Внутренний аудит финансовых организаций

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Внутренний аудит финансовых организаций". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Внутренний аудит финансовых организаций

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Обзор документа

Письмо Минфина России от 22 июня 2018 г. N 02-02-05/43273 Об осуществлении внутреннего финансового аудита

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев письмо Федерального государственного бюджетного учреждения культуры (далее — ФГБУК) о порядке осуществления внутреннего финансового аудита, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленным в письме вопросам.

Согласно пункту 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее — Правила, постановление) внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

На основании пункта 36 Правил ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, который обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в ФГБУК, что не соответствует пункту 36 Правил. Внутренний финансовый аудит в ФГБУК осуществляет комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, то есть сотрудники, возглавляющие структурные подразделения ФГБУК и осуществляющие внутренние бюджетные процедуры. В связи с этим в ФГБУК функциональная независимость при осуществлении внутреннего финансового аудита фактически не обеспечена.

Таким образом, статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предусмотрено, что внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником (субъектом внутреннего финансового аудита).


При этом Правилами не установлены требования к профессиональному образованию должностных лиц, работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый аудит. Однако, обращаем внимание на то, что при организации внутреннего финансового аудита руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств должны быть приняты меры по обеспечению установленных пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита — законность, объективность, эффективность, независимость и профессиональная компетентность, а также системность, ответственность и стандартизация.

Исходя из положений пункта 28 Правил, полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита включаются в должностные обязанности сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита. При этом в случае привлечения к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников иных структурных подразделений, иных работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, в должностные обязанности привлеченных к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников (работников) полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита не включаются.

Согласно пунктам 44, 45 Правил аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа. Правилами не предусмотрено исключений из данного требования. В связи с этим главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств обязаны формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой аудиторской проверки. Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК при составлении программы аудиторской проверки формирование аудиторской группы, а также распределение обязанностей между членами аудиторской группы не осуществлялось.

По вопросу привлечения внешних экспертов для осуществления внутреннего финансового аудита сообщаем.

На основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения федеральными государственными учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется посредством предоставления из федерального бюджета субсидии (далее — государственное задание, субсидия на государственное задание), объем которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Сущность этапа планирования аудиторской проверки

В соответствии с пунктом 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее — Положение N 640), объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Направления использования субсидии на государственное задание определяются в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом федеральным государственным учреждением в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н.

Согласно положениям подпункта «ж» пункта 20 и подпункта «к» пункта 29 Положения N 640 в базовый норматив затрат на оказание государственной услуги и нормативные затраты на выполнение работы, на основании которых рассчитывается субсидия на государственное задание, включаются, в том числе затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (выполнении работы), включая административно-управленческий персонал (в том числе сотрудники субъекта внутреннего финансового аудита).

Это означает, что в целях привлечения в соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внешних экспертов (исполнителей) для осуществления в ФГБУК внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на государственное задание.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.

Врио директора Департамента С.С. Бычков

Обзор документа

Проанализировано соответствие установленным требованиям процедуры проведения внутреннего финансового аудита в учреждении культуры.

Было установлено, что ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в учреждении. Однако это не соответствует общим правилам.

Внутренний финансовый аудит проводит комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, т. е. сотрудники, возглавляющие структурные подразделения учреждения и выполняющие внутренние бюджетные процедуры. Таким образом, функциональная независимость при реализации мероприятий фактически не обеспечена.

В силу БК РФ внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником.

При этом не установлены требования к профобразованию упомянутых лиц. Однако должны быть приняты меры по обеспечению принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

Также отмечено, что главный администратор (администратор) бюджетных средств обязан формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой проверки.

В целях привлечения внешних экспертов (исполнителей) для проведения внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на госзадание.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в госзадании.

Как финансовый аудит влияет на эффективность компании и в чем суть процедуры

Проведение профессионального финансового аудита поможет:

  • выявить ошибки и недочеты в деятельности фирмы;
  • оптимизировать расходы;
  • повысить эффективность рабочего процесса;
  • выявить соответствие текущей деятельности законодательству

Выбрать услуги финансового аудита.

Обязательный аудит при системном подходе дает очевидные преимущества:

  • выявляются угрозы и нереализованные возможности;
  • учитываются особенности управления;
  • оценивается эффективность бизнеса.
  • формируются рекомендации для руководства;

Подробнее об услуге
и ее стоимости.

Инициативный аудит поможет получить достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании в необходимый срок.

Аудит отчетности по МСФО позволит повысить доверие к отчетности компании, использовать отчетность в качестве весомого аргумента в переговорах с партнерами, в том числе с зарубежными.

Точность, надежность, своевременность — очевидные преимущества проведения аудиторской проверки независимой консалтинговой компанией.

Финансовый аудит — это изучение, анализ и экспертиза финансовой отчетности предприятия на предмет ее достоверности и точности. О том, как проводится процедура и как ее результаты позволят повысить эффективность бизнеса, читайте в нашей статье.

Суть и назначение

Внутренний финансовый аудит представляет собой вид деятельности организации, который на основе внутренней документации контролирует звенья управления и различные сферы деятельности компании. Его производит специальный отдел, который работает в составе проверяемой компании. Этот тип проверки необходим руководству предприятия, дабы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации.

Полученную в ходе исследования информацию в зависимости от формы деятельности предприятия используют участники собрания акционеров, совет директоров, члены производственного кооператива, наблюдательный совет или исполнительные органы.

Проводя внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит , управляющие органы имеют возможность принимать адекватные решения о дальнейшем направлении функционирования компании. При этом целью проведения такой проверки является предоставление им информации по вопросам работы отдельных звеньев, цехов, участков, а также всего предприятия в целом.

Читайте так же:  Открыть ооо не по месту прописки

Внутренний аудит позволяет получить достоверную информацию о существующих факторах, сдерживающих рост и развитие организации. На основе этих данных руководство разрабатывает пути улучшения работы предприятия. Также управляющие органы могут оценить эффективность деятельности компании с экспертной точки зрения. Деятельность внутренних аудиторов носит консультационный характер.

Функции

Проведение внутреннего финансового аудита позволяет тщательно изучить особенности функционирования организации. Это необходимо для повышения качества операций, которые выполняет компания, повышения показателей эффективности работы организации. Для этого внутренний аудит выполняется сразу в нескольких направлениях. Затем полученная в ходе исследования информация анализируется, и делаются выводы о присутствии и возможности устранения сдерживающих развитие факторов.

Внутренние аудиторы проверяют правильность ведения и соответствие реальным показателям финансовой и бухгалтерской отчетности. Также они оценивают эффективность контроля отделов, цехов, филиалов и всех остальных структурных единиц, входящих в состав организации. Поэтому проведение внутреннего аудита в первую очередь рекомендовано в больших компаниях.

Далее производится оценка эффективности системы управления рисками, которая применяется в организации, а также ее финансовые результаты. Также аудиторы изучают целесообразность и экономическую выгоду сделок, заключаемых руководством. Проверяется выполнение норм законодательства при организации деятельности компании.

На основе проведенной проверки аудиторы дают рекомендации, позволяющие увеличить эффективность работы всего предприятия и каждой его структурной единицы отдельно. Могут проводиться расследования некоторых особых случаев, например, при установлении фактов злоупотребления своими должностными обязанностями.

Эффективность внутреннего аудита

Осуществление внутреннего финансового аудита должно быть объективным и эффективным. Чтобы это было возможным, необходимо обеспечить полное выполнение всех принципов проверки, которые были перечислены выше.

Чтобы понять, насколько эффективно и правильно был проведен внутренний аудит, следует обратить внимание на ряд фактов. В первую очередь качественная проверка должна выполняться по установленным ранее планам. Каждый его подпункт должен быть проведен максимально полно.

Также важно оценить, сколько аудиторских проверок проводилось в установленном периоде в организации. После проведенных исследований аудиторы должны давать ряд рекомендаций по улучшению функционирования компании. Эффективная проверка позволяет выявить отрицательные черты управленческой деятельности. При этом становится возможным устранить их и повысить экономическую эффективность, стабильность и рентабельность предприятия.

Гарантировать высокое качество внутреннего аудита могут профессиональные стандарты, этические нормы. В настоящее время их разрабатывают в каждой крупной компании локально. Однако со временем планируется появление централизованного порядка создания этих документов.

Финансовый аудит: зачем он нужен

Финансовый аудит проводится в самых разных организациях, как коммерческих, так и некоммерческих, в том числе и государственных. Итоги финансового аудита используются руководством компании для анализа работы бухгалтерии, принятия решений и планирования деятельности. Они представляют особый интерес для инвесторов, которые могут с их помощью адекватно оценивать перспективы и риски вложений.

Финансовый аудит следует проводить не только в преддверии налоговой проверки. Эта процедура необходима в тех случаях, когда предприятие имеет долги и издержки, если бизнес планируется продать, перед привлечением сторонних инвестиций.

Аудит проводится по определенным стандартам, прописанным в законе, — в нашей стране деятельность аудиторских фирм регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также «Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 года.

Финансовый аудит и эффективность бизнеса

Такого рода аудит позволяет руководителю получить независимое экспертное мнение о платежеспособности и доходности компании, оборачиваемости ее капитала. По результатам проверки руководство фирмы получает полный отчет обо всех интересующих его факторах. Таким образом, аудит финансового состояния предприятия позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, понять, куда именно уходят деньги и в каких объемах, оптимизировать финансовую деятельность, а кроме того, оценить компетентность собственной финансовой службы, устранить недоработки.

Аудиторское заключение подтверждает имидж и улучшает деловую репутацию организации, особенно при заключении договоров с партнерами и с кредитными организациями.

Но для некоторых компаний регулярный финансовый аудит обязателен. Он распространяется на:

  • Открытые акционерные общества (ОАО).
  • Страховые и кредитные компании.
  • Общества взаимного страхования.
  • Товарные или фондовые биржи.
  • Инвестиционные государственные внебюджетные фонды.
  • Фонды, источником формирования финансовой базы которых являются добровольные отчисления.
  • Унитарные государственные и муниципальные предприятия, чья деятельность основана на праве хозяйственного ведения.
  • Компании, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг.
  • Организации, приватизирующие коммунальное или государственное имущество.

Перечень услуг в рамках финансового аудита и консалтинга

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовый аудит включает в себя несколько действий:

  • полную оценку финансового состояния компании;
  • экспертизу эффективности работы компании и финансовых результатов ее деятельности;
  • изучение и анализ финансово-экономических стратегий компании;
  • исследование стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия;
  • прогнозирование перспектив и эффективности хозяйственной деятельности;
  • разработку рекомендации по улучшению финансовой стратегии.

Для этого проводится исследование активов и пассивов, доходов и расходов по всем видам деятельности, изучается влияние отдельных факторов учетной политики и характер движения финансовых средств, сравниваются прогнозы руководства и реальные перспективы, которые вычисляются исходя из уровня доходов и общей финансовой ситуации на предприятии.

Читайте так же:  Обязательная публикация результатов аудита

Решающую роль при проведении финансового аудита играют не только подсчеты чистых доходов и объемов активов. Важны также показатели оборота, аккуратность учета расходов, объем материальных запасов, наличие дебиторской и кредиторской задолженностей и финансовых инвестиций, неучтенные обязательства, аккуратность и правильность ведения баланса компании, достоверность инвентаризации.

Порядок и особенности проведения аудита финансовой деятельности предприятий

Проведение финансового аудита начинается с предварительного планирования — знакомства с компанией, которая будет проводить аудит, определение объемов и типов работ, вычисления стоимости услуг и, наконец, подписания договора.

Затем аудиторами составляется план работ, определяющий их характер и последовательность, начинается собственно проверка.

Финансовый аудит всегда включает в себя несколько элементов — анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, ее проверку на соответствие законодательным нормам и стандартам. По итогам проверки составляется отчет — официальный документ, который оценивает достоверность отчетности компании. Этот отчет содержит исчерпывающие данные обо всех нарушениях и недочетах, найденных в результате проведения финансового аудита. Они классифицируются в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, в этом документе содержатся и рекомендации специалистов-аудиторов по уменьшению финансовых рисков.

Другой документ, который заказчик получает на руки после проведения финансового аудита, — аудиторское заключение. Оно содержит официально подтвержденные данные о правдивости информации, которая была предоставлена для аудиторского анализа, экспертизу имущественного положения и результатов работы кампании за исследуемый период.

Аудиторская компания отвечает лишь за формулирование заключения о достоверности финансовой отчетности. Но вся ответственность за подготовку и представление необходимой документации ложится на руководство компании, и факт проведения финансового аудита не освобождает руководство от ответственности.

Какие организации имеют право проводить аудит финансовой отчетности?

Надежные аудиторские компании отличает большой опыт проведения финансового аудита для самых разных организаций, ведь проведение аудита имеет свои нюансы в зависимости от сферы деятельности предприятия. Аудитор должен быть очень внимательным, высокопрофессиональным и добросовестным.

Например, компания КСК групп, которая уже более 20-ти лет предоставляет аудиторские услуги, считается одной из самых надежных на рынке. Здесь можно заказать проведение бухгалтерского и финансового аудита любого типа, а также консультации по вопросам налогов, управления, автоматизации, международного структурирования, маркетинга, правовых вопросов, HR-консалтинга. По итогам 2015 года КСК групп признана лидирующей компанией на рынке аудиторско-консалтинговых услуг в России, занимая в рэнкинге РА «Эксперт» 14-е место среди крупнейших аудиторско-консалтинговых групп страны, 1-е — в рамках юридического консалтинга, 3-е — в сфере налогового консультирования и 20-е в финансовом секторе консалтинга.

Как проводится внутренний аудит на предприятии

Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.

Принципы проверки

Порядок внутреннего финансового аудита составляется на основе определенных принципов проведения этого процесса. При выполнении этих установленных норм удается получить высокое качество и эффективность результатов проверки.

Первым принципом внутреннего аудита является внеочередность и системность. Проверка при этом может проводиться по плану или при необходимости. Также подобная процедура должна быть объективной. Для всех структурных единиц методы и требования должны быть одинаковыми.

Важным принципом при проведении внутреннего аудита является открытость. Получаемые при проведении исследования результаты нельзя скрывать. Это касается и его итогов.

Аудиторы не должны зависеть от объекта их проверки или быть его конкурентом. Все стадии процесса исследования должны быть задокументированы. Это касается и его итогов, а также вынесения решения.

Также немаловажным принципом проведения внутреннего аудита является предупредительность. После выявления в ходе анализа несоответствий и нарушений, а также их фиксации в соответствующей документации, проверяющий принимает меры по их устранению.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Результат проверки

Внутренний аудит финансовых организаций и предприятий завершается при составлении заключения проверки. Это официальный документ, в котором четко указаны результаты проведенного исследования на объекте. Акты, протоколы имеют право использовать в своей деятельности лица, которые работают с финансовой отчетностью компании.

Читайте так же:  Закрытая международная организация пример

В этом заключении указываются сведения об объекте проверки, а также проведенных проверках регистров финансовой отчетности. В нем также присутствует ссылка на законодательную базу, в соответствии с которой проводилась проверка. В акте указываются выявленные в ходе проверки ошибки или их отсутствие. Аудиторы разрабатывают рекомендации по устранению выявленных несоответствий и сдерживающих развитие факторов.

Заключение подписывают руководитель группы, а также все входящие в нее сотрудники. Фиксируется дата проведения проверки. После этого вносить изменения в составленный документ нельзя. Внутренний аудит и финансовый анализ позволяют улучшить качество управления, устранить негативные факторы развития.

Руководители проверенных подразделений и всего предприятия ставят под заключением свои подписи. При этом они могут указать, что не согласны с изложенными в документе фактами, а также уточнить, с какими именно. Замечания должны быть обоснованными, подкрепляться нормативными актами. Заключение составляется в 2 экземплярах.

Этапы проведения внутреннего аудита

Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:

  1. Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
  2. Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
  3. Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.

Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.

Этапы проверки

План внутреннего финансового аудита включает в себя несколько этапов. Первым из них является предварительное планирование. На этом этапе аудиторы собирают сведения об объекте проверки, анализируют законодательные обязательства и стандарты, которые применяет в своей деятельности компания. Также разрабатываются задачи будущей проверки, просчитываются трудозатраты.

На втором этапе выделяются и оцениваются риски организации, оформляется описание исследуемого объекта. На основе полученных данных разрабатываются задачи аудита. Оцениваются и изучаются риски несовершенства контроля, который производится на отдельных участках и в организации в целом.

Далее план внутреннего финансового аудита предполагает разработку программы исследования. На этом этапе оформляется список главных ошибок, которые присутствуют при осуществлении деятельности объекта. При этом учитывается опыт предыдущих аудиторских проверок. Существующие нормы контроля тщательно изучаются. Предотвращаются и исправляются возможные ошибки.

Этап проведения аудита включает в себя распределение обязанностей между всеми аудиторами. При этом учитывается их квалификация и опыт. Работники выполняют аудит по утвержденной ранее программе.

После проведения проверки осуществляется оценка результатов и их документальное оформление. Внутренние аудиторы составляют акт о проведении исследования. В отчете указываются выявленные ошибки, нарушения, а также оценивается их влияние на результаты работы компании. Указываются рекомендации по улучшению ситуации на исследуемом объекте.

Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Ход проведения аудита

Плановый или внеплановый внутренний аудит происходит по определенной схеме. В компании проводится предварительное совещание. Его организует руководитель группы аудиторов. На этом совещании должен присутствовать инициатор проверки или владелец организации, управляющие органы исследуемых подразделений, а также прочие специалисты, причастные к процессу. На этом совещании участники проверки представляются друг другу, устанавливаются подходы к обмену информацией между ними. Обсуждаются затраты на проведение проверки, а также сроки и место проведения исследования.

Далее происходит выполнение внутреннего аудита по установленному плану. За ход проверки отвечает руководитель группы. Выявляются различные ошибки и несоответствия. Их фиксируют в соответствующих документах. Протоколы и акт внутреннего финансового аудита рассматриваются на заключительном совещании.

После выявления ошибок и несоответствий разрабатываются мероприятия по улучшению состояния деятельности объекта исследования. Устанавливаются конкретные сроки проведения подобных действий.

Виды внутреннего аудита

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит могут осуществляться в различных направлениях. В связи с этим в их структуру входит несколько видов.

В разрезе эффективности хозяйственной деятельности производится функциональный аудит. Он позволяет провести оценку производительности каждой составляющей системы управления. Межфункциональный внутренний аудит изучает полноту исполнения своих обязанностей отдельных структурных единиц при их взаимодействии с другими цехами, участками.

Осуществление внутреннего финансового контроля и аудита также может выполняться в организационно-технологическом аспекте. Такая проверка позволяет изучить работу отдельных управленческих звеньев в разрезе целесообразности их подходов и осуществляемых процедур.

При проведении внутреннего аудита также производится контроль видов деятельности организации. При этом исследуются отдельные бизнес-проекты для поиска путей по их улучшению. Также изучаются внешние связи предприятия, его имидж и рейтинг.

Читайте так же:  Как оформить займ учредителя для ооо

Такой подход позволяет произвести всесторонний аудит подходов к управлению организацией.

Также существует отдельное направление внутреннего контроля, которое исследует соответствие принятых решений предписаниям закона, внутреннему регламенту, правилам и стандартам (в том числе и формальных заданий).

Результаты внутреннего аудита

Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:

  • Перечень проверенных документов и областей деятельности.
  • Выявленные недочеты.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.
  • Лицо, которое проводило аудит.

Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.

К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.

Внутренний финансовый аудит: этапы и задачи

В странах с развитой экономикой большое внимание уделяется проведению внешнего аудита. В нашей стране этому типу проверки финансовой отчетности уделяется пока меньше внимания, чем она заслуживает. Однако внутренний финансовый аудит постепенно развивается. Разрабатывается его законодательная база, обучаются специалисты.

В настоящее время в вопросах проведения внутреннего аудита нет достаточного количества научных и практических разработок. Однако взаимодействие внешнего и внутреннего аудита неустанно усиливается. Какие принципы применяются в процессе проведения подобных исследований, а также основные организационные вопросы, следует знать специалистам различных направлений.

Разновидности внутреннего аудита

Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:

  • Проверка системы управления.
  • Организационно-технический контроль.
  • Контрольный аудит основных направлений деятельности.
  • Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
  • Установление целесообразности деятельности должностных лиц.

Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.

Что проверяется в процессе внутреннего аудита

Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:

  • Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
  • Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
  • Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.

Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.

Порядок проведения

Существует определенный порядок осуществления внутреннего финансового аудита . Он позволяет не только изучить и анализировать существующие в организации особенности функционирования, но и найти пути повышения экономической эффективности работы компании.

С этой целью аудиторы исследуют определенную документацию. В первую очередь сюда следует отнести отчетность за несколько периодов. Сведения, которые указаны в ней, а также статистической, оперативной документации, сопоставляются. Исследуется правильность составления отчетности, а также достоверность указанных в ней данных. После проведения анализа различных финансовых показателей деятельности организации делаются выводы о целесообразности тех или иных решений, принятых руководством.

Перечень вопросов, которые будут исследованы в ходе проверки, утверждает инициатор проведения внутреннего аудита.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

Чек-лист

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Важные качества аудитора

Внутренний финансовый аудит должен проводиться под непосредственным руководством профессионалов. Такие сотрудники должны обладать независимым мышлением, не принимая на веру существующие утверждения об организации деятельности организации, ее структурных подразделений.

Внутренний аудитор должен смотреть на факты объективно и со здоровым скептицизмом. Это позволяет провести проверку качественно. Также подобный работник должен абстрагироваться от личных взаимоотношений, прислушиваться к мнениям своей команды и руководства компании. Аналитические способности аудитора должны быть высокими. Ему придется четко выражать свои мысли и мнения. В случае потребности, сотрудник или руководитель группы должны уметь отстаивать свою позицию. Нередко возникают различные конфликты, из которых необходимо уметь правильно выходить.

Команда опытных, высококвалифицированных специалистов, которые обладают всеми перечисленными качествами, способна обеспечить высокую результативность проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрев, что собой представляет внутренний финансовый аудит , его суть и этапы проведения, можно понять важность этого процесса. Его развитие в нашей стране перспективно и крайне необходимо.

Источники

Внутренний аудит финансовых организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here