Статистика открытия и закрытия бизнеса

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Статистика открытия и закрытия бизнеса". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Массовое закрытие? Что происходит с бизнесом 13

В Кремле опровергают данные о закрытии почти 700 тысяч юридических лиц. Ранее СМИ сообщали, что это связано с повышением НДС с 18% до 20%, отменой пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, которые работали по упрощенной налоговой схеме, и массовым внедрением контрольно-кассовой техники

В Кремле ознакомились с данными СМИ о том, что в России за год закрылись почти 700 тыс. юридических лиц, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Но они не совпадают с официальной статистикой, отметил он.

Ранее Минэкономразвития сообщало о том, что в России за последний год закрылись 668 тыс. юридических лиц.

«По данным ФНС, за четыре года их число уменьшилось на 5,2%, таким образом к началу сентября в России действовало 2,4 млн юрлиц» — отмечали в издании

При этом больше всего фирм было закрыто в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Московской области и Краснодарском крае, следует из данных на сайте ФНС. Прирост компаний зафиксирован только в одном регионе страны – в Чукотском округе.

Это могло быть связано с повышением НДС с 18% до 20%, отменой пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, которые работали по упрощенной налоговой схеме, и массовым внедрением контрольно-кассовой техники.

Круговорот экономического развития

Однако Минэкономразвития при этом утверждало, что вряд ли такой масштаб закрытия предприятий способен сорвать достижение целей по национальному плану развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии с принятым проектом, число занятых в секторе малого и среднего бизнеса должно вырасти с нынешних 15 млн человек до 25 млн к 2025 году.

По словам Пескова, эта информация не совпадает ни с данными налоговой службы, ни с данными корпорации малого бизнеса.

«Эти данные абсолютно не совпадают с данными, которые мы получили из Корпорации по малому и среднему бизнесу и из налоговой службы, там другие данные, и они свидетельствуют о более благоприятных процессах» — заявил пресс-секретарь президента

Песков признал, что развитие малого и среднего бизнеса в России идет «не без проблем».

Корректной статистике, по мнению Кремля, мешают и «некоторые нюансы».

«Существует целый ряд, например, налогоплательщиков, юридических лиц, которые до этого платили налоги по «упрощенке», но, перейдя потолок оборота, который предусмотрен для «упрощенки», они, соответственно, перестают быть малым бизнесом и переходят в категорию среднего» — объяснил он

В целом, как признал Песков:

«Есть разнонаправленные процессы, и поэтому где-то количество сокращается, а где-то оно увеличивается, но в целом данные, о которых вы говорите, они не подтверждаются теми данными, которые мы получили»

Впрочем, эксперты с этим не согласны. Они говорят о постепенно уходе с рынка малых и средних предприятий.

«Как бы в правительстве ни пытались приукрасить, на постепенный уход компаний влияет удорожание товаров и услуг, связанных с ростом НДС с нового года, поскольку доходы населения не могут расти в силу низкого экономического роста. При этом покупательская способность россиян на услуги малого предпринимательства начала еще быстрее снижаться как раз в этом году. Если тенденция по уходу предприятий МСП продолжится, то о достижении показателей нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса с привлечением до 25 млн трудоспособного населения за пять лет можно забыть. Вряд ли ситуация из негативного перейдет в позитивный рост за короткий срок – в 2020 году возможен небольшой прирост за счет усилий государства и созданных условий для развития бизнеса, но для полного восстановления в рамках всей страны при текущем темпе роста доходов населения в том числе понадобится от трех до пяти лет» — говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

За прошлый год в России ликвидировали в два раза больше компаний, чем открыли, свидетельствовали более ранние результаты исследования аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza.

От кого можно ждать помощи в кризис

Первым на помощь начинающим предпринимателям пришло государство. Правительство разработало «антикризисный» план, который должен помочь бизнесменам пережить кризисный 2015 год. В документе предусмотрено 13 положений, которые призваны облегчить налоговое бремя малым предприятиям.

1. Разработка предложений о введении 2- летних «каникул» по уплате обязательных страховых платежей по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (за исключением опасного объекта 1-го класса опасности) с совершенствованием в течение этого времени самого механизма страхования опасного объекта и пересмотра уровня страховых тарифов. Результатом меры должна стать отсрочка введения дополнительных издержек субъектов предпринимательской деятельности.

2. Перенос вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспортных объектов. Результат: отсрочка введения дополнительных производственных издержек субъектов предпринимательской деятельности.

3. Увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства: для микропредприятий — с 60 до 120 млн. рублей; для малых предприятий — с 400 до 800 млн. рублей; для средних предприятий — с 1 до 2 млрд. рублей. Результат: расширение участия быстрорастущих малых и средних предприятий в государственных и муниципальных программах поддержки.

4. Расширение мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе: предоставление грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Результат: создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты, создание и (или) модернизация рабочих мест на малых инновационных предприятиях, получивших поддержку.

5. Снижение избыточного антимонопольного контроля за счет: установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений; сокращения количества оснований, по которым антимонопольный орган вправе осуществлять внеплановые проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой. Результат: нижение издержек, связанных с выполнением требований антимонопольного законодательства, для малых предприятий.

Читайте так же:  Как понять что пора продавать акции

6. Предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 процентов до 1 процента. Результат: высвобождение дополнительных оборотных и инвестиционных средств у микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.

7. Расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения. Результат: снижение налоговой нагрузки для предпринимателей, занимающихся мелкосерийным производством.

8. Предоставление права субъектам Российской Федерации снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей). Результат: расширение практики применения патентной системы налогообложения, высвобождение дополнительных оборотных и инвестиционных средств у индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.

9. Установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна», а также введение особого порядка исчисления и уплаты налога на доход физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей («патент для самозанятых граждан»). Результат: упрощение процедур, связанных с применением патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами, снижение неформальной занятости в сфере малого предпринимательства.

10. Предоставление права субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 15 процентов до 7,5 процента. Результат: высвобождение дополнительных оборотных и инвестиционных средств у микропредприятий, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

11. Расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Результат: увеличение спроса на продукцию малых и средних предприятий.

12. Распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» всеми впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг. Результат: нижение барьеров для старта предпринимательской деятельности самозанятыми гражданами.

13. Исключение доходов, получаемых в результате применения специальных режимов налогообложения, из оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации в целях расчета объема межбюджетных трансфертов. Результат: стимулирование субъектов Российской Федерации к расширению применения налогоплательщиками специальных режимов налогообложения.

Преимущества запуска стартапа в кризис

Несмотря на то, что от кризиса 2015 года пострадали многие сектора экономики, остались и те сферы, на которые экономические трудности действуют в положительном ключе. Так, в связи с запуском федеральной программы импортозамещения дополнительное развитие получили производители сельскохозяйственной продукции, металлургические компании, фармпредприятия, IT-компании, решающие проблемы и задачи бизнеса. Таким образом, отмечают эксперты, успешный стартап в 2015 году должен соответствовать вышеозвученным направлениям деятельности.

Преимуществами запуска стартапа в кризис 2015 является то, что правительство делает ставку именно на малые предприятия. Отдельные пункты антикризисного плана касаются непосредственно налоговых льгот для «малышей».

Эксперты отмечают, начав свое дело в 2015 году, через несколько лет можно получить конкурентоспособную фирму, которая готова к решению самых нестандартных задач, и к развитию даже в ситуации стагнации экономики.

Стоит отметить, в настоящее время крупные компании вынуждены сокращать штат сотрудников и оптимизировать издержки. Работы при этом меньше не становится. Задача стартапа в 2015 году – помочь крупному бизнесу пережить кризис. Если проект развивается в этом направлении, то, скорее всего, его ожидает успех.

Управляющий партнер компании GEORGE Consulting Егор Гавриляченко уверен: еще одним преимущественным направлением для стартапа в 2015 году будет общепит. Кроме того, большой популярностью стали пользоваться услуги бизнес-консультантов, которые помогают перепрофилировать бизнес, и дискаунтеры.

Государственные программы поддержки малого бизнеса в 2018 году

Согласно изменениям в налоговом законодательстве, индивидуальным предпринимателям, которые проведут регистрацию и начнут работать в определенных отраслях экономики в 2018 году, гарантируются налоговые каникулы.

Кроме этого, уменьшен обязательный сбор в пенсионный фонд, а также размеры некоторых налогов. Большие послабления для малого бизнеса предусмотрены в упрощенной системе налогообложения, в возможностях манипулирования доходами.

Заслуживают внимания государственные программы сотрудничества с коммерческими банками в части кредитования и рефинансирования субъектов малого бизнеса.

Из мер по оздоровлению ситуации с ИП и микропредприятиями, сложившейся в 2017-2018 годах, проводится ряд дополнительных мер. В частности, запущены несколько Федеральных программ поддержки малого бизнеса.

  1. Региональным Центрам занятости населения поручена организация бесплатных курсов обучения предпринимательскому делу.
  2. Во исполнение ФЗ №209 от 2007 года в 2018 году планируется увеличение количества государственных грантов субъектам малого бизнеса. На 2018 год предельная сумма гранта установлена в 300 тысяч рублей.
  3. Начали действовать государственные гарантийные фонды на базе государственных и региональных бюджетов, выступающие поручителями при оформлении кредитов для малого бизнеса.
  4. Венчурные центры в 2018 году будут оценивать представленные ИП бизнес-проекты. По оценке проекта будет принято решение о субсидировании деятельности ИП за счет федерального бюджета.
  5. Правительством Москвы и Московской области разработаны планы поддержки малого бизнеса в 2018 году. При этом предусмотрены субсидии при открытии ИП в размере 60000 рублей, а при открытии СПД – 25000 рублей.
  6. В регионах в 2018 году предусмотрены субсидии лишь при открытии ИП в размере 60000 рублей.

Еще одна проблема, за которую должно взяться государство, это уменьшение процентов по кредитам для малого предпринимательства. Сегодняшние предложение банков, мягко говоря, не повергаются динамике общего спада экономики, и остаются на уровне 2010-2013 годов, когда частным предпринимателям работать было выгодней.

Но в 2017-2018 году Правительство РФ начало создавать программы по поднятию бизнеса в некоторых регионах, и многие граждане поверили в них, и стали, более активней, браться за создание своего бизнеса.

Вообще государственный фактор, это один из основных показателей, которые влияют на принятие решение предпринимателей о сворачивании своей деятельности. Если проанализировать сферы экономики, где больше всего крутятся деньги малого бизнеса, то первое место принадлежит оптовой и розничной торговле. На втором месте производство, и на третьем это сельское хозяйство. То есть те сферы, где прибыль будет напрямую зависеть от благоприятной экономической обстановки в стране, и хорошей покупательской способностью населения.

Читайте так же:  Акции юнипро дивиденды в году

Важно знать, что современные программы правительства, рассчитаны, прежде всего, на такие сферы деятельности как сельское хозяйство, наука и социальные направления.

Проведя анализ, сколько субъектов малого бизнеса было закрыто в 2017-2018 годах, можно прийти к выводу, что индивидуальное предпринимательство испытывает кризис, и помочь ему его пережить сможет только продуманная государственная политика

ФНС представила статистику жизненного цикла предприятий

Как следует из данных ФНС за первый квартал 2019 года, бизнес все реже решается на открытие в стране новых компаний. Наименьшую активность демонстрирует малый бизнес, о проблемах которого “Ъ” писал еще в начале года. Банкротов также становится все меньше, а недействующие компании-«пустышки» закрываются налоговиками все активнее.

По данным ФНС по итогам первого квартала 2019 года, число вновь созданных коммерческих организаций в госреестре сократилось на 21,9% в сравнении с тем же периодом 2018 года (68,5 тыс. против 87,8 тыс.). Снизилось и количество компаний, созданных в результате реорганизации,— их 557, что на 35,8% меньше, чем годом раньше.

Сопоставимо с сокращением численности новых компаний, на 20%, до 2 тыс., снизилось и количество компаний-банкротов, одновременно стало меньше и тех, кто прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией — на 4,3% (было 5,9 тыс.). За тот же период силами ФНС из госреестра исключено 164,2 тыс., что на 4,1% больше, чем годом ранее. Налоговики активно мониторят данные недействующих юрлиц — тех, кто в течение года не предоставляет отчетность. Всего прекратили свою деятельность в первом квартале 2019 года 181,1 тыс. компаний, что на 2,8% больше, чем за тот же период прошлого года (176,3 тыс.). Внутри этого показателя доля тех, кто прекратил деятельность в cвязи с реорганизацией, уменьшилась на треть — до 1,6 тыс. компаний.

Количество вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с начала года составило 185,7 тыс., что на 7,1% меньше, чем годом ранее (всего ИП в стране 3,8 млн). При этом ИП в первом квартале этого года закрывались на 8,8% реже — таких было 155,4 тыс.

Сколько живут российские компании

О тенденции к сокращению численности компаний за счет малого бизнеса “Ъ” писал еще в начале года. Тогда данные реестра юрлиц свидетельствовали о «явных проблемах в сегменте малого и среднего бизнеса», отмечали аналитики Института комплексных стратегических исследований. Они констатировали, что падение численности компаний МСП зафиксировано в 57 субъектах РФ, а в целом на 10 февраля 2019 года в реестре находилось 6,058 млн компаний — даже меньше, чем в феврале 2018 года (6,059 млн) (см. “Ъ” от 25 февраля).

Меньше всего живут в бизнес-среде РФ частные компании в логистике, туризме, бытовых услугах, общепите и IT, где фиксируется высокая конкуренция. В сегменте же оборонно-промышленного комплекса или бюджетной сфере компании в среднем живут по десять и более лет (см. “Ъ” от 17 апреля).

Общая статистика по открывшимся, и закрытым ИП

2017 год и начало 2018 года был отмечены продолжающимся спадом на финансовом и экономическом рынках страны. Это было вызвано многими причинами. Политические конфликты, в которых так или иначе оказалась замешена наша страна, породили дополнительные экономические санкции, приведшие к новому витку спада. Как следствие, пострадало, в первую очередь, промышленное производство. В свою очередь, низкие цены на нефть ударили по курсу рубля относительно доллара, что усугубило инфляцию и, соответственно, привело к снижению покупательской способности населения.

В силу этих причин первыми на экономическом рынке пали слабейшие – микропредприятия и ИП. Впрочем, кризисные экономические периоды часто бывают средством накопления капиталов, поэтому, одновременно с закрытиями многих ИП не уменьшаются запросы на их открытие.

Как бы то ни было, но все же по состоянию на начало 2018 года количество разорившихся и закрытых микропредприятий превалирует.

В соответствии со статистическими данными Росстата, начиная с 1993 года на период конца 2017 – начала 2018 годов, прекратили свое существование порядка 600 000 индивидуальных предприятий. Сравнивая статистические цифры за 2017 год, можно установить, что количество закрытых предприятий намного больше, чем количество открытых за тот же период.

Из этого можно сделать вывод, что в 2017-2018 годах тенденция, связанная с открытием и закрытием ИП была удручающей. В цифрах эта тенденция выглядит так:

  • закрылось ИП в среднем 9,1 тысяч;
  • открылось ИП в среднем 7 тысяч.

К большому сожалению, на долю малых субъектов хозяйственной деятельности приходится всего около 20 процентов валового внутреннего продукта. Это незначительная часть на фоне того, что приносят промышленные гиганты. Но потери такого количества ИП также больно бьют по экономике, поскольку именно объекты малого бизнеса определяют благосостояние страны.

Поэтому отвечая на вопрос, сколько граждан предпринимателей решили прекратить свою деятельность, можно ответить, что эта цифра значительная, и за 2017 — 2018 года составляет порядка 9,1 тысяч субъектов.

Важно знать, что большинство закрытых микропредприятий и ИП – это следствие самостоятельного решения предпринимателя прекратить свою деятельность. Однако, по данным того же Росстата, около 30 процентов закрывшихся микропредприятий и ИП прекратили свое существование по причине банкротства. В основном, причиной банкротства стала неспособность ИП справиться с усложнившимися экономическими условиями в стране, невозможность в условиях инфляции исполнять свои обязательства перед кредиторами и государственными налоговыми органами.

Видео: Почему закрываются ИП

Анализ причин, по которым субъекты малого бизнеса прекращают свое существование, важны для начинающих предпринимателей, поскольку дают возможность проанализировать чужие ошибки и не допустить их впоследствии в собственном бизнесе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы ответить на вопрос, почему закрытых ИП больше чем открытых, нужно проанализировать три основных фактора:

Читайте так же:  Подарить долю в уставном капитале ооо

Под правовым фактором подразумевается законодательное регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей.

В условиях нестабильной экономики и не вполне разработанного законодательства закономерными становятся частые изменения и дополнения в законодательную базу, издание большого количества нормативных актов и положений, отменяющих предыдущие.

Разумеется, ИП, если он не обладает юридическими познаниями и не содержит штатного юриста, не может уследить за юридическими нововведениями. Тем более, что региональные нормативные акты часто противоречат федеральным, и наоборот. Но незнание закона не освобождает от ответственности, и ИП, сами того не зная, часто становятся субъектами правонарушений, за которые получают наказания в виде штрафов, пени и других санкций. Нередко штраф способен разорить ИП и, как следствие, предприниматель закрывает свой бизнес.

Поэтому правовой фактор, хоть и не основной, но занимает лидирующее место в рейтинге факторов, которые заставляют людей сворачивать свой бизнес.

  1. Прежде всего, это общая стагнация экономики, вызванная введенными санкциями, оттоком капитала из страны, а также резким скачком курса рубля к доллару и другим иностранным валютам.
  2. Низкая стоимость нефти и других ресурсов, которая вынуждает государство сокращать свои расходы на поднятие пенсий и других социальных платежей, что в свою очередь вымывает наличность у незащищенных слоев населения.
  3. Потеря покупательской способности населения. Это одна из основных причин. Население начинает терять работу, поскольку производство и другие отрасли экономики начинают плохо работать. Основная масса сырья покупается за иностранную валюту, естественно цена на товары начинает возрастать, а зарплаты и пенсии не успевают за курсовым колебанием. Это все приводит к тому, что у населения становится меньше денежной массы, и оно не может покупать те объемы товаров, которые могло приобрести в 2013 или 2012 году.

Из этого следует, что малый бизнес, который, прежде всего, ориентирован на население, начинает автоматически нести убытки и сворачивать свою деятельность.

Следующий фактор – это деятельность государства. Большинство специалистов в области экономики, считают, что увеличить число предпринимателей, которые решили прекратить свою деятельность возможно даже при стагнации экономики, но в этом непосредственное участие должно принимать государство.

Если провести аналоги с Европейскими государствами, то там доля в ВВП малых предприятий составляет порядка 40, а то и 50 процентов. Поэтому приоритетом государств является поддержка именно малого бизнеса. Правительство РФ, тоже стало задумываться об этом и уже пошли некоторые сдвиги.

Характеристика основных отраслей, пострадавших в 2014-2015 гг.

Конец 2014-начало 2015 г.г. – период массового ухода с рынков предприятий крупного и малого бизнеса. Предприятия, оставшиеся на плаву, были вынуждены провести реорганизацию штата для уменьшения издержек. Наиболее пострадавшими отраслями, как и в кризис 2008 года, стали банковский сектор, нефтегазовая отрасль, автопром, рекламный рынок, маркетинг и PR, юриспруденция.

Что касается банковского сектора, то в ближайшее время его ожидает глобальная перестройка. Эксперты отмечают, нынешний кризис – кризис плохих активов. Решить проблему непросто: собственники пока не готовы пополнять капитал кредитных организаций живыми деньгами. Единственный сегмент, который по итогам 2014 года ожидало ускорение, — кредитование крупного бизнеса. Однако это краткосрочный эффект, вызванный рефинансированием внешнего долга компаний внутри страны.

По данным ЦБ, прибыль банков на конец 2014 года была на 40,7% ниже, чем в 2013 году и составляла 589 миллиардов рублей. Резервы увеличились с начала года на 1,203 триллиона рублей, или на 42,2%, в то время как в 2013 году — на 411 миллиардов рублей, или на 16,8%.

Нефтегазовый сектор РФ пострадал из-за санкций США и Евросоюза. Сильнее всего по отрасли ударил запрет на поставку в РФ технологий и оборудования. Это привело к закрытию сразу нескольких крупных проектов по разработке месторождений.

Авторынку в 2015 году грозит сокращение продаж на 41%, отмечают аналитики. Максимум, на который могут рассчитывать дилеры – 1,45 млн единиц автомобилей, реализованных в РФ. Несмотря на это «АвтоВАЗ» будет чувствовать себя сравнительно неплохо. Удержаться на плаву ему поможет запущенная в стране программа утилизации. Доля LADA на российском рынке может занять 21%, тогда как годом ранее показатель составлял всего 16,4%.

Рекламный рынок РФ также серьезно просел в 2014-2015 г.г. На крупный федеральных каналах снизилось количество видео рекламы. В целом падение в сравнении с 2013 годом оценивается в 0,8 – 1%.

Минэкономразвития объяснило рост налогов на малый бизнес [комментирует М.Л. Хазин]

В 2018 году в нашей стране было открыто более 290 тыс. предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тыс. компаний. Число закрывшихся за год предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза. В «Финэкспертизе» объясняли эти данные целым рядом фактором: в частности, проблемами с деловым климатом и убыточностью бизнеса.

Между тем чиновники обещают целый ряд послаблений для предпринимателей в будущем. Так, правительство подготовило поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые позволят уйти от такой формы наказания, как приостановка деятельности компании на срок до 90 суток, сообщал недавно вице-премьер Константин Чуйченко.

«На сегодняшний момент КоАП предусматривает такой вид наказания, как приостановление деятельности на срок до 90 суток. Мы понимаем, что для бизнеса, особенно для среднего и малого, это фактически смертный приговор» — сказал Чуйченко на встрече президента с членами правительства

Эти поправки «позволят уйти от этой одной из самых одиозных норм», заявлял вице-премьер.

На днях первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил в эфире Первого канала о том, что налоговая нагрузка на малый бизнес не увеличится до 2024 года.

«Договорились, что в течение шести лет, до 2024 года никаких налоговых повышений не будет. Это однозначно, и эта позиция будет выдерживаться» — резюмировал Силуанов

Статистика открытия и закрытия бизнеса

В Кремле опровергают данные о закрытии почти 700 тысяч юридических лиц. Ранее СМИ сообщали, что это связано с повышением НДС с 18% до 20%, отменой пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, которые работали по упрощенной налоговой схеме, и массовым внедрением контрольно-кассовой техники

Читайте так же:  Смена генерального директора чоп

В Кремле ознакомились с данными СМИ о том, что в России за год закрылись почти 700 тыс. юридических лиц, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Но они не совпадают с официальной статистикой, отметил он.

Ранее Минэкономразвития сообщало о том, что в России за последний год закрылись 668 тыс. юридических лиц.

«По данным ФНС, за четыре года их число уменьшилось на 5,2%, таким образом к началу сентября в России действовало 2,4 млн юрлиц» — отмечали в издании

При этом больше всего фирм было закрыто в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Московской области и Краснодарском крае, следует из данных на сайте ФНС. Прирост компаний зафиксирован только в одном регионе страны – в Чукотском округе.

Это могло быть связано с повышением НДС с 18% до 20%, отменой пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, которые работали по упрощенной налоговой схеме, и массовым внедрением контрольно-кассовой техники.

Однако Минэкономразвития при этом утверждало, что вряд ли такой масштаб закрытия предприятий способен сорвать достижение целей по национальному плану развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии с принятым проектом, число занятых в секторе малого и среднего бизнеса должно вырасти с нынешних 15 млн человек до 25 млн к 2025 году.

По словам Пескова, эта информация не совпадает ни с данными налоговой службы, ни с данными корпорации малого бизнеса.

«Эти данные абсолютно не совпадают с данными, которые мы получили из Корпорации по малому и среднему бизнесу и из налоговой службы, там другие данные, и они свидетельствуют о более благоприятных процессах» — заявил пресс-секретарь президента

Песков признал, что развитие малого и среднего бизнеса в России идет «не без проблем».

Корректной статистике, по мнению Кремля, мешают и «некоторые нюансы».

«Существует целый ряд, например, налогоплательщиков, юридических лиц, которые до этого платили налоги по «упрощенке», но, перейдя потолок оборота, который предусмотрен для «упрощенки», они, соответственно, перестают быть малым бизнесом и переходят в категорию среднего» — объяснил он

В целом, как признал Песков:

«Есть разнонаправленные процессы, и поэтому где-то количество сокращается, а где-то оно увеличивается, но в целом данные, о которых вы говорите, они не подтверждаются теми данными, которые мы получили»

Впрочем, эксперты с этим не согласны. Они говорят о постепенно уходе с рынка малых и средних предприятий.

«Как бы в правительстве ни пытались приукрасить, на постепенный уход компаний влияет удорожание товаров и услуг, связанных с ростом НДС с нового года, поскольку доходы населения не могут расти в силу низкого экономического роста. При этом покупательская способность россиян на услуги малого предпринимательства начала еще быстрее снижаться как раз в этом году. Если тенденция по уходу предприятий МСП продолжится, то о достижении показателей нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса с привлечением до 25 млн трудоспособного населения за пять лет можно забыть. Вряд ли ситуация из негативного перейдет в позитивный рост за короткий срок – в 2020 году возможен небольшой прирост за счет усилий государства и созданных условий для развития бизнеса, но для полного восстановления в рамках всей страны при текущем темпе роста доходов населения в том числе понадобится от трех до пяти лет» — говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

За прошлый год в России ликвидировали в два раза больше компаний, чем открыли, свидетельствовали более ранние результаты исследования аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza.

В 2018 году в нашей стране было открыто более 290 тыс. предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тыс. компаний. Число закрывшихся за год предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза. В «Финэкспертизе» объясняли эти данные целым рядом фактором: в частности, проблемами с деловым климатом и убыточностью бизнеса.

Между тем чиновники обещают целый ряд послаблений для предпринимателей в будущем. Так, правительство подготовило поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые позволят уйти от такой формы наказания, как приостановка деятельности компании на срок до 90 суток, сообщал недавно вице-премьер Константин Чуйченко.

«На сегодняшний момент КоАП предусматривает такой вид наказания, как приостановление деятельности на срок до 90 суток. Мы понимаем, что для бизнеса, особенно для среднего и малого, это фактически смертный приговор» — сказал Чуйченко на встрече президента с членами правительства

Эти поправки «позволят уйти от этой одной из самых одиозных норм», заявлял вице-премьер.

На днях первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил в эфире Первого канала о том, что налоговая нагрузка на малый бизнес не увеличится до 2024 года.

«Договорились, что в течение шести лет, до 2024 года никаких налоговых повышений не будет. Это однозначно, и эта позиция будет выдерживаться» — резюмировал Силуанов

Экономист объяснил сокращение числа юрлиц на 700 тысяч: легализуются самозанятые

По мнению эксперта, налоговая нагрузка и проверки на малый бизнес не уменьшились

28.10.2019 в 21:43, просмотров: 11219

Недавно мой знакомый закрыл свой бизнес – небольшую пекарню, где работала вся его семья. На вопрос, в чем дело, сказал, что и прежде дела шли не очень, а за последний год совсем стало плохо. Налоги растут, количество проверок и поборов со стороны чиновников тоже, а вот выручка падает. У его постоянных покупателей снижаются доходы, поэтому денег на эклеры попросту нет, еле хватает на хлеб.

«Я лучше на хлебозавод пойду работать технологом, все равно у себя в пекарне я не намного больше имею, так зато никакого геморроя».

И так, по-видимому, думают многие частные предприниматели. По данным Минэкономразвития, в России за последний год закрылось 668 тыс. «юридических лиц».

По мнению экономистов, негативную роль сыграло повышение НДС, окончание действия пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков ряда налогов и внедрение контрольно-кассовой техники. В министерстве не исключают, что предприятия малого бизнеса и дальше продолжат закрываться, когда отменят единый налог на вмененный доход. Вместе с тем, риска невыполнения нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства в ведомстве не видят.

Читайте так же:  Выход учредителя из состава ооо проводки

Эта негативная статистика вызвала у СМИ большой интерес, пришлось даже пресс-секретарю Президента России давать комментарий по этому поводу.

Дмитрий Песков однако заявил, что приведенные «данные абсолютно не совпадают» с полученными из Корпорации по малому и среднему бизнесу и из налоговой службы». В Кремле, получается, совсем другие данные, свидетельствующие о более благоприятных процессах. При этом он предположил, что возможно часть юридических лиц просто перешли из категории малого бизнеса в средний бизнес.

«Доля истины в его словах, конечно, есть, – рассуждает экономист Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа компании «ФБК». – Ежегодно у нас сотни тысяч юрлиц как закрываются, так и открываются, поэтому нужно смотреть всю статистику, иначе не будет объективной картины. Но в данном споре я все же на стороне Минэкономразвития. Если бы все было, как говорит господин Песков, и малый бизнес перерос в средний, то в стране не было бы таких стагнирующих темпов роста экономики. И с аргументами коллег из Минэкономразвития по поводу того, что на закрытие предприятий малого бизнеса повлияло увеличение налоговой нагрузки, я тоже согласен.

Но я вижу еще одну причину этого процесса: у нас сейчас идет шумная компания по легализации самозанятых. Может, кто-то действительно хочет выйти из тени из числа самозанятых, но зачастую это индивидуальные предприниматели и сотрудники предприятий малого бизнеса, которые решили перерегистрироваться в самозанятые. Для них такая юридическая форма намного выгоднее, издержек меньше – заплатят налог 6%, как самозанятые, и никаких проблем.

А у малого бизнеса и налоговая нагрузка выше, и проверок больше. Взять те же издержки на приобретение кассового аппарата, вроде бы, невелика сумма – около 16 тысяч рублей, но для регионов это существенные траты, особенно, если предприятие небольшое. Плюс теперь выручку нельзя прятать».

Интересно, что нацпроект по развитию малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы, который был принят в 2019 году, предполагает увеличение количества занятых в этом секторе с нынешних примерно 15 млн человек до 25 млн к 2025 году. Сейчас зарегистрировано 5,8 млн малых и средних предприятий. Также за этот период планируется увеличить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 32,5%.

Реально ли выполнить эти планы, учитывая такие темпы уменьшения количества юрлиц в стране только за один последний год?

По мнению Игоря Николаева, это вопрос риторический, потому что нельзя увеличить долю малого бизнеса, одновременно увеличивая налоговую нагрузку на него.

«Минэкономразвития выступило с инициативой по индексации вмененного налога, фактически это увеличение налоговой нагрузки. Как такая информация повлияет на тех, кто сейчас обдумывает, регистрировать фирму или нет? Естественно, это лишь отпугнет потенциальных предпринимателей. Я уже не говорю о том, что количество различных проверок бизнеса постоянно растет. Недаром же мы говорим о регуляторной гильотине для бизнеса. Может, у власти намерения хорошие, но особого продвижения в этом направлении пока что я не вижу».

Стартап в период стагнации экономики

Динамика открытия и закрытия малых и средних предприятий в России

*Коэффициент рождаемости организаций — отношение количества зарегистрированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, учтенных органами госстатистики, рассчитанное на 1000 организаций.

Статистика открытия и закрытия бизнеса

Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников), за исключением упомянутых в части 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданных юридических лиц (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).

Внимание! В указанную сумму среднесписочной численности работников не включены индивидуальные предприниматели, не привлекавшие работников.

Сколько было закрыто ИП в 2018 году

Экономика нашей страны в настоящее время находится не в лучшем состоянии. Наиболее уязвимым в этот период становится малый бизнес, и, в частности, ИП. В силу данных обстоятельств, вопрос о том, сколько было закрыто ИП по состоянию на 2018 год, интересует многих.

Угрозы и риски при открытии бизнеса в кризис

Главный риск, с которым могут столкнуться начинающие предприниматели в кризис, — невостребованность предлагаемого продукта или услуги. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо тщательно изучить рынок, понять, какие отрасли пользуются спросом, а какие нет. Кроме того, отмечают эксперты, чтобы вывести свой продукт на рынок, необходимо четко регламентировать и оптимизировать все бизнес-процессы. Особое внимание стоит уделить формированию технического отдела и отдела продаж.

Еще один риск, на который сознательно идут начинающие предприниматели, — кредитование. Зачастую стартовый капитал представители малого бизнеса берут под определенный процент в банке. С ростом ключевой ставки ЦБ выросли и проценты выплаты по кредитам. В декабре 2014 года процентная ставка составляла в среднем 25-35%. Кроме того, ужесточились и сами условия получения необходимой суммы.

Согласно статистике, на конец 2014 года объем кредитов, выдаваемых малому бизнесу, сократился на 6%. В денежном эквиваленте – это 7,6 триллионов рублей. Для сравнения: в 2013-м году объем выданных малому бизнесу кредитов зафиксировался на отметке в 8 триллионов. Сократилось и количество одобряемых долгосрочных кредитов. Так, в 2013 году доля кредитов, выдаваемых на срок более трех лет, составлял 15%. В 2014 году – уже 11%. Зато доля кредитов сроком не более года, напротив выросла с 20% до 21%.

Россияне все чаще продают и покупают компании

Видео (кликните для воспроизведения).

Купить готовый бизнес на Avito в начале этого года можно было на 14% дешевле, чем годом ранее, причем больше всего подешевели онлайн-магазины. Общее число предложений о продаже бизнеса выросло на 33%, а спрос увеличился на 15%. Самые дорогие предприятия предлагают в Москве, а самые дешевые — в Ульяновске.

Источники

Статистика открытия и закрытия бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here