Законопроект об обязательном аудите

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Законопроект об обязательном аудите". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Законопроект об обязательном аудите

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

Читайте так же:  Порядок создания и реорганизации юридического лица

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Аудит ОЗО

Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ.

Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется.

Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Организации, попадающие под обязательный аудит

Новый перечень случаев обязательного аудита выглядит следующим образом:

  • случаи, установленные федеральными законами;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • фонды (кроме государственных внебюджетных), поступление имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей;
  • организации (за исключением органов госвласти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, организаций потребкооперации), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

1. объем выручки за год, непосредственно предшествовавший отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, начиная с этой даты — более 800 млн (сейчас этот показатель — 400 млн);

2. сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 200 млн рублей, далее — более 400 млн (сейчас критерий по активам — 60 млн).

Таким образом, остались актуальными критерии, обсуждавшиеся весной.

Несмотря на то, что из ч. 1 ст. 5 будет убран ряд пунктов — АО, кредитные и страховые организации — этот обязательный аудит останется как проводимый в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен п. 5 ст. 67.1 ГК и п. 3 ст. 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов — ст. 41 отраслевого закона, в отношении страховщиков — ст. 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Обязательный аудит смогут проводить только аудиторские организации. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и разрабатываемый ежегодно Минфином перечень случаев обязательного аудита также допускает ряд случаев проведения таких проверок индивидуальными аудиторами. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

Понятие независимости

Впервые в ст. 8 Закона об аудите прописано, что понимается под независимостью аудиторов и аудиторских организаций. Это отсутствие зависимости:

  • от проверяемого лица;
  • его учредителей (участников, акционеров);
  • руководителей и иных должностных лиц;
  • других лиц в случаях, предусмотренных Законом об аудите и иными ФЗ, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Сам принцип независимости аудита – это отсутствие имущественной, родственной или другой зависимости.

Читайте так же:  Открытие частного бизнеса

Аудиторы

  • Аудитором будет считаться лицо, получившее аттестат как в соответствии с действующим законом, так и в соответствии со старым законом об аудиторской деятельности — от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ.
  • Будет оговорено, что аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат старого образца, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям (ОЗО).
  • Вводится понятие «руководитель аудита».

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

«Аудиторский» законопроект готов ко второму чтению

Подготовленный ко второму чтению текст «аудиторского» законопроекта ставит точки в отношении будущих параметров деятельности как аудиторских организаций, так и аудиторов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В частности, предусмотрены следующие изменения:

Аудиторские организации и реестр ЦБ

  • Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты — от 12.
  • При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита общественно значимых организаций (ОЗО).
  • Станет нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов.
  • Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости;
  • Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может быть исключена из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости.
  • Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Саморегулируемые организации (СРО)

  • СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.
  • Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год.

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).
Читайте так же:  Письмо уведомление о собрании учредителей ооо

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).
Читайте так же:  Контрольный и неконтрольный пакет акций

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Новые правила независимости аудиторов с 2019 года

Распоряжением от 4 октября 2018 года № 2127-р Правительство РФ одобрило проект ФЗ (далее – Закон об аудите). Он уточняет положения о независимости аудитора/аудиторской фирмы и их профессиональной этике. Рассказываем, благодаря каким ограничениям аудиторы в нашей стране станут более самостоятельными по отношению к руководству проверяемых лиц. Соответственно, будет больше оснований доверять их выводам.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Аудиторское заключение

  • Упраздняется п. 2 ст. 6 об обязательном содержимом аудиторского заключения (АЗ).
  • Остается п. 3, согласно которому требования к форме, содержанию, порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (сейчас это касается также и требований к порядку подписания).
  • Добавляется, что Банком России могут быть установлены требования к полноте раскрытия информации в АЗ (его разделе, отдельном отчете) об отчетности ОЗО на финансовом рынке, к форме такого АЗ.
  • В АЗ по отчетности ОЗО согласно новой редакции закона раскрываются обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность.
  • Вводятся правила подписания АЗ — если аудит проводила фирма, то АЗ подписывается руководителем аудита с указанием его ФИО и номера в реестре аудиторов и аудиторских организаций. В случае проведения аудита индивидуальным аудитором он же и подписывает АЗ. Таким образом, обсуждавшийся вариант проставления на АЗ двух подписей не прошел.
Читайте так же:  Внесение изменений в устав регистрация в налоговой

Основные ограничения

Новые правила независимости аудита (п. 2 ст. 8) называют 9 базовых ситуаций, когда данный аудитор или фирма не могут проводить его. Иные случаи могут быть оговорены федеральными законами и правилами независимости.

Ситуация, исключающая проведение аудита этим лицом
1 Руководители или иные должностные лица аудиторской фирмы/индивидуальный аудитор:
  • учредители (участники, акционеры) аудируемого лица;
  • его руководитель;
  • главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета.
2 Руководители или иные должностные лица аудиторской фирмы/индивидуальный аудитор – родственники:
  • учредители (участники, акционеры) аудируемого лица;
  • его руководитель;
  • главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета.

Родственники здесь – это родители, братья, сестры, дети, супруги, родители супругов и дети супругов.

3 Аудиторская фирма – учредитель (участник, акционер) аудируемого лица 4 Аудируемое лицо – учредитель (участник, акционер) аудиторской фирмы 5 Аудиторская фирма и аудируемое лицо имеют общих учредителей (участников, акционеров) 6 Аудируемому лицу оказывались в течение 3-х лет, непосредственно предшествовавших аудиту, услуги по восстановлению и ведению бухучета 7 Аудируемое лицо заключило:
  • договор страхования ответственности этой аудиторской фирмы/индивидуального аудитора, договор займа, кредитный договор, договор поручительства или выдала независимую гарантию аудиторской фирме/индивидуальному аудитору;
  • договор займа, кредитный договор, договор поручительства с руководителем этой аудиторской фирмы/индивидуальным аудитором или выдала ему независимую гарантию;
  • договор займа, кредитный договор, договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо выдала независимую гарантию родственникам руководителя этой аудиторской фирмы/индивидуального аудитора, либо если указанные родственники – выгодоприобретатели по таким договорам.
8 Аудируемое лицо – кредитор (поручитель, гарант) аудиторской фирмы/индивидуального аудитора в объеме более чем 10% от балансовой стоимости активов 9 Аудиторская фирма, ее руководитель или иное должностное лицо (индивидуальный аудитор), родственники руководителя этой аудиторской фирмы владеют финансовыми инструментами аудируемого лица, указанного в ч. 3 ст. 5 Закона об аудите.

Само собой, ограничения, обеспечивающие независимость аудитора, также не позволяют ему проверять свои «дочки», филиалы и представительства.

Ещё принцип независимости аудитора выражается в невозможности участвовать в проведении аудита (оказании иных аудиторских услуг), если он:

  1. учредитель (участник, акционер) аудируемого лица, его руководитель, главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета;
  2. родственником учредителей (участников, акционеров) аудируемого лица, его руководителя, главбуха или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухучета;
  3. работник аудиторской фирмы, которая участник аудиторской группы, аудируемым лицом которой выступает кредитная организация, с которой им заключен кредитный договор или договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо получивший от этой кредитной организации независимую гарантию, либо с которой такой договор заключен родственником аудитора, либо если указанный родственник – выгодоприобретатель по такому договору;
  4. иные случаи, предусмотренные ФЗ и правилами независимости.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Аудиторский» законопроект готов ко второму чтению

Зачем понадобились поправки

Скорректировать правила независимости аудиторов в России потребовалось в связи с признанными на международном уровне этическими принципами и стандартами их деятельности, которые с 2017 года действуют и в нашей стране.

Причём новый подход к независимости аудита охватывает не только непосредственно проведение аудита, но и оказание сопутствующих аудиту услуг.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Стандарты и отчетность

  • Под стандартами аудиторской деятельности будут пониматься МСА, признанные в России.
  • К бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, помимо того, что относится к ней сейчас, будет относиться консолидированная отчетность, а также сформированная согласно нормативным актам ЦБ (изданным в соответствии с законом о бухучете).

Сфера влияния Банка России

  • Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год.
  • Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.
  • ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом
Видео (кликните для воспроизведения).

Вносится еще и огромное количество других поправок.

Источники

Законопроект об обязательном аудите
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here