порядок организации внутреннего аудита, а также права и обязанности должностных лиц при аудите. Применять стандарты надо будет с 1 января 2020 года.

Использовать стандарты должны главные администраторы (администраторы) бюджетных средств:

— главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

— главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

Стандарт о принципах и задачах финаудита

Внутренний финансовый аудит (далее — ВФА) проводится специальным структурным подразделением либо уполномоченным должностным лицом, у которого есть полномочия проводить ВФА. Также полномочия по осуществлению аудита могут быть переданы внутри ведомственной сети главного администратора бюджетных средств.

По ранее действовавшим нормам объектами ВФА были структурные подразделения, а теперь объектом аудита становятся бюджетные процедуры.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В целях обеспечения функциональной независимости к мероприятиям аудита могут быть привлечены работники и эксперты, которые:

— не участвуют в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в текущем периоде, а также не участвовали в такой деятельности в аудируемом периоде и в течение предшествующего ему года;

— не имеют родства или свойства с субъектами ВФА;

— не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе планирования и проведения мероприятий ВФА.

По результатам аудита руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств предоставляют заключение, которое содержит:

— информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе заключение о достоверности бюджетной отчетности;

— предложения о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

— заключение о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

В стандарте также раскрыты основные методы, принципы и задачи ВФА.

Стандарт о порядке организации внутреннего финаудита

Вся ответственность по организации ВФА лежит на руководителе каждого главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Руководитель должен принять одно из следующих решений:

— об образовании субъекта ВФА на основе принципа функциональной независимости (с ее обеспечением);

— о передаче полномочий по осуществлению ВФА.

В первом случае создается (определяется) структурное подразделение ВФА или уполномоченное должностное лицо наделяется соответствующими обязанностями. Во втором — полномочия по контролю передаются на сторону, например, вышестоящей организации.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, создавшие субъект ВФА (наделившие полномочиями по осуществлению ВФА), должны издать акты, в которых надо утвердить:

— порядок составления, утверждения и ведения годового плана проведения мероприятий ВФА (внесения в него изменений);

— порядок представления руководителю предложений о проведении внеплановых мероприятий ВФА;

— порядок формирования и утверждения программы мероприятия ВФА, в том числе внесения в нее изменений, а также сбора информации для целей ее формирования;

— порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и экспертов;

— порядок приостановления или продления проведения мероприятия ВФА, а также составления рабочей документации мероприятия ВФА;

— порядок представления заключения, а также возражений и предложений субъектов внутреннего финконтроля, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, по результатам проведенного мероприятия ВФА;

— форму, порядок составления и ведения (актуализации) реестра бюджетных рисков;

— порядок составления, утверждения и представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА;

— порядок проведения мониторинга реализации выводов, предложений и рекомендаций субъекта ВФА, включая выполнение субъектами внутреннего финконтроля мероприятий по устранению выявленных нарушений или недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, организации внутреннего финконтроля, а также по совершенствованию организации, выполнения (обеспечения выполнения) внутренних бюджетных процедур;

— порядок обеспечения контроля качества проведения мероприятий ВФА;

— иные положения, необходимые для обеспечения осуществления ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА, в том числе касающиеся передачи полномочий по осуществлению ВФА (их принятия от администраторов бюджетных средств).

Передать полномочия по ВФА можно в следующих случаях:

— если нет возможности создать собственный субъект ВФА на основе принципа функциональной независимости;

— нет необходимых и достаточных ресурсов для осуществления ВФА;

— нет работников, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими этим лицам осуществлять ВФА (выполнять стоящие перед субъектом ВФА цели и задачи) беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода;

Читайте так же:  Открытие автосалона бизнес план

— главный администратор бюджетных средств нашел нарушения при выполнении полномочий по осуществлению ВФА или выявил необеспечение контроля качества проведения мероприятий ВФА;

— администратор бюджетных средств выполняет однотипные внутренние бюджетные процедуры, операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы (устранены).

Стандарт о правах и обязанностях внутренних аудиторов

Должностные лица (работники) субъекта ВФА при проведении мероприятий могут, например:

— запрашивать документы, материалы и информацию, связанные с исполнением внутренних бюджетных процедур;

— получать доступ к информационным системам, содержащим информацию о выполнении субъектами внутреннего финансового контроля внутренних бюджетных процедур;

— посещать помещения и территории, которые занимают субъекты внутреннего финансового контроля;

— подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур;

— консультировать по вопросам, связанным с проведением мероприятия ВФА и его результатами;

— подготавливать предложения и рекомендации по разработке и выполнению субъектами ВФК мероприятий по совершенствованию организации и выполнения внутренних бюджетных процедур, включая устранение выявленных нарушений и недостатков.

Помимо прочего руководитель субъекта ВФА может формировать аудиторские группы, самостоятельно проводить аудит, обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств планирование, проведение и результаты аудита, привлекать к проведению мероприятий экспертов. Требования к таким экспертам устанавливаются в этом же стандарте.

При проведении аудита субъекты внутреннего финконтроля обязаны не только выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы, но и по окончании проверки разработать и выполнить мероприятия по совершенствованию внутренних бюджетных процедур, а также устранить выявленные нарушения и недостатки. Если же аудит проводится методом наблюдения, то субъект контроля обязан осуществлять все внутренние бюджетные процедуры в присутствии должностных лиц, осуществляющих проверку.

Программа аудиторской проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Завершающим этапом процесса планирования аудиторской проверки является составление программы аудита. Программа аудиторской проверки представляет собой конкретный перечень действий аудитора с указанием проверяемых областей бухгалтерского, налогового учета, сроков и исполнителей.

Программа аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации составленного общего плана аудита.

Программа аудиторской проверки является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения аудиторских процедур.

В процессе подготовки аудиторской программы аудитор должен принимать во внимание оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля (п.11 стандарта №3 «Планирование аудита»).

Аудитором должны быть раскрыты в программе аудита «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента. Для этого аудитором должны быть выбраны соответствующие аналитические процедуры, которые позволят снизить риск необнаружения суще­ственных ошибок. При необходимости аудитор может привлечь к проверке других аудиторов, обладающих специальными познаниями в данной области или экспертов.

При этом общий план аудита и, соответственно, программа аудиторской проверки могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться в процессе проведения аудита. Планирование аудитором объема и характера работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в процессе выполнения аудиторских процедур (наличие нехарактерных отклонений показателей финансовой отчетности клиента). Причины, по которым аудитором была скорректирована программа аудита, должны быть документально зафиксированы.

Как составить программу аудиторской проверки?

При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать:

деятельность аудируемой компании (общие экономические факторы и условия в отрасли, в которой осуществляет деятельность аудируемая компания, общий уровень компетентности руководства);

системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика и ее изменения, влияние принятых новых правил в части бухгалтерского учета на отражение в финансовой отчетности результатов деятельности аудируемой компании);

планы использования в процессе аудита тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

Программа тестов средств контроля — это перечень действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Подобные тесты необходимы для выявления существенных недостатков средств контроля аудируемой компании.

риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита, установление уровней существенности для аудита;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (например, при подготовке оценочных показателей));

характер, временные рамки и объем процедур (относительная важность различных разделов учета для проведения аудита, влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей, существование подразделения внутреннего аудита и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита);

координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение других аудиторских компаний к аудиту филиалов, подразделений, дочерних компаний клиента, привлечение экспертов);

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с клиентом;

обстоятельства, требующие особого внимания (например, существование аффилированных лиц);

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг клиенту;

форму и сроки подготовки заключений и иных клиенту и условиями конкретного аудиторского задания.

Программа аудиторской проверки должна быть документально оформлена, каждая задача проверки обозначена номером или кодом.

Образец программы на проведение аудиторской проверки

Программа аудиторской проверки подразделяется по соответствующим разделам бухгалтерского учета. В программе аудита указывается наименование задачи и раскрывается последовательность ее решения. В соответствующем столбце программы приводится ссылка на номер рабочего документа, в котором раскрывается информация по данной тематике.

Фрагмент программы аудиторской проверки (по одному разделу) представлен ниже:

п/п

Наименование раздела или статьи отчетности

Код статей формы отчетности

Тематика раскрываемой информации

Процедуры получения аудиторских доказательств

Номер рабочего документа

Аудит учредительных документов компании

Статья 1310 бухгалтерского баланса

-основные положения Устава компании и сведения об учредителе;

-наличие документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в учредительные документы;

-наличие филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений;

Читайте так же:  Аудит налогового учета в организации

-вывод о соответствии Устава действующему законодательству.

-свидетельство о государственной регистрации;

-протоколы собраний учредителей;

-проспекты эмиссии ценных бумаг;

-акты оценки имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал;

По каждому разделу программы аудиторской проверки аудитор фиксирует выводы в рабочих документах.

На основе приведенной информации по каждому разделу аудиторской проверки аудитором составляется расчет влияния выявленных в процессе аудита отклонений на достоверность бухгалтерской отчетности клиента. Информация приводится в аудиторском отчете и является отправной точкой для формирования аудиторского заключения (объективного мнения аудитора о достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности компании).

План и программа аудита

Внутренний финансовый контроль

Согласно ч. 1 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль, направленный:

на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;

на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.

Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, этим администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с п. 3 Правил № 193 внутренний финансовый контроль ведется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующий структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, в соответствии с распределением обязанностей.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;

оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;

повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

С учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.

Порядок внутреннего финансового контроля должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления указанными органами (лицами) внутреннего финансового контроля – Правила № 193. Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.09.2016 № 356.

Напомним, что получателями бюджетных средств признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса.

С учетом вышеизложенного, поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения (за исключением отдельных случаев) не являются участниками бюджетного процесса, положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового контроля на них не распространяются и такие проверки в отношении них не должны осуществляться. Исключение из данного правила – случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств. Так, в силу ч. 4 ст. 79 БК РФ органы государственной власти, управления государственными внебюджетными фондами, местного самоуправления вправе передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию данных объектов) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых названные органы выполняют функции и полномочия учредителей.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль.

Для чего составляются общая стратегия и план аудита

Общая стратегия и план аудита обязательно включаются в состав аудиторской документации. Процессу их оформления предшествуют:

  • обсуждение стратегии аудита;
  • составление перечня необходимых аудиторских процедур;
  • распределение задания между членами аудиторской группы;
  • утверждение временных рамок выполнения этапов аудиторского задания.
Читайте так же:  Регистрация ооо три учредителя

Составлению плана всегда предшествует разработка общей стратегии аудита. Что она включает, смотрите на рисунке:

Из содержания ныне не действующего п. 8 ФПСАД № 3 следует, что общий план проведения аудита составляется для определения предполагаемых объемов и порядка проведения аудиторской проверки. Международные стандарты предусматривают следующее назначение для плана аудита (п. 9 МСА 300):

Как по отечественным, так и по международным стандартам план аудита описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы.

В целом планирование — продолжительный циклический процесс, длящийся на протяжении всей аудиторской проверки. К примеру, на предварительном этапе планирования производится оценка рисков. Результат такой оценки влияет на характер, объем и сроки последующих аудиторских процедур. Поэтому запланировать их ранее, чем будут оценены риски, невозможно. Кроме того, часть последующих аудиторских процедур (по оценке отдельных видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации) можно начать до начала всех остальных аудиторских процедур.

Как выглядит заполненный образец стратегии и плана аудита (пример)

Универсальных способов заполнения бланков стратегии и плана аудита не существует, так как каждое предприятие (аудируемое лицо) обладает специфическими особенностями и требует персонального подхода, оценки рисков и формирования ресурсов для проведения аудита. Как может выглядеть стратегия аудита, смотрите на рисунке:

После того как будет утверждена общая стратегия аудита, разрабатывается план. Пример плана аудита (выдержку) смотрите на рисунке:

В интернете можно встретить заполненные образцы общего плана аудита, но признать их актуальными затруднительно, так как понятие «общий план аудита» и правила его составления регламентированы не действующим в настоящее время стандартом.

На нашем сайте вы найдете актуальные образцы бухгалтерских и кадровых документов, налоговых деклараций, отчетов и регистров:

Как вид аудита влияет на план и программу аудита

Планирование — обязательный этап в процессе подготовки и проведения любого вида аудита (финансового, кадрового, инвестиционного, технического, промышленного и др.). Документами планирования являются планы, графики, программы и т. д. У каждого такого документа свое назначение. Например:

  • План содержит описание областей проверки, сроки ее проведения, составы групп исполнителей и их распределение по участкам контроля.
  • В программах аудита расписываются процедуры, которые проводятся на конкретном участке контроля.

Требования к составу, содержанию и форме документов планирования, а также описание технологии их составления содержатся в разных документах в зависимости от вида аудита. Это могут быть международные или утвержденные на федеральном уровне стандарты (правила), ГОСТы, внутренние инструкции компаний и предприятий.

Об особенностях проведения разных видов аудита рассказывают материалы:

Далее подробнее остановимся на документах планирования независимого аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Разбираемся с терминами: МСА или ФПСАД

Как составить план и программу аудита бухгалтерской отчетности? Прежде чем искать ответ на этот вопрос, разберемся с терминологией.

Планирование в этой области аудита до 2017 года происходило по отечественным правилам. Без предварительно разработанных плана аудита и программы аудита не проводилась ни одна аудиторская проверка. Общий план аудита и программа аудита составлялись по нормам Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 3 «Планирование аудита». Каждому документу был посвящен отдельный раздел:

В настоящее время отечественные стандарты аудита отменены. Аудиторская деятельность, в том числе процедуры планирования аудита, осуществляется по МСА — Международным стандартам аудита (п. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Такие понятия, как «общий план аудита» и «программа аудита», в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» отсутствуют. Стандарт оперирует терминами «общая стратегия аудита» и «план аудита»:

Таким образом, применение привычного для практикующих аудиторов и студентов финансовых вузов термина «общий план аудита» некорректно. Программы аудита по-прежнему разрабатываются и используются, хотя в МСА 300 они не упомянуты.

О планировании в различных сферах деятельности рассказывается в материалах:

Внутренний финансовый аудит

Согласно ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) (далее – главные распорядители бюджетных средств) обязаны осуществлять на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит. Он осуществляется в целях:

оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Порядок внутреннего финансового аудита должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета такого аудита – Правила № 193. Именно этим документом должно руководствоваться, например, Минобрнауки при проведении внутреннего финансового аудита. Кроме того, в целях обеспечения единообразного подхода к такому аудиту Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822 утверждены специальные методические рекомендации, которые, соответственно, носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным распорядителям бюджетных средств в ходе внутреннего финансового аудита.

В силу п. 30 Правил № 193 объектами указанного аудита являются структурные подразделения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, подведомственные ему распорядители и получатели бюджетных средств.

Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в ситуациях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Обратите внимание: аналогичный вывод сделал Минфин в Письме от 12.04.2017 № 02-02-05/21864.

Итоги

Планирование является важным этапом любой аудиторской проверки. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его проводят исходя из требований международных стандартов аудита. Процесс планирования подлежит документированию, в том числе обязательно оформляются план и общая стратегия аудита. У каждого документа свое назначение. Для каждого аудируемого лица документы составляются персонально с учетом потенциальных рисков и последующих аудиторских процедур.

Читайте так же:  Приобретение контрольного пакета акций

О проведении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении бюджетных и автономных учреждений

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В редакцию поступила просьба разъяснить вопрос о правомерности осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении подведомственными им бюджетных и автономных учреждений. Рассмотрим данный вопрос.

Ведомственный контроль

Может возникнуть вопрос, на основании чего и в каком порядке должен осуществляться контроль за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями. Напомним, что в силу п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:

федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;

в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;

в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Для автономных учреждений аналогичный порядок установлен п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 № 02-07-10/3259 Минфин отметил: с учетом реализации механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

Основными целями контроля за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями являются:

анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;

выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;

определение правомерности, эффективности и целевого характера использования средств при осуществлении деятельности учреждения;

оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.

В Письме от 12.04.2017 № 02-02-05/21864 Минфин отмечает, что в соответствии с п. 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, субъект учета в целях организации бухгалтерского учета формирует свою учетную политику. При этом актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухучета учетную политику, утверждается в том числе порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля. При разработке указанного порядка Минфин рекомендует использовать подходы, предусмотренные Правилами № 193.

В заключение еще раз отметим, что внутренний финансовый контроль обязаны осуществлять все главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

В свою очередь, внутренний финансовый аудит обязаны осуществлять все главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. При этом указанная обязанность не исчезает и при отсутствии у данных органов подведомственных организаций.

Вместе с тем указанные органы не вправе осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в отношении бюджетных и автономных учреждений.

Новости

22 Августа 2019

О разработке федеральных стандартов внутреннего финансового аудита

Минфин России сообщает, что в соответствии с недавно принятыми изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на 2018 — 2020 годы подготовлены три проекта федеральных стандартов внутреннего финансового аудита:

· «Определения, принципы и задачи ВФА»;

· «Основания и порядок организации ВФА, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА»;

· «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».

Указанные проекты федеральных стандартов внутреннего финансового аудита размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике: Минфин России / Деятельность / Бюджет / Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе/ Нормативные правовые акты и методические рекомендации, а также на сайте ВФКА.РФ в рубрике «Совет по развитию методологии государственного финансового контроля и внутреннего финансового контроля и аудита в государственном секторе» / «Журнал событий».

Комментарии по документам можно направлять на почту [email protected]

Ссылки на проекты документов:

Краткая информация о проектах стандартов ВФА

Для реализации обновленных положений БК РФ Минфин подготовил три стандарта внутреннего финаудита. В них заложены основные принципы, задачи, порядок организации внутреннего аудита, а также права и обязанности должностных лиц при аудите. Применять стандарты надо будет с 1 января 2020 года.

Использовать стандарты должны главные администраторы (администраторы) бюджетных средств:

— главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

— главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

Стандарт о принципах и задачах финаудита

Читайте так же:  Мечел привилегированные акции дивиденды

Внутренний финансовый аудит (далее — ВФА) проводится специальным структурным подразделением либо уполномоченным должностным лицом, у которого есть полномочия проводить ВФА. Также полномочия по осуществлению аудита могут быть переданы внутри ведомственной сети главного администратора бюджетных средств.

По ранее действовавшим нормам объектами ВФА были структурные подразделения, а теперь объектом аудита становятся бюджетные процедуры.

В целях обеспечения функциональной независимости к мероприятиям аудита могут быть привлечены работники и эксперты, которые:

— не участвуют в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в текущем периоде, а также не участвовали в такой деятельности в аудируемом периоде и в течение предшествующего ему года;

— не имеют родства или свойства с субъектами ВФА;

— не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе планирования и проведения мероприятий ВФА.

По результатам аудита руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств предоставляют заключение, которое содержит:

— информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе заключение о достоверности бюджетной отчетности;

— предложения о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

— заключение о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

В стандарте также раскрыты основные методы, принципы и задачи ВФА.

Стандарт о порядке организации внутреннего финаудита

Вся ответственность по организации ВФА лежит на руководителе каждого главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Руководитель должен принять одно из следующих решений:

— об образовании субъекта ВФА на основе принципа функциональной независимости (с ее обеспечением);

— о передаче полномочий по осуществлению ВФА.

В первом случае создается (определяется) структурное подразделение ВФА или уполномоченное должностное лицо наделяется соответствующими обязанностями. Во втором — полномочия по контролю передаются на сторону, например, вышестоящей организации.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, создавшие субъект ВФА (наделившие полномочиями по осуществлению ВФА), должны издать акты, в которых надо утвердить:

— порядок составления, утверждения и ведения годового плана проведения мероприятий ВФА (внесения в него изменений);

— порядок представления руководителю предложений о проведении внеплановых мероприятий ВФА;

— порядок формирования и утверждения программы мероприятия ВФА, в том числе внесения в нее изменений, а также сбора информации для целей ее формирования;

— порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и экспертов;

— порядок приостановления или продления проведения мероприятия ВФА, а также составления рабочей документации мероприятия ВФА;

— порядок представления заключения, а также возражений и предложений субъектов внутреннего финконтроля, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, по результатам проведенного мероприятия ВФА;

— форму, порядок составления и ведения (актуализации) реестра бюджетных рисков;

— порядок составления, утверждения и представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА;

— порядок проведения мониторинга реализации выводов, предложений и рекомендаций субъекта ВФА, включая выполнение субъектами внутреннего финконтроля мероприятий по устранению выявленных нарушений или недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, организации внутреннего финконтроля, а также по совершенствованию организации, выполнения (обеспечения выполнения) внутренних бюджетных процедур;

— порядок обеспечения контроля качества проведения мероприятий ВФА;

— иные положения, необходимые для обеспечения осуществления ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА, в том числе касающиеся передачи полномочий по осуществлению ВФА (их принятия от администраторов бюджетных средств).

Передать полномочия по ВФА можно в следующих случаях:

— если нет возможности создать собственный субъект ВФА на основе принципа функциональной независимости;

— нет необходимых и достаточных ресурсов для осуществления ВФА;

— нет работников, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими этим лицам осуществлять ВФА (выполнять стоящие перед субъектом ВФА цели и задачи) беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода;

— главный администратор бюджетных средств нашел нарушения при выполнении полномочий по осуществлению ВФА или выявил необеспечение контроля качества проведения мероприятий ВФА;

— администратор бюджетных средств выполняет однотипные внутренние бюджетные процедуры, операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы (устранены).

Стандарт о правах и обязанностях внутренних аудиторов

Должностные лица (работники) субъекта ВФА при проведении мероприятий могут, например:

— запрашивать документы, материалы и информацию, связанные с исполнением внутренних бюджетных процедур;

— получать доступ к информационным системам, содержащим информацию о выполнении субъектами внутреннего финансового контроля внутренних бюджетных процедур;

— посещать помещения и территории, которые занимают субъекты внутреннего финансового контроля;

— подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур;

— консультировать по вопросам, связанным с проведением мероприятия ВФА и его результатами;

— подготавливать предложения и рекомендации по разработке и выполнению субъектами ВФК мероприятий по совершенствованию организации и выполнения внутренних бюджетных процедур, включая устранение выявленных нарушений и недостатков.

Помимо прочего руководитель субъекта ВФА может формировать аудиторские группы, самостоятельно проводить аудит, обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств планирование, проведение и результаты аудита, привлекать к проведению мероприятий экспертов. Требования к таким экспертам устанавливаются в этом же стандарте.

Видео (кликните для воспроизведения).

При проведении аудита субъекты внутреннего финконтроля обязаны не только выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы, но и по окончании проверки разработать и выполнить мероприятия по совершенствованию внутренних бюджетных процедур, а также устранить выявленные нарушения и недостатки. Если же аудит проводится методом наблюдения, то субъект контроля обязан осуществлять все внутренние бюджетные процедуры в присутствии должностных лиц, осуществляющих проверку.

Источники

Программа аудиторской проверки бюджетных процедур
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here