Защита прав акционеров и инвесторов

Сегодня мы постараемся раскрыть тему: "Защита прав акционеров и инвесторов". Уточнить актуальность информации на 2020 год, а также задать интересующие вопросы вы можете дежурному юрисконсульту.

Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. N 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. N 1034
«Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации»

ГАРАНТ:

См. Государственную программу защиты прав инвесторов на 1998-1999 годы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785

В целях защиты прав инвесторов и акционеров на фондовом рынке России, в том числе государства как собственника на пакеты акций приватизированных предприятий, в первую очередь имеющих стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, постановляю:

1. Согласиться с предложением Правительства Российской Федерации о создании национальной депозитарной системы, включающей в себя Центральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка (далее именуется — Центральный депозитарий), а также организации, имеющие лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, выданные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее именуются — лицензии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг), и работающие по стандартам национальной депозитарной системы.

ГАРАНТ:

О мерах по созданию национальной депозитарной системы см. постановление Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 741

Установить, что национальная депозитарная система выполняет функции централизованной системы хранения ценных бумаг и учета прав на них.

2. Установить, что Центральный депозитарий является федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, директор которого назначается на должность и освобождается от должности решением Правительства Российской Федерации.

Установить, что Центральный депозитарий не подлежит разгосударствлению и приватизации.

3. Возложить на Центральный депозитарий решение следующих основных задач:

сбор, государственная регистрация и хранение информации, поступающей от эмитентов, регистраторов и организаций, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и входящих в состав национальной депозитарной системы;

ГАРАНТ:

Согласно постановлению ФКЦБ от 29 ноября 1999 г. N 10 предоставление Центральному депозитарию информации фондового рынка влечет признание ее раскрытой и не требует предоставления ее в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или уполномоченный ею государственный орган

предоставление документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении в национальной депозитарной системе либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, по запросам судов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также собственников ценных бумаг.

ГАРАНТ:

См. Положение о предоставлении Центральным депозитарием — Центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 291

Установить, что Центральный депозитарий не может заниматься иной, кроме предусмотренной настоящим Указом, профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также выступать номинальным держателем ценных бумаг.

4. Установить, что вступление в состав национальной депозитарной системы организаций, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, осуществляется на основании их заявлений. Одновременно с заявлением представляются стандарты деятельности соответствующей организации, ее уставные документы, копия лицензии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, решение высшего органа организации о вступлении в состав национальной депозитарной системы, а также договор с Центральным депозитарием о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы.

5. Установить, что форма договора Центрального депозитария и организации, имеющей лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы утверждается Правительством Российской Федерации.

Центральный депозитарий не может отказаться от заключения с организацией, имеющей лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, договора о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы, если он соответствует установленной Правительством Российской Федерации форме.

6. Решение о приеме организаций, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, в состав национальной депозитарной системы принимается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг не позднее двух месяцев со дня подачи заявления. Основаниями для отказа в приеме организаций в состав национальной депозитарной системы являются:

несоответствие стандартов деятельности организации стандартам национальной депозитарной системы;

непредставление необходимых для принятия соответствующего решения документов.

7. Решение об исключении организации из состава национальной депозитарной системы принимается Правительством Российской Федерации в случае лишения организации лицензии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, нарушения организацией стандартов национальной депозитарной системы или расторжения договора с Центральным депозитарием о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации.

8. Установить, что предоставление Центральным депозитарием документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении в национальной депозитарной системе либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, по запросам судов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также собственников ценных бумаг осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение о предоставлении Центральным депозитарием — Центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 291

Документы, выдаваемые в установленном порядке Центральным депозитарием, не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации для подтверждения прав на ценные бумаги. Указанные документы могут быть оспорены в судебном порядке.

Предоставление Центральным депозитарием документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении в национальной депозитарной системе либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, иным юридическим и физическим лицам осуществляется на основании договора и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

Читайте так же:  Мрск центр прогноз акции дивиденды

9. Установить, что до 1 января 1998 г. государственные органы и организации, обеспечивающие хранение находящихся в государственной собственности пакетов акций приватизированных предприятий и (или) осуществляющие функции собственника, управляющего (доверительного управляющего) в отношении указанных пакетов акций либо владеющие ими по договору залога или иному обязательству, должны передать указанные пакеты акций на хранение в одну из организаций, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и входящих в состав национальной депозитарной системы, и зарегистрировать права на данные пакеты акций в этой организации.

10. Правительству Российской Федерации:

принять необходимые меры по организации деятельности Центрального депозитария;

утвердить в месячный срок устав Центрального депозитария; утвердить в месячный срок форму договора Центрального депозитария и организации, имеющей лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы, предусмотрев в нем обязательства сторон по соблюдению стандартов национальной депозитарной системы, меры по совместному финансированию деятельности национальной депозитарной системы, включая страхование рисков, а также условия расторжения договора;

ГАРАНТ:

Устав Центрального депозитария и форма договора о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы утверждены постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 741

сформировать в 2-месячный срок наблюдательный совет Центрального депозитария из числа представителей органов государственной власти Российской Федерации и организаций, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и входящих в состав национальной депозитарной системы;

ГАРАНТ:

Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 423-р утвержден наблюдательный совет федерального государственного унитарного предприятия «Центральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка»

утвердить в 3-месячный срок по представлению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, согласованному с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими депозитарную деятельность, стандарты национальной депозитарной системы;

внести до 1 января 1998 г. в соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта развития рынка капитала изменения, предусматривающие использование части средств займа (до 17 млн. долларов США) на создание Центрального депозитария.

Установить, что решения Правительства Российской Федерации об изменении стандартов национальной депозитарной системы вступают в силу в установленный Правительством Российской Федерации срок, но не ранее чем через шесть месяцев со дня их принятия. До утверждения Правительством Российской Федерации стандартов национальной депозитарной системы участники национальной депозитарной системы действуют в соответствии с договором о взаимодействии.

11. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие расположенным на их территориях организациям, имеющим лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и входящим в состав национальной депозитарной системы.

12. Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России систематически рассматривать положение дел с соблюдением крупнейшими российскими эмитентами прав инвесторов и акционеров.

13. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава 9. Защита прав акционеров

Глава 9.
Защита прав акционеров

9.1. В целях защиты прав акционеров установить, что:

— все обыкновенные акции АО открытого типа вне зависимости от времени их эмиссий равны между собой по объему предоставляемых акционерам прав и размерам выплачиваемых по ним дивидендов;

— годовое собрание акционеров АО открытого типа проводится не позднее 120 календарных дней по окончании финансового года. При этом, вносимые на годовое собрание акционеров баланс акционерного общества, счет прибылей и убытков (годовой отчет), отчет ревизионной комиссии по результатам годовой проверки подлежат утверждению советом директоров АО не позднее 60 календарных дней по окончании финансового года. В случае не утверждения советом директоров баланса АО, он сдается в установленном порядке в налоговую инспекцию, которая назначает аудиторскую проверку за счет средств АО.

9.2. Установить, что только на собрании акционеров и с согласия владельцев трех четвертей обыкновенных акций АО открытого типа, присутствующих лично или через полномочных представителей, за исключением случаев, указанных в пункте 3.8, принимаются следующие решения:

— о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества;

— об изменении размеров уставного капитала АО;

— о залоге, сдачи в аренду, продаже, обмене и ином отчуждении любого имущества, состав которого определяется учредительными документами АО, а также если размер сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает более 10 процентов уставного капитала, или если ревизионной комиссией АО не принято решение об одобрении сделки;

— об участии в холдинговых компаниях, объединениях предприятий и финансово-промышленных группах;

— о реорганизации и ликвидации акционерного общества (положения настоящего пункта распространяются на АО открытого типа, созданные в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, в случае, если на момент общего собрания акционеров в государственной (муниципальной) собственности находится не более 25 процентов акций).

9.3. Запрещается установление каких-либо ограничений и условий для акционеров на продажу находящихся в их собственности акций АО открытого типа.

После продажи 75 процентов акций привилегированные акции по решению общего собрания акционеров могут конвертироваться в обыкновенные.

9.4. В целях защиты прав акционеров запрещается увеличение уставного капитала АО до продажи 75 процентов акций приватизированного предприятия, за исключением случая увеличения уставного капитала по результатам инвестиционного конкурса, осуществляемого с согласия собрания акционеров.

Эмиссию дополнительных акций могут осуществлять АО, созданные в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, менее 25 процентов уставного капитала которых находится в государственной (муниципальной) собственности.

9.5. Совет директоров АО открытого типа избирается на собрании акционеров в количестве не менее 7 членов. В Совет директоров должны входить представитель «Золотой акции», представитель комитета по управлению имуществом, представитель администрации города, района, член трудового коллектива. При выборах совета директоров на каждую обыкновенную акцию приходится число голосов, равное количественному составу членов Совета директоров. При голосовании акционер имеет право отдать полностью или частично все голоса, приходящиеся на принадлежащие ему обыкновенные акции, за одного или нескольких кандидатов в члены совета директоров. Избранными в состав совета директоров считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов. Каждый член совета директоров на заседании совета директоров имеет один голос.

Читайте так же:  Прием на работу учредителя ооо

9.6. На общем собрании акционеров АО не участвуют в голосовании акции, находящиеся в активах эмитировавшего их акционерного общества.

Кворум на собрании определяется без учета этих акций.

9.7. АО открытого типа не могут быть преобразованы в АО закрытого типа, товарищество с ограниченной ответственностью.

9.8. АО обязано не позднее 30 календарных дней до даты проведения собрания акционеров направить каждому акционеру заказным письмом:

— письменное уведомление о времени и месте проведения собрания акционеров;

— утвержденную советом директоров повестку дня собрания акционеров;

— материалы по вопросам повестки дня собрания акционеров, в том числе избирательный бюллетень по выборам в совет директоров и избирательный бюллетень по выборам в ревизионную комиссию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Письменное уведомление тождественно публикации информационного сообщения в средствах массовой информации. Конкретное средство массовой информации определяется на общем собрании акционеров простым большинством голосов.

>
Использование иностранных инвестиций
Содержание
Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике после 1 июля 1994 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Защита прав акционеров

Как известно, реализация прав акционеров наряду с надлежащей деятельностью совета директоров и раскрытием информации — один из краеугольных камней эффективного корпоративного управления. Почему это так важно?
Приобретая акции и предоставляя тем самым свой капитал акционерному обществу, инвесторы надеются, что руководители общества будут использовать эти средства в соответствии с заявленными целями и действовать в интересах владельцев акций. Чтобы эти ожидания превратились в уверенность, необходимы гарантии, т. е. механизмы, обеспечивающие реализацию интересов и прав акционеров. Чем эффективнее такие механизмы, тем лучше инвесторы понимают, каких шагов можно ожидать от должностных лиц компании.

Владельцы акций полагают, что права, полученные ими в обмен на инвестиции, будут реализованы. В основном их интересует право на участие в прибыли компании. Но важны и другие права: например, на голосование по вопросам избрания совета директоров, внесения изменений и дополнений в устав, увеличения или уменьшения уставного капитала, утверждения годового отчета и финансовой отчетности, на получение определенной информации об акционерном обществе и т. д. Осуществление всех этих прав дает инвесторам уверенность в том, что денежные средства, уплаченные ими за акции, принесут доход в виде дивидендов и/или прироста стоимости акций, а не будут присвоены или неэффективно использованы директорами и менеджерами.
Права акционеров можно классифицировать по разным основаниям:

  • имущественные (на дивиденды, распоряжение акциями) и неимущественные (на участие в управлении акционерным обществом, получение информации и т. п.);
  • общие (например, на дивиденды) и специальные (такие как преимущественное право приобретения акций при дополнительной эмиссии);
  • основные (непосредственно связанные со статусом акционера как лица, вкладывающего свой капитал в целях получения дохода: например, право собственности на акции) и вспомогательные (направленные на обеспечение реализации основных прав — в частности, на внесение в реестр, получение информации и т. п.).
  1. надежную регистрацию собственности на акции;
  2. передачу или перевод акций;
  3. своевременное и регулярное получение необходимой и существенной информации о корпорации;
  4. участие в общих собраниях акционеров и голосование на этих собраниях;
  5. избрание и смещение членов совета директоров;
  6. получение доли прибыли корпорации.
  • в странах со слабыми правовыми системами уровень корпоративного управления ниже;
  • уровень корпоративного управления в национальных компаниях зависит от того, насколько значительны информационные асимметрии и искажения рыночной среды, с которыми сталкивается та или иная корпорация;
  • компании, акции которых котируются на фондовых биржах США, имеют повышенный уровень корпоративного управления, и эта зависимость особенно характерна для компаний из стран со слабыми правовыми системами;
  • качественное корпоративное управление оказывает положительное влияние на рыночную стоимость компаний и эффективность их деятельности, причем указанная связь проявляется сильнее в странах со слабыми правовыми системами.

Лекарство для акционеров

Право акционеров потребовать от компании выкупа принадлежащих им акций в определенных законом случаях существует как в англосаксонской, так и в европейской правовых системах. Оно является вспомогательным, т. е. обеспечивающим реализацию основных прав владельцев акций. Каково его назначение, что оно дает акционерам? Для ответа на этот вопрос рассмотрим историю формирования права выкупа, некоторые погрешности российского законодательства и судебную практику в отношении данного права.

История и современность

  • акции котируются на Нью-Йоркской или Американской фондовой биржах или в торговой системе NASDAQ,или
  • число акционеров составляет 2 тыс. и более, а рыночная стоимость находящихся в обращении акций (за вычетом стоимости акций в собственности дочерних компаний, менеджеров высшего звена, членов совета директоров и владельцев-бенефициаров, которым принадлежат пакеты размером более 10% уставного капитала) составляет 20 млн долл. и более.

Такое на первый взгляд несправедливое отношение подтверждает тезис о том, что рассматриваемое право защищает в первую очередь интересы акционеров тех компаний, акции которых не являются высоколиквидными. Помимо указанных исключений, законодательство некоторых штатов позволяет корпорациям определять в уставах ограничения, касающиеся права требовать выкупа привилегированных акций.
Различаются и процедуры реализации права выкупа. Например, по американскому законодательству акционер должен:

  • перед проведением собрания известить компанию о том, что он воспользуется указанным правом;
  • голосовать против или воздержаться от голосования по определенному вопросу;
  • в течение определенного срока после проведения собрания предъявить эмитенту акций требование о выкупе.

Российское законодательство не требует от акционера предварительного уведомления компании о своем намерении. Владелец акций, который не голосовал или голосовал против, должен предъявить обществу требование о выкупе не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров.

Читайте так же:  Открыть валютный счет ооо

Погрешности российского законодательства

Судебная практика

La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Schleifer A., Vishny R. Investor protection and corporate valuation // National Bureau of economic research. Working paper 7403. — October 1999. — P. 27 (http://papers.nber.org/papers/W7403); La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Schleifer A., Vishny R. Investor protection: origins, consequences and reform // National Bureau of economic research. Working paper 7428. — December 1999. — P. 32 (http://papers.nber.org/papers/W7428).
OECD Principles of corporate governance. — OECD. — 2004. — P. 18 (http://www.oecd.org/dataoecd/32/18/31557724.pdf).
Communication from the commission to the council and the European parliament. Modernising Company Law and enhancing corporate governance in the European Union — a plan to move forward. — Brussels, 2003. — Pp. 8, 14 (http://europa.eu.int/eur-lex/en/com/cnc/2003/com2003_0284en01.pdf).
OECD Principles. Оp. cit. — P. 40.

Klapper L., Love I. Corporate governance, investor protection and performance in emerging markets // World bank policy research working paper 2818. — April 2002. — Pp. 24—25 (http://econ.worldbank.org/files/13267_wps2818.pdf).
Corporate governance sector assessment project. Report on the 2003 assessment results. — EBRD. — January 2004. — P. 2 (http://www.ebrd.com/country/sector/law/corpgov/assess/report03.pdf).
Manning B. The Shareholder’s appraisal remedy: an essay for Frank Coker // The Yale Law Journal. — 1962. — Vol. 72. — P. 223.
П. 1 ст. 75 Закона РФ «Об акционерных обществах».
Section 490.1302. Iowa Code 2003.
§ 1304. Main Business Corporation Act.
Абзац 2 п. 3 ст. 76 Закона РФ «Об акционерных обществах».
Постановление Президиума ВАС РФ № 4980/99 от 1 февраля 2000 г.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Волго-Вятского округа от 23 апреля 2003 г. Дело № А82-147/02-Г/4.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Северо-Кавказского округа от 17 июля 2003 г. Дело № Ф08-2086/2003.
Соответствующая поправка была внесена в Закон «Об акционерных обществах» 24 февраля 2004 г.

Автор: Полина Кальницкая, консультант по юридическим вопросам проекта IFC «Корпоративное управление в России»

журнал «Управление компанией» № 12-2004г

Защита прав инвесторов

Говоря об инвестиционных отношениях следует особое внимание уделить их главному субъекту, а именно, инвесторам.

Следует отметить, что законодатель не установил легального определения понятия инвестор, однако раскрытие данной категории можно осуществить через само обозначения понятий инвестиционной деятельности и инвестиций в целом.

Кто такие инвесторы

Инвесторами являются непосредственные участники процессов, связанных с вложением инвестиций, которые могут быть выражены в определённых ценностных ориентирах, в частности денежные активы. Объектом и целью данных вложений является достижении цели в получении прибыли, или иной выгоды.

Однако направление чаще всего связано с достижением экономических целей и прерогатив. Из этого следует определение юридического статуса инвестора. Это субъект инвестиционной деятельности, который предпринимает вложение собственных, взятых в заём или иных активов в качестве инвестиций, с целью обеспечения их целевого использования.

Инвесторами способны быть:

  1. Органы, в пределы компетенции которых входит управление государственным или муниципальным имуществом, или комплексом имущественных прав;
  2. Граждане, предприятия, объединения предпринимателей;
  3. Иностранные физ и юрлица, государства и международные организации.

Правовой статус в России

Относительно законодательного регулирования поведения и отношений в сфере инвестиций касательно вкладчиков необходимо отметить следующее. Законодатель не установил ограничений относительно круга лиц, которые могли бы иметь статус инвестора.

Руководствуясь положениями Закона об инвестиционной деятельности, капиталовложения могут быть выраженными в различных формах, а статус носителя инвестиций способны иметь физ и юрлица, их объединения.

Причём, последние могут быть созданными на договорной основе, путём заключения соглашения о проведении совместной деятельности. Они могут быть и в форме консорциума, целью создания которого является осуществление крупномасштабных проектов строительства.

Они могут быть представлены коммерческими и некоммерческими организациями, а также государственными органами и органами МСУ. Правовой статус определяется в зависимости от вида вложенных активов и рынком, на котором происходит осуществление инвестиций.

Регулятором инвестиций в форме капиталовложений служит Закон об инвестиционной деятельности. Принципиальный подход к урегулированию правового положения вкладчиков предполагает обеспечение равного уровня прав и гарантий, обременение одинаковой меры ответственности на всех инвесторов, вне зависимости от формы ведения бизнеса и формы собственности.

Права инвесторов, которые осуществляют портфельные инвестиции, находят определение в ценных бумагах, пребывающих в их владении. Примером может послужить тот факт, что обыкновенная акция способна удостоверить имущественные права, в частности на получение доходов в форме дивидендов, а также на квоту в случае ликвидации, а также ряд неимущественных прав в форме участия в управлении, а также на получение информационных сведений относительно текущих дел общества.

Обязанности инвесторов, которые занимаются осуществлением капитальных вложений также нашли своё закрепление на законодательном уровне, и находят своё отражение в части:

  1. соблюдения заявленных стандартов, выраженных в нормах и правилах;
  2. исполнения требований, оговоренных законом, которые предъявляются компетентными органами;
  3. в использовании активов, исходя из заявленного целевого назначения.

Если говорить об иностранных инвесторах, то их права и обязанности отражаются как законодательством страны резидента, так и законодательством страны, в которой размещены вложения.

Конституция РФ говорит, что права и обязанности одинаковы для всех. Исключение составляют случаи, которые определены федеральными законами или договорами Российской Федерации (ч.3 ст.62).

Какие организации призваны осуществлять данную защиту

Статья 27 федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусматривает правовую возможность общественных организаций инвесторов на осуществление контроля за порядком соблюдения условий по хранению и реализации имущества должников, предназначением которого является удовлетворение имущественных требований инвесторов-физических лиц в связи с совершением противоправных действий на рынке ценных бумаг в порядке, который установил законодатель РФ.

На основании Указа Президента РФ от 18 ноября 1995 года № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» было осуществлено создание Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.

Читайте так же:  Налог ру смена директора ооо

Способы осуществления защиты

Инвестор обладает правом реализации любой допустимой формы обращения в компетентные органы с целью защиты своих нарушенных или оспоренных прав.

Форма защиты предполагает собой совокупность комплекса действий в части осуществления согласованных мероприятий, призванных осуществить защиту субъективных прав, и определяемый законом спектр действий компетентных органов относительно установки фактических обстоятельств, с целью применения законодательства о рынке ценных бумаг, формированию наилучшей линии защиты права, а также рассмотрения возникшей спорной ситуации по существу.

На практике часто можно заметить возникновение необходимости по устранению коллизий в нормах ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Ряд случаев говорит о необходимости системного применения судами указанных положений.

С одной стороны можно отметить, что это служит интересам акционеров, что связано с применением дополнительных санкций по отношению к нарушителям прав последнего, которым выступает эмитент.

С другой стороны, это может существенно усугубить положение акционеров, чьи права были нарушенными. Система методов защиты прав инвестора предполагает собой возможность применения совокупности предусмотренных законом и допустимых мер относительно восстановления нарушенных прав, а также пресечению и предупреждению нарушений. Существующие особенности и многообразие способов защиты предполагает собой комплекс возможных и допустимых мер относительно восстановления нарушаемых или нарушенных прав, а также мер по пресечению и предупреждению их нарушения.

Именно их универсальность позволяет определить и выработать самостоятельную систему мер по защите прав инвесторов и акционеров, в качестве субъектов правоотношений, возникающих на рынке ценных бумаг:

  • первую группу составляют способы, применив которые можно подтвердить защищаемое право, а также подвергнуть обязанность изменению;
  • вторую группу составляют способы, позволяющие предупредить, а также осуществить пресечение существующих нарушений прав акционеров;
  • третью группу составляют способы защиты, применение которых предполагает достижение цели по восстановлению нарушенных прав акционеров, а также компенсацию потерь, которые были понесены в результате нарушения прав.

О необходимости проведения данных мероприятий рассказано в следующем видеоматериале:

Особенности для иностранных акционеров

Для примера можно привести Сеульскую конвенцию 1985 года об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 года).

Основной идеей, воплощённой в содержании Сеульской конвенции, была узаконенная возможность предоставления иностранным инвесторам финансовых гарантий от подтверждения некоммерческим рискам путем осуществления страхования инвестиций.

Основной задачей Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которое является организацией с международным статусом, – это предоставление гарантий, в числе которых страхование рисков инвестиций, осуществление которых происходит в какой-либо из стран – членов Агентства из других стран, которые также имеют статус члена агентства.

Гарантии находят своё распространение:

  • на риски, которые связаны с переводами валюты;
  • риски в виде экспроприации или аналогичных мер;
  • риски в виде нарушения договоров, что включает в себя отказ от принимающего правительства относительно договора, стороной которого является держатель гарантий либо несоблюдение пунктов такого договора в случаях, которые определены в Конвенции.

Об особенностях и правилах осуществления данной защиты рассказано в ходе следующей видео дискуссии:

3.2.2 Защита прав инвесторов и акционеров. Компенсационные схемы

Центральной задачей совершенствования законодательства должна стать защита прав инвесторов и акционеров. При этом необходимым является достижение согласованности различных нормативных актов, регулирующих российский фондовый рынок.

Зашита инвесторов осуществляется как традиционными методами и способами (возмещение убытков и т.д.), так и специфическими способами, свойственными именно финансовым рынкам, и, прежде всего, той его части, которая именуется рынком ценных бумаг (фондовым рынком).

В развитых юрисдикциях активно используется такой способ зашиты как создание различного рода компенсационных фондов (или схем), целью которых является компенсация некоторых инвестиционных рисков. Указанные схемы являются очень эффективным средством компенсации потерь инвесторов. Например, согласно отчетам, схема компенсации инвесторам Великобритании с 1988 по 1996 гг. признала несостоятельными около 300 инвестиционных фирм, выплатила более 103 млн. фунтов около 10.000 пострадавшим от их деятельности инвесторам. Государство не затратило на эти выплаты ни пенса. Большинство удовлетворенных Схемой претензий составляли суммы от 30000 фунтов, что позволило полностью компенсировать все потери инвесторов.

Такого рода компенсационные схемы функционируют (и достаточно давно) в США, Канаде, Великобритании и в целом Европейском Союзе.

Единого правового регулирования государственной компенсационной программы (схемы) в РФ в настоящее время нет.

Можно указать на три упоминавшихся выше нормативных акта, которые регулируют функционирование такого рода схемы: Федеральный закон «О защите нрав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об инвестиционных Фондах» и обновленный Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. №1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров». Причем все три документа устанавливают разный правовой режим такого рода программ (схем).

1. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[56] (ст. 19) предполагает создание особой некоммерческой организации — федерального компенсационного фонда — в целях выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам. Адресаты компенсационных выплат фонда — инвесторы — физические лица — определены как лица, которые не смоги получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества. При этом указано, что право на получение компенсаций имеют инвесторы — физические лица в связи с причинением им ущерба профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Фонд не осуществляет выплаты компенсаций физическим лицам, являющимся владельцами ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Источники формирования средств фонда специально законом не установлены.

Обязательность предварительного обращения в суд весьма серьезным образом снижает эффективность данного компенсационного механизма, поскольку судебные процессы могут длиться весьма продолжительное время, за которое причитающиеся денежные средства могут обесцениться.

Читайте так же:  Открытие акции дивиденды

2. Вторую компенсационную схему предусматривает ст. 63 упоминавшегося выше Федерального закона «Об инвестиционных фондах»[57]. Компенсационная схема, по сути ее описания, представляет собой схему временную, о чем свидетельствуют слова: «впредь до вступления в силу федерального закона, устанавливающего условия и порядок выплаты компенсаций гражданам причиненного им ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями, специализированными депозитариями, а также лицами, осуществляющими ведение реестров владельцев инвестиционных паев, возложенных на них законом или договором обязанностей, применяется установленный настоящей статьей порядок защиты имущественных прав граждан». В приведенном тексте помимо этого указанны отчасти и основания для начала работы такой схемы — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны указанных субъектов. Отметим, что количество субъектов здесь с одной стороны, меньше, с другой, в их число входят не только профессиональные участники рынка ценных бумаг, но и юридическое лицо — организатор схемы инвестирования — акционерный инвестиционный фонд.

Установлен и адресат компенсационных выплат — граждане. Интересно, что если в ст. 19 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» речь идет о физических лицах, то здесь о гражданах, что может означать, что иные категории — иностранные инвесторы и лица без гражданства в число получателей компенсации попасть не могут.

Компенсационный фонд не выплачивает компенсации владельцам акций акционерных инвестиционных фондов и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, ограниченных в обороте.

Источники формирования имущества компенсационного фонда не установлены. Максимальный размер и порядок выплаты компенсаций должен быть установлен Правительством РФ. Законом закреплено важное правило о том, что компенсационный фонд приобретает право требования гражданина, получившего компенсацию, к должнику в полном размере.

3. Третья государственная компенсационная схема установлена упоминавшимся выше Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. №1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»[58].В соответствии с ним был образован так называемый Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ). Появление этого документа было «ответом» государства на проблему «финансовых пирамид», строительство которых буквально «захлестнуло» всю страну начиная с 1992 года.

Анализ первоначальной редакции указа обнаруживает, что это была весьма своеобразная компенсационная схема, поскольку в ее правовом регулировании не просматривается связь между имуществом, изъятым у «финансовых пирамид» и выплатами пострадавшим вкладчикам и акционерам. Большая часть средств этой организации формировалась за счет бюджетных источников. Серьезным вопросом был и тот, что совершенно было неясно, как и в каком порядке должны лица доказывать, что они имеют право на получение соответствующей компенсации.

Сейчас этот указ по-прежнему указывает на существование Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. Однако, некоторым образом поменялись основные цели деятельности фонда. Уточнились порядок и основания получения компенсационных выплат.

Итак, получают компенсации от этого фонда только те лица, которые пострадали от действий иных лиц на фондовом рынке, которые включены в соответствующий реестр.Главный вопрос состоит в том, а как этот реестр формируется? По каким критериям в него попадают субъекты? Этот вопрос оставлен указом без ответа.

Важно отметить, что данный документ, похоже, функционально предназначен для компенсации не только лицам, пострадавшим от профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов, т.е. от субъектов, осуществлявших ненадлежащим образом лицензированную деятельность, но и для компенсаций за осуществление безлицензионной деятельности, о чем говорит и само название реестра.

Итак, три документа устанавливают, по сути, три разных правовых режима деятельности государственной компенсационной схемы (программы). Причем, ни один из них не является до конца продуманным и разработанным. Наряду с государственными компенсационными схемами (программами, фондами), действующее законодательство предусматривает многочисленные случаи образования компенсационных, гарантийных и иных схем (фондов), функционирующих на принципах взаимного страхования и самострахования.

Организаторами таких схем могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, общественные объединения инвесторов — физических лиц.

Ни порядка деятельности таких организаций, ни их юридической основы, ни порядка формирования и использования имущества, ни порядка и условий выплаты компенсации, ни закон, ни иные нормативные акты не устанавливают[59].

Таким образом, для создания компенсационных (гарантийных) схемах на рынке ценных бумаг необходимо принятие полноценного закона, который бы урегулировал соответствующий вопрос. Существуют два главных вопроса, на которые законодатель должен ясно ответить: риски каких потерь и в каких объемах компенсируются через данный механизм, а также кто будет компенсировать возможный ущерб?

Представляется, что как и в развитых развитыми рынках, платить за поддержание такой схемы должна сама индустрия ценных бумаг. Государственная поддержка, а может и прямое финансирование, также должны быть предусмотрены, но только в качестве дополнительных поддерживающих деятельность схемы механизмов. Выплата компенсаций за счет бюджета, во-первых, дело весьма дорогостоящее, а, во-вторых, не справедливое, так как риски инвестирования одних (и некачественное осуществление профессиональной деятельности других) «перекладываются» на все общество в целом. Отметим также, что схему финансирования компенсационных фондов за счет индустрии, государство уже реализует в рамках Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[60]. В соответствии с указанным законом банки обязаны уплачивать страховые платежи в фонд обязательного страхования вкладов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, система компенсационных фондов, если исходить из международного опыта, должна играть роль ведущего механизма возмещения потерь клиентов операторов рынка. Создание единого законопроекта в этой области является важным шагом к совершенствованию защиты прав инвесторов и акционеров на рынке ценных бумаг, и, как следствие, повышению уровня безопасности фондового рынка.

Источники

Защита прав акционеров и инвесторов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here