Внутренний ведомственный финансовый контроль и аудит

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Внутренний ведомственный финансовый контроль и аудит". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Внутренний ведомственный финансовый контроль и аудит

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Обзор документа

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98727 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 г.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:

1) пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) вступит в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что действующие в настоящее время порядки осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, принятые соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее — Порядки), должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2020 года;

2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.

Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.

Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» и «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: «Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации».

Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита» (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).

Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.

Это означает, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и (или) принявшие решение об упрощенной организации внутреннего финансового аудита с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.

Читайте так же:  Помогу открытии бизнеса

До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, и (или) Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Ранее изданные внутренние акты (стандарты) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению ими внутреннего финансового аудита подлежат уточнению с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита».

Также сообщаем, что в проекте федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» учтены особенности организации и осуществления внутреннего финансового аудита на уровне субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), исходя из которых определены несколько возможных форм организации внутреннего финансового аудита, в том числе упрощенная организация внутреннего финансового аудита.

Обращаем внимание, что объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.

При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Порядков, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части указанного содержания плана).

Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год рекомендуется сформировать с учетом положений Порядков.

Минфин России просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести указанное письмо до главных администраторов бюджетных средств субъекта Российской Федерации, а также до финансовых органов муниципальных образований (главных администраторов средств местного бюджета).

A.M. Лавров

Обзор документа

Минфин выпустил разъяснения по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита с учетом изменений в законодательство, вступающих в силу с 1 января 2020 г., и указал:

— главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий;

— аудит нужно будет проводить в соответствии с федеральными стандартами.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в стандарте «Планирование внутреннего финансового аудита».

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73145724/

Внутренний финансовый контроль и аудит (Бычков С.С.)

Дата размещения статьи: 13.01.2015

27 марта 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. N 193 об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Анализ правоприменительной практики в этой сфере выявил наличие у органов государственной власти ряда вопросов по внедрению и развитию эффективных инструментов внутреннего финансового контроля и аудита.

Цели и задачи

Организация внутреннего финансового контроля

Организация внутреннего финансового аудита

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5349

Энциклопедия решений. Ведомственный внутренний финансовый аудит

Ведомственный внутренний финансовый аудит

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ внутренний ведомственный финансовый аудит осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств:

1) главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств;

2) главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов;

3) главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

Порядок осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). Для обеспечения единообразного подхода к планированию и проведению аудиторских проверок, а также к реализации их результатов во всех публично-правовых образованиях Минфином России утверждены Методические рекомендации (приказ от 30.12.2016 N 822).

На федеральном уровне порядок внутреннего финансового аудита утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила N 193). Порядок осуществления внутреннего финансового аудита главными администраторами средств бюджета субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать положения, регламентирующие механизм передачи материалов, свидетельствующих о выявленных в ходе проверок признаках нарушений законодательства (в том числе нецелевого использования бюджетных средств), в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы (см., в частности, письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-10-10/16621).

Внимание

На федеральном уровне действуют принятые ранее нормативные акты по вопросам ведомственного государственного финансового контроля приказы (распоряжения), издававшиеся в соответствующих ведомствах (например, Положения, утвержденные приказами Росавтодора от 11.05.2012 N 129, Минздрава России от 05.09.2013 N 626н и др.).

Аудиторские проверки осуществляются субъектами внутреннего финансового аудита: структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) бюджетных средств (п. 28 Правил N 193).

Читайте так же:  Уменьшение уставного капитала путем выкупа акций

Внимание

Субъекты внутреннего финансового аудита наделяются полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости. К проведению аудиторских проверок не допускаются должностные лица, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры. Руководитель администратора бюджетных средств обязан исключать их участие в проверках (пп. «г» п. 35 Правил). Для организации внутреннего финансового аудита могут быть использованы трудовые ресурсы ведомственного финансового контроля, который осуществлялся в соответствии с требованиями пп. 11 п. 1 ст. 158 БК РФ (до внесения изменений в БК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ) (письмо Минфина России от 10.02.2016 N 02-11-07/6892). В целях информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового аудита по госконтрактам на конкурсной основе могут привлекаться сторонние исполнители (письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-11-06/19504).

Цели осуществления мероприятий внутреннего финансового аудита перечислены в п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ). Такие мероприятия направлены прежде всего на профилактику возможных нарушений и повышение эффективности бюджетных расходов в ведомстве.

Объектами внутреннего финансового аудита являются (п. 30 Правил N 193):

— структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;

— подведомственные администраторы бюджетных средств;

— подведомственные получатели бюджетных средств.

Согласно п.п. 31, 33 Правил N 193 внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок , которые подразделяются следующим образом:

Где проводится проверка

По месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов

По месту нахождения объектов аудита

По месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита

по месту нахождения объектов аудита

Примечание

К полномочиям Федерального казначейства*(1) и иных органов внутреннего государственного (муниципального) контроля относится проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита (п. 4 ст. 157 БК РФ). С целью методологического обеспечения реализации данных полномочий специалистами финансового ведомства разработана соответствующая Методика (письмо Минфина России от 29.12.2015 N 02-11-05/77284).

Подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита относится к бюджетным полномочиям Счетной палаты РФ (п. 2 ст. 157 БК РФ).

*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Читайте так же:  Дивиденды акций башнефть на сегодня

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Видео (кликните для воспроизведения).

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

http://base.garant.ru/58070595/

Энциклопедия решений. Ведомственный внутренний финансовый контроль

Ведомственный внутренний финансовый контроль

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ внутренний ведомственный финансовый контроль непрерывно осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств:

1) главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств;

2) главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов;

3) главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета.

При этом контрольные функции могут осуществляться руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). На федеральном уровне подобный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила N 193). Принятие Правил N 193 позволило реализовать новые инструменты финансового менеджмента в секторе государственного управления как на ведомственном уровне, так и на уровне государственных (муниципальных) учреждений. Напомним, что мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 N 34н.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля главными администраторами средств бюджета субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать положения, регламентирующие механизм передачи материалов, свидетельствующих о выявленных в ходе проверок признаках нарушений законодательства (в том числе нецелевого использования бюджетных средств), в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы (см., в частности, письмо Минфина России от 11.04.2014 N 02-10-10/16621). В целях информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля по госконтрактам на конкурсной основе могут привлекаться сторонние исполнители (письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-11-06/19504).

Примечание

Для обеспечения единообразного подхода к осуществлению внутреннего финансового контроля приказом Минфина России от 07.09.2016 N 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение требований правовых актов соответствующего органа власти (местного самоуправления), в которых описаны внутренние стандарты и процедуры:

1) составления и исполнения бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета;

2) составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (включая порядок ведения учетной политики).

Главной целью мероприятий внутреннего финансового контроля является профилактика возможных нарушений и повышение эффективности бюджетных расходов в ведомстве.

Внимание

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в рамках соответствующего ведомства, включает контроль за расходами на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ). Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89.

Объектами внутреннего финансового контроля являются структурные подразделения:

— главного администратора (администратора) бюджетных средств;

— соответствующих получателей бюджетных средств.

Формами проведения внутреннего финансового контроля на федеральном уровне являются следующие контрольные действия (п. 5 Правил N 193):

1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;

2) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

3) сверка данных;

4) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

Согласно п. 7 Правил N 193 все контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические (с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц) и смешанные. А в соответствии с п. 8 Правил N 193 возможно применение следующих способов проведения контрольных действий:

— сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;

— выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.

В соответствии с п. 6 Правил N 193 методами внутреннего финансового контроля являются:

— контроль по уровню подчиненности (подведомственности);

Примечание

К полномочиям Федерального казначейства*(1) и иных органов внутреннего государственного (муниципального) контроля относится проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля (п. 4 ст. 157 БК РФ). С целью методологического обеспечения реализации данных полномочий специалистами финансового ведомства разработана соответствующая Методика (письмо Минфина России от 29.12.2015 N 02-11-05/77284).

Читайте так же:  Федеральный стандарт планирование внутреннего финансового аудита

Подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля относится к бюджетным полномочиям Счетной палаты РФ (п. 2 ст. 157 БК РФ).

*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

http://base.garant.ru/58070593/

Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль

Внутрихозяйственный контроль проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру. Внутренний финансовый контроль осуществляется в границах компетенции отдельного министерства или ведомства (внутриведомственный) или в пределах отдельного предприятия, организации, учреждения (внутрихозяйственный).

Внутренний контроль осуществляется в интересах собственника, поэтому его основной целью является оказание помощи руководству или органу управления по эффективному ведению финансовой деятельности.

24.Аудиторский финансовый контроль. Аудиторское заключение: содержание и правовое значение.ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности».

Аудиторский финансовый контроль— это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а ФЛ, как предприниматели. Аудиторы должны пройти аттестацию и получить лицензию. Они не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности.

Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных в законодательстве РФ,а также проверки, проводимые по поручению органов дознания или следователя при наличии санкции прокурора, а также суда(оплата работы аудитора производится предварительно за счет проверяемого эконом субъекта, а повторные ауд проверки производятся за счет средств федерального бюджета,

инициативная— по решению самого экономического субъекта. Государство осуществляет нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности, правительством РФ утверждаются правила (стандарты), кот могут быть императивными и рекомендательными. Аудиторский контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и др службами.

Аудиторское заключение – это акт, в котором излагаются выявленные при проверке недостатки производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, приводятся факты нарушения, бесхозяйственности, злоупотребления, хищений, незаконного расходования средств, размеры причиненного ущерба и последствия допущенных нарушений, неправильное ведение бух учета при составлении отчетности, факты неправильного исчисления прибыли и налогов, и др. Временные правила определили заключение аудитора как особый документ, имеющий юр значение для всех юл и фл, органов гос власти и управления, органов мсу и судебных органов; а также уравняли его с заключением экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Аудиторское заключение состоит из 3-х частей:

Вводная часть — сведения об аудиторской фирме.

Аналитическая часть явл отчетом аудиторской фирмы предприятию об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бух учета и отчетности предприятия, а также соблюдение законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Итоговая часть— «Заключение» представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бух отчетности проверенного экономического субъекта. Она адресуется учредителям субъекта, если иное не установлено договором на проведение аудита. Каждая страница заключения подписывается аттестованным аудитором (руководителем аудиторской группы) и заверяется печатью фирмы. Заключение составляется в трех экземплярах:
1 – в организацию, назначившую проверку; 2–директору проверяемого предприятия;
3 – остается у аудиторской фирмы. По нарушениям и замечаниям на предприятии составляется план мероприятий по их устранению.

Варианты заключений: безусловно положительное, условно полож-ое, отрицательное заключение, с отказом от выражения мнения о достоверности бух отчетности, безусловно положительное при наличии серьезного сомнения в возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным.

26. Правовое и экономическое значение бюджета. Виды бюджетов.Бюджет— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и мсу (Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998). Выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются гос. потребности в денежной форме.

Экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием, распределением и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.

Правовое значение бюджета определяет юр выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме ФЗ, бюджет субъекта РФ — в форме закона субъекта РФ, местный бюджет — в форме правового акта представительного органа МСУ либо в порядке, установленном уставом МО.

Бюджет как правовая категория имеет следующие признаки: 1)это общегос-ый фонд денежных средств, создаваемый для покрытия гос расходов; 2) это финансовый план государства, где указаны его доходы и расходы; 3) это основной финансовый план государства, поскольку наряду с ним действуют и фин-ые планы предприятий, учр-й, организаций (балансы, сметы). Бюджет явл публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит для выражения исключительно общегос-ых интересов, поэтому отношения в этой сфере регулируются преимущественно императивными нормами.

1)Консолидированный бюджет— свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ),имеет два признака:
1) представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, т. е. бюджет соответствующего государственно-территориального или муниц образования; 2)свод бюджетов определенной территории используется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности. В РФ можно выделить: консолидированный бюджет всего государства, образуемый бюджетами всех уровней бюджетной системы; консолидированный бюджет субъектов РФ, складывающийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов МО, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированный бюджет МО, состоящий из местных бюджетов территорий, образующих это МО. В связи с появлением федеральных округов в качестве самостоятельного вида выделяется консолидированный бюджет федерального округа, состоящий из бюджетов субъектов РФ, входящих в соответствующий ФО.

Читайте так же:  Реструктуризация кредита предприятия

2) Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, находящихся в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенных для финансирования функций и задач общегос значения и являющегося основным финансовым планом государства, утверждаемым Гос Думой, Советом Федерации, Президентом РФ.

3)Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; утверждаемым представительным органом в форме регионального закона.

4)Местный бюджет (бюджет МО) – форма образования и расходования денежных средств, предназн для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения мсу; утверждаемым представительным органом. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты образуют бюджетную систему РФ.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

http://studopedia.org/8-149315.html

Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации

Система финансового контроля включает:

1) государственный финансовый контроль,

2) общественный контроль;

3) аудит как независимый контроль.

Государственный финансовый контрольосуще­ствляется в следующих формах:

1) общегосударственной форме;

2) ведомственной форме.

Об­щегосударственный контроль

охватывает всех хозяйствующих субъ­ектов независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Россий­ской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного само­управления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осу­ществляют: Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейст­во, Федеральная таможенная служба, Банк России, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выпол­няет определенные задачи и функции.

К основным задачам финан­сового контроля относятся:

-контроль за образованием и исполь­зованием государственных средств РФ и ее субъектов;

-контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

-контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Основные функции включают:

проверку правильности образова­ния государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования;

контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

обеспечение обоснованности и правомер­ности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

контроль государствен­ного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Ведомственный контроль должны осуществлять федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ, государственные и унитарные предприятия. В данном случае контроль осуществляется:

1) за за­конностью расходования государственных средств, поступивших в распоряжение данных органов и предприятий,

2) за полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед гос.бюджетом и внебюджет­ными фондами по налогам и другим обязательным платежам,

3) за правильностью ведения учета и т.д.

Общегосударственный контроль подразделяется на:

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осуще­ствляет Банк России. Страховой контроль осуществляет Федераль­ная служба страхового надзора, таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и ее подразделения, нало­говый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и ее подразделениями. Использование государственных (бюд­жетных) средств на разных уровнях государственного управления и бюджетной системы РФ контролирует Федеральное казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, созда­ваемые органами исполнительной власти (административный кон­троль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль

проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, федеральных агентов, федеральных служб, органов управления исполнитель­ной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и про­водят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного кон­троля могут привлекаться ревизоры федеральных служб и их под­разделений.

Общественный контрольреализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной вла­сти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных орга­низаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государствен­ного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ).

Ауди­торский финансовый контрольосуществляется в соответствии с нормамиФЗ «Об аудиторской деятельности». Он определяет что, аудиторская деятельность и аудит это предпринимательская дея­тельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтер­ской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпри­нимателей. Аудит обеспечивает как проверку дос­товерности финансовых показателей, так и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятель­ности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Т.е. аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. Кроме того, под аудитом также понимают деятельность, направленную на уменьшение предпринимательско­го риска.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.org/5-111199.html

Внутренний ведомственный финансовый контроль и аудит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here