Проверка сро аудиторской организации

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Проверка сро аудиторской организации". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Приказ Минфина РФ от 30 октября 2009 г. N 111н «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 30 октября 2009 г. N 111н
«Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов»

С изменениями и дополнениями от:

4 июня 2015 г., 22 сентября 2016 г.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов.

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15674

Саморегулируемые организации (СРО) аудиторов в отношении своих членов должны вести реестр. Минфин России формирует его контрольный экземпляр.

Определены правила ведения реестра и его контрольного экземпляра.

Реестр и контрольный экземпляр ведутся на бумажном и электронном носителях. Приоритет отдается бумажному варианту.

Закреплен перечень документов, на основании которых вносятся записи в реестр. Определено, какие сведения включаются в реестр, в его контрольный экземпляр.

СРО обязана формировать резервные копии реестра на электронном носителе, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом.

Сведения реестра являются открытыми и общедоступными (кроме персональных данных аудитора).

СРО обязана раскрывать следующую информацию: о внесении в реестр сведений об аудиторской организации, аудиторе; об изменении этих данных; о порядке и условиях получения из реестра сведений о конкретном лице.

Минфин России на своем официальном сайте раскрывает сведения, содержащиеся в контрольном экземпляре реестра.

Приказ Минфина РФ от 30 октября 2009 г. N 111н «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15674

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1 февраля 2010 г. N 5

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минфина России от 22 сентября 2016 г. N 162н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа, за исключением подпунктов 3, 9 и 11 пункта 1 изменений, вступающих в силу по истечении 60 дней со дня вступления в силу настоящего приказа

Приказ Минфина России от 4 июня 2015 г. N 89н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Внешний контроль качества аудита

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организаций, аудитором:

  • Закона «Об аудиторской деятельности»
  • Международных стандартов аудита (МСА)
  • Стандартов аудиторской деятельности (ФСАД)
  • Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций
  • Кодекса профессиональной этики аудиторов

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций проводят:

  • саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов
  • уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору — Федеральное казначество

Разработчики IT Аудит уделяют повышенное внимание обеспечению прохождение внешнего контроля качества аудита нашими пользователями.

Реализация внешнего контроля качества аудита в IT Аудит

СРО аудиторов / Госорган Выполнение программы контроля качества в IT Аудит
Российский союз аудиторов (РСА) Выдержка из программы проверки контроля качества РСА (2018 г.) Росфиннадзор Программа проверки контроля качества Росфиннадзор (до 2017 г.) Аудиторская Палата России (АПР) Выдержка из программы проверки контроля качества АПР (2014-2015 г.)

Как проверяется качество работы аудиторских организаций

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на обязательной основе должны:

  • проходить внешний контроль качества своей работы и предоставлять документацию и данные, необходимые для проверки;
  • принимать участие в осуществлении внешнего контроля качества в составе саморегулируемой аудиторской организации (в которую они входят) других членов этой самой организации.

Внешний контроль качества аудиторской деятельности подробно рассматривает соблюдение аудиторами (частными или организации) требований, прописанных в Законе об аудиторской деятельности, а также правил независимости аудиторов (организации или частных исполнителей) и Кодекса профессиональной этики для этой категории.

Читайте так же:  Решение учредителя о смене наименования ооо образец

Внешний контроль качества аудиторской деятельности выполняется саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении своих членов.

Внешние проверки контроля качества могут проводиться:

  1. Уполномоченным федеральным органом по госрегулированию аудиторской деятельности, который:
    • организует и планирует аудит;
    • надзирает за деятельностью аудиторских фирм и контролирует их;
    • проверяет их системы учета и отчетности.
  2. Профессиональными аудиторскими объединениями, прошедшими аккредитацию. Право на проведение проверок должно быть предоставлено уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. Объединения обладают следующими правами:
    • общими;
    • представления своих интересов;
    • аттестации работников аудиторских фирм;
    • осуществления контроля качества.

Профессиональные аудиторские объединения, прошедшие аккредитацию могут осуществлять проверки только членов своего объединения.

Проверка качества работы аудиторов (фирм и индивидуальных лиц) может осуществляться внешними проверяющими. Система такой проверки определяется уполномоченным федеральным органом.

В Законе об аудиторской деятельности указано, что контроль качества работы аудиторов требует установки и соблюдения правил внутреннего контроля качества осуществляемых аудиторских проверок, которые проводят аудиторы. Необходимые для этих правил требования прописаны в федеральных правилах/стандартах аудиторской деятельности.

При уклонении от проведения внешней проверки качества или сокрытии от проверяющих необходимой для этого документации является основанием для аннулирования аудиторской организации либо закрытия деятельности индивидуального аудитора. Виновники могут привлекаться к ответственности, вплоть до аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Контроль качества аудита внешних и внутреннего уровней поддерживается контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Предварительный внешний контроль качества обеспечивается сдачей претендентами квалификационных экзаменов, которые дают право на ведение аудиторской деятельности.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита обеспечивается постоянным надзором за деятельностью аудиторов (частных и фирм).

Аудиторы любого статуса (организации и частные) обязаны предоставлять в Министерство финансов РФ отчеты о своей деятельности. Прием документов завершается 15 апреля года, который следует за отчетным.

Принципы, которыми руководствуются в процессе проведения внешнего контроля качества аудиторских работ и требования к организации этого контроля утверждаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Требования и стандарты СРО аудиторов

Стандартные требования СРО аудиторов предполагают выполнение ряда условий для соискателей членства – будь то компании либо частные лица.

1. Для компаний:

  • организационной формой вступающей в СРО аудиторов компании не может быть муниципальная, государственная либо акционерная (открытого типа);
  • число работников компании, заключивших с ней трудовые договора, должно быть равно или превышать три человека;
  • уставной капитал в общем финансовом объеме обязан составлять более 50%;
  • также более 50% обязана составлять численность профессиональных аудиторов, входящих в коллегиальный исполнительный орган – включая управляющего;
  • вступление в СРО аудиторов возможно только для компаний с безукоризненной деловой репутацией;
  • организация-соискатель обязана гарантировать, что внутренний контроль качества выполняемых работ в ее системе соблюдается безупречно.

2. Для аудиторов:

  • аудитор обязан предоставить квалификационный аттестат;
  • обладать безукоризненной деловой репутацией.

Стандарты СРО аудиторов также предусматривают необходимость уплаты всеми новыми членами имущественных взносов – в сумме и по правилам, принятых в данной саморегулируемой организации, а также неукоснительно соблюдать внутренние нормы партнерского союза.

Проверка СРО

02.07.2019, 07:06

На форуме с: 28.05.2019
Сообщений: 1

02.07.2019, 10:31

На форуме с: 03.11.2013
Сообщений: 1 822

02.07.2019, 11:30

На форуме с: 23.11.2012
Сообщений: 979

Юлия , поищите на сайте СРО, там должен быть документ вроде «программа проверки ВККР» или как-то так. Коллеги сориентируют, как правильно называется. Вот именно по нему Вам и будут задавать вопросы и требовать документы.

И Хрюкман, таки, прав, есть там отдельные «странненькие» моменты.

02.07.2019, 11:33

На форуме с: 28.05.2014
Сообщений: 1 132

02.07.2019, 12:16

На форуме с: 20.05.2019
Сообщений: 74

04.07.2019, 21:08

На форуме с: 05.05.2017
Сообщений: 46

04.07.2019, 21:30

На форуме с: 15.02.2010
Сообщений: 498

04.07.2019, 21:52

На форуме с: 05.05.2017
Сообщений: 46

04.07.2019, 23:50

На форуме с: 14.12.2006
Сообщений: 11 643

Ни при оценке 5, ни при оценке 4, ни при оценке 3 никаких свидетельств не выдается вообще — ни в каком СРО. См. критерии выставления оценок, одобренные САД и повторенные в правилах каждого из двух оставшихся в строю СРО:
http://www.auditor-sro.org/files/help_AAS/SAD/Doc_SAD/2018/180329_edin_kriterii_ocenki_vkkr.pdf

Нарушения как таковые на сайт МФ не выгружаются, равно как и оценка. Все, кто не уклонился от ВККР, получают запись о том, что ВККР пройден в таком-то году. Оценки — выложены на сайтах СРО.

Так же, если по результатам ВККР вынесена мера дисциплинарного воздействия (см. закон 307-ФЗ: предупреждение, предписание, штраф, приостановка членства, исключение) , то эта мера будет так же указана. При оценке 5 — более чем вероятно, что такая мера будет вынесена, а вот какая — зависит от конкретного нарушения и от факта его исправления/не исправления. Но это уже на усмотрение дисциплинарного органа, а не органа контроля качества.

04.07.2019, 23:51

На форуме с: 14.12.2006
Сообщений: 11 643

не факт, что 5, а не, скажем, 4.
Зависит от многих обстоятельств, в том числе — от систематичности.

Примечание 3 к Классификатору нарушений
3. В отдельных случаях рассмотрение конкретного нарушения (недостатка) может потребовать изменения предусмотренных Классификатором подходов к определению степени риска и устранимости нарушений (недостатков). В связи с этим окончательное решение по квалификации выявленного нарушения (недостатка) является предметом профессионального суждения субъекта внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее – ВККР); причем такое суждение должно быть мотивированным, независимым, объективным.

Читайте так же:  Решение о выплате дивидендов единственному учредителю ооо

05.07.2019, 11:21

На форуме с: 05.05.2017
Сообщений: 46

05.07.2019, 11:33

На форуме с: 14.12.2006
Сообщений: 11 643

wer , вид Свидетельства — личное дело СРО. Насколько помню, указывается не сама оценка (цифрой 1 или 2), а ее расшифровка, как она дана по критериям выставления оценок:

оценка 1 — 1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) соблюдает требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Внутренний контроль качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) эффективен и обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 3. Осуществление организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется.

оценка 2 — 1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в целом соблюдает требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Внутренний контроль качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) в целом обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 3. Требуются отдельные организационные меры для обеспечения качества аудиторских услуг.

Как правильно вести реестр аудиторов и аудиторских организаций

Видео (кликните для воспроизведения).

Реестр аудиторов и аудиторских организаций — перечень индивидуальных аудиторов и организаций соответствующего профиля. Контрольный экземпляр – это общий объединенный список. Ведут реестр саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Ведение контрольного экземпляра поручено уполномоченному федеральному органу. Сам реестр и его контрольный экземпляр создаются в двух вариантах: на бумажном носителе и в электронном формате. При несоответствии записей, основным является вариант на бумаге.

Данные реестра носят открытый и общедоступный характер. Заинтересованное лицо может получить информацию по запросу в письменном виде не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления запроса. Запрос следует направлять в саморегулируемую организацию аудиторов.

Основы работы саморегулируемой организации аудиторов

Саморегулируемая организация аудиторов самостоятельно определяет правила организации и проведения внешнего контроля качества работы своих членов. Они должны соответствовать принципам проведения внешнего контроля качества и требованиям к организации подобных проверок. Установленные правила определяют формы, в которых будет проводиться контроль, его сроки и периодичность, включая проверки, которые проводят члены этой организации в отношении других ее членов.

Уполномоченным федеральным органом устанавливается следующее:

  • порядок назначения и проведения проверки аудиторской организации, которую будет выполнять уполномоченный федеральный орган, ответственный за контроль и надзор;
  • перечень типовых вопросов для программы проверки;
  • порядок оформления результатов проверки.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторов (организаций или индивидуальных), кроме организаций, занимающихся обязательным аудитом финансовой отчетности предприятий, перечень которых указан в части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, проводится:

  • саморегулируемой организацией аудиторов, в которую входит проверяемая аудиторская организация — проверка осуществляется не менее 1 раза в 3 года, но и не более 1 раза в год, отсчет сроков ведется от начала календарного года, который идет после года внесения сведений об этой организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • уполномоченным контрольно-надзорным федеральным органом — не более 1 раза в 2 года, отсчет ведется от начала календарного года, который следует за годом, в котором в реестр аудиторов были внесены данные об аудиторской организации.

Внутрифирменный контроль качества аудита поддерживается за счет:

  • порядка распределения обязанностей работников аудиторской организации в процессе проведения аудита;
  • установки требований, которые относятся к системе контроля качества аудита внутри компании;
  • установки порядка контроля качества работы на протяжении всего аудита.

Внутренний контроль качества можно разделить на три типа: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный внутренний контроль состоит из подготовки общего плана и расчета временных затрат на осуществление аудита. В качестве основного средства для передачи направляющих указаний выступает программа аудита.

Текущий внутренний контроль ведется за работой исполнителей и состоит из руководящих указаний и проверки выполненного.

Сотрудники, которые выполняют текущую проверку, в процессе аудита занимаются:

  • проверкой наличия у исполнителей надлежащих знаний, умений и навыков, которые им необходимы для выполнения порученных работ;
  • выяснением понимания исполнителями своих заданий;
  • проверкой соответствия выполняемой работы общему плану и программе аудита;
  • выявлением крупных проблем, которые связаны с бухучетом и аудитом, возникающих в ходе проводимого аудита, а также оцениванием этих проблем и принятием решений о корректировке плана и программы аудита;
  • принятием решений на основе профессионального мнения аудиторов, которые вписываются в границы их полномочий.

В процессе проведения аудита сотрудники, которые проверяют результаты работы в обязательном порядке должны с регулярностью:

  • следить за тем, как выполняется общий план и программа аудита;
  • оценивать внутрихозяйственные риски и риски контрольных средств, включая оценивание по итогам тестирования контрольных средств;
  • контролировать, чтобы документирование аудиторских доказательств, которые были обнаружены в процессе аудита, шло надлежащим образом, а также организовывать проверку того, правильно ли были сделаны выводы в ходе аудита;
  • выяснять и давать оценку степени влияния ошибок и искажений, которые были отмечены в процессе аудита.

Определение 3

Последующий внутренний контроль заключается в проверке результатов, полученных в ходе работы каждого исполнителя.

Внутренний контроль на предприятии имеет следующие цели:

  • эффективное исполнение текущих хоздел предприятия и их упорядочивание;
  • исполнение требований, которые диктует финансово-хозяйственная политика организации;
  • обеспечение сохранности активов предприятия, а также того, чтобы бухгалтерская информация была точной и полной на приемлемом уровне.
Читайте так же:  Уменьшение уставного капитала примеры

Чтобы определить эффективность системы внутреннего контроля нужно учитывать такие факторы, как:

  • состав работников, которые принимают участие в формировании информации, а также наличие у них ответственности за выполняемые задачи;
  • существование взаимоотношений с упорядоченной структурой между сотрудниками, занятыми в сфере ведения дел и формирования информации;
  • имение технических средств и технологий контроля;
  • контролируемые параметры.

К ключевым элементам области контроля относят:

  • эффективность организационной структуры;
  • роль руководящего звена и внутреннего аудита;
  • обоснованность бюджетного плана;
  • надежность расчетов, предоставленных руководством;
  • наличие адекватной политики бизнеса и контрольных процедур для него;
  • уместность информации, предоставляемой руководством и ее надежность;
  • риск игнорирования руководством системы внутреннего контроля;
  • эффективность контроля, производимого руководящим звеном над компьютерными операциями, а также экономическими и бухгалтерскими. которые имеют отличия от данных, размещенных в компьютере.

Внутренний контроль качества аудита

Программа IT Audit: Аудитор обеспечивает возможность оперативного и последующего контроля качества аудита в соответствии с требованиями Правила (Стандарта) N 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту».

В программе имеется возможность документировать проверку данных бухгалтерского учета задним числом (перед формированием отчета приводится необходимая дату проверка). Данный функционал позволит организовать качественную подготовку к внешнему контролю качества.

Программа обеспечивает возможность проведения обзорной проверки при контроле качества аудита путем подключения через Интернет к аудиторской группе, находящейся у аудируемого лица.

Оперативный контроль качества аудита. Производится в ходе проведения аудиторской проверки руководителем аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы (контролер качества) имеет следующие возможности:

  • в разрезе групп однотипных операций проанализировать выполнения аудиторских процедур, выявленные нарушения
  • посмотреть данные бухгалтерского учета (проводки, остатки), которые были проверены аудитором
  • утвердить выполнение аудиторских процедур и сформированные рабочие документы
  • увидеть, какие группы хозяйственных операций не были проверены

Последующий контроль качества аудита. Специалисты по внутреннему контролю имеют возможность ознакомиться с результатами выполнения аудиторских процедур, собранными аудиторскими доказательствами и выводами членов аудиторской группы.

СРО аудиторов

Решение о переходе с лицензирования деятельности отдельных компаний на выдачу допусков специально организуемым саморегулирующим организациям начало внедряться в России в 2009 году. Одной из разновидностей новых союзов стали и СРО содружество аудиторов, датой перехода которых на новую систему стало 01.07.2009 – день выхода ФЗ «Об аудиторской деятельности». Еще полгода, в переходной период до 01.01.2010г., старые лицензии сохраняли силу, после чего заниматься аудиторской деятельностью давало возможность только членство в СРО аудиторов. При этом сами вновь образовывавшиеся организации являлись некоммерческими, а их «фиксация» на рынке производилась путем занесения в общегосударственный реестр СРО аудиторов в России.

СРО содружество аудиторов

Помимо закона о деятельности аудиторов, создание саморегулируемой организации, вступление в СРО аудиторов, численность такого содружества, финансовые и прочие вопросы регулируются рядом других законодательных актов, среди которых следует отметить:

  • Гражданский кодекс РФ (ФЗ №51 от 20.11.1994г.);
  • Закон о некоммерческих организациях (ФЗ №7 от 12.-1.1996г.);
  • Закон о СРО (ФЗ №315 от 01.12.07г.);
  • Закон о деятельности аудиторов (ФЗ №307 от 30.12.08г.);
  • принятое постановлением Правительства РФ Положение о лицензировании деятельности аудиторов (№80 от 16.02.08г.).

Итогом их принятия стал следующий набор правил создания и функционирования аудиторских партнерств:

  • для занесения в реестр СРО аудиторов союз должен включать не менее 500 ЮЛ либо 700 ИП, удовлетворяющих профессиональным качествам, необходимым для данного рода деятельности;
  • стандарты СРО аудиторов обязаны предусматривать наличие системы контроля над деятельностью членов организации, а также набор поощрений и наказаний за нарушение внутренних правил;
  • некоммерческий характер СРО и предоставление участникам партнерства определенных выгод должен компенсироваться вводом системы финансовой ответственности его членов (в т.ч. вступительного взноса, членских взносов, отчислений в компенсационный фонд и внесения сумм на страхование). При этом в СРО аудиторов вступить, как правило, позволяется и на условиях рассрочки наиболее крупных сумм платежей.

Со стороны государства контроль над функционированием аудиторских СРО возложен на Минфин.

Правила внесения сведений

Сведения о члене данной организации вносятся в реестр не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о приеме.

Саморегулируемая организация аудиторов не может:

  • выдвигать требования или ставить условия о лице, которое принято в организацию и решение вступило в силу, при внесении в реестр;
  • взимать плату за внесение сведений;

Аудиторская организация или аудитор должны информировать письменно саморегулируемую организацию аудиторов об изменениях в реестре в срок 10 рабочих дней со дня, следующего за появлением изменений.

Информация о прекращении членства в аудиторской организации должна быть внесена не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства.

Всю информацию: об изменениях, прекращении членства, СРО должна своевременно, в течение 7 дней, передавать в уполномоченный федеральный орган для фиксации в контрольном экземпляре, а также раскрывать подобного рода информацию.

Уполномоченный федеральный орган за 5 рабочих дней осуществляет внесение соответствующих данных в контрольный экземпляр реестра.

СРО ведет реестр в отношении своих членов, начиная со дня внесения данных в государственный реестр.

Как дисциплинарно воздействовать на аудиторов и аудиторские организации

СРО может применять меры дисциплинарного воздействия к членам организации, которые нарушили требования закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, правил профессиональной этики аудиторов.

Читайте так же:  Жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Если в ходе внешней проверки выявлены нарушения, касающиеся качества работы аудитора или аудиторской фирмы, СРО:

  • выносит предписание, которое обязывает членов организации устранить нарушения в установленные сроки;
  • выносит письменное предупреждение;
  • налагает штраф на аудитора или аудиторскую компанию;
  • принимает решение о приостановлении членства на срок до устранения нарушений, которые выявлены, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
  • принимает решение об исключении из членов СРО;
  • применяет другие меры, опираясь на внутренние документы.

Приостановление членства в саморегулируемой аудиторской организации аудитора или аудиторской фирмы

Если в отношении аудитора или аудиторской компании принято решение о приостановлении членства, он не может:

  • участвовать и осуществлять деятельность по аудиту;
  • рекомендовать лиц для вступления в члены СРО, подтверждая их безупречную репутацию;
  • принимать участие в деятельности выборных и специализированных органов саморегулируемой аудиторской организации;

При принятых мерах дисциплинарного воздействия в виде приостановления членства в СРО аудитору или организации по аудиту недопустимо:

  • заключать договоры на оказание аудиторских услуг;
  • вносить поправки в договоры, которые заключены до принятия решения о приостановлении членства, которые повлекут за собой повышенные обязательства аудиторской организации.

За семь рабочих дней до истечения срока принятого решения о приостановке членства СРО решает восстановить аудитора или организацию, или исключить из членов саморегулируемой организации аудиторов.

В отношении аудиторской организации, которой допущено нарушение закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности федерального уровня, правил независимости, кодекса профессиональной этики, уполномоченный федеральный орган может применить следующее:

  • вынести предписание, которое обязывает некоммерческую организацию по аудиту о ликвидации нарушений в сроки, установленные в законодательном порядке;
  • направить предупреждение в письменной форме;
  • направить СРО, членом которой является организация, предписание о приостановлении членства, обязательное к исполнению;
  • направить СРО, членом которой является организация, предписание об исключении организации по аудиту из членов СРО.

Контроль качества аудиторской деятельности

Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает контроль качества аудита на трех уровнях. Два из них относятся к внешним, последний — к внутренним. Контроль качества услуг аудиторских организаций регламентируется Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (выпущен 01.12.2017 г.).

Аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы обязательно должны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества своей деятельности. Принципы этого вида контроля и требования к его организации прописываются в федеральных стандартах аудиторской деятельности.

Недостатки, выявляемые экспертами при внешнем контроле качества аудита

Комитеты по контролю качества в СРО, Минфин РФ и Росфиннадзор к наиболее существенным недостаткам в работе аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, выявленных при проведении внешнего контроля качества аудита относит следующие недостатки:

Рейтинг СРО аудиторов

Учитывая наибольше, определяемое законом, количество членов СРО аудиторов в сравнении с другими подобными организациями, число таких объединений в стране достигло лишь шести. Составляя рейтинг СРО аудиторов по численности участников и по размеру компенсационного фонда, картина получается следующей:

  1. СРО «Аудиторская Палата России» — почти 39 млн.руб. в КФ при 6700 участниках;
  2. СРО «Российский Союз аудиторов» — около 35,5 млн. руб. при той же численности;
  3. СРО «Аудиторская Ассоциация Содружество» — чуть менее 30 млн.руб. и почти 5900 членов некоммерческого партнерства;
  4. СРО «Российская Коллегия аудиторов» — свыше 17 млн. руб. в фонде и более 4200 партнеров;
  5. СРО «Институт Профессиональных Аудиторов» — 14,3 млн.руб. при почти 2300 участников.
  6. СРО «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров».

Деятельность СРО аудиторов вышеперечисленных союзов распространяется на всю страну, однако разнообразием мест регистрации они не отличаются – офисы всей шестерки компаний располагаются в Москве.

Основные принципы саморегулирования

Саморегулирование — это эффективная система, внедряемая в России, призванная регулировать профессиональную и эффективную деятельность. Под этим понятием понимают самостоятельную и инициативную деятельность, осуществляемую субъектами, ведущими предпринимательскую или профессиональную деятельность. Содержание саморегулирования подразумевает разработку и внедрение стандартов/правил для указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований, прописанных в указанных стандартах/правилах.

Предмет саморегулирования — это предпринимательская или профессиональная деятельность, которую осуществляют субъекты, объединенные в саморегулируемые организации.

Правовые основы саморегулирования прописаны в Законе о саморегулируемых организациях. Согласно ему, саморегулирование — это регулирование субъектами своей деятельности посредством разработки стандартов/правил, которые разграничивают ведение этой деятельности, а также контроля за их выполнением.

Посредством саморегулируемых организаций можно реализовать задачи, функции и цели саморегулирования. К этим организациям относятся правовые объединения субъектов, ведущих предпринимательскую или профессиональную деятельность в рамках некоммерческих организаций.

К саморегулируемым организациям относят организации некоммерческого типа, которые были созданы в целях, соответствующих федеральным законам. Они основаны на принципах членства, которое объединяет предпринимательские субъекты на основе единства отрасли производства товаров или рынка произведенных товаров. Также к ним относятся субъекты, объединенные профессиональной деятельностью определенного типа.

  • разрабатывают требования к своим участникам;
  • дисциплинарно воздействуют на отношения между ними;
  • формируют третейские суды, если требуется разрешить спор между участниками или между ними и потребителями;
  • являются представителями интересов участников перед органами власти (государственной и местного самоуправления);
  • занимаются организацией профобучения и аттестации работников.

К основным преимуществам саморегулируемых организаций относят следующее:

  • они помогают развитию конкуренции;
  • способствуют повышению качества работы предпринимателей и ее прозрачности;
  • помогают усилить ответственность производителей перед потребителями;
  • обеспечивают очень высокую защиту потребительских интересов;
  • создают благоприятные условия для выдвижения предпринимателями инициатив.
Читайте так же:  Предложения открытия бизнеса

В Законе о саморегулируемых организациях предусмотрена обязательная и добровольная форма саморегулирования. Обязательная должна использоваться в тех типах предпринимательства, которые имеют государственное регулирование — саморегулирование должно его заменить. Таким образом, за счет этого государство снимает с себя функции контроля и регулирования, оставляя лишь надзорную. Остальные она передает саморегулируемым организациям.

Обязательное саморегулирование имеет следующие преимущества:

  • с его помощью устраняется избыток государственного регулирования;
  • снимаются барьеры административного характера, которые могут препятствовать ведению бизнеса;
  • решаются проблемы низкого уровня эффективности госрегулирования
  • снижается уровень коррупции;
  • сокращается госаппарат;
  • совершенствуется контрольно-надзорная система.

Добровольное саморегулирование представляет собой сплочение субъектов рынка по собственному желанию (добровольно). Чаще всего основными целями таких объединений являются: повышение качества работы членов объединения, а также доверия заказчиков и потребителей, возможность создать общий для всех участников «бренд качества», который служит цели успеха продвижения на рынке. Это саморегулирование пользуется популярностью в таких сферах, как риэлторские, страховые, адвокатские услуги, профессиональный рынок ценных бумаг, ЖКХ.

К основным функциям, которые выполняет саморегулируемая организация относят:

Обязательный аудит

Каждое акционерное общество обязано ежегодно проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, представлять и раскрывать результаты аудиторской проверки (аудиторское заключение) согласно нормативной базе:

  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ: п.1 ст.5.
  • Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ: п.3 ст.88.
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): п.5 ст. 67.1.
  • «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П): Глава 71.

Для вашего удобства и уверенности в качестве аудита АО «Реестр» отобрало по двадцати специализированным критериям пять надежных аудиторских компаний, к услугам которых вы можете обратиться уже сегодня.

Мы с готовностью рекомендуем аудиторские компании, прошедшие нашу проверку, так как их деятельность соответствует всем нормами и требованиями законодательства в области аудита, а в своей работе они нацелены на практическую пользу для своих клиентов.

Если у вас НЕТ договора с аудиторской компанией

Свяжитесь с нами, и мы сделаем выбор аудитора и заключение договора максимально комфортными.

Если у вас ЕСТЬ договор с аудиторской компанией, с которой вы давно сотрудничаете

Вам будет актуален свежий взгляд на вашу организацию. Если вы уже задумывались о смене аудиторской компании, свяжитесь с нами и мы порекомендуем надежных аудиторов из числа наших партнёров.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Согласно п.3 ст.88 Федерального закона «Об акционерных обществах»: аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности может проводить аудиторская организация, но не индивидуальный аудитор.

Согласно п.2 ст.86 Федерального закона «Об акционерных обществах»: общее собрание акционеров утверждает аудитора общества; размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Согласно ст.3, ст.18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»: аудиторская организация должна являться членом СРО аудиторов.

Внимание: 13 декабря 2019 года в Минфин поступило заявление СРО «Российский Союз Аудиторов» о несоответствии требованию к количеству членов. Через 60 дней сведения об этой некоммерческой организации будут исключены из государственного реестра СРО аудиторов. Аудиторским организациям и аудиторам, являющимся ее членами для продолжения профессиональной деятельности необходимо вступить в члены единственной СРО аудиторов — СРО Ассоциация «Содружество».

Аудиторские организации и аудиторы, не являющиеся членами СРО, не вправе заключать и исполнять договоры по проведению обязательного аудита.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть наложены штрафы:
Вид нарушения Размеры штрафов
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу).

от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц). Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет. Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 1: Непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг.

от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок до 1 года;
от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей (на юридических лиц). Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках
Пункт 2: Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг.

от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей (на юридических лиц).
Свяжитесь с нами для получения подробной информации об аудиторских компаниях – партнёрах АО «Реестр», а также по любым вопросам проведения аудиторских проверок:

Видео (кликните для воспроизведения).

Получите бесплатную консультацию нашего специалиста или сделайте заказ на услугу

Источники

Проверка сро аудиторской организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here