Стандарт проведения аудиторской проверки

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Стандарт проведения аудиторской проверки". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Стандарты внутреннего аудита организаций

Внутрифирменные стандарты аудита, требования и перечень

Важное значение в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности имеют внутренние стандарты. Они представляют собой детализирующие и регламентирующие документы, которые включают требования к проведению и оформлению аудиторских операций в организации.

Когда формируются внутренние правила, то аудиторские организации свободны в своем выборе. Так, каждая из них может сама классифицировать свои внутренние стандарты.

Требования внутренних стандартов включают 6 групп:

  1. Общие аудиторские положения;
  2. Правила проведения аудита;
  3. Порядок формирования заключений и выводов аудиторов;
  4. Специализированные стандарты;
  5. Способы оказания сопутствующих услуг;
  6. Стандарт подготовки и образования персонала.

В состав внутренних стандартов, которые включают общие аудиторские положения, относятся следующие стандарты:

  • Стандарт, который описывает концепции и подходы к разработке стандартов, в том числе требования к их структуре;
  • Стандарты, в соответствии с которыми регулируется этика поведения аудиторов;
  • Стандарт, раскрывающий организацию и внутреннюю структуру деятельности аудиторской организации;
  • Стандарты, относящиеся к внутрифирменному контролю качественной стороны аудита, ответственности аудитора.

Также с целью дополнить внутренние стандарты происходит разработка методик, инструкций и положений, рабочих таблиц и вопросников, макетов и перечня процедур, а также прочей документации, которая раскрывает подходы аудиторской компании к аудиту.

Разработка стандартов ответственности для аудиторов происходит при учете регламентов прав и обязанностей, как самих аудиторов, так и экономических субъектов, отчетность которых необходимо проверять.

Рассматривая классификацию внутренних стандартов аудиторских организаций (ВСАО), если сравнивать ее с группировкой внешних правил, следует отметить, что нет определения понятия самостоятельных групп, включающих внутренний контроль, ответственность, планирование и доказательства аудиторов. Наряду с этим добавлена группа операционных стандартов, включая стандарты по ответственности аудитора, порядок планирования аудита, исследование и оценка внутреннего контроля, формирование аудиторского доказательства, использование работы третьих лиц.

Классификация стандартов внутреннего аудита

Целесообразным является проводить классификацию по 3 крупным разделам:

  1. Стандарт организации и обеспечения работы аудиторских фирм;
  2. Стандарт аудиторской проверки (аудита);
  3. Стандарт услуг и специальных заданий, которые сопутствуют аудиту.

В соответствии с ролью в осуществлении деятельности аудиторства стандарты 1 раздела относятся к обеспечивающим стандартам, а второго и третьего к функциональным.

Первый раздел включает правила, посредством которых определяются организационные, экономические и этические принципы работы аудиторской компании, требования в области подготовки персонала, формированию систем технического, технологического и информационного обеспечения.

Основной стандарт этого раздела представлен “Концепцией разработки внутренних стандартов аудиторских организаций”. Также сюда включены стандарты: “Образование и подготовка кадров”, “Этика аудитора”, “Структура и функции аудиторских организаций”, “Документирование аудита”, “Информационное обеспечение аудиторских услуг”, “Права и обязанности аудиторов компаний, проверяемых экономических субъектов”.

Во втором разделе представлены стандарты, включающие правила выполнения работ на заключительном этапе аудита. Сюда включено планирование и выполнение аудиторской проверки.

В число стандартов, которые определяют порядок оказания услуг, сопутствующих аудиту и выполнению отдельных заданий (3 раздел), включены правила, с помощью которых регулируются общие вопросы: “Классификация сопутствующих аудиту услуг и специальных заданий к их оказанию (выполнению)”, “Заключения и отчеты по сопутствующим услугам и специальным заданиям”, “Заключение договора по оказанию (выполнению) сопутствующих аудиту услуг и специальных заданий” и др.

Аудиторская фирма вправе независимо заниматься разработкой внутрифирменных стандартов сопутствующих услуг и работ по каждому виду.

Разрабатывая индивидуальные внутренние стандарты, которые регулируют деятельность саморегулируемых компаний, требуется соблюдение нескольких требований:

  1. Цели работы организации и разработка стандарта должны находиться в соответствии друг с другом;
  2. Соответствие стандарта действующим нормативным актам;
  3. Отсутствие противоречий стандарта другим регламентам и внутренним стандартам;
  4. Полный и детальный охват всех значимых вопросов, связанных с проверяемым (стандартизируемым) предприятием;
  5. Четкая и ясная формулировка стандарта, отсутствие неоднозначной трактовки;
  6. Единая терминологическая база с целью исключить неправильную трактовку положений стандарта.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Название документа: Правила (стандарты) аудиторской деятельности
Номер документа: 2 Вид документа: Решение Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ Принявший орган: Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ Статус: Действующий Опубликован: Аудиторские ведомости

Бухгалтерский учет и налоговое планирование. Журнал, N 4, 1998 год

Досье бухгалтера, N 9, 1998 год

Аудит, N 4, 1998 год

Бухгалтерский учет и налоговое планирование. Журнал, N 6, 1998 год

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Международные стандарты профессиональной практики внутреннего аудита (Стандарты)

Стандарты основаны на принципах (см. выше Основные принципы) и представляют собой основу для проведения внутреннего аудита. Стандарты включают набор требований, сформулированных в виде принципов, и состоят из:

Читайте так же:  Акция закрепляет права владельца на получение дивидендов

Утверждений (Основного текста) — определения ключевых норм, используемых для организации профессиональной деятельности внутреннего аудита и для оценки ее эффективности, которые могут применяться на уровне компаний и уровне отдельных сотрудников;

Интерпретаций, уточняющих термины или концептуальные подходы, используемые в Стандартах;

Глоссария (Словарь терминов).

Руководства по применению (Implementation Guides) включают 52 руководства и описывают подходы и методологию внутреннего аудита, но не содержат детального описания процессов и процедур.

Дополнительные руководства (Supplemental Guidance) содержат подробные руководства по проведению мероприятий внутреннего аудита (тематические области, отраслевые вопросы, процессы и процедуры, инструменты и техники, программы, пошаговые методики и примеры результатов) и состоят из:

26 Практических руководств (Practice Guides — General)

2 Практических руководства для гос. сектора (Practice Guides — Public Sector)

20 Глобальных руководств по аудиту технологий (Global Technology Audit Guides (GTAGs))

3 Руководства по оценке рисков ИТ (Guides to the Assessment of IT Risks (GAIT))

Целями Стандартов являются:

Предоставление руководства по соблюдению обязательных для применения элементов Международных основ профессиональной практики внутреннего аудита;

Предоставление методической основы для выполнения и продвижения широкого спектра услуг внутреннего аудита, приносящих пользу организации;

Определение принципов оценки эффективности деятельности внутреннего аудита;

Содействие совершенствованию процессов и операций, осуществляемых организацией.

Стандарты применяются и к работникам внутреннего аудита индивидуально, и к подразделениям внутреннего аудита. Все внутренние аудиторы несут ответственность за соблюдение Стандартов, а руководитель внутреннего аудита дополнительно несет ответственность за соблюдение Стандартов всем подразделением внутреннего аудита.

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Читайте так же:  Причины смены учредителей

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Читайте так же:  Акции бмв дивиденды

Стандарты и правила аудита

Стандарты и правила аудита устанавливают общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами, устанавливающими общие принципы и требования к организации и осуществлению аудиторской деятельности. Данные стандарты являются обязательными для применения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании ими аудиторских услуг и сопутствующих аудиту услуг. В той части, в которой стандарты затрагивают деятельность аудируемых лиц, они являются обязательными также и для этих лиц.

На территории Российской Федерации применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. Федеральные стандарты установлены Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации на основе международных стандартов аудита. Стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов определяются требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, и работников, разработавших их.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает переход на международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Положением о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576.

В настоящее время на территории Российской Федерации обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются:

9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (утверждены приказами Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н , от 20 мая 2010 г. № 46н , от 17 августа 2010 г. № 90н и от 16 августа 2011 г. № 99н);

29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696, с последующими изменениями).

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, Советом по аудиторской деятельности рекомендованы к применению 2 правила (стандарта) аудиторской деятельности: «Проверка прогнозной финансовой информации» и «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами стандартов аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» – также Федеральное казначейство.

Стандарты внутреннего аудита и методические документы для внутреннего аудитора

Подготовила: Ирина Барыкина, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

Читайте предыдущие статьи цикла «Введение во внутренний аудит»:

Внутренний аудитор при осуществлении своей деятельности руководствуется Международными основами профессиональной практики.

Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита (International Professional Practices Framework (IPPF)) (далее — Международные основы) – это концептуальная модель, объединяющая руководства, публикуемые международным Институтом внутренних аудиторов ( The IIA ).

Международные основы являются базой для межгосударственных и национальных законодательных и нормативных актов в области внутреннего аудита.

В настоящее время Международные основы включают в себя 7 компонентов:
Читайте так же:  Использованию результатов аудиторской проверки

Обязательные для применения руководства (Mandatory Guidance):

2. Основные принципы

3. Определение внутреннего аудита

Рекомендуемые руководства (Recommended Guidance)

6. Руководства по применению (Implementation Guides)

7. Дополнительные руководства (Supplemental Guidance)

Миссия внутреннего аудита – это сохранение и повышение стоимости организации посредством проведения объективных внутренних аудиторских проверок на основе риск-ориентированного подхода, предоставления рекомендаций и обмена знаниями.

Основные принципы формулируют критерии эффективности внутреннего аудита и характеризуют подход внутреннего аудитора к работе. Итак, внутренний аудитор:

является образцом честности;

проявляет компетентность и профессиональное отношение к работе;

объективен и не подвержен ненадлежащему воздействию (независим);

выстраивает свою работу в соответствии со стратегией, целями и рисками организации;

обладает соответствующим статусом и необходимыми ресурсами;

качественно выполняет работу и постоянно совершенствуется;

выстраивает эффективные отношения с заинтересованными сторонами;

основывает работу на риск-ориентированном подходе;

проницателен, рассматривает вопросы в перспективе и нацелен на будущее;

способствует развитию организации.

3 этап. Проведение аудита.

Проведение аудита включает в себя сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании. Аудит проводится на основе федеральных и разработанных внутрифирменных стандартов аудита, в которых содержатся процедуры, приемы аудиторской проверки.

Важно!

В процессе аудита используются следующие процедуры сбора информации: -пересчет; -осмотр (как правило, осмотр осуществляется в процессе проведения инвентаризации); -подтверждения (для получения информации об остатках на банковских счетах, о состоянии расчетов с контрагентами и пр.); -устный опрос; -инспектирование — проверка документов; -аналитические процедуры (т.е. методы оценки финансовой отчетности путем сопоставления отдельных ее показателей).

Целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов, требующих особого внимания аудитора.

1 этап. Подготовительный (предварительный) этап.

На данном этапе происходит знакомство аудитора с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.

Блоки внутренних стандартов

Существенным отличием при группировке отечественных внешних стандартов от внутренних стандартов аудиторских компаний, является то, что в последних нет положения о международной практике аудита.

В этом случае происходит выделение нескольких блоков внутренних стандартов:

  1. В соответствии со структурой фирмы, технологией организации, исполняемыми функциями и прочими нюансами ее работы;
  2. Расшифровывающие стандарты, которые уточняют и дополняют положения российских правил;
  3. В соответствии с методикой проведения аудиторских проверок на разделы и счета бухгалтерского баланса;
  4. В зависимости от выполнения сопутствующих услуг.

Первый блок включает стандарты, которыми определяются организационные, финансовые и экономические особенности работы аудиторской организации, обязанности и права ее работников, оплата их труда, заключение договоров по типам работ и т. д.

Второй блок включает стандарты, которые соответствуют ответственности аудиторов, планированию, оценке и исследованию систем внутреннего контроля экономических субъектов, аудиторским доказательствам, использованию работы третьих лиц, порядку формирования заключений и выводов аудита, специализированным стандартам.

Третий блок состоит из методик, в соответствии с которыми проводятся аудиторские проверки по счетам и разделам баланса.

Четвертый блок стандартов необходим таким организациям, которые выполняют сопутствующие аудиту услуги.

Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);

финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);

организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);

информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);

деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);

организация системы внутреннего контроля;

информация о финансовых обязательствах клиента;

материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объема аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки.

Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита (п.2 стандарта №12 «Согласование условий проведения аудита»).

Форма и содержание письма определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

Типы Стандартов

Профессиональные Стандарты состоят из двух типов:

Стандарты качественных характеристик ( Attribute Standards );

Стандарты деятельности (Performance Standards) .

1. Стандарты качественных характеристик ( Attribute Standards )

Стандарты качественных характеристик относятся к характеристикам организации и лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность.

Основные тезисы данных Стандартов:

Цели, полномочия и ответственность внутреннего аудита должны быть определены во внутреннем документе организации (Положении о внутреннем аудите), соответствующем Миссии внутреннего аудита и обязательным для применения элементам Международных основ профессиональной практики (Основные принципы внутреннего аудита, Кодекс этики, Стандарты и Определение внутреннего аудита). Руководитель внутреннего аудита должен периодически рассматривать вопрос о необходимости внесения изменений в Положение о внутреннем аудите и представлять Положение на одобрение высшему исполнительному руководству и Совету директоров.

Независимость и объективность: Внутренний аудит должен быть независимым, а внутренние аудиторы должны быть объективными при выполнении своих обязанностей.

Профессионализм и профессиональное отношение к работе: Внутренние аудиторы должны выполнять аудиторские задания на должном профессиональном уровне.

Читайте так же:  Обязательный аудит осуществляется если организация

Программа гарантии и повышения качества внутреннего аудита: Руководитель внутреннего аудита должен разработать и поддерживать программу гарантии и повышения качества, охватывающую все виды деятельности внутреннего аудита и направленной на оценку эффективности и результативности внутреннего аудита. Программа гарантии и повышения качества должна включать как внутренние, так и внешние оценки, а также текущий мониторинг деятельности внутреннего аудита. Каждый компонент программы должен быть нацелен на то, чтобы помогать внутреннему аудиту приносить пользу организации и повышать эффективность ее процессов. Программа должна предоставлять гарантии того, что деятельность внутреннего аудита соответствует Международным основам профессиональной практики.

2. Стандарты деятельности ( Performance Standards )

Стандарты деятельности определяют деятельность функции внутреннего аудита и критерии, по которым оценивается ее эффективность.

Основные компоненты данных стандартов включают:

Управление внутренним аудитом: Руководитель внутреннего аудита должен эффективно управлять подразделением внутреннего аудита таким образом, чтобы обеспечить его полезность для компании.

Сущность работы внутреннего аудита: Внутренний аудит должен проводить оценку и способствовать совершенствованию процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля, используя систематизированный и последовательный подход.

Планирование аудиторского задания: Внутренние аудиторы должны составлять и документировать план выполнения каждого аудиторского задания, включающий цели, объем задания, его сроки и распределение ресурсов. В плане должны учитываться стратегия, задачи организации и риски, присущие заданию.

Выполнение задания: Внутренние аудиторы должны собирать, анализировать, оценивать и оформлять документально информацию в объеме, достаточном для достижения целей задания.

Информирование о результатах: Внутренние аудиторы должны сообщать о результатах выполнения задания.

Мониторинг действий по результатам задания: Руководитель внутреннего аудита должен разработать и поддерживать систему мониторинга решения проблемных вопросов, выявленных по итогам выполнения задания, после ознакомления менеджмента с результатами задания.

Информирование о принятых рисках: Если руководитель внутреннего аудита приходит к выводу о том, что уровень риска, принятого менеджментом, не может быть приемлемым для организации, руководитель внутреннего аудита должен обсудить этот вопрос с высшим исполнительным руководством. Если руководитель внутреннего аудита приходит к выводу, что проблема по-прежнему осталась нерешенной, он должен проинформировать Совет директоров по данному вопросу.

Этапы аудиторской проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Для достижения основной цели аудита – проверки достоверности формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки.

В процессе проведения проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы.

Определение внутреннего аудита

Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий (уверенности) и консультаций, направленной на повышение эффективности деятельности компании. Внутренний аудит помогает компании достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Кодекс этики устанавливает принципы и ожидания, определяющие поведение сотрудников и компаний при проведении внутреннего аудита. Кодекс этики не содержит описания конкретных действий, а формулирует минимальные требования к поведению и ожидания в отношении поведения в определенных ситуациях.

2 этап. Планирование.

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.

Данный этап включает в себя:

— предварительное планирование аудита;

— подготовку и составление общего плана аудита;

— подготовку и составление программы аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).

На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.

Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.

4 этап. Заключительный этап. Составление аудиторского заключения.

Для установления достоверности отчетности во всех существенных отношениях аудиторами проводится расчет количественного значения уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности аудируемой компании.

Завершающим этапом аудита является составление отчета и выдача заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение бывает немодифицированным и модифицированным.

Для получения немодифицированного заключения необходимо, чтобы все отчетные регистры достоверно отражали финансовое положение и результаты деятельности аудируемой компании.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заключение второго типа выдается клиенту в случае появления существенных факторов, которые способны оказать влияние на суждение проверяющего либо когда у аудитора отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская (финансовая) отчетность клиента не содержит существенных искажений.

Источники

Стандарт проведения аудиторской проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here