Стратегический аудит в системе государственного финансового контроля

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Стратегический аудит в системе государственного финансового контроля". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Государственный аудит в системе государственного финансового контроля: сущность и экономическое содержание

Государственный аудит – это целостная и независимая оценка эффективности деятельности объектов аудита, охватывающая не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками.

Целью государственного аудита является выработка рекомендаций для повышения эффективности управления, направленной на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита и использования государственных средств и активов государства на основе оценки деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора с использованием Системы управления рисками в развитии экономики или отдельных ее отраслей, а также анализ эффективности деятельности государственных органов.

Внедрение государственного аудита должно означать не искоренение действующего государственного финансового контроля, а его гармонизацию с государственным аудитом.

Отличие аудита от контроля заключается в том, что аудит носит больше предупредительный характер.

Государственный финансовый контроль будет направлен на выявление нарушений и принятие мер реагирования (возбуждение административного производства, понуждение к восстановлению (устранению) ущерба, привлечение к дисциплинарной ответственности, передаче материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений), а государственный аудит будет введен в качестве оценки управления, направленной на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита.

Государственный аудит должен не просто констатировать те или иные несоответствия, а выявлять резервы и потенциал использования, управления государственными финансовыми ресурсами с большей отдачей, эффективностью.

Государственный аудит позволит также оценить качество деятельности государственных органов и организаций по управлению финансовыми ресурсами.

В целом государственный аудит будет предполагать оценку деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики или отдельных ее отраслей, сфер государственного управления, позволяющую своевременно выработать рекомендации для повышения эффективности управления и использования государственных средств и активов.

Под сферу государственного аудита подпадут функциональный анализ деятельности государственных органов и их подведомственных организаций, оценка эффективности реализации стратегических целей и задач, программных документов по их достижению, качество оказываемых государственных услуг, а также управление кадровыми, финансовыми, природными и иными ресурсами, принимаемые меры по оптимизации управленческих процессов, в том числе с использованием современных информационных технологий[1].

В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний аудит.

Основной задачей внешнего аудита будет анализ (оценка) эффективного использования национальных ресурсов (финансовых, природных, производственных, трудовых, информационных) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны.

Миссией внутреннего аудита станет анализ достижения государственным органом прямых и конечных результатов, предусмотренных в стратегических и программных документах, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, в том числе исполнения закрепленных за ними функций, качества оказываемых услуг.

Государственный аудит включает аудит финансовой отчетности, аудит соответствия (финансовый контроль) и аудит эффективности.

Аудит финансовой отчетности будет предполагать изучение и анализ финансовой отчетности и учетной системы объекта аудита, позволяющие аудитору выразить мнение о соответствии финансовой отчетности требованиям законодательства и бухгалтерских стандартов.

Аудит соответствия (финансовый контроль) заключается в оценке соблюдения объектом аудита законодательства, в том числе правовых актов, регламентирующих его деятельность.

Аудит эффективности будет предполагать изучение и анализ деятельности объекта аудита на предмет экономичности, эффективности и результативности. При этом аудит эффективности будет основан на усовершенствованной действующей оценке эффективности деятельности государственных органов. Государственный финансовый контроль является составной частью системы управления национальной экономикой, служит основой финансовой стабильности и реализации установленных политических целей правительства. Предпосылкой возникновения государственного финансового контроля (ГФК) выступает контрольная функция финансов за формированием, распределением и использованием финансовых средств всех административных уровней. Определение финансового контроля нашло различное отражение в трудах ряда российских ученых. Так Н.Д. Погосян считает, что «контроль в сфере финансов можно определить, как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также иных хозяйствующих субъектов» [2].

С.О. Шохин под финансовым контролем понимает многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета[3].

Ковалев В.В. определяет финансовый контроль не только как оценку правомерности финансовых действий, но и дополняет их аналитическим аспектом: финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов[4].

В научной литературе советского периода, да и в настоящее время, финансовый контроль формулируется, как одна из форм контроля рублем.

Однако это не в полной мере соответствует действительности. Поэтому трудно согласиться со знаком равенства между финансовым контролем и контролем рублем.

Л.Н. Овсянников считает, что государственный финансовый контроль — это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер[5]. В определенном смысле государственный финансовый контроль — это деятельность, контролирующая кругооборот финансовых ресурсов государства.

В связи с принятием Бюджетный кодекса Республики Казахстан 4 декабря 2008 года был сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансовой деятельности государства и государственного финансового контроля, в частности.

Государственный финансовый контроль – это деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, регламентированная правовыми нормами по контролю над формированием, распределением, целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, государственной и муниципальной собственности, основной целью которого является выявление и предупреждение финансовых нарушений на подконтрольных объектах для экономической стабилизации в стране[6].

Читайте так же:  Образец приказа на аудиторских проверок органов власти

Расходы при осуществлении деятельности государственного финансового контроля могут быть оправданы путем результативной и экономически эффективной его деятельностью.

Основными целями государственного финансового контроля являются прежде всего обеспечение законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, а также стремление наладить действенное управление экономикой, и соответствующей установленным нормам административной деятельности, которые необходимы для стабильности и дальнейшего развития государства в смысле постулатов, лежащих в основе идеологии Организации Объединенных Наций.

В литературе трактуется финансовый контроль как синтез практического опыта и знаний таких дисциплин, как бухгалтерский учет, финансы, анализ хозяйственной деятельности. Поэтому финансовый контроль правомерно рассматривается как межотраслевая, многофункциональная дисциплина. Финансовый контроль осуществляется путем проведения совокупных действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением определенных форм и методов его организации.

Следует выделить такие составные элементы ГФК как бюджетный финансовый контроль и финансово-хозяйственный контроль. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов, всех уровней смет бюджетных учреждений один из важнейших методов бюджетного контроля в управлении госфинансами субъектов хозяйствования, в регулировании социально — экономических процессов в обществе и их развитии. Анализу подвергается бюджетно — налоговая система и ее влияние на различные стороны жизни общества. На основе такого анализа разрабатываются направления долгосрочной политики государства[7].

Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово — хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций по составлению и исполнению бюджета с применение документального и фактического контроля и направлена на выявление экономической эффективности, целесообразности и обоснованности использования бюджетных и внебюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения госсобственности, достоверности ведения бухгалтерской отчетности. [8].

Формирование стратегического аудита в системе государственного финансового контроля на уровне субъекта РФ Николашен, Дмитрий Вадимович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Николашен, Дмитрий Вадимович. Формирование стратегического аудита в системе государственного финансового контроля на уровне субъекта РФ : автореферат дис. . кандидата экономических наук : 08.00.10 / Николашен Дмитрий Вадимович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов].- Санкт-Петербург, 2011.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В

современном мире государственный финансовый контроль (ГФК)
выступает непременным атрибутом системы государственного

управления и залогом успешной реализации государственной политики в
целом. В условиях ускорения темпов глобализации, увеличения
волатильности развития мировой экономики и финансовой системы, а так
же под влиянием мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. проблемы
совершенствования методов и форм государственного регулирования
приобрели чрезвычайную актуальность, вызывая острый интерес ученых,
хозяйственных работников и государственных деятелей. Масштабность и
стремительность происходящих в мире перемен ставят перед ними новые
задачи, важнейшей среди которых является поиск баланса между
эффективностью ограничительных стабилизационных мер,

предпринимаемых государством, и необходимостью формирования потенциала будущего развития.

необходимость проведения скоординированной политики и конкретных действий. Об этом свидетельствуют и регулярные встречи европейских и азиатских саммитов G8 и G20, которые в последние 3 года заканчивались подписанием согласованной декларации о необходимости усиления государственного регулирования и контроля за развитием финансовых рынков, состоянием бюджетной дисциплины, суверенными долгами и другими экономическими показателями.

Данные тенденции не могли не затронуть и Россию. Вслед за изменяющимися внешними и внутренними условиями экономического развития нашей страны, меняется содержание финансовой политики, и в частности, — форм и методов осуществления государственного финансового контроля. Наиболее важным событием последних лет в развитии системы государственного и финансового контроля стало принятие в феврале 2011 года Федерального закона о контрольно-счетных органах субъектов РФ .

Еще в 2003 году в своем докладе на «круглом столе», посвященном аудиту эффективности государственных расходов, Председатель Счетной палаты РФ Степашин СВ., говоря о необходимости активного внедрения аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, подчеркивал острую потребность в разработке предложений по совершенствованию правовой базы государственного финансового контроля и приведению ее в соответствие с международными стандартами 2 . Сегодня, восемь лет спустя, шаги, сделанные в этом направлении, позволили вывести внешний государственный финансовый контроль на качественно новый уровень. Доказательством тому могут служить более 30 аудитов эффективности реализации комплексных государственных программ и бюджетной сферы ряда федеральных округов, проведенных Счетной палатой РФ В 2010 году. Безусловно, это критически мало для такой страны, как Россия, однако не следует забывать, что аудит эффективности на федеральном уровне — это большое, комплексное и трудоемкое мероприятие. Главным событием 2010 года Степашин СВ. считает «переход Счетной палаты на стратегический аудит и искреннюю поддержку этого начинания со стороны президента и

1 Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и
деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований».// Российская газета. — 2011. Федеральный выпуск №5405. — П.фев.

2 Доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на «круглом столе» «Аудит
эффективности государственных расходов: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 16 июня 2003 года).
[Электронный ресурс]. -URL:

руководства правоохранительных ведомств», подчеркивая: «Все понимают: не будет эффективного финансового контроля, не будет и модернизации 3 ».

Объективная необходимость совершенствования системы

государственного финансового контроля в РФ вызвала смещение акцентов в системе государственного финансового управления с целевого и законного использования бюджетных средств на экономичное и эффективное их использование, с контроля текущего бюджетного процесса на контроль среднесрочных и долгосрочных стратегических государственных программ. Концептуальная и методическая неразработанность методов и форм стратегического контроля, в частности на уровне субъектов РФ, и обусловила актуальность темы данного диссертационного исследования.

Читайте так же:  Акции с выплатами дивидендов ежеквартально

Степень разработанности научной проблемы. Проблемы теории и практики государственного финансового контроля в различных аспектах достаточно широко освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых. Среди большого числа научных работ в этой области в первую очередь следует отметить труды Солотюка А.А., Бурцева В.В., Погосяна Н.Д., Шлейникова В.И., Воронина Ю.М., Иванюженко А.Б., Опенышева СП., Рябухина С.Н., Саранцева В.Н., Вознесенского Э.А., Саунина А.Н., Степашина СВ., Шемякина О.В. и других ученых. Проблемы организации и управления государственными финансами исследовались такими учеными, как Воронова Л.К., Явлинский Г.А., Врублевская О.В., Друкер П., Иванова Н.Г., Кучерявенко Н.П., Масгрейв П., Романовский М.В., Якобсон Л.И. и другими. Вопросам корпоративного финансового контроля было уделено внимание в работах Дональдсона Б., Гордона П., Ансоффа И., Боди 3., Гальперина В.М., Гринспена А., Лаффан В., Мертона Р.К., Евдокимова А.В. и многих Других.

Эти труды внесли весомый вклад в разработку теоретических и методических основ государственного финансового контроля, но в тоже время продемонстрировали необходимость дальнейших исследований в данном направлении. Недостаточность практического опыта внедрения стратегического аудита в деятельность контрольно-счетных органов субъектов РФ, слабая адаптация европейских образцов к российским условиям, а также отсутствие единообразных подходов к разработке и

3 Сергей Степашин: Счетной палате несколько тысяч верст не крюк — приедет и проверит [Электронный ресурс] //«Деньги», X» 50 (807) от 20.12.2010. — 2010. — URL :

становлению системы государственного финансового контроля предопределили цель и задачи данного диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертационной работы является развитие системных представлений о государственном финансовом стратегическом аудите и разработка на этой основе методических предложений по внедрению его в деятельность контрольно-счетных палат на уровне субъектов Российской Федерации. Исходя из поставленной цели диссертационного исследования, были сформулированы и решены следующие задачи:

провести анализ современных представлений и практик осуществления государственного финансового контроля в РФ и зарубежных странах;

выявить ключевые теоретические и практические проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации в условиях нарастания неопределенности и турбулентности мирового развития;

уточнить понятие и раскрыть системные элементы стратегического финансового аудита в системе государственного финансового контроля;

раскрыть взаимосвязь и взаимодополняемость традиционного государственного финансового контроля, аудита эффективности использования государственных средств и стратегического аудита долгосрочных государственных программ;

разработать методические вопросы проведения стратегического аудита финансового обеспечения реализации среднесрочных и долгосрочных программ в условиях перехода на программный принцип формирования бюджетов субъектов РФ;

6. обосновать практические мероприятия по внедрения стратегического
финансового аудита в деятельность контрольно-счетных органов
субъектов РФ.

Объектом исследования в данной работе выступила современная система государственного финансового контроля РФ.

Предметом исследования — методы и формы проведения стратегического аудита на региональном уровне (уровне субъектов РФ). Особое внимание в диссертационном исследовании было уделено вопросам согласования стратегического финансового аудита, аудита эффективности и традиционного финансового контроля в единой системе действенного государственного финансового контроля в современных условиях.

Теоретическую основу исследования составили современная теория государственного управления, последние достижения в области публичных финансов, труды отечественных и зарубежных ученых в

Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы и методы научного познания: метод единства анализа и синтеза, методы наблюдения, сравнительный анализ, методы порядкового измерения динамики социально-экономического развития, метод взаимосвязи теоретических и эмпирических аспектов исследования.

Информационной базой стали данные статистических и финансово-экономических изданий России и других стран, информационной сети Интернет; материалы научной периодической печати, научных семинаров и конференций; аналитические статьи отечественных и зарубежных ученых; отчеты и публикации Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Диссертационная работа выполнена в рамках паспорта специальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит».

Научная новизна. В работе представлены системные основы и методологический аппарат формирования стратегического аудита в

системе государственного финансового контроля, обеспечивающие возможность его реализации на региональном уровне в деятельности контрольно-счетных палат субъектов РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные соискателем лично:

уточнено понятие «государственного финансового стратегического аудита»;

обоснована необходимость проведения стратегического аудита на уровне субъектов РФ;

сформулированы ключевые принципы осуществления стратегического аудита контрольно-счетным органом субъекта РФ;

предложен стратегический норматив системной динамики развития субъекта РФ, представленный как порядковое соотношение темпов изменения его ключевых показателей. Данный норматив предлагается использовать в качестве критерия оценки эффективности реализации государственных программ при проведении государственного финансового стратегического аудита;

предложен алгоритм внедрения государственного финансового стратегического аудита в деятельность контрольно-счетных органов субъектов РФ;

сформулированы предложения по совершенствованию законодательной базы и организационных условий проведения стратегического аудита на федеральном и региональном уровнях.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в развитии системных основ формирования государственного финансового стратегического аудита (уточнено само понятие, сформулированы принципы организации и проведения, предложено использование стратегического норматива системной динамики региона для оценки эффективности его развития), что вносит определенный вклад в развитие теории государственных финансов, государственного регулирования и контроля в условиях перехода на программный принцип формирования бюджетов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформулированные выводы и предложения, разработанные методы и модели могут быть использованы в деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ.

Отдельные результаты диссертационного исследования нашли применение в экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Читайте так же:  Дубликат свидетельства о регистрации ооо

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертационного исследования были использованы в учебном процессе в СПбГУЭиФ при чтении лекций и проведении семинаров по дисциплине «Бюджетная система», а также докладывались и обсуждались на семинарах и научных конференциях Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Высшей школы экономики, Международного Банковского Института. По теме диссертационного исследования опубликовано шесть работ, в том числе одна статья в издании, рекомендованном ВАК России общим объемом 1,7 п.л. (авт. вкл. — 1,55 п.л.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников из 160 наименований, в том числе англоязычных 8, 2-х приложений. Основной текст изложен на 146 страницах, содержит 13 подписанных таблиц, 20 рисунков.

Стратегический аудит

Стратегический аудит, как инновационное направление, его методы, задачи и роль в социально-экономическом развитии регионов. Элементы системы государственного финансового стратегического аудита. Конкурентный анализ по модели «5 сил» Майкла Портера.

Подобные документы

Основы государственного аудита как системы стратегического управления бюджетными процессами. Характеристика и особенности критериев эффективных управленческих функций современного государственного аудита, их роль в стратегическом управлении экономикой.

автореферат, добавлен 27.02.2018

Цели и задачи стратегического аудита информационных систем. Особенности разработки предложения на проведение проверки. Рассмотрение наличия актов приемки систем в эксплуатацию, программ и методик испытаний, приказов о внедрении информационных систем.

презентация, добавлен 06.08.2014

Понятие государственного аудита, его основные задачи. Особенности развития государственного аудита в Российской Федерации, его место в действующей структуре государственного финансового контроля. Нормативное правовое регулирование системы аудита.

курсовая работа, добавлен 23.07.2018

Сущность, значение и задачи аудиторской деятельности как разновидности предпринимательской деятельности. История становления и развития аудита. Роль аудита в управлении рыночными отношениями и его местом в системе государственного финансового контроля.

реферат, добавлен 17.02.2011

Определение места стратегического аудита как элемента контроля в системе управления коммерческой организации и системе аудиторской деятельности применительно к условиям развития российской экономики. Методы и процедуры сбора аудиторских доказательств.

автореферат, добавлен 01.05.2018

Анализ института государственного аудита в современных условиях. Механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля. Содержание общих стандартов проведения аудита и их роль в разделении функций и повышении эффективности контроля.

статья, добавлен 25.05.2018

Аудит эффективности — тип финансового контроля экономических и социальных результатов. Приоритетное развитие аудита эффективности в системе государственного контроля. Содержание аудита эффективности и финансового аудита. Основные контрольные мероприятия.

реферат, добавлен 27.03.2015

Содержание финансового контроля, его значение, формы и виды, регламент осуществления и время проведения. Основные методы государственного финансового контроля. Аудит и контроль со стороны органов представительной, исполнительной и законодательной власти.

реферат, добавлен 19.10.2010

Элементы банковского аудита. Условие успешной деятельности аудиторов. Аудит кредитной политики банка. Учет и отчетность в коммерческих банках. Аудит кассы и кассовых операций. Кассовые операции по списанию денег. Нормативная база банковского аудита.

реферат, добавлен 31.03.2012

Цели проведения обязательного и инициативного аудита. Субъекты, в отношении которых проводится обязательный аудит. Объекты финансового аудита, правила выдачи аудиторского заключения. Методы сбора аудиторских доказательств в рамках инициативного аудита.

Современные проблемы государственного аудита в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 20.05.2019 2019-05-20

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Гасымова Э. В. Современные проблемы государственного аудита в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 176-177. — URL https://moluch.ru/archive/259/59319/ (дата обращения: 12.02.2020).

Ключевые слова: государственный аудит, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, внешний государственный аудит, государственный аудитор.

Управление национальными ресурсами как источником благосостояния населения является одной из важнейших задач государства. Контроль за их целевым использованием и эффективностью осуществляется институтом государственного аудита. Его действенный механизм является не только преградой для финансовых злоупотреблений и экономических нарушений, но и основой для сбережения и увеличения финансовых ресурсов. Институт государственного аудита в России существует уже более двадцати лет в виде Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В настоящее время государственный аудит представляет собой вид деятельности, который направлен на повышение эффективности управления национальными ресурсами, составляющими которых являются государственные финансы, природные богатства, интеллектуальный капитал, объекты собственности и многое другое. Государственный аудит является гарантом обеспечения независимого объективного общественного контроля за деятельностью органов власти, выступая от имени государства, ее эффективностью и возможностью достижения установленных целевых показателей развития.

Счетная палата Российской Федерации занимает особое место в системе государственного аудита, данный орган относится к постоянно действующему высшему органу внешнего государственного аудита (контроля), статус независимости которого достигается подотчетностью перед Федеральным Собранием Российской Федерации. В то же время определение «внешний государственный аудит (контроль)» сопрягается с «общественным контролем за расходами национальных ресурсов», что гораздо шире в применении инструментов аудита к долгосрочным стратегическим программам и результатам социальных-экономического развитие государства.

Именно Счетная палата РФ и Контрольно-счетные палаты регионов являются теми органами, на которые возложено решение задач стратегического аудита. Это можно объяснить тем, что в рамках стратегического аудита можно обеспечивать надежную обратную связь в контуре управления, которая будет помогать руководству бюджетных учреждений на каждом этапе осуществления своей деятельности принимать адекватные решения.

Однако, сегодня ощущается серьёзная нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере государственного контроля и аудита. Рабочие места в органах государственного контроля занимают узконаправленные специалисты с экономическим или юридическим образованием, поэтому работодатель (в лице государства) вынужден затрачивать дополнительные бюджетные средства на переподготовку кадров, повышение уровня их компетенции и квалификации. В свою очередь, высшие учебные заведения осуществляют подготовку аудиторов, но в основном для коммерческих организаций, которые имеют определённую специфику.

Читайте так же:  Надежные акции с дивидендами

Несмотря на некоторую проработанность темы нашего исследования, как зарубежными, так и отечественными учеными (Бровкина Н. Д., Лозовский Л. Ш., А. З., Стародубцева Е. Б., Степашин С. В.) вопросы качества подготовки высшими учебными заведениями госаудиторов требуют дополнительного внимания и научного обоснования из-за возрастающей роли этого направления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов, с одной стороны, и с другой — борьбы с коррупцией в органах государственной власти. От качества подготовки государственных аудиторов зависит эффективность использования финансовых ресурсов государств для решения насущных социально- экономических проблем.

«Государственный аудит» как направление подготовки высшего образования является достаточно молодым. Однако, большое количество ВУЗов готовит сегодня специалистов в сфере государственного аудита. В их составе можно выделить Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Поволжский государственный технологический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет и др. В них осуществляется подготовка по базовому курсу (бакалавриат, 4 года обучения) и как завершающий элемент образования — магистратура (2,5 года), однако из-за ограниченности набора они не могут удовлетворить растущий спрос на этих специалистов и поэтому на рынке труда ощущается нехватка их на всех уровнях федерального контроля: от формирования понятийно-нормативной базы до проведения аудита эффективности бюджетных учреждений.

Требования к качеству подготовки специалистов данного профиля сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, в котором определены основные формируемые в процессе обучения компетенции. Они должны быть сформированы у студента в процессе обучения и быть направлены на качественную реализация ими своей профессиональной деятельности, включающей обеспечение контроля и аудита финансовых и иных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и муниципальных органов власти, организаций и учреждений различных форм собственности, процессов формирования и использования данных ресурсов.

Основной задачей можно выделить подготовку высококлассных специалистов финансово-юридической специализации, которые владеют глубокими фундаментальными знаниями в различных отраслях права, в области экономики, сфере государственного аудита, владеющих спецификой современных методик проведения контрольных мероприятий, а также навыков разработки и эффективной реализации управленческих решений.

Свежий взгляд молодых специалистов обеспечит качественное развитие системы, наладит механизм взаимодействия устоявшихся принципов российского аудита и тенденцией в мировом государственном управлении. Одним из таких направлений можно считать значительное усиление внимания правительств стран запада не только к обеспечению целевого характера утвержденных бюджетных расходов, но и к оправданности этих расходов.

В то же время, отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов сферы государственного аудита, владеющих методами проверки отчётной документации, методиками проведения контрольно-ревизионных мероприятий и бухгалтерского учёта, способами анализа полученных данных и выявления тенденций, будет способствовать уменьшению бюрократизации аппарата управления, снижению сроков в принятии управленческих решений.

Поэтому одной из основных задач, которые стоят перед органами государственного финансового контроля — это содействие прозрачности механизма финансового контроля посредством соблюдения норм профессиональной этики аудиторов, формирование ценностной ориентации и воспитание культуры взаимодействия. Образовательный процесс должен обеспечить национальную экономику квалифицированными трудовыми ресурсами, кадрами «нового поколения», которые смогут трансформировать систему государственного аудита в нормативно-правовом и экономическом поле.

Каким должен стать внешний контроль?

Как должен измениться внешний государственный аудит, как ему организовать эффективное взаимодействие с органами внутреннего государственного финансового контроля — на эти и другие вопросы попытались ответить участники Международного семинара «Государственный аудит. Взгляд в будущее», организованного Контрольно-счетной палатой Москвы. В работе семинара приняли участие руководители Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти, члены Управляющего комитета Европейской организации региональных органов внешнего финансового контроля (ЕВРОРАИ), Правительства Москвы, руководители контрольно-счетных органов и органов внутреннего государственного финансового контроля 70 субъектов РФ, представители научного сообщества.

Сосредоточиться на главном

О проблемах организации деятельности регионального контрольно-счетного органа рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Москвы В. А. Двуреченских. В частности, он обратил внимание на несоразмерность установленных законом полномочий региональных контрольно-счетных органов и их ресурсов. Есть вещи, мешающие КСО эффективно выполнять свои главные задачи по контролю бюджетных правоотношений. К примеру, аудиторам нецелесообразно заниматься проверкой достоверности бюджетной отчетности, это вполне может быть сделано силами органов внутреннего государственного финансового контроля. По мнению Двуреченских, сегодня в Законе № 6‑ФЗ, который прописывает общие принципы организации контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, необходимо закрепить исключительные полномочия КСО, связанные с контролем исполнения бюджетов. Кроме того, целесообразно исключить полномочия, носящие формальный характер, а также ограничить полномочия по привлечению к административной ответственности.

Окружающий мир сегодня изменился, и потребитель результатов работы контрольно-счетных органов ждет от них обеспечения добавленной стоимости, то есть максимальной полезности. Многие КСО уже научились и проводят аудит эффективности. Но аудит эффективности возможен, когда уже есть состоявшийся факт, когда ресурсы на достижение каких-то целей уже потрачены. Для того чтобы КСО были способны к развитию, необходимо менять всю парадигму контрольной и контрольно-аналитической деятельности и уходить от осуществления контроля статического и апостериорного к осуществлению контроля преимущественно динамического и априорного. Счетные палаты должны не рассматривать бюджет на предмет соответствия строчек кодам бюджетной классификации, а анализировать его исполнимость, что является частью управленческого аудита.

Кроме того, в условиях всеобщей цифровизации необходим и аудит информации, который позволяет оценить полноту, достоверность, актуальность и качество данных, используемых публичными органами для принятия управленческих решений, а также содержащихся в отчетах публичных органов перед обществом. И стратегический аудит, который контрольно-счетные органы должны научиться проводить в ближайшем будущем, в видении Контрольно-счетной палаты Москвы представляет собой синтез финансового, управленческого аудитов и аудита информации.

Партнерская модель

Развитие партнерской модели руководитель Федерального казначейства видит в совершенствовании системы управления рисками, и реализующим это инструментом на федеральном уровне может стать формирование совместных карт рисков Счетной палаты и Федерального казначейства. Счетная палата, проверив отдельные направления деятельности или расходования средств, выносит представления и предписания и в то же время всегда обращает внимание Правительства РФ на проблемные вопросы, которые могут быть решены посредством инструментария внутреннего государственного финансового контроля. К примеру, так было, когда Счетная палата указала на рост дебиторской задолженности. В результате Казначейство России начало применять новые инструменты — казначейский аккредитив и выделение средств под потребность. «Мы должны проводить такую работу на системной основе и на выбранной площадке каждый год обсуждать, над чем необходимо совместно работать в ближайшей перспективе», — предложил Артюхин.

Читайте так же:  Гарантийное письмо для регистрации юридического лица

На повестке дня — стратегический аудит

В сентябре 2019 года Россия будет принимать конгресс Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), на котором планируется рассмотреть две темы: «Информационные технологии для развития государственного управления» и «Роль высших органов финансового контроля в достижении национальных приоритетов и целей». Экспертная группа, которую возглавляет Счетная палата РФ, готовит дискуссионный доклад именно по второй теме. Аудитор Счетной палаты РФ Д. А. Зайцев отметил, что органы высшего государственного аудита должны оперативно реагировать на происходящие в стране и мире изменения и искать новые для себя функции с тем, чтобы вносить значимый вклад в работу государственной системы.

Сегодня в мировой практике пока еще не существует такого понятия, как стратегический аудит, тем не менее он все активнее входит в повестку многих дискуссий профессионального сообщества. Какие характеристики, какие новые подходы будут отличать стратегический аудит? Конечно, это превентивная работа, направленная на предупреждение каких-то негативных последствий. И когда речь идет о стратегическом аудите, то имеется в виду общегосударственный подход — аудитора в этом случае должны интересовать межотраслевые связи, взаимодействие правительства и организаций. Это должен быть не просто аудит, не просто контроль, а еще и некоторая исследовательская и консультационная деятельность в отношении органов исполнительной власти. И выполнить эту роль орган высшего аудита может только при организации стратегического партнерства с правительством. «Мы должны не разбалансировать систему управления, а наоборот, совершенствовать ее. Быть скорее помощником, нежели выступать в роли критика. Конечно, это требует от нас новых компетенций, и нам есть над чем сегодня работать», — отметил представитель Счетной палаты РФ.

В дискуссионном докладе будут выделены проблемы организации стратегического аудита. Это и вопросы наличия полномочий, и недостаток ресурсов, в том числе и по знаниям и технологиям, и неразвитость методологии. Но самое важное — это институциональные вопросы. «Работа органа внешнего государственного аудита должна приносить пользу органам государственной власти, и при этом он должен сохранить свою независимость. Если мы независимы, но бесполезны, нас перестают слушать. Но если мы говорим об экспертной и консультационной деятельности как о добавлении к аудиторской, независимости мы не теряем. Мы будем консультантом и партнером, но учитывать или нет наши рекомендации — это решение остается за правительством», — сказал Зайцев.

Требуется самоидентификация

Стандарты ИНТОСАИ говорят о том, что высший орган государственного аудита должен оказывать помощь службе внутреннего аудита организаций в том случае, если выявит серьезные проблемы в организации этой службы. Орган внешнего аудита должен поддерживать эффективные отношения со службой внутреннего аудита, но при этом каждый должен заниматься своим делом.

Счетная палата Владимирской области разработала Стандарт по оценке работы внутреннего финансового контроля. В соответствии с этим документом контрольно-счетный орган в обязательном порядке запрашивает результаты внутреннего контроля, анализирует установленные нарушения, определяя эффективность его проведения. «Проводимые нами с 2016 года контрольные мероприятия показывают, что внутренний контроль в ГРБС пока не заработал в должной мере, но положительная динамика наметилась. Мы полагаем, что в скором времени нам не нужно будет прилагать столько усилий для выявления нарушений в системе главных распорядителей. Поэтому логичен вопрос о самоидентификации контрольно-счетных органов», — сказала Тулякова.

Еще в 2004 году Конституционный суд России, анализируя конституционный статус Счетной палаты РФ, в качестве ее основной задачи определил оценку бюджетных решений. Это распространяется и на деятельность региональных контрольно-счетных органов. Сегодня одни КСО в своей работе уделяют внимание экспертно-аналитической составляющей, другие нацелены на контрольную деятельность с применением штрафных санкций. Вероятно, причина последнего кроется в сложившемся стереотипе, когда объект контроля воспринимает контрольный орган только в том случае, если он имеет в том числе карающие функции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но при реализации классического контроля как раз и возникает дублирование функций, от которого нужно уходить. «Полагаю, что будущее контрольно-счетных органов — единственных органов, которые в соответствии с законодательством могут и должны комплексно оценивать эффективность использования публичных ресурсов, — в том, чтобы стать независимым аналитическим центром», — подчеркнула внешний аудитор. Кроме того, она отметила, что, несмотря на то что во Владимирской области конструктивное взаимодействие внешнего контроля с органом внутреннего государственного финансового контроля, в частности территориальным управлением Федерального казначейства, налажено — происходит постоянный обмен данными, согласовываются планы контрольной деятельности, — существуют и некоторые проблемы. В частности, повышению эффективности деятельности контрольно-счетных органов способствовала бы возможность доступа к единому порталу бюджетной системы «Электронный бюджет». Сейчас внешние контролеры могут пользоваться данными только как обычные граждане в открытой части портала.

Источники

Стратегический аудит в системе государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here