Способы регистрации юридических лиц

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Способы регистрации юридических лиц". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Конспекты юриста

Способы создания юридических лиц

Создание любого юридического лица предполагает совершение юридически значимых действий участников гражданского оборота, инициирующих образование юридического лица, а также уполномоченных государственных органов, которые придают этой инициативе юридическую силу.

В зависимости от степени участия субъектов оборота и государственных органов в процессе создания юридического лица можно выделить несколько способов образования юридических лиц.

1. Явочный порядок. Здесь для создания юридического лица необходимо только волеизъявление учредителя. Вмешательство органов государственной власти не требуется.

2. Распорядительный порядок. Означает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя. Государственной регистрации не требуется.

3. Явочно-нормативный (является основным в РФ). В этом случае учредители составляют и подписывают, а затем представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Регистрирующий орган производит государственную регистрацию юр. лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласие какого-либо государственного органа, в т.ч. самого регистрирующего органа, здесь не требуется. Более того, на момент самой регистрации регистрирующий орган не вправе проверять содержание учредительных документов на предмет соответствия их закону, проверяется только состав самих документов.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации также является исчерпывающим:

  • — предоставление неполного состава документов,
  • — подача документов в ненадлежащий орган.

Юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

4. В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Это значит, что для образования юридического лица помимо государственной регистрации требуется получить разрешение от уполномоченного государственного органа. Разрешительный порядок предусмотрен для образования банков и страховых организаций, а также при создании коммерческих организаций, которые могут занимать доминирующее положение на соответствующем рынке, но при этом государственная регистрация всё равно осуществляется.

Государственная регистрация во всех случаях осуществляется органами ФНС (федеральной налоговой службы). Эти органы принимают решение о государственной регистрации в каждом конкретном случае.

Энциклопедия решений. Способы подачи документов на государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей

Способы подачи документов на государственную регистрацию юридического лица

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) документы на государственную регистрацию могут быть поданы в регистрирующий орган любым из следующих способов (абз. первый и третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации):

1. Направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения.

2. Представлены непосредственно в регистрирующий орган.

3. Представлены через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ, многофункциональный центр).

Внимание

Представить документы в регистрирующий орган непосредственно или через МФЦ может только заявитель либо его представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам (абз. второй п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации).

Иные лица, например, курьеры не могут представлять документы непосредственно в регистрирующий орган или через МФЦ. А полномочия представителя не могут подтверждаться доверенностью, выданной в простой письменной форме. При подаче представителем нескольких заявлений на регистрацию доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально, должна быть приложена к каждому комплекту документов, представляемых в регистрирующий орган (см. п. 2 письма ФНС от 14.05.2014 N СА-4-14/9238, письмо ФНС России от 10.07.2014 N СА-3-14/[email protected]).

4. Направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected]

Если заявителем при государственной регистрации юридического лица выступает физическое лицо — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица (ч. 2 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», постановления АС Западно-Сибирского округа от 24.12.2015 N Ф04-26732/15, АС Центрального округа от 26.12.2016 N Ф10-5017/16).

При направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется (абз. пятый п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации).

5. По просьбе заявителя представлены в регистрирующий орган нотариусом. Документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected]

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона о госрегистрации).

При подаче документов на государственную регистрацию выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения (п. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации).

В зависимости от способа подачи документов на регистрацию расписка выдается:

— при представлении документов непосредственно в регистрирующий орган — регистрирующим органом заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности, в день получения документов (абз. первый п. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации);

— при представлении документов в МФЦ — многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности (абз. первый п. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации);

Читайте так же:  Как проводится аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

— при направлении документов почтовым отправлением — при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом (абз. второй п. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации);

— при направлении в форме электронных документов — направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем, в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом (абз. третий п. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации).

Условия и порядок государственной регистрации юридических лиц

О государственной регистрации ИП можно подробнее почитать по ссылке http://flagman.top/about-business/otkrytie-ip-nalogovaya/

Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется гл. III Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ст. 8 Закона определяет, что государственная регистрация осуществляется:

  • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  • по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Регламентация деятельности юридических лиц

Деятельность юридических лиц в Российской Федерации регламентируется как федеральными нормативно-правовыми актами, так и локальными актами юридических лиц. В учредительных документах юридического лица учредителями конкретизируются правовые нормы, применяемые относительно их интересов. Юридические лица вправе действовать, основываясь на уставах, учредительных договорах и уставах или исключительно на учредительных договорах. Законом предусмотрены случаи, в которых некоммерческие организации могут действовать, основываясь на общих положениях, регламентирующих действия организаций такого рода.

Учредительные договора относятся к категории гражданско-правовых договоров и регулируют отношения учредителей при создании и функционировании юридических лиц. Заключение таких договоров происходит исключительно в письменной форме и, как правило, учредительные договора вступают в силу в момент их заключения.

Важно отличать учредительные договора от уставов. Уставы не заключаются, а подлежат утверждению. Также стоит отметить, что уставы чаще всего подписываются не всеми учредителями, а уполномоченными лицами (председателями или секретарями общих собраний учредителей). При этом уставы тоже можно рассматривать как локальные нормативные акты организаций, которые определяют правовое положение юридических лиц и регулируют взаимоотношения юридических лиц и их участников. Общее содержание уставов и учредительных договоров определено положениями Гражданского кодекса и специальных нормативно-правовых актов.

Регистрация юридического лица в 2020 году: пошаговая инструкция

Торопитесь?

Наш умный сервис заполнит за Вас
документы для регистрации ООО бесплатно и прямо сейчас!

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими. Если вы учреждаете юридическое лицо с целью получения дохода, оно относится к первой группе. Коммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на корпоративные и унитарные.

Столь популярная в России организационно-правовая форма ведения бизнеса, как ООО, относится к коммерческим корпоративным организациям. В эту же категорию попадают хозяйственные товарищества, партнерства, крестьянские хозяйства и производственные кооперативы. Наибольшей популярностью пользуется ООО, поэтому, рассказывая о государственной регистрации юридических лиц, мы в первую очередь подразумеваем организации такого типа.

Где осуществляется государственная регистрация юридического лица

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет инспекция ФНС, за которой “закреплен” район, в котором предприниматель нашел адрес под офис. Определить точные координаты проще всего с помощью сервиса ФНС: введите город, улицу, дом — и система автоматически подскажет, какая инспекция вам нужна.

Приготовьтесь вместе с пакетом регистрационных документов представить сотруднику регистрирующего органа гарантийное письмо на юридический адрес. Такое письмо оформляет собственник или арендодатель помещения, подтверждая готовность разместить у себя офис создаваемой организации. Гарантийное письмо не служит безусловным доказательством “чистоты” юридического адреса: адрес массовой регистрации юридических лиц ФНС “забракует” в любом случае.

Закон не запрещает регистрацию ООО на адрес, по которому проживает директор или учредитель. Правда, при таком раскладе нельзя исключить вероятность отказа в регистрации юридического лица: сотрудники ИФНС могут посчитать, что ведение предпринимательской детельности в жилом помещении нарушает интересы других жильцов. Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме согласием собственника помещения. Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.

Общие сведения

Есть несколько способов образования юридических лиц — разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный. Способ образования предприятия в большей степени зависит от статуса заявителя.

Государственная структура, дочерняя организация, банк или страховое учреждение, коммерческое предприятие с крупным или небольшим уставным капиталом — от этого будет зависеть, какой способ нужно использовать при создании юридического лица. И независимо от порядка создания (возникновения) юридического лица, его необходимо зарегистрировать в государственных органах.

Об изменениях порядка регистрации юридических лиц и ИП расскажет видео ниже:

Правовые-организационные формы

Для определенных правовых-организационных форм юридических лиц законодательством определен другой порядок регистрации и уполномоченные органы. В частности, в особом порядке осуществляется государственная регистрация:

  • объединений общественной направленности (Закон федерального характера от 1995 года 19 мая № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);
  • организаций кредитного порядка (Федеральный закон от 1990 года 2 декабря № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);
  • торгово-промышленных палат (Закон Российской Федерации от 1993 года от 7 июля № 5340-1 «О палатах торгово-промышленной направленности в Российской Федерации»).

Возникновение юридических лиц

Какие документы нужны для регистрации юридического лица

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Читайте так же:  Смена устава ооо форма

Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:

  • заявление на регистрацию по форме Р11001,
  • решение о создании организации,
  • устав учреждаемого общества,
  • банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:

  • заявление по форме Р11001,
  • протокол общего собрания учредителей,
  • договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
  • устав ООО,
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.

Приказ ФНС России

Формы актов и, конечно, требования к их оформлению установлены приказом ФНС России от 2012 года 25 января № ММВ-7-6/25 «Об утверждении специальных форм и требований к оформлению актов, представляемых в конкретный регистрирующий орган при гос. регистрации юридического лица, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (также достаточно часто их называют фермерских) хозяйств».

Стоит отметить, что акты достаточно часто могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, а также описью вложения, представлены непосредственно или направлены в конкретной форме актов в электронном варианте с применением информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе масштабной сети Интернет, включая единый портал государственных и, что самое главное муниципальных услуг. Удостоверение нотариальной направленности актов, которые представляются при государственной регистрации, требуется только в ситуациях, предусмотренных определенными федеральными законами.

Лицу, которое выступает в качестве заявителя выдается специальная расписка в получении актов с указанием конкретного перечня и даты их получения регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется в срок не больше пяти рабочих дней с того момента как были предоставлены пакты в регистрирующий орган.

Регистрирующий орган не занимается проверкой ни содержания, ни формы представленных актов на предмет соответствия федеральным законам или другим нормативным документам правовой направленности Российской Федерации (за исключением специального заявления свидетельствующего о государственной регистрации).

Решение которое свидетельствует об отказе в государственной регистрации допускается при наличии одного из оснований, которое предусмотрено в 23 статье Федерального закона от 2001 года 8 августа № 129-ФЗ, в том числе:

  • непредставление заявителем определенных Законом требующихся для государственной регистрации актов;
  • представление специальных актов в ненадлежащий орган регистрации;
  • заявление, которое было подписано о государственной регистрации конкретным неуполномоченным лицом;
  • несоответствие наименования лица юридического характера определенным требованиям закона федерального порядка;
  • поступление в специальный регистрирующий орган в течение времени, которое ранее было установлено для государственной регистрации, судебного документа или же какого-либо иного документа судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение органом регистрациии определенных регистрационных деяний;
  • наличие у регистрирующего органа информации, которая является подтвержденной и свидетельствует о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган актов сведений.

Замечание 3

Важно отметить, что конкретное решение о регистрации государственной направленности, принятое специальным регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Лицо юридического характера считается зарегистрированным с того момента времени, как было внесено регистрирующим органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Данный реестр для всеобщего ознакомления.

Регистрирующий орган не позднее срока, который составляет один рабочий день с момента государственной регистрации направляет лицу, которое выступает в качестве заявителя специальный акт, который служит подтверждением факта внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган с целью реализации конкретного принципа «одного окна» в срок не больше пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направляет определенные сведения о зарегистрированном лице юридического характера или индивидуальном предпринимателе в государственные фонды внебюджетного порядка для осуществления регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в роли страхователей, а также в другие государственные органы.

Основные стадии возникновения юридического лица

Теперь на основе основных способов возникновения юр. лица, выделенных юридической литературой, приступим к выявлению универсальных этапов в создании юридического лица, характерных всему многообразию юр. лиц.

Для начала проведем разделение всего процесса создания юр. лица на этапы, имеющие место или наоборот – отсутствующие, исходя из организационно-правовых форм юридических лиц.

Итак, процесс возникновения юр. лица проходит следующие стадии:

  • определяется вид деятельности юр лица и его организационно-правовая форма;
  • определяется состав учредителей;

Замечание 2

На этом этапе организационно-правовая форма будущего юр. лица определяет, кто может выступать в качестве учредителя: любой субъект права или только уполномоченный на такое создание в законном порядке.

  • избирается управленческая структура юридического лица (единоличная или коллегиальная);
  • создаются руководящие и наблюдательные органы юр. лица;
  • формируется уставной капитал;
  • подготавливаются учредительные и сопроводительные документы (уставы, договора о создании и пр.);
  • проводится учредительное собрание;
  • организация регистрируется в органе регистрации.

Определение 1

Основываясь на сказанном выше, процесс создания юридических лиц, нужно рассматривать, как общность факторов юридического характера, которые направлены на возникновение юридического лица.

Порядок государственной регистрации юридических лиц

Самостоятельная регистрация юридического лица является довольно непростым делом. Поэтому, если вы не располагаете достаточным временем для изучения законодательства в этой области, целесообразно обратиться в специализированную организацию. Например, для жителей Москвы доступна регистрация ООО в Москве под ключ в Юридической компании «Аккерманн Беллмер». Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

В регистрирующий орган документы могут быть:

  • направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью;
  • представлены непосредственно;
  • представлены через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр);
  • направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.
Читайте так же:  Привлечение учредителя ооо к субсидиарной ответственности

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случая:

  1. если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность;
  2. если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника

Видео (кликните для воспроизведения).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов. При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

С моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).

С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

Действующим законодательством предусматривается, что государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц.

Основанием для отказа в регистрации может служить лишь нарушение установленного порядка создания и несоответствие устава общества действующему законодательству. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания хозяйственного общества не допускается.

Способы и порядки создания юридических лиц в России

Фактически юридическое лицо — некое предприятие, использующее в организации деятельности свою собственность. На него возложена ответственность по всем своим обязательствам, способно приобретать и осуществлять личные неимущественные, материальные и другие права, является истцом и ответчиком при судебных разбирательствах. У юр.лица обязательно имеется самостоятельный баланс, допустимо наличие сметы.

Данная статья призвана рассказать вам про разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный порядки (способы) создания юридических лиц, про понятия, процедуру, решения, протоколы о таком образовании, порядке прекращения деятельности и подобных нюансах.

Государственная регистрация

В свое время, госрегистрация юридического лица осуществляется в специальном уполномоченном органе государственной власти, чаще всего, в конкретном порядке, который определяется законом Федерального порядка от 2001 года 8 августа № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Читайте так же:  Программа проведения аудиторской проверки

Регистрация государственной направленности каких-либо лиц, которые являются индивидуальными предпринимателями, а также регистрация юридических лиц – это определенная деятельность уполномоченного органа федеральной исполнительной власти, тесно связанная с внесением в государственные реестры специальных сведений о создании, и, конечно, реорганизации, и ликвидации юридических лиц, получении физическими лицами статуса предпринимателя индивидуального характера, прекращении физическими лицами осуществляемых деяний в роли индивидуальных предпринимателей, различных других сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Также стоит отметить, что законодательно определен конкретный порядок, когда происходит осуществление каждого из отмеченных деяний с указанием сроков, а также правил подачи актов, порядка принятия решений и выдачи специальных актов, которые служат подтверждением.

Обычно, в качестве некого примера можно рассмотреть процедуры административной направленности, которые имеют связь с государственной регистрацией юридических лиц при их создании.

Рисунок 1. Государственная регистрация лиц юридического характера и индивидуальных предпринимателей

Регистрация государственной направленности индивидуальных предпринимателей и, конечно, большинства видов организационно-правовых форм каких-либо юридических лиц осуществляется именно ФНС России и ее специальными территориальными органами в соответствии с конкретным постановлением самого Правительства Российской Федерации от 2004 года 30 сентября № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется определенными регистрирующими органами по месту нахождения органа или лица, которое имеет право осуществлять свои деяния без специальной доверенности от имени юридического лица. Что же касается государственной регистрации индивидуального предпринимателя, то важно заметить, что она осуществляется именно по месту его жительства.

В процессе регистрации государственной направленности создаваемого юридического лица в конкретный регистрирующий орган представляются:

  • специальное заявление, которое свидетельствует о государственной регистрации;
  • конкретное решение о создании юридического лица в виде определенного протокола, а также договора или какого-либо другого акта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • акты учредительной направленности юридического лица (то есть подлинники или же копии, которые являются засвидетельствованными в нотариальном порядке);
  • выписка из реестра зарубежных лиц юридического характера конкретной страны происхождения или какое-то другое равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – то есть учредителя;
  • специальный акт, свидетельствующий об уплате государственной пошлины.

Орган, который занимается регистрацией на имеет права требовать представление иных актов кроме тех документов, которые в свое время были установлены Федеральным законом от 2001 года 8 августа № 129-ФЗ .

Способы образования

Распорядительный порядок создания юридических лиц

Итак, распорядительный способ (порядок) образования (создания) юридического лица. Данным способом создаются госучреждения, муниципальные унитарные компании, их дочерние предприятия. При распорядительном порядке инициатором образования юр.лица выступают компетентные органы-учредители. Они выступают как собственники имущества, закрепленного за юридическим лицом. Также это может быть орган, уполномоченным распоряжаться данным имуществом.

Обязательно необходимо согласие соответствующих органов на его создание: государственных или муниципальных. К примеру, чтобы создать учреждение в системе МВД России будет использован распорядительный порядок.

Далее будет рассмотрен разрешительный порядок-способ создания юридического лица и его правовое регулирование.

Разрешительный порядок

Разрешительный порядок образования ЮЛ подразумевает непосредственное распоряжение учреждения местного самоуправления или другого госоргана. Для начала члены юр.лица принимают решение о его создании, а только после просят разрешения на подобное предприятие от компетентных служб. Установление такого порядка необходимо для проверки законности и целесообразности создания данного рода предприятий.

Разрешительным способом образуются юр.лица для банков или страховых предприятий, жилищно-строительные кооперативы или организации с иностранным капиталовложением. Здесь потребуется разрешение ЦБ России или РосСтрахНадзора. Таким же образом создаются союзы или же ассоциации коммерческих юр.лиц — при их организации нужно заручиться согласием антимонопольного органа. Для создания тех коммерческих ЮЛ, чей объем вложений учредителей превышает 100 000 МРОТ, также необходимо разрешение федеральной антимонопольной службы.

Про особенности и документы создания юридического лица нормативно-явочным способом мы расскажем вам далее.

Явочно-нормативный порядок

Под явочно-нормативным порядком подразумевается создание юр.лиц таким образом, как прописано в нормативных актах. Инициатива создания ЮЛ должна исходить от планируемых членов организации. В отличие от разрешительного пути организации ЮЛ, при таком способе необходимо сначала получить общее разрешение на создание предприятия до проявления такой инициативы.

Юр.лицо образуется на основании договора о создании юридического лица между учредителями, подписанного гражданами или предприятиями. Это могут быть хоз.товарищества, концерны и ассоциации, создаваемые ЮЛ.

При формировании нового ЮЛ любым из способов требуется соблюсти строго заданный порядок. Обязательно необходим акт, подходящий характеру создаваемого юр.лица: распоряжение, договор, разрешение. Ко всему надо разработать учредительные документы. ЮЛ может действовать посредством использования устава или договора учредителей. Для юридического лица допустимо применение в своей деятельности оба этих документа. Те юр.лица, что не относятся к коммерческим, могут действовать на основе положения об организации для используемого вида деятельности.

Ознакомьтесь со списком документов для регистрации в налоговых органах, установлен в статье 12 ФЗ:

  • Заявление о регистрации юридического лица при создании по форме
  • Решение о создании ЮЛ
  • Учредительные документы
  • Квитанция об уплате госпошлины
  • Выписка из реестра иностранных ЮЛ из страны происхождения.

Для организации юридических лиц применяются три основных пути создания. Каждый из них имеет свои особенности, они должны быть учтены при выборе способа создания.

О регистрации юридических лиц расскажет видео ниже:

Энциклопедия решений. Создание юридического лица путем учреждения

Создание юридического лица путем учреждения

Юридическое лицо может быть создано путём учреждения, либо путём реорганизации уже существующего юридического лица.

Учреждение вновь создаваемой коммерческой организации можно свести к следующим этапам:

Коммерческая организация может быть создана в одной из следующих форм:

В зависимости от организационной формы процесс создания юридического лица имеет свои особенности. Ниже приведены общие этапы, обязательные для всех коммерческих организаций.

Читайте так же:  Практика арбитражного земельного спора

СОБРАНИЕ УЧРЕДИТЕЛЕЙ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

На собрании обязательно должны быть рассмотрены следующие вопросы для утверждения в протоколе/решении об учреждении:

— уставный (складочный) капитал/ распределение долей (см. подробнее для ООО, АО);

— утверждение учредительных документов (см. подробнее для ООО, АО);

— утверждение учредительного договора/ договора об учреждении для подписания (в ООО, АО — если более 1-го участника, акционера);

— утверждение аудитора (обязательно в хозяйственном партнерстве, государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, в остальных юридических лицах — по желанию участников, см. подробнее для ООО, АО);

— оценка имущества, если необходимо (см. подробнее для ООО);

— избрание органов управления (только для форм: ООО, АО, производственный кооператив, хозяйственное партнерство):

Избрание органов управления

Единоличный исполнительный орган*(1)

Совет директоров (Наблюдательный совет)

Коллегиальный исполнительный орган

обязательно, если количество участников ООО превышает пятнадцать, и уставом не предусмотрено иное

обязательно для публичных АО, а также для непубличных АО, если количество владельцев голосующих акций не менее 50

Этапы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Как известно, дееспособность, а также правоспособность лица юридического характера появляется с того момента времени, как он был создан. В соответствии с ГК Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с того момента как был осуществлен процесс по внесению необходимых записей в Единый государственный реестр лиц юридической направленности.

Способы возникновения юридических лиц: классификация

В юридической литературе отсутствует универсальное выделение всех стадий возникновения юридических лиц. Если не брать в расчет редкие исключения, то отслеживается тенденция к фрагментарному изложению авторами общих требований создания юридического лица и прекращения деятельности, изложенных в Законе о государственной регистрации. Такую позицию можно считать вполне оправданной, поскольку выделение универсальных стадий исходя из специфических особенностей разных организационных и правовых форм юр. лиц и субъектов является весьма затруднительным. Без сомнения, разные организационно-правовые формы юридических лиц имеют различия в процедурах их создания. Также очевидно, что в зависимости от особенностей субъектов, которые учреждают юр. лицо будут наблюдаться и особенности в процедуре его создания. Как правило, проявление различий и особенностей наблюдается в начальных стадиях создания юр. лица и к этапу гос. регистрации они практически нивелируются.

Несмотря на это мы постараемся прийти к определению основных способов возникновения юр. лиц через выделение неких универсальных этапов в их создании, которые являются характерными для процесса создания всего разнообразия юридических лиц. В первую очередь необходимо осуществить классификацию способов создания юр. лиц, выделенных специальной литературой. Подобную классификацию проводят на основе различных критериев (оснований).

В качестве одного из оснований для классификации берем специфику субъектов, которые принимают участие в основании юридических лиц. На базе этого критерия выделяются два способа учреждения юр. лица:

  • общий, предполагающий участие в создании стандартных субъектов, таких как: орган регистрации, налоговый орган, банк и т.д.;
  • специальный, предполагающий помимо вышеуказанных субъектов участие в процессе создания других органов гос. власти.

Пример 1

Специальным способом, в частности, происходит создание: юридических лиц, связанное с приватизаций государственного имущества и имущества муниципалитета; юридических лиц специального назначения: банки, страховые компании и другие юр. лица, предоставляющие финансовые услуги. В процессе создания такого рода юридических лиц в обязательном порядке присутствует законодательно утвержденный надзорный орган; юридических лиц, направленных на коммерческую деятельность, подпадающую под надзор со стороны Федеральной монопольной службы РФ и деятельность которых возможна лишь с одобрения ФАС.

Также критерием классификации при создании юр. лиц может служить специфическая процедура гос. регистрации последних. На основе этого критерия можно выделить два способа учреждения и регистрации юр. лица:

  • первичное создание и регистрация юр. лица;
  • реорганизация юридического лица.

При рассмотрении различных способов создания юр. лица стоит также рассмотреть доктрину гражданского права, то есть устоявшиеся общепризнанные научные положения.

Наукой о гражданском праве, как правило, выделяются четыре основных способа образования юридического лица:

  • образование юр. лица в распорядительном порядке, предполагающее возникновение юридических лиц распоряжением учредителей и не требующее специальной гос. регистрации;

Замечание 1

Таким образом регистрировались практически все государственные предприятия СССР, однако основываясь на положениях ГК РФ подобный порядок учреждения юр. лиц невозможен.

  • образование юр. лица в нормативно-явочном порядке, не требующее согласования с третьими лицами или гос. органами. При таком порядке достаточным является волеизъявление учредителей и намерение функционировать как юр. лицо. В этом случае орган регистрации лишь осуществляет проверку соответствия требованиям закона учредительной документации и соблюдение установленного порядка образования. Такой способ образования юр. лиц наиболее распространен не только на территории РФ, но и в других странах;
  • образование юр. лица в разрешительном порядке, предполагающее обязательное наличие разрешения от компетентного органа. В таком порядке происходит создание банков и юр. лиц с уставным капиталом особо крупного размера;
  • образование юр. лица в договорно-правовом порядке, выделенном цивилистической школой МГУ. Подобный порядок характеризуется общей нормой, которая предусматривает образование юр. лица путем заключения специальных гражданско-правовых договоров учредителями такого юр. лица.

Порядок регистрации юридического лица

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно проделать следующие шаги:

Долго ожидать решения по вашему вопросу не придется: в 2020 году на регистрацию юридического лица в общем случае уходит не более трех рабочих дней (если нет объективных причин продлить срок рассмотрения документов).

Видео (кликните для воспроизведения).

Сведения о государственной регистрации юридических лиц вносятся в ЕГРЮЛ. Проверить информацию в реестре регистрации юридических лиц можно у нас на сайте через форму поиска.

Источники

Способы регистрации юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here