Требования к аудитору осуществляющему аудиторскую проверку

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Требования к аудитору осуществляющему аудиторскую проверку". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Читайте так же:  Права учредителя акционерного общества

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

http://base.garant.ru/12164283/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Требования к субъектам, осуществляющим аудиторскую деятельность

Закон об аудите предусматривает возможность осуществления аудиторской деятельности как в правовой форме индивидуального предпринимательства, так и путем создания коммерческой организации. При этом закон устанавливает специальный статус субъектов, осуществляющих аудиторскую деятельность.

Субъекты, осуществляющие аудиторскую деятельность, наделены исключительной хозяйственной компетенцией. В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона об аудите аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Указанное требование продублировано в п. 3 ст. 3 Закона об аудите по отношению к аудитору, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон предусматривает возможность осуществления аудиторской деятельности аудитором в качестве:

— работника аудиторской организации;

— в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора;

— в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

В любом случае аудитор должен отвечать квалификационным требованиям и иметь квалификационный аттестат аудитора.

Аудиторской организацией является коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об аудите аудиторская организация может создаваться в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для коммерческих организаций, за исключением формы открытого акционерного общества.

Закон также содержит требование к штатному составу аудиторской фирмы: в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Нормативно-правовые требования, установленные к организационно-правовой форме аудиторских организаций и их штатному составу, обусловлены тем, что аудиторская деятельность в силу ее специфики должна быть открыта только специалистам. Данные требования также направлены на соблюдение принципа независимости аудиторских организаций и снижения информационного риска для пользователей аудиторских заключений.

В частности, относительно запрета легитимации деятельности аудиторских фирм в форме открытых акционерных обществ отдельно следует отметить, что специфика данной правовой формы, в отличие от формы закрытого акционерного общества, как известно, позволяет акционерам отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества любым физическим и юридическим лицам. Свободное обращение акций открытых акционерных обществ является одним из отличительных признаков этой организационно-правовой формы, невозможность его изменения для субъектов, осуществляющих аудиторскую деятельность, определяется его императивным характером. В то же время данное правило, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об акционерных обществах»*(1325), не позволит обеспечить принцип независимости аудиторских организаций.

Закон об аудите устанавливает требования и к национальности кадрового состава аудиторской организации: не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации, сказано в п. 4 ст. 4 Закона, должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов.

Как следует из данной нормы, введенные в целях защиты российских аудиторов указанные требования распространяются не только на специалистов — аудиторов, но и на весь кадровый состав аудиторских организаций. Законом также не определено, распространяется ли данное требование на лиц, осуществляющих деятельность на основании гражданско-правовых договоров и работающих по совместительству.

Закон об аудите устанавливает требование о лицензировании аудиторских организаций. Однако следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 200-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 июля 2006 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. С одной стороны, отмена лицензирования аудиторской деятельности устраняет бюрократические барьеры на пути осуществления деятельности, но, с другой — на начальном этапе отмены лицензирования это может повлиять на снижение качества аудиторских услуг. Чтобы не допустить подобного негативного проявления отмены указанного способа государственного контроля субъектов, осуществляющих аудиторскую деятельность, необходимо усилить институт саморегулирования аудиторской деятельности.

Виды аудита

Классификацию видов аудита можно провести по различным основаниям.

По виду деятельности субъекта:

2) банковский аудит;

3) аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования;

4) аудит бирж (товарных и фондовых);

5) аудит инвестиционных институтов;

6) аудит внебюджетных фондов;

7) экологический аудит.

По объему проверки:

1) внешний аудит;

2) внутренний аудит.

Внутренний аудит является элементом управленческого контроля. В рамках внутреннего аудита осуществляется не только контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или производственным аудитом.

Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование организации и управления организацией, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств.

Внутренний аудит, как правило, осуществляется по инициативе самого хозяйствующего субъекта, а именно его исполнительных органов.

Внутренний аудит Центрального банка России осуществляется на основании ст. 95 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»*(1326). Порядок его осуществления регламентирован Положением об организации внутреннего аудита в Центральном банке России, утвержденным приказом ЦБР от 31 марта 1997 г. N 02-140 (с изм. от 20 декабря 1999 г.) «О службе главного аудитора Банка России»*(1327).

В соответствии с названным правовым актом под внутренним аудитом Центрального банка России понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс, а также путем целевых аудиторских проверок организации выполнения Банком России отдельных функций или отдельных операций и проверок выполнения подразделениями Банка России и учреждениями банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения, регулирующие их деятельность).

Читайте так же:  Открытие бизнеса автозапчасти

По характеру заказчика:

Правила об обязательном аудите закреплены в ст. 7 Закона об аудите.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Указанная правовая норма закрепляет четыре правовых критерия осуществления обязательных аудиторских проверок: организационно-правовую форму, вид деятельности, экономические показатели и форму собственности проверяемого субъекта. Обязательный аудит осуществляется соответственно в следующих случаях:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, бюро кредитных историй, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подп. 3 п. 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.

Статья 7 Закона об аудите содержит отсылочную норму, в соответствии с которой правило об обязательном аудите в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей может быть предусмотрено и иными федеральными законами.

Требования об обязательном аудите бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующих субъектов содержатся и в ряде иных федеральных законов, регламентирующих правовой статус и условия деятельности отдельных категорий субъектов предпринимательства. Например, в соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерные общества обязаны проводить ежегодные аудиторские проверки перед публикацией обществом годовой бухгалтерской отчетности. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» открытые акционерные общества обязаны ежегодно публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом*(1328). Также приказ Минфина РФ от 28 ноября 1996 г. N 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» предусматривает, что вместе с бухгалтерской отчетностью должна публиковаться информация о результатах аудита публикуемой бухгалтерской отчетности*(1329).

Кроме этого, акционерные общества в соответствии с п. 3 ст. 88 и ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» обязаны осуществлять аудит годовой финансовой отчетности в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг.

Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации или индивидуального предпринимателя подлежит обязательному ежегодному аудиту, в этом случае в соответствии с подп. «г» п. 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение включается в состав бухгалтерской отчетности.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Указанная правовая норма лишает аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводить такие аудиторские проверки, которые квалифицируются как обязательные. Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной»*(1330) данное ограничение предпринимательской деятельности признано соответствующим Конституции РФ.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

http://helpiks.org/6-35191.html

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 4 марта, 1 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 1 мая, 31 декабря 2017 г., 23 апреля 2018 г., 26 ноября 2019 г.

Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 декабря 2008 года

Принятие нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области.

Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2010 года. Одновременно будет введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. На эти объединения будут возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, уставному капиталу аудиторских организаций), призванные повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита.

Читайте так же:  Открытие туристического бизнеса

Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16 настоящего Федерального закона

Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Части 1 — 8 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. N 267, в «Парламентской газете» от 16 января 2009 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. N 1 ст. 15

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого пункта 3 статьи 2 изменений, который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения на территории РФ, и изменений в статью 23, вступающих в силу с 1 августа 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2014 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ

Действие пункта 2 (в части проведения обязательного аудита государственных внебюджетных фондов) и пункта 3 (в части проведения обязательного аудита организаций, являющихся федеральными государственными учреждениями) части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона должно было быть приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г. (Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.)

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 11 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12164283/

Квалификационные требования к аудитору и лицензирование аудиторской деятельности

Аудитор – 1) лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности компании (аудит), а также оказывающее ей консультационные услуги на основе контракта, заключенного с руководителем этой компании. 2) может быть только лицо, имеющее специальное образование и государственную лицензию;

Требования к аудитору: физ. лицо в РФ для того чтобы заниматься ауд. д-тью должно получить квалификационный аттестат аудитора, выдается по итогам квалиф-го экзамена, кот. проводит единая аттестационная комиссия. КА выдается при условиях: лицо сдало квалиф-й экзамен; имеет ко дню объявления результатов квалиф-го экзамена стаж работы связанной с ауд. д-тью или ведением бух. учета не менее 3 лет, из которых не менее 2 лет должны приходиться на работу в аудиторской орг-ии. К экзамену допускаются претенденты получившие высшее образование в имеющем госуд. аккредитацию образовательном учреждении. Аттестат выдается бессрочно, но может быть отозван в случаях: если аттестат получен по подложным документам; если вступил в силу приговор суда запрещающий физ. лицу вести такую д-ть; не соблюдение аудитором требований конфиденциальности и независимости; аудитор систематически нарушает закон-во при проверке; аудитор подписал заведомо ложное заключение; неучастие аудитора в ауд-х проверках в течении 2 лет подряд; аудитор не окончил ежегодные курсы повышения квалификации; аудитор уклоняется от внешнего контроля СРО.

Читайте так же:  Планирование аудиторской проверки ндфл

В соответствии со п. 2 ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренным данным ФЗ и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. В РФ лицензирование отдельных видов деятельности (в том числе и аудиторской деятельности) осуществляется в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

Лицензионные требования и условия осуществления аудиторской деятельности для выдачи лицензии следующие:

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами РФ (в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности) и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;

г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ;

е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

СРО (саморегулируемая орг-ия) – не коммерческая орг-ия, созданная на условиях членства в целях обеспечения осуществления аудиторской деят-ти. Условия открытия СРО: в составе не менее 700 физ.лиц (индивид.аудиторов) или не менее 500 аудиторских орг-ии; наличие утвержденных правил для членов СРО и кодекса проф-ой этики; наличие компенсационного фонда (на основе членских взносов); наличие контролируемого органа.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводимая в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим данный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора, которые не имеет ограничения срока своего действия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9011 —

| 7283 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/5_68219_kvalifikatsionnie-trebovaniya-k-auditoru-i-litsenzirovanie-auditorskoy-deyatelnosti.html

Требования к аудиторской документации в МСА

МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при аудите финансовой отчетности»

44. Аудитор должен включить в аудиторскую документацию следующие аспекты понимания аудитором аудируемой организации и ее окружения и оценки рисков существенного искажения, как это требуется стандартом МСА 315 (пересмотренным):
(a) значимые решения, выработанные в ходе обсуждения между членами аудиторской группы относительно подверженности финансовой отчетности организации риску существенного искажения вследствие недобросовестных действий;
(b) выявленные и оцененные риски существенного искажения вследствие недобросовестных действий на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосылок.

45. В аудиторскую документацию по процедурам в ответ на оцененные риски существенного искажения аудитор должен включить следующее, как это требуется стандартом МСА 33014 :
(a) аудиторские процедуры общего характера в связи с оценкой рисков существенного искажения вследствие недобросовестных действий на уровне финансовой отчетности, а также характер, сроки и объем аудиторских процедур, а также увязку этих процедур с оценкой рисков существенного искажения вследствие недобросовестных действий на уровне предпосылок;
(b) соответствующие результаты аудиторских процедур, включая те процедуры, которые призваны снизить риск обхода руководством средств контроля.

46. Аудитор должен включить в аудиторскую документацию сообщения о недобросовестных действиях, доведенные до сведения руководства, лиц, отвечающих за корпоративное управление, регулирующих органов и прочих лиц.

47. Если аудитор пришел к выводу, что презумпция наличия риска существенного искажения вследствие недобросовестных действий в отношении признания выручки в обстоятельствах данного задания не применима, он должен включить в аудиторскую документацию обоснование для этого вывода.

РДА AuditXP
Z405 Обязанности аудитора при недобросовестных действиях
МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»

29. Аудитор должен включить в аудиторскую документацию выявленное или возможное несоблюдение законов и нормативных актов, а также соответствующие результаты обсуждения с руководством и, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление, и со сторонними по отношению к организации лицами (см. пункт A21).

РДА AuditXP
Z405 Обязанности аудитора при недобросовестных действиях
МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»

Читайте так же:  Открытие бизнеса в латвии

23. В случаях, когда вопросы, о которых в соответствии с настоящим МСА требуется информировать, докладываются в устной форме, аудитор должен включить их в аудиторскую документацию с указанием того, когда и кому они были доложены. Если эти вопросы докладывались в письменном виде, аудитор должен сохранить копию письма и приобщить ее к аудиторской документации ( см. пункт A45).

РДА AuditXP
Z223 Информация о планировании
Z407 Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля
Z409 Информация о результатах аудита

МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

12. Аудитор должен включить в аудиторскую документацию:
(a) общую стратегию аудита;
(b) план проводимого аудита;
(c) все значительные изменения, внесенные в течение проводимого аудита в общую стратегию аудита или план проводимого аудита, а также причины этих изменений (см. пункты A16–A19).

МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»

32. Аудитор должен включить в аудиторскую документацию:
(a) обсуждение между членами аудиторской группы, если это требуется в соответствии с пунктом 10, и принятые значимые решения;
(b) ключевые элементы понимания каждого из аспектов организации и ее окружения, описанные в пункте 11, и каждого из элементов ее системы внутреннего контроля, указанные в пунктах 14-24; источники информации, из которых было получено такое понимание; а также выполненные процедуры оценки рисков;
(c) выявленные и оцененные риски существенного искажения на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосылок в соответствии с требованиями пункта 25;
(d) выявленные риски и относящиеся к ним средства контроля, по которым у аудитора сложилось понимание в результате применения требований пунктов 27–30 (см. пункты A144–A147)

МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»

14. Аудитор должен включить в аудиторскую документацию следующие величины и факторы, которые были проанализированы при определении этих величин:
(a) существенность для финансовой отчетности в целом (см. пункт 10);
(b) если уместно, уровень или уровни существенности для определенных видов операций, остатков по счетам или раскрытия информации (см. пункт 10);
(c) существенность для выполнения аудиторских процедур (см. пункт 11);
(d) данные о пересмотре уровней существенности, обозначенных в пунктах (a)-(c) в ходе аудита (см. пункты 12–13

МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»

28. Аудитор должен отразить в аудиторской документации:
(a) аудиторские процедуры общего характера в ответ на оцененные риски существенного искажения на уровне финансовой отчетности, а также характер, сроки и объем выполненных дополнительных аудиторских процедур;
(b) связь этих процедур с оцененными рисками на уровне предпосылок;
(c) соответствующие результаты этих аудиторских процедур, включая выводы, если они не очевидны (см. пункт A63).

29. Если аудитор планирует использовать полученные в ходе предшествующих аудиторских заданий аудиторские доказательства операционной эффективности средств контроля, он должен включить в аудиторскую документацию свои выводы относительно того, что он полагается на средства контроля, которые тестировались в ходе предшествующего аудита.

30. Аудиторская документация должна содержать доказательства того, что финансовая отчетность сверена с лежащими в ее основе данными бухгалтерского учета.

МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

15. Аудитор должен включить в аудиторскую документацию (см. пункт A25):
(a) величину, ниже которой искажения будут оцениваться как явно малозначительные (см. пункт 5);
(b) все искажения, накопленные в ходе проводимого аудита, с указанием сведений о том, были ли они исправлены (см. пункты 5, 8 и 12);
(c) свой вывод о том, являются ли неисправленные искажения в отдельности или в совокупности существенными, и основания для такого вывода (см. пункт 11).

МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценки справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»

23. В аудиторской документации аудитор обязан отразить:
(a) основание для сделанных им выводов об обоснованности оценочных значений, с которыми связаны значительные риски, и раскрытие информации о них;
(b) признаки возможной предвзятости руководства, если такие имеются (см. пункт А128).

МСА 550 «Связанные стороны»

28. Аудитор обязан включать в аудиторскую документацию наименования выявленных связанных сторон и сведения о характере взаимоотношений между ними

МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»

36. Если внешний аудитор использует работу службы внутреннего аудита, он должен включить в аудиторскую документацию:
(a) сведения по оценке:
(i) того, насколько статус службы в организации и применимые политика и процедуры обеспечивают надлежащую объективность внутренних аудиторов;
(ii) уровня профессиональной квалификации службы;
(iii) того, насколько служба применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества
(b) характер и объем использованной работы, а также то, почему было принято такое решение;
(c) описание аудиторских процедур, выполненных внешним аудитором для оценки надлежащего характера использованной работы.

37. Если внешний аудитор привлекает внутренних аудиторов к непосредственному участию в аудите, он должен включить в аудиторскую документацию:
(a) результаты оценки наличия и значимости угроз для объективности внутренних аудиторов, привлеченных к непосредственному участию, а также уровня их профессиональной квалификации;
(b) основания для принятия решения относительно характера и объема работы, выполняемой внутренними аудиторами;
(c) сведения о лицах, проверявших выполненную работу, и дату и объем такой проверки согласно МСА 23011;
(d) письменное согласие, полученное от уполномоченного представителя организации и внутренних аудиторов согласно пункту 33 настоящего стандарта;
(e) рабочую документацию, подготовленную внутренними аудиторами, привлеченными к непосредственному участию в аудиторском задании.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://old.auditxp.ru/products/Professional/sootvetstvie-msa.php

Требования к аудитору осуществляющему аудиторскую проверку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here