Регистрация юридического лица в нарушение закона

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Регистрация юридического лица в нарушение закона". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 14.25, является порядок регистрации юридических лиц и ИП. Напомним, что этот Закон о регистрации юридических лиц вступил в силу одновременно с КоАП (т.е. с 1 июля 2002 г.), а в настоящее время он относится и к индивидуальным предпринимателям (ст. 1 Закона о регистрации юридических лиц).

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 14.25, состоит в том, что виновный несвоевременно (т.е. нарушая 5-дневный срок со дня представления в регистрирующий орган всех необходимых документов — ст. 8 Закона о регистрации юридических лиц) или неточно вносит запись о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

При этом необходимо иметь в виду, что Закон о регистрации юридических лиц, в частности, устанавливает, что:

1)в Российской Федерации ведется единый государственный реестр, который содержит сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также изменения, внесенные в учредительные документы. В свою очередь ЕГРИП содержит предусмотренную указанным законом информацию об ИП;

2) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. ИП регистрируется налоговыми органами по месту его жительства.

О ЕГРЮЛ и ЕГРИП см. постановления Правительства РФ от 19.06.02 N 438 и от 16.10.03 N 630.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истек срок государственной регистрации или внесение записей. Оно совершается как в форме действий, так и бездействия (например, если виновный не вносит записи).

3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 14.25, состоит в том, что виновный незаконно отказывает (либо нарушает сроки предоставления) в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При этом он нарушает целый ряд положений Закона о регистрации юридических лиц, в частности, предусматривающих, что:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

1) сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков.

Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде:

выписки из государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем 5 дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса;

2) отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается. Они предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истек срок предоставления заинтересованному лицу необходимых сведений и информации. Оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия (например, когда требование о предоставлении сведений игнорируются).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 14.25, состоит в том, что виновный либо вообще не предоставляет в госорганы сведения о юридических лицах, либо нарушает сроки их предоставления или предоставляет в госорган недостоверные, неполные сведения, что мешает нормальному ведению ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При этом виновный нарушает положения ряда норм Закона о регистрации юридических лиц, предусматривающих, в частности, что:

1) документы с необходимыми для ведения реестра сведениями представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ;

2) при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица необходимо представить в регистрирующий орган:

а) подписанное уполномоченным лицом (руководителем и др.) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины;

3) при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, в регистрирующий орган необходимо представлять:

а) заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины (ст. 14 Закона);

4) в случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными Законом о регистрации юридических лиц (ст. 17). При этом необходимо представить:

а) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменением его учредительных документов, в регистрирующий орган представляется соответствующее заявление;

5) при государственной регистрации ликвидации юридических лиц в регистрирующий орган необходимо представить:

б) ликвидационный баланс;

Читайте так же:  Форма заявления при смене учредителя

в) документ об уплате государственной пошлины;

6) при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:

а) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;

б) документ об уплате государственной пошлины (ст. 21 Закона);

6) при государственной регистрации ИП необходимо представить заявление по форме утвержденной Правительством РФ, документ об уплате госпошлины, паспорт, иные документы, указанные в ст. 22.1 Закона о регистрации юридических лиц. Если ИП прекращает свою деятельность он представляет в налоговый орган заявление (по форме, утвержденной Правительством РФ) и иные документы, указанные в ст. 22.3 указанного закона.

Для правильного применения ст. 14.25 следует иметь в виду, что Правительство РФ приняло постановление N 439 от 19.02.02 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 27.07.07) а ФНС издала приказ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16, о порядке заполнения этих форм.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда оно совершено. Чаще всего оно совершается путем бездействия, хотя возможно и в форме действий (например, если виновный представляет недостоверные сведения).

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда в госорган представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения. Оно совершается в форме действий.

6. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч. 1, 2 ст. 14.25 являются должностные лица госоргана, осуществляющего регистрацию юридического лица;

2) ч. 3, 4 ст. 14.25 являются должностные лица организаций, например, директор ЗАО, который не представил сведения о юридических лицах в госорган.

7. Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется или умышленной, или неосторожной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

8. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 14.25, показывает, что:

1) за административные правонарушения, предусмотренные в ч. 1-3, назначается только административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5). Размеры штрафов, предусмотренных ст. 14.25, увеличены с 01.01.2004 (после вступления в силу Федерального закона N 169 от 08.12.03 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу законодательных актов РФ»;

2) за административное правонарушение, предусмотренное в ч. 4, может быть назначено или административный штраф, или дисквалификация (см. коммент. к ст. 3.11);

3) административный штраф, предусмотренный в ч. 1, 2, 4, а также дисквалификация назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1);

4) административный штраф, предусмотренный в ч. 3, назначают органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (см. коммент. к ст. 23.61).

О практике применения ст. 14.25 налоговыми органами см. письмо ФНС от 13.09.05 N ЧД-6-09/761.

http://base.garant.ru/5872064/e0b67cc9ea912d2a6b5a07fc3f2d58f8/

Предоставление ложных сведений при регистрации юридического лица

Здравствуй, Регфорум! Ответственность за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, предусмотрена административным законодательством. Исходя из анализа судебной практики, чаще всего, ложные сведения касаются адреса (места нахождения) общества.

Ложные сведения?

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно выделить два основных момента, совокупность которых позволит считать правонарушение совершенным:

  • информация должна быть «заведомо ложной», что означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений (или информация должна быть «искаженной» – неправильной, переиначенной, с внесенными изменениями, нарушающими ее достоверность);
  • предоставленная информация, должна была повлечь за собой необоснованную регистрацию.

Когда могут наказать?

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допустимо в случае, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены документы, содержащие заведомо ложную информацию, которая повлекла, либо могла повлечь за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

В статье 14.25 ч.5 КоАП РФ речь идет о тех отношениях, которые возникают в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы. И все действия сводятся к следующим:

  • прямому нарушению требований действующего гражданского законодательства;
  • нарушению Федерального закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кого могут наказать?

Виновным лицом, в данной ситуации, может считаться только должностное лицо соответствующего юридического лица (организаций, предприятий и т.д.), уполномоченное представлять документы и заявление о государственной регистрации в регистрирующий орган.

  • руководители организации;
  • руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций;
  • физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц;
  • руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц.

Любой из них, в случае совершения рассматриваемого правонарушения, несет административную ответственность как должностное лицо.

Пример — Решение по делу 5-187/2016 от 28 апреля 2016 года, вынесенное Мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики.

«В судебном заседании было установлено, что исполнительным органом ООО «N» является директор — Г., уполномоченный представлять документы и заявление о государственной регистрации в регистрирующий орган, который по настоящему делу несет административную ответственность как должностное лицо. Суд пришел к выводу, что должностное лицо Г., подавая заявление в регистрирующий орган знал о недостоверности места нахождения юридического лица, вместе с тем подал заведомо ложные сведения об адресе ООО «N» которое фактически там не располагалось и его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 14.25 КоАП РФ».

Доказательство вины

Анализ материалов судебных дел показывает, что вина в совершении административного правонарушения как правило, подтверждается доказательствами:

  • протоколами об административных правонарушения, в котором описывается само событие административного правонарушения;
  • расписками в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган;
  • решением единственного учредителя;
  • копией заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, с указанием сведений о месте нахождения юридического лица;
  • расписками виновного лица о достоверности предоставляемых им сведений;
  • копией Устава ООО;
  • заявлением собственника (или уполномоченного им лица) о том, что по конкретному адресу, указанному обвиняемым юридическое лицо не находится;
  • актом обследования, согласно которому ООО по указанному адресу не находится;
  • почтовыми уведомлениями и конвертами;
  • и др.
Читайте так же:  Оформление ооо с двумя учредителями

Что полностью согласуется с положениями ст. 9 № 129-ФЗ — проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В качестве примера – Постановление по делу № 62/5-324/2015 от 02 апреля 2015 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 63 Октябрьского судебного района города Кирова:

«…На листе заявления о государственной регистрации по форме № Р13001 заявитель Г. утверждал, что содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении сведения, в том числе и об адресе (месте нахождения) общества достоверны. Утверждение Г., о достоверности сведений об адресе (месте нахождения ООО «Х» в полном объеме опровергается следующими документами: копией заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001 в отношении ООО «Х»; решением единственного учредителя ООО «___» от 30.04.2014; уставом ООО «Х» от 30.04.2014; свидетельством о государственной регистрации права от 29.05.2014 № 43/АГ-030707; распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган № 3991 06.05.2014; актом обследования местонахождения организации от 12.01.2015…».

Ответственность

Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Казалось бы, штраф не такой и большой, но следует иметь в виду, что повторное совершение указанного административного правонарушения, и представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

http://regforum.ru/posts/2910_predostavlenie_lozhnyh_svedeniy_pri_registracii_yuridicheskogo_lica_sudebnaya_praktika/

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 5.63 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

4. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

http://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/razdel-ii/glava-14/statja-14.25/

Ответственность за нарушение законодательства о госрегистрации

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации как регистрирующего органа, так и самого предпринимателя.

Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации

За нарушение законодательства о государственной регистрации действующим законодательством предусмотрена ответственность регистрирующего органа. В пункте 1 статьи 24 Закона №129-ФЗ приведены основания, при которых должностные лица регистрирующих органов несут ответственность. Перечислим эти основания:

— необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 Закона №129-ФЗ) отказ в государственной регистрации;

— неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;

— иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом №129-ФЗ;

— незаконный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов;

Читайте так же:  Бизнес план для открытия детской
Видео (кликните для воспроизведения).

— несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов.

Мер ответственности должностных лиц регистрирующего органа указанная статья закона не устанавливает, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.

В зависимости от обстоятельств конкретного случая возможно привлечение должностного лица к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Например, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании части 1 статьи 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, поэтому должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности и уголовной ответственности по статье 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

К регистрирующему органу может устанавливаться такая мера ответственности, как возмещение ущерба. В статье 24 Закона №129-ФЗ приведены основания, предусматривающие возмещение ущерба, причиненного:

— отказом в государственной регистрации;

— уклонением от государственной регистрации;

— нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по вине регистрирующего органа.

В данном случае речь идет о возмещении вреда по правилам статей 1064, 1069 и 1071 ГК РФ.

Ответственность индивидуального предпринимателя

Индивидуальные предприниматели согласно пункту 1 статьи 25 Закона №129-ФЗ несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в случае:

— непредставления или несвоевременного представления необходимых для включения в государственный реестр сведений;

— представления недостоверных сведений.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (статья 2.4 КоАП РФ).

Нарушение предпринимателем законодательства о государственной регистрации влечет наложение административного штрафа в размере:

— от 5 до 20 МРОТ – за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 14.1 КоАП РФ); — 50 МРОТ — за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, если такое представление предусмотрено законом (часть 3 статьи 14.25 КоАП РФ);

— 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до 3 лет — за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, при неоднократных либо грубых нарушениях индивидуальным предпринимателем законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, которые возникают в связи с государственной регистрацией, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке (пункт 3 статьи 25 Закона №129-ФЗ).

За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, статьей 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. Такие деяния наказываются штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Пример 1. Из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».

Компания (далее – Заказчик) собирается заключить гражданско-правовой договор с гражданкой Российской Федерации (далее – Исполнитель) об оказании услуг.

Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать следующие информационные услуги:

· формирование в средствах массовой информации положительного имиджа Заказчика;

· осуществление личных контактов с представителями средств массовой информации;

· оказание организационной и методической помощи средствам массовой информации в создании информационных материалов, касающихся предмета заинтересованности Заказчика;

· организация и проведение тест-драйвов новых моделей автомобилей, представляемых Заказчиком;

· распространение в печатных и электронных средствах массовой информации сведений о представляемых Заказчиком новинках;

· аккредитация журналистов, подготовка пресс-релизов и отслеживание выхода информационных материалов в случае проведения пресс- конференций;

· подготовка информационных материалов о событиях и мероприятиях, касающихся сферы интересов Заказчика;

· сбор, обработка и представление предложений по обновлению и модернизации интернет-сайта Заказчика;

· систематический поиск информационных поводов для реализации вышеуказанных обязательств.

Вопрос. Обязана ли данная гражданка РФ зарегистрироваться как ПБОЮЛ?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, понятие предпринимательской деятельности обладает тремя признаками:

самостоятельная инициативная деятельность осуществляется субъектом от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность;

деятельность направлена на получение прибыли, которая выступает главной целью хозяйственной деятельности;

деятельность осуществляется на постоянной профессиональной основе и предполагает государственную регистрацию, а в случаях, предусмотренных законодательством, — лицензирование.

Заключение договора оказания услуг, в соответствии с которым физическое лицо принимает на себя функции исполнителя, может привести к тому, что деятельность данного физического лица будет признана предпринимательской.

Следует заметить, что предпринимательская деятельность квалифицируется при наличии признака систематичности получения прибыли от такой деятельности.

Однако понятие «систематичность» не раскрывается законодательством. На практике предпринимательской деятельностью признается заключение всех сделок, за исключением разовых.

В связи с этим однократное заключение гражданско-правового договора на оказание услуг не трактуется как осуществление исполнителем предпринимательской деятельности. В случае осуществления деятельности по оказанию услуг по двум и более договорам такая деятельность будет являться предпринимательской.

Вместе с тем, поскольку отсутствуют единые и общепризнанные критерии систематичности, признание деятельности предпринимательской решается в каждом конкретном случае в отношении конкретных лиц с учетом индивидуальных особенностей их деятельности.

Из содержания деятельности исполнителя можно предположить, что физическое лицо будет осуществлять свою деятельность в течение довольно продолжительного времени, а оказание услуг оформляется актом.

В этом случае деятельность, несмотря на то, что осуществляется в рамках одного договора, приводит к систематическому извлечению прибыли физическим лицом. В связи с этим такое оказание услуг, вероятно, может быть признано предпринимательской деятельностью.

Напомним, что в соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Читайте так же:  Проданы акции проводка

Незаконное предпринимательство, т. е. предпринимательство без соответствующей государственной регистрации является одним из видов правонарушений в сфере экономической деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является административным правонарушением. Согласно п. 1 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ.

Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации может являться также и уголовным преступлением (ст. 171 УК РФ).

В связи с этим, если физическое лицо планирует оказывать услуги неоднократно, то ему следует приобрести статус индивидуального предпринимателя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 1). Моментом государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя признается внесение регистрирующим (налоговым) органом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 11 Закона №129-ФЗ).

Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (п. 1 ст. 11 Закона №129-ФЗ) на основании представленных в соответствии со ст. 22.1 Закона №129-ФЗ на государственную регистрацию документов.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, — Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р61001).

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, лицензирования, а так же различные налоговые режимы, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Индивидуальные предприниматели».

http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a79/45087.html

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее – Главное управление) во исполнение подпункта 20.6 пункта 20 Приказа Минюста России от 29.03.2019 № 56 «Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации «Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации за 2018 и задачах на 2019 год» проанализированы и обобщены типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации. В результате анализа установлено, что некоммерческими организациями при предоставлении документов для государственной регистрации допускаются следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации.

— противоречие устава, протокола учредительного собрания, иных представленных документов законодательству Российской Федерации;

— необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке;

— представленные для государственной регистрации документы, содержат недостоверные сведения.

Наименования некоммерческих организаций и общественных организаций не соответствуют пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях») и статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Федеральный закон «Об общественных объединениях»). В нарушение указанных норм действующего законодательства в наименовании отсутствует указание на характер деятельности некоммерческой организации, либо характер деятельности организации не соответствует целям ее создания, либо в наименовании используется аббревиатура без расшифровки, либо в наименовании общественного объединения отсутствует указание на территориальную сферу деятельности.

В нарушение пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1, 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уставы некоммерческих организаций не содержат указание на предмет и (или) виды деятельности некоммерческой организации.

В нарушение пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах некоммерческих организаций не закреплен срок полномочий руководящих и исполнительных органов, не разграничена компетенция данных органов; уставы содержат указание на органы управления, порядок образования и компетенция которых в уставе отсутствует.

В нарушение пункта 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах некоммерческих организаций отсутствует порядок принятия решений высшим органом управления по вопросам исключительной компетенции, перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления не соответствует перечню, закрепленному в пункте 3 статье 29 указанного закона.

В нарушение пункта 2 статьи 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах организаций отсутствует порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов).

Уставы некоммерческих организаций – корпоративных юридических лиц в части указания прав и обязанностей участников (членов) не соответствуют пунктам 1, 4 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В уставах фондов допускается возможность их реорганизации, что прямо запрещено положениями пунктом 3 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отсутствие в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, описания используемой организациями символики, что противоречит положениям пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и частью 2 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Протоколы учредительных собраний некоммерческих организаций не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации: в протоколах отсутствует указание места и времени проведения собрания, ответственных за подсчет голосов лиц, результатов голосования, список присутствующих участников собрания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в решении об учреждении юридического лица указываются, в том числе, сведения о сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. Однако, в нарушение пункта 3 статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в протоколах учредительных собраний отсутствуют сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, отсутствуют сведения об избрании органов, предусмотренных уставом.

Параграфами 6, 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определены общие требования и особенности создания и деятельности конкретных организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций (общественные организации, ассоциации и союзы, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов) и некоммерческих унитарных организаций (автономные некоммерческие организации, фонды, учреждения, религиозные организации).

Однако зачастую некоммерческими организациями требования, установленные для конкретных организационно-правовых форм, не соблюдаются, особенности их правового положения в уставах не учитываются.

К нарушениям также относится несоответствие в представляемых на государственную регистрацию документах кодов видов экономической деятельности некоммерческих организаций целям и видам деятельности, предусмотренным ее уставом.

Читайте так же:  Данные по регистрации ооо

Полагаем необходимым отметить нижеследующие ошибки допускаемые заявителя при представлении соответствующих документов для регистрации:

1. Наименование некоммерческой организации в заявлении о государственной регистрации указывается не полностью (например, не указывается организационно-правовая форма либо допускаются сокращения в полном наименовании организации), указывается наименование, не соответствующее уставу и другим, представленным для государственной регистрации документам, использование в наименованиях организациях иностранных слов.

2. Наименование руководящих и иных органов в различных документах не соответствует уставу некоммерческой организации (наименования органов в протоколах, заявлениях).

3. Ненадлежащее оформление (заполнение) заявлений.

Для осуществления любого вида государственной регистрации некоммерческими организациями используются формы документов, утвержденные приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Этим же приказом утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Заявителям, представляющим для государственной регистрации документы некоммерческих организаций при заполнении форм заявлений необходимо указывать в них достоверные сведения, заполнять необходимые графы и соблюдать все требования по их оформлению, установленные указанным приказом, учитывая, что в соответствии с указанными требованиями, двусторонняя печать заявления и иных представляемых документов, не допускается, заявление заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную, печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполнятся заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, заполнение вручную осуществляется чернилами черного цвета, при этом заполняются приложения, соответствующие вносимым изменениям (чистые листы не прикладываются).

4. Представление документов в не прошитом, непронумерованном виде.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не подлежат представлению.

5. Непредставление необходимых документов или представление документов в единственном экземпляре.

Согласно положениям пункта 5 статьи 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 №455, все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы (уставы) представляются в трех экземплярах.

6. Несоблюдение порядка формирования (назначения) органов общественных и религиозных организациях, входящих в структуру общероссийских общественных организаций и централизованных религиозных организаций.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 8.1 статьи 8, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях») уставом общественных объединений и религиозных организаций регулируется порядок образования органов управления организацией.

Принимая во внимание вышеуказанное, в уставах отделений общероссийских объединений, а также в уставах местных религиозных организаций может быть предусмотрена обязательная процедура согласования, либо назначения (формирования) руководящих органов вышестоящей организацией, в структуру которой они входят.

7. Заверение заявления о государственной регистрации некоммерческой организации подписью ненадлежащего лица.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого лица;

— иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица в соответствии с положениями устава;

— учредитель юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в случае, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

Документы для государственной регистрации некоммерческих организаций могут быть представлены в Главное управление непосредственно заявителем (лица, имеющие право выступать в качестве заявителей, перечислены выше) либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

8. Дополнительно рекомендуем, при оформлении устава некоммерческой организации следует учитывать, что в соответствии с пунктом 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, листы всех экземпляров устава некоммерческой организации, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Два из трех представляемых на государственную регистрацию экземпляров устава должны быть прошиты и заверены подписью заявителя (на обороте последнего листа на месте прошивки).

В целях недопущения ошибок при оформлении документов, предоставляемых для государственной регистрации, рекомендуем заявителям следующее:

— подробно изучать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческой организации (в соответствии с ее организационно-правовой формой и характером деятельности);

— знакомиться с информацией по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, размещенной на официальном интернет-сайте Главного управления, а также на информационных стендах в помещении Главного управления и в информационных буклетах.

Кроме того, в целях соблюдения положений Конституции Российской Федерации и действующего законодательства Российской Федерации, рекомендуется заявителям в своих учредительных документах обязательно предусматривать положения Федерального закона от 05.05.2014 № 99 – ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Видео (кликните для воспроизведения).

http://to77.minjust.ru/ru/gosudarstvennaya-registraciya-nekommercheskih-organizaciy/obzor-tipichnyh-narusheniy-zakonodatelst-2

Регистрация юридического лица в нарушение закона
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here